Реферат по предмету "Психология"


Связь полоролевой идентичности с поведением девочек младшего подросткового возраста

--PAGE_BREAK--Конфликты, возникающие на стыке самореализации и функционально-ролевого поведения, существуют на протяжении всей жизни человека, они особенно обостряются в периоды кризисов и достигают своего апогея в пору юности. При этом идентичность не формируется в подростковом возрасте раз и навсегда; в сущности, этот процесс не прекращается всю жизнь. И самореализация, и функционально-ролевое поведение постоянно порождают проблемы, требующие сознательной переоценки ценностей. В жизненном процессе мы продолжаем создавать нашу собственную личностную и социальную идентичность. В этом смысле правильнее было бы говорить не о пассивном формировании идентичности, а о перманентном творческом процессе, в ходе которого мы создаем и модифицируем свою идентичность. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Многие специалисты считают, что подростковый возраст — это период ролевого экспериментирования, когда подросток «примеряет к себе» различные взгляды и интересы. Нередко высказывается опасение, что современная ситуация конкуренции в сфере образования и необходимость раннего профессионального выбора лишают многих подростков возможности по-настоящему исследовать жизнь. В результате некоторые подростки «выпадают» из социума, чтобы получить время для размышлений о том, что они хотели бы делать в жизни, и для испытания различных вариантов идентичности. Разнообразные коммуны и религиозные группы зачастую становятся временным пристанищем для молодых людей, ищущих свой образ жизни. Здесь они находят группу, с которой возможна идентификация, и время, необходимое для того, чтобы выработать более устойчивую систему убеждений.
Поиск идентичности может разрешаться по-разному. Некоторые молодые люди после периода экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. В известном смысле их идентичность кристаллизируется в весьма раннем возрасте. Некоторые подростки  на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается ими лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности. В прежние времена формирование устойчивой идентичности было делом более простым, так как набор возможных идентификаций был ограничен. В наше время набор этот практически неисчерпаем. Любой культурно заданный стандарт в принципе доступен каждому. Средства массовой информации и произведения массовой культуры обрушивают на общество целую лавину образов, значительная часть которых не имеет ничего общего с реальностью конкретного социума. Одних они смущают и сбивают с толку, для других служат стимулом к дальнейшему поиску прочной и нестандартной основы для самоидентификации.
Наличие отчетливых нарушений образа Я в возрасте около двенадцати лет, выявленное в исследовании Симмонса и др., согласуется с данными Оффера, который изучал подростков более старшего возраста (четырнадцать — восемнадцать лет), но отмечает, что, по свидетельству как самих молодых людей, так и их родителей, пик «смятения» приходится на период от двенадцати до четырнадцати лет. Все психологические проблемы подросткового периода в конечном счете обусловлены тем, что новые для индивида физические возможности и новые формы  социального давления, побуждающие его стать самостоятельным, сталкиваются с многочисленными, препятствиями, затрудняющими его движение к подлинной независимости. В результате этого столкновения у молодого человека возникает статусная неопределенность, то есть неопределенность его социального положения и ожиданий, которые он испытывает. Все это находит свое выражение в проблеме самоопределения. Кроме того, необходимость принимать решения, важные для всей его дальнейшей жизни, избирать для себя взрослые роли, основываясь только на том, что он представляет собой в настоящем, приводит к еще большей неуверенности в себе. В общественном плане все эти проявления внешнего и внутреннего давления, побуждающие индивида к большей независимости, установлению взаимоотношений с противоположным полом, означают, что индивид должен начать постепенно отделяться от родительской. Однако именно на протяжении юности индивид превращается из человека зависимого, полностью эмоционально привязанного к родителям, в человека, способного отправиться в самостоятельный жизненный путь, чтобы создать новые, не менее прочные человеческие взаимоотношения. Поэтому нет ничего странного или неожиданного в том, что в свете всех этих физических, эмоциональных и социальных трансформаций период юности выступает для большинства теоретиков как время особых трудностей, связанных с образом «Я»  индивида.
Широкое признание получило представление о том, что смятение — нормальное явление в развитии молодого человека и что кризисные моменты характерны скорее для конца периода юности.
1.2 Особенности нарушения поведения, чаще всего встречающиеся у девочек-подростков
В последнее время отмечается неуклонный рост численности у подростков различных нарушений поведения, проявляющихся в агрессивности, жестокости, негативизме, враждебности, алкоголизации, наркотизации, совершении противоправных действий и др. Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития и нарушений социализации подростка.
Говоря о детерминированности деятельности и поведения людей внешними обстоятельствами, С. Л. Рубинштейн указывал на необходимость различать среду, в которой протекает развитие личности, и собственно условия жизни. «Условия жизни, — отмечал он, — это не среда сама по себе, а та же система реальных отношений, в которые включается человек… Объективные отношения, в которые включается человек, определяют его субъективное. отношение к окружающему, выражающиеся в его стремлениях, склонностях и т. д. Эти последние, под воздействием внешних условий, в свою очередь опосредствуют зависимость поведения, деятельность людей от внешних условий, от объективных отношений, в которых живет человек»
Одной из причин, по которой я занялась этой проблемой, является то, что в большинстве литературных источников девиантное поведение подростков рассматривается лишь на примере мальчиков, мужского контингента. Это происходит потому, что, как считается, у девочек отклонения в поведении гораздо реже могут достигать крайних, доходящих до криминальных степеней. Девочки скорее рассматриваются как подруги-единомышленницы мальчиков, сколонные к девиантному поведению. Так же девочки могут выступать в роли «подстрекательниц», и даже помощниц и соучастниц.
Безусловно, формирование полоролевого поведения зависит от тех стереотипов, которые проявляют родители. Семья, как известно, является основным источником социализации. Именно в ней, как это будет неоднократно повторяться и дальше, формируются представления о функциях женщин и мужчин, формируются те качества, которые в дальнейшем при нахождении человека в обществе будут рассматриваться другими людьми как наиболее подходящие, соответствующие женщине, либо не соответствующие.
Сегодня подростки очень подвержены как влиянию родителей, так и влиянию рекламы и многих других факторов. И, воможно вследствии этого, огромной проблемой являются пагубные пристрастия, такие, например, как алкоголизм, табакокурение и, конечно, наркомания.  Конечно, существуют половые различия в пагубных пристрастиях. Мне кажется, что их стоит рассмотреть немного подробнее.
1.                Алкоголизм.
Известно, что алкоголиков среди мужчин больше, чем среди женщин. Однако необходимо здесь учитывать тот печальный факт, что женский алкоголизм растёт во многих странах быстрее, чем мужской. Количество девочек-подростков, употребляющих как слабые, так и крепкие алкогольные напитки, становится всё больше.  Причин алкоголизации очень много. Сюда включают наследственные факторы, и неблагоприятное влияние антисоциальной компании, в которую девочки могут попасть, и проблемы с менструальным циклом (необходимость снять возникающее напряжение) и много другое. При чём стоит  заметить, что далеко не все девушки, употребляющие алкоголь, живут в неблагополучных семьях. Многие – обеспеченных и полных семей. Многие девушки как причину употребления алкоголя в раннем возрасте называют «желание расслабиться», «поднять настроение», «от скуки», «просто захотелось», «желание быть как все».Однако алкоголизм у подростков как таковой встречается не очень часто, т.к. алкоголизм как заболевание развивается в течении определённого промежутка времени и зачастую не успевает сформироваться к совершеннолетию. Здесь скорее стоит говорить о ранней алкоголизации, т.е. знакомстве со спиртными напитками до 16 лет и регулярное их употребление.
Вообще же тема алкоголизма, ранней алкоголизации является сегодня достаточно актуальной, т.к., к сожалению, на увеличение употребления подростками алкоголя влияет ещё и практическая свободная его продажа, несмотря на законы, препятствующие этому. Тема эта достаточно серьёзная и обширная. В завершении можно только сказать, что с проблемой женского алкоголизма необходимо очень серьёзно бороться, если хотим получить в дальнейшем здоровое поколение. А так же можно выделить такие моменты в отношении ранней алкоголизации подростков, как:
§     Сегодня современные подростки предпочитают лёгкие алкогольные напитки, которые могут сочетаться с «лёгкими» наркотиками
§     Стираются половые различия в особенностях алкоголизма между юношами и девушками.
2.                Табакокурение.
Нельзя сказать, что табакокурение является как таковым действительным нарушением поведения. Это скорее пагубное пристрастие. Однако оно может серьёзно повлиять на отношеия с противоположным полом и со своим тоже. А так же на взаимоотношения с родителями. Особенно, если в семье курит только подросток.  А это уже в сою очередь может привести к определённым изменениям поведения, например, к скрытности от родителей, стремлении утаиться, спрятаться. А в отношении со сверстниками – к большей открытости и, возможно, определённой раскрепощенности.
Причины, побуждающие девочку-подростка начать курить могут быть очень различны. Это и курящие друзья, и давление сверстников,  и курящие родители, в том числе мать и много другое.
Стоит отметить, что курение отрицательно сказывается на женском организме в большей степени, чем на мужском. Особенно на её детородной функции.
3.                Антиобщественное поведение
Женская преступность, так же как и алеоголизм, в отличие от мужского, растёт быстрее, к сожалению. Часто женщина не только возглавляет преступную группу, но и организовывает и совершает наиболее жестокие и изощренные преступления. Женщина, входя в преступную группу, выполняет роль «приманки» для мужчин.
Некоторые исследователи говорят, что преступления девочек-подростков чаще, чем их сверстников мужского пола, являются результатом их преступного замысла. Так же многие преступления совершаются на почве алкоголизма.
Сегодня делаются попытки связать делинквентное поведение мужчин и женщин с их личностными особенностями: самооценкой, гневливостью, склонностью к рискованному поведению, импульсивностью, экстраверсией, психотизмом, установкой по отношению к авторитетам. У лиц обоего пола психотизм и экстраверсия являются значимыми прогностическими признаками делинквентности. У девушек влияние других черт было опосредовано психотизмом. Автор заключил, что у девушек психотизм выступает в роли канала, по которому передается влияние других черт на делинквентность [7]
Вообще же антиобщественное поведение у девочек подростков имеет серьёзный общественный резонанс и с ним необходимо бороться.
4.                Анорексия и булимия – нарушения пищевого поведения.
К сожалению, сегодня нарушения пищевого поведения очень распространены у девочек-подростков. Даже у подростков 11-13 лет. В погоне за идеалом красоты, за стройностью молодые девушки нередко приносят в жертву своё собственное здоровье. Причём в большом количестве случаев стремятся похудеть те девушки, которым это абсолютно не нужно. Нарушения пищевого поведения зачастую являются способом контроля тех изменений в теле, которые приносят с собой половое созревание и взросление. Проживание в западном обществе — устойчивый фактор риска развития нарушений пищевого поведения, поскольку зачастую в таком обществе делается акцент на взаимосвязи социальной успешности и привлекательной внешности. Средства массовой информации оказывают выраженное социальное давление в отношении похудания.
Провоцировать развитие нарушений пищевого поведения могут критические замечания в отношении массы и формы тела со стороны членов семьи и ближайшего окружения. Риск развития расстройств выше у лиц, занимающихся специфическими видами спорта, либо профессия которых требует соответствия жестким стандартам внешности (напр., легкая атлетика, танцоры балета, модельный бизнес и пр.). Для людей, страдающих нарушением пищевого поведения, свойственна пониженная самооценка, перфекционизм (удовлетворенность от достижения очень высоких результатов, неоправданно высокие стандарты, в противном случае — переживание унижения и поражения) как черта характера.
5.                Агрессивное поведение
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:
Ø    Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
Ø    Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
Ø    Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
Ø    Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Ø    Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Существует мнение, что, поскольку девочки в основной совей массе дерутся гораздо реже мальчиков, то они гораздо спокойнее и менее агрессивнее их. Однако судя по современным исследованиям и полученным в них данным (Ковалёв П.А. «Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. СПб, 1996) у девочек агрессивное поведение просто проявляется в другой форме. Если у мальчиков преобладает физическая агрессия, драки, а так же прямая вербальная агрессия, то для девочек больше характерна косвенная вербальная агрессия (распускание слухов, новые друзья вместо старых).
Агрессивное поведение подростков нередко связано с алкоголизацией. Поскольку подростки алкоголизируются, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление «не отставать от других» и «жажда подвига» часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причём, по сравнению с подростками мужского пола, у них отмечается более выраженное «огрубление» личности. При этом можно отметить агрессивные проявления.
1.3 Полоролевая идентичность
Мне кажется, что окончательное формирование полоролевой идентичности является одним из важнейших приобретений и новообразований, появляющихся в подростковом возрасте, т.к. человек, в частности, девочка, в дальнейшем будет выстраивать своё поведение и взаимоотношения со своим и противоположным полом в соответствии с теми стереотипами и паттернами поведения, которые у неё сформировались. Как пишет Юферева, именно в подростковом возрасте происходит осознание и переживание ребенком своей половой принадлежности, что предполагает наличие у него определенных представлений о наиболее привлекательных и значимых качествах личности мужчины и женщины. Так же можно отметить, что представления подростка о мужественности-женственности, вкладываемый в данное поведение смысл, скорее всего, просто усвоенные соответствующие взгляды взрослых.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Однако всё же что же такое полоролевая идентичность? Сегодня эта тема является очень актуальной. Исследований и публикаций так или иначе соприкасающихся с полоролевой идентичностью, полоролевой ориентацией а так же полоролевым поведением, его стереотипами, акцентуациями и аномалиями, достаточно большое количество на сегодняшний день. Так, на пример, как пишет Вержибок «Полоролевая ориентация есть своеобразная и конкретная социально-культурная матрица, в которой отражаются социальные ожидания общества, указывается, на какие социально-психологические стереотипы маскулинности-фемиминности следует равняться индивиду». Нет сомнения, что огромную роль в формировании этих стереотипов, а так же того поведения, которое будет приемлемо в данном обществе и социально одобряемо огромную роль оказывает семья. Пример родителей демонстрирует не только права, но и обязанности представителей каждого пола.
Алексеев [1] даёт определения следующим понятиям:
Половая роль – это совокупность соцо-культуральных атрибутов, которые служат субъекту для формирования своего поведения как представителя пола, обеспечивающего адаптацию в социуме. А, в свою очередь, Половое поведение – это способ бытия человека как представителя пола, которое имеет значение как социально-психологический код, обеспечивающий процесс коммуникации, и как знаковая характеристика, включённая в психологический процесс половой идентификации. осознание и переживание ребенком своей половой принадлежности, что предполагает наличие у него определенных представлений о наиболее привлекательных и значимых качествах личности мужчины и женщины. По сути же полоролевую идентичность можно охарактеризовать как знание и усвоение ролей мужчины и женщины в данной конкретной культуре и данном конкретном обществе. В данной работе я буду рассматривать влияние культуры на формирование представлений о мужских и женских ролях и стереотипов поведения, связанных с ними, однако следует сказать, что данные вопросы так же очень актуальны сегодня и их исследованием так же занимается много специалистов.
Говоря о полоролевой идентичности нельзя не отметить, что это стадиальный процесс и большинством авторов выделяют две его составляющие:
1). половая идентичность – понимание принадлежности себя к определённому полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу
2). Собственно полоролевая идентичность, определение которой было дано выше.
Ш. Берн так же описывает четыре стадии установления половой идентичности: гендерную идентификацию (отнесение ребенком себя к тому или иному полу), гендерную константность (понимание, что гендер постоянен и изменить его нельзя), дифференциальное подражание (желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой) и гендерную саморегуляцию (ребенок сам начинает контролировать свое поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе) [3].
Процесс именно половой идентичности начинается с рождения и заканчивается в конце подросткового возраста. А в формировании половых ролей (идентичности) участвует очень широкий круг факторов: конституциональные особенности, существующие в обществе и преломляемые в представлениях подростков полоролевые стереотипы, темповые характеристики развития и их субъективное переживание, самооценка и оценка референтной группой соответствия принятым полоролевым и половозрастным нормативам, поведенческие реакции подросткового возраста [9].
1.4 Взаимосвязь полоролевой идентичности и поведения
На наше поведение и отношения с другими людьми влияет огромное количество факторов. В их число входит и роль воспитания и врождённые особенности (например, темперамент) и множество других. Поэтому, безусловно, говоря о полоролевой идентичности, особенно у подростков, нельзя не сказать о её влиянии на поведение. Особенно это важно рассматривать, учитывать и исследовать сегодня, когда доказано огромное влияние семьи в формировании полоролевой идентичности, но при этом достаточно распространенным и считаются нормальными такие явления, как  отношения, в том числе сексуальные со своим полом. Мне кажется, что сегодня подростку, только начинающему какую-либо «личную жизнь» достаточно легко запутаться в этих хитросплетениях. К тому же, если в семье сложная обстановка, не совсем адекватные родители, или родители, проявляющие агрессию и жестокость, родители, сами проявляющие отклоняющееся поведение, подросток, привыкший к такой жизни и идентфицируя своё поведение с ними, не сможет полностью и успешно социализироваться, у него будет множество проблем с обществом, а возможно даже и с законом. А ведь очень важным фактором развития именно подростка является осознание и переживание ребенком своей половой принадлежности, что предполагает наличие у него определенных представлений о наиболее привлекательных и значимых качествах личности мужчины и женщины.
Здесь так же стоит отметить, что, в связи с вышесказанным, очень важны проблема изучения психологического пола, которая предполагает прежде всего выделение предмета исследования. Таким предметом являются образы мужчин и женщин, эталоны мужественности и женственности. Знание содержания и структуры «половых» образцов не только помогает выявить те сферы жизнедеятельности, в которых, по мнению детей, наиболее ярко выступают особенности личности мужчин и женщин, но и судить о степени сформированности (в этом отношении) у них психологического пола [20].
«Соответствие или несоответствие поведения и переживаний индивида существующим полоролевым стереотипам входит в число ведущих характеристик личности, а с отображением в психике этого соответствия – несоответствия связан качественно своеобразный уровень детерминации поведения. С особой яркостью и остротой это проявляется в пубертатном периоде, когда половое развитие становится стержнем, вокруг которого структурируется самосознание подростка» » [9]. Особенно ярко можно проследить взаимосвязь полоролевой идентичности и поведения именно в пубертатном периоде, когда подросток стремиться найти себя, стремится подражать значимому взрослому. Именно в это время происходит становление и закрепление представлений о мужественности-женственности.
В отечественных психологических и психиатрических исследованиях, посвящённых проблемам девочек с делинквентным поведением, существенное место так же отводится полоролевой идентичности. Так, Д.Н. Исаев и В.Е. Каган в основе внутреннего ролевого конфликта девочек с девиантным поведением видят проблемы принятия гендерных ролей. Авторами выделены два типа связанных с этим проблем. В первом случае конфликт половой идентичности с доминированием маскулинности может быть причиной трудностей в отношениях с окружающими и вместе с тем средством из компенсации и гиперкомпенсации. Во втором – псевдомаскулинность является средством привлечения к себе внимания и идентификации с девиантной группой. По данным некоторых авторов, маскулинность особенно свойственна девочкам с агрессивным поведением. А в работах А.Е. Личко и сотр. Показана связь индивидуаотных характеристик маскулинности/фемининности с особенностями социально-нормативного и девиантного поведения.
Нарушения половой идентичности.
Как уже говорилось, особенности поведения и, в частности, серьёзные отклонения в поведении (девиантное поведение) могут быть связаны так же  нарушениями половой идентичности. В книге Ильина «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» приводятся следующие нарушения половой идентичности:
1). Индивидуальные вариации соотношения маскулинности и фемининности, сопровождающиеся адаптивными реакциями;
2). Полоролевой конфликт, разворачивающийся на личностном уровне как переживание реального или мнимого несоответствия полоролевым стандартам с личностными реакциями невротического типа;
3). Конфликт половой идентичности как активное, осознаваемое противостояние, переживание себя в качестве представителя противоположного пола и существующих полоролевых стандартов; личностные реакции при этом носят целенаправленный активно-приспособительный характер и устремлены к легализации своего переживания половой принадлежности влопреки своему паспортному полу.
Акцентуации полоролевого поведения.
Алексеев [1] описал некоторые акцентуации полоролевого поведения у девочек и мальчиков. Но поскольку в данной работе рассматриваются только девочки, рассмотрим акцентуации поведения на их примере.
Для начала, мне кажется, необходимо дать определение акцентуациям М-Ф измерения, которое даёт Алексеев:
«Акцентуации М-Ф измерения – это варианты его нормы, при которых плодиморфные признаки, составляющие крайние полюса их нормальной дисперсии, проявляются училением или ослаблением поведенческих атрибутов, описываемых в термимах половых ролей. Данные уклонения могут предрасполагать к уязвимости в отношении определённых факторов среды, при хорошей устойчивости к другим факторам» [1].
Акцентуация по типу маскулинного поведения у девочек.
По поводу данного типа поведения так же существует немалое количество статей и публикаций, т.к. сегодня это получат распространение среди девочек-подростков и представляет интерес для исследователей.
Данный тип акцентуации проявляется в детстве такими признаками, как играние в машинки, в казаки-разбойники и т.п. Куклам уделяется гораздо меньше внимания. В общении со сверстниками они достаточно легко и непринуждённого чувствуют себя как в компании мальчиков, так и в компании девочек, но с большим интересом, соответственно, играют с мальчиками. Могут привлекать занятия отцов – помощь в гараже, рыбалка и т.п. Такие девочки не склонны к кокетству, неразборчивы в нарядах, часто носят «мальчишескую» одежду – шорты или брюки, свободные рубашки и свитера, либо предпочитают спортивный стиль. Они боле самостоятельны, охотно осваивают новые территории. Дети не испытывают конфликтных чувств в связи с принадлежностью к своему полу, им не свойственно переживание ощущения себя лицом другого пола.

Акцентуация М-Ф измерения по типу гиперфемининного поведения у девочек
Выбор игрушек соответствует полу. Ткие девочки предпочитают спокойные игры. Невысокая активность в «полоролевых» играх создаёт впечатление слобой контурированности этой формы поведения. Таких девочек отличает конформный, зависимый, неинициативный рисунок поведения, в полоролевых играх проявляют себя подчиняемостью и принятием на себя тех ролей, которые оставляются или назначаются им другими детьми, что даёт им возможность быть присастными игровому процессу и общению. Однако это не означает активную способность владеть атрибутами различных ролей, скорее девочкам с гипперфемининной акцентуацией отводится роль статистов. Это домашние дети, больше, чем остальные, нуждающиеся в опеке родителей.
На основе М-Ф измерения с возрастом формируется именно полоролевое поведение. Далее будем говорить уже об акцентуациях  именно полоролевого поведения.
1.                Трансформация полоролевого поведения.
Впервые описана В.М. Масловым, И.Л. Ботневой и Г.С. Васильченко. Данная трансформация означает формирование полоролевого поведения, свойственного другому полу. К особенностям лиц с этим поведением можно отметить, что в период формирования полового влечения у обоих полов существует большая вероятность возникновения гомосексуальной направленности влечения. Чаще наблюдается предпочтение интерсексуальной одежды: мужские брюки у девочек. Так же обычно они носят короткую стрижку, почти не носят украшений. Девушкам и женщинам свойственны безразличное или негативное отношение к представительницам своего пола, часто они не могут найти общих интересов и даже тем для разговора с представительницами своего пола.
В более серьёзные случаях мы можем говорить уже о конфликте половой идентичности с доминированием маскулинности, которая оказывается одним из условий уже возникающих трудностей в отношении с окружающими и вместе с тем средством их компенсации и гиперкомпенсации. [1, 3, 9, 11]
2.                Гиперфемининное поведение.
Девушки подчёркнуто пассивны, полностью отдают себя мужчине, повышенная конформность. Часто именно они считаются «эталоном», «идеальными женщинами». Они не стремятся к самореализации в профессии – для них важнее интересы семьи, мужа. Поэтому они стремятся как можно раньше выйти замуж. Полная самоотдача часто приводит к психосоматическим нарушениям. В том числе к неврозам.
Проявление такого поведение, в отличие от трансформации полоролевого поведения, характеризуется более сглаженным и частичным проявлением.
3.                Кроссполовая акцентуация полоролевого поведения.
В одежде предпочитают неброский костюм, либо традиционную женскую одежду. Макияж – только по праздникам. Волосы всегда собраны. Редко используют украшения. В период созревания часто возникает недовольство своим телом, часто тяготятся менструациями. Появление признаков полового созревания сопровождается душевным дискомфортом.  Часто встречаются здесь девушки, увлечённые спортом, в том числе мужскими видами спорта.
Может быть задержка психосексуального развития, в том числе гетеросексуального поведения. Успешно общаются с мужчинами, находят много общих тем для разговоров, но не избегают общения с женщинами. Такие женщины способны постоять за себя и отстоять свои интересы. 

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи полоролевой идентичности с поведением
2.1 Характеристика испытуемых
В данном исследовании принимали участие, в качестве испытуемых 30 девочек-подростков 11-12 лет, учеников 5-х – 6-х классов общеобразовательных школ города С.-Петербурга. Большинство из них живут в одном районе и часто общаются между собой и вне школы. Практически все подростки  из полных и благополучных семей,  родители уделяют детям достаточно внимания и принимают участие в их воспитании.
2.2 Методы исследования
1. Методика диагностики уровня личностной и ситуативной  тревожности Ч.Д. Спилбергера, в адаптации Ю.Л. Ханина.
Для психологического диагностирования уровня личностной тревожности подростков в работе была использована методика диагностики уровня личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, предназначена для изучения тревожности как актуального состояния человека и как личностной черты. Широко используется как в медико-психологической практике, так и в других областях психологии
Опросник Спилбелгера-Ханина позволяет оценить личную тревожность человека (как его устойчивую характеристику) и реактивную (или ситуативную) тревожность (т. е.  состояние в данный момент времени, возможно, под влиянием какого-либо стрессирующего фактора). Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность.
Стимульный материал представлен 20 вопросами на ситуативную тревожность и 20 вопросами на личностную тревожность, которые сформулированы от первого лица, употребляется местоимение «Я». Эта форма, по всей вероятности, используется для лучшего понимания вопроса, «проникновение» в него и таким образом понимания своего состояния и своих переживаний как на данный момент, так и в целом по жизни. В методике предусмотрены 4 варианта ответа на утверждения: «Вовсе нет», «Пожалуй, так», «Верно», «Совершенно верно» при ответах на измерение ситуативной тревожности и такие варианты ответов, как: «Почти никогда», «Иногда», «Часто», «Почти всегда» при ответах на измерение личностной тревожности. Интерпретация осуществляется путём сравнения показателей, полученные по совокупности ответов отдельно на утверждения по ситуативной тревожности и отдельно – по личностной тревожности и нормативными показателями.
Методика может быть использована для изучения  уровня тревожности у подростков на момент исследования и уровня тревожности в обычной повседневной жизни, т.е. каждый день.
2. Методика МиФ (Маскулинность и Фемининность) в адаптации Н.В. Дворянчикова
Для психологического диагносцирования половой идентичности и предсказания таких аспектов маскулинности/фемининности, как инструментальность и экспрессивность, особенности самоотношения и самоуважения использовалась методика МиФ (Маскулинность и фемининность) в адаптации Н.В. Дворянчикова.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат A Sense Of Community By Rituals Essay
Реферат Маркировка как важнейшее средство информации о товаре. Требования к маркировке
Реферат Аббревиатура и бленды в современном английском языке
Реферат Искусство в системе мировых религий
Реферат Business english
Реферат Композиция рисунка и последовательность его выполнения. Понятие перспективы
Реферат Пётр Первый Исторический портрет
Реферат Баланс предприятия - основной источник информации (на примере Республиканского Унитарного Днепро-Березинского предприятия водных путей)
Реферат Образование государств-полисов VIII VI вв до нэ
Реферат Философская антропология в 20 веке
Реферат Симетрія молекул
Реферат Лакокрасочные материалы их состав основы производства и ассортимент
Реферат Ами на базе типовых аппаратных и программных средств, включающих аппаратно-программные комплексы: средств получения информации о состоянии объекта автоматизации
Реферат Разработка формальных грамматик
Реферат Повышение эффективности деятельности ООО ЛИКТОР за счёт применения системы дисконта