Реферат по предмету "Уголовное право и процесс"


Правовые основы социальной работы с осуждёнными в УИС Минюста России

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИИ АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра социальной психологии и социальной работы ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Правовые основы социальной работы с осуждёнными в УИС Минюста России. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение… 3 Глава I. Основы правового обеспечения социальной работы с осуждёнными в


УИС Минюста России… 6 § 1. Правовые основы социальной работы в Конституции Российской Федерации…6 § 2. Федерации……… 17 § 3. Правовые аспекты социальной работы в Минимальных стандартных правилах обращения с заключёнными….26 Глава II. Правовое обеспечение отдельных направлений социальной работы с осуждёнными в


УИС Минюста России…32 § 1. Правовые основы социального страхования осуждённых к лишению свободы… 32 § 2. Основы обязательного медицинского страхования осуждённых к лишению свободы… 48 § 3. Правовая база подготовки осуждённых к освобождению….53 Заключение….66 Список литературы… 70 Приложения…73 Введение В начале 90-х годов в нашей стране начинает складываться социальная работа как профессиональная


деятельность. А в 1991 году в России была введена новая профессия социальный работник, специалист по социальной работе , который является непосредственным исполнителем социальной работы. Следует отметить, что социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности. Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных


и личных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению и улучшению способности людей к социальному функционированию. Она включает также оказание помощи людям, нуждающимся в ней, неспособным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить. Всё выше перечисленное так важно в сложившихся социально-экономических условиях в


Российском государстве. Становление у нас широко распространенной по всему миру профессии социального работника, и социальной работы в целом, было сопряжено со сложным и противоречивым процессом реформирования России, перехода отечественной экономики к рыночным механизмам хозяйствования . При этом одной из проблем, с которой столкнулась социальная работа, является законодательное закрепление её деятельности с различными категориями граждан. Социально-экономические преобразования, осуществляемые


в нашей стране, самым непосредственным образом взаимосвязаны с деятельностью уголовно-исполнительной системы. Так, в настоящее время, в УИС Минюста России происходит становление социальной работы с осуждёнными, определяются основные направления этой деятельности. Следует отметить, что социальная работа с осуждёнными – это деятельность по оказанию им социальной помощи, поддержки, защиты в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания,


а также адаптации в обществе после освобождения. При этом социальная работа с осуждёнными столкнулась с такой проблемой, как правовое обеспечение её деятельности. На сегодняшний день эта проблема довольно актуальна и заслуживает особого внимания в связи с тем, что для эффективного осуществления этой деятельности в УИС Минюста России необходима тщательная проработка правовых основ социальной работы с осуждёнными.


Следует отметить, что эта работа ведётся, однако она недостаточна для удовлетворения потребностей практической деятельности социальной работы с осуждёнными. Всё это требует изучения и дальнейшей проработки правовых основ социальной работы с осуждёнными в УИС Минюста России. Объектом дипломной работы является организация социальной работы с осуждёнными в УИС Минюста России. Предметом дипломной работы является правовое обеспечение социальной работы с лицами,


отбывающими уголовные наказания. Цель дипломной работы - выявить и изучить правовые основы социальной работы с осуждёнными в УИС Минюста России, для их реализации в практической деятельности учреждений исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и в учебной деятельности. Основные задачи дипломной работы: - изучить действующее законодательство, содержащее правовые основы социальной работы; - выявить правовые основы социальной работы с осуждёнными в действующем законодательстве


и нормативных документах; - изучить правовую базу отдельных направлений социальной работы с осужденными; Элементы новизны: в ходе исследования удалось выявить как косвенное, так и прямое отражение правовых основ социальной работы с осуждёнными в таких нормативно-правовых документах, как в Конституции Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе, Постановлениях Правительства и Приказах Минюста России.


Поэтому материалы дипломной работы могут быть использованы в практической деятельности, в частности, в учебном процессе, в работе практических органов. Положения выносимые на защиты: - правовые основы социальной работы косвенно закреплены в Конституции Российской Федерации; - правовые основы социальной работы закреплены в действующем законодательстве, в частности, в уголовно-исполнительном законодательстве; - правовая база социальной работы содержится


в Минимальных стандартных правилах обращения с заключёнными; - социальная работа как средство исправления осуждённых должна быть закреплена в нормативных документах. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, по три параграфа в каждой, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1. Основы правового обеспечения социальной работы с осуждёнными в УИС Минюста России § 1. Правовые основы социальной работы в


Конституции Российской Федерации. В условиях реформирования Российского государства, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.1 Поэтому все большее внимание уделяется социальной работе, которая призвана решить социальные проблемы людей. Социальная работа – функциональное выражение социально-политической и социально-правовой ответственности


государства и общества перед населением.2 Социальная работа, как деятельность, не может эффективно реализовываться без ее законодательного закрепления в нормах права государства. Правовые основы социальной работы косвенно закреплены в главном законе государства - Конституции Российской Федерации. Так, в статья 7 Конституции Российской Федерации говорится: «1. Российская


Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия


и иные гарантии социальной защиты». Понятие «социальное государство» ново для российского законодательства: оно впервые употреблено у нас именно в Конституции 1993 года и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека1. Политика социального государства направлена на создание социальных условий для достойной жизни и свободного развития человека, охраняет труд и здоровье людей, устанавливает гарантированный


размер оплаты труда, обеспечивает поддержку семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, организует и проводит социальную работу.2 Термин «социальное государство» лишь в середине XX века начал входить в конституционные документы, отражая новую, возросшую ныне роль государства: забота о человеке, поддержка, менее социально, защищенных слоев населения. Социальное государство призвано заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь


и свободное развитие человека. Сами термины «достойная жизнь» и «свободное развитие» нуждаются в конкретизации. Под достойной жизнью обычно понимают, прежде всего, материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развития общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием – физическое, умственное и нравственное совершенствование человека. Для уяснения природы социального государства необходимо иметь в виду следующее.


Его обязанность оказывать социальные услуги населению не означает замену государственным попечительством экономической свободы и активности, хозяйской и предпринимательской инициативы членов общества. Не опека над гражданами, а создание благоприятных правовых и организационных возможностей, чтобы граждане собственными усилиями достигали материального достатка для себя и своей семьи.1 Статья 39 Конституции РФ также закрепляет правовые основы социальной работы, так в ней говорится о том,


что: «1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».2 Право на социальное обеспечение заключается в том, что государство гарантирует


предоставление средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей. Конкретные правовые основания для получения гарантированных социальных выплат взамен трудовых доходов или в дополнение к ним многочисленны. Основные виды выплат закреплены в Конституции. Обычный, или общеустановленный, пенсионный возраст в


Российской Федерации – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Именно с этим возрастом для большинства граждан связано официальное окончание рабочего периода жизни. С ним, как правило, связывается и предоставление льгот и услуг, предназначенных пожилым людям. Под болезнью (травмой) понимается нарушение состояния здоровья, повлекшее временную утрату трудоспособности, то есть необходимость прекращения обычного профессионального труда в течение относительно непродолжительного


периода времени.1 В отличие от болезни инвалидность означает потерю трудоспособности на длительный срок или постоянно. Согласно пенсионному законодательству, инвалидностью считается нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. Потеря кормильца (смерть, безвестное отсутствие) вызывает потребность в обеспечении нетрудоспособных


членов семьи, находившихся на его иждивении. Конституция дополняет традиционные основания социального обеспечения новым – воспитанием детей. Оно является обобщенным выражением ряда конкретных оснований для социальной поддержки семьи, которые появляются с рождением и воспитанием детей и предусмотрены действующим законодательством (беременность и роды рождение ребенка, уход за малолетним ребенком и т. д.). Действующим законодательством установлены и некоторые другие основания социального обеспечения (например,


выслуга лет, безработица). Практически оно закрепляет право граждан на социальную защиту от всех известных мировой практике случаев социального риска, т.е. риска утраты заработка или его недостаточности по объективным причинам. По своему содержанию право на социальное обеспечение складывается из права на получение денежного дохода и права на социальное обслуживание, призванное удовлетворить особые потребности людей, обусловленные расстройством здоровья (потребность в помощи в ведении домашнего хозяйства, в специальных средствах


передвижения, в содержании и комплексном обслуживании в домах-интернатах и т. д.). Другой вид обеспечения – социальные пособия – имеет большое значение в поддержании соответствующего жизненного уровня трудоспособного населения. Они либо компенсируют временно утраченный заработок, либо дополняют трудовые и иные законные доходы лиц (семей), несущих повышенные расходы, связанные, как правило, с рождением и воспитанием детей. По специфике оснований обеспечения и социальному назначению можно


выделить три группы пособий: 1) пособия по временной нетрудоспособности (по болезни, по уходу за больным членом семьи, при карантине и т. п.); 2) пособия по безработице; 3) пособия семьям, имеющим детей (или собирающимся иметь детей). Уровень и характер правового регулирования системы пособий различны, но закрепление в законе прав граждан необходимо и в этой области социального обеспечения, тем самым закрепляя правовые основы социальной


работы.1 Конституция ориентирует законодательство и социальную практику на всемерное развитие негосударственных форм социального обеспечения, которые всегда сопутствовали государственной системе, но получили особо заметное распространение в последние годы. Конституция подтверждает право негосударственных форм социального обеспечения на независимое функционирование, предоставляет им государственное покровительство. Такой подход свидетельствует о стремлении к постепенному формированию многоуровневой системы социальной


защиты, включающей выплаты от государства, от предприятий, в порядке личного страхования, из других частных источников. Многоканальность поступления средств расширяет индивидуальные возможности защищаемых лиц, повышает эффективность социального обеспечения в целом. Поощрение развития негосударственных форм социального обеспечения не означает ограничение сферы действия или снижение качества государственной системы социального обеспечения.


Именно она составляет основу материального благополучия и определяет общий социально-экономический статус миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан. Необходимость ее сохранения и развития определена в статье 7 Конституции, формулирующей цели социальной политики. В силу узкой сферы действия и недостаточно высоких размеров выплат негосударственные формы и в перспективе


будут играть дополнительную, вспомогательную роль в формировании уровня и качества жизни пенсионеров, складывающихся на основе выплат по государственной системе. Наиболее типичными формами благотворительности являются разовые или периодические пожертвования денежных средств предприятиями, общественными организациями, частными лицами во внебюджетные социальные фонды, находящиеся под контролем государственных органов, обществам инвалидов и ветеранов, а также систематическая


материальная помощь наиболее нуждающимся лицам (семьям), передача материальных ценностей непосредственно социальным учреждениям. Расширяется сеть благотворительных фондов, т. е. специализированных организаций, аккумулирующих, сохраняющих и распределяющих денежные средства в соответствии с уставными задачами, собственными социальными программами. Создание благоприятного правового режима для развития благотворительности и благотворительных фондов как структурной основы благотворительной деятельности дополнит правовую базу


социальной работы. 1 В части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации так же косвенно упоминается о правовых основах социальной работы. В соответствии с этой статьёй, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. А государство обязано обеспечить охрану здоровья своих граждан и медицинскую помощь нуждающимся в ней. Эта функция государства осуществляется различными методами, включая правовые, направленные на предупреждение


повреждения здоровья и на оказание гражданам медицинской помощи. Медицинская помощь гражданам оказывается бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств бюджета, страховых взносов, других поступлений. Правом на охрану здоровья и медицинскую помощь пользуются также и осужденные, ведь Конституция не ограничивает их в этом праве. Подтверждение этого содержится в


Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 1993 года в статье 29, где специально закрепляется право на получение медицинской помощи задержанных по подозрению в совершении преступлений, заключенных под стражу и осужденных, отбывающих наказания. В частности, подчеркивается, что они имеют право на получение медицинской помощи не только в уголовно-исполнительной системе, но и в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств бюджета всех уровней.


Однако в отношении лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, действие договора о добровольном медицинском страховании приостанавливается до окончания срока отбывания наказания. В статье 43 Конституции Российской Федерации также косвенно отражены правовые аспекты социальной работы. Так в соответствии с ней каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального


образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их замещающие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Основой государственных гарантий получения гражданами образования является государственное и муниципальное финансирование образования. В Российской Федерации сфера образования рассматривается в качестве приоритетной .


И это не случайно, ведь как показывает мировая практика образование влияет на социальную, политическую и экономическую сферы жизнедеятельности человека; от образования зависит будущее государства. В Российской Федерации каждый в праве на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в соответствующем высшем учебном заведении. Каждое высшее учебное заведение имеет свой устав, действует в соответствии с выдаваемой ему в установленном порядке лицензией.


Лицам, окончившим высшее учебное заведение, выдается диплом государственного образца. Лицам, имеющим диплом о высшем образовании, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и соответственно ученой степени. Следует отметить, что наряду с бесплатным обучением в высших учебных заведениях ныне в соответствии с Законом «Об образовании» допускается возможность организации учебного процесса на платной


основе в негосударственных образовательных учреждениях либо в учреждениях, создаваемых при научных центрах и т. п. Этими правами могут пользоваться и осужденные, так как в Конституции не говорится о том, что осужденные ограничены в обладании и пользовании этим правом, подтверждение этого содержится в Уголовно-исполнительном кодексе. Из выше сказанного видно, что в этой статье также косвенно подтверждается о наличии правовых основ


социальной работы с осужденными в УИС Минюста России в Конституции. Конституционное закрепление социальных прав придает им статус основных и содержит условия для развития социального законодательства, для расширения правовой основы социальной работы . В части 1 статьи 55 Конституции говорится о том, что «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление


других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Однако они могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». 2 При этом следует отметить, что правами и свободами, закрепленными в Конституции Российской Федерации, могут пользоваться и осужденные, отбывающие уголовное наказание в


виде лишения свободы в УИС Минюста России, так как Конституция не ограничивает их в пользовании выше перечисленными правами. Ведь они являются гражданами Российской Федерации. Это граждане, которые совершили преступление и теперь отбывают уголовное наказание за совершенные деяния. Хотя следует отметить, что осужденные ограничены в следующих правах: на передвижение, на место пребывания,


на место жительства, на неприкосновенность частной собственности, на тайну переписки, телефонных переговоров и другие. Упоминаемые статьи Конституции РФ содержат основополагающие нормы (основные права) прямого действия, на базе которых развивается социальное законодательство. Далее государственно-правовые основы социальной работы конкретизируются в следующих нормативно-правовых актах: федеральных законах, актах субъектов Федерации,


Указах Президента, постановлениях и распоряжениях Правительства, распоряжениях ведомств и министерств, а также актах местных властей. В этом направлении проделана значительная работа законодательными, исполнительно-распорядительными, судебными органами в центре и на местах. 1 В последнее время мы становимся свидетелями формирования системы социального права, социально - правовой государственности, при которой либеральные ценности,


в частности индивидуальная свобода (экономическая, политическая и др.), дополняются социальными ценностями, такими, как равенство, являющееся основой социальной справедливости.2 Государство, определенное в Конституции как «социальное», в силу поспешного разрушения преемственности с социалистическими достижениями и расхождения рыночных и социальных приоритетов оказалось как бы только в начале большого пути. Этот путь начат как движение к социальному правовому государству.


Последнее утверждение справедливо и по отношению к правовой базе социальной работы с гражданами пожилого возраста, наркоманами, мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами и безработными. Необходимо усилить государственно-правовое регулирование социальных конфликтов, социальные аспекты трудовых отношений, социальную поддержку молодежи и студентов, систему образования и здравоохранения. Совсем незначительны шаги по снижению острой жилищной проблемы.


На трудном пути к правовому социальному государству необходимо принять еще немало правовых нормативных актов, организационных и финансовых мер. Но для социального работника в конечном счете создается правовое поле, позволяющее реализовывать на практике ряд основных направлений профессиональной деятельности. 3 При этом возникает и проблема с правовым обеспечением деятельности специалиста по социальной работе с осужденными в УИС Минюста России. Ведь социальная работа в уголовно-исполнительной системе это особый


вид деятельности. Особенность эта прежде всего обусловлена тем, что работа проводится с осужденными, которые также являются гражданами Российской Федерации, совершившие преступления и отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях УИС Минюста России. Более подробно эта проблема будет рассмотрена во втором параграфе. §2. Правовые нормы социальной работы с осужденными в уголовно-исполнительном законодательстве


Российской Федерации. Правовые аспекты социальной работы с осужденными содержатся не только в Конституции, но и в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Так в части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации говорится о том, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации.


Суть социальной адаптации состоит в приспособлении человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни в обществе. Закрепление в Уголовно-исполнительном кодексе этой задачи косвенно закрепляет и аналогичное направление социальной работы с осужденными в уголовно-исполнительной системе. Так, осужденному к лишению свободы по крайней мере трижды приходится переживать весьма сложные адаптивные


ситуации, каждый раз заново приспосабливаясь: а) к требованиям режима в исправительных учреждениях, к среде осужденных, материальным и бытовым ограничениям; б) при изменении вида исправительного учреждения; в) в связи с освобождением осужденного из исправительного учреждения. В УИК РФ говорится и о таком направлении социальной работы, как социальное обеспечение и социальная поддержка осужденных. Так, в части 7 статьи 12 УИК


РФ говорится о том, что «осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации». В соответствии со статьей 98 осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам на общих основаниях.


Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормилица и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом выплата пенсий осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных. Осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания лишения свободы, имеют право на возмещение


ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации . Эти статьи являются прямым отражением правовых норм Конституции Российской Федерации, о которых уже говорилось в первом параграфе. Эти статьи подтверждают то, что осужденные, как и все граждане Российской Федерации, могут пользоваться таким конституционным правом, как право на социальное обеспечение.


В УИК РФ отражено и закреплено и такое важное направление социальной работы, как восстановление, сохранение и поддержание социально-полезных связей осужденным с внешним миром. Так в статье 89 УИК РФ говорится: «1. Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные


свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания. 2. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения; длительные свидания с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками,


бабушками, внуками, а в исключительных случаях с разрешения начальника исправительного учреждения – с иными лицами».1 Эта статья преследует цель сохранения семейных, родственных и иных социально полезных связей осужденных, тем самым закрепляя рассматриваемое направление социальной работы. В соответствии со статьей 91 УИК РФ, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества.


Осуждённые также вправе получать денежные переводы и отправлять денежные переводы близким родственникам, а с разрешения администрации исправительного учреждения – иным лицам». Переписка осужденных также является важным средством сохранения и налаживания их социально-полезных связей с семьей, родственниками, друзьями, товарищами по учебе и работе. Возможность отправления денежных переводов осужденным позволяет им оказывать семье и родственникам


материальную помощь, а получение денежных переводов является важным подспорьем для получения осужденными дополнительного питания. Все выше рассмотренное также косвенно говорит о наличии правовых основ социальной работы с осужденными УИС Минюста России. Нельзя оставить без внимания и такой аспект социальной работы, как медико-санитарное обеспечение осужденных. В соответствии со статьей 101 УИК РФ, в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-


профилактические учреждения, и администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение требований, обеспечивающих их охрану здоровья.1 Охрана здоровья осужденных является так же одним из аспектов социальной работы в уголовно-исполнительной системе, так как одной из задач стоящих перед социальной работой является вернуть в общество полноценного человека, и прежде всего здорового, способного нормально жить на свободе после освобождения. В Уголовно-исполнительном кодексе уделяется внимание профессиональному


образованию и профессиональной подготовке осужденных к лишению свободы. Так, в статье 108 говорится о том, что в исправительных учреждениях организуется начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осуждённых, не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения2. Получение профессии в исправительном учреждении, по которой осужденный может работать не только в


ИУ, но и на свободе, является важной составляющей подготовки осуждённых к освобождению. Ведь получение осужденным профессии позволит ему эффективнее адаптироваться к условиям жизни на свободе; найти работу и вести нормальный образ жизни. Поэтому получение профессии так важно для социальной работы с осужденными, а закрепление этого в УИК РФ указывает на косвенное отражение правовых норм социальной работы с осужденными в Уголовно-исполнительном законодательстве.


В Уголовно-исполнительном кодексе также можно выделить и такие нормы, которые являются правовой основой такого важного направления социальной работы, как подготовка осужденных к освобождению. Так в соответствии со статьей 180 УИК РФ: “1. Не позднее … чем за 6 месяцев до истечения срока лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении,


наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях. 2. С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности. 3. Осужденные, инвалиды первой и второй группы, а также мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых1.


Все выше изложенное также косвенно указывает на наличие правовых основ социальной работы с осужденными УИС Минюста России. Освобождению от отбывания наказания предшествует большая подготовительная работа, осуществляемая администрацией учреждений УИС, территориальными органами внутренних дел в тесном контакте с органами местного самоуправления по предлагаемому месту жизни и работы освобождаемого. Так как исполнение лишения свободы в большинстве случаев вызывает полный разрыв или существенное ослабление


социально полезных связей с родными, близкими, трудовыми коллективами, законодатель предусмотрительно обязывает администрацию ИУ за шесть месяцев до истечения срока наказания уведомлять органы местного самоуправления по избранному месту жительства о его предстоящем освобождении, а также наличии или отсутствии у него жилой площади, его трудоспособности и имеющихся специальностях. 1 В соответствии со статьей 181 осужденным, освобождаемым от лишения свободы на определенный срок,


обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные обеспечиваются одеждой за счет государства. В этой статье, как видно из ее содержания, также содержатся правовые аспекты социальной работы с осужденными. 2


А в соответствии со статьей 182 УИК РФ «осужденные, освобождаемые от лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.3 Всё выше изложенное подтверждает наличие правовых норм в УИК РФ закрепляющих правовые основы социальной работы с осужденными в


УИС Минюста России по подготовке их к освобождению. Однако правовые основы этого направления социальной работы с осужденными содержатся не только в УИК РФ, но и в Приказе Минюста России от 26 декабря 2001 года № 264 «Об утверждении Инструкции о порядке оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы», который подробно будет рассмотрен во второй главе.


Правовые основы социальной работы с осужденными УИС закреплены и в других ведомственных нормативно-правовых актах. Так, Приказ Минюста России от 30 марта 2000 года № 41 «Об утверждении типовых структур и штатов подразделений УИС Минюста России» впервые ввел в структуру исправительной колонии «группу социальной защиты и учета трудового стажа осужденных», и утвердил следующие виды должностей: старший инспектор по трудовому и бытовому обеспечению и инспектора по учету трудового стажа осужденных.


Приказом ГУИН Минюста России от 5 апреля 2001года №59 «О внесении изменений и дополнений в приказ ГУИН Минюста России от 30 марта 2000 года №41» в штат исправительной колонии была введена должность старшего специалиста по социальной работе, из расчёта один старший специалист на 300-400 осужденных. А Приказ Минюста России от 28 марта 2002 года №73 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительной колонии, лечебного


исправительного учреждения» закрепляет правовые основы социальной работы с осужденными в уголовно-исполнительной системе. Согласно приказу, группа предназначена для проведения социальной работы с осужденными. Социальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающую предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения.1


Социальная работа проводится с осужденными, а также их группами, нуждающимся в материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи. Социальная помощь в первую очередь оказывается таким категориям осужденных, как: инвалиды; престарелые; пенсионеры; лица переведенные из воспитательной колонии; беременные женщины; женщины имеющие при себе малолетних детей; лица, больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями; не имеющие определенного


места жительства; утратившие родственные связи; страдающие алкогольной или наркотической зависимостью. Основными целями социальной работы являются обеспечение оптимальных условий адаптации осужденных к условиям изоляции, их исправления, создание предпосылок для успешной ресоциализации и социальной реабилитации граждан после освобождения из мест лишения свободы. Основные задачи группы: 1. Выявление социальных проблем осужденных, осуществление их социальной защиты


во всех сферах жизнедеятельности в период отбывания наказания, оказание им социальной помощи, координирование деятельности других служб исправительного учреждения в решение данных вопросов. 2. Подготовка осужденных к освобождению, восстановление и укрепление их социально полезных связей, содействие в бытовом и трудовом устройстве после освобождения. 3. Подготовка и оформление совместно с заинтересованными службами документов, необходимых для назначения


и выплаты пенсий осужденным.2 К основным функциям группы относятся: - осуществление социальной диагностики осужденных, выявление лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, поддержке и защите, разработка индивидуальных программ по работе с ними; - комплексное изучение личности осужденных, нуждающихся в социальной помощи совместно с сотрудниками психологической службы и других служб исправительного учреждения; - обеспечение нуждающимся лицам квалифицированной социальной помощи, стимулирование осужденных на самостоятельное


решение своих социальных проблем и проблем других людей; - укрепление положительных социальных связей осужденных с внешней социальной средой: с семьей, с родственниками, близкими, общественными и религиозными объединениями; - формирование микросреды, благоприятствующей исправлению и ресоциализации осужденных; - привлечение осужденных, их групп и деятельности по решению вопросов социальной направленности, организационное и методическое руководство работой секции социальной помощи; - обеспечение защиты прав и законных интересов


осужденных в социальной сфере, социальное сопровождение осужденных на всех этапах исполнения наказания, проведение работы по улучшению социально-бытовых и морально-психологических условий отбывания наказания; - постоянное осуществление деятельности по подготовке осужденных к освобождению; - оказание содействия в вопросах бытового и трудового устройства осужденных, освобождающихся из исправительного учреждения.1 Все выше изложенное подтверждает то, что в уголовно-исполнительном законодательстве не только косвенно


говорится о правовых основах социальной работы с осужденными, но и есть нормы, которые закрепляют юридически социальную работу с осуждёнными. А теперь рассмотрим правовые основы социальной работы с осужденными, которые закреплены в Минимальных стандартных правилах обращения с заключёнными, принятыми Конгрессом ООН. § 3. Правовые аспекты социальной работы в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными.


Минимальные стандартные правила обращения с заключенными приняты 30 августа 1955 года I Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Когда эти Правила принимались, не было намерений придать им статус конвенции или договора, но в последующие годы Правила получили широкое признание со стороны международных органов, правительств многих государств и неправительственных организаций. Уже с конца 1965 года различные органы


ООН по борьбе с преступностью неоднократно возвращались к вопросу реализации этих Правил в тюремных системах стран мира. И поэтому не случайно девятый Конгресс по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каир, 1995 г.) принял резолюцию о выполнении на практике Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.


Таким образом, широкое признание Минимальных стандартных правил свидетельствует о том, что они занимают особое положение среди международных документов, посвященных уголовному правосудию. Фактически они стали частью международного права в области регулирования правового статуса заключенных. Поэтому не случайно многие положения Правил отражены и закреплены в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.


Несмотря на это, следует уделить более пристальное внимание Минимальным стандартным правилам, так как они содержат не только правовые, но и социальные аспекты деятельности пенитенциарной системы, которые еще не полностью отражены в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Это относится, в частности, и к правовому регулированию социальной работы с осужденными в


УИС Минюста России. В Минимальных стандартных правилах регламентируются как прямо, так и косвенно различные направления социальной работы. Так, большое внимание уделяется в Правилах такому направлению социальной работы, как подготовка заключенных к освобождению. Согласно Правилу 61 «в обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами, общественные организации следует поэтому


привлекать всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом заведений в целях возвращения заключенных к жизни в общество. При каждом заведении следует иметь социальных работников, заботящихся о поддержании и укреплении желательных отношений заключенного с его семьей и могущими принести ему пользу социальными организациями. Следует принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять за собой максимум совместимых с законом и условиями их приговора прав в области их гражданских интересов, социального


обеспечения и других социальных льгот». В международной практике получила развитие идея максимального приближения условий отбывания наказания в виде лишения свободы к условиям жизни на свободе. Правильность этой идеи подтверждается многими фактами, свидетельствующими о том, что ужесточение условий не способствует исправлению осужденных. Правила подчеркивают, что связи с внешним миром, социальное обеспечение оставляют существенную часть жизни в исправительных учреждениях и способствуют возвращению


осужденных к жизни в обществе. Администрация должна проводить в жизнь программу по поддержанию связей осужденных с внешним миром, обеспечению их гражданских интересов с самого начала отбывания наказания1. При этом поддержанием социально полезных связей, социальным обеспечением заключённых и их подготовкой к освобождению занимаются социальные работники во взаимодействии с социальными организациями. В Минимальных стандартных правилах отражены и правовые основы таких направлений социальной работы,


как сохранение и поддержание социально полезных связей с внешним миром и подготовка к освобождению. Так в соответствии с Правилом 37 заключенным следует давать возможность общаться через равные промежутки времени и под должным надзором с их семьями или пользующимися незапятнанной репутацией друзьями, как в порядке переписки, так и в ходе посещений. Это правило преследует цель сохранения семейных, родственных и иных социально полезных связей осужденных. Особое внимание следует уделять поддержанию и укреплению


связей между заключенным и его семьей, которые представляются желательными и служат интересам обеих сторон. Предоставление заключенным возможности сноситься с внешним миром исходя из разумных условий и ограничений, предусмотренных законом, а также о создании при помощи и содействии общественности и социальных институтов и условий для реинтеграции бывших заключенных в общество (Правило 79). Согласно Правила 39 администрация учреждения обязана доводить до сведения заключенных наиболее важные


новости, позволяя им читать газеты, журналы или особые тюремные издания, слушать радио и присутствовать на лекциях или же при помощи других средств, допускаемых и контролируемых органами администрации. 3Сообщение сведений и предоставление возможности получения информации о событиях, происходящих за стенами учреждения позволяет сохранять адаптацию заключенных к внешним условиям, что благоприятно сказывается при освобождении и устройстве на свободе. В соответствии с


Правилом 80 с самого начала отбывания срока заключения следует думать о будущем, которое ждет заключенного после освобождения. Поэтому ему следует помогать поддерживать и укреплять связи с лицами или учреждениями, находящимися за стенами заведения, которые способны защищать интересы его семьи и способствовать его включению в жизнь общества после освобождения. В данном положении связь заключенного с внешним миром, семьей рассматривается как стабилизирующий фактор в подготовке его к жизни на свободе.


В этом правиле также говорится о правовых основах социальной работы . В обращении с лицами, приговоренными к тюремному заключению или другой подобной мере наказания, следует стремиться, учитывая продолжительность отбываемого ими срока, прививать им желание подчиняться законам и обеспечивать свое существование после освобождения. Так согласно Правилу 66 с этой целью следует принимать все подходящие для этого меры, обучение, профессиональную


подготовку и ориентацию, изучение конкретных социальных случаев, консультации в области трудоустройства, физическое воспитание и укрепление характера, принимая во внимание индивидуальные потребности заключенного, его социальное прошлое, истории его преступления, его физические и умственные способности и возможности его темперамент, продолжительность срока его заключения и его возможности после освобождения1. В Минимальных стандартных правилах говорится и об участии внешних организаций в оказании помощи осужденным


в устройстве на свободе после освобождения. Так, согласно Правила 80, правительственные или другие органы и учреждения, помогающие освобожденным заключенным находить свое место в обществе, должны там, где это возможно и необходимо, заботиться о том, чтобы такие заключенные получали необходимые документы и удостоверения личности, находили подходящее жилье и работу, имели подходящую и достаточную для данного климата и времени года одежду и располагали средствами, достаточными для проезда


на место их назначения и для жизни в течение периода, непосредственно следующего за их освобождением . В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными уделяется внимание и такому аспекту социальной работы, как охрана здоровья и медицинское обслуживание заключённых. И это не случайно, ведь здоровье признается высшей ценностью человечества, и забота о нем должна стоять на одном из первых мест. Так согласно Правила 62 медицинские службы заведения должны выявлять все физические


и психические заболевания или недостатки, могущие воспрепятствовать перевоспитанию заключенного, и заботиться о их излечении. С этой целью заведения должны иметь возможность обеспечивать все необходимое медицинское, хирургическое и психиатрическое обслуживание. Здоровье и благополучие осужденного органически связаны с его перспективами возвращения к нормальной жизни. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за обеспечение как психического, так


и физического здоровья осужденных. О физическом и психическом здоровье заключенных обязан заботиться врач, который должен ежедневно принимать или посещать всех больных, всех тех кто, жалуется на болезнь. Ведь своевременное оказание помощи заключенному - залог его быстрого излечения. В Минимальных стандартных правилах отражено и такое направление социальной работы как получение образования заключенными во время отбывания наказания. Так заключенным, способным извлечь из этого пользу, следует


обеспечивать возможность дальнейшего образования. Обучение неграмотных и молодежи следует считать обязательным, и органы тюремного управления должны обращать на него особое внимание. При этом обучение заключенных следует по мере возможности увязывать с действующей в стране системой образования, с тем чтобы освобождаемые заключенные могли учиться и далее без затруднений. Организация обучения осужденных, повышение их обще образовательного и профессионального уровня не только


выступают важным профилактическим средством в период отбывания наказания, но и значительно увеличивают возможности успешной социальной адаптации этих лиц после освобождения из мест лишения свободы (Правило 77). Как видно из выше изложенного, правовые основы социальной работы с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, прямо отражены в Минимальных стандартных правилах обращения с заключёнными. Эти правила носят рекомендательный характер. Однако страны, в которых условия отбывания наказания не


соответствуют этим Правилам, должны стремиться к их реализации. К числу таких стран относится и Россия, хотя следует отметить, что в Уголовно-исполнительном кодексе России уже содержатся некоторые положения этих Правил, которые косвенно отражают правовые основы социальной работы с осужденными. Более подробно о них будет говорится во второй главе дипломной работы.


Глава II. Правовое обеспечение отдельных направлений социальной работы с осуждёнными в УИС Минюста России В первой главе были рассмотрены правовые основы социальной работы, которые косвенно упоминаются в Конституции Российской Федерации, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, Уголовно-исполнительном кодексе и других нормативно-правовых актах. Во второй главе более подробно рассмотрим такие важные направления социальной работы с осужденными,


как социальное страхование и подготовка осуждённых к освобождению. § 1. Правовые основы социального страхования осуждённых к лишению свободы. Понятие «социальное страхование» является широким и его основу составляют обязательное государственное социальное страхование, пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обеспечение по безработице. В соответствии с действующим законодательством осужденные имеют право на первые три вида


страхования. Так, как уже говорилось во втором параграфе первой главы, в соответствии с пунктом 1 статьи 98 УИК РФ, осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам. В целях реализации этого положения Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло


Постановление 15 октября 2001 года № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» (приложение 1). Настоящее Положение определяет в соответствии с Уголовно - исполнительным кодексом Российской Федерации, Кодексом законов о труде Российской Федерации и Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" порядок


обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, исходя из условий отбывания наказания в виде лишения свободы. Согласно Постановлению осужденным выплачиваются следующие пособия по обязательному государственному социальному страхованию: а) по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний); б) по беременности и родам; в) единовременное пособие женщинам, вставшим


на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель); г) единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении); д) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (в случае отбывания наказания в колониях - поселениях). (пп. "д" введен Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 586).


Пособия выплачиваются за счет единого социального налога, уплачиваемого в Фонд социального страхования организациями, в которых трудятся осужденные. Осужденные имеют право на получение пособий, указанных в пунктах "а" - "в", если до освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью или беременностью трудовые обязанности исполнялись ими в соответствии с установленным графиком работы.


Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности, окончания отпуска по беременности и родам, рождение ребенка. При этом пособие по временной нетрудоспособности выдается не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за пособием. Ответственность за назначение, исчисление и выплату пособий по обязательному государственному социальному страхованию несут руководитель и главный бухгалтер учреждения.


Пособие по временной нетрудоспособности выдается при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности. Основанием для назначения пособия является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности. Осужденные, отбывающие наказание в колониях - поселениях, получают листки нетрудоспособности в лечебно - профилактических учреждениях самостоятельно для последующего их предъявления администрации по месту работы. Отбывающим наказание в исправительных учреждениях иных видов, листки нетрудоспособности оформляются


медицинскими частями исправительных учреждений, в которых они отбывают наказание, и передаются администрациям указанных исправительных учреждений, которые производят назначение и выплату пособий или направляют их в организации, где трудятся осужденные. Пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня утраты осужденным трудоспособности вплоть до ее восстановления либо до установления учреждением медико-социальной экспертизы инвалидности. Пособие по временной нетрудоспособности не выдается: а) за


время проведения периодического медицинского осмотра осужденного, в том числе при нахождении в стационаре лечебно - профилактического учреждения; б) в случае наступления нетрудоспособности в период временной приостановки работы; в) в случае наступления нетрудоспособности в период, когда осужденный не работал вследствие отстранения от работы в связи с нарушением установленного порядка отбывания наказания за все время отстранения от работы; г) в случае умышленного причинения осужденным вреда своему здоровью


с целью уклонения от работы или других обязанностей либо симулянтам - за все время нетрудоспособности; д) в случае возникновения временной нетрудоспособности осужденного вследствие заболевания или травм, полученных при совершении им преступления или злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания за все время нетрудоспособности; е) за время принудительного лечения по определению суда; ж) в случае нарушения осужденным режима, установленного для него врачом, либо неявки без уважительной причины в


назначенный срок на врачебный осмотр или на освидетельствование в учреждение медико-социальной экспертизы - со дня, когда было допущено нарушение, на срок, установленный администрацией исправительного учреждения. В случае если состояние временной нетрудоспособности продолжается после окончания временной приостановки работы, пособие по временной нетрудоспособности выдается со дня, когда осужденный по окончании указанного периода должен был приступить к работе. Размер пособия по временной нетрудоспособности составляет от 60


до 100 процентов заработка осужденного в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, исчисляемого со дня начала работы осужденного до дня наступления временной нетрудоспособности, и за полный календарный месяц не может превышать максимального размера указанного пособия, установленного федеральным законом. Выплачивается пособие в сроки, установленные для выплаты заработной платы. . А теперь рассмотрим виды пособий, которые выплачиваются только осужденным женщинам, привлеченным к


оплачиваемому труду. Это пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки береме



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :