Реферат по предмету "Социология"


Теоретические подходы к социальной работе с пожилыми людьми

--PAGE_BREAK--Д) Данная статья заинтересовала меня тем, что в ней рассматриваются адаптационные, социально-психологические, физиологические, материальные и культурные проблемы пенсионеров различного возраста. Также в статье приведены конкретные данные различных социологических опросов. С помощью них можно отследить, как изменяется жизнь человека, его социальный статус, интересы, настроение с момента наступления пенсионного возраста и до глубокой старости. Статья раскрывает многие проблемы пожилых людей в различных возрастных группах и указывает на причины их возникновения.

Е) Основная идея данной статьи – показать, что процесс старения в сегодняшней России протекает в условиях размывания жестких возрастных оппозиций: востребованной молодежью и «остальных». Беспомощность, беспокойство, тревога связаны главным образом не с ощущением приближения смерти, а с вопросами о том, как прожить на маленькую пенсию, с плохим здоровьем, с некачественным или недоступным медицинским обслуживанием и т.п.Информация из данной статьи может использоваться в тех исследованиях, где можно отследить возникновение возрастных проблем пожилых людей и для предупреждения этих проблем в будущем.
Раздел 3. (Задание 3) Наблюдение по предмету: взаимоотношения между супругами-пенсионерами, отношения с друзьями, родственниками, соседями; факторы, влияющие на их взаимоотношения и на наличие определенного статуса в семье каждого из них
Цель наблюдения – собрать эмпирические данные, которые смогут показать, чем отличается социальный статус и психологическое самочувствие мужчины-пенсионера от женщины-пенсионерки.

Объект наблюдения– семейная пара пенсионного возраста, проживающая совместно либо отдельно от детей и внуков (40 — 50 семей).

Предмет наблюдения– взаимоотношения между супругами- пенсионерами, отношения с друзьями, родственниками, соседями.

Вид наблюдения– выборочное, непосредственное, невключенное.

Ситуации наблюдения– посещение супругов-пенсионеров на дому и наблюдение за их взаимоотношениями, обращая внимание на наличие определенного статуса в семье каждого из них.

Контрольный список фактов:

а.                 наличие общего семейного бюджета;

б.                участие в совместном времяпрепровождении;

в.                 наличие предметов первой необходимости;

г.                 уровень общения между супругами;

д.                распределение домашних обязанностей;

е.                 наличие интересов и увлечений.

Продолжительность и периодичность наблюдения: 2 раза в неделю по 3 часа.

Способ фиксации результатов наблюдения: Считаю, самым оптимальным способом фиксации результатов «Дневник наблюдения».





Раздел 4. (Задание 4) Опрос в форме анкетирования на тему: исследование уровня самооценки пожилого мужчины – супруга в семье
Цель опроса– исследование уровня самооценки пожилого мужчины – супруга в семье.

Предмет опроса– самооценка личности, наличие социальных потребностей.

Предполагаемые респонденты – супруг-пенсионер.

Искомые единицы информации:

1.                 Уровень самооценки.

2.                 Уровень социальной адаптированности к новому положению в обществе.

3.                 Степень и особенности социальных потребностей.

Вопросы, направленные на получение искомой информации:

1.                 Ваш возраст?

2.                 Какое у Вас образование?

3.                 Кем Вы работали до выхода на пенсию?

4.                 Какой у Вас трудовой стаж?

5.                 Есть у Вас дети (сколько)?

6.                 Вы живете отдельно от детей или других родственников?

7.                 Какие у Вас отношения с родственниками?

8.                 До выхода на пенсию Вы смогли приобрести автомобиль, дачу и др.?

9.                 Как Вы оцениваете Ваше здоровье (хорошее, плохое, среднее)?

10.            Как изменилась Ваша жизнь после выхода на пенсию?

11.            Изменилось ли Ваше материальное положение после ухода на пенсию?

12.            У Вас появилось свободное время? Чем Вы предпочитаете заниматься?

13.            Участвуете ли Вы в хозяйственных делах?

14.            Есть в Вашем близком окружении другие пенсионеры?

15.            После выхода на пенсию Вы стали меньше общаться с другими людьми?
Раздел 5. (Задание 5)Тестирование как метод исследования в социальной работе
В практике социальных работников используются различные методы, приемы психотехнологий, психологических средств, которые помогают диагностировать и разрешать психологические проблемы клиентов. Психодиагностика является основным способом сбора, обработки и анализа данных и реализуется в конкретных диагностических методиках – тестах. Психодиагностические тесты подразделяются по различным основаниям. Например, по предмету диагностики личности выделяются тесты способностей (в частности, тесты для исследования интеллекта), тесты личности (в т.ч. социально-психологические).

Целью применения тестирования является получение максимально полного представления о личности человека и его проблемах. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Однако тесты несут в себе возможность потерять индивидуальный подход к клиенту, т.к. это шаблон, под который подгоняют всех людей. Поэтому высока вероятность упустить индивидуальность человека. Вовремя заметить это – задача, которая под силу квалифицированному и добросовестному исполнителю. Диалогические методы (беседа, игра и т. п.) в этом плане имеют преимущества, т.к. непосредственное общение с испытуемым может установить доверительный контакт, проявить персональное участие, создать атмосферу, снимающую напряжение и защиту.

Результаты тестирования могут быть представлены в виде таблиц, графиков, текстовых заключений, статичных и анимированных изображений.
Тестирование как методика диагностики

Термин «тест» (по-английски – задача, или проба) был введен в 1890 г. в Англии. Тесты получили широкое распространение в детской психологии после 1905 г., когда во Франции были разработаны серии тестов для определения одаренности детей, и в практике психодиагностики после 1910 г., когда в Германии была разработана серия тестов для профессионального отбора [3].

В тестах используется унифицированный материал, предъявляемый испытуемым, и унифицированная система интерпретации результатов. Материалом обычно служит серия вопросов или заданий практического характера. Часто возникает потребность повторного тестирования [4; 305].Применяя тесты, можно получить относительно точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки [3].

Тесты применяются как для индивидуальной, так и для групповой диагностики. Некоторые тесты проводятся индивидуально, а другие разрабатываются с расчетом на то, чтобы можно было тестировать одновременно целую группу испытуемых. Но и при групповом тестировании результаты обрабатываются индивидуально, и каждый испытуемый получает свою оценку. Другое дело, что затем, как и при индивидуальном тестировании, можно получать обобщенные результаты для целой группы испытуемых и сравнивать по ним группы между собой [4; 305].
Исследовательская сущность тестирования

Постановка правильного диагноза и установление причин психологических проблем, возникших у клиентов, имеет исключительное значение для последующего процесса коррекции установленных неадекватных состояний клиентов. Поэтому разработке и практическому использованию психодиагностического инструментария в истории развития психологии обращалось огромное внимание. Крупнейшими исследователями в области психодиагностики считаются ее основатели Ф. Гальтон и Дж. Кеттел, а также А. Анастази, А. Бине, Ч. Спирмен, Э. Торндайк, Г. Айзенк, Р. Кеттел, Д. Роттер, Л.Ф. Бурлачук, А.Г. Шмелев и др. [2; 66].

Разработано большое количество тестов как общей, так и более узкой направленности. Среди первого класса выделяются так называемые интеллектуальные тесты, предназначенные для оценки общей умственной одаренности человека. Такие тесты направлены на выявление универсальных способностей. Их цель – предсказание успешности овладения новым видом деятельности, поэтому задания подбираются таким образом, чтобы для их решения достаточно было просто смекалки [4; 305].

В отличие от интеллектуальных тестов, представляющих собой серии задач, личностные тесты обычно имеют форму опросников. Здесь оценивается не объективное поведение человека в ситуации тестирования (количество правильных ответов), а содержание его ответов. Фактически, в этом случае пользуются данными самонаблюдения. Однако используемый формат позволяет дать этим субъективным по своей природе данным объективную оценку путем соотнесения индивидуальных ответов со статистически выведенными нормами. Например, в больших личностных тестах, измеряющих несколько разных свойств, вопросы, относящиеся к разным шкалам, чередуются случайным образом. Испытуемому тогда труднее понять, на что направлен каждый конкретный вопрос. Кроме того, вопросы формулируются таким образом, что учитываться может как положительный, так и отрицательный ответ. Это еще больше усложняет всю картину. Имеется принципиальная возможность выявить сознательное или неосознанное стремление испытуемого представить себя в розовом свете [4; 306].

Цель личностных тестов – получение максимально полного представления о личности человека и его проблемах. Как правило, эти тесты используются в комплексе с другими качественными (неструктурированными) методами: наблюдением, беседой, анализом документов. Поскольку тесты этого рода предусматривают индивидуальное выполнение, появляется возможность не только анализировать результаты, но и наблюдать за испытуемым в процессе работы. Тестирование включается в общую процедуру исследования в качестве одного из его компонентов [4; 313].

Интеллектуальные и личностные тесты применимы к людям разного возраста и пола, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, любые профессии и жизненный опыт – в этом их положительная сторона. Но вместе с тем имеется и существенный недостаток, состоящий в том, что при использовании тестов испытуемый по собственному желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по результатам будут оценивать его психологию и поведение.

В этих случаях обычно применяются проективные тесты. Такие тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют достаточно большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации самого специалиста [3].

В практике социальной работы важнейшей формой психодиагностических тестов являются опросники. Опросники представляют собой психодиагностические методики в виде вопросов (или утверждений) для опроса клиентов с целью получения информации об их личности в целом или о тех или иных ее сторонах (чертах, свойствах и т.д.) [2; 67].
Тестирование в практике социальной работы

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых [3]. Эти тесты применимы к людям разного возраста и пола, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, любые профессии и жизненный опыт – в этом их положительная сторона.

Среди опросников важнейшее значение имеют такие, которые разработаны на основе освещавшихся персонологических концепций, в том числе З. Фрейда, К. Юнга, Э. Кречмера, И.П. Павлова, Б.П. Ганнушкина, Г. Айзенка, Р. Кеттела, К. Леонгарда, Д. Роттера [2; 67].

Так, на основе типологии К. Юнга разработан индикатор типа – личностный опросник. Опросник состоит из 160 вопросов. Ответы диагностируемых подразделяются на 4 шкалы в соответствии с типологией К. Юнга: экстраверт – интроверт, сенсорный – интуитивный, мыслительный – эмоциональный, рациональный – иррациональный. По итогам опроса проводится подсчет балов по шкалам. Наибольшая сумма балов выражает доминирование соответствующей черты типа личности. Типологические личностные опросники Г. Айзенка разработаны на основе концепции личности самого автора и опираются, в свою очередь, на персонологические идеи К. Юнга, И.П. Павлова, Э. Кречмера и др. [2; 67]

Личностный опросник Айзенка является реализацией типологического подхода к изучению личности и опирается на оригинальную авторскую разработку модели личности. Опросник направлен на измерение таких свойств личности как «интроверсия-экстроверсия» и «нейротизм-эмоциональная стабильность», рассматриваемых Г. Айзенком как два основных базисных параметра индивидуальности [1].

Одним из распространенных и признанных в практике социально-психологической работы является опросник Р. Кеттела «16 личностных факторов» (16PF), впервые предложенный автором в 1950 г. [2; 67].

Данный опросник предназначен для измерения выраженности 16-ти личностных черт, предложенных Кеттеллом в качестве модели структуры личности. Опросник содержит перечень следующих биполярных показателей [1]:

A. сизотимия (сдержанный) – аффектотимия (общительный);

B. высокий интеллект – низкий интеллект;

C. сила «Я» (эмоционально устойчивый) – слабость «Я» (эмоционально неустойчивый);

E. доминантность (самостоятельность, настойчивость) – конформность (зависимый от группы);

F. сургенсия (беспечность) – десургенсия (серьезность);

G. сила «Сверх-Я» (высокаясовестливость) – слабость «Сверх-Я» (недоборосовестность);

H. пармия (смелость) – тректия (робость);

I. премсия (мягкость) – харрия (жесткость);

L. протенсия (подозрительность) – алаксия (доверчивость);

M. аутия (мечтательность) – пркасерния (практичность);

N. искусственность (гибкость, проницательность) – безыскусственность (прямолинейность, простота);

O. гипотимия (склонность к чувству вины) – гипертимия (самоуверенность);

Q1. радикализм (склонность к новаторству) – консерватизм (ригидность);

Q2. самодостаточность (напористость) – социабельность (уступчивость);

Q3. контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) – импульсивность (спонтанный);

Q4. фрустрированность (напряженность) – нефрустрированность (спокойность).

Состоит из 187 вопросов (формы А и В) или 105 вопросов (формы C и D).

При его использовании, да и при использовании любого личностного опросника, необходимо всегда помнить о том, что результаты, полученные с их помощью, содержат дополнительную, относительно условную психодиагностическую информацию.

На базе теории локуса контроля Д. Роттера Е.Ф. Бажиным с соавторами разработан опросник уровня субъективного контроля (УСК) (1984), содержащий 44 утверждения. УСК направлен на диагностику интернальности – эктернальности, в том числе в межличностных и семейных отношениях. Опросник включает утверждения, с которыми обследуемый должен согласиться или нет [2; 68].

Идеи Э. Кречмера, П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда и др. легли в основу патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), разработанного А.Е. Личко (1970) и предназначенного для определения типов акцентуации характера и психопатий у молодежи. Опросник включает 25 наборов фраз-утверждений, выражающих отношение к различным жизненным проблемам (например, отношение к самочувствию). На основе концепции К. Леонгарда также разработан личностный опросник Г. Шмишека (1970), включающий 88 вопросов для выявления выделенных К. Леонгардом указанных выше 10 типов акцентуаций личности [2; 68].

При выборе тестов социальный работник должен исходить из четко осознанной и поставленной задачи по обследованию данного клиента.

Психодиагностические тесты должны правильно использоваться, что является залогом их эффективности. Неверное неквалифицированное применение и интерпретация тестов приведут к искаженным выводам о состоянии и особенностях личности клиента и к последующему неадекватному выбору методов и средств для его коррекции и реабилитации [2; 69].

Валидность и надежность теста

Эффективность использования тестов определяется рядом факторов. Так, тест должен опираться на определенную теоретическую концепцию. Тест может применяться только по его назначению. Тест должен применяться в соответствующей ему сфере практики (производство, семейная жизнь и т.д.) для изучения определенного контингента используемых, выделяемых по полу, возрасту, образованию, профессии и т.п. Тест должен обладать надежностью и валидностью [2; 69].

Надежность — это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов. К числу таких факторов следует отнести [5]:

-                     разнообразие внешних материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому (время суток, освещенность, наличие посторонних звуков, отвлекающих внимание и т. п.),

-                     динамичные внутренние факторы, по-разному действующие на разных испытуемых в ходе тестирования (время так называемой врабатываемости – выхода на стабильные показатели темпа и точности действий после начала тестирования, скорость утомления и т. п.),

-                     информационно-социальные обстоятельства (различная динамика в установлении контакта с психологом или лаборантом, проводящим тестирование; возможное наличие других людей в помещении; наличие предыдущего опыта знакомства с данным тестом; наличие какого-то знания и отношения к тестам вообще и т. п.).

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рассказ лейтенанта Копнева Л.А.
Реферат Р. Бертон "Семантическая граматика"
Реферат Разные направления и концепции изображения положительного героя в литературе XIX в
Реферат Развитие римской литературы середины I века
Реферат Ради чего стоит жить, или почему погасло сердце Данко. ("Старуха Изергиль" А.М. Горький)
Реферат Разнообразие художественных идей в рассказах Леонида Андреева
Реферат Пьер Огюстен Бомарше
Реферат Пушкин: Биография; Народность сказок Пушкина; Всемирность Пушкина (критика)
Реферат Разорванное кольцо. Глава из книги "История Народа Хунну"
Реферат Магнетизм вращения Франсуа Араго
Реферат Dancing With Wolves Essay Research Paper Dances
Реферат Рецензия на рассказ А.П. Чехова "Студент"
Реферат Род человеческий на плахе
Реферат Ранний романтизм Горького
Реферат Рецензия на рассказ А. Солженицына "На изломах"