СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ГРУБОЙ МОТОРИКИ
2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее времявнимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства.Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизниявляются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когдазакладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Еще не родившийся ребенок- это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще неродившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Также важнывзаимоотношения матери и отца. двигательный активностьребенок грубый моторика
Появление насвет – самый сложный период в жизни человека. Впечатления от путешествия поузким родовым путям навсегда остаются в подсознании человека, потому что вовремя родов он подвергается чрезвычайным испытаниям.
Послерождения ребенок должен перестроить жизненно важные системы и включить такиемеханизмы, которые во время внутриутробного развития у него не функционировали.
Каждый период детстваимеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенномуэтапу развития. Поэтому входе роста и развития ребенка необходимо создавать всеусловия, способствующие оптимизации его взаимодействия с пространством ивременем своего развития. Каждый этап онтогенеза характеризуется своиминовообразованиями и необходимостью для их возникновений сочетания определенныхфакторов. Только в этом случае будет формироваться гармоничная личность.
Нетничего увлекательнее, чем наблюдать, как растер и развивается ребенок. Каждыйребенок в процессе своего развития повторяет шаг за шагом всю историючеловечества, его физиологическое и духовное развитие.
Развитиедвигательной активности – один из последовательных этапов развития ребенка. Оноиграет огромное значение для процесса развития в целом. Ведь благодаряактивности возможно развитие процесса деятельности в целом, а также егоразличных видов.
Каждый этап развитияребенка должен основываться на гармоничном взаимодействии с окружающим миром,причем соответственно возрасту и потребностям. Ведь именно внешнее окружениеопределяет появление качественных новообразований в сфере сознания и личностиребенка, формируя тем самым его развитие.
1. ПОНЯТИЕ ГРУБОЙМОТОРИКИ
В понятие «грубаямоторика» входит: поза малыша, удержание головы, сидение, стояние,ползание и ходьба. Моторные или двигательные возможности являются начальнымпунктом для оценки зрелости ребенка, однако зачастую только они и исследуются.Наблюдение за различными аспектами поведения малыша позволяет убедиться в том,насколько оно сложно.
Американский военный врачГленн Доман в конце сороковых годов начал заниматься лечением детей с травмамимозга. Выводы, к которым пришел его институт в Филадельфии, схематично можноописать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добитьсярезкого усиления активности мозга в целом. Воздействие на зрение обездвиженныхдетей (их по специальной методике Домана учили читать) привело к тому, чтотакие дети постепенно, понемногу начинали двигаться. Ребенку демонстрировалиськарточки с крупно написанными словами, эти слова громко произносили вслух. Весьурок занимал считанные секунды, но таких уроков в день было несколько десятков.И многие из этих несчастных детей, неподвижных немых инвалидов, которых считалибезнадежными, начинали переворачиваться, ползать, вставать, выучивались читатьв три-пять лет, а более поздние тесты обнаруживали, что они по развитиюобгоняют «нормальных» детей.
Систему, разработаннуюдля больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. И вотсреди этих детей сколиоза не было. Дети двух, трех, четырех лет начиналичитать, превосходно осваивали математику, становились настоящими эрудитами, но– и это, быть может, самое главное – были прекрасно развиты физически.Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет ихдетьми Возрождения.
Базовый вывод Домана:Учеба эффективна только в период роста мозга. Мозг человека растет до семи –семи с половиной лет.
Базовый принцип Домана:Ребенок должен двигаться с первого дня жизни. Простые усилия могут привести ктому, что в первый месяц жизни ребенок будет проползать по несколько метров вдень. Двух- месячный ребенок, который выползает из комнаты, очень отличается поразвитию мозга от ребенка, который лежит это время в люльке на спине и пролежиттак еще несколько месяцев. И эта разница в уме, активности, одаренности будетчувствоваться всю жизнь.
2. ФОРМИРОВАНИЕ ИРАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА
Социальная личностьскладывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери сребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики.Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируетсячерез ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающуюсреду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессецеленаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая,определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
Главная цель развитияличности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своихспособностей и возможностей, возможно более полное самовыражение исамораскрытие. Но эти качества невозможны без участия окружающего мира,взаимодействия с ним, они невозможны в изоляции и противопоставлении себяобществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие вэтом процессе. Возможность взаимодействия с окружающим миром осуществляетсяпосредством двигательной активности.
Развитие двигательнойактивности ребенка происходит постепенно, проходя ряд последовательных этапов.
Между 5-м и 6-м месяцемдети начинают ползать, и хорошо ползают к 7 месяцам. Некоторые дети не ползают,а сразу из сидячего положения переходят в стоячее. Существует множество разныхспособов ползания. Ребенок может переходить от одного способа к другому по мересовершенствования. Одни дети ползают пятясь, другие – как-то вбок. Одни ползаютна выпрямленных ногах и рука, другие – на четвереньках. А есть дети, которыеползают на одном колене и одной вытянутой ноге. Если ребенок умеет быстроползать, он обычно начинает позже ходить. А тот, который неуклюже ползает иливообще не умеет ползать, будет стараться раньше научиться ходить.
Стоять с поддержкойребенок обычно начинает между 7-м и 9-м месяцем. самостоятельно стоять ребенокбудет между 9-м и 12-м месяцем. Некоторые дети не умеют стоять и позже, хотяони абсолютно здоровы и умственно полноценны. Обычно это упитанные, спокойныедети или те, у кого ножки долго набирают силу.
Очень многие дети,научившись вставать не знают как снова сесть. Бедный ребенок может простоятьнесколько часов, пока не свалиться от изнеможения. Когда мать посадит такогоребенка, оторвав его от перил кроватки или манежа, он моментально забывает обусталости и снова подтягивается и встает. Но на это раз он начинает плакать ужечерез несколько минут. Единственное, что мать может предпринять, дать емукакой-нибудь интересный предмет поиграть, чтобы удержать его в сидячемположении. В один прекрасный момент ребенок впервые попробует очень осторожноопуститься. Через несколько недель он научиться двигаться вдоль перил манежа,сначала держась за них обеими руками, а потом одной. В конце концов, ребенокневзначай отпустит перила на несколько секунд, не сознавая, какой смелый шаг онсделал. Так он готовиться ходить.
Множество факторовопределяют возраст в котором ребенок начинает ходит самостоятельно. Еслиребенок начинает ходить и в это время заболеет недели на две, то он возможно.только месяца чрез два снова попробует пойти самостоятельно или если он упадети удариться после первых попыток ходить, то он может еще много недель боятьсяоторвать руки от опоры.
Большинство детей начинаетходить самостоятельно между 12-м и 15-м месяцем, а некоторые уже в 9 месяцев.Довольно многие дети вполне смышленые, не больные рахитом и не имеющие никакихфизических недостатков, начинают ходить только в 18 месяцев или даже позже.
Когда ребенок начинаетходить, возникает множество: обувь, дисциплина и другие.
Нет необходимости учитьребенка ходить. Когда он будет готов к этому, его уже нельзя будет остановить.
Человек не рождается сготовыми способностями, интересами, характером. Эти свойства формируются прижизни человека, но на определенной природной основе.
Человек есть живаясистема, представляющая собой единство физического и духовного, природного исоциального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организмчеловек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим(биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. На уровнесознательной психики и личности человек обращен к социальному бытию с егоспецифическими закономерностями. Физическая, морфологическая организация человека,является высшим уровнем организации материи в известной нам части мироздания.Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый период детстваимеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенномуэтапу развития. Поэтому входе роста и развития ребенка необходимо создавать всеусловия, способствующие оптимизации его взаимодействия с пространством ивременем своего развития. Каждый этап онтогенеза характеризуется своиминовообразованиями и необходимостью для их возникновений сочетания определенныхфакторов.
Человек входит в жизнькак целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себеотпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности.Жизненная позиция личности формируется совокупностью всех социальных влияний начеловека, и прежде всего системой общественного воспитания.
Взаимодействие с окружающиммиром – это возможность удовлетворения всех необходимых человеческихпотребностей. Познание окружающего мира позволяет не просто развиваться, но иформироваться из индивида в гармоничную, способную к обучению и воспитаниюличность.
Движение занимает одно изведущих мест в процессе взаимодействия с окружающим миром. Благодаря движениюпроисходит познание и переход на новую качественную ступень развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бауэр Т… Психическое развитиемладенца. — М, 1985. — 318 с.
2. Немов Р.С. Психология: учеб. длястуд. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.:Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с.
3. Обухова Л. Ф. Детская психология:теории, факты, проблемы. -М. 1996. 351 с.
4. Спок Б. ребенокиуход за ним. – Красноярск: Кн. изд-во, 1990. – 441 с.
5. Суботский Е. В.Ребенок открывает мир. — М, 1991. — 206 с