Реферат по предмету "Психология"


Рассмотрен процесс формирования первого впечатления при непосредственном общении между людьми

Содержание
Введение
Глава1. Формирование первого впечатления.
Глава2. Каузальная атрибуция
Заключение.
Литература.

Введение
От того, как людивоспринимают друг друга, зависит развитие их взаимоотношений. Если некто«производит хорошее впечатление», ему обычно идут навстречу. Даже в случаях,когда поведение предписано инструкцией или уставом, всегда остается возможностьподходить к людям индивидуально. Можно или «поддержать» человека, если онпредставляется достойным того, или, напротив, «сдержать его прыть». Когда жедействия не регламентируются или регламентируются не очень жестко, отношение кдругому в решающей степени зависит от того, какие он вызывает чувства, какое онем формируется мнение. Именно от того, как воспринят другой человек (а ненепосредственно от того, каков он на самом деле), зависит первоначальноотношение к этому человеку. Иногда это отношение оказывается оправданным исправедливым. Но бывает и так, что впоследствии люди разочаровываются вчеловеке, упрекают себя в том, что с самого начала не разглядели его подлиннойсущности. Чтобы подобных ошибок было меньше, полезно познакомиться с законамивосприятия человека человеком.
Внешность человекавоспринимается другим человеком как некоторая «совокупность анатомических,функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно-чувственномуотражению». Важно подчеркнуть, что эти признаки даны в неразрывном единстве, нона первое место выступают те из них, которые наиболее важны для воспринимающегов данной ситуации.
Первое впечатлениеявляется очень важным моментом. Оно помогает понять субъективную позициюпартнера, его отношение к предполагаемому взаимодействию. Склонность ксотрудничеству проявляется в стремлении приблизить партнера, сопровождаетсяоживлением, улыбкой, приветливостью и другими знаками расположения. И наоборот,холодность, напряженность, резкость свидетельствуют о намерении отдалить того,кто претендует на сотрудничество, «поставить его на место». О том, какпредставляется человеку «соотношение сил» (социальных возможностей) в предстоящемвзаимодействии, свидетельствует его мимико-соматическая «пристройка» кпартнеру. Если человеку кажется, что успех его начинания зависит от другого (онхочет, чтоб его поняли, согласились с ним, поверили ему), он стараетсязаглянуть другому в глаза, угадать его отношение к своим действиям, поскореепоправить, если что получилось «не так». «Пристройка снизу» проявляется врасточительности мелких движений, беспорядочности жестикуляции, излишках мышечногонапряжения, в лихорадочных поисках средств воздействия, вплоть до попытокпродемонстрировать отсутствующую независимость. Некоторые индивидыпредпринимают значительные усилия для того, чтобы ввести в заблуждение партнераили хотя бы скрыть своп внутренние переживания в процессе взаимодействия.
Чтение экспрессивныхдвижений — сложный процесс, требующий значительной тренировки и опыта. Оносложняется не только тем, что внешние признаки содержат далеко не полнуюинформацию о человеке, но и тем, что одни и те же внешние проявления могут бытьвызваны разными внутренними переживаниями.
Современная жизньстремительна, контакты между людьми многочисленны относительно кратковременны.В большинстве случаев первое впечатление о другом человеке создается на основедалеко не полной информации о нем. Здесь на помощь индивиду приходитколлективный исторический опыт.
В ходеобщественно-исторической практики предшествующие поколения накопили громадныйопыт деятельности и человеческих взаимоотношений. Отложившиеся в культуре«социальные схемы» представляют собой как бы шаблоны, которые обществопредлагает человеку для решения определенных задач. Обычай гостеприимства,например, подсказывает, как следует вести себя с человеком, посетившим ваш дом.Другие шаблоны предопределяют способ выражения чувств: благодарности,удовлетворения, симпатии и т. п. Соответственно, восприятие так же оказываетсяв зависимости, от этих эталонов. И хотя человеческие биографии неповторимы, икаждый человек усваивает социальные схемы по-своему и применяет их, исходя изсвоего личного опыта и соответственно структуре своей личности, их влияние наповедение людей огромно.
В данной контрольнойработе будет подробно рассмотрен процесс формирования первого впечатления принепосредственном общении между людьми, также автор раскроет содержаниекаузальной атрибуции и ее роль при формировании первого впечатления.

Глава 1. Формированиепервого впечатления
В повседневной жизни, врабочей и нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых длясебя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что наоснове одного только кратковременного восприятия мы бываем вынуждены оцениватьэтих людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ поведения идействия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем делос так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.
Что же такое первоевпечатление, если попытаться более подробно раскрыть содержание данногопонятия? Это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный,логический и эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иныеособенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первоевпечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочныесуждения. Наконец, в нем всегда присутствует эмоциональное отношение к томучеловеку, который оказался предметом восприятия и оценки. Первое впечатлениеформируется как при специальном намерении оценить человека с какой-то точкизрения, так и при отсутствии такого намерения.
Физиологический механизмформирования первого впечатления в основном тот же, что и механизм формированияобраза, а затем и понятия о том или ином объекте. Образ человека, формирующийсяу познающего его субъекта, выступает как совокупность последовательносовершающихся и друг с другом связывающихся, смыкающихся в единое целоерефлекторных актов, в результате которых перед нами симультанно выступаетпознаваемый человек в многообразии ему присущих признаков.[1]
Первое впечатлениеявляется результатом аналитикосинтетической деятельности, осуществляемойсовместной работой первой. И второй сигнальных систем. В случае необходимостисформировать обобщенное мнение о человеке на основе непродолжительногонаблюдения за ним ведущую роль начинает играть вторая сигнальная система,которая, тесно взаимодействуя с первой сигнальной системой, определяетнаправление анализа и синтеза данных чувственного отражения.
Рефлекторные акты,результатом которых является образование первого впечатления, особенно если егоформирование подчинено определенной цели, как правило, протекают при иномуровне активности коры больших полушарий, чем акты, результатом которыхявляется восприятие человеком знакомых ему людей, ведущих себя, по его мнению,обычно. Это происходит потому, что в механизм образования первого впечатлениявключается ориентировочный рефлекс. При появлении в классе незнакомойучительницы, при приходе в бригаду нового рабочего и в массе других подобных случаевэта реакция имеет место.[2]
Физиологические иэлектрофизиологические исследования, говорят о наличии в мозге механизмов,которые реагируют не на все раздражители, а лишь на новые и на значимые. Прежденезнакомые человеку люди, с которыми ему предстоит в дальнейшем вместе работатьили учиться, если говорить языком физиологии, являются для него новыми изначимыми раздражителями.
Как теперь установлено,ориентировочная реакция — это реакция на новизну, неожиданность, значимость, т.е. реакция на количество и важность информации, которую несет тот или инойсигнал данному индивиду. Чем, например, больше несоответствие между внешнимобликом и поведением нового учителя, впервые вошедшего в класс, и тем, какимего ожидали увидеть ученики, тем большее количество информации о себе он имнесет. Ориентировочная реакция угасает при повторении сигнала, потому чтопоследний, оставаясь физически таким же, несет индивиду все меньшее (количествоинформации).[3]
Ориентировочная реакциясвязана с развитием у человека способности прогнозировать еще не наступившиесобытия и подготавливаться к ним. Это прогнозирование может быть инеосознаваемым. Основой прогнозирования, проявляющегося при ориентировочнойреакции, являются сохраняемые мозгом следы ранее полученной информации, следывременных соотношений, имевших место в прошлом. Этот опыт используется неслепо, а с экстраполяцией связей, обнаруженных в одной группе явлений, надругие, похожие явления.
Как сейчас выяснено,процессы вероятностного прогнозирования и сличения играют важную роль вразвитии того или иного эмоционального состояния и связанных с ним соматическихизменений которое формируется о другом человеке у впервые видящего его субъекта,определяется, прежде всего, особенностями, присущими облику и поведениювоспринимаемого человека. Эти особенности в значительной мере направляюттечение познавательных процессов у воспринимающего субъекта и обусловливают содержаниеего образов восприятия.
Важной сферойисследования межличностной перцепции является изучение процесса формированияпервого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, всоответствии с которыми протекает этот процесс. Каждая «схема»запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства.Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения кнаблюдателю.[4]
Фактор превосходства — запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров(точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важномудля него параметру — уму, росту, материальному положению и т. п.). Суть происходящегозаключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по какому-либоважному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимымпараметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом,чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретнойситуации, тем меньше усилий нужно для запуска этой схемы. Так, в экстремальнойситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойнойобстановке.[5]
Фактор привлекательности- обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера по общениюкак привлекательного внешне, при этом ошибка состоит в том, что внешнепривлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным дляних социально-психологическим параметрам. Существует так называемый стереотиппривлекательности: что красиво — то хорошо. Дети усваивают этот стереотип оченьрано. Золушка и Белоснежка красивые — и хорошие. Сводные сестры и колдуньябезобразные — и плохие. Фактор отношения к наблюдателю — регулирует включениесхемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю.Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к намотносятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивнооценивать и по другим показателям.
Весь смысл взаимодействиясубъекта и объекта межличностного восприятия состоит в том, что воспринимающий строитсистему выводов и заключений относительно воспринимаемого на основе своеобразного«прочтения» его внешних данных. «Качество» такого прочтенияобусловлено как способностями читающего, так и ясностью текста.
Именно поэтому длярезультата межличностного восприятия значимыми являются характеристики исубъекта, и объекта. Однако если продолжать линию предложенных образов, томожно предположить, что качество чтения обусловлено и таким важным фактором,как условия, в которых осуществляется процесс, в частности освещённость текста,наличие или отсутствие помех при чтении и т. д. Переводя понятие «условиячтения» на язык экспериментальных исследований межличностного восприятия,необходимо включить в анализ и такой компонент, как ситуация межличностноговосприятия.[6]
Психологическаяхарактеристика «взаимодействия» субъекта и объекта межличностноговосприятия заключается в построении образа другого человека. При этом возникаютдва вопроса: каким способом формируется этот образ и каков этот образ, т. е.каково представление субъекта об объекте. Именно для ответа на эти вопросынеобходимо включение в исследование межличностного восприятия описания нетолько субъекта и объекта, но и всего процесса. Глава 2. Каузальная атрибуция
Атрибутивная теорияявляется теорией, пытающиеся объяснить, как люди дают логические объясненияответов на вопросы, начинающиеся с «почему». Это касается той информации,которую они используют, устанавливая причины и связи, и того, что они делают сэтой информации, для ответа на вопрос о причинах. Помимо этих проблемсоциального восприятия и самовосприятия атрибутивная теория связана с болееобщей областью, которая может быть названа психологической эпистемологией. Этоотносится к процессу, благодаря которым человек познание свой мир, и, что болееважно, осознает то, что он знает, то есть чувствует, что его убеждения исуждения соответствуют действительности. Приписывание какого-либо качестванекой целостности означает конкретное причинное объяснение эффектов, связанныхс этой целостностью, реакции или ответов на нее, оценок и суждений о ней и т.д.Так, все суждения типа «качество Х характеризует целостность Y» рассматривается как каузальныеатрибуции.
Исследования каузальной атрибуциив широком смысле слова рассматриваются как изучение попыток человека, понять причинуи следствие тех событий, свидетелем которых он является.
Иными словами, акцентделается на так называемой «наивной психологии», на её интерпретациях«своего» и «чужого» поведения, что и выступает составнойчастью межличностного восприятия.[7]
 Родоначальником исследованийпо каузальной атрибуции является Ф. Хайдер, впервые сформулировавший и самуидею каузальной атрибуции и давший систематическое описание различных схем,которыми пользуется человек при построении причинного объяснения поведениядругого человека. Из других авторов, работающих в этой области, наиболеезначительные исследования проводили Э. Джонс и К. Дэвис, а также Г. Келли. Помере развития идей каузальной атрибуции изменялось первоначальное содержаниеконцепции. Если ранее речь шла лишь о способах приписывания причин поведения,то теперь исследуют способы приписывания более широкого класса характеристик:интенций, чувств, качеств личности. Действительно, мы часто приходим к выводу,что намерения и диспозиции других людей соответствуют их поступкам. Если мывидим что объект А отпускает саркастические замечания, издевается над объектомБ, то скорее всего мы подумаем, что А — недружелюбный человек. " Теориясоответствующих предположений " Джоунса и Девиса уточняет условия, прикоторых такие атрибуции наиболее вероятны. Однако основной тезис остаётсянеизменным: люди, познавая друг друга, стремятся к познанию причин поведения ивообще причинных зависимостей, окружающего их мира. При этом они, естественно,опираются на ту информацию, которую могут получить об этих явлениях. Однако,поскольку сплошь и рядом этой информации оказывается недостаточно, апотребность сделать причинный вывод остаётся, человек в такой ситуации начинаетне столько искать истинные причины, сколько приписывает их интересующему егосоциальному объекту.[8]
 Таким образом, содержаниемпроцесса познания другого человека становится процесс этого приписывания, т. е.каузальная атрибуция. Сегодня среди исследователей межличностного восприятия существуетмнение, что открытие явления каузальной атрибуции означает важнейший шаг по путиразвития знаний о процессах межличностного восприятия.
Когда поведение объектавосприятия демонстрирует мало «резонов», субъект восприятия вынужденв большей степени апеллировать к интенциям и диспозициям воспринимаемого, а этои порождает простор для различных форм приписывания. Сразу следует оговориться,что дальнейшие исследования показали, что мера соответствия вывода инаблюдаемого относительно чьего-то поведения зависит не только от двухназванных характеристик, но и от других факторов, в частности от различноговида атрибуции: «личной» или «безличной». В первом случаеимеется в виду преобладающее стремление приписать причины каких-либо событийдействиям определённых личностей, в то время как во втором случае причиныприписываются преимущественно действиям обстоятельств.[9]
Более полное развитие этаидея получила в работах Гарольда Келли, который предпринял попытку построениятеории каузальной атрибуции. Основная задача Келли состояла в том, чтобыпоказать, как осуществляется человеком поиск причин для объяснения поведениядругого человека. Согласно Келли при попытках понять причину поведения другогочеловека мы пользуемся тремя критериями: мы стараемся определить, является лиданное поведение постоянным (критерий постоянства), отличающимся (критерийисключительности) и обычным (критерий консенсуса) или нет. Если в сходныхусловиях поведение наблюдаемого однотипно, то его считают постоянным. Оно будетотличающимся, если в других случаях проявляется иначе, и, наконец, поведениесчитается обычным, если в сходных обстоятельствах свойственно большинствулюдей. Если в похожих обстоятельствах человек ведет себя всегда одинаково (постоянноеповедение), если он ведет себя так же и в других ситуациях (не отличающеесяповедение) и если в сходных ситуациях так же ведут себя лишь немногие люди(необычное поведение), то мы склонны приписывать поведение внутренним факторам.Напротив, если человек в похожих ситуациях ведет себя так же (постоянноеповедение), если в других случаях он ведет себя иначе (отличающееся поведение)и если в сходных ситуациях такое же поведение сходно большинству людей (обычноеповедение). Мы объясняем его действие внешними причинами. В общем виде ответзвучит так: всякому человеку присущи некоторые априорные каузальныепредставления и каузальные ожидания. Иными словами, каждый человек обладаетсистемой схем причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих«чужое» поведение, так или иначе вписывается в одну из таких существующихсхем. Репертуар каузальных схем, которыми владеет каждая личность, довольнообширен. Вопрос заключается в том, которая из каузальных схем включается вкаждом конкретном случае. «Каузальная схема» — это своеобразная общаяконцепция данного человека о возможных взаимодействиях различных причин, о том,какие действия в принципе эти причины производят. Для упорядочивания всехвозможных каузальных схем Келли выделяет в своих построениях две части:«модель анализа вариаций» и «схемы причинности».[10]
Модель анализа вариацийописывает структуру каждого акта каузальной атрибуции. Элементами этойструктуры являются те же самые элементы, которые обычно описываются какэлементы процесса межличностного восприятия: субъект, объект и ситуация.Соответственно этому приписывание причин может осуществляться по трём линиям:причины могут быть «адресованы» субъекту, объекту и ситуации. Дляудобства изображения этих трех направлений атрибутивного процесса, которыесоставляют «каузальное пространство» индивида, Келли предлагаетиспользовать куб, каждое измерение которого обозначает определённое направлениеприписываемых причин. Приписывание причин субъекту действия даёт«личностную атрибуцию», объекту действия «стимульнуюатрибуцию», ситуации — «обстоятельную атрибуцию». Довольнораспространённым вариантом является также смешанный тип«личностно-стимульной атрибуции». Выбор преобладающего типа атрибуцииобусловлен индивидуальными характеристиками субъекта восприятия. То есть можноговорить о типе личности со стимульной, обстоятельственной или личностнойатрибуцией.
Заключение
Мы закончили рассмотрениеосновных вопросов, относящихся к проблеме формирования первого впечатления вусловиях повседневной жизни. Как видно из содержания нашей работы, названнаяпроблема, являясь самой психологической из всех психологических проблем,чрезвычайно сложна и представляет большую трудность для изучения. Она включаетв себя множество аспектов, научное освещение которых невозможно без самоготесного содружества психологии и других наук: диалектического и историческогоматериализма, этики, эстетики, социологии, педагогики, физиологии высшейнервной деятельности, этнографии.
Как видно из изложенного,познание людьми друг друга является обязательной стороной их взаимодействия иусловием регулирования каждым из них своего поведения в соответствии с обстоятельствамии решаемыми в этом взаимодействии задачами. Образы восприятия, представления иформирующиеся у индивида понятия о других людях, концентрируя в себе информациюоб этих людях, дают ему возможность действовать по отношению к каждому из нихцелесообразно.
Восприятие человекачеловеком — это непосредственное наглядно-образное отражение одним человекомдругого. Понятие, складывающееся у индивида о конкретной личности,— это формаего мышления о ней, в которой обобщенно фиксируются признаки данного человека,характеризующие его как субъекта труда, познания и общения.
Занимаясь различнымивидами деятельности, человек, отвечая на требования каждой из них, обнаруживаетто одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие люди поотношению друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, начальник, партнер покоманде, артист, зритель, учитель, учащийся и пр.). В связи со всем этимзначение сигнализирующих чувственных признаков партнеров по деятельности неостается для воспринимающего их человека постоянным: на первый план выступаютте из них, которые в данных условиях особенно важны для успешного решенияконкретной задачи. Хотя первое впечатление о человеке в первую очередьопределяется присущими ему особенностями, но то, каким оно будет — болееобобщенным или более конкретным, полным или отрывочным, положительным илиотрицательным — зависит от личности того, у кого оно формируется. Здесьдействует та же закономерность, которая характеризует отражение человеком любогообъекта действительности: Внешние причины действуют через посредство внутреннихусловий. Всякое психическое явление обусловлено, в конечном счете, внешнимивоздействиями, но любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишьопосредованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельностьличности, которая этому воздействию подвергается.
Литература
1.  Бадаев А.А. Восприятиеи понимание человека человеком. М., 1989.
2.  Крупецкий В.А.Психология. М, 1986.
3.  Общая психология/под ред. Петровского А.В. М., 1998.
4.  Очерки социальнойпсихологии/ под ред. Предвечного Г.П., Ширковича Ю.А. М., 1985.
5.  Психология/ подред. Крылова А.А. М., 2000.
6.  Социальнаяпсихология/под ред. Петровского А.В. М., 1987.
7.  Социальнаяпсихология/ под ред. Андреевой Т.М. М., 1988.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.