Реферат по предмету "Педагогика"


Исследовательская деятельность учащихся

Исследовательскаядеятельность учащихся

Н.А. СЕМЕНОВА
учебная младший школьникпознавательная
 

 
Учебнаяисследовательская деятельность — это специально организованная, познавательнаятворческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научнойдеятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью,предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которойявляется формирование познавательных мотивов, исследовательских умений,субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Намибыли разработаны следующие условия формирования исследовательских умениймладших школьников:
Целенаправленностьи систематичность. Работа по развитию исследовательскихумений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочнойдеятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, риторики,русского языка с целью формирования умений исследовательской деятельности,постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность.Необходимопомогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности,видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей,способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческаясреда. Учитель должен способствовать созданию творческой,рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
Психологическийкомфорт. Одна из задач учителя — поощрять творческиепроявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они небоялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя —не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать инаправлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)»блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо датьвозможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Личностьпедагога. Для развития творческих способностей, к которымотносятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийсяк созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями иподготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учетвозрастных особенностей. Так как речь идет об учащихсямладшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностейочень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться надоступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным,интересными полезным.
Намибыла разработана и реализуется технология развития исследовательских умениймладших школьников, подразумевающая соблюдение данных организационно-педагогическихусловий. В основе технологии лежат идеи гуманистической педагогики,личностно-ориентированного и деятельностно -ориентированного подходов. Занятия,предусмотренные технологией, проходят в основном в классно-урочной форме; другаяформа организации — консультирование учащихся.
Цельтехнологии — осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательскихумений.
Содержаниеобучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
—возможность освоения методов исследования и использование их при изученииматериалов любых дисциплин;
—возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственныхинтересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
—возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам ипроцессам познания в целом.
Намибыло выделено четыре блока умений, необходимых при организации учебнойдеятельности:
1.Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планированиеработы).
2.Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполаганиекак этап деятельности, умение выстроить структуру исследования, методыисследования, общелогические методы, поиск информации).
3.Умения работать с информацией (виды информации, источники информации, научныйтекст, термин, понятие, смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы,умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план определения,формулирование определения, вывод, формулирование вывода, логика изложения,конспект, приемы конспектирования, условные знаки, доказательство: аргументы,факты, вступление и заключение).
4.Умения представить результат своей работы (формы представления результатов,формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).
ВI классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности, непроводится. Пропедевтическая работа ведется следующими средствами:
—проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководствомучителя;
—уроком-исследованием (в начале года постановка проблемы осуществляетсяучителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далеепостановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторойпомощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводыпод руководством учителя):
—кратковременными исследованиями — наблюдениями с описаниями (под руководствомучителя).
ВI классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладениеобщелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте,естествознания.
СоII класса мы организовывали специальные занятия по исследовательскойдеятельности — 1 ч в неделю. Наличие занятий, на наш взгляд, позволило систематично,целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся. Работаосуществляется по следующим направлениям:
1.Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими,как исследование, информация, знание и др.
2.Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдениемвсех этапов), по различным темам.
Учительорганизует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования,в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениямиисследовательской деятельности.
3.Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контекстеизучения материалов различных дисциплин.
4.На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых такжепроисходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методахисследования, работа со словарями и другими источниками информации.
5.На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств,действий предметов, множества предметов, составление последовательностидействий; сравнение предметов и множеств предметов; изучаются логическиепонятия «истина», «ложь», «дерево»; предлагаются для решения простые задачи покомбинаторике, логические задачи. Проводится работа по выявлениюпричинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.
6.Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования поинтересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя,затем с помощью родителей.
Наблюдаемыерезультаты: учащиеся имеют достаточно широкое представление обисследовательской работе ученых, о ее назначении, имеют представление опланировании работы, проводят вместе со взрослым (с группой) учебныеисследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме,имеют и желание, и возможность поделиться с одноклассниками результатами своейисследовательской работы.
ВIII классе:
1.Натеоретических и практических занятиях по исследовательской деятельности (одинраз в неделю) учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования,структурой, методами исследований (история исследований, предназначениеисследований, место в жизни человека, человечества в целом, требования к выборутемы исследования, планирование исследования, задачи исследования). На уроках используютсяигровые методы, путешествия, сказочный материал.
2.Проводятся коллективные исследования на заданную тему (пример подобногоисследования приведен ранее). У третьеклассников активность выше, большеинтересных, неординарных подходов и предложений в осуществленииисследовательской деятельности.
3.Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование сприменением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатсявыделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты,наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования.Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований.Опрос учащимися проводится по предварительно составленным вопросам с цельюувидеть уровень знаний, которым обладают другие по теме, либо пополнить своизнания у компетентных в данном вопросе. (Мальчик, выбравший свободную тему«Церковь», проводил опрос церковнослужителей.) Проведение опытов связано с естественнонаучнымидисциплинами, иногда с социальными. (С последними реже, так как учащиесяначальных классов реже выбирают тему из подобной области. Ученик, ведяисследование, связанное с головоломками, провел опыт, предлагая решениеголоволомок людям разного возраста.)
4.Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности,учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая частьучащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать темуисследования, составить план исследования, определить одну-две задачи, найтиматериал, представить доклад с показом, самостоятельно провести этапыисследования в течение урока.
ВIV классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученныезнания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самойинформацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в видетекста, графика, модели. В результате, по нашим наблюдениям, учащиеся способнысамостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме,используя различные пути поиска информации, методы исследований, способны при представлениирезультатов использовать графики, подтверждать сказанное цитатами,аргументировано доказывать сказанное. Существенным дополнением являются урокикомпьютерной грамоты, на которых учащиеся учатся оформлять результаты своейисследовательской деятельности при помощи ресурсов программ Microsoft Word(создание таблиц, списков), Microsoft Excel (построение графиков на основеданных опросов, анкетирования; так, девочка, исследуя тему «Великиематематики», на столбчатой диаграмме наглядно показала уровень известностиученых среди учащихся IV классов), поиск информации в сети Интернет.
Намиопределены следующие виды учебных исследований, проводимых в начальной школе:
—по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые,коллективные;
—по месту проведения: урочные, внеурочные;
—по времени: кратковременные или долговременные;
—по теме: предметные, свободные.
Мысчитаем, что любое балльное выражение оценки результатов исследовательскойдеятельности в начальных классах школы не должно иметь место в силу следующихпричин:
—учащиеся должны чувствовать себя успешными;
—учащиеся лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже являетсядвижением вперед;
—исследовательская работа — желание самих учащихся достичь нового знания,расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели. Следовательно, никтодругой так, как он, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд.
Намиопределены следующие формы занятий, позволяющих представить результатыисследования:
—конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделаннойработе и отвечают на вопросы аудитории;
—презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляютсядостижения учеников;
—выступления, как правило, для определенного круга — своих одноклассников,учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой, — представлениедоклада с целью сообщения нового знания.
Исследователивыступают как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующеезначение;
—выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвященаопределенной теме, дисциплине.
Сцелью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях поисследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностямдетей рекомендуется использование:
—загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитиетворческих способностей;
—игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев Почемучкии Поисковичка (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описатьи т.п.);
—связи материала с наглядно-образным игровым материалом;
—связи с литературным сказочным материалом: исследование Знайкой и Незнайкойлунного камня как источника невесомости; измерение удава в попугаях имартышках;
—игр-исследований, фантастических исследований;
—ролевых игр, дающих возможность провести квазиисследования возможностей каждойпрофессии: если б я был строителем (поваром, учителем, фермером и т.п.);
—игр-путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями иизобретениями, в новые страны — пути Великих географических открытий;фантастические путешествия на другие планеты.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.