Министерствообразования Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
Российскийгосударственный профессионально-педагогический университет
ИнститутпсихологииКафедратеоретической и экспериментальной психологии
Контрольнаяработа №5
По курсу«Общая психология»
На тему«Развитие психики и сознания»
Студент МинниахметоваК.А.
Группа ДЗПП – 112 с
Екатеринбург2007
План
Введение
1. Психика какрезультат эволюции материи
2. Основные этапыразвития психики у животных
3. Развитие высшихпсихических функций у человека
Заключение
Литература
Введение
Каждая конкретная наука отличаетсяот других наук особенностями своего предмета, но если в каждой науке предмет иобъект разграничены, то в психологии такое разграничение вызывает определенныетрудности, так как здесь и объектом и предметом является человек.
Само определениепсихологии появилось в 16 веке в западноевропейских текстах, в переводе слатинского – психология, дословно, понимание, знание души. Оно носит как научный,так и житейский характер. Научное же отличается от житейского тем, что оно,опираясь на силу абстракции и общечеловеческого опыта открывает законы, которыеправят миром. Но только к середине19 века психология из разрозненных знанийстала самостоятельной наукой, однако это не значит, что до этого представленияо психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они быличастью философии, педагогики, медицины.
В основе научныхпсихологических знаний лежит учение о психике человека, то есть, о ее свойствах(характере, темпераменте, способностях), процессах (ощущении, восприятии, мышлениии т.п.) и состояниях (апатия, гнев, фрустрация).
Я считаю что, важнейшимэтапом в понимании психологии, является изучение эволюции психики и развитиявысших психических функций человека, так как это является основой егоактивности и поведения.
Цель работы:
· рассмотрениепроцесса развития психики как результата эволюции материи, осмысление основныхэтапов развитии психики у животных и развития психических функций человека.
Задачи:
· осуществитьанализ информационно-справочной литературы
· рассмотретьосновные этапы развития психики у животных и развитие высших психическихфункций человека.
Проблема развития психикии сознания достаточно разработана в отечественной и зарубежной литературе, таккак она является основой психологии. Особенно подробно этот вопрос раскрыт вработах Рубинштейна С.Л., Выготского Л.С., Гиппенрейтер Ю.Б.
Психика как результатэволюции материи.
Филогенез – процесс изменения психики как продуктаэволюции.[1]В отечественной психологииметодологической основой изучения проблемы эволюции форм сознания являетсядиалектический и исторический материализм. Основными проблемами при изучениифилогенеза считаются:
· Выделение главныхэтапов эволюции психики животных;
· Выявление условийперехода от одного этапа к другому, общих факторов эволюции;
· Выделение главныхэтапов эволюции форм сознания;
· Установлениесоотношения основных этапов филогенеза и онтогенеза.
Психика– это свойство высокоорганизованной живой материи,заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построениисубъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основеповедения и деятельности.[2]
Механизмы проявленияпсихики:
· Психика – этосвойство только живой материи, и лишь той, которая обладает специфическимиорганами, обуславливающими возможность существования психики.
· Главнаяособенность психики – способность отражать объективный мир.Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой способна к получениюинформации об окружающем мире
· Получаемая живымсуществом информация об окружающем мире служит основой для регуляции средыживого организма и формирования его поведения, определяя тем самым возможностьдлительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условияхсреды обитания.
Психика возникла наопределенном этапе развития жизни как механизм активного взаимодействия живыхсуществ с окружающей средой. В природе существует значительное количество формживой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формыживой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. Элементарнаяспособность реагировать избирательно на воздействия внешней среды наблюдаетсяуже у простейших (одноклеточных) организмов.
Раздражимость – это простейшая форма биологическогоотражения, ею обладают все живые организмы на всех этапах эволюции растительныхи животных форм. Раздражимость выражается в проявлении вынужденной активностиживого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную формуимеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания.Первичные формы раздражимости, так называемый таксис (тропизм), можно наблюдатьдаже у растений.
Таксис (тропизм) - механическиориентирующиеся компоненты поведенческих актов. Врожденные способыпространственной ориентации в сторону благоприятных или от неблагоприятныхусловий среды, раздражений.[3] Дальнейшее развитиераздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнениемусловий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и болеесложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развитиявынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды, а этопредопределяет возникновение у них более сложных форм реагирования, получившихназвание чувствительности.
Чувствительность – это способность реагировать нанейтральные биологически незначимые раздражители при условии, что онисигнализируют о появлении жизненно важных воздействий.[4]Чувствительность по отношению к нейтральным раздражителям вызывает коренныеизменения в формах жизни. Живое существо начинает активно ориентироваться вокружающей среде и реагировать на каждое изменение в ней. Сложный комплексреакций живого организма на воздействие окружающей среды это — поведение.
Основные этапыразвития психики у животных.
В процессе развитияпсихики выделяют несколько стадий.
Стадия элементарнойсенсорной психики – простыебезусловные рефлексы.
Низший уровень: для животных характерно появлениеэлементарных форм движений, слабая пластичность поведения, сюда относятсяпростейшие, многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.
Высший уровень: развитая двигательная активность,способность дифференцированно отвечать на внешние раздражители, сюда относятсявысшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
Стадия перцептивнойпсихики – сложныебезусловные рефлексы (инстинкты).
Низший уровень: у животных появляется сложнаянервная система, формируются двигательные навыки, двигательные способностиусложняются, защитное поведение становится более развитым, появляетсяпредметно-образное отражение действительности.
На данном уровненаходятся рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшиебеспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски), насекомые.
Высший уровень: наблюдаются высокоразвитыеинстинктивные формы поведения, способность к научению. На данном уровненаходятся высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).
Инстинкт – совокупность врожденных компонентовповедения. Инстинкты животных многообразны, всегда связаны с биологическимипотребностями, характеризующиеся стереотипностью.[5]
Импринтинг – специфическая форма научения у высшихпозвоночных, при котором фиксируются отличительные признаки объектов некоторыхврожденных поведенческих актов родительских особей как носителей признаковвида; глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который был увиденживотными после его появления на свет.[6]
Стадия интеллекта – навыки.
На этой стадии появляетсяспособность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на путидостижения цели, но интеллектуальные действия имеют примитивный характер и неявляются следствием знания объективных законов природы. Животные начинаютсоздавать и использовать в деятельности примитивные орудия, при этомизобретенные способы действий не передаются от одного животного другому. Наданном уровне – обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки,дельфины).
Навык – это сложная индивидуальнаядинамическая программа поведения, формирующаяся в организме в ходе еговзаимоотношений с окружающим миром.[7]
Стадия сознания – высшая ступень развития психики.
На этом этапе у человекапоявляется речь, способность к произвольной регуляции психических процессов.Познанию общего и существенного в действительности, абстрактное мышление.
Эволюция психикипроисходит не прямолинейно. В одной и той же среде обитают животные с самымиразными уровнями отражения, и наоборот, в различных условиях обитания можнонайти разные виды животных с близкими уровнями отражения. Среда не есть нечтопостоянное. К этой эволюционирующей среде и приспосабливается животный вид,который в ней обитает. Причем изменение среды может существенным воздействоватьна развитие психических функций одних видов животных и в тоже время неоказывать значительного влияния на развитие психических функций других видовживотных.
Развитие высшихпсихических функций у человека.
Психика выполняет рядважных функций.
1.Отражениевоздействий окружающей действительности. Психика является свойством мозга,его специфической функций. Эта функция носит характер отражения. Психическоеотражение действительности имеет свои особенности.
Во-первых, это немертвое, зеркальное отражение, а процесс, постоянно развивающийся исовершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.
Во-вторых, припсихическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействиевсегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, черезконкретные состояния человека. Поэтому одно и то же воздействие можетпо-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разноевремя и при различных условиях.
В-третьих, психическоеотражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающиеобразы материального мира являются снимками, копиями существующих предметов,явлений, событий.
2. Регуляция поведенияи деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражаютвоздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этотпроцесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние немогут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознаетмотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности,вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение при этомвыступает внешней формой проявления деятельности.
3. Осознание человекомсвоего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны,обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире,гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к нимотношение. С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя какличность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическимиособенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы,отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразныхмежличностных отношениях.[8]
Формы проявленияпсихики человека.
Психические явления – это совокупность всех явлений ипроцессов, отражающих основное содержание психики человека, которые изучаетпсихология.[9]
Психические процессы – это психические явления,обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающейсреды. Они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.
Познавательныепсихические процессы:
· Ощущение
· Восприятие
· Память
· Внимание
· Мышление
· Воображение
С их помощью мы узнаем,постигаем мир и самого себя
Эмоционально-волевыепсихические процессы:
· Чувства
· Эмоции
Они отражают переживаниечеловеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своейвнутренней жизни, определяют то, насколько оно важны именно для него, для егожизни, то есть устанавливают личную значимость того или иного события.
· Воля
· Произвольность
Обеспечивает сознательнуюрегуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели.
В понятии «психическиепроцессы» подчеркиваются, прежде всего, динамичность, пластичность,изменчивость и непрерывность психической деятельности.
Психические свойства –это наиболееустойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенныйкачественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный дляданного человека.[10] К психическим свойствамотносятся особенности личности человека:
· Направленность
· Качества личности
· Черты характера
· Темперамент
· Способности.
Психические состояния- это определенныйуровень работоспособности и качества функционирования психики человека,характерный для него в данный момент времени[11]. К психическимсостояниям относят:
· Проявления чувств(настроение, аффекты, тревога, эйфория, фрустрация и прочее)
· Проявлениевнимания (сосредоточенность, рассеянность)
· Проявление воли(решительность, собранность)
· Проявлениемышления (сомнения, размышления)
· Проявлениевоображения (грезы, фантазии и прочее)
Психические процессы,психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг отдруга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. Единство всехсторон психической жизни человека служит основанием для его активности.
Активность – это группа личностных качеств,обуславливающих внутреннюю потребность индивида к эффективному освоению внешнейдействительности.[12] Активность обеспечиваетповедение человека – его взаимодействие с окружающей средой обуславливаемоевнешними и внутренними условиями.
Важнейшей формой человеческойактивности является деятельность.
Деятельность — сознательно регулируемая активность,направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.[13]
Изучая психику человека,психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности,тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек.
Заключение.
Психология изучаетзакономерности психического развития человека. Без знания основных этаповэволюции и развития психики невозможно знание научных основ психологии.
Невозможно понять, как ипод влиянием чего формируется сознание человека, что находится в его основе иот чего зависит его становление. Изучение сущности и закономерностей развитияпсихики человека составляет предмет научной психологии.
Данный вопрос актуален ина современном этапе развития психологической науки и достаточно разработан вработах ведущих ученых, что позволяет понять общие закономерности психическогоразвития, узнать о методах научного познания психики, осознать внутренний мирчеловека.
Я считаю что, изучениевопроса о развитии психики и формировании сознания должно лечь в основуизучения психологии как сферы профессиональной деятельности.
Литература
1. Гальперин П.Я.Ведение в психологию. М.,1999.
2. Глуханюк Н.С.,Семенова С.Л., Печеркина А.А. Психология. М.: Академия 1999.
3. Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.
4. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. СПб.,2007.
5. Справочник.Психология. М., 2006.