Омский государственныйпедагогический университет
Факультет психологии и педагогики
Курсовая работа по социальнойпедагогике
Работа социального педагога с детьми, подвергавшимися насилию в семье
Омск 2006
СодкржаниеВведение
Глава 1. Теоретические основыжестокого обращения с детьми в семье
1.1 Понятие насилия в семье.Категория детей, переживших насилие
1.2 Причины и виды жестокогообращения с детьми
1.3 Работа социального педагога сдетьми, пережившими насилие в семье
Глава 2. Экспериментальноеисследование по выявлению детей, переживших жестокое обращение в семье
2.1 Описание методик исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученныхрезультатов
Заключение
Список литературы
Введение
В неблагополучных семьяхподростки значительно чаще переживают кризисные ситуации, сопровождающиесянервно-психическим напряжением, выраженной тревожностью, неустойчивостьюсамооценки, потребностью в. психологической поддержке и др.Самостоятельно успешно преодолеть эти ситуации, как правило, подросткам трудно,и они часто используют неконструктивные защитные техники вытеснения, избегания,ухода от решения, отказа от деятельности, принесшей неуспех, а такжеагрессивные формы замещения и экстрапунитивныереакции.
Работая с семьей,социальный педагог сталкивается с детьми, пережившими жестокое обращение.Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатомплохого обращения с детьми в семье. Существует термин «синдром избитогоребенка».
Виновниками плохогообращения являются родители (94,2%), из них 85% родные родители. Из них 60%женщины, 39% мужчины. Родители или лица, их замещающие, плохо ухаживают заребенком (88%), совершают физическое насилие (87%). Родные матери виновны вплохом обращении и уходе почти в 2 раза больше, чем отцы (75% против 41%).
Насилие, пережитое вдетстве, является фактором-предикатором формирования пограничной личностнойорганизации, характеризующейся диффузией идентичности, низким уровнемкогнитивной оснащенности образа Я с высокой зависимостью от поля и значительнымучастием аффективных компонентов. Накопленный отрицательный опыт общенияпереносится на отношения подростка с социальным окружением, находя выражение вагрессии, направленной вовне, на окружающих людей, в том числе на родителей,или на собственную личность, проявляясь в склонности к суицидам.
В семье подростокусваивает поведенческие паттерны разрешения жизненных ситуаций и определенныеценностные представления. Например, семья с алкогольными проблемами повышаетвероятность декомпенсации поведения у подростков и обусловливаетсоциально-педагогическую запущенность, развитиеинфантильных черт личности, невротические расстройства. Но вместе с темона делает привычным сам стиль семейных отношений, формирующих незрелуюличность, прибегающую в сложных ситуациях к суррогату межличностноговзаимодействия (алкоголю, наркотику).
Цель: выявить детей, подвергавшихсяжестокому обращению в семье.
Задачи:
1. изучить проблему насилия всемье;
2. выявить детей, подвергавшихсяжестокому обращению в семье;
3. разработать рекомендации длясоциальных педагогов по работе с детьми, подвергавшимися насилию в семье.
Объектисследования: насилие в семье.
Предметисследования: работа социального педагогас детьми, подвергавшимися насилию в семье.
Методыисследования:
- изучениепсихолого-педагогической литературы по данной проблеме;
- наблюдение.
Базаисследования: МОУ «Средняяобщеобразовательная школа № 138» Октябрьского АО г. Омска.
Глава 1. Теоретические основы жестокогообращения с детьми в семье
1.1 Понятие насилия всемье. Категория детей, переживших насилие
Насилием частооказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы поотношению к ребенку, но и многие привычные «традиционные» формы наказаний ивоздействий на детей.
В современной России опроблемах насилия над детьми в семьях стали говорить с начала 1990-х годов,когда стали создаваться приюты, социально-реабилитационные центры, кризисныеслужбы. Большинство детей, попадающих в эти учреждения, непосредственносталкивались в своей жизни с насилием или жестоким обращением и переживали егопоследствия, этих детей не столько избивали (хотя многие из них физическинаказывались), сколько не кормили, не водили в школу, не уделяли внимания, незаботились и не любили.
В связи с этим понятие«насилие» в данном контексте употребляется несколько условно. В русском языкетермин насилие обычно относится к конкретным действиям («бьют»,«насилуют») и не учитывает все многообразие действий (либо бездействия) состороны взрослых, наносящих вред ребенку. Ситуации, когда совсем маленькогоребенка оставляют без присмотра дома или на улице, по многу часов заставляютстоять в углу, регулярно унижают и называют «идиотом», раздевают и ласкаютполовые органы, показывают порнографические фильмы, плохо кормят и одевают, несоздают условия для обучения, предъявляют завышенные нереалистическиетребования и ожидания, а потом наказывают за не соответствие им, — все этиситуации имеют очень много общего по своим последствиям, но некоторые из нихникак нельзя назвать насилием в обыденном понимании этого слова. Все это«дурное», «жестокие», «неправильное» обращение с ребенком в семье, котороетравмирует и негативно сказывается на его развитии и здоровье. Такое обращениеможет быть как осознанным, так и неосознанным, может быть связано как свнешними факторами, так и с особенностями родителей и ребенка, можетопределяться какими-то действиями взрослого или, наоборот, его бездействием(например, необеспечением безопасности).
Цели социально-педагогической помощи детям – жертвамнасилия определяются исходя, прежде всего, из особенностей этих детей.Проведенные в русле психоаналитической педагогики исследования (К. Бютнер, Э.Джил, М. Ледер и др.) показали, что оскорбления, жестокость, отсутствиеэмоционального тепла оказывают фатальное влияние на жизнь ребенка. Дети,которые пережили жестокое обращение, вырастают мнительными, ранимыми. У нихискажено отношение к себе и к другим, они не способны к доверию, слишком частоне в ладу с собственными чувствами, склонны к жестокости, как бы вновь и вновьмстя окружающим за свой опыт унижений [20, с. 4].
Дети, которые пережилинасилие, характеризуются следующим отношением к себе и к другим.
Во-первых, они ощущают себя не такими, как другие,недостойными любви, плохими, «грязными», бесполезными. Нередко это сочетается спредставлением о себе как о маленьком, слабом и не способном изменить своюжизненную ситуацию. Ребенок испытывает неуверенность в своих силах испособностях, бессилие и беспомощность (позиция жертвы). Возможен и другойвариант: подросток внешне кажется «сильным парнем» или «крутой девчонкой», ноза этой броней скрываются глубинный страх и то же чувство беспомощности,осложненное отчуждением от людей, голодом по любви и теплу.
Во-вторых, они никому недоверяют (и прежде всего, взрослым). Дети – жертвы насилия, как правило, боятсядругих людей, особенно взрослых, считают их опасными, враждебными и отрицаютсаму возможность обращения к ним за помощью. Часто девизом таких детейстановятся слова: «Никому не верь, ни на что не надейся, никого ни о чем непроси». Часто они стремятся «спрятаться за спиной более сильного».
В-третьих, они имеюткрайне слабый контакт со своим телом и со своими подлинными чувствами. В своевремя жертвы насилия, для того чтобы выжить, были вынуждены подавить иливытеснить свои самые сильные чувства. Результатом такого подавления частостановится диссоциация, то есть расщепленность, разделенность «Я».
Наиболее частая формапроявления диссоциации – расщепленность телесных ощущений и осознания.Когда-то, в момент жестокого обращения, диссоциация помогла ребенку выжить, справитьсяс невыносимой физической и/или душевной болью. Ребенок как бы представляет, чтоэто произошло не с ним, а с кем-то другим. Он научается разъединять своиэмоциональные реакции и реакции тела. Например, исполняя роль «сильного парня»,он как бы «замораживает боль», «каменеет», «немеет», чтобы ничего нечувствовать, чтобы выжить. Затем он нередко пытается восстановить утеряннуюинтенсивность чувств, прибегая к алкоголю или наркотикам. Подобное в своейпрактике отмечала Алиса Миллер и другие психотерапевты, работавшие сотверженными или претерпевшими физическое насилие людьми. По словам одногосоциального работника, «эти люди стремятся к обретению чего-то ими утерянного;они даже могут не знать, чего именно им не хватает, но абсолютно уверены в том,что они чего-то лишены и в этом нуждаются».
В-четвертых, у такихдетей происходит нарушение границ личностного пространства. Они становятся либоизлишне жесткими, либо, наоборот, нечеткими, спутанными.
Также отметим, что всяактивность такого ребенка направлена на собственную защиту. Но она может идти вразных направлениях. Во-первых, это может быть отчуждение от людей иагрессивная активность, нацеленная на преодоление препятствия любой ценой(такую активность часто характеризуют словами: «Не человек, а танк», «Пойдет поголовам»). Во-вторых, отчуждение от себя и своих ресурсов, поиск того, кторазрешит ситуацию (поиски возможностей прилепиться к сильному, к тому, ктозащитит). В-третьих, пассивное, обороняющееся поведение (уход) [20, с. 4 – 5].
1.2 Причины и видыжестокого обращения с детьми
Подростки часто страдаютв собственных семьях от жестокого обращения, под которым понимается умышленноенанесение физического или психического насилия в виде избиения, издевательства,лишения пищи или одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства,посягательства на сексуальную неприкосновенность, убийства, доведения досамоубийства.
В качестве причинжестокого поведения родителей называют:
— социально-экономическиефакторы: безработицу, плохие жилищные условия, материальную неустроенность,которые приводят к стрессу и далее — к жестокому обращению с домочадцами;
— психологическиефакторы: особенности личности родителей или ребенка, психические заболевания,алкоголизм, наркоманию, отрицательный личный опыт родителей, пережитый вдетстве, отсутствие педагогических знаний. Жертвами семейного насилия чащестановятся нежеланные, болезненные иди гиперактивные дети. Родители,демонстрирующие жестокое обращение с детьми, чаще являются эмоциональнонеуравновешенными людьми или находятся в состоянии эмоционального стресса [21,с. 248].
Ученые определили, чтопричиной плохого обращения являются личные качества родителей.
В этих семьях обостренысоциальные проблемы, чаще это неполная семья, родители — алкоголики, наркоманы,религиозные фанатики, несовершеннолетние до 17 лет, беженцы или безработные, сфизическими недостатками (глухие, слепые), умственно отсталые или спсихическими заболеваниями. Десять процентов детей из таких семей и пережившихнасилие погибают, у них развиваются физические и психические отклонения. Онинеобразованы, не хотят учиться и трудиться, не могут определиться в жизни,создать семью [9, с. 301].
Традиционно различают четыре общих категориижестокого обращения с детьми: 1) физическое насилие, 2) сексуальное насилие, 3)пренебрежение потребностями ребенка, 4) эмоциональное насилие. В свою очередь,каждая из этих категорий включает в себя ряд поведенческих проявлений [1, с.19].
Физическое насилие – нанесение ребенку физическихтравм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний. Этидействия могут осуществляться в виде избиений, истязаний, сотрясения, ударов (втом числе с использованием самых различных предметов в качестве орудийнасилия), пощечин, таскания за уши, прижигания горячими предметами, жидкостями,зажженными сигаретами, в виде укусов. Физическое насилие включает в себя такжевовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, принуждение к приемуотравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например,снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопленияребенка.
Выделяют подвидыфизического насилия, одним из которых является физическое насилие надмладенцами. Это когда младенца начинают трясти с такой силой, что вольно или невольнонаносят ему повреждения. Энергичное укачивание младенца или его встряска могутвызвать травму головного мозга, связанную с тем, что мозг ребенка еще неполностью сформирован. Последствиями таких воздействий могут быть задержка вумственном развитии, дефекты речи, нарушения двигательных функций, потеря слухаи даже смерть.
К физическому насилиюотносят и такой его редко распознаваемый подвид, как синдром, которыйзаключается в том, что человек, обязанный заботиться о ребенке, выдумываетфиктивную болезнь или провоцирует заболевание, вследствие чего «ребенокподвергается неприятным и часто вредным медицинским вмешательствам».
Сексуальное насилие — этововлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность,которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированноесогласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли.Это широкое определение, и оно включает внутрисемейные и несемейные формынасилия и все типы сексуальной активности (например, обнажение, оральные,анальные и сексуальные генитальные контакты, детскую порнографию, демонстрациюнепристойных действий, сексуальные ритуалы). Инцестом называют всякуюсексуальную активность между взрослыми и детьми, которые являются близкими родственниками(включая отчимов и опекунов).
О пренебрежениипотребностями и нуждами ребенка или отсутствии заботы о нем идет речь, когдародители или замещающие их лица (включая учреждения длительного пребываниядетей) не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническимиусловиями, соответствующими его потребностям, что наносит вред психологическомуили физическому здоровью ребенка. Пренебрежение нуждами ребенка не всегдавызывается бедностью. Во многих неимущих семьях дети, испытывающие недостаток вхорошей одежде и еде, тем не менее чувствуют себя любимыми и защищенными.Пренебрежение включает ряд таких проявлений, как пренебрежение потребностями вобразовании, присмотре, медицинском уходе, физическом и эмоциональном здоровье.
Пренебрежение медицинскойпомощью — несогласие на вакцинацию и иммунизацию и др. — может оказаться оченьопасным, особенно для детей с хроническими заболеваниями, и также требоватьвмешательства со стороны.
Эмоциональное, илипсихологическое, насилие включает в себя постоянное отвержение, унижение,превращение ребенка в «козла отпущения» людьми, которые должны беречь его изаботиться о нем. Сюда же относятся такие действия по отношению к детям, какзапирание ребенка в темной комнате, угрозы и запугивания. Дети, подвергающиесяэмоциональному насилию, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, никчемными,часто имеют низкую или неустойчивую самооценку, переживают ощущение собственнойнесостоятельности. Эмоциональное насилие трудно доказать, многие авторысчитают, что оно так широко распространено, что каждому человеку приходилосьхоть раз переживать его в семье или школе. Однако длительное переживаниеэмоционального насилия или повторяющееся грубое психологическое давление могутоказывать серьезное влияние на формирование личности ребенка.
В реальной практике редковстречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременнонесколько его видов. Физическое насилие, как правило, содержит компонентэмоционального; сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическимнасилием и переживается ребенком как унижение [1, с. 21].
Некоторые родители оправдывают плохое обращение сребенком его врожденными отрицательными качествами. Такая позиция родителейможет усилить конфликт и привести к изоляции ребенка в семье. Исследователисчитают, что такие родители в детстве сами подвергались жестокому обращению,имели большие проблемы в общении с близкими людьми.
Задача социальногопедагога – создать педагогическую ситуацию, чтобы помочь ребенку выйти изкризиса, учитывая, что такие дети очень привязываются к воспитателю.
1.3 Работа социальногопедагога с детьми, пережившими насилие в семье
О важности межличностныхотношений ребенка и «помогающего» взрослого говорила еще Анна Фрейд: «Что бы мыни начинали делать вместе с ребенком, обучаем ли мы его арифметике илигеографии, воспитываем ли его или подвергаем анализу, — мы должны прежде всегоустановить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ребенком.Чем труднее работа, которая предстоит, тем прочнее должна быть эта связь»[20,с. 8].
Социальный педагог долженне только учитывать отношение ребенка к себе, но и овладеть искусствомсоздавать эти отношения, педагогически целесообразно выстраивать их.
Каковы же должны быть этиотношения? Ответ однозначен: если во «взрослой» терапии возможно добитьсяположительных результатов как при положительном, так и при отрицательномпереносе (трансфере), то при работе с детьми обязательным является«положительное перенесение», нежная привязанность, во многом напоминающая отношениеребенка к матери.
И первый шаг, которыйнеобходимо сделать навстречу ребенку, это принять его и присоединиться к нему,предположить (не более того!), что ребенок прав в своей установке по отношениюк окружающим людям, какой бы она ни была. Стоит повторить слова Анны Фрейд,рассказывающей об опыте установления контакта с ребенком: «Моя первая цельзаключалась исключительно в том, чтобы представлять интерес для мальчика…Постепенно я стала для него не только интересным и полезным человеком, но иочень сильной личностью, без помощи которой он уже не мог обойтись. С помощьюэтих трех качеств я стала ему необходимой» [20, с. 9].
Современные представителибританской школы психоанализа (М. Клейн, Д. Винник, М Балинт и др.) считают,что движущая сила развития ребенка — это аффективные отношения его с темилюдьми, которые о нем заботятся; условие же осмысленности его личногосуществования — это разделяемый с другими людьми жизненный опыт. По мнению этихисследователей, в основе нарушения развития личности, появления агрессивности,жестокости лежат не только конфликты, о которых писал отец психоанализа, но и«нехватка эмоционального тепла в раннем возрасте». Особенно важно учитывать этов работе с детьми — жертвами насилия: чтобы помочь им возродиться, необходимо глубокопонять ребенка и создать опыт корригирующей заботы, дать ему недостающее тепло,отогреть его душу.
Алиса Миллер напоминает,что ребенок может выражать свои чувства только в том случае, если рядомнаходится человек, который его полностью принимает, понимает и поддерживает.Прежде чем начинать работу на достижение результата, терапевт должен суметьустановить с ребенком необходимые отношения, помочь ребенку включиться впсиходраматическую реальность и поверить в метод. Ребенок может оказыватьсопротивление, иногда может казаться, что драматическое действие топчется наместе, но ведущий обязательно должен доверять методам Морено: верить в то, чтоони приведут к успеху [20, с. 9].
Установлению довериямешают и культурные стереотипы: «рассказать о жестокости в семье — значитпредать близких», «нельзя выносить сор из избы» и т.п.
Потеря контроля иощущение беспомощности для потерпевшего ребенка являются очень существенными.Преследователи говорят своим жертвам, что те сами виноваты в том, что с нимипроизошло: ребенок посмотрел или повел себя так, что сам спровоцировалпринуждение или жестокость. Дети часто рассказывают о случившемся своимродственникам или учителю, но слышат в ответ, что нельзя грубить, нельзярассказывать про других грязные вещи и все, что они сказали, — неправда. Неудивительно, что после такой реакции старших ощущение беспомощности у ребенкаувеличивается.
Работая с детьми, которыепережили сексуальное принуждение, мы обязательно должны верить ребенку. О том,что произошло в действительности, знают лишь он и его мучитель. Только ребенокзнает, как к нему приставали, что именно случилось и как это на него повлияло.Важно помнить, что эти дети испытали на себе равнодушие, невнимание ижестокость со стороны взрослых. Отсюда их недоверие, настороженность,постоянное ожидание «вероломства». Прежде чем такой ребенок подпустит к себе,психологу предстоит пройти «проверку на лояльность».
Чем сильнее нарушенацелостность «Я» ребенка, подвергшегося жестокому обращению, тем большеподдерживающих элементов, которые способствуют интеграции, восстановлениюцелостности, должно включаться в психодраму.
Это может достигаться,например, более близкой к этому ребенку (даже в смысле пространственногорасположения) поддерживающёй позицией ведущего и группы, сокращением временисеанса, сокращением количества сцен и увеличением «разговорных моментов»,близких к техникам гуманистической, клиентцентрированной терапии, отказом оттехники обмена ролями, использованием приема «открытого конца».
Лучшими аргументами в пользу примененияпсиходраматического метода с детьми — жертвами насилия служат высказываниясамих детей, которые прошли через систему психодраматической работы. Научитьсядоверять другим — значит научиться доверять себе: своим чувствам, суждениям иощущению ценности своего бытия.
Психодраматические методысоциально-педагогической помощи жертвам семейного насилия основаны на реальномвзаимодействии, а не на эмоциональном или интеллектуальном обсуждении. Этопомогает усилить активность ребенка, повысить спонтанность его поведения иуменьшить сопротивление.
Психодраматические методыпозволяют построить пространственно-временной конструкт в операциональнойсистеме «здесь и сейчас». Помещая в систему «здесь и сейчас» свое прошлое,настоящее и будущее, основываясь на личном опыте, дети могут непосредственновзаимодействовать с прошлым и будущим. Таким образом, они изменяют своевосприятие той или иной ситуации и делают более осмысленным и гибким своеповедение в различных условиях (в том числе и в семье). Достоинствапсиходраматических методов в том, что они:
— включают в себя важныеэлементы личностной проекции и идентификации;
— рельефно представляют идраматизируют ролевое поведение членов взаимодействия;
— фокусируют внимание насоциальной системе и процессах социального взаимодействия;
— способствуют выражению«запрещенных эмоций», которые буквально переполняют этих детей (гнева, страха,раздражения, обиды), и нахождению «культуросообразных» способов их выражения[20, с. 5].
Последнее особенно важнознать тем, кто работает с детьми, испытавшими жестокость. Дело в том, чточувства гнева и обиды, как правило, первыми выходят наружу, после того какребенок признает факт насилия, имевший место в его жизни. Этот феноменподтверждают самые различные исследователи (К. Роджерс, Э. Джил, Э. Баннистер идр.). Сделать больно, отплатить обидчику — вот первые чувства, переполняющиемногих из юных жертв насилия, после того как они рассказали о нем наиндивидуальной консультации или в группе. Однако они боятся, что гнев нельзявыражать, что их не поймут и осудят (раздражение, гнев традиционно считаются«плохими» эмоциями). Тем более что дети не имеют опыта конструктивного ихвыражения.
Важные задачипсиходраматической работы — создать безопасные условия, где ребенок мог быотыграть негативные эмоции, не загоняя их вовнутрь, и научить конструктивновыражать гнев. Психодрама предоставляет возможность для выражения гнева. Ещеоснователь психодраматического метода Морено поощрял своих пациентов кпроигрыванию страхов и фантазий в безопасной обстановке, для того чтобы людимогли интегрировать эти страхи и фантазии одновременно с углублениемсамоосознания и расширением миропонимания.
После того как наличиегнева признано, а выражение его в игровой форме «стало позволено», ребенокначинает контролировать свое поведение и ощущает себя в безопасности. Итак,психодрама может помочь:
— отыграть вовне драмувнутреннего мира;
— овладеть своим прошлыми «попрощаться с ним»;
— поверить в себя, в своисилы и возможность изменений;
— найти оптимальныеспособы поведения в трудных жизненных ситуациях;
— освоить новые роли имодели поведения.
Психодрама позволяетмоделировать в специально созданных условиях групповой работы реальныежизненные ситуации, искать и находить оптимальные способы поведения в них,осваивать новые социальные роли. По словам Адама Блатнера, «психодрама вдеталях раскрывает перед нами бессознательное отыгрывание в поведении, которыммы пользуемся в качестве защитного механизма для разрядки внутренних импульсовво время символического или реального действия» [20, с. 6].
Очень важно, чтопсиходрама использует естественные способы исцеления взрослых и детей,перенесших тяжелую психическую травму. Некоторые психологические защитныемеханизмы проявляются в поведении, не получающем общественного одобрения, ипоэтому воспитатели эти механизмы в лучшем случае игнорируют, а чаще — подавляют (депрессивных детей родители заставляют не унывать, а раздраженных — успокоиться).
Алам Блатнер такжеотмечает, что ваша культура многие человеческие качества относит исключительнок детству, например такие, как спонтанность, креативность и желание играть, темсамым препятствуя проявлению детской непосредственности во взрослой жизни.психодраматическая же работа с детьми позволяет развивать эти качества и с уважениемотноситься к их проявлениям. Дети отлично чувствуют символическую реальность. Вней они получают возможность сыграть множество ролей, примеряя их на себя, ивместе с тем приобрести опыт интеграции возникающих в процессе игрыпереживаний. Психодрама не препятствует естественному поведению детей, наоборот- она его поощряет и, если смотреть шире, дает детям возможность почувствовать,что их принимают и ценят.
Важное значение в психодраме придаетсяэмоциональному отреагированию негативного жизненного опыта в процессе ролевоговзаимодействия. Такое отреагирование Я. Морено, вслед за Аристотелем, называлкатарсисом, то есть очищением. Но, в отличие от Аристотеля, для Я. Моренокатарсис является отреагированием не только через сострадание и страх, но и черезочищающую силу юмора и смеха. Члены группы во время драматической импровизациикак бы отстраняются от собственных переживаний и представлений по поводуреальных событий и получают возможность увидеть свою жизнь глазами другихлюдей. Морено говорил: «Сначала имеет место воспроизведение, вслед за нимприходит время переобучения». При работе с детьми, пережившими насилие,целесообразно особо выделять стадию восстановления доверия, без которойвоспроизведение состояться не может [20, с. 6].
В связи с тем, что многиеподростки имеют негативный опыт общения со взрослыми и не доверяют им,представляется важным создание непрофессиональных молодежных объединений(группы самопомощи), которые способствуют организации терапевтической среды. Ихосновной задачей является создание условий, облегчающих детям и подросткамобращение за профессиональной помощью, адаптация к терапевтическому процессу,облегчение интеграции ребенка или подростка в группу сверстников.
Существует ряд проблем,по поводу которых подростки более склонны обращаться к сверстникам, преждевсего это проблемы общения, любовные отношения и т.п. Важно и то, что такоеобщение со сверстниками позволяет снизить страх, тревогу, недоверие кпсихологам и врачам, обеспечивает подростков информацией о возможностиполучения профессиональной помощи [1, с. 202 – 203].
Глава 2. Экспериментальное исследование повыявлению детей, переживших жестокое обращение в семье
2.1 Описание методикисследования
Для того чтобы оказатьквалифицированную психологическую помощь детям, пережившим некоепсихотравмирующее событие либо имеющим определенные трудности адаптациивследствие нарушений личностного развития и поведения, необходима разработкапрограммы, включающей по крайней мере два блока: психодиагностический ипсихокоррекционный. Первый необходим для того, чтобы определитьсимптомокомплексы нарушений и наметить «цели» для психологическоговмешательства, второй — для изменения негативных переживаний и состояний, атакже неадаптивных моделей поведения.
Для диагностики дезадаптацииребенка можно использовать «Карту наблюдений» Д. Стотта. В ееоснову положена фиксация различных форм поведения ребенка по результатамдлительного наблюдения. Специальный план записи или фиксации результатовнаблюдений составляют до начала сбора информации [28, с 156].
Карта наблюдений включаетфрагменты фиксированных форм поведения, за наличием или отсутствием которых уребенка должен следить наблюдатель, заполняющий карту. Эти фрагментысгруппированы в 16 синдромов.
В регистрационном бланкенаблюдатель зачеркивает те цифры которые соответствуют формам поведения(фрагментам), наиболее характерным для данного ребенка. Центральнаявертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых(слева). Номера симптомов не всегда идут по порядку, их расположение зависит отзначимости того или иного симптома в общем описании синдрома. При оценкесимптома фрагмент, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается однимбаллом, справа — двумя. Подсчитывают сумму баллов по каждому синдрому и общийкоэффициент дезадаптированности по сумме баллов всех синдромов. Большее числозачеркнутых фрагментов поведения у ребенка (по сравнению с другими детьми) даетвозможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности иповедения.
Безусловно, при оценкеагрессивности ребенка особое внимание следует уделять синдромам, описывающимвраждебность по отношению ко взрослым, к детям и недостаток социальнойнормативности.
Карту наблюдений можетзаполнять как психолог, так и педагог. Однако в последнем случае не всегдаудается получить объективную картину поведения ребенка из-за нередкогосубъективизма в представлении педагога о данном ребенке или из-за предвзятогоотношения к нему. Когда полученная информация вызывает сомнение психолога или унего есть неуверенность правильности оценки тех или иных нарушений поведенияребенка, психологу следует провести самостоятельное наблюдение, особенно загруппой дезадаптированных детей.
Эту методику лучше всегоиспользовать при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.Использование других методов существенно затруднено по ряду причин, связанных суровнем психического развития детей этих возрастов. Нужно стремиться наблюдатьза ребенком в различных ситуациях, однако наблюдение за игровой деятельностьюявляется наиболее информативным [28, с. 157].
2.2 Анализ иинтерпретация полученных результатов
В экспериментальном исследовании участвовали 10учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 138» Октябрьского АО г. Омскав возрасте 10 – 14 лет и 4 классных руководителя, которые производилинаблюдения за этими учащимися.
Карта наблюдений Д.Стотта включает 190 фрагментов дезадаптированного поведения. Эти фрагментысгруппированы в 16 синдромов:
1. НД – недоверие к новым людям, вещам,ситуациям;
2. Д – депрессия;
3. У – уход в себя;
4. ТВ – тревожность по отношению квзрослым;
5. ВВ – враждебность по отношению квзрослым;
6. ТД – тревога по отношению к детям;
7. А – недостаток социальнойнормальности (асоциальность);
8. ВД – враждебность к детям;
9. Н – неугомонность;
10. ЭН –эмоциональное напряжение;
11. НС –невротические симптомы;
12. С –неблагоприятные условия среды;
13. СР – сексуальноеразвитие;
14. УО – умственнаяотсталость;
15. Б – болезни иорганические нарушения;
16. Ф – физическиедефекты.
По окончании проведенныхнаблюдений были выявлены следующие результаты.Таблица 1 — Результатынаблюдения по методики «Карта наблюдений Д. Стотта» № Имя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16 1. Ирина М. + + + + + + 2. Галя Д. + + + 3. Катя У. + + + 4. Рита Н. + + 5. Оля Ж. + + + + + 6. Миша В. + + + + + 7. Валя С. + + + + + + + 8. Рома К. + + + + + 9. Саша Н. + + 10. Андрей И. + + +
В представленной таблицеуказаны нарушения по карте наблюдений Д. Стотта. Из полученных результатовможно увидеть, что у 40 % учащихся из наблюдаемой группы детей проявляетсядепрессия и враждебность по отношению к взрослым. У одного ребенка (10 % из 40%) наблюдаются нарушения в области сексуального развития. В данном случае можнопредположить, что один из десяти детей подвергался жестокому обращению состороны взрослых.
Таким образом, полученныеданные можно представить на рисунке.
/>
Рис. 1 — Результатынаблюдения за учащимися
Результаты представленные на диаграммесвидетельствуют о наличии различных нарушений у учащихся в наблюдаемой группедетей.
Для преодоления насилия по отношению к детям важнатакая система организации помощи, которая предполагает возможность ее полученияна любом этапе жизни семьи и ребенка.
Существует множество моделей помощи детям ипредупреждения насилия. Одни ориентированы на обучение родителей взаимодействиюс детьми на определенных этапах их жизни, включая пренатальную программуподдержки (подготовка родителей к материнству, укрепление связи между матерью ибудущим ребенком), обучение молодых родителей правильному уходу за ребенком.Третьи предполагают оказание помощи жертвам насилия и минимизацию риска егоповторения в будущей семье пострадавшего; четвертые направлены на укреплениесемьи и профилактику возникновения проблем; пятые – на помощь семьям группыриска – бедным семьям, одиноким матерям, молодым родителям (матерям-подросткам)и т.п.
Помогающие организации могут иметь разный статус иведомственную принадлежность (быть общественными или государственными,относиться к медицинскому, образовательному или социальному департаменту) иразные права вмешательства в жизнь семьи; они могут оказывать помощьамбулаторно, в дневном или круглосуточном стационарах.
Заключение
Дети, которыеподвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно ни происходило,«выпадают» из нормального процесса социализации и лишены необходимых длянормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия,поддержки и помощи со стороны родителей.
Они часто оказываются неспособны защитить себя и проявляют в отношениях с окружающими либо повышеннуюуступчивость и неуверенность, либо агрессивность. Это приводит к трудностям вотношениях с собой и окружающими, к нарушениям адаптации.
Негативный опытжестокости в детстве часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтомутак важно выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах иоказание помощи этим детям и их семьям.
Один социальный педагог,вне зависимости от его квалификации в своей области, не может осуществитьвыполнение всего комплекса диагностических и реабилитационных мероприятий,необходимых для помощи детям, пострадавшим от насилия. Для осуществления этихмероприятий необходима междисциплинарная команда специалистов, придерживающаясяединого подхода в работе. Она может работать в организациях разного профиля иведомственной принадлежности, но должна включать в себя представителейследующих специальностей: педиатра, психиатра, психологов, социальныхработников, педагогов и юриста.
Первостепенными задачамитакой команды специалистов являются обеспечение безопасности ребенка, поддержкаили создание нормального для развития ребенка окружения, нормализациявнутрисемейных отношений и предотвращение рецидивов жестокого обращения.
Список литературы
1. Алексеева И.А.,Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь.– М.: Генезис, 2005. – 256 с.
2. Асанова Н.К.Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание дляпсихологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов.- М.: ВЛАДОС, 1997.
3. Бандура Л.,Уолтерс Р. Подростковая агрессия. — М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999.
4. Берковиц Л.Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
5. Боулби Дж.Привязанность. — М.: Гардарика, 2003.
6. Брутман В.И.,Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в периодбеременности // Вопросы психол. — 1997. — № 7. — с. 38 — 47.
7. Брутман В.И.,Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин,отказывающихся от своих новорожденных детей // Вопросы психол. — 1994. — № 5. — с. 31-40.
8. Бэрон Р.,Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997.
9. Василькова Ю.В.,Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.
10. Григович И.Н. Синдром жестокогообращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие: Учебное пособие длястудентов и врачей. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2001.
11. Детская и подростковая психотерапия /Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. — СПб.: Питер, 2001.
12. Дмитриева Т.Е. Профилактикадезадаптации детей-сирот с резидуальной церебрально-органическойнедостаточностью. — М.: ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, 1998.
13. Догадина М.А., Пережогин Л.О.Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитацияпотерпевших. — М.: Сам себе адвокат, 2002.
14. Келли Г.Ф. Основы современнойсексологии. — СПб.: Питер, 2000.
15. Крайг Г. Психология развития. — СПб.:Питер, 2000.
16. Лангмейер И., Матейчик 3. Психическаядепривация в детском возрасте. — Прага: Авиценум, 1984.
17. Мид М. Культура и мир детства. — М.:Наука, 1988.
18. Микиртумов Б.Е., Кошавцев А.Г.,Гречаный С.В. Клиническая психиатрия детского возраста. — СПб.: Питер, 2001.
19. Насилие и его влияние на здоровье.Доклад о ситуации в мире / Под ред. Этьенна Г. Круга и др. — М.: Весь Мир,2003.
20. Осухова Н. Применение психодрамы впсихотерапии с детьми, пережившими насилие. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.
21. Психология подростка /Под ред. А.А.Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 480 с.
22. Раттер М. Помощь трудным детям. — М.:Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999.
23. Реан А.А. Агрессия и агрессивность //Психол. журнал — 1996. — № 5. — Т. 17. 1996. — С. 3-18.
24. Реан А.Л, Коломинский Я.Л. Социальнаяпедагогическая психология — СПб.: Питер, 2000.
25. Роджерс К. Консультирование ипсихотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс. 1999.
26. Филиппова Г.Г. Психологияматеринства: Учебное пособие. — М.: ИПТ, 2002.
27. Фрейд А. Эго и механизмы защиты //Теория и практика детского психоанализа. Т. 1. — М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс,1999.
28. Фурманов И.А. Психологиядепривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС,2004 – 319 с.