Реферат по предмету "Государство и право"


Конституционный статус союзной республики (на примере РСФСР)

РЕФЕРАТ
по курсу «Государственноеправо»
по теме:«Конституционный статус союзной республики (на примере РСФСР)»

1. Конституционныйстатус союзной республики (на примере РСФСР)
При создании Союза ССР и конституционномоформлении нового государственного устройства одним из острейших, ставшийпредметом споров и борьбы центра и республик, явился вопрос о соотношениикомпетенции Федерации и ее субъектов. Сопоставление Договора об образованииСССР 1922 г. и соответствующих частей Конституции 1924 г. свидетельствует о том, что за короткий период сторонники концентрации важнейших полномочий насоюзном уровне одержали победу. Так, именно к ведению Союза ССР Конституцияотнесла следующие ключевые вопросы:
определение отраслей промышленности иотдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение,
установление общесоюзных налогов идоходов,
разрешение дополнительных налогов и сборовна образование бюджетов союзных республик,
руководство транспортным делом, внешнейторговлей,
международные отношения,
организацию и руководство ВооруженнымиСилами.
Конституция 1924 г. не определяла компетенции союзных республик. В краткой главе второй – об их суверенных правахи союзном гражданстве (его установление – также одно из новшеств Конституции) –признавалось наличие суверенитета у союзной республики, который «ограничен лишьв пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесеннымк компетенции Союза». Вне этих пределов, гласила Конституция, каждая союзнаяреспублика осуществляет государственную власть самостоятельно. СССР охраняетсуверенные права республик. За каждой из союзных республик сохранялось правосвободного выхода из Союза, причем для изменения, ограничения или отменыстатьи, закреплявшей это положение, требовалось согласие всех республик,входивших в СССР. Республики имели свои конституции, в которые надлежаловносить изменения в соответствии с союзной Конституцией. Для граждан республикустанавливалось единое союзное гражданство.
В девятой главе – «О союзных республиках» –Конституция СССР фиксировала уже сложившуюся в них систему органов власти(Съезд – Центральный Исполнительный Комитет – Совет Народных Комиссаров). Приэтом состав СНК республик определялся исчерпывающим образом, что не оставлялореспубликам никакой свободы маневрирования и жестко соответствовало разделениюкомпетенции между СССР и его субъектами. Правительство республики включало всебя: председателя СНК, заместителей председателя, председателя ВСНХ, народныхкомиссаров земледелия, финансов, продовольствия, труда, внутренних дел,юстиции, рабоче-крестьянской инспекции, просвещения, здравоохранения,социального обеспечения, а также с правом совещательного или решающего голоса –по решению ЦИК республик – уполномоченных наркоматов СССР по иностранным делам,военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.Причем наркоматы республик, подчиняясь ЦИК и СНК республик, осуществляли всвоей деятельности директивы соответствующих наркоматов СССР (ст. 67-68Конституции).
Основной Закон 1924 г. имел конкретную цель – отразить природу и структуру СССР. Это прямо сказалось на содержанииКонституции. Она исходила из существовавшего в республиках (а, следовательно, ив целом по стране) социально-экономического положения, статуса граждан. Но самаКонституция СССР 1924 г. данных вопросов не касалась. Они нашли отражение вконституциях союзных республик, новые редакции или тексты которых былиутверждены в период 1925-1931 гг. Конечно, на содержании этих конституций всущественной степени отразился факт вхождения республик в состав Союза ССР.
Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов. В значительной мере новый текст аналогичен, а то иидентичен с текстом Конституции 1918 г. Но есть и определенные новшества вструктуре и содержании. Например, вместо прежних раздела первого, которым была «Декларацияправ трудящегося и эксплуатируемого народа», и раздела второго – Общиеположения Конституции РСФСР – текст 1925 г. имеет один раздел I («Общие положения»), представленный главой первой. В нем объявляется, что эта Конституцияисходит из названной Декларации и из основных начал Конституции 1918 г. и имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии,уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма (ст. 1).
Конституция объявляет (ст. 3), что РСФСРвходит в состав СССР и передает ему полномочия, отнесенные к ведению органовСоюза, согласно ст. 1 Конституции СССР.
Конституция РСФСР 1918 г. не определяла конкретных полномочий Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа, ограничиваясьобщими положениями. Поскольку РСФСР стала союзной республикой в составе СССР,понадобилось сказать подробнее о компетенции указанных органов. Поэтому вКонституции 1925 г. появился раздел II «О предметах ведения Всероссийскогосъезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета».
К исключительному ведению съезда онаотнесла установление, дополнение и изменение Конституции РФ, окончательноеутверждение конституций автономных республик. Остальные правомочия былиотнесены к ведению и съезда, и ВЦИКа, в том числе:
общее руководство всей политикой инародным хозяйством РСФСР,
установление плана народного хозяйства натерритории РСФСР и бюджета РСФСР, налогов, сборов и неналоговых доходов,
заключение внешних и внутренних займовРСФСР,
утверждение кодексов РСФСР и др.
Причем фактор вхождения в СССР становитсявесьма ощутимым: почти в каждом случае указано, что полномочие осуществляетсяэтими российскими органами в соответствии с Конституцией и законодательствомСоюза ССР. Кроме того, в Конституцию была включена специальная ст. 19,гласившая о том, что по предметам компетенции Союза имеют обязательную силу натерритории РСФСР постановления верховных органов СССР.
В разделе III «Об устройстве Советскойвласти» Конституция 1925 г. отразила систему органов РСФСР: съезд – ВЦИК –Президиум ВЦИК – СНК – народные комиссариаты. Новым здесь было включениеуполномоченных общесоюзных наркоматов в Правительство республики. В своюочередь для народных комиссаров РСФСР Конституция определяла, что, подчиняясьвысшим органам РСФСР, они осуществляют в своей деятельности директивысоответствующих наркоматов СССР (ст. 38). Тенденция к централизации выражаласьи в том, что союзные объединенные наркоматы могли отменять акты соответствующихнаркоматов РСФСР, правда, если те не основывались на точных предписаниях ВЦИК,его Президиума, СНК РСФСР (ст. 43).
Новшеством Конституции 1925 г. стала глава 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях». Впрочем, этои понятно – они появлялись в РСФСР, начиная с 1919 г. Предусмотрено, что АССР имеют свои основные законы (конституции); они принимаются их съездамиСоветов, представляются на утверждение ВЦИК и вносятся на окончательноеутверждение Всероссийского съезда Советов. Положения об автономных областяхпринимаются их съездами Советов и утверждаются ВЦИКом (ст. 44). В остальномКонституция закрепляет систему органов власти автономий. Для автономныхреспублик она определяет возможность принятия законодательных актов ихцентральными исполнительными комитетами.
После принятия Конституции СССР 1936 г. в 1937 г. на чрезвычайных съездах Советов союзные республики приняли свои новые Основные Законы.Конституции ставших в 1940 г. союзными республиками Литвы, Латвии и Эстониибыли приняты в том же году, а Конституция образованной в 1940 г. Молдавской ССР – в 1941 г. В основном конституции союзных республик следовали структуреКонституции СССР, а многие их положения текстуально совпадали.
Не составляла в этом плане исключения иКонституция РСФСР, утвержденная 21 января 1937 г. Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов, хотя она и имела ряд особенностей поструктуре и содержанию в сравнении с союзной Конституцией. Так, в ней подробнееопределялись вопросы ведения РСФСР, были более развернутыми главы о компетенциивысших органов государственной власти и органов государственного управленияРСФСР. Несколько большей по объему, в сравнении с Конституцией СССР, была главао высших органах государственной власти АССР; появились новые главы – оборганах государственного управления автономных республик, органахгосударственной власти автономных областей. Более подробной – в сопоставлении сКонституцией СССР – была глава о местных органах государственной власти. Есть вОсновном Законе РСФСР 1937 г. глава о бюджете РСФСР, не имеющая аналога всоюзной Конституции.
В ходе последующего развития страны сучетом результатов политического, государственного и хозяйственногостроительства в Конституцию СССР, а соответственно и в Конституцию РСФСР,конституции других союзных, а также автономных республик, вносились изменения.Если характеризовать кратко, они в основном отражают следующее[1]:
расширение прав субъектов Федерации (в томчисле и РСФСР):
предоставление союзным республикам прававнешних сношений, права иметь войсковые формирования;
передача им от СССР права решать вопросы административно-территориальногоустройства;
расширение прав республик в управлениинародным хозяйством с передачей из союзного в республиканское ведение многихпредприятий, создание в связи с этим новых союзно-республиканских министерств;
отнесение к ведению республикзаконодательства об устройстве судов республик, принятие гражданского,уголовного и процессуальных кодексов;
расширение в 1966 г. представительства союзных республик в Совете Национальностей Верховного Совета СССР с 25 до32 депутатов, добавление к представительству в Верховном Совете и ПрезидиумеВерховного Совета СССР также представительства союзных республик в Правительствеи Верховном Суде СССР).
После принятия Конституции СССР 1977 г. в 1978 г. были приняты новые Конституции всех союзных и автономных республик. РСФСР не составилаисключения. Ее Конституция была принята 12 апреля 1978 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва.
Конституции республик, в том числе иКонституция РСФСР 1978 г., по своей структуре и содержанию соответствовалиКонституции СССР. Имело место принципиальное единство в закреплении основобщественного строя и политики, статуса личности, национально-государственногоустройства, системы, принципов организации и деятельности государственныхорганов, символов республик.
Немало своеобразия в третьем разделереспубликанской Конституции, который назван «Национально-государственное иадминистративно-территориальное устройство РСФСР». Здесь подробно определенакомпетенция республики, ее суверенные права. Поскольку в состав РСФСР входили16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов, вКонституцию были включены, помимо главы о самой РСФСР, две главы о статусесоответственно АССР и автономных областей, автономных округов.
В регламентации деятельностигосударственных органов Конституция РСФСР во многом следовала союзнойКонституции, однако и здесь имелись свои особенности. Например, был установлентвердый численный состав Верховного Совета РСФСР – 975 депутатов. Довольнополно определена компетенция Верховного Совета, Президиума Верховного Совета иСовета Министров республики. В Конституции СССР – одна глава о местных органахгосударственной власти и управления, в республиканской Конституции – две главы:«Местные Советы народных депутатов» и «Исполнительные комитеты местных Советовнародных депутатов».
Конституция РСФСР включала раздел огосударственном плане и государственном бюджете, состоявший из двух глав.Подобного раздела в Конституции СССР нет.
Конституция РСФСР стала основойсовершенствования республиканского законодательства. В соответствии с ней былиразработаны и приняты в 1978 г. также конституции автономных республик,входивших в РСФСР.

Списокиспользованных источников
1.        Греков Б.В. Киевская Русь. 6-с изд. – М., 1993.
2.        Ескина Л.Б. Два юбилея Российской Конституции // Правоведение. 1999. №1.
3.        История Государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А.Чибиряева – М., 1998.
4.        История Советской Конституции в документах. – М., 1977.
5.        История отечественного государства и права. Часть I. Учебник.// Под ред.Чистякова О.И. – М., 1999.
6.        Хрестоматия по истории отечественного государства и права. – М.: Юристъ,2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Виды внутреннего финансово-экономического контроля
Реферат Этноментальные константы и проблемы перевода
Реферат Научно-педагогическое обоснование урока английского языка в 8“б” классе Лингвистической гимназии №3
Реферат Анофриев, Олег Андреевич
Реферат Racism Essay Research Paper Racism and Affirmative
Реферат Технологический прогресс и экономическое развитие
Реферат Вчення І. Канта про пізнання та мораль
Реферат Роман А К Толстого Князь серебряный
Реферат Характеристика газового предприятия Западно-Сибирского региона
Реферат Металингвистическая концепция современности Михаила Бахтина
Реферат Законодательное регулирование деятельности предприятий и предпринимательства
Реферат Андеррайтинг ценных бумаг на фондовом рынке россии
Реферат Christie Golden Восход Орды Кристи Голден Перевод: Zato (wow blizzard-rus ru), Demilich (demilich. 250x com) Пролог
Реферат Темное царство в драме А. Н. Островского Гроза Дикой и Кабаниха
Реферат Механізм функціонування облігаційного кредиту