Реферат по предмету "Психология"


Пути формирования нации и ее психологические основы

План
Введение
1.     Понятие и путиформирования нации
2.     Психологическиеосновы
Заключение
Списоклитературы

Введение
Отличительной чертой современного мира является его этническое инациональное разнообразие. В начале третьего тысячелетия на нашей планетенасчитывалось около 200 независимых государств, 5000 этнических групп и более600 сообществ, представители которых говорят на одном языке. Однако, впоследние годы эта структура мирового сообщества достаточно быстродеформируется под воздействием процесса глобализации. Так, например, понекоторым прогнозам, к концу 21-го века более половины из существующих внастоящее время этнических языков могут исчезнуть навсегда. Это означает, чтонавсегда будут утрачены многие ценности культуры, а также многие знания.
Проблемы этносов и наций в условиях глобализационных процессов,происходящих в мире, изучаются философами, культурологами, социологами испециалистами других гуманитарных наук. Изменения этнокультурной идентичностистановятся сегодня объектом изучения также специалистов точных наук с позицииформирования единого информационно-коммуникативного пространства на планетеЗемля. При всеобщей доступности информации интенсивно расширяются межкультурныеи межличностные отношения, усиливается взаимодействие между культурами.
Цель реферата – анализ путей формирования нации и ее психологическихоснов.

1.  Понятие и путиформирования нации
Нация –исторически сложившаяся форма общности людей, характеризующаяся общностьюязыка, территории, экономической жизни, культуры и особенностямипсихологического склада. Сейчас все большее распространение получает точказрения о том, что нация это не только и не столько этническая, сколькогосударственная, социально-экономическая и культурная общность. С этой точкизрения нация – это сообщество народов, сознающих общность историческихинтересов и собственное духовное своеобразие.
А.С. Панарин [3] анализируяосновные отличительные признаки, характеризующие то или иное человеческоесообщество как единую нацию, предлагает выделять среди них следующие семьнаиболее важных:
1.            Общаятерритория обитания,на которой достаточно долго проживает данное сообщество. Этот признак являетсяисключительно важным, так как именно общая территория обитания и создает тенеобходимые условия для интенсивных информационных и транспортных коммуникаций,без которых невозможно формирование общего языка и общей культуры в данномсообществе.
2.            Общий языкобщения для всегосообщества, посредством которого и осуществляются в нем наиболее важныеинформационные связи, осуществляется правосудие и функции государственногоуправления. Именно общий язык является фундаментом для формирования единойнациональной культуры и этики, а также такого тонкого психологическогофеномена, которое в психологии называется коллективным бессознательным.
3.            Общая культуранации,представляющая собой качественно новое образование, обычно не совпадающее ни содной из тех этнических культур, которые соответствуют этносам, объединенным всоставе данной нации.
4.            Общееверховное руководство страны, в составе которой сформировалась и существует данная нация.
5.            Общиеполитические интересы, связанные с существованием и дальнейшим развитием данного сообщества.
6.            Общаяполитическая системадля всего сообщества.
7.            Национальнаяидентичность – психологическийфактор, сущность которого будет раскрыта и пояснена ниже.
М. Хонг [5] утверждает, что нация объективно проявляет себя тогда, когдаона инстинктивно одинаково реагирует на внешнюю угрозу или кризис. Иначеговоря, если многонациональная страна инстинктивно одинаково реагирует навнешнюю угрозу или внутренний кризис и в ней не наблюдается расхождения вреакции различных этнических групп по расовым и религиозным соображениям, можноговорить о том, что в стране сформировалась национальная идентичность.Это тот важнейший критерий, с помощью которого можно судить об отсутствии илиналичии единой нации.
Обобщая приведенные выше точки зрения, можно утверждать, что нацияпредставляет собой единое сообщество людей, которое проживает на общейтерритории, имеет общий язык и общую культуру, единую верховную власть, общиенациональные и политические интересы, а также общее прошлое и будущее.
Отсюда следует, что нация представляет собой общественную структуру болеевысокого уровня по сравнению с этносом, т.е. качественно новое общественное образование.Принципиально новое качество, которое возникает в такого рода структурах, иесть «национальная идентичность». Оно формируется в результатепроявления известного синергетического эффекта, характерного для сложныхсамоорганизующихся систем, и может квалифицироваться как одна из категорийколлективного бессознательного.
Существуют три основных пути формирования единой нации в многоэтническомгосударстве. Один из них предполагает постепенное разрушение этнических культури их слияние в единую национальную культуру, которая становится доминирующей вданном сообществе. Данный способ известен под названием «плавильный котел»(melting pot). Этот путь является характерным для молодых наций, ивесьма наглядным примером здесь могут являться Соединенные Штаты Америки.
Второй путь состоит в том, что единая нация формируется под знаком«нового будущего», когда в обществе начинают доминировать новые общиеполитические и экономические интересы, которые подавляют соответствующиечастные интересы этнического характера. В качестве примера здесь можно привестиопыт Советского Союза, где была сформирована единая нация – советский народ.
Третий путь формирования единой нации заключается в том, что онасоздается без разрушения этнических культур и самобытности входящих в составданной нации этносов. Характерными примерами здесь являются Австралия, Мексикаи Сингапур, где формирование нации является одной из приоритетных задачправительств, планомерно осуществляющих соответствующую государственнуюполитику. Однако, этот путь является и самым сложным, хотя и наиболееперспективным, так как он позволяет не только сохранить для будущих поколенийвсе богатство исторического и культурного наследия каждого этноса, но такжеиспользовать и его современный потенциал в установлении экономических икультурных связей с другими странами.
 
2. Психологические основы
 
Понятие «психический склад нации» – наиболее общая психологическаяхарактеристика нации, ведь классическим определением нации является следующее: «нацияесть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базеобщности языка, территории, экономической жизни и психического склада,проявлявшегося в общности культуры» или, если упрощенно, «нация – это группалюдей, связанных общностью экономической жизни, территории, языка, психическогосклада». Понятие «психический склад нации» как наиболее общаяпсихологическая характеристика нации пересекается, а часто и отождествляется стакими понятиями как «национальный психический склад», «психический обликнации», «национальная психология», «психология нации», «национальная психика».В нашей работе эти понятия мы используем как синонимы, так же как и ряд другихавторов, таких как, например, В.Г. Крысько, который в своих работах используетпонятие «национальная психика» как понятие равнозначное «психология нации». ВБольшой советской энциклопедии понятие «национальный психический склад» такжеочень тесно переплетено с понятием «национальная психика» («Психический склад –особенности психики людей данной нации, сложившиеся в ходе ее историческогоразвития»).
Таким образом, психический склад нации можно определить следующимобразом: психический склад нации – неповторимое в своей индивидуальностисочетание свойств каждой конкретной нации, образующее устойчивое единство, иотражающее то общее, что есть у ее этнической общности в следующихсистемообразующих элементах: национальный менталитет, национальный склад ума,национальный темперамент, национальный характер, национальные стереотипы,национальные чувства, национальные интересы и ориентации, национальноесамосознание, национальные традиции и обычаи.
Национальныйтемперамент, по мнению большинства ученых, предопределяетэмоционально-экспрессивную специфику поведения и поступков людей какпредставителей определенной этнической общности, характеризует своеобразие ихповеденческой активности. Представители одних наций (например, французы,итальянцы, испанцы и др.) более эмоциональны и восприимчивы. У них вотносительно короткий срок может резко проявляться воодушевление, приливэмоций, но так же быстро наступает и спад подобных реакций, особенно в сложнойобстановке. Представители других наций (например, англичане, скандинавы и др.)менее эмоциональны, более склонны к логике в поступках, разумному поведению,меньшему изменению настроений. Национальный темперамент проявляется также вжестах. Так, исследователи установили, что за час беседы в среднем типичныйфинн употребляет только один жест, итальянец же жестикулирует не менеевосьмидесяти раз. Француз в разговоре использует жесты не менее ста двадцатираз, а мексиканец даже сто восемьдесят.
Национальный характер — это исторически сложившаяся совокупность устойчивыхпсихологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычнуюманеру их поведения и типичный образ. «Национальный характер соответствуетсравнительно прочно сохраняющимся чертам личности и типам личности (personalitypatterns), являющимся модальными для взрослых членов данного общества», т.е. модальнойличностью является тип, к которому относится наибольшее число членов данногообщества.
Национальные стереотипы – широко распространенные, традиционно существующиесуждения о представителях разных этнических групп, которые имеют люди на уровнеобыденного сознания. Впервые термин «социальный стереотип» использовал американскийжурналист У. Липпман в 1922 г, согласно У. Липпману, стереотипы — этоупорядоченные, детерминированные культурой картинки мира в голове человека,которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальныхобъектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права, иными словами,стереотипы ориентируют человека в море социальной информации и помогаютсохранить высокую самооценку.
Национальные чувства – это эмоционально окрашенное отношение людей к своейэтнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. В национальныхчувствах находит свое выражение также устойчивая привязанность к традициям,обычаям, культуре, быту, национальным и духовным ценностям. Динамичностьнациональных чувств и настроений в силу тех или иных социально-экономическихтрансформаций предполагает как позитивную, так и негативную окраску ихпроявления. Чувство национальной гордости и достоинства, социальная динамикаэтноса кардинально противоположны гипертрофированному чувству своегоэтнического превосходства и исключительности, выраженных в шовинизме.
Национальные интересы и ориентации – это общественно-психологические исоциальные явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той илииной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности, онииграют важную роль в психическом складе нации, и попытки их ущемления не разприводили к конфликтам, которые решались не только политическими методами.
Национальное самосознание — это осознание народом себя как этнической общности.Понятие «национального самосознания» было выдвинуто в 1947 г.В. В. Мавродиным в труде о формировании русской нации, вскоре внаучный оборот было введено понятие «этническое самосознание»(И. И. Куганер, 1949), которое заняло место одного их важнейшихэтноопределяющих признаков. По мнению В. Ю. Хотинец, этническоесамосознание представляет собой относительно устойчивую систему осознанныхпредставлений и оценок, реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующихкомпонентов жизнедеятельности этноса.
Национальные традиции и обычаи — сложившиеся на основе длительногоопыта жизнедеятельности нации, прочно укоренившиеся в повседневной жизни,передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипыповедения, формы общения людей, соблюдение которых стало общественнойпотребностью каждого. Традиции складываются и закрепляются в ходе историческогоразвития этноса, они представляют формы деятельности и поведения, «доказавшие»свою положительную значимость, а также соответствующие им правила, ценности,представления.
Национальная психология, по А.Ф. Дашдамирову, представляет собойструктурно-динамическое единство волевых, морально-психологических,социально-экономических моментов, своеобразное сочетание которых придаетнациональную окрашенность устойчивым элементам психики. Содержащаяся в нихисторико-этническая информация, сгущаясь, приобретает качество направленнойпрограммы национально-своеобразного мироощущения и реагирования на события иявления жизни, причем ценностные ориентации являются важнейшими компонентаминациональной психологии наряду с национальными интересами и потребностями,национальными установками.
Ряд исследователей, структурируя психический склад нации, используютразличные принципы, так В.Г. Крысько предлагает так же выделять две сторонынациональной психики: системообразующую и динамическую. В системообразующуюсторону входят: национальное самосознание, национальные интересы и ориентации,национальной характер, национальный темперамент, национальный склад ума,национальные чувства, национальные традиции и привычки; в систему динамическихкомпонентов национальной психологии входят мотивационно-фоновые,интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые икоммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности. В такомподходе виден определенный разрыв между систеообразющими элементами идинамической стороной национальной психики. По сути, В.Г. Крысько предлагает вкачестве структурной единицы национальной психики одни элементы, а затемструктурирует другие.
Наследственность оказывает значимое влияние также на формированиенационального склада ума и национального темперамента. Не случайно наибольшееколичество работ в психогенетике – области знаний, находящейся на пересечениигенетики и психологии и изучающей взаимодействие генетических (наследственных)и средовых факторов в формировании межиндивидуальной и межгрупповойвариативности психических, психофизиологических и некоторых поведенческихсвойств человека – «посвящено генотип-средовым соотношениям и изменчивости интеллекта,отдельных познавательных функций и способностей, динамическиххарактеристик психических процессов — в частности, относящихся к сферетемперамента». Здесь можно также вспомнить позицию основателя диспозиционнойтеория личности Г.У. Оллпорта, который считал, что «наряду с интеллектом ифизической конституцией темперамент — это первичный генетический материал, изкоторого строится личность».
Компоненты психического склада нации формируется под влияниемфакторов, которые можно объединить в две группы: внешние, внутренние. Внешний фактор – это формированиепсихического склада нации под воздействием окружающей среды в широком пониманиипоследней (от климата до религии). Социально-экономические условия жизниявляются главным фактором становления и формирования духовной жизни людей, ихпсихологических характеристик. На формирование психического склада нациибольшое влияние оказывает идеология, господствующая в обществе. Группа, стоящаяу власти, стремится распространить свою идеологию и психологию дообщенациональных масштабов. Своеобразие психического склада нации может бытьобусловлено и религией, т. к в ходе распространения мировых религий сложившаясярелигиозная система накладывалась на местные традиции, обычаи и привычки. Врезультате происходило взаимное изменение как местных нравов, так и религиозныхконцепций. На формирование этнопсихологических особенностей влияли значимыесобытия в истории народа (длительные войны, стихийные бедствия, освоение земельи пр.) и межнациональный опыт общения. Определенное значение для образованияэтнопсихологического своеобразия имела географическая среда. Важная роль визменении психического склада нации принадлежит миграциям. Перемещающимсяпредставителям этноса приходится адаптироваться к новой географической среде икультурным условиям.
Не менее важным является внутренний фактор формирования психическогосклада нации, т.е. передача в генотипе определенных врожденныхнационально-психологических особенностей. Внутренний фактор играет важную рольв формировании всего психического склада нации, особенно сильно врожденныенационально-психологические особенности меняются в результате смешиванияразличных наций, например индейцев и испанцев в странах Южной Америки. Важнойсоставляющей внутреннего фактора является эволюция менталитета – передачаэлементов общественного сознания в генотипе.
Психический склад нациираскрывается в трех взаимосвязанных функциях:отражательной, регулятивной и коммуникативной. Особенностью отражательнойфункции является то, что она включает в себя информационный аспект,т. к. в национально-психологических особенностях отражаютсясвоеобразные природно-климатические условия, в которых происходило формированиеи развитие этнической общности, исторические события и другие факторы.Отражательная функция лежит в основе познавательной мировоззренческой иаксиологической функций. Познавательный аспект присутствует уже наэмоционально-ориентировочной ступени освоения реальности, но каксамостоятельная функция сознания он оформляется при становлении познавательнойдеятельности. С помощью мировоззренческой функции у людей происходитформирование определенной, в той или иной степени взаимосвязанной и законченнойкартины мира. Благодаря аксиологической функции происходит процесс созданияценностной шкалы для явлений и отношений, протекающих во всем многообразиивзаимодействий человека и окружающего мира.
Национальные стереотипы усваиваютсячеловеком еще в детстве, а значит, бессознательно и некритически. Ивпоследствии они функционируют преимущественно на подсознательном уровне.Особенности бессознательного — эмоциогенность, аналогичность, символизм и,следовательно, слабая подверженность рациональным доводам и сознательномуконтролю, — в той или иной степени присущи структурам национальной психики. (Всвязи с этим при изучении особенностей национальной психики может бытьперспективным понятие коллективного бессознательного, восходящее к идеям К. Юнга).
Национальные чувства занимают важноеместо в психической жизни человека, поскольку национальность — пожизненная иедва ли не самая устойчивая социальная характеристика индивида. Можноразбогатеть или обеднеть, изменить социальную, классовую, партийнуюпринадлежность, стать атеистом, поверить в бога, сменить религию, нонациональность останется той же. Национальные чувства играют компенсаторнуюроль, когда в факте своей национальной принадлежности человек ищет источниксамоуважения. В случаях неудавшейся карьеры, личной жизни, трудностейидентификации с какой-либо уважаемой группой всегда существует возможностьповышения самооценки путем демонстративной национальной идентификации.(Американский психолог Э.Беккер сформулировал положение о том, что человекомдвижет исконный «дуализм»: ему внутренне необходимо и быть частью какой-либообщности, и в то же время выделяться. В качестве такой общности, прежде всего,выступает наиболее доступная — национальная. Принадлежность к национальнойобщности все чаще используется как основание для выделения.) Чем болеекомпенсаторный, психологически защитный характер имеют национальные чувства,тем более они приобретают форму национализма, неприязни к иным нациям. И тогданационализм становится прибежищем людей с субъективно неудавшейся судьбой.

Заключение
 
Нация представляет собой единое сообщество людей, которое проживает наобщей территории, имеет общий язык и общую культуру, единую верховную власть,общие национальные и политические интересы, а также общее прошлое и будущее.Принято выделить три наиболее характерных типа формирования единой нации в многоэтническомгосударстве.
Национальное самосознание, комфортность бытия, самоуважение ивзаимоуважение малых этнических групп обусловлены не только признаниемполиэтничности населения, толерантности к различным конфессиям вгосударственной национальной политике, но и равноправным, уважительнымотношением к малым этническим группам внутри большого этноса.
В реальной действительности в национальной жизнедеятельности всенационально-психологические особенности выступают как нерасчленимое целое,поэтому разделение психического склада нации возможно лишь в абстракции, какметодический прием, необходимый для их более детального изучения.

Список литературы
 
1. ДементьевИ.О психологии национальных конфликтов. // Коммунист. — №1. – 1990 г.
2. Колин К.К.Проблемы глобализации: этнос и нация в культуологической перспективе / К.К.Колин // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2004. N 4. С.17-23.
3. ПанаринА.С. Искушениеглобализмом. — М.: Русский Национальный Фонд, 2000. – 383с.
4. СеменоваЕ.А. Этнонациональное и универсальное в современной обыденной культуре / Е.А.Семенова // Наука о культуре. Итоги и перспективы: Научн. – информ. сб.2001.Вып. 3. С. 44-59.
5. Хонг М.Секреты успеха Сингапура: 12 статей господина МаркаХонга Тат Сун, посла Республики Сингапур в России и на Украине. — М., 2000. –174с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Steroids And Their Effect On The Human
Реферат Организация маркетинговой деятельности экспортного предприятия на примере ЯКХЗ
Реферат Использование средств наглядности на уроках математики в начальных классах
Реферат Развитие железнодорожного туризма
Реферат Проектирование участка по ремонту дизельной топливной аппаратуры для АТП состоящего из 135 автомобилей
Реферат Управління якістю і конкурентоспроможністю машинобудівної продукції
Реферат Отходы производства и потребления. Управление отходами на производстве
Реферат Эпидемиология и профилактика чрезвычайных ситуаций и катастроф
Реферат Педагогические условия для развития игры детей дошкольного возраста в условиях приюта (на примере социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Козульский")
Реферат Мистическое в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Реферат Использование технологии интерактивного обучения для повышения мот
Реферат Анализ повести Н.Лескова Павлин
Реферат Планшетные сканеры
Реферат Международный туризм в России
Реферат Командование управление и командные кадры советской армии в 1941 году