Реферат по предмету "Психология"


Психология и её связь с другими науками

Кафедра «Социальныетехнологии»
РЕФЕРАТ
«Психология и её связь сдругими науками»
 
Тольятти 2008г.

Содержание
 
Введение
1 Связьпсихологии с философией
2 Связьпсихологии с медициной
3 Связьпсихологии с правом
4 Связьпсихологии с менеджментом
5 Связьпсихологии с педагогикой
6 Связьпсихологии с финансами и кредитом

Введение
 
Психология связана,исторически и актуально, со всеми основными областями знания. В нейпредставлены как естественнонаучная, так и гуманитарная ориентации, однакогуманитарный подход становится преобладающим, ибо в центр психологии помещаетсяличность, а это означает невозможность строго объективного подхода — подхода кчеловеку как к «явлению природы».
Выраженнаяориентация психологии не только на познание, но и на практику позволяетутверждать, что в психологии существуют свои фундаментальные и прикладныеразделы.
Связь психологиис науками естественными вполне очевидна — особенно с биологическими. Для психологиинаучной характерно заимствование неких общебиологических теоретическихположений для обоснования закономерностей развития психики.
Нужнозаметить: если у наук фундаментальных психология заимствует в основном некиеобъяснительные принципы, то в отношении наук гуманитарных она не только берет,но и предлагает им свои способы понимания явлений; более того, существуют«психологические школы» в рамках истории, социологии и языкознания.
Областьявлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойствачеловека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различенияотдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивовличности.
Как известно,прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической(мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизнисущественно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональнойпрактической деятельности в системе образования, в промышленности, государственномуправлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки врешение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории.
 

1.Связь психологии с философией
 
Чрезвычайноважна связь психологии и философии. Психология долго развивалась в рамках философии,и выделение ее в самостоятельную науку не означает полной автономии. Проблемыдушевной жизни не могут разрабатываться вне представлений об отношенияхматериального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального,субъективного и объективного, а это проблемы философского плана, как и многиедругие; правда, психологи не всегда явно формулируют свои позиции по этимпроблемам. Во многих случаях психологи непосредственно основываются на тех илииных философских системах, иногда даже предлагают собственные. Для психологии определенныефилософские концепции выступают как методологическая основа. А в ряде случаевпсихологические теории перерастали в философские направления (хотя быпретендовали на это) или оказывали влияние на появление и развитие философскихтеорий.
«Философия –искусство понимания», — писал Н.А. Бердяев. Действительно, философия, не будучиприкладной наукой, сама по себе воспитывает мыслью и словом и является вчеловеческих отношениях зеркалом социального устройства жизни, а также служитосновой для других наук, в частности, психологии и педагогики. Образно говоря, онасама является психологией и педагогикой – их средством и методом понимания ивоспитания человека.
Философскаязадача психологии и педагогики в том, чтобы лечить исковерканные души иутверждать целостные. Образование имеет корень «образ», который должен соответствоватьчеловеческому образу.
Философия, вотличие от других наук, образовывает душу в целом. Еще Платон мечтал о такомидеальном государстве, в котором будут править философы, так как сознавалвеликую воспитательную силу философии, которая одна только и способна научитьлюдей самостоятельно, свободно, т.е. творчески мыслить.
Философияесть воспитание, педагогика, так как она формирует мышление человека, тем самымвоспитывая его личность в творческой свободе. Об этой главной,характерообразующей, психолого-педагогической функции философии, о еепедагогико-практическом назначении сказал еще Эпикур: «Пусты слова тогофилософа, которыми не врачуется никакое страдание человека, как от медицины нетникакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, еслиона не изгоняет болезни души». Еще четче эту мысль выразил Протагор: «Главнаязадача философии – воспитывать людей». В этих словах выражена идея, в которойзаключается главная практическая ценность философии: она формирует посредствоммышления личность нового человека. В этом проявляется ее тесная взаимосвязь спсихологией и педагогикой.
В психологии всетеории и конкретные вопросы возводятся, как отмечали С. Гессен и Л. Выготский,к философским проблемам. Философия составляет основу всех древних и современныхпсихологических и педагогических теорий и исследований. Фразу Д. Локка «Вразуме нет ничего, чего не было бы сначала в чувстве» можно перефразироватьтак: «В психологии и педагогике нет ничего, чего не было бы сначала вфилософии». В психологии, как и в педагогике, проявляется философское воззрениечеловека на окружающий мир. Понять и переосмыслить связь философии спсихологией и педагогикой необходимо не только для решения психологических ипедагогических проблем, как считал Л. Выготский, но и для самой философии.
Роль любых философскихтеорий сугубо практическая: преобразовывать мир – в этом проявляется еепсихолого-педагогический характер. Психолого-педагогическая задача философии –сформировать самостоятельное мышление, раскрыть философско-психологическиезакономерности воздействия социального опыта на человека, которое носитпедагогический, воспитывающий характер.
Философия ипсихология имеют общую основу: опыт человека. Но есть и разница: если впсихологии возможно изучение не только личного, но и коллективного социальногоопыта на основе изучения индивидуального сходного опыта других людей, то кфилософии невозможно приобщиться только на основе изучения чужого философскогоопыта, не имея своего. Ибо философствование – не пустое теоретизирование, атакое осмысление своего опыта с помощью чужого философского опыта, выраженногов философских понятиях, когда пережитые человеком страдания приобретают особоезначение, словно открывая ему мир заново. Через этот душевный опыт, который Д.Локк называл внутренним, и формируется личность, способная думатьсамостоятельно.
Философствование,будучи занятием глубоко личным, тем не менее, не имеет ничего общего синдивидуализмом, потому что даже в самом личном переживании подспудносодержится глобальный, всеобщий мировой опыт, связующий человека с другимилюдьми.
2.Связь психологии с медициной
Трудносказать, чего больше в медицинской психологии – медицины или психологии. В соответствиис решаемыми ею проблемами и стоящими перед ней задачами медицинскую психологию можносчитать медицинской наукой, а в соответствии с теоретическими предпосылками и методамиисследования она относится к психологии.
Связи психологиии медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере,медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и болееосознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы.Таким образом, медицинская психология – это область научных знаний и сферапрактической работы, в равной мере принадлежащая как медицине, так и психологии.При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов,физиологов, врачей, биологов.
Медицинская психологиякак прикладная наука имеет следующие задачи:
— изучениепсихических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;
— изучениевлияния тех или иных болезней на психику;
— изучениеразличных проявлений психики в их динамике;
— изучениенарушений развития психики;
— изучениехарактера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей егомикросредой;
— разработкапринципов и методов психологического исследования в клинике;
— создание и изучениепсихологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактическихцелях
Работапсихологов в медицине связана прежде всего с разработкой и применением методовпсиходиагностики. Психология располагает в этом отношении большимивозможностями. Важнейшие задачи деятельности медицинского психолога состоят визучении психологических особенностей интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личностипациента, а также психологических причин возникновения у него болезни.Основными методами медико-психологического изучения больного остаютсяклиническая беседа и экспериментально-психологическое исследование больных.Благодаря тому, что в психологии разработано достаточно много эффективныхметодов для получения такой информации, профессиональный психолог оказываетсяполезным в медицине при составлении анамнеза (истории болезни), проведениимедико-психологической экспертизы, а также медико-психологической консультации.
Важная рольмедицинского психолога в лечебном процессе заключается в том, что онспособствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезничеловека. Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты,психические травмы, внушения и самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции исостояния. Такие заболевания человека называют психогенными. Среди них наиболеечасто встречаются неврозы – функциональные расстройства нервной системы,возникающие как реакция личности на факторы, травмирующие психику. Рольпсихологов в работе с такими пациентами особенно важна.
На стыке медициныи психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологическиепроблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных. Особо выделюоснованную А.Р. Лурия нейропсихологию, существующую на стыке психологии,физиологии и медицины науку, изучающую мозговые механизмы высших психическихфункций на основе локальных поражений мозга (по изначальной мысли Л.С.Выготского, сотрудником которого был А.Р. Лурия, психические функции, становясьсистемными, связаны с соответствующими перестройками в организации мозговыхмеханизмов). Тесно связана с медициной так называемая специальная психология,изучающая различные варианты патологии развития. Таким образом, связь психологиис биологическими науками несомненна.
3.Связь психологии с правом
Являясьпограничной наукой между психологией и правоведением, юридическая психология остаетсяпсихологической дисциплиной, — ее теоретическая основа состоит взакономерностях и особенностях психики человека; специфично лишь приложение,учет и использование этих закономерностей и особенностей человеческогоповедения: юридическая психология рассматривает их применительно к сфереправовой регуляции. Однако эта специфика настолько значительна, что вся системаюридической психологии, ее категориальный (понятийный) аппарат структурируетсяв зависимости от логики правового регулирования, правовых факторов. Предметюридической психологии — юридическая психология исследует и систематизируетпсихологические основы правотворческой, правовоспитательной,правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности.
Правовая психологиясоотносится с проблемами социализации личности, основами правотворчества,правосознанием, с психологическими основами саморегуляции поведения.Криминальная психология взаимосвязана с формированием девиантного поведения,психическими и генетическими аномалиями, общей теорией мотивации поведения. Криминалистическаяпсихология связана с теорией эвристики, знаковой теорией, психологией познавательно-поисковойдеятельности в проблемных ситуациях, психологией межличностного взаимодействия.Аналогичные взаимосвязи характерны и для судебного разбирательства.Пенитенциарная психология связана с теорией ресоциализации, исправленияличности, с проблемами раскаяния, ценностной переориентацией личности, с методикойформирования социально положительного поведения. Особенно тесно она связана с пенологией- наукой о наказании.
Уже краткийанализ структурных единиц юридической психологии свидетельствует об ихотносительной самостоятельности — они связаны со своими научными зонами и,наряду с этим, они структурно взаимосвязаны между собой.
России уже впервой половине XIX в. предпринимаются попытки обоснования отдельныхуголовно-правовых позиций психологическими знаниями; в 1806-1812 гг. вМосковском университете читался курс «Уголовной психологии ».
Интерес ксудебно-психологическим проблемам особенно возрос после судебной реформы 1864года. В 1874 году в Казани публикуется первая монография по судебной психологии– «Очерки судебной психологии ». Ее автор – психиатр А.А. Фрезе – считал, чтопредмет судебной психологии – «применение к юридическим вопросам наших сведенийо нормальном и ненормальном проявлении душевной жизни». В 1877 году юрист Л.Е.Владимиров выступил со статьей «Психологические особенности преступников поновейшим исследованиям», в которой отмечал, что социальные причины преступностинаходят почву в индивидуальных характерах, изучение которых обязательно дляюристов.
В конце XIXв. в связи с развитием экспериментальной психологии судебная психология постепеннооформляется в самостоятельную науку. Крупнейший ее представитель Д.А. Дриль указывал,что психология и право имеют дело с одними и теми же явлениями – «законамисознательной жизни человека».
В начале ХХвека в России формируется психологическая школа права, родоначальником которойстал юрист и социолог Л.И. Петражицкий, в 1898-1918 гг. руководивший кафедройистории философии права в Петербургском университете. Леон Петражицкий полагал,что науки о праве и государстве должны базироваться на анализе психическихявлений. Однако социальную обусловленность права Петражицкий подменил психологическойобусловленностью. Петражицкий утверждал, что реально существуют толькопсихические процессы, а социально-исторические образования – их внешниепроекции.
Психологическаяшкола права исходила из полной совместимости права и психологии. Юридическая психологияне была осмыслена психологической школой права как пограничная область между правоми психологией. Однако, несмотря на общую несостоятельность психологическойшколы права, она привлекла внимание юристов к психологическим аспектам права.Идеи Петражицкого оказали значительное влияние на развитие судебной психологии вначале ХХ в.
В первые годыпосле революции началось широкое изучение психологии различных групппреступников, психологических предпосылок преступности, психологии отдельныхучастников судопроизводства, проблем судебно-психологической экспертизы, психологииисправления правонарушителей.
Судебная(криминальная) психология становится общепризнанной и авторитетной отрасльюзнаний. Уже в 1923 году на I Всероссийском съезде по психоневрологии работаласекция криминальной психологии (под руководством криминалиста С.В. Познышева).Съезд отметил необходимость подготовки криминалистов-психологов, а такжецелесообразность открытия кабинетов для криминально-психологическихисследований.
4.Связь психологии с менеджментом
Менеджмент предлагаетдля разрешения проблемы лидерства множество концепций, но ни одна из них до сихпор не была в достаточной мере универсальной. В этом смысле концепцияэмоционального интеллекта на сегодняшний день представляет собой один из самыхэффективных инструментов для нахождения решений в вопросах лидерства. Крометого, она даёт возможность развивать лидерские качества людям, которым их нехватает.
Эмоциональныйинтеллект тесно связан с такими характерными для психологии понятиями, какэмпатия и алекситимия, поэтому по праву может считаться относящимся к сферевопросов психологии (в данной статье будет раскрыт характер взаимодействия этихпонятий между собой).
Лидерскиекачества проявляются не только в экономических отношениях, но и в любыхчеловеческих взаимоотношениях. Универсальная концепция, позволяющая объяснитьмеханизмы лидерства в любой или практически в любой среде, даёт нам широчайшиевозможности для исследования разнообразных межличностных взаимодействий и вместес тем для изучения отдельной личности, обладающей определенным наборомлидерских качеств.
Современныйуправленец должен не только знать экономические постулаты, природууправленческих процессов, информационную технологию, уметь планироватьдеятельность фирмы (или другого экономического или политического субъекта),наиболее рационально разделять свои собственные ресурсы, но и быть специалистомпо работе со своими коллегами, подчиненными и противниками, уметь приниматьрешения в сложных ситуациях, ясно доходчиво излагать свои мысли.
В ситуациях,когда перед человеком возникают сложные межличностные (внутригрупповые)проблемы, ему нужно осмыслить все внутренние механизмы и предпосылкивозникновения этих осложнений. Это можно сделать с помощью психологии, котораяспособна понять всю сложность и тонкость психического мира человека, его душу.
В системеуправления любой сотрудник рассматривается как «чёрный ящик», глухо закрытый навсе замки. Главная цель любого управленца, если он хочет успешновзаимодействовать с каждой единицей персонала для максимальной эффективностиработы, – узнать что внутри этого «чёрного ящика».
Внутренниймир человека очень многогранен. Он имеет свою внутреннюю структуру и некоторыеособенные закономерности. Психический мир – это и мир восприятия и познанияокружающей действительности, и взгляд внутрь себя, и мир своих переживаний,отношений с другими людьми. Это и есть та самая душа человека.
Психология назаре человечества создавалась не просто так, а для того чтобы овладеть мощьючеловеческого духа, научиться управлять поведением человека и предсказывать егодальнейшие действия.

5.Связь психологии с педагогикой
Эти наукипереплетаются между собой. Психология тесно связана с обучением и воспитаниемребенка. Система педагогических взглядов основана на данных наук о человеке,включая психологию. Психологические знания педагога повышают эффективностьобучения и воспитания ребенка. «Чтобы всесторонне воспитать человека, егонадо всесторонне изучить» [К.Д.Ушинский]. В том случае, если Педагогика неопирается на знания о природе психологических явлений она превращается впростой набор психологических советов и рецептов и перестаёт быть подлиннойнаукой, способной помочь учителю.
В развитиивсех областей педагогики (дидактики, частных методик, теории воспитания)возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знаниезакономерностей протекания психических процессов, динамики, формированиязнаний, умений, навыков, природы способностей и мотивов, психического развитияребенка в целом имеют существенное значение для решения фундаментальныхпедагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разныхступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения ивоспитания. Как известно, целью воспитания является формирование личности,соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой целипредполагает изучение закономерностей формирования личности: её направленности,способностей, потребностей, мотивов и т.д.
Связь психологиис педагогикой дала мощный толчок изучению возрастных особенностей детей,выявлению условий и факторов, обусловливающих детское развитие. Стремлениесделать педагогику психологической, внедрить психологию в педагогическийпроцесс стало тем базисом, на котором была построена система педагогической психологии(хотя сам термин «педагогическая психология » в тот период еще неупотреблялся), обусловило участие ученых разных специальностей в разработке еепроблем.
Педагогическаяпсихология — это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоениясоциокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального иличностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой иуправляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В целомможно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросыуправления педагогическим процессом, исследует процессы обучения, формированияпознавательных процессов и т.п.
Впедагогической психологии имеется ряд проблем. Среди самых главных можно выделитьследующие: соотношение обучения и развития, соотношение обучения и воспитания,учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми,проблема готовности детей к школьному обучению и др.
Следовательно,общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описаниепсихологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностногоразвития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности,образовательного процесса. Этим обусловлена и структура этой отрасли психологии:психология обучения, психология воспитания, психология учителя.
Психологическаяи педагогическая науки немыслимы без опоры на знания о психике изакономерностях психического развития человека. В то же время психология взначительной мере теряет свое прикладное значение без выхода на практическуюдеятельность любого человека, а не только педагога. Тесная связь психологии и педагогикиестественна в своей сути. Объединение этих наук, как это сделано в спорте, в педагогикевполне оправдано, когда речь идет о практическом использовании психологии впедагогических целях. Их интеграция в прикладном плане образует новую науку — педагогикуиндивидуальности, являющуюся производной психологии и педагогики. Педагогика индивидуальностиесть применение теоретических принципов психологии к практике жизнедеятельностичеловека. Ее задача: раскрыть, каким образом достижения психологии можноприменить по отношению к своему психическому здоровью и своей профессиональнойдеятельности. Такого подхода, когда путем слияния достижений психологии и педагогики, общие задачи педагогики решаются с использованием психологическогоинструментария воздействия на человека, придерживаются как отечественные, так изарубежные исследователи.
Разумеется, связьпсихологии с педагогикой существовала всегда, еще К.Д.Ушинский говорил: «Чтобывсесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Здесь особеннонаглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогикане опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается впростой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлиннойнаукой, способной помочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общейтеории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы,требующие психологического исследования. Знание закономерностей протеканияпсихических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природыспособностей и мотивов, психического развития человека в целом имеютсущественное значение для решения фундаментальных педагогических проблем,таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения,разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т.д.
В настоящеевремя накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам:чему учить современного школьника? что и как отбирать из огромной массыинформации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должнаопределить, каковы возможности и резервы психического развития человека наразных возрастных ступенях и где их границы.
Не менееостро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается кпроблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности,соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой целипредполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности,способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Все сказанное свидетельствуето том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимаетпромежуточное положение между философскими науками, с одной стороны,естественными, с другой, и социальными, с третьей.
6.Связь психологии с финансами и кредитом
Исследованиеэкономической психологии, или психологических аспектов экономики — перспективноеполе научных изысканий. Экономические психологи интересуются такими темами, какжитейское понимание экономики; факторами, лежащими в основе экономическихрешений; отношениями между личной идентичностью и массовым потреблением и др.Исследования проводят социальные психологи, когнитивные психологи(концентрируясь на принятии решений), психологи развития (концентрируясь наразвитии детских представлений об экономическом процессе) Хотя экономическая психологияразвивается динамично, она не может претендовать на то, что находится в центревнимания науки. В современной академической психологии доминируют когнитивный,вычислительный и нейрологический подходы. В распределении фондов наисследования, профессорских должностей, редактирования журналов и прочих индикаторовинституциональной власти социальная психология находится на периферии. Но дажеи внутри нее экономическая психология — лишь нарождающаяся область.
Вэкономической психологии легко выделить два подхода: первый в значительномстепени отвлекается от культуральных аспектов потребления и рассматривает восновном взаимоотношения между экономикой и психологией. Второй ориентирован навзаимодействие с культуральными подходами и видит социальную психологию массовогопотребления в пределах более широкой междисциплинарной области.
Экономика-наука об отношениях людей по поводу хозяйствования, но поскольку она описываетэти отношения прагматично, рационально – упрощенно, на языке вещей и цифр,возникла необходимость в её содружестве с психологией. Как результат интеграциинаучного знания на стыке политической экономии и частных экономических наук, с однойстороны, и социальной психологии, с другой стороны, возникла новая дисциплина- экономическая психология.
Предметомэкономической психологии является отражение хозяйственных отношений в сознаниии поведении человека. В рамках этой дисциплины изучаются эффекты и феноменыэкономического поведения, механизмы и закономерности экономическойдеятельности, алгоритмы и модели, описывающие экономические предпочтения, выбор,решения и факторы, влияющие на опыт хозяйствования.
Такимобразом, экономическая психология — это психология хозяйствующего субъекта. Имможет быть один человек, семья, организация, государство или нация, т.е. объектисследования экономической психологии, может быть представлен на разныхуровнях- микро -, мезо- и макроэкономическом. Экономическая психология почти не имеетсвоих специфических методов. Ею используются как методы других отраслей психологии,так и чисто экономические методы, например, метод логико-теоретического анализаили метод экономического моделирования. Наибольшее распространение получилипринятые в социальной психологии опросные методики, реже используетсяэксперимент.
Психология можетиспользоваться для объяснения важных аспектов поведения рынка, включаянекоторые аспекты обычного технического анализа". Движениям цен присущанекоторая структура, зависящая от типа исследуемой акции или рынка.
Профессиональноеинвестирование — это, в основном, вопрос приобретения таких активов и в те моменты,когда рынок явно их недооценивает. Покупка любого из торгуемых на рынке активовс последующей его продажей, позволяет получить прибыль, которая превышаетсреднерыночную доходность.
Чтобы извлечьдоход из спекуляций на биржевых рынках, надо всего лишь только знать, когда этосделать. Основное, что приводит к выгодному инвестированию — это знание и пониманиетого, как вся та огромная масса, которая занимается инвестированием,воспринимает текущее состояние дел на рынке. Не секрет, что ключ к успеху лежитв знании основ биржевой психологии, которая может привести к полному разорениюили к исключительному успеху.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.