Реферат по предмету "Психология"


Психодиагностика состояний

Содержание
1. Виды функциональных состоянийчеловека
2. Состояния активации и уровни бодрствования
3. Стресс
4. Специфика психологической диагностики в исследованияхфункциональных состояний

Введение
В обширной психофизиологической и психологической литературерассматриваются самые разнообразные виды состояний человека, оказывающихблагоприятное или отрицательное влияние на протекание трудовой деятельности. Вкачестве примеров обычно исследуемых видов функциональных состояний следуетназвать утомление, монотонию, напряженность, различные формы психологическогостресса и состояния, вызываемые воздействием экстремальных факторов физическойприроды. Однако упорядочение огромного числа экспериментальных фактов ипреодоление теоретических трудностей, возникающих при их интерпретации, требуютразвития общей концепции функциональных состояний. Исходными моментами дляпроведения работы в этом направлении являются разработка содержательногоопределения понятия «функциональное состояние» и выделение основанийдля их классификации.
Сам термин «функциональное состояние» подчеркиваетспецифичность подхода к анализу состояний человека, отличающегося оттрадиционной проблематики изучения этого круга явлений в общей психологии ифизиологии (исследования эмоциональных состояний, состояний сознания,психофизиологических состояний и др.). Понятие функционального состояниявводится для характеристики эффективностной стороны деятельности или поведениячеловека. Иными словами, этот аспект рассмотрения проблемы предполагает преждевсего решение вопроса о возможностях человека, находящегося в том или иномсостоянии, выполнять конкретный вид деятельности.
Все многообразие форм поведения человека обусловлено преждевсего их качественной специфичностью, что определяется предметнойнаправленностью деятельности и ее мотивацией. В то же время разные формыактивности человека можно охарактеризовать и интенсивностью их проявления [21].Под этим обычно подразумевается степень актуализации психофизиологическихресурсов индивида, потребовавшаяся для выполнения определенного поведенческогоакта в конкретных условиях. С этой течки зрения различные формы поведениячеловека должны рассматриваться на фоне некоторого упорядоченного множества,или континуума состояний, определяющего разные степени готовности к выполнениюдеятельности и ее последующее течение. С наибольшей последовательностьюизложенная позиция разработана в рамках теории активации [21; 119], что привелок использованию ее в качестве основы для психофизиологической интерпретациимеханизмов динамики функциональных состояний в большинстве современныхисследований (см., например, [200; 202]). Хотя термин «функциональноесостояние» не является классическим атрибутом этой концепции, возможностьоперирования им и вкладываемое в него содержание в данном контексте вполнеочевидны.
Приведенные рассуждения относительно содержания понятияфункционального состояния носят скорее описательный характер и требуютконкретизации. Последнее возможно только при указании на тот уровеньжизнедеятельности организма, на котором ведется аналитическое исследование. Офункциональных состояниях говорят, начиная с анализа деятельности отдельнойживой клетки и внутриклеточных структур [179] и кончая сложными формамиэмоциональных переживаний [51; 109] и даже характеристикой поведения на уровнеколлектива, популяции [129].
Понятие функционального состояния первоначально возникло иполучило развитие в физиологии. Естественно, что основным содержаниемсоответствующих исследований был анализ мобилизационных возможностей иэнергетических затрат работающего организма [21; 168]. Целесообразность инеобходимость проведения исследований в этом направлении несомненны. Особенноважно подчеркнуть, что именно в отечественной физиологической школе, начиная сработ И.М. Сеченова и Н.Е. Введенского, получило детальную экспериментальнуюразработку представление о центральных механизмах развития того или иногосостояния.
В то же время анализ функционального состояния работающегочеловека в условиях реальной деятельности с неизбежностью выходит за рамкитолько физиологических представлений и предполагает разработку психологическихи социально-психологических аспектов этой проблематики. Эта мысль отчетливопрослеживается и в работах крупнейших физиологически ориентированныхисследователей [194; 331].
На первый взгляд, состояние человека представляется в виденекоторого фона, на котором разыгрывается определенная деятельность. Однакоочевидна условность такого чисто внешнего противопоставления. По существу,любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность, в ходекоторой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратноевлияние на успешность реализации последней.
Недостаточное внимание к этому обстоятельству приводит ксозданию различных сугубо описательных определений понятия состояния. Примеромтакого определения может быть следующее: «Психическое состояние — сложноеи многообразное, достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление,повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации» [151,с.99]. Такая формулировка, не содержащая, по сути дела, каких-либо ошибочныхположений, не отражает специфики анализируемого явления. Это находит выражениев" нераскрытой многозначности и расплывчатости содержания, что затрудняетее использование в качестве приемлемого методологического инструмента.
Более адекватное определение рассматриваемого понятия можетбыть выработано на основе представления о системном характере сдвигов,развивающихся у человека в процессе целесообразной деятельности [43]. Состояниечеловека с этой точки зрения понимается как качественно своеобразный ответфункциональных систем разных уровней на внешние и внутренние воздействия,возникающие при выполнении значимой для человека деятельности [89].
Каждое конкретное состояние человека можно описать с помощьюмногообразных проявлений. Объективной регистрации и контролю доступны измененияв функционировании различных физиологических систем. Наиболее существенными длявыявления специфики того или иного состояния являются показатели деятельностиразличных отделов центральной нервной системы, сердечно-сосудистой,дыхательной, двигательной, эндокринной и т.д. Для разных состояний характерныопределенные сдвиги в протекании основных психических процессов: восприятия,внимания, памяти, мышления и изменения в эмоционально-волевой сфере,оцениваемые с помощью различных психометрических процедур. Многочисленнысостояния, которым сопутствуют комплексы отчетливо выраженных субъективныхпереживаний. Так, например, при сильных степенях утомления человек испытываетчувства усталости, вялости, бессилия. Состоянию монотонии свойственныпереживания скуки, апатии, сонливости. В состояниях повышенной эмоциональнойнапряженности ведущими являются чувства тревоги, нервозности, переживанияопасности и страха. Содержательная характеристика любого состояния невозможнабез анализа изменений на поведенческом уровне. При этом имеется в виду оценкаколичественных показателей выполнения определенного вида деятельности: производительноститруда, интенсивности и темпа выполнения работы, числа сбоев и ошибок. Неменьшего внимания заслуживает анализ качественных особенностей процессареализации деятельности, прежде всего по показателям двигательного и речевогоповедения.
Состояние человека невозможно охарактеризовать как простоеизменение в протекании отдельных функций или процессов. Оно является сложнойсистемной реакцией индивида. Под «системой» при этом понимаетсясовокупность взаимодействующих между собой элементарных структур или процессов,объединенных в целое решением общей задачи, которое не может быть осуществленони одним из ее компонентов [229]. В связи с этим выделяются следующие этапыработы по выявлению содержания и качественной специфики различных формсостояний человека:
а) конкретизация цели формирования определенной системнойреакции (состояния) в терминах стоящих перед субъектом задач (выполнениедеятельности) и привлечения необходимых средств для ее реализации в заданныхусловиях;
б) выделение элементарных структур, достаточно полнопредставляющих целостную совокупность, на нейрофизиологическом, психологическоми поведенческом уровнях с учетом факторов внешней и внутренней среды,обусловливающих протекание выполняемой субъектом деятельности;
в) выявление совокупности отношений (или закона связи) междуэтими основными элементами, что позволяет подойти к представлению изучаемогосостояния в виде некоторого целостного образования, обладающего новыми свойствамипо сравнению с отдельными элементарными структурами.
Для того чтобы четче представить особенности пониманиясостояния как системной реакции, сделаем следующие замечания.
Как отмечалось выше, любое состояние человека возникает впроцессе деятельности. По своему содержанию оно является результатомвзаимодействия различных элементарных структур. Это проявляется прежде всего втом, что каждое состояние характеризуется не столько стабильными изменениямиопределенных количественных показателей, сколько типом соотношений между ними изакономерными тенденциями в их динамике. Так, например, для некоторых видовутомления характерны совершенно определенные сдвиги в деятельностисердечно-сосудистой системы. При воздействии интенсивной физической нагрузкиувеличиваются энергетические потребности организма, что с необходимостьюприводит к увеличению скорости и объема кровотока. По мере развития утомления впервую очередь наблюдается снижение силы сердечных сокращений и соответственноуменьшается систолический объем крови. Необходимые для выполнения работыпараметры скорости и объема кровотока в течение некоторого времени могутподдерживаться за счет возрастания частоты сердечных сокращений и изменениятонуса сосудов. Поэтому диагностически значимыми для оценки развития утомленияоказываются не сами по себе симптомы учащения пульса, повышения артериальногодавления и изменения систолического или минутного объема крови в ихнепосредственно количественном выражении, а направление и величина сдвигов этихпоказателей и соотношения между ними.
Все сказанное выше позволяет детализировать наиболееразработанное и часто употребляемое в инженерно-психологических и эргономическихисследованиях операциональное определение понятия функционального состояния,предложенного В.И. Медведевым. Функциональное состояние человека понимается какинтегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека,которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности [26, с.94]. Вкачестве основных моментов в этом определении выделяются интегральный характернаблюдаемых изменений и непосредственная связь с динамикой эффективноститрудовой деятельности.
Многочисленные в истории исследований утомления неудачныепопытки поиска «универсального» средства оценки этого состояния [235]являются непосредственным подтверждением важности положения о необходимостисоответствия подбираемых диагностических методик характеру трудовойдеятельности. На примере цикла исследований, выполненных под руководством Е.А. Деревянко[65], можно продемонстрировать процесс постепенного обеднения методическихприемов, включаемых в искомый универсальный комплекс методик. Своей задачейавторы ставили выявление среди множества частных приемов тестирования такихсредств, которые были бы чувствительны к развитию утомления независимо отпрофессиональной принадлежности обследуемых контингентов лиц. По мерепроведения исследований на различных профессиональных группах из первоначальноотобранного достаточно обширного круга информативных методик была исключенабольшая часть тестов. Дальнейшее расширение круга обследуемых профессий, повсей вероятности, привело бы к практически полному сокращению объема «универсального»комплекса.
Кроме того, существует целый ряд экспериментальныхдоказательств того, что тесты, выбранные на основании анализа трудовойдеятельности, обладают большей информативностью по сравнению с неспецифичными(«универсальными») методиками [68]. Это связано в первую очередь стем, что особенности конкретных видов труда накладывают неизгладимый отпечатокна характер формируемой ответной реакции — состояния человека. Следствием этогоявляется качественная неоднородность проявлений даже внутри одного класса функциональныхсостояний, характерных для разных форм профессиональной деятельности. Так,можно говорить о существовании целого множества состояний утомления, являющихсяконкретными формами воплощения определенного типа адаптивной реакции [128; 181].Общим для них является падение эффективности деятельности вследствие истощенияпсихофизиологических ресурсов под влиянием интенсивной и/или продолжительнойработы.
Говоря об эффективности деятельности как основном критерииоценки изменения состояния, необходимо точнее определить содержание понятия«эффективность». Последнее не ограничивается внешними проявлениями — результативностьюработы, выражающейся в показателях производительности труда, качества искорости работы, числа ошибок, сбоев и др. Более того, очень часто при внешнестабильном уровне результативности эффективность деятельности может существенноменяться. В широком смысле эффективность характеризует «приспособленностьсистемы к достижению поставленной перед ней задачи» [18, с.23]. Степень приспособленностиопределяется наличием и использованием оптимальных средств для реализациидеятельности. В отношении человека можно говорить об оптимальности используемыхвнутренних средств деятельности [81], обеспечивающих полноценное решение задачипри минимальных затратах. Важное значение при этом имеет «гибкость» функциональныхсистем, включенных в деятельность, позволяющая быстро адаптироваться идействовать в соответствии с меняющимися условиями окружения. Степеньадекватности ответа требованиям, определяемым содержанием деятельности иусловием ее осуществления, является одним из показателей эффективности. Онахарактеризуется на основании:
количественного и качественного соответствия реализуемого ответасодержанию решаемой задачи;
оптимальности способа функционирования каждой из включеннойв деятельность систем и их согласованности друг с другом;
минимального расхода психофизиологических ресурсов на основаниииспользования оптимальных способов регуляции.
О снижении эффективности деятельности свидетельствуютразличные отклонения от оптимального режима функционирования. Так, приповышении «цены деятельности» — возрастании психофизиологическихзатрат — результативная сторона работы в течение долгого времени может неухудшаться. Однако это происходит за счет истощения внутренних ресурсов,увеличения периодов восстановления работоспособности до нормального уровня,потенциальной опасности нанесения ущерба здоровью человека. Возможностьвозникновения таких неприемлемых последствий также определяет содержание критерияэффективности деятельности.
1. Виды функциональных состояний человека
Специфика состояния зависит от множества различных причин. Всилу этого актуальное состояние человека, возникающее в каждой конкретнойситуации, всегда уникально. Однако среди многообразия частных случаевдостаточно отчетливо выделяются некоторые общие классы состояний. Этопроявляется, например, в том, что каждый из нас на субъективном уровне легкоотличает состояние утомления от эмоционального возбуждения, «хорошее»рабочее состояние от апатии, вялости, сонливости. При решении прикладных задачпроблема классификации и содержательного описания различных видовфункциональных состояний имеет принципиальную важность.
Использование понятий надежности [26; 81; 120] и ценыдеятельности i [26; 91] служит основанием для созданиянаиболее общей прагматической классификации функциональных состояний. С помощьюкритериев надежности функциональное состояние характеризуется с точки зренияспособности человека выполнять деятельность на заданном уровне точности,своевременности, безотказности. По показателям цены деятельности дается оценкафункционального состояния со стороны степени истощения сил организма и вконечном итоге влияния его на здоровье человека. На основании указанныхкритериев все множество функциональных состояний делится на два основных класса- допустимых и недопустимых или, как их еще называют, разрешенных и запрещенных.Естественно, что вопрос об отнесении того или иного функционального состояния копределенному классу специально рассматривается в каждом отдельном случае. Так,ошибочно было бы заведомо считать состояние утомления недопустимым, хотя оноприводит к снижению эффективности деятельности и является очевидным следствиемистощения психофизиологических ресурсов. Недопустимыми являются такие степениутомления, при которых эффективность деятельности переходит нижние границызаданной нормы (оценка по критерию надежности) или появляются симптомынакопления утомления, приводящие к переутомлению (оценка по критерию ценыдеятельности).
Чрезмерное напряжение физиологических и психологическихресурсов человека является потенциальным источником возникновения разныхзаболеваний. На этом основании выделяются нормальные и патологические состояния.Очевидно, что последний класс является предметом медицинских исследований. Однакосуществует обширная группа пограничных состояний, возникновение которых можетпривести к болезни. Так, типичными следствиями длительного переживания стрессаявляются болезни сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, неврозы[331; 341]. Хроническое утомление является пограничным состоянием по отношениюк переутомлению — патологическому состоянию невротического типа [128; 149]. Сточки зрения приведенной выше классификации все пограничные состояния относятсяк категории недопустимых. Они требуют введения соответствующих профилактическихмер, в разработке которых непосредственное участие должны принимать и психологи.
Другая максимально общая классификация функциональныхсостояний строится на основании критерия адекватности ответной реакции человекатребованиям выполняемой деятельности. Согласно этой концепции, все состояниячеловека можно разделить на две группы — состояния адекватной мобилизации исостояния динамического рассогласования [128; 129]. Состояния адекватноймобилизации характеризуются полным соответствием степени напряженияфункциональных возможностей человека требованиям, предъявляемым конкретнымиусловиями. Оно может нарушаться под влиянием самых разных причин: продолжительностидеятельности, повышенной интенсивности нагрузки, накопления утомления и т.д. Тогдавозникают состояния динамического рассогласования — реакция в этом случаенеадекватна нагрузке или требуемые психофизиологические затраты превышаютактуальные возможности человека. Внутри этой классификации могут бытьохарактеризованы практически все состояния работающего человека. Онаоказывается весьма продуктивной, так как на основании критерия адекватностихарактеристика состояния, его оценка (например, по шкале «допустимое — недопустимое»)и прогноз даются с точки зрения общих закономерностей формирования системнойреакции.
Наполнение описанных общих классификационных схем конкретнымсодержанием предполагает обращение к анализу специфических видов функциональныхсостояний. Исходным представлением для большинства современных исследователейявляется идея о существовании некоторого упорядоченного множества, иликонтинуума, состояний [43; 179; 226]. С этих позиций изменение состояниячеловека может быть представлено в виде подвижной точки внутри гипотетическогоконтинуума. Однако возникает необходимость обозначить содержание последнего. Дляэтого используются различные понятия, отражающие специфичность воздействия техили иных групп факторов на эффективность деятельности.
Анализ состояний человека в процессе длительно выполняемойработы обычно ведется с помощью изучения фаз динамики работоспособности, внутрикоторых специально рассматриваются формирование и характерные особенностиутомления [64; 165]. Характеристика деятельности с точки зрения величинызатрачиваемых на работу усилий предполагает выделение различных уровнейнапряженности деятельности [26; 202]. Классификация состояний можетосуществляться с помощью характеристики условий протекания и содержаниятрудового процесса (например, исследуются различные виды и динамика состояниймонотонии [8; 164]). На этом же основании выделяется спектр состояний,вызываемых различной интенсивностью информационного потока: состояния «сенсорногоголода» в ситуациях сенсорной депривации [305] или состояния, связанные сразличными степенями информационной нагрузки [9]. Анализ влияниямотивационно-личностных факторов нередко ведется в русле исследованийпсихологического стресса [106; 242]. Однако крайняя неоднозначность этоготермина не удовлетворяет многих исследователей, предпочитающих работать спомощью понятий психической напряженности [136], эмоциональной напряженности [126],различных видов реакции тревоги [129]. Оценка эффективности поведения человекас точки зрения энергетических затрат организма основывается на использованиитрадиционных понятий активации и уровней бодрствования [21; 201].
Трудно дать четкие определения всем перечисленным понятиям,так как их содержание чаще всего раскрывается в контексте конкретных исследованийи далеко не всегда совпадает у различных авторов. Ниже мы попытаемся краткообозначить основное содержание некоторых из них, чаще всего используемых вприкладных исследованиях.2. Состояния активации и уровни бодрствования
Психофизиологические представления об упорядоченноммножестве состояний организма интенсивно разрабатываются в рамках теорииактивации. Гипотетическая шкала уровней бодрствования «сон — сверхвозбуждение»[119; 201] охватывает широкий диапазон поведенческих реакций, которым ставятсяв соответствие разные уровни активированности физиологических систем. В этомсмысле под активацией обычно понимается «уровень нервного и соматическогофункционирования» [21] или «степень энергетической мобилизации» [253],необходимой для реализации того или иного поведенческого акта. Степеньмобилизации определяется актуальными возможностями организма и стоящей передсубъектом задачей [280].
Предполагается, что зависимость между уровнями активации ибодрствования прямая: возрастание активации влечет за собой переход на болеевысокую ступень по шкале бодрствования. Однако последовательное увеличениеактивации не приводит к линейному возрастанию эффективности поведения. Этазависимость, известная в психологии под названием закона Иеркса — Додсона,имеет вид перевернутой U-образной кривой исвидетельствует о существовании оптимума активации для выполнения задачопределенной степени сложности [197]. Хотя существование этой зависимости впоследнее время нередко подвергается экспериментальной критике [308], основноеположение о необходимости соответствия уровня мобилизации внутренних ресурсовсложности решаемой задачи остается в силе.
Традиционно содержание шкалы уровней бодрствованияпредставлялось в виде одномерной зависимости с весьма грубым нанесением делений- весь диапазон поведенческих реакций разбивался на девять градаций (кома,глубокий сон, поверхностный сон, дремота, пробуждение, пассивное бодрствование,активное бодрствование, эмоциональное возбуждение, сверхвозбуждение [119]). Припопытке подойти к анализу состояний, возникающих в процессе человеческойдеятельности, этого явно недостаточно. Непосредственный интерес для психологовпредставляет установление более тонких градаций на таких значительных отрезкахшкалы, как активное бодрствование, пассивное бодрствование, эмоциональноевозбуждение. Как показывают многочисленные исследования [201; 280; 296],подобная детализация должна учитывать качественную неоднородность поведенческихзадач. Упорядочение этих состояний в рамках одномерной шкалы практическиневозможно. Оно предполагает построение развернутой иерархии функциональныхсостояний, которой соответствует многомерное пространство различных состоянийактивации [179; 266].
Своим успехом понятие активации обязано прежде всего активационнойтеории Д. Линдсли [119] и исследованиям неспецифических отделов нервной системы- ретикулярной формации мозга [21; 127; 200]. Однако говорить об исключительнонеспецифическом характере активации можно только условно. Как отмечал П.К. Анохин,«единого активирующего действия ретикулярной формации на кору головногомозга не существует. Скорее всего, каждая активация имеет специфическийхарактер, привносимый в нее основной биологической реакцией, развивающейся вданный момент (оборонительная, половая, пищевая и т.д.). Во всяком случае,активация не является диффузной, а каждый раз точно „пригнана“ кбиологическому качеству целостной реакции и к структурным взаимосвязям в кореголовного мозга, обеспечивающим развитие данной реакции» [5, с 8].
Возможность реализации такой «специфическойнеспецифичности» заложена в поуровневом строении неспецифичных нервныхобразований и увеличении селективности их работы от нижних отделов мозга кмедиобазальным участкам коры [201]. Различные звенья активирующей системы являютсяструктурными элементами формирующейся функциональной системы, обеспечивающейреализацию конкретного поведенческого акта. При этом они участвуют в выполнениисложного комплекса функций: приведения системы в готовность, установлениясубординационных связей, согласования работы всех элементов системы,мобилизации исполнительных механизмов. В общем виде, безотносительно кконкретным морфологическим образованиям и типам поведенческих задач, взаимосвязьпроцессов активации с внутренними ресурсами индивида и требованиями выполняемойдеятельности можно представить в виде модели, разработанной Д. Канеманом (рис.1).
Существует целый ряд «признанных» показателейактивации: изменения биоэлектрической активности мозга (частотно-амплитудныехарактеристики ЭЭГ, показатели пространственной синхронизации, периодичностиколебаний, асимметрии волн ЭЭГ и др.), вегетативные сдвиги (изменения величины кожногосопротивления, частота пульса, дыхания, величина диаметра зрачка, гормональныесдвиги), позотонические реакции и изменения электрической активности мышц [21; 132;200]. Однако установить прямую связь между динамикой частного показателя иизменением уровня бодрствования удается далеко не всегда, а если и удается, тотолько в самом общем виде. Так, переходу от одного состояния к другому впределах максимально крупных градаций шкалы уровней бодрствования «сон — пассивноебодрствование — активное бодрствование» ставится в соответствии известноевсем изменение спектра частотных составляющих электроэнцефалограммы. Придетализации этой картины на более ограниченных участках континуума подобнаяидеализированная схема теряет свою четкость [21].
Выход из создавшегося положения исследователи видят впоисках устойчивых конфигураций различных физиологических ответов для разныхповеденческих ситуаций — нахождения специфических «паттернов активации»[192; 288; 296]. Первоначально в несколько наивной форме делались попыткиоднозначно идентифицировать сдвиги по нескольким регистрируемым параметрам сособенностями воздействующей стимуляции [148]. Дальнейшие исследования былинаправлены на выявление закономерных отношений между отдельными составляющимифизиологического ответа в зависимости от биологической направленности ситуации[288] и психологического содержания решаемых задач [200]. На этой базеосновывается выделение интегральных психофизиологических показателей для оценкифункционального состояния [132]. Однако, как заметил Грей Уолтер: «Было быгрубой ошибкой полагать a priori, что регистрируемые нами кривые электрическойактивности мозга (паттерны этой активности) непосредственно отражают состояниепсихики… Паттерны есть сырой материал порядка» [192, с.75]. Чтобы пойтидальше простой констатации наличия корреляционных связей, необходимаинтерпретация физиологических данных в контексте содержательногопсихологического анализа состояния, позволяющего осмыслить его функциональноезначение и характерные особенности проявлений.3. Стресс
Обсуждение вопроса о классификации и содержательнойхарактеристике разных видов функциональных состояний невозможно без обращения кпроблематике изучения стресса [144; 207; 331]. Однако чрезвычайнаярасплывчатость этого термина [136; 242], взятого из контекста физиологическихисследований и распространенного на объяснение поведения человека в самыхразнообразных жизненных ситуациях [264; 341], не позволяет сколь-нибудьпоследовательно соотнести содержания понятий «стресс» и «функциональноесостояние». В то же время в экспериментальных и прикладных исследованияхнакоплен огромный и интереснейший материал относительно специфики состоянийчеловека, возникающих в условиях воздействия экстремальных факторов. Основаниемдля объединения этих состояний в единую группу служит существование некоторыхобщих закономерностей формирования и проявлений ответных реакций подобного типа.
Понятие стресса первоначально возникло в физиологии дляобозначения неспецифической генерализованной реакции организма — «общегоадаптационного синдрома» (Г. Селье, 1936 г) — в ответ на любоенеблагоприятное воздействие. Содержание этой реакции описывалось прежде всегосо стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защитнуюэнергетическую мобилизацию организма [174; 331]. Позднее понятие стресса былорасширено и стало использоваться для характеристики особенностей состоянийиндивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом иповеденческом уровнях [106; 321].
Для понимания природы этих состояний особое значение имеетхарактеристика стресса со стороны вызывающих его экстремальных факторов, илистрессоров. При этом экстремальными считаются не только явно вредныевоздействия, но и «предельные, крайние значения тех элементов ситуации,которые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, покрайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта» [138, с.349]. Переченьстрессоров весьма разнообразен: от простых физико-химических стимулов (температура,шум, газовый состав атмосферы, токсические вещества и др.) [318] до сложныхпсихологических и социально-психологических факторов (риск, опасность, дефицитвремени, новизна и неожиданность ситуации, повышенная значимость деятельности идр.) [136; 331]. В настоящее время существуют развернутые классификациипроизводственных факторов, обусловливающих развитие профессионального стресса [240;281]. В зависимости от вида стрессора и механизма его воздействия выделяютсяразличные типы стресса. Наиболее общая классификация предложена Р. Лазарусом [106],выделившим физиологический и психологический стрессы.
Физиологический стресс представляет собой непосредственнуюреакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило,физико-химической природы. Соответствующие этому типу состояния характеризуютсяглавным образом выраженными физиологическими сдвигами (признаками Еегетативнойи нейрогуморальной активации) и сопутствующими им субъективными ощущениямифизического дискомфорта. Для практических исследований трудовой деятельности,особенно осуществляемой в затрудненных или необычных условиях среды обитания,большое значение имеют знания о конкретных формах проявления частных видовфизиологического стресса — шумового [260], температурного [289], вибрационного[228] и др.
Психологический стресс характеризуется включением сложнойиерархии психических процессов, опосредующих влияния стрессора илистрессогенной ситуации на организм человека 4. Физиологические проявления приэтом сходны с описанными выше, тогда как спектр психологических И поведенческихпроявлений значительно разнообразнее. Наиболее типичными из них являютсяизменения в протекании различных психических процессов (восприятия, внимания,памяти, мышления), в эмоциональных реакциях, изменении мотивационной структурыдеятельности, нарушениях двигательного и речевого поведения вплоть до егополной дезорганизации [107; 126; 143; 274]. Исследователи чаще обращаютвнимание на случаи отрицательного влияния психологического стресса на деятельность.При этом выделяются разные по качеству (например, импульсивная, тормозная,генерализованная [126]) и/или степени выраженности (например, реакции тревогиразной степени [111; 129]) виды ответной реакции.
Одним из наиболее интересных аспектов изучения стрессаявляется анализ процесса реагирования на экстремальное воздействие. Егопринципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательностиосновных этапов развития общего адаптационного синдрома [31]. Им выделеныначальная стадия «тревоги», следующая непосредственно заэкстремальным воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляемостиорганизма; стадия «сопротивления», характеризующаяся актуализациейадаптационных возможностей; стадия «истощения», которой соответствуетстойкое снижение резервов организма. При анализе достаточно сложных жизненныхситуаций физиологическая интерпретация этих стадий с необходимостью обогащаетсяпсихологическим содержанием [242; 274]. Развернутый процесс преодолениявозникших трудностей может быть представлен спектром качественно неоднородныхпо когнитивным и эмоциональным проявлениям состояний «ответа на стресс»[274], в случае неадекватности каждого из которых возникают специфическиеотрицательные последствия (рис.3).
Устойчивость человека к возникновению различных формстрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическимиособенностями и мотивационной ориентацией личности [59; 76; 144]. Следуетотметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказываетотрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности [100; 111; 174].В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей,возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуацииобязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, чтоможет иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни «стрессовойэтиологии» — сердечно-сосудистые патологии, язва желудка,психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния [301; 320] — весьмахарактерны для различных современных видов производства и управленческойдеятельности. В этой связи важны прикладные исследования индивидуальнойустойчивости человека к стрессу и, как следствие этого, развития патологическихсостояний. В серии исследований М. Фридмана и Р. Розенмана [258] проведенанализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научныеработники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. Имивыделены два основных типа: А — подверженных стрессу, В — устойчивых к стрессулиц.
Представители типа А характеризуются ярко очерченнымповеденческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается«выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели,агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивнаяречь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехваткивремени и повышенной активности» [279, с.307]. Платой за это являетсяпотеря здоровья, часто уже в молодом возрасте.
Не только обозначенные медицинские, но и различныеотрицательные социально-экономические последствия стресса — неудовлетворенностьработой, снижение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров — акцентируют внимание на необходимости изучения состояний психологическогостресса, ставших одной из характерных особенностей современной жизни. Оптимизациялюбого вида труда предполагает использование комплекса профилактических мер,направленных на исключение или максимальное ограничение причин возникновениястресса.
4. Специфика психологической диагностики висследованиях функциональных состояний
Акцент на задачах оценки и прогнозирования функциональныхсостояний непосредственно смыкает эту область исследований с проблемамипсихологической диагностики. Не затрагивая в полном объеме интенсивнопроводящуюся в течение последних десятилетий и плодотворную дискуссию отеоретических основах, содержании и методах психодиагностической работы [18; 46;62; 157], мы остановимся только на некоторых вопросах, связанных с ееособенностями применительно к интересующей нас сфере исследований.
Самый общий перечень психодиагностических задач отражает ихнаправленность «на определение уровней развития психофизиологическихфункций, процессов, состояний и свойств личности, на установление структурныхособенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромыповедения, на распознавание состояний человека при действии различныхстимуляторов, стрессоров, фрустраторов и сложных ситуаций, наконец, наопределение потенциалов человеческого развития (работоспособности,трудоспособности, одаренности, специальных способностей и т.д.)» i [3, с.27]. Однако в традиционном понимании предметпсихологической диагностики по большей части ограничендифференциально-психологической проблематикой. Типичные области применениятестирования — определение профпригодности, профотбор, оценка эффективностиобучения, клиническая практика [4] — основываются на анализе индивидуальныхразличий между людьми или возрастных изменений одного и того же человека назначительных отрезках временной шкалы. В связи с этим предлагаются такиеопределения психологической диагностики, как «учение о методахклассификации и ранжировании людей по психологическим и психофизиологическим признакам»[60, с.15], «попытки оценить личностные характеристики путем наблюдения завнешними особенностями...» [252, с.230] и др. В немногочисленных диагностическихисследованиях, рассматривающих в качестве основной переменной изменениефункционального состояния, последнее выступает как фактор, маскирующий или,напротив, способствующий проявлению комплекса индивидуальных черт [164; 171] 5.
Дифференциально-психологическая направленность ставит задачунахождения стабильных свойств, позволяющих четко дифференцироватьдиагностируемый синдром. Как отмечает К.М. Гуревич, «в некоторых видахдиагностических исследований вопрос о стабильности измеряемых признаков имеет решающеезначение — это исследования, на основании которых строится длительный прогноз. Естественно,что психолог, высказывающий суждения о каком-то признаке, который может надолгие годы предопределить судьбу испытуемых, должен быть вполне уверен в том,что признак этот характеризуется высокой стабильностью» [61, с.210]. Всоответствии с этим требованием строится подбор и конструирование методическихпроцедур. С их помощью стремятся четко фиксировать уровень проявленийанализируемого свойства, получаемых при сравнении данных разных испытуемыхи/или ряда последовательных испытаний, проведенных на одном человеке.
Несколько иначе обстоит дело при распространениидиагностического подхода на класс ситуаций, основной особенностью которыхявляется динамичность 6. Термин «диагностика» в этом случае долженпониматься в своем первоначальном смысле — как «способный распознавать»(от греч. diagnostikos). Именно так обычно иформулируются задачи оценки и прогнозирования состояний человека. Подчеркнем,что процесс распознавания включает не только идентификацию одного илинескольких объектов на основе сравнения с системой прототипов, но и развернутуюквалификацию различий между ними. В этой связи важны два обстоятельства. Во-первых,само состояние человека является динамичным образованием, не поддающимсяописанию с помощью набора фиксированных параметров. «Очевидно, нельзяпредставить дело таким образом, будто та или иная причина непосредственнопорождает из себя решительно все проявления, с которыми мы сталкиваемся икоторые мы констатируем в качестве симптомов. Отношение симптома к производящейпричине неизмеримо сложнее… Симптомы не могут быть выведены непосредственноиз дефекта, подобно монетам, вынутым из содержащего их кошелька. Все симптомыне выстраиваются в один ряд, каждый член которого находится в совершеннотождественном отношении к причине, породившей весь ряд. Утверждать это — значилобы игнорировать процесс развития...» [36, с.275]. Принадлежность состоянияк определенному классу определяется типом адаптивной реакции в широком смыслеэтого слова Во-вторых, диагностические задачи обычно не ограничиваютсятребованием простой констатации наличия того или иного состояния. Чаще бываетнеобходимо установить переход от одного состояния к другому, т.е. оценить ужеосуществившуюся, актуальную или отнесенную в будущее динамику. Если продолжитьлогику предшествующих рассуждений, это предполагает описание смены типовадаптивных реакций или, другими словами, трансформацию принципиальногомеханизма реагирования.
В соответствии с этим строятся требования к методическимсредствам диагностики состояний. С их помощью нужно за постулируемой внешнейнестабильностью увидеть закономерный характер работы обеспечивающихдеятельность систем, уловить момент перестройки (ломки) сложившегосявзаимодействия или перехода к другому способу функционирования, т.е. служитьадекватным средством для работы внутри «динамической типологии» [36].Для таких целей малопригодны традиционные методики психологической диагностики:тесты общих и специальных способностей, личностные опросники,психофизиологические методики оценки индивидуальных различий и др. Этообъясняется не столько содержательным и методическим несовершенством некоторыхиз них [157], что в принципе устранимо в плане разработки оптимальных стратегийконструирования тестов и модификации уже существующих методик, сколькоотсутствием изначальной ориентации на анализ постоянных изменений предметаиспытаний, возникающих в течение определенного периода времени. Сказанное,однако, не отвергает безусловную полезность применения традиционныхпсиходиагностических методик для получения информации об опосредующих факторах,влияющих на формирование состояния [111], или об отсроченных проявлениях ихдлительного переживания [3Q1].
Постановка и решение диагностических задач конкретизируютсяв практике тестирования. Считается, что «эксперимент в этих случаях носитиспытательный… и измерительный характер, т.е. направлен на выяснение нетолько наличия, но и уровня той или другой психологической способности» [18,с.53]. При разработке тестов, выступающих в роли «измерительных инструментов»[4; 62; 157], должны учитываться указанные особенности. Они находят отражениена всех этапах подготовки диагностического приема — приконцептуально-теоретическом обосновании содержания методики и выборе оценочныхпоказателей, стандартизации теста и организации процедуры испытаний. Ксожалению, разработка тестологических проблем применительно к процессу созданияметодик оценки функциональных состояний практически еще не начата. Обычноразработчики диагностических приемов догадываются об их существовании наинтуитивном уровне. Простое заимствование некоторых положений традиционнойтестологии не восполняет отсутствия единой системы научно обоснованныхпринципов конструирования тестов для анализируемой области диагностичнойпрактики.
С содержательной стороны основой для разработки тестов дляоценки функциональных состояний являются положения системно-структурногоподхода. Как уже было показано, центральное место в психологической диагностике,строящейся на таком фундаменте, занимает не оценка отдельных симптомов илиукрупненных симптомокомплексов, соответствующих внешним проявлениям состояния,а характеристика источников, особенностей формирования и способов осуществленияопределенной системной реакции. Диагностические методики должны позволять спомощью непосредственно регистрируемых и производных показателей понятьмеханизм ее возникновения и реализации. Об этом много говорится впсиходиагностической литературе и по отношению к оценке индивидуальных ивозрастных различий [31; 46; 157]. Нет оснований считать развитие такогоподхода делом отдаленного будущего. В современной общей и экспериментальнойпсихологии существуют реальные возможности для аргументированного построениятеоретической платформы исследований и постановки рабочих гипотез. Нам кажется,что вполне уместно говорить об ассимиляции накопленного материала, что совсемне тождественно некритическому «утилитарному заимствованию методическихсредств и фактических данных» [176, с. 19]. Следует согласиться с мнениемряда авторов, что наиболее плодотворным путем достижения этой цели является«парадигма взаимодействия» [46], постулирующая необходимость «содержательно-нерасторжимой,двусторонней связи исследования и диагностики» [175, с.169].
Многоуровневость функционального состояния как системнойреакции задает разные направления для разработки диагностических средств. Традиционнаяпсихометрика ориентирована прежде всего на объективизацию психических процессови психологических свойств с помощью определенной системы тестовых испытаний [18;208]. Такие приемы легче стандартизуются и поддаются более четкой интерпретации.Немаловажный для полноценной квалификации состояния субъективный аспект (субъективнаяпредставленность переживаемого состояния измеряется с большим трудом. Однаковряд ли это достаточный аргумент для отказа от попыток разработкисоответствующих диагностических тестов. В этом плане представляется весьмаперспективным обращение к моделям и методам только начинающего развиватьсянаучного направления — экспериментальной психосемантики [7; 205]. По мнениюодного из его авторов, «психосемантические методы дают в рукипсихолога-диагноста алгоритмизированные процедуры, позволяющие проникнуть виндивидуальный внутренний мир испытуемого и получить в высокой степенииндивидуализированную информацию о нем, которая, однако, соотносима с заданнымиколичественными критериями надежности и может быть во многих случаях подверженанезависимой перепроверке» [205, с.115]. Это «помогает в определенноймере преодолеть главную альтернативу традиционной диагностики: индивидуализация+неповторимостьили стандартизация +повторяемость» [там же]. Оба типа психодиагностическойработы — объективная и субъективная диагностика — необходимы для правильнойоценки состояния. Каждый из них обладает определенными преимуществами инедостатками, которые отчасти преодолимы при их комплексном использовании.
Типы прикладных задач, требующих специальной работы пооценке состояний [43], по уровню обобщения данных можно разделить на два класса- групповую и индивидуальную диагностику. В первом случае существуетнеобходимость выявить типичные для определенных ситуаций данные о динамикесостояний. Они собираются на основании обследования репрезентативной группы испытуемых.Так может быть получен удовлетворяющий «в массе» прогноз и/илиразработаны обобщенные рекомендации, например, по нормированию рабочихнагрузок, организации режима труда и отдыха для целого коллектива, оптимизации рабочегопроцесса, нормализации условий производственной среды и др. Пристальноевнимание к состоянию отдельного человека, диктуемое не менее важнымипрактическими задачами — предотвращение «запрещенных» состояний,определение пригодности конкретного специалиста для деятельности вэкстремальных условиях, устранение аварийных ситуаций и пр., — требуетполучения индивидуализированной, но надежной информации. Нет основанийполагать, что для групповой диагностики в большей степени подходятобъективирующие психометрические методики, а для индивидуальной — субъективные.И те и другие необходимы для адекватной оценки состояния. Критериями выбора методических•средств скорее служат содержание решаемой диагностической задачи, особенности анализируемойтрудовой ситуации и требуемая полнота собираемой информации. Аналогичным образомэффективность и групповой и индивидуальной диагностики в равной степени определяетсядостоверностью получаемых данных, предполагающей использование стандартизованныхдиагностических методик. Редкая из существующих методик оценки функциональногосостояния может похвастаться корректным выполнением последнего требования.
Важнейшие понятия теории психологического тестирования — надежностьи валидность — сохраняют свое первостепенное значение и в области диагностикифункциональных состояний. В своем наиболее общем смысле — как устойчивость ивнутренняя согласованность измерений (надежность) и соответствие получаемыхоценок квалифицируемому явлению (валидность) — они служат четкими ориентирамидля создания прогностически ценных диагностических приемов. Психологов разныхпрофилей весьма привлекает существование достаточно разветвленнойоперациональной дифференциации этих понятий, а также скрупулезно отработанногостатистического аппарата для количественной оценки соответствующих показателей[4; 45]. Однако вряд ли целесообразно ограничиться простым перенесениемкомплекса этих процедур (кстати, имеющих «обслуживающее» значение [61])на область исследований функциональных состояний, предварительно не приняв вовнимание принципиального отличия последней от той сферы, в рамках которой онивозникли и разрабатывались — диагностики индивидуальных различий.
На начальном этапе перехода от методик исследования к тестамв собственном смысле этого слова, которому соответствует современное положениедел в практике диагностики функциональных состояний, внимание должно уделятьсясодержательному анализу применяемых видов надежности и валидности и, принеобходимости, реконструкции смысла соответствующих понятий. Среди критериевнадежности непосредственно могут использоваться показатели внутреннейконсистентное™ теста [4; 61]. Проблема же воспроизводимости результатовтестирования должна быть коренным образом пересмотрена, поскольку ее невозможнорешить в плане традиционной направленности на получение стабильных результатовпри повторных измерениях. При определении соответствия теста оцениваемомусостоянию на первый план выдвигаются различные характеристики содержательнойвалидности [45]. При этом недостаточно ограничиться обычно устанавливаемым порезультатам корреляционных исследований показателям оценочной валидности. Проверкаадекватности разрабатываемого теста используемой теоретической модели и формамее реального воплощения предполагает работу с понятиями конструктной,имманентной [45] и экологической [137] валидности, не описываемыми с помощьюфиксированных статистических алгоритмов.
По другому должна ставиться и проблема «нормы» [46;61], служащей основой для вынесения оценочных суждений и составления прогнозаразвития. При анализе динамики состояний человека она трансформируется впроблему «фона» или «фонового уровня состояния». Осуществленныедо сих пор попытки описания некоторого универсального «стандартногочеловека» в «нормальном» состоянии с указанием количественныххарактеристик различных психофизиологических функций оказались бесплодными. Мыне уверены и в теоретической продуктивности такого подхода. Ориентация навыделение определенных количественных норм и стандартов для отдельныхпсихофизиологических функций является воплощением не удовлетворяющего насдиагностического подхода, направленного на описание отдельных симптомов илисимптомокомплексов. Скорее следует искать типичные для разных состоянийвнутренние способы работы разных функциональных систем. В определенном смыслеони могут выполнять функцию нормативов.
Обычно в исследованиях для фоновых замеров выбираютсяпериоды времени, непосредственно предшествующие началу воздействия изменяющегосостояния фактора или комплекса >факторов. Некоторыми авторами в качествеболее точной характеристики фона предлагается обращаться к описанному А.А. Ухтомскимсостоянию «оперативного покоя» [128; 168]. При анализе динамикиработоспособности в течение продолжительных периодов деятельности за точкуотсчета может приниматься относительно благоприятный период работы. Припроведении диагностических замеров факт изменения состояния устанавливается поиндивидуальным данным — и оценка фонового уровня, и определение направления ивеличины сдвигов предполагают сопоставление результатов, полученных на одномчеловеке. Обобщение результатов, необходимое, например, при решении задачгрупповой диагностики, может быть получено на основании выявления типичных илипревалирующих тенденций, характеризующих особенности изменения состояния упредставителей репрезентативной выборки испытуемых.
Множество факторов, от которых зависит функциональноесостояние, и разнообразие функций, в котором проявляется — его специфичность,следует считать основной трудностью решения диагностических задач. Припостроении конкретного диагностического исследования прежде всего надо ответитьна вопрос, «что» и «зачем» мы хотим оценивать. Этосамостоятельный и чрезвычайно ответственный этап работы, задающий тон всемуисследованию. Полезным концептуальным аппаратом, помогающим дать развернутоеописание цели диагностики при анализе состояний человека, являются предложенныеА.А. Генкиным и В.И. Медведевым понятия референтного события, системы целевых иинформативных признаков [43]. Применительно к задачам оценки функциональныхсостояний они наполняются реальным содержанием в контексте детализированногопсихофизиологического анализа трудовой деятельности. Подбор адекватногометодического инструментария, о специфических требованиях к которому говорилосьв настоящем разделе, является реализацией выработанного исследователемпонимания стоящих перед ним диагностических задач.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.