Реферат по предмету "Государство и право"


Зарубежный опыт организации государственной службы (проведение административных реформ)

Содержание
Введение
1. Зарубежный опыт проведения административной реформы
2. Возможность использования зарубежного опыта реформгосударственной службы в условиях административной реформы в России
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность рассмотрения темы «Зарубежный опыт организации государственнойслужбы (проведение административных реформ)» состоит в том, что в последниегоды в нашей стране ведутся реформы во многих сферах государственной и общественнойжизни. Не обошли они стороной и сферу управления. Проводимая административная реформанаправлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления.Эффективная государственная власть необходима для решения неотложных социально-экономическихпроблем, для повышения уровня и качества жизни населения.
Использование зарубежного опыта проведения административных реформ в организациигосударственной службы во многом может способствовать улучшению проведения административнойреформы в России, повысить ее эффективность. Целью данной работы является рассмотрениезарубежного опыта организации государственной службы в области проведения административныхреформ. При написании данной работы ставились задачи:
исследовать литературные источники и действующее законодательство по рассматриваемойтеме;
проанализировать зарубежный опыт в области проведения административной реформы;
рассмотреть возможность использования зарубежногоопыта реформ государственной службы в условиях административной реформы в России.
Объектом исследования работы являются общественныеотношения, связанные с зарубежным опытом организации государственной службыв области проведения административных реформ.
Предметом исследования служит организация государственной службы за рубежом.
1. Зарубежный опыт проведения административной реформы
Административная реформа в России еще не завершена, о результатах,позитивах и негативах, судить рано. И в этой связи представляется интересным рассмотретьопыт зарубежных стран в проведении подобных административных реформ, получить возможностьнекоторого анализа сопоставимости административных реформ, проведенных в бывшихсоциалистических странах Европы.
Государствам Восточной Европы, как и государствам постсоветскогопространства, была присуща однотипная советская модель политического и государственногоуправления, которая базировалась на принципах: единства всей системы государственнойвласти и управления, руководящей и направляющей роли правящей коммунистической партии,конституционного признания только социалистических форм собственности. Поэтому вцелом реформы политического и административного управления имели схожие стартовыеусловия и общий исторический опыт.
Первые шаги по реформированию административной системы в постсоциалистическихгосударствах были осуществлены еще в начале 90-х годов. Именно в период 1990-1992гг. принимаются законы, которые отразили новую демократическую концепцию государственнойвласти и управления, закрепили постсоветские изменения в политической системе исоздали правовую базу осуществления административных реформ. Реформы разрушили триглавные монополии коммунистического государства: политическую монополию одной партии;принцип унитарности государственной власти и принцип единства государственной собственности.[1]
Основные принципы и направления реформы административного управлениябыли сформулированы исходя из общей стратегической задачи стран Восточной Европыпо построению демократического правового государства. Главные цели, принципы и направленияадминистративных реформ в странах Восточной Европы определяются следующими параметрами:создание эффективной системы административно-государственного управления; приватизациязначительной части государственной собственности как средство повышения эффективностиуправления экономикой, правовое закрепление в действующих Конституциях принципаразделения властей. Кроме того, важными составляющими административной реформы былидемократизация и децентрализация системы государственного административного управления,создание правовых гарантий развитию института местного самоуправления; реформированиегосударственной службы, включающее в себя изменение системы оплаты труда и стимулированиягосслужащих; создание новой системы обучения, повышения квалификации и развитияперсонала, методов отбора и найма работников, форм аттестации и оценки выполненияобязанностей; проведение на практике политики равных возможностей для женщин и национальныхменьшинств; формирование службы высших чиновников.
Одним из основополагающих принципов современных демократическихгосударств Восточной Европы является принцип разделения властей. По своему содержаниюон имеет функциональный и организационный аспекты. Функциональный аспект означаетразделение властей «по горизонтали», организационный аспект означает разграничение«по вертикали» сфер деятельности между аналогичными органами одного вида,действующими на различных уровнях территориальной организации государства. Он устанавливаетопределенные правила и нормы взаимоотношений между ними. Организационный аспектпроявляется в дифференциации функций управления на национальный, локальный и местныйуровни, и, во-вторых, в определении субъекта политической ответственности правительствакак высшего государственного органа исполнительной власти. В этом качестве могутвыступать либо парламент, либо президент. В первом случае образуется парламентскаяреспублика, во втором — президентская. [2]
В государствах Восточной Европы ведущую роль в процессе формированияправительства играет парламент, хотя инициатива в этом вопросе принадлежит президенту.Фактически президент либо поручает формирование правительства лидеру победившейпартии (Болгария), либо назначает главу правительства и министров (Чехия, Словакия,Польша), либо представляет парламенту кандидатуру, выдвинутую партией парламентскогобольшинства (Румыния). Но в любом варианте он, как правило, является одновременнодепутатом парламента. Именно парламент избирает (Болгария, Венгрия) членов правительства,либо выражает доверие сформированному президентом правительству (Польша).
В некоторых государствах парламент не только утверждает персональныйсостав правительства, но и обязан сформулировать свое отношение к программе егодеятельности (Польша). Фактически это означает, что он должен либо ее одобрить,выразив доверие, либо отклонить, выразив недоверие. Кроме этого, в ряде стран, какПольша, Венгрия, парламент наделен правом делегирования правительству отдельныхзаконодательных полномочий. Президент является, прежде всего, конституционным главойгосударства, которого выбирают либо на всеобщих выборах, либо парламентом. Он являетсягарантом государства, конституции, своеобразным арбитром в системе органов государственнойвласти, резервным элементом системы управления государством.
Руководство внутренней и внешней политикой в странах ВосточнойЕвропы, как правило, возлагается на Правительство. Структура и численный составправительства государств Восточной Европы на протяжении всего периода реформ постоянноизменяются. Как правило, в правительство входят Председатель правительства, егозаместители и министры. В Польше Совет Министров состоит из Председателя СоветаМинистров и министров. Сферу деятельности министра, руководящего отраслью правительственнойадминистрации, определяют законы. В целях обеспечения профессионального, добросовестного,беспристрастного и политически нейтрального выполнения задач государства в учрежденияхправительственной администрации действует корпус гражданской службы. ПредседательСовета Министров является начальником корпуса гражданской службы.
В странах Восточной Европы министерства являются специализированнымиорганами государственного управления в соответствующей сфере. Их правовой статусрегулируется правилами организации и деятельности каждого конкретного министерства.Структурно министерства обычно состоят из управлений, отделов и секретариата. Управленияи отделы создаются в соответствии с функциями и задачами министерства. Кроме министерствв систему центральных исполнительных органов государственной власти стран ВосточнойЕвропы входят национальные комитеты, национальные управления, национальные агентства,национальные надзоры, национальные комиссии, национальные службы.
В настоящее время организация территориального и местного управленияи самоуправления в странах Восточной Европы строится в соответствии с системой административно-территориальногоделения. [3]В большинстве постсоциалистических стран система административно-территориальногоделения сегодня является двухуровневой и включает в себя следующие уровни: высший- области в Болгарии и Венгрии, уезды в Румынии, воеводства в Польше, районы в Чехиии Словакии и низший — общины в Болгарии и Чехии, коммуны в Румынии, гмины в Польше,села в Венгрии. Города в зависимости от численности проживающего населения и ихзначения приравниваются к одной из ступеней. Столицы стран Восточной Европы, какправило, имеют особый статус. Так, в Румынии столица Бухарест приравнивается к уезду.Административная деятельность местных органов власти, к примеру, в Венгрии осуществляетсяпод наблюдением районного нотариуса. В Чехии в результате административной реформыбыло упразднено деление территории государства на области и большая часть функцийобластной администрации была передана на районный уровень. Районы, унаследованныеот прежней государственной системы, представляют собой промежуточный уровень междуместными органами власти и правительством республики. Республика состоит из 75 районов.Они играют важную роль в процессах распределения государственных дотаций между местнымиорганами власти. Уменьшение общего числа местных органов власти свидетельствуето стремлении чешского правительства к повышению эффективности деятельности территориальногои местного управления, что вписывается и в современные мировые тенденции развитияместных органов власти.
В Словацкой республике после образования суверенного государствабыли упразднены промежуточные уровни власти между центральным правительством и местнымивластями. Функции местных органов в Словацкой Республике, по оценке европейскихэкспертов, довольно ограниченны. Они относятся главным образом к сферам жилищногостроительства, городского развития, городского транспорта, туризма и развития малыхпредприятий. Большинство функций в сфере образования, здравоохранения, социальногообеспечения берет на себя центральное правительство, которое их финансирует из республиканскогобюджета.
Таким образом, административно-территориальные единицы странВосточной Европы можно подразделить на самоуправляющиеся и управляемые центральнойвластью. [4]В Венгрии и Румынии самоуправляющимися являются все местные территориальные коллективы- от высших до низших звеньев административно-территориального деления. В Болгариии Польше самоуправление осуществляется лишь на общинном уровне.
Административные реформы также проводились в США. Белый дом с1993 года проводит уже тринадцатую по счету реформу. В ней определены политическиецели и практические задачи реорганизации государственного менеджмента. На существовавшееоснование накладывалось новое содержание. И наиболее важным стало введение элементовкоммерческого менеджмента в достаточно жесткую систему государственного управления,осуществлялась революция внутри федерального правительства. Другими словами, наЗападе перенимался лучший опыт в обслуживании клиентов от бизнес-менеджеров.
Активность конституционного процесса в странах мира связана сбурными демократическими процессами, расширением демократического содержания прави свобод личности, изменением взаимоотношений между законодательной, исполнительнойи судебной властью. Реформы коснулись и международных региональных структур и организаций.Так, определенные реформы планирует провести Европарламент. После выборов 2009 годаколичество депутатов Европарламента будет сокращено. В результате этой акции 17из 27-ми стран Евросоюза потеряют часть зарезервированных за ними депутатских мандатов.В первую очередь сокращения коснутся государств «старой» Европы. Общеечисло европарламентариев сократится с нынешних 785-ти до 750-ти. Реформа продиктованагрядущим принятием «облегченного договора» ЕС, который пришел на сменуидее о единой европейской конституции, похороненной на референдумах. Европарламентв настоящее время рассматривает предложение о перераспределении депутатских мандатовмежду государствами ЕС, согласно которому каждая страна, в зависимости от ее населенности,получит в законодательном органе ЕС от 6-ти до 96-ти мест. [5]2. Возможность использования зарубежного опыта реформгосударственной службы в условиях административной реформы в России
Приоритетной тенденцией развитиясовременной цивилизации, затрагивающей все государства, является глобализация, котораяпредставляет собой «сложный и многомерный комплекс различных процессов, включающийинтенсификацию межгосударственных экономических, политических, социальных, культурныхсвязей, трансформацию мировой экономики и формирование глобальных рынков, широкоераспространение западной системы либерально-демократических ценностей и одновременноих усиливающееся неприятие»[6].
Российская Федерация, активноинтегрируясь в мировую экономику и имея общие интересы с другими странами по многимпроблемам государственного управления, нуждается в механизмах сотрудничества,«которые были бы достаточно прочными для утверждения всеобщих ценностей и втоже время достаточно гибкими для содействия реализации людьми этих ценностей так,как они могут их применять на практике с учетом конкретных обстоятельств»[7].
Однако глобализация не должнаснижать роль национального государства, поэтому зарубежный опыт в нашей стране должениспользоваться взвешено и осторожно, учитывая с одной стороны, объективно развивающиесяпроцессы глобализации и международной интеграции, а с другой — необходимость реализациинациональных интересов Российской Федерации. По мнению академика Моисеева Н.Н.,который предостерегал переоценку значения реализации идеи достижения универсальностицивилизации и обращал внимание на отсутствие единых подходов к решению этой проблемы,«в разных условиях в разные времена разные общества находили и будут находитьсвою меру компромисса между свободой и равенством, соответствующую конкретным жизненнымреалиям. Какие-либо общие универсальные рецепты, годные для всех времен и народов,отсутствуют»[8].
Соответственно, в этом случаеречь может идти не о механическом копировании международного опыта, а о выработке«политической и правовой толерантности в международных отношениях» приучете традиционно сложившихся национальных особенностей[9].
В распоряжении Президента РоссийскойФедерации от 20 февраля 2006 г. №83-рп был утвержден девиз председательства РоссийскойФедерации в Комитете министров Совета Европы в мае — ноябре 2006 г. «К единой Европе — без разделительных линий» и соответствующие приоритеты, среди которыходним из основных — «внедрение эффективных методов управления».
Одним из эффективных инструментовразвития современных демократических государств, начиная с 80-х гг. XX века, сталаадминистративная реформа, методологической основой которой явилась концепция государства,ориентированная на потребителей, государства как некоего «сервисного центра»,предоставляющего соответствующие услуги, определяющего исчерпывающие обязательства,дифференцированные по сферам и уровням государственного управления, обеспечивающегоподготовку граждан с соответствующей квалификацией к разработке механизмов внутригосударственногои гражданского контроля и оценку качества выполнения государственных обязательств.
Среди задач административной реформыв России, закрепленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября2005 года (ред.28 марта 2008 г.) №1789-р «О концепции административной реформыв Российской Федерации в 2006-2010 годах» названы: реализация единой вертикальноинтегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельностиорганов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейшихпоказателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполненияими своих полномочий (ГАС «Управление»); создание многофункциональныхцентров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Проведение административной реформынеотъемлемо и от реформирования государственной службы — ключевого звена в системегосударственного управления. Есть прямая зависимость между эффективностью деятельностиконкретного чиновника и оптимизацией обеспечиваемых их функций ведомства. Именногосударственные служащие во многом и определяют сам ход их реформы.
Помимо формальных инструментов,регулирующих служебную деятельность, существуют и неформальные механизмы, влияющиена их эффективность, среди которых можно отметить:
- активное общественное одобрение / неодобрение(когда какая-то форма поведения становится приемлемой или неприемлемой для общественногосознания);
- репутационный контроль (когда репутацияявляется существенным элементом социального капитала, который может быть успешновостребован после ухода из политики или с государственной службы);
- наличие референтых групп (когда следуютпримеру авторитетных личностей или группы личностей и /или соотносят свои действияс ожидаемой оценкой такой группы).
Всё, что связано с властью в массовомсознании уже давно воспринимается с недоверием или со скрытым сопротивлением[10].
В основе высокого недоверия россиянк власти лежит обострение нравственно-политической альтернативы, разделяющую большуючасть граждан, причина крайне негативного отношения к власти заключается в отсутствиив России подлинного гражданского общества, в силу чего широкие массы удалены отвласти и не ощущают своего участия в его осуществлении.
На основании результатов исследований,проведенных в начале 90-х гг., социологи пришли к выводу, что достаточно высокийи устойчивый процент отрицательных оценок государства объясняется не только совершенствованиемего экономической стратегии, но и ее следствия — разрушение прежней системы социальнойидентификации. В современной России недостаточно эффективны позитивные неформальныемеханизмы и слишком сильны негативные, в том числе и традиции, так как российскоеобщество живет в ситуации кризиса этических норм и ценностей. [11]
Мониторинг «Народ и власть»,осуществляемый Социологическим центром Российской академии государственной службыпри Президенте РФ показал явное расхождение между преобладанием положительных оценоккачеств Президента РФ и относительно скромным количеством положительных сужденийо его влиянии на дела в государстве, что обусловлено рядом обстоятельств. В целомположительное отношение к Президенту как бы наталкивается на трудности жизни, которыеиспытывает население. Кроме этого, население с пониманием относится к тем трудностям,которые сегодня приходится преодолевать системе государственного управления. Отвечаяна вопрос: «Что, на Ваш взгляд, может мешать Президенту и Правительству в наведениипорядка в стране?», опрошенные указали на ряд застарелых болезней:
- 49,1% — на коррупцию в органах власти;
- 37,9% — на разворовывание государственнойсобственности и бюджетных денег;
- 29,9% — на оторванность властей отнаселения и т.д. [12].
Как раз административная реформаи должна формировать иную модель государственной службы, отзывчивой к нуждам граждан.Когда органы государственной власти и соответственно государственные служащие вынужденыне только пересматривать привычные, традиционные методы управления, но и постоянноповышать эффективность своей деятельности, ориентированную на результат.
Так, например, государственныегражданские служащие Австрии пользуются уважением граждан своего общества с моментасоздания этой службы в 18 веке с «целью служения государству». Системагосударственной гражданской службы традиционно жестко регламентирована. Вновь принятыена службу проходят церемонию служебной клятвы, в которой они обязуются подчинятьсясвоему руководству и не разглашать служебную информацию. Государственные гражданскиеслужащие не могут являться членами ассоциаций и объединений или заниматься деятельностью,которая может рассматриваться в качестве несовместимой с их статусом или порочащейего.
государственная служба административная реформа
В международной практике назначениена должность, основанное на учете служебных заслуг, считается наилучшей и в отношениипроцесса подбора, и в отношении процесса отбора персонала, что подтвердило исследование,проведенное в 1998 году в 22 странах мира.
В рамках этого исследования быловыделено 8 главных элементов в организации подбора и отбора персонала на основезаслуг:
- анализ должности, в результате которогов письменном виде составляются описание должностных обязанностей, а так же описаниезнаний и навыков, которыми должен обладать человек на данной должность (профильподходящей кандидатуры);
- стандартная форма заявления / анкеты;
- система назначения баллов на основепрофиля, подходящего кандидата;
- реклама вакансий, содержащая краткуюсводку описания должностных обязанностей и профиля подходящего кандидата, средиподходящих групп людей;
- процедура шорт-листинга (отбора наиболееподходящих заявлений, что уменьшает количество поданных заявлений до числа, прикотором становится возможным осуществить отбор сотрудника);
- заключительная процедура отбора наоснове профиля, включая собеседование с определенным кругом лиц;
- процедура назначения на должность наоснове системы начисления баллов;
- уведомление всех кандидатов (и успешных,и тех, кто не прошел процедуру отбора) о результатах отбора.
Однако в том же исследовании былоотмечено, что ни в одном государстве нет системы назначения на основе заслуг длявсех должностей. Типичными исключениями являются избранные должностные лица, политическиеназначения, практика позитивной дискриминации и внутренние назначения и переводы(в особенности на высшем уровне). Объективный, прозрачный и недискриминационныйпроцесс подбора и отбора квалифицированных, опытных и мотивированных кадров — этокраеугольный камень в достижении внутренней эффективности гражданской службы и упрочениячувства доверия общественности к органам государственного управления[13].
Рассмотрим, каким образом осуществляетсяотбор и подбор кадров государственных служащих в разных странах. Кодекс гражданскойслужбы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, принятый в 1996 г., представляет собой краткое изложение функций и обязанностей служащих гражданской службы. Уполномоченныепо вопросам гражданской службы вносят свой вклад в развитие эффективной и беспристрастнойгражданской службы, а также в поддержку ее основных моральных ценностей посредствомобеспечения назначений, основанных на заслугах назначаемых лиц, и рассмотрения всоответствии с Кодексом гражданской службы возражений против обвинений в нарушенииКодекса.
Это совершенно новая поведенческаяконцепция, которая основывается на 6 основных видах профессиональных навыков: постановкацелей и выбор направления; личный пример; стратегическое мышление; умение использоватьнаилучшие навыки подчиненных; обучение и совершенствование; ориентация на оказаниеуслуг.
В Великобритании привлечение кадровна гражданскую службу характеризуются определенной степенью открытости, это означает,что критерии отбора новых кадров основывается на имеющемся у кандидатов опыте управленческойработы и открытости конкурса на замещение вакантных должностей лицами, не находящимисяна государственной службе. Считается, что лица, занимающие должности исполнительногоруководства, которые обладают руководящими навыками и опытом работы вне государственнойслужбы, способны привнести изменения в менталитете госслужащих. Это фундамент гражданскойслужбы как высоко профессионального, политически беспристрастного механизма, обладающеговысокими стандартами добросовестности и избегающего любых форм несправедливой дискриминациипосредством следующих элементов:
- найм на работу наиболее подходящегокандидата;
- совершение всех назначений таким способом,при котором невозможно заподозрить чье-либо покровительство (например, покровительстводрузей, родственников или деловых партнеров);
- обеспечение принципа политической беспристрастностисамим способом осуществления процедуры подбора персонала.
Набор на службу в этой страневходит в компетенцию Комиссии по делам гражданской службы на основе письменногоэкзамена общего типа, как главного условия поступления на гражданскую службу. Экзаменоснован на программах ведущих университетов — Оксфорда и Кембриджа, что на практикеведет к тому, что именно эти университеты поставляют большую часть кандидатов наруководящие посты. Экзамен включает три ступени: письменные доклады по общим предметам,тесты и интервью.
Принципы, заложенные в основаниегражданской государственной службы в Великобритании, а именно: неподкупность, беспристрастность,объективность, отбор и продвижение на основе деловых качеств, подотчетность парламентуостаются незыблемыми более столетия Правительство постоянно стремится к их совершенствованию.
В США гражданская служба в соответствиис законом о реформе гражданской службы принятым Конгрессом в 1978 году подразделяетсяна конкурсную и исключительную. Более 90% всех государственных служащих проходятчерез конкурсную систему путем отбора на конкурсных экзаменах. Название «исключительная»отражает положение, по которому должности этой категории исключены из-под действиязакона о гражданской службе. В число «исключительных» входят служащиеАгентства Национальной Безопасности, ЦРУ, ФБР, Госдепартамента, представительствСША в международных организациях. В США существует и внеконкурсное занятие должностейдля стажеров и учеников после успешного прохождения стажировки. Вне конкурса замещаютсядолжности временного характера — на срок до 120 дней. Исключения могут быть сделаныдля служащих, потерявших прежнюю должность из-за сокращения штатов и переведенныхв другие учреждения.
Для американской гражданской службыхарактерна так же патронажная система и система добычи, то есть назначение на высшиеадминистративные должности за политические заслуги и периодическая сменяемость высшихчиновников в зависимости от времени нахождения в Белом доме представителя партии,сторонниками которого они являются. Сегодня только 5% важных должностей заполняются«патронажными» методами, это — послы, консулы, главы исполнительских ведомстви агентств. Эффективность государственного регулирования экономики в Японии объясняетсявысочайшим профессионализмом и сознательностью государственных служащих. В сравнениис другими развитыми странами в Японии значительно меньше государственных служащих.Они составляют лишь 8,1% к общему числу работающих (в США этот показатель составляет15,5%, во Франции — 22.6%).
Стремительное вхождение Япониив состав высокоразвитых стран мира, так называемое «японское чудо», основанона пяти японских системах, базирующихся на традициях и философии народа. Структуруэтих систем составляют: система пожизненного найма; система кадровой ротации; системарепутаций; система подготовки на рабочем месте; система оплаты труда.
Поступление на государственнуюслужбу Японии производится на основе конкурсных экзаменов. Японская Конституциязакрепила принцип равного доступа граждан к государственной службе. Закон о государственнойслужбе, принятый в 1947 году, уточняет, что лица зачисляются на государственнуюслужбу в соответствии с личными заслугами кандидата, его профессиональной подготовкойи деловыми качествами, выявить которые призваны конкурсные экзамены. Вступительныйконкурс достигает до 100 человек на одно место. Цель вступительного экзамена — проверить,сможет ли человек затем выполнять функции госслужащего. Система приемных экзаменовна государственную службу, введенная в конце 19 века, действует без существенныхизменений до настоящего времени. Право сдавать экзамены имеют только японские подданные.Экзамены могут быть письменными или устными. Допускается поведение экзамена по физическойподготовке, а так же оценка специальных навыков. Конкурсные экзамены организуютсяпо принципу «открытых дверей»: время и место их проведения объявляютсяв средствах массовой информации. Содержание конкурсных экзаменов идентично для большинствагосударственных учреждений. Организация экзаменов возложена на Совет по делам персонала.Проводят их специальный экзаменационный отдел и четыре главных экзаменатора.
Впервые поступающие на государственнуюслужбу сдают экзамены тремя отдельными группами:
1. окончившие высшие учебные заведения;
2. имеющие неполное высшее образование;
3. окончившие средние учебные заведения.
Кроме экзамена способом назначенияна государственную службу является отбор кадров, при котором проводится собеседование,анкетирование, тестирование. Для того чтобы поступить на государственную службусоответствующего уровня через вступительный экзамен (конкурс) или систему отборатребуется:
а) диплом о высшем образовании;
б) лицензия образовательного учрежденияо том, что этот человек действительно его закончил и имеет право поступить на государственнуюслужбу;
в) пройти конкурс.
Одной из характерных особенностейприема на государственную службу Японии является распространение классической системыпожизненного найма государственных служащих, когда на государственной службе работаютдо предельного возраста. Интересен опыт конкурных экзаменов государственных гражданскихслужащих в Южной Корее, где практикуются весьма сложные конкурсные экзамены по 12предметам, среди которых профилирующими являются экономика, деловой менеджмент игосударственная администрация.
В результате реформы государственнойслужбы конкурсная система отбора кадров действует в Казахстане. Здесь создано специальноеагентство по делам государственной службы, подчиненное Президенту страны. Согласнозаконодательству Казахстана о государственной службе, предполагается формироватьна конкурсной основе свыше 90 % государственных служащих[14].
Иностранный опыт становления иразвития системы государственной службы позволяет понять основные тенденции реформированияважнейшего института государственного управления; сравнить различные модели организациигосударственной службы; помогает увидеть как недостатки, так и перспективы развитияи ориентироваться на эффективные формы и методы. При этом речь идет о важнейшейзакономерности социодинамики цивилизованных стран, которая состоит в том, что уровеньэкономического и социально-политического развития любого государства прямо зависитот качества управленческих кадров, которые являются движущей силой общественногопрогресса. И эта закономерность все более усиливается. Впоследствии, она может перерастив устойчивый закон цивилизованного социального развития.
Безусловно, Россия не осталасьв стороне от общих мировых тенденций реформирования государственной службы. Постараласьучесть весь огромный положительный опыт в процессе формирования собственного институтагосударственной службы с учетом исторических традиций и особенностей государственногоуправления. В данной статье мы рассматриваем только аспекты подбора и отбора кадровна государственную службу. Нам важно как российское законодательство используетсуществующую международную практику в этих вопросах.
Трудовой кодекс Российской Федерацииизбрание по конкурсу рассматривает как один из способов возникновения трудовых отношений[15].Замещение соответствующей должности по конкурсу осуществляется в том случае, еслизаконом или иным нормативно правовым актом, либо локальным актом организации определеныперечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу и порядок конкурсного избранияна эти должности.
Эту позицию закрепила Федеральнаяпрограмма «Реформирование государственной службы Российской Федерации»,утвержденная Указом Президента от 19 ноября 2002 года, в которой в качестве одногоиз основных мероприятий было определено создание эффективного механизма подборакадров для государственной службы. Применение современных кадровых технологий припоступлении на государственную гражданскую службы РФ и ее прохождение, а также содействиедолжностному росту государственных гражданских служащих на конкурсной основе являетсяодним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы.
С принятием Федерального закона«О государственной гражданской службе Российской Федерации»[16]критерии отбора специалистов для прохождения государственной гражданской службыизменились. Законом установлено, что поступление гражданина на гражданскую службуили замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляетсяпо результатам конкурса. По итогам конкурсных процедур оценивается профессиональныйуровень претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствиеустановленным квалификационным требованиям.
Положение о конкурсе, утвержденноеУказом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112, предусматривает,что оценка кандидатов осуществляется на основании:
представленных документов об образовании,прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовойдеятельности;
конкурсных процедур с использованиемметодов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальноесобеседование. Анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание рефератаили тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей повакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.
Введена новая конкурсная процедура- тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей повакантной должности. Следует заметить, что широкое применение тестов, выполняющихроль профессионального экзамена действительно целесообразна, так как затраты наих проведение не так велики, а сами тесты достаточно универсальны.
Гражданский служащий, изъявившийжелание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя.Кадровая служба государственного органа, в котором гражданский служащий замещаетдолжность гражданской службы, обеспечивает ему получение документов, необходимыхдля участия в конкурсе.
Таким образом, действующим законодательствомзакреплено общее правило, согласно которому замещение любых должностей гражданскойслужбы осуществляется на конкурсной основе. Фактически данная норма устанавливаетисчерпывающий перечень исключений из этого правила, который не может быть расширендаже федеральным законом. При этом выделяется два случая: первый, когда конкурсна замещение должности гражданской службы не может проводиться, второй, когда можетне проводиться. [17]
Конкурс не может проводиться приназначении на должности гражданской службы категорий «руководители» и«помощники (советники)», если эти должности замещаются на определенныйсрок полномочий. Кроме того, конкурс не проводится при замещении должностей категории«руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляетсяПрезидентом Российской Федерации или правительством Российской Федерации.
Конкурс на замещение должностейгражданской службы также не проводится при заключении срочного служебного контракта.По общему правилу срочный служебный контракт заключается на срок от одного годадо пяти лет в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могутбыть установлены на определенный срок. Перечень таких случаев определен ФЗ«О государственной гражданской службе Российской Федерации». [18]
Таким образом, так называемыетехнологии отбора, позволяющие обеспечивать количественные и качественные характеристикикадрового состава государственной службы, не только предусмотрены в отечественномзаконодательстве и активно используются на практике. Однако в России государственнаяслужба по-прежнему остается консервативным институтом, которому присущи формы иметоды работы с персоналом в исторически иных условиях, и это накладывает свой отпечатокна всю систему в целом.
Заключение
При написании данной работы ставилосьцелью рассмотрение зарубежного опыта организации государственной службы в областипроведения административной реформы. Поставленные цели в работе отображены полностью.По работе можно сделать следующие выводы:
В современном мире заметны тенденции нового понимания роли государства, его функций,взаимоотношений общества и государства, его органов. В результате этого в ряде странвозникла необходимость проведения административных реформ. Их опыт показывает, чтоэто длительная, сложная работа, требующая усилий всего общества и, что важно, открытостивласти для диалога с ним. В то же время поспешные и непродуманные решения могутпривести к значительным экономическим и социальным потерям.
Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие обществаво многом зависит от организации государственного управления, разграничения полномочиймежду отдельными ветвями власти, характера взаимодействия центральных органов властис местными и т.д. Значительные размеры аппарата управления, дублирование отдельныхфункций, отсутствие научной организации управления, недостаточный общественный контрольза государством ведут к снижению эффективности исполнительной власти и служат благодатнойпочвой для процветания бюрократии и роста барьеров ведения бизнеса.
Если в условиях глобализации совершенствование механизма государственного управленияявляется столь важным для повышения конкурентоспособности развитых и процветающихстран, то для стран, в которых только вводятся современные механизмы управлениярыночной экономикой, а квалификация и система мотивации управленческих кадров несовсем соответствуют современным требованиям, это еще важнее. Поэтому административныереформы в переходных и развивающихся странах распространены не менее широко, чемв развитых, однако зачастую они проходят более болезненно и не столь успешно.
Между тем, без соответствующих административных реформ, обеспечивающих способностьуправленческого аппарата решать поставленные перед ним задачи, проводить в жизньглубокие экономические преобразования весьма и весьма затруднительно, если вообщевозможно.
Вследствие изложенного реформирование управления — это не только и не столькоизменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий органов исполнительнойвласти, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций. С другойстороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишнихфункций — не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы.В то же время эта сложная и ответственная задача должна решаться с учетом недопустимости«потери» важных и необходимых обществу функций.
Проводимые преобразования должны способствовать сокращению административногодавления на предпринимательские структуры, наведению должного порядка в сферах,где присутствует избыточное государственное вмешательство. Эффективность деятельностигосударства определяется не столько широтой охвата контролируемых им сфер, сколькореальным соблюдением общественных интересов, действенностью политических и правовыхмеханизмов в стране.
Список литературы
1. Аскаров А. Новые кадры для новой модели развития. // Независимаягазета. — 2000.
2. Бойков В.Э. Тенденции развития общественного сознания // Социологиявласти. — №3. — 2000.
3. Бэйрсто П. Принципы подбора и отбора персонала // Реформа государственнойгражданской службы // под. ред. К. Плоккера и М. Николаева. М.: ЛЕНАНД, 2006.
4. Здравомыслов А.Г. Власть и общество // Социологический журнал.2004. №2.
5. Киреева Е.Ю. Правовой статус муниципальных служащих в РоссийскойФедерации: Монография. — М.: Изд-во РАГС, 2008.
6. Лисицын-Светланов А.Г. Развитие российского и международного правав аспекте его влияния на обеспечение национальных интересов Российской Федерации// Правовое обеспечение национальных интересов. — М.: 2005.
7. Лукьянова Е.Г. Глобализация и правовая система России (основные направленияразвития). М.: Норма. 2006.
8. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки гос.служащих. — М: Инфра-М, 2004
9. Реформа государственной гражданской службы. Под. ред. К. Плоккераи М. Николаева. М.: ЛЕНАНД, 2006.
10. Сохранились ли у нас всеобщие ценности? // Международное публичноеи частное право. 2004. №1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Культура в эпоху Возрождения
Реферат Правовое положение Уполномоченного по правам человека на федеральном уровне
Реферат Изменение уровня жизни и качества неселения
Реферат Организация бухгалтерского и налогового учета материально-производственных запасов на ОАО Балтика-Дон
Реферат Разработка технологической документации на изготовление женского комплекта - блузы и брюк
Реферат Выявление участков концентрации ДТП, их анализ и направления для проведения мероприятий по снижению аварийности
Реферат Развитие воли и произвольности в детском возрасте
Реферат Роль особо охраняемых объектов в сохранении биоразнообразия
Реферат Совершенствование действующей в РФ государственной ипотечной политики
Реферат Второе начало термодинамики
Реферат Воздействие изменений в налогообложении малого бизнеса на социально-экономические аспекты развития предприятий
Реферат Неопухолевые заболевания прямой кишки - Хирургия
Реферат Динамика развития темы дружбы в лирике Пушкина
Реферат Технико-экономическое обоснование процесса создания ООО Молочная река и организации технологического
Реферат Методы планирования хозяйственной деятельности предприятия