Реферат на тему:«ПОТРЕБНОСТИ ИМОТИВЫ ЛИЧНОСТИ»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Функции и теории мотивации
Классификации видов
Развитие
Свойства и закономерности
Нарушения
Индивидуальные способности
Методы изучения
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Активностьживых существ — основной способ существования. У животных активность заложена винстинктах (сохранения жизни, продолжения рода и пр.). Поведение человекаопределяется двумя факторами: побудительным и регулятивным, потребностями имотивами. Понятия потребности и мотивы в науке неоднозначны.
Особенности потребностей и мотивовПотребности Мотивы П. — нужда (недостаток, дефицит) в чем-то и нужда ликвидировать избыток чего-то вредного Мотив (лат. emovere — толкатель). Если потребность только создает состояние психической активности, то мотив направляет (толкает) ее в нужном направлении П. — переживается как состояние внутреннего напряжения (психической активности), раздумья, мечты и т.д., что и побуждает человека к поиску предмета потребности, но не направляет деятельность к ее удовлетворению
М. — то, что побуждает достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее
М. — сопровождается положительными или отрицательными эмоциями Удовлетворение потребности ведет к разрядке напряженности, потребность исчезает, но может возникнуть и вновь Цель и мотив не совпадают. Цель — то, к чему стремится человек, а мотив — почему он стремится. Цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Однако возможен сдвиг мотива на цель.
Потребность — основной источник активности человека и животных; внутреннеесостояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.
Мотив — внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения или поступкачеловека, то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельностиосмысленность.
Мотивация — 1) совокупность мотивов, направляющая деятельность и сам внутреннийпроцесс побуждения; 2) процесс психической регуляции, влияющий нанаправленность деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполненияэтой деятельности.
Мотивировка — логическое объяснение причин поведения. Она может отличаться отдействительных мотивов или сознательно использоваться для их маскировки.
Сдвиг мотива на цель — превращение мотива деятельности в мотив. Например, ребенок можетсначала выполнять учебную деятельность ради поощрения матери, а затем, припоявлении интереса и удовлетворения от нее, ради ее самой.
ФУНКЦИИ И ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
Потребности выполняют побудительную функцию деятельности иповедения, а мотивы — направляющую.
Проблема причинности (детерминации) поведения идеятельности человека была предметом многих теорий личности. Поэтому в наукесосуществуют самые различные теории мотивации.
Бихевиористская (Б. Скиннер). Считает основой активностипотребность, нужду организма (есть, пить, иметь нормальную температуру и т.д.),вызванную отклонением физиологических параметров от оптимального уровня.Поведение мотивируется последствиями действий и прошлым опытом. Так, еслидействие привело к снятию потребностного напряжения, товероятность повторения этого действия растет, а если оно не наступает, товероятность повторения действия уменьшается. Психоаналитическая(3. Фрейд). Основой мотивации поведения, по мнению 3. Фрейда, являетсястремление удовлетворить врожденные инстинкты (жизни и смерти) — физическиепотребности организма. Инстинкты обеспечивают индивида энергией, котораяявляется источником его активности. При этом если удовлетворение потребности покаким-либо причинам (моральные ограничения, страх наказания и т. п.)невозможно, то энергия инстинкта может быть направлена в другое русло — навыполнение деятельности, не связанной с инстинктом (политику, творчество,бизнес, и т.п.). Такое направление энергии инстинкта в иное русло называютсублимацией.
Гуманистическая(А. Маслоу, К. Роджерс). Мотивирующаясила человеческого поведения по мнению гуманистической теории состоит вреализации им самим своих способностей и потенций. Когнитивная(Л. Фестингер). Мотивами поведения личности по мнению представителейэтого направления, является стремление к соответствию между знаниями о мире и осебе, то есть к консонансу. Несоответствие когниций переживается личностью каксостояние дискомфорта, и она стремится от него избавиться, восстановитьвнутреннюю когнитивную гармонию. Это стремление и есть мощный мотивирующийфактор человеческого поведения и отношения к миру. Разрешить диссонанс можнотремя способами: изменить одну из когниций, снизить ее значимость или добавитьновую когницию.
Деятельностная(А.Н. Леонтьев). Согласноконцепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другиепсихологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. Сублимация — направление энергии инстинкта на выполнение видовдеятельности, не связанных с прямым удовлетворением потребности.
Когниция- любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себяили собственного поведения. Когнитивный (лат. cognitivo — знания) — познавательный. Когнитивный консонанс — соответствиемежду когнициями.
Когнитивныйдиссонанс- некоторое противоречие между двумя или более когнициями.
КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ
Потребности и мотивы человека многообразны. В наукепредставлены различные их классификации.
Виды потребностей имотивовКлассификации потребностей Классификация мотивов
В отечественной психологии
(В.Д. Шадриков) потребности делятся
по предмету потребностей:
1) материальные: а) физиологические (еда, укрытие), б) социальные (деньги, предметы обихода);
2) социальные: а) в общении,
б) в самоактуализации, в) в служении обществу, г) в социальном признании;
3) духовные: а) в признании, б) в эстетическом наслаждении, в) в творчестве.
Все виды потребностей взаимосвязаны между собой.
В отечественной психологии ведущие мотивы объединяются в понятии направленность личности, которое включает влечения, желания, стремления, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.
Мотивы учебной деятельности (А.К. Маркова):
1) познавательные (интересы),
2) социальные (занять определенное место в коллективе, быть полезным обществу),
3) роста, развития (самосовершенствования и т.д.). В зарубежной психологии (А. Маслоу) по иерархическому признаку (от низших — к высшим) — пирамида потребностей (рис. 38)
В зарубежной психологии популярна классификация социальных мотивов (Мюррей и др.). Выделяют:
1) мотивы достижений,
2) мотивы успеха,
3) мотивы власти,
4) мотивы аффилиации,
5) мотивы помощи.
Самоактуализация — в теории личности А. Маслоу — вершинный уровень психологическогоразвития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые ивысшие (мета) потребности и происходит «актуализация» полного потенциалаличности.
Актуальный — важный, существенный для настоящего момента.
Направленность личности- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности иотносительно независимых от наличной ситуации. Это установки, ставшиесвойствами личности, и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание,стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.
Влечение-наиболее примитивная форма направленности. Это психическоесостояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточноосознанную потребность. Влечение -переходящее явление, так как представленная внем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в желание.
Желание- это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполнеопределенному. Эта форма направленности характеризуется осознанием не толькосвоей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.
Стремление- это волевая форма направленности. Стремление -собирательноеявление, то есть включает влечение, желание, намерение и т.д.
/>
Интерес-специфическая форма проявления познавательной потребности,которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности итем самым способствует ориентировке личности в окружающей действительности.Интерес включает эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий компоненты.
Склонность — направленностьиндивида на определенную деятельность, соответствующую интересу и включающаяволевой компонент.
Идеал- образ цели склонностииндивида, образец, к которому он стремится, на который ориентируется.
Мировоззрение- система взглядовиндивида на природу, общество, человека и их развитие. Эта система взглядовявляется ценностными ориентациями людей, их принципами познания и деятельности.
Убеждение- высшая форманаправленности — система мотивов личности, побуждающих ее поступать всоответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Мотив достижения — устойчивоестремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо ибыстро, достичь определенного уровня в каком-либо деле. Мотив достижениявключает стремление к мастерству, к соперничеству (состязательности,лидерству), к удовлетворяющей работе, к известности и т.п. Мотив достиженияпотом был дифференцирован на два: стремление к успеху и стремление избегатьнеудач.
Мотив успеха — ориентация науспех в разных видах деятельности в отличие от ориентации на избегание неудач.Люди, ориентированные на успех, предпочитают выбирать средние и трудные задачи,так как предпочитают расчетливо рисковать; а мотивированные на неудачу выбираютлибо легкие задачи (гарантируют успех), либо трудные (так как неудача невоспринимается как личный неуспех). Успех в деятельности зависит не только отсамого мотива, но и от его силы. Так, оптимальная продуктивность деятельностинаступает при среднем уровне мотивации (закон Иеркса-Додсо-на).
Мотив избегания неудачи — более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в техситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми.
Мотив власти — способность лицапроводить свою волю вопреки сопротивлению других людей. В основе мотива властилежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество вдействии. Источниками власти являются: вознаграждение, принуждение и нормативнаявласть (власть знатока).
Мотив аффилиации (стремление клюдям) — стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие,сотрудничество, присоединение и исключение манипуляции. Мотив аффилиа
цииимеет две формы: надежда на присоединение (НА) и боязнь отвержения (БО).
Манипуляция(лат. manipulation — обращениес объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление,как движения, производимые руками, ручные действия). В психологии — это видпсихологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытомувозбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуальносуществующими желаниями.
Мотивпомощи, альтруистические мотивы — альтруизм — это любовь ибескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы,потребность отдавать и чувство ответственности. Исследования показали, что:
— чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал; -люди, обладающиеэмпатией;
— больше альтруизма проявляется к зависимому от него человеку, чем кнезависимому, приятному и привлекательному, к знакомому, человеку той жеэтнической группе. Важным свойством личности, предрасполагающим кальтруистическому поведению, является предрасположенность к сопереживаниючеловеку, нуждающемуся в помощи (эмпатия).
Эмпатия- способность сочувствовать, сопереживать. Сопереживание — это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выражениесожаления, соболезнования и т.п.).
Мотивотвергания — проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым значимымилюдьми.
РАЗВИТИЕ
Вкаждом возрастном периоде устанавливается определенная иерархия потребностей.Ведущие потребности определяют направленность личности (гуманистическую,индивидуалистическую).
Последовательностьпоявления потребностей в онтогенезе совпадает с пирамидой А. Маслоу.
Свозрастом происходит периодическая смена доминирующих потребностей, ценностей,идеалов, и, следовательно, меняется направленность личности в сторонуобщественной. Увеличивается осознанность мотивов.
СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Свойствапотребностей и мотивовПотребности Мотивы — Биологические потребности генетически обусловлены, а социальные формируются в процессе жизни и деятельности личности — Мотивы формируются на основе потребностей. На базе одной потребности могут сформироваться мотивы к разным видам деятельности. И одна и та же деятельность может вызываться разными мотивами — Имеют свой предмет (пища, книга и др.) — Некоторые мотивы могут стать доминирующими в структуре мотивации личности, образуя стержень всей сферы (направленность) — Воспроизводятся, для многих характерна периодичность возникновения (еда, сон и др.). Возникновение новых потребностей — необходимое условие развития личности — Мотив отличается от цели. Цель — это предвиденный результат, а мотив побуждение к достижению цели. Но возможен сдвиг мотива на цель (см. ниже) — Приобретают конкретное содержание в зависимости от способа удовлетворения — Мотивы — осознанные побуждения (некоторые ученые считают мотивами и неосознанные) — Изменяются в связи с изменением условий жизни и деятельности личности, ее развития, обучения и воспитания — Может изменяться в процессе деятельности, и, напротив, при сохранности мотива может изменяться выполняемая деятельность — Различаются по силе — Различаются по силе
Сдвиг мотива на цель- цель, ранее побуждаемая к осуществлениюкаким-то мотивом, может приобрести самостоятельную побудительную силу, то естьстать мотивом. Например. Первоначально ребенок выполняет требование (цель)(уступать место старшим) ради общения с матерью, ее одобрения. Со временем приправильном воспитании это действие приобретает самостоятельную побудительнуюсилу (становится мотивом, целью).
НАРУШЕНИЯ
Неудовлетворенные потребности, нереализованные намерениямогут приводить к нервно-психическим расстройствам, если человек не смогиспользовать физиологические и психологические механизмы саморегуляции. Клиникивыделяют три формы нервно-психические расстройств: невростению, истерию иневроз навязчивых состояний.
Невростенияможет быть вызвана невростеническим конфликтом. Этопротиворечие между завышенными стремлениями личности и ее возможностями. Кневростении предрасположены люди с сильными влечениями, которые не в состоянииих достаточно адекватно удовлетворить. Для человека с невростенией характернылегкая возбудимость при быстрой истощаемости, изменчивость эмоций, устойчивое,часто пониженное настроение.
Истериявозникает в результате конфликта между чрезмерно завышеннымитребованиями к другим людям и заниженными к себе, а также противоречивымипотребностями (между желанием и долгом, между моральными принципами и личнымипривязанностями). Для истерии наиболее часты двигательные расстройства,расстройства болевой чувствительности, сенсорики, речи.
Неврознавязчивых состояний часто бывает обусловлен жизнью безопределенных целей. В результате у человека повышается раздражительность,утомляемость, нарушается сон, появляются вегетативные расстройства, навязчивыеидеи, часто в виде фобий.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Потребностилюдей отличаются разной выраженностью:
— модальностью (в чем нужда),
— силой (степенью потребностной напряженности),
— остротой (степенью переживания неудовлетворенности).
Выраженностьпотребностей зависит от типа телосложения, темперамента, пола и пр. Так,пикникам (см. Словарь) требуется частое употребление пищи, людям с сильнойнервной системой — больше двигательной активности, мужчинам свойственноиспытывать потребность в риске, соперничестве и т.д.
Мотивыкаждого человека образуют определенную, ему лишь присущуюструктуру, иерархическую пирамиду, на вершине которой могут быть самые разныемотивы.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
Экспериментальные
Объективнымиявляются экспериментальные методы изучения мотивов и потребностей.
Вкачестве примера приведем исследование мотивов школьников, проведенное влаборатории Л.И. Божович (1969). В эксперименте использовались две методики«Светофор» и «Секундомер». В первой методике определялось время реакции наразличные световые сигналы (синий, желтый,белый, малиновый), каждый из которых связывался с определенным мотивом:завоевать лучшее место для звена, завоевать звание его командира. Сравнение (посекундомеру) времени реакции при разных мотивах позволило судить об индивидуалистическихили коллективистических побуждениях.
Диагностические
Психологами разработано значительное количество конкретныхметодик для изучения потребностей, мотивации и мотивов поведения человека.Более 70 таких методик представлены в книге (Ильин Е.П., 2002).
— методика «Диагностика мотивационной структуры личности»,
— методика «Направленности личности»,
— методика «Потребность в достижении»,
— методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи»,
— методика «Мотивация аффилиации»,
— методика «Познавательные потребности»,
— методика «Оценка потребности в одобрении» и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М.
Общаяпсихология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. — М.: Ось-89,2007. — 352 с.