Реферат по предмету "Психология"


Память, ее типы, процессы и механизмы

План
Введение
Ассоциации
Виды памяти
Механизмы, процессы, а также типы памяти
Заключение
Список литературы

Введение
Прежде всего, необходимосказать, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, атакже занимает центральное положение в системе познавательной деятельности ипосему имеет огромнейшее значение в жизни человека. Наше психическое развитиевозможно потому, что мы сохраняем, приобретенный опыт и знания, так как памятьсвязывает наше прошлое с настоящим и будущим, а также обладает познавательнойфункцией. А все, что мы узнаем, каждое наше переживание или впечатлениеоставляет след в памяти и в любой момент та или иная ассоциация можетвоскресить в воспоминаниях соответствующий образ. Ведь все, что узнает человек,имеет свойство сохраняться, так как наш мозг не только получает информацию онас и окружающем мире, а также хранит и накапливает ее. По сути, память – этосложнейший психический процесс, который состоит из нескольких частныхпроцессов, связанных друг с другом. И, конечно же, память необходима человеку,так как она позволяет ему накапливать, сохранять и как следствие использовать личный,жизненный опыт, который хранит знания и навыки. Поэтому следует полагать, чтоосновными процессами памяти принято считать: запечатление, сохранение,последующее узнавание и воспроизведение прошлого опыта. Благодаря памятичеловек может накапливать информацию, при этом, не теряя знаний и навыков,узнанных прежде, что весьма не маловажно. Потому как если организм не будетпомнить, что с ним было, то просто не сможет совершенствоваться дальше иадаптироваться к событиям жизни, которые имеют свойство достаточно быстроменяться. Ведь формирование опыта в принципе было бы невозможно, если бы образывнешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Поэтому заслугапамяти очень велика.
Для психологии память имеетогромнейшее значение и ставит ряд сложных задач: изучает, как запечатлеваютсяследы, как действуют физиологические механизмы этого процесса, какие условиясодействуют этому запечатлению, каков ее объем и каким способом можно расширитьобъем памяти запечатленного материала.
Следует отметить, чтопамятью обладают все живые организмы, но у человека она развита наиболеевысоко. Память каждого из нас уникальна, и обладает своими индивидуальными особенностями,о чем говорят множество проведенных опытов и экспериментов таких великих людейкак Г. Эббингауз, Г.Э.Мюллер, Смирнов А.А., Зинченко П.И., М.Н. Шардаков и др. Поэтому,целью моей работы, является изучение видов памяти, ее процессов и механизмов, атакже эффективных способов запоминания.

Ассоциации
Ассоциация (от лат. Associatio – соединение, связь). Учение обассоциации получило весьма широкое распространение в психологии, котороераспространило принцип ассоциации на все психические явления (представители Юм,Джемс, Спенсер). Считается, что представители этого направления достаточнопереоценили значение ассоциаций, что привело к несколько искаженному представлениюо психических явлениях. По мнению представителей ассоциативного направления, психическиепроцессы связываются и объединяются друг с другом сами, независимо от осознаниянами внутренних связей самих предметов и явлений, отражением которых этипсихические процессы являются. Хотя вместе с этим отрицать существованиеассоциативных связей нельзя, потому что ассоциативные процессы обеспечиваютзапоминание и воспроизведение явлений действительности в определенной связи ипоследовательности. Проще говоря, это связь между отдельными событиями, предметами,фактами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти. Мыможем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой,связанный с ним.
Без этих связейневозможна нормальная деятельность ни человека, ни его памяти, поэтомунеобходимо рассмотреть принципы ассоциаций.
1. Ассоциация смежности. Этаассоциация вызывает образы или представления, которые переживались в прошломодновременно или вслед за этим образом или представлением. Например, алфавит,при названии буквы, вспоминается следующая за ней. Или же коллега с предыдущейработы может вызвать в памяти события из жизни, которые имеют как положительныетак и отрицательные окраски.
2. Ассоциация по сходствусвязывает явления, которые имеют сходство по каким-либо признакам. (Приупоминании одного из них вспоминается другое). Например, когда мы видимкакой-то предмет, он может напомнить о каким-либо человеке или явлении.
3. Ассоциация поконтрасту связывает два противоположных явления. Например, представив полногочеловека, тем самым мы можем вызвать в представлении худого, или представивчерный цвет можем тем самым вызвать в представлении образ белого цвета.
Кроме этих видов такжесуществуют сложные ассоциации – ассоциации по смыслу, которые являются основойнаших знаний. В них связаны явления, которые постоянно связанны: часть и целое,род и вид, причина и следствие.
Важнейшим условием дляобразования ассоциаций является подкрепление или включение того, что необходимозапомнить, а также применить эту необходимую информацию в самом процессеусвоения. Или же один из способов запомнить факт – это ассоциировать его скаким-либо другим фактом, что безусловно помогает в запоминании.
Несмотря на критику ассоциативногонаправления теория развития ассоциаций продолжает изучаться до сих пор и в современнойнауке так как проблема изучения ассоциаций не закончена.
Виды памяти
А.Г.Маклаков в своемучебнике говорит, о том, что существует несколько основных подходов вклассификации памяти. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствиис тремя основными критериями.

/>
Двигательная (или моторная) память – этозапоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Она участвует вформировании двигательных умений и навыков. И это безусловно очень важно,потому что без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учитьсяосуществлять соответствующие действия.
Эмоциональная память — это память на чувства ипереживания (способность запоминать и воспроизводить чувство). Эмоциональнаяпамять имеет важнейшее значение в жизни и деятельности каждого человека. Ведь,эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности иинтересы и как осуществляются отношения с окружающим миром. По силевоспроизведенное чувство может быть слабее или значительно сильнее первичного.Например, восторг или сильная радость может смениться спокойнымудовлетворением, в другом случает обида, перенесенная ранее при воспоминании оней обостряется. Но также могут и произойти изменения и в содержании нашегочувства. Например, пережитое досадное недоразумение со временем можетвоспроизводиться как забавный, интересный случай.
Образная память. Ее главная способность сохранять и вдальнейшем использовать данные нашего восприятия. Смысл образной памяти в том,что воспринятое раньше затем воспроизводится в форме представлений. Многиеисследователи образную память разделяют на зрительную, обонятельную, вкусовую,слуховую и осязательную. Например, если взять слуховую память то здесь можетидти речь о запоминании и точном воспроизведении разнообразных звуков,например, музыкальных или речевых. Зрительная же память связана с сохранением ивоспроизведением зрительных образов, что весьма не маловажно для людей такойпрофессии как художник. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способностьк воображению. И можно сказать то, что человек зрительно может себепредставить, он легче запоминает и воспроизводит. Осязательная, обонятельная ивкусовая память отвечает за удовлетворение биологических потребностей, которыев некотором смысле отвечают за безопасность и самосохранение организма.
Словесно-логическаяпамять отвечает зазапоминания и воспроизведение наших мыслей. Особенность этого вида памятизаключается в том, что мысли не существуют без языка, поэтому память называетсяне просто логической, а словесно-логической. Мы воспроизводим мысли и напримерпомним о содержании разговора с друзьями или коллегами, или у нас появляютсямысли в результате размышлений о прочитанной книге. При всем при этомсловесно-логическая память может проявляться в двух случаях: 1. Запоминается ивоспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинныхвыражений не требуется. Во втором же случае, запоминается не только смысл но ибуквальное заучивание мыслей. Следует отметить, что эти два подвида памяти невсегда могут совпадать друг с другом. Все мы индивидуальны и, например одинчеловек сможет достаточно легко без особых усилий выучить текст наизусть, нопри этом не сможет рассказать текст своими словами. А другой наоборот прекраснозапомнит смысл прочитанного, но не всегда сможет прочно заучить материал.
Также память делят на произвольнуюи непроизвольную. Непроизвольная память осуществляется автоматически, без усилийчеловека и контроля со стороны сознания, а также нет цели запомнить или припомнитьчто-то специально. В произвольной памяти все наоборот, процесс запоминаниятребует такой задачи и волевого усилия со стороны человека. Но это не говорит отом, что непроизвольное запоминание является слабым или пассивным, достаточночасто бывает, что непроизвольно услышанная фраза или какой-либо материал вспоминаетсяи воспроизводится намного легче и проще чем специально заученный.
Существует еще несколько разделенийвидов памяти — это кратковременная и долговременная. Особенностькратковременной памяти заключается в ее избирательности. Благодаря ейперерабатывается большой объем информации, сразу отсеивается ненужная иостается потенциально полезная. Можно даже сказать, что кратковременная память выступаетв образе буфера, который пропускает только нужную и полезную информацию вдолговременную память. Из этого также следует, что без хорошей кратковременнойпамяти невозможно функционирование долговременной. В саму долговременную памятьможно перевести гораздо больший объем информации, так как она обеспечиваетдлительное сохранение информации. Это достигается повторением материала,который нужно запомнить. Так происходит наращивание общего объема запоминаемогоматериала. Долговременная память бывает двух типов: с сознательным доступом(когда человек по своей воле извлекает необходимую ему информацию) и закрытая(когда человек не имеет к ней доступа, но может получить ее при гипнозе, прираздражении участков мозга. Тогда он может анализировать во всех деталяхпереживания и картины из жизни).
Оперативная память – это вид памяти, которыйпроявляется в ходе выполнения определенной задачи, после этого информация может«уходить» из оперативной памяти. Например, когда человек решает сложноеарифметическое действие, он осуществляет его по частям, при этом удерживает вуме промежуточные результаты до тех пор, пока имеет с ними дело. И по меретого, как он будет продвигаться к конечному результату отработанныйпромежуточный материал может забываться. С другой стороны можно сказать, что посвоим свойствам этот вид памяти занимает промежуточное положение междукратковременной и долговременной памятью.
Промежуточная память обеспечивает сохранение информации втечение нескольких часов а также накапливает информацию в течении дня. А во времяночного сна происходит очищение промежуточной памяти от информации, накопленнойза прошедший день и ее перевод в долговременную. Также следует отметить, чточеловек, который спит менее 3х часов в сутки может страдать нарушением различныхмыслительных операций, снижением внимания, так как промежуточная память неуспевает очищаться.
Разбирая виды памятилогически можно прийти к выводу, что все виды тесно связаны между собой и немогут существовать независимо друг от друга, и безусловно важны длясуществования и жизнедеятельности человека.
Механизмы и процессыпамяти
Основнымихарактеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точностьвоспроизведения, длительность сохранения и готовность использовать сохраненнуюинформацию. Одной из самых важных характеристик памяти есть объем памяти, таккак она характеризует возможность запоминания и сохранения информации. А вкачестве показателя объема памяти используют количество запомненных единицинформации. Также очень важен такой параметр как быстрота воспроизведения,благодаря которому имеется способность использовать в практической деятельностиинформацию, которая уже имеется у человека. Быстрота воспроизведения такжедостаточно индивидуальна, потому как если человек, например, столкнулся скакой-либо определенной задачей, он обращается к информации, которая хранится вего памяти. И здесь некоторые могут столкнуться с серьезными затруднениями, дляних будет достаточно трудно воспроизвести информацию, которая им необходима длярешения, в то время как другие с легкостью используют уже заложенную в нихинформацию. И еще одним из немаловажных характеристик памяти является точностьвоспроизведения. Очень важна способность сохранять информацию, но также важно иточно воспроизводить ее. В процессе сохранения часть информации может утрачиваться,а какая-то часть искажаться, и когда человек воспроизводит информацию, товполне могут допускаться ошибки. Длительность. Длительность — это способностьчеловека определенное время удерживать необходимую информацию. Достаточно частокаждый из нас сталкивался с тем, что мы способны запомнить необходимуюинформацию, но не можем хранить ее необходимое нам время.
Как говорилось вышеосновными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание,воспроизведение. Начнем последовательно разбирать каждый из этих процессов.
Запоминание – это процесс, который направлен насохранение в памяти полученной информации. Выделяются два вида запоминания:преднамеренное (или произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).
Непроизвольноезапоминание – это когда информация запоминается сама собой без специальногозаучивания, т.е. без поставленной цели и усилий со стороны человека. Этопростое запечатление, а затем и воспроизведение того, что воздействовало на наси сохранения так сказать «следа» в коре головного мозга. Например, послепосещение концерта мы многое можем вспомнить из того что там увидели, хотятаковую цель не ставили.
А произвольноезапоминание, когда человек ставит перед собой определенную цель запомнитьнеобходимую информацию и при этом использует специальные приемы запоминания. Например,заучивание стиха. Многократное повторение какой-либо информации даетвозможность прочно и надолго запомнить человеку необходимый ему материал. Ноглавным фактором запоминания является цель, не только воспринять и понятьматериал, но и действительно запомнить его. Хотя в своих опытах известныйпсихолог П.И. Зинченко доказывает, что иногда непроизвольное запоминание можетоказаться эффективней произвольного. Также доказано, что запоминание, котороевключено в какую-либо деятельность, оказывается наиболее эффективным, так какоказывается в зависимости от деятельности, в ходе которой оно совершается.
Еще принято выделятьмеханическое и осмысленное запоминание. Механическое запоминание – этозапоминание, основанное на многократном повторении материала без егоосмысленности, без осознания логической связи. А осмысленное запоминание — этологическое осмысление материала, когда два положения запоминаются не потому чтоследуют друг за другом, а потому что одно положение является логическим выводомиз другого. Осмысление материала достигается разными способами, одним изглавных считается выделение в материале главных мыслей, сгруппированных в видеплана. Следующий метод – выделение смысловых опорных пунктов, смысл которогосостоит в том, что каждую смысловую часть, мы заменяем каким-то словом илипонятием, отражающим главную идею запоминания. А затем, объединяя заученное,мысленно составляем план. Осмыслению материала также помогает егоконкретизация, решение задач в соответствии с правилами и проведениенаблюдений.
Повторение. Методповторения – это одно из важных условий овладения навыками, умениями изнаниями, повторение способствует высокой прочности сохранения необходимогоматериала. Так как заучивание протекает неравномерно, скачками и носитвременный характер, безусловно, необходимо пользоваться методом повторения. Причем повторения неоднократного, потому как несколько повторений подряд не всегдадают существенный прирост в припоминании, но затем, при следующих повторениях, ужепроисходит резкое увеличение объема запомненного материала.
Сохранение – это процесс активной переработки,систематизации материала и овладения им. Информация, которая нами воспринятасохраняется определенное время. Сохранение может быть динамическим истатическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, астатическое – в долговременной. При статическом сохранении материал подвергаетсяопределенной обработке и реконструкции (под влиянием новой информации,непрерывно поступающей от органов чувств), в то время как динамическоесохранение изменяется мало.
Воспроизведение — это процесс воссоздания образакакого-либо предмета, воспринимаемого ранее, но не воспринимаемого в данныймомент. Воспроизведение как и запоминание может быть преднамеренным илипроизвольным (способность воспроизводить сознательно поставленную цель,например, вспомнить выученное стихотворение) и непреднамеренным (воспроизведениеможет произойти неожиданно для нас самих. Например, проходя мимо предыдущейработы, неожиданно может воспроизвестись образ руководителя).
Узнавание. Это процесс прежде воспринятого. Нов отличие от воспроизведения, узнавание происходит при повторной встрече собъектом, представление о котором уже сформировалось на основе личных переживаний.Например, мы можем узнать здание, ранее не виденное, но описанное нам кем-то сопределенными признаками, которые отразились в наших представлениях. Узнаванияотличаются друг от друга степенью определенности и в связи с этим узнаваниеможет быть полным или неопределенным.
Забывание – это невозможность восстановитьинформацию воспринятую ранее. Проявится может в двух формах: невозможностьузнать или припомнить и неверное припоминание или узнавание. Существует триуровня памяти: 1. воспроизводящая память (человек выучил стихотворение и через некотороевремя сможет безошибочно его воспроизвести).
2. Опознающая память (человекне может воспроизвести заученное, но с легкостью его опознает в книге или наслух). 3. Облегчающая память (когда человек не может самостоятельно нивспомнить, ни узнать стихотворение, но при повторном заучивании ему необходимоменьше времени, чем в первый раз).
Следует отметить, чтозабывание происходит неравномерно, самая большая потеря информации происходитсразу же после его воспроизведения, а далее забывание идет медленнее.
В проявлениях забываниясуществует такое явление как реминисценция (смутное воспоминание), это как быотсроченное воспроизведение ранее воспринятого. Например, когда вспомнить неудается сразу после того как информация получена, но спустя некоторое времявсплывают факты, которые отсутствовали при первой попытке воспроизведенииматериала. Чаще это явление встречается у детей. Считается, что это связано стем, что дети не всегда сразу при восприятии могут осмыслить материал, так каким требуется некоторый промежуток времени для его осмысления, только тогдавоспроизведение материала будет полным.
Существуют также такиеформы забывания как: ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. Все знают,что воспринятая информация со временем утрачивает яркость и отчетливость,становится бледной и неясной, как бы теряет свои контуры и очертания. И можетпроизойти такое, что мы можем вспомнить совсем не то, что было вдействительности или ошибочное воспроизведение последовательности событий.Например, достаточно очевидным фактором забывания есть время. А в процессезабывания ослабевают случайные связи во времени. И вместо них на первый планвыходят такие вещи как: логические связи, сходство вещей, которые не всегдамогут совпадать со связями во времени. Также забывание происходит быстрее, еслиматериал не достаточно был понят человеком, был ему не интересен, или же неимеет отношения к его профессии.
Также забываниюспособствуют такие факторы как возраст, умственное или физическое утомление, действиепосторонних раздражителей, которые мешают сосредоточиться на нужном материале. И,безусловно, забывание зависит от объема материала, чем больше материал илитруднее он для восприятия, тем быстрее приходит забывание. Еще одним факторомявляется ретроактивное торможение — это отрицательное влияние деятельности,которая следует за заучиванием. Например, трудная деятельность затормозилаболее легкую или если деятельность следует без перерыва.
Для уменьшения забываниясуществуют некоторые приемы.
1. Необходимосвоевременное повторение воспринятого материала (первое повторение необходимочерез 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается 50%механически заученной информации). Также необходимо повторять необходимый материалв первые дни после заучивания, так как в эти дни максимальны потери отзабывания. И важно помнить что 30 повторений в течении месяца эффективней чем100 повторений за день.
2. Понимание и осмыслениеинформации. Как говорилось выше, механически выученная информация забываетсябыстро и почти полностью, поэтому действительно важно понимать необходимыйматериал.
Следует сказать и том,что существуют типы памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем.Любой человек запоминает и движения, и образы, и чувства, и мысли. Тип памятиговорит о том, как человек запоминает материал – зрительно (те люди, которымнеобходимо зрительное восприятие), на слух (люди, которым нужны слуховыеобразы) или пользуясь движением (люди, которые нуждаются в движениях, особенноречевых). Как правило, большинство людей обладает смешанными типами (слухо-моторным,зрительно-двигательным, зрительно-слуховой). Поэтому целесообразно, чтобычеловек запоминал необходимую ему информацию разными способами: путем чтения,прослушивания, просматривая изображения, наблюдая и т.д.

Заключение
Теперь становится ясно,что память занимает достаточно особое место среди психических познавательныхпроцессов, и как все процессы является деятельностью. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняемприобретенный нами опыт. Каждая наша мысль, чувство, переживание, действие илидвижение оставляет в памяти след, который может сохраняться достаточно долгоевремя, и в некоторых условиях проявляться и становиться предметом сознания. Именноблагодаря памяти, мы можем накапливать информацию и при этом не терять прежних,уже полученных знаний и навыков. Теперь мы понимаем насколько в нашей жизни идеятельности важны такие процессы как: запечатление, сохранение, последующееузнавание и воспроизведение. Изучая память, мы понимаем, что само по себеразвитие памяти не происходит, ее можно и нужно развивать. Зная свойствапамяти, ее процессы, каждый человек может выработать для себя индивидуальнуюсистему максимально улучшенного запоминания информации. И для этого существуют системы воспитания памяти, и прежде всеговоспитание положительных свойств памяти, которые помогают в умственной ипрактической работе человека, развивая такие качества как: планирование,самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединениепрактической работы с умственной, умение отказаться от неэффективных приемовработы, способность заимствования у других людей эффективных методов и т.д.
Как отмечает большинствопсихологов, человек запоминает наиболее хорошо те факты, события и явления,которые имеют для его деятельности важное значение, или по сути очень интересныдля него. Г.Эббингауз, вследствие экспериментальных методов установил, чтовозможно простые, но произведшие на человека сильное впечатление событиязапоминаются прочно и надолго. В то время как сложные, но менее интересныесобытия, человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго так и неостаются. Выходит, что особенно большое влияние имеет эмоциональное отношениечеловека к тому, что он запоминает, потому что это вызывает эмоциональнуюреакцию и хотим мы того или нет откладывает глубокий след в сознании.
Л.Д. Столяренко в своейкниге «Основы психологии» пишет: «Память – это способ существования психики вовремени, удержание прошлого, того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память –необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологическойидентичности»

Список литературы
1. Столяренко Л.Д.Основы психологии. — РнД., 2008.
2. Маклаков А.Г.Общая психология. — П.2009.
3. Мещерякова Б.Г.,Зинченко В.П. Современный психологический словарь. — Спб. 2007.
4. Ясперс Карл,Общая психопатология. -М. 1997г.
5. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. — 2 т. 1989г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :