Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности воспитательной работы в специальном (коррекционном) учреждении

Министерствопросвещения ПМР
ГОУ«Приднестровский государственный институт развития образования»
Кафедра педагогическогоменеджмента и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Особенностивоспитательной работы
в специальном(коррекционном) учреждении»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тирасполь,2009 г.

Содержание
Введение
1. Теоретическая частьисследования проблемы
1.1 Методологическиеосновы воспитания детей с недостатками слуха
1.2 Принципы воспитаниядетей с недостатками слуха
1.3 Методы воспитания детей снедостатками слуха
2. Практическая частьисследования
2.1 Особенностиумственного воспитания детей с недостатками слуха
2.2 Особенности трудовоговоспитания детей с недостатками слуха
2.3 Особенностиэстетического воспитания детей с недостатками слуха
Заключение
Библиография
Приложения

Введение
Детей с недостатками слуха начинают воспитывать в семье с первыхлет жизни. Затем в процесс воспитания включается школа-интернат, позднее-топроизводство, куда попадает выпускник школы. Воспитательное воздействие наребенка непрерывно, но оно изменяется в зависимости от социальных требованийобщества к семье, школе, производству. Оно изменяется и в зависимости отвозрастных особенностей учащихся, различных житейских ситуаций. Одни и те жесредства и методы воспитательного воздействия эффективны в одних ситуациях ималоэффективны в других, к тому же следует учитывать специфику особыхпотребностей глухих и слабослышащих детей. Этим и обусловлена актуальностьтемы нашего исследования: «Особенности воспитательной работы в специальном(коррекционном) учреждении».
Объектисследования: процесс воспитания в школе.
Предмет: особенности воспитанияучащихся специальной (коррекционной) школы.
Цельисследования: проанализировать специфику воспитания учащихся коррекционнойшколы
Задачиисследования:
1)проанализировать методологические основы, принципы и методы воспитания учащихсякоррекционной школы;
2)рассмотреть особенности умственного, трудового и эстетического воспитанияучащихся коррекционной школы.
Методы исследования: аннотирование, конспектирование, обобщениепередового педагогического опыта, наблюдение.

1. Теоретическая частьисследования проблемы
 
1.1Методологические основы воспитания детей с недостатками слуха
Диалектика воспитания раскрывается в сложной взаимозависимостиобъективного и субъективного, внутреннего и внешнего. Требования, предъявляемыепедагогом ученику, осознаются, становятся для него внутренними и реализуютсявпоследствии в практической деятельности ученика. Для детей с недостаткамислуха процесс перевода внешних, объективных требований в область сознаниятруден и длителен из-за особенностей психического развития. Этим объясняетсято, что в школах-интернатах для детей с нарушенным слухом встречаются ситуациинесовпадения требований педагога и деятельности учеников.
Диалектика воспитания проявляется в его противоречивости. Движущейсилой воспитательного процесса являются внутренние противоречия: между социальнымизадачами, которые выдвигает перед школьниками педагог, и их возможностями;между внешними влияниями и внутренними устремлениями школьников; междупритязаниями учащихся и их реальными возможностями; между потребностями ученикаи способами их удовлетворения. Часть перечисленных противоречий относится кпротиворечивым стремлениям самого школьника, а другая часть – к деятельностипедагога. В воспитании детей с недостатками слуха эти противоречия разрешаютсяв ходе целенаправленного воздействия на поведение, сознание ученика, расширенияего опыта, в процессе формирования речи, которая облегчает осмыслениепредъявляемых требований и содействует критической оценке своих возможностей.
Помимо внутренних противоречий на воспитательный процесс оказываютвлияние внешние противоречия – между целенаправленным воспитательным процессоми стихийными влияниями среды, которые не всегда бывают благоприятными, и пр.Эти противоречия не являются ведущими, но они в какой-то мере могут ослабитьвоспитательное воздействие педагога на учеников. Преодолевая то или иноепротиворечие, личность развивается, поднимается на новую ступень, приобретаетновое качество.
Процесс воспитания детей с недостатками слуха строится на – основеобщих закономерностей, характерных для советской педагогики, признающей влияниесоциальной среды на развитие личности и важность активной позиции самойличности.
Своеобразие психического развития детей с недостатками слухаобусловливает особенности процесса их воспитания.
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса вспециальной школе является (знание сложной структуры дефекта и понимание того,что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению,коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностейучащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционныезадачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит перваяособенность воспитания детей с недостатками слуха.
Второй особенностью воспитания глухих и слабослышащих является опорана потенциальные возможности ребенка, на его здоровые силы, вера в возможностипреодоления отставания в развитии. Русские и советские сурдопедагоги отмечали иотмечают жажду деятельности у глухих, их упорство, настойчивость, наблюдательность,умение подражать окружающим. Воспитание правильного отношения к своему дефекту,жизненного оптимизма делает жизнь ребенка радостной, мобилизует волю ижизненную активность. Особая роль при этом принадлежит сурдопедагогу, еготакту, уважению к личности ученика, сочетанию требовательности с уважением ивниманием.
Третьей особенностью воспитания детей с недостатками слуха являетсяего практическая направленность, широкое использование разнообразных видовдеятельности. Деятельность, исторически обусловленная и социальномотивированная, является основным условием развития личности. В процессетрудовой, игровой, познавательной деятельности глухие и слабослышащиеовладевают навыками организации и планирования, учатся входить в широкоеобщение с окружающими. Деятельность, в которой участвуют школьники, должна бытьне только воспитывающей, но и коррекционной.
Четвертой особенностью воспитания детей с недостатками слухаявляется учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, главным образом тех,которые обусловлены нарушением слуха и речевым недоразвитием. Знание причин,вызывающих те или иные особенности поведения или характера ребенка, помогаетвыбрать средства и методы воспитания каждого.
Таким образом, воспитание глухих и слабослышащих детей опираетсяне только на общие закономерности, но и на знание особенностей развития этихдетей.
Важным для понимания сущности процесса воспитания детей снедостатками слуха является осознание цели воспитания.
В конце 80-х годов в педагогике возникает новое направление, именуемоепедагогикой сотрудничества. Оно отражает новые условия жизни общества – демократизациювсех сфер жизни общества.
В условиях демократизации школы встает вопрос о реальномосуществлении идеи всестороннего развития личности, ибо в практике воспитательнойработы давно наметился перекос в сторону умственного воспитания в ущербнравственному, эстетическому и физическому. Речь идет о создании условий дляразвития творческих способностей и гармоничного развития каждого.
Выдвижение в качестве цели воспитания всесторонне развитогоглухого или слабослышащего ребенка предполагает, что решение задач умственного,нравственного, идейно-политического, трудового, физического и эстетическоговоспитания опирается на знание особенностей развития этих детей и направлено напреодоление последствий дефекта слуха. Особую значимость приобретает работаспециальной школы по формированию речи как средства общения. На ее основепроисходит преобразование познавательной деятельности детей с недостаткамислуха, более полное и глубокое развитие духовных сил каждого. Формирование речиявляется одним из условий всестороннего развития глухих и слабослышащих детей.
Воспитание детей с недостатками слуха носит комплексный характер.Главное в нем – это единство целей, задач, принципов, содержания, форм иметодов воспитательной деятельности.
Комплексность воспитания глухих детей предполагает единствовоспитательного воздействия всех подсистем внешней среды(общественно-политической, производственно-экономической, социально-бытовой,культурной и природно-экологической), а также ближайшего окружения ребенка(микросреды). Содержание воспитания детей с недостатками слуха предполагаеторганическую связь всех направлений работы (формирования патриотизма,трудолюбия, нравственности, общественной активности, физического иэстетического развития).
Выбор мервоспитательного воздействия требует сочетания различных групп методов,направленных на формирование поведения, сознания, чувств человека. Только комплексныйподход к решению всех аспектов воспитательной работы дает желаемый результат.

1.2Принципы воспитания детей с недостатками слуха
Принципы воспитания – руководящие положения, которые определяютсодержание и методы воспитания. Сами принципы определяются задачами воспитанияи особенностями развития школьников с недостатками слуха.
Принцип воспитания детей на основе их активной и самостоятельнойдеятельности. Только в процессе организованной деятельности, имеющейобщественную направленность, осуществляется всестороннее развитие учащихся.Деятельность глухих и слабослышащих строится с учетом их физических ипсихических особенностей. Она строго дозируется, чтобы не вызвать переутомлениядетей, контролируется педагогом или воспитателем.
Учитывая ограниченный жизненный опыт детей с недостатками слуха,важно помнить об обучении школьников тому или иному виду деятельности (показобразца поведения, подражание ему, оказание помощи детям в планировании иорганизации деятельности). Разъяснение и контроль педагога в процесседеятельности сочетаются с проявлением самостоятельности школьников. Сначалапедагог оказывает максимальную помощь детям, постепенно сокращая ее, в то времякак самостоятельность и активность школьников увеличиваются.
Наибольшую трудность представляет мотивация деятельности. Глухимдетям понятнее конкретная личная цель деятельности, социальные же мотивыдеятельности без специального воздействия педагога не формируются. Нужныбольшая разъяснительная работа, включение школьников в общественную жизнь,обучение способу выполнения той или иной деятельности, овладение нравственнымикатегориями.
Принцип воспитания детей в коллективе выдвинут и разработан А.С. Макаренко.Суть принципа в том, что коллектив, организованный в соответствии стребованиями морали, оказывает огромное воспитывающее влияние на каждого егочлена. Подчинение требованиям коллектива, совместная деятельность, единая цель,интересы объединяют детей. В коллективной деятельности у учащихся развиваютсячувства ответственности и товарищества, взаимопомощи, формируетсядисциплинированность, умение считаться с интересами и желаниями остальныхчленов коллектива. Без этих нравственных качеств немыслима жизнь человека вобществе.
В условиях специальной школы формирование коллектива несколькозатруднено. Речевое недоразвитие ограничивает контакты воспитанников междусобой, они более изолированы от своих сверстников. Труднее устанавливается иконтакт с педагогом. Тем не менее разработанные А.С. Макаренко условия,предпосылки, этапы формирования коллектива являются исходными и приформировании коллектива детей с недостатками слуха. Особая роль в этой сложнойработе принадлежит педагогу, его умению не подменять коллективное мнение своимитребованиями, не подавлять коллектив силой своего авторитета, а тактичноуправлять его деятельностью.
Воспитание детей в коллективе не исключает индивидуальной работыпедагога с воспитанниками. Наоборот, в коллективе педагог получает возможностьлучше изучить личность каждого школьника, выявить его индивидуальныехарактерологические особенности.
Принцип единства уважения и требовательности к личности ребенка. Этот принцип требует отсурдопедагога знания личности ребенка, его возможностей и особенностейфизического и психического развития. Уважение к личности школьника проявляетсяв умении педагога выслушать объяснение ученика, понять мотивы, которыми онруководствовался,в проявлении доверия к нему.
В сурдопедагогике особое внимание уделяется общению учителя сосвоими учениками, общению, построенному на доверии, взаимопонимании, уваженииличности и мнения ученика, взаимной требовательности.
Требовательность – это тоже проявление уважения к ребенку.Разумные требования, соответствующие целям и задачам воспитания, предполагаютпомощь школьникам в выполнении этих требований, строгий контроль со стороныучителя, учитывают уровень общего и речевого развития школьников, их возрастныеособенности. Важна и форма предъявления требований. Работая: с младшимишкольниками, у которых речь еще не сформирована и сознание не развито, учительможет прибегнуть к требованию-приказу, данному в краткой, лаконичной форме. Ввоспитательной работе со старшеклассниками целесообразнее использоватькосвенные формы предъявления требований (просьба, совет и т.п.).
Принцип единства педагогических требований школы, семьи иобщественности. Дети с недостатками слуха и речи живут и учатся вшколах-интернатах, где их воспитанием занимается большой коллектив педагогов.Единство их действий – залог успешного воспитания учащихся. Противоречия втребованиях приводят школьников к мысли о том, что эти требования обязательныне для всех, их можно нарушать, не выполнять. Подобные явления могут порождатьотрицательные черты характера, отклонения в моральном облике воспитанников.
Чрезвычайно важно единство воспитательных воздействий школы исемьи. Для достижения этого единства проводится большая воспитательная работашколы с родителями, ведется пропаганда педагогических знаний, разъясняетсяструктура дефекта и возможности развития глухих и слабослышащих. Знаниеособенностей развития детей с недостатками слуха помогает родителям найтиправильный тон взаимоотношений со своими детьми, направить усилия назакрепление успехов школы в воспитании учащихся и проведениекоррекционно-воспитателыюй работы в семье.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.Как отмечаютпсихологи, каждому возрасту соответствует свой уровень развития сенсорных,интеллектуальных и эмоциональных процессов, ведущий тип деятельности. Без опорына данные сурдопсихологии невозможно правильно организовать воспитательныйпроцесс.
Особенности развития глухих школьников младшего школьного возрастатребуют опоры воспитателей на конкретный пример, образец поведения, широкоеиспользование наглядности. С их помощью обогащается житейский опыт учащихся,приобретаются и осмысливаются знания, формируются умения. Работа по развитиюречи способствует формированию нравственных понятий.
Глухие дети подросткового возраста нуждаются в предоставлении имбольшей самостоятельности. Их знания и социальный опыт обогащаются в процессеактивного участия в общественной работе. Социальные связи подростков сокружающим миром расширяются. Педагог учитывает их возросший интеллектуальныйуровень, их готовность к активной деятельности. В работе с глухими юношами идевушками требуется учитывать их образованность, социальную зрелость.Выпускники специальных школ, находящиеся на пороге самостоятельной жизни,требуют внимания к своим взглядам, интересам, вкусам. Они не терпят грубоговмешательства в свой духовный мир, дорожат самостоятельностью и независимостью.
В воспитательной работе с каждой возрастной группой школьниковследует избирательно подходить к выбору средств, методов и приемов воспитания.
Помимо возрастного принципа в воспитании необходимо учитывать ииндивидуальные особенности каждого школьника. Это накладывает на сурдопедагогаобязанности глубокого изучения личности учащегося, продумывания индивидуальногоплана работы с воспитанником.
Таким образом, процесс воспитания представляет целостное единство,а рассмотренные принципы воспитания реализуются в комплексе, взаимосвязанно.

1.3 Методывоспитания детей с недостатками слуха
 
Методы воспитания – это пути воздействия педагогов на своих воспитанников с цельюформирования у них положительных черт личности.
В общей педагогике проблема методов воспитания, их совершенствованияразрабатывалась в трудах Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, Т.А. Ильиной,В.М. Коротова, И.С. Марьенко, И.Т. Огородникова, Г.И. Щукинойи др. В сурдопедагогике эта проблема отражена в работах А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова,Н.Д. Ярмаченко.
Учитывая особенности развития детей с недостатками слуха исовременные требования общества к воспитанию подрастающего поколения,предлагается следующая классификация методов воспитания.
Информационные методы (просвещение учеников в области норм морали,категорий нравственности и эстетики, этических понятий, общественной жизнистраны). К этой группе относятся: беседа (общественно-политическая, этическая иэстетическая); рассказ педагога; разъяснение; просмотр фильма; чтение газет,книг; педагогическое требование; пример.
Практически-действенные методы направлены на выработку умений, поведенияучеников, формирование опыта жизни в коллективе, закрепление норм морали всобственной деятельности. К этой группе относятся методы приучения иупражнения; организации общественно полезной деятельности; воспитывающиеситуации, игра.
Стимулирующие методы воспитания – поощрение и наказание.
В практике воспитания все группы методов действуют взаимосвязаннои применяются с учетом возрастных, индивидуальных, в том числе и речевыхвозможностей учеников.
Особенно важно соответствие методов задачам воспитания. Воспитываяу школьников трудолюбие, педагог опирается на практически-действенные методы.Остальные в данном случае выполняют второстепенную роль. В воспитании интересак искусству сначала преобладают информационные методы, а потом все большепривлекаются практически-действенные. В каждом конкретном случае возможноесочетание методов определяется задачей, стоящей перед педагогом, уровнемподготовленности детей к предстоящей работе.
В специальной школе применимы различные виды наказания: сначалавнешнее проявление порицания – нахмуренный, строгий взгляд, покачиваниеголовой, движение руки и т.п., потом вводится словесное обозначение порицания –«плохо», «стыдно», «некрасиво», «нехорошо».
Постепенно, с развитием коллектива, используется осуждениепоступка не только педагогом, но и товарищами. Важно, чтобы мнение коллективауважалось всеми его членами, тогда и осуждение, высказанное коллективом,воспринимается остро.
Кроме словесных форм наказания в специальной школе широкоприменяется естественное ограничение действий школьников: бегал по коридорув школе – постой, успокойся; сломал стул – почини его; толкнул товарища,нагрубил взрослым – извинись. Данный прием чрезвычайно эффективен, так как содержитне только исправление, допущенной ошибки в поведении, но и приучение к нормамморали.
Наказание ценно в воспитательном отношении лишь при определенныхпедагогических условиях: а) если проступок осознан учеником; б) еслиприменяется нечасто, ибо привычка к наказанию снижает его эффективность; в)если наказание не причиняет физической боли и не унижает личность.
Прежде чем вынести взыскание, выясняются мотивы проступка с учетомхарактерологических особенностей ученика.
Таким образом, в процессе воспитания детей с недостатками слухаиспользуются методы, выделенные общей педагогикой, но при этом учитываютсяособенности развития глухих и слабослышащих.

2.Практическая часть исследования
 
2.1Особенности умственного воспитания детей с недостатками слуха
Исследования советских психологов (И.М. Соловьев, Т.В. Розанова,Ж.И. Шиф) и сурдопедагогов (А.И. Дьячков, Р.М. Боскис, С.А. Зыков)позволяют сделать вывод о возможности умственного развития неслышащнх в ходеспециального обучения. Особое место в этом обучении занимает работа поформированию речи. А.И. Дьячков пишет: «…умственное развитие глухонемых,имея глубокое своеобразие, при создании соответствующих условий воспитания иобучения становится неограниченным»1.
В сурдопедагогике определены условия умственного воспитания:овладение системой научных знаний, умений и навыков, постепенное их расширениеи углубление; овладение речью параллельно с овладением знаниями основ наук,интенсивное развитие речи учащихся в ходе всего обучения; опора на житейскийопыт учащихся и максимальное его расширение; включение предметно-практическойдеятельности в учебный процесс, усиление его связи с практикой жизни идеятельности школьников; расширение умственного кругозора учащихся и развитиеих познавательных интересов и способностей.
В ходе целенаправленного учебно-воспитательного процессапроисходит развитие детей с недостатками слуха, формируются интеллектуальныекачества личности, культура умственного труда.
Задачи умственного воспитания
В структуру умственной воспитанности личности входят: умственнаяразвитость (знания, навыки, умения, готовность к репродуктивной и творческойдеятельности, самоорганизация), социально значимые мотивы интеллектуальнойдеятельности и личностные качества, интенсифицирующие умственную деятельность(познавательная активность, самостоятельность и др.).
Важными задачами умственного воспитания детей с нарушенным слухомявляются:
– формирование фонда знаний и совершенствование их качества;
– развитие и коррекция способов умственной деятельности;
– воспитание интеллектуальных качеств личности;
– формирование культуры умственного труда.
В процессе умственного воспитания формируютсяэмоционально-ценностные отношения, усваиваются мировоззренческие знания иумение ими пользоваться в знакомых и нестандартных ситуациях. Обеспечивается непростое усвоение знаний, а глубокое проникновение в их сущность, овладениеметодами их приобретения и применения, превращение знаний в убеждения, в орудиемышления и деятельности.
Решение задач умственного воспитания положительно влияет надостижение целей идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического,физического воспитания. Умственная воспитанность стимулирует формированиетворческого отношения к труду, поведение в соответствии с нравственныминормами, выработку адекватных эстетических оценок.
Содержание умственного воспитания
Продвижение в умственном развитии глухих и слабослышащих детей взначительной мере обусловлено уровнем их речевой подготовки, успешностьюовладения языком слов, реализацией речевых и слуховых возможностей. Чем вышеуровень овладения языком, тем благоприятнее условия для формирования фондазнаний и совершенствования их качества. 9 Знания усваиваются постепенно и невсегда сразу становятся полноценными.
К числу качеств полноценных знаний личности относят полнотойглубину, оперативность и гибкость, конкретность и обобщенность, свернутость иразвернутость, систематичность и системность, осознанность и прочность.
Полнота знаний ученика определяется количеством всех знаний обизучаемом объекте, предусмотренных программой. Так, в V классе глухие учащиесяусваивают общее понятие о частях речи (существительном, глаголе,прилагательном), выполняющих роль членов предложения, названия падежей ипадежные окончания существительных; в VI классе расширяются их представления о ролисуществительного, прилагательного, глагола, они узнают о роли местоимения ичислительного, усваивают падежные формы прилагательного, местоимения,числительного; в VII классе углубляют знания о глаголе, знакомятся с наречиями, ихролью в предложении. Таким образом в течение трех лет знания глухих учащихся очастях речи, их признаках, роли в предложении становятся все более полными.
Глубина знаний характеризуется числом осознанных существенных связейданного знания с другими, с ним соотносящимися. Глубина не тождественнаполноте, которая не исключает изолированности знаний. Глубокие знания отражаютсущность явлений, разнообразные их связи и отношения.
Оперативность знаний проявляется в готовности и умении ученикаприменять их в сходных и вариативных ситуациях. Чем разнообразнее ситуации, вкоторых ученик может применить знания, чем совершеннее это применение, тем вышеуровень оперативности как качества знаний. Это качество с трудом формируется удетей с нарушенным слухом. Очень часто (и это подтверждают опыты психологов)ученик не может решить задачу не потому, что не знает материал, а потому что неумеет оперативно использовать знания (например, не может объяснить, почемусохнет белье на веревке, хотя правильно отвечает на вопрос об условияхиспарения воды). Формирование оперативности знаний связано в значительной мерес усвоением правил, предписании, алгоритмов, дающих ориентиры для определениядействий и их последовательности.
Гибкость знаний выражается в быстроте нахождения вариативных способових применения при изменении ситуации, а также в способности предложитьнесколько способов разрешения одной и той же ситуации. Отличие гибкости знанийот другого качества – оперативности – и заключается в том, что последнеехарактеризует точное знание способов применения для определенной, заданнойситуации, а гибкость предполагает умение создать новый способ, комбинируя егоиз ранее использованных.
Конкретность и обобщенность как качество знаний проявляется в выявленииконкретного в общем и общего в конкретном. Конкретность изначально присущапознанию. Прежде всего познаются факты, а они конкретны. Обобщения появляютсяна более поздних этапах общественного развития. Всякое обобщенное знание, чтобыне быть бесплодным, должно содержать конкретные знания. Но всякое конкретноезнание, чтобы быть продуктивным, должно соотноситься с обобщенным. Обобщениеконкретных фактов, отнесение частного к общему возможно при условиисформированности иерархии понятий (понятий видовых, понятий первого уровня, илиродовых, общих понятий второго уровня). Так, ребенок, овладевший понятием«дерево», соотнесет с ним названия конкретных деревьев: березы, клена, дуба;овладевший понятием «растение» отнесет к нему и родовые понятия (овощи, фрукты,цветы, деревья и др.). Наконец, ребенок овладевает соотнесением понятий разноймеры обобщенности (растение – дерево – дуб).
У детей с нарушенным слухом система понятий формируется труднее имедленнее, чем у слышащих. Ранее усвоенные и вновь приобретаемые словесныеобобщения разных уровней лишь постепенно выстраиваются в сложную систему.Конкретность и обобщенность знаний можно сформировать в процессе обучения, еслис первых шагов приучать детей к разноаспектному рассмотрению объектов, киспользованию иерархической системы обозначений, последовательно преодолеваятрудности, обусловленные недостаточным развитием их речи.
Свернутость и развернутость знания предполагает способность к разной степенивыраженности знаний: представлению их как результата сжатия некоторойсовокупности знаний, либо, наоборот, как поэтапного раскрытия этойсовокупности. Сформированность этих качеств знания ученик демонстрирует,например, в том случае, если он может полно и кратко пересказать текст,сформулировать решение задачи и подробно охарактеризовать путь решения.
Свернутость и развернутость как показатели качества знанийформируются при условии овладения учеником умением различать главное ивторостепенное, существенное и несущественное, а также речевыми средствами дляреализации этого умения. Формирование этих качеств находится в тесной связи сформированием других качеств знания, и прежде всего полноты и глубины.
Систематичность знаний проявляется в связи новых знаний симеющимися, с другими соответствующими им знаниями. Систематичностьпредполагает иерархию и последовательность знаний, при которой одни знаниявыступают базовыми для других, в свою очередь, эти другие становятся базовымидля третьих и т.д. Например, в VI классе на уроках природоведения, знакомясьпосредством опытов с основными физическими свойствами твердых тел, которыеимеют массу, форму, занимают место, изменяются, учащиеся опираются напервоначальные представления о том, что земля состоит из твердых тел.Систематичность знаний проявляется в готовности учащихся к установлениюразнообразных связей в изучаемом материале: причинно-следственных, целевых,пространственно-временных и др.
Осознанность знаний отражает качество знаний как конечный результат(не следует смешивать осознанность с сознательностью – понятием более широким,характеризующим подход к учению).
Осознанность знаний (по И.Я. Лернеру) характеризуетсяпониманием характера (рядоположности и соподчиненности) связей между знаниями,различением существенных и несущественных связей, уяснением механизмастановления и проявления этих связей, осмыслением оснований усвоенных знаний(их доказательность), пониманием способов получения знаний, пониманиемпринципов, лежащих в основе этих способов применения.
Осознанность знаний может рассматриваться как результатсознательности усвоения знаний. Проявляется она по-разному. Наиболее ярким еепроявлением выступает умение своими словами излагать содержание прочитанного,менять порядок изложения при сохранении связей между отдельными фрагментами,перестраивать высказывание в зависимости от его цели, извлекать необходимыечасти целостного знания для ответа на изолированные вопросы.
Важнейшим качеством знаний является прочность – длительностьсохранения их в памяти и актуализация в необходимых случаях. Забота о прочностизнаний является одной из важнейших для учителя и проявляется в использовании науроке заданий на вариативное повторение, распределенное во времени, восстановлениепропущенных элементов информации, прогнозирование результатов на основеактуализированных знаний, установление межпредметных и внутрипредметных связейи др. Такая интенсивная умственная работа над материалом составляет базу дляформирования прочности знаний.
Умственное воспитание детей с нарушенным слухом призваноформировать содержательные (личностный смысл учения, действенность, самостоятельностьвозникновения, уровень осознания мотива) и динамические характеристики мотивов(устойчивость, модальность, сила, выраженность, быстрота возникновения).Воспитание направлено на преодоление узости познавательных интересов детей снарушенным слухом, обеспечение перехода от ситуативного, эпизодическогоинтереса к стойкому, личностному (II. Г. Морозова).
Овладение приемами умственной деятельности, формированиеинтеллектуальных черт личности составляет основу культуры умственного трудашкольника. Она включает умение работать с разными источниками информации,организационные умения (ставить образовательные задачи, определять рациональныепути их выполнения, объем работы, источники). Культура умственного трудапредполагает соблюдение его гигиены, т.е. систематичность занятий, сменуразличных видов и форм умственной работы, чередование умственного и физическоготруда, исключение источников отвлечения, равномерное распределение работы наотведенное время дня, недели, поддержание порядка на рабочем месте, соблюдениеправильного положения за рабочим столом и др.
Пути и средства умственного воспитания
Основной путь умственного воспитания детей с нарушенным слухом – включениеих в разнообразные виды деятельности, требующие решения познавательных задачразличного содержания. Приоритетное место занимает учебная деятельность, впроцессе которой ребенок усваивает накопленный человечеством опытпреобразования предметов окружающей действительности и взаимодействия с другимилюдьми, закрепленный и отраженный в школьных программах и учебниках. Учебнаядеятельность направлена на решение учебных задач и включает пониманиешкольником учебной задачи, осуществление учебных действий, самоконтроль исамооценку. В учебной деятельности на уроках, самоподготовке, в предметных кружках,факультативах, экскурсиях постоянно обогащается фонд знаний, совершенствуетсяих качество, формируется интеллектуальный потенциал личности.
Трудовая деятельность (ручной труд, общественно полезный,производительный труд) выступает как источник новых знаний. Воздействуя напредмет труда в целях изменения тех или иных его свойств и качеств, ученикприобретает знания об этих свойствах и качествах, устанавливает их связи сдругими предметами и явлениями, причины изменений. Используя орудия производства,ученик овладевает наиболее производительными способами действий.
В трудовой деятельности происходит специализация психическихфункций ученика с нарушенным слухом: более широким становится распределениевнимания, более быстрым – его переключение; развивается техническое ипространственное воображение, память на форму, цвет, величину; совершенствуютсямыслительные операции (осуществляется переход от внешних действий к действиямв уме).
В игровой деятельности как способе познания окружающегоформируются и развиваются умственные способности детей с нарушенным слухом (Н.Г. Морозова,Г.Л. Выгодская). В любой игре (ролевой, подвижной, дидактической)создаются условия, мобилизующие произвольное внимание, память, мышление,воображение, речь детей. Играя, глухие и слабослышащие дети приобретают новыезнания и умения, учатся применять их на практике.
В развивающих играх действия детей развертываются в зонеближайшего развития, которая постоянно расширяется. В других видах деятельности– эстетической, физкультурно-оздоровительной, общественной – также заключеныбольшие возможности умственного воспитания учащихся.
Умственное воспитание осуществляется совокупностью разнообразныхметодов и приемов.
Обогащению фонда знаний, формированию приемов умственнойдеятельности способствуют методы развивающего обучения (эвристические беседы,проблемное изложение и др.), выступающие как инструмент познавательнойдеятельности ученика. Целям умственного воспитания наиболее соответствуют такиеприемы, как самостоятельное формулирование учащимися вопросов, дополнение икоррекция ответов товарищей, доказательство высказанной мысли, отчет овыполняемых действиях и др.
Во внеклассной работе полезен цикл бесед: «Как статьвнимательным», «Как научиться самостоятельно мыслить», «Развивай свою память»,«Умеешь ли ты читать книги?», «С чего начинать выполнение домашнего задания»(прил. 1).
В умственном воспитании важны и формы организации умственнойдеятельности учащихся. Для старшеклассников, например, важна групповаядеятельность, в процессе которой особую значимость приобретает словесноеобщение, совершенствуется умение планировать ход решения проблемы, высказыватьсвое мнение, понять точку зрения других, принять или аргументированноотвергнуть, доказывать, продуктивно спорить. Интеллектуальный фонд класса – общеестремление к знаниям – в педагогике сотрудничества рассматривается какважнейшее условие учебы каждого.
2.2Особенности трудового воспитания детей с недостатками слуха
Труд является исторически первичным видом человеческой деятельностии составляет основу для развития человека в филогенезе и онтогенезе. В процессетруда человек не только осуществляет воздействие на окружающуюдействительность, но и активно изменяет свою собственную природу.
Задачи трудового воспитания детей с недостатками слуха
Трудовое воспитание – сложный, многогранный процесс, предусматривающийвовлечение детей с недостатками слуха в разнообразную трудовую деятельность.Задачи трудового воспитания формулируются с учетом объективных требований,предъявляемых к подрастающему поколению социалистическим обществом, иособенностей развития детей с недостатками слуха.
Такими задачами являются нравственная, психологическая,практическая подготовка глухих школьников к труду; преодоление последствий,связанных с первичным дефектом.
Эти задачи неразрывно связаны друг с другом. Их решениеспособствует общему развитию детей с недостатками слуха, подготовке их кактивному участию в общественно полезном труде и формированию коммунистическогоотношения к труду.
Нравственная подготовка детей с недостатками слуха подразумеваетстремление к формированию нравственных качеств, таких, как коллективизм,взаимопомощь, бережливость, творческое и добросовестное отношение к работе идр.
Исследования сурдопедагогов доказывают, что из-за недоразвития речи,словесно-логического мышления глухие с большими затруднениями овладеваютзнаниями о характерных признаках нравственного отношения к труду.
Целенаправленная педагогическая работа, проводимая с учетомособенностей глухих, позволяет преодолеть недостатки их готовности к труду.
Психологическая подготовка включает воспитание стремления охотновыполнять любую работу, полезную для других, для общества, от начала до конца сполной отдачей сил, добровольно, по собственному побуждению, с пониманиемобщественной значимости порученного.
В основе психологической подготовки детей с недостатками слухалежат социально значимые мотивы участия школьников в общественно полезномтруде, которые представляют внутренне осознанные побуждения к деятельности. Онипридают ей субъективный, личностный смысл.
Изучение мотивов трудовой деятельности глухих старшеклассниковпозволяет выявить несколько групп учащихся, отличающихся по характерудоминирующих мотивов (общественные, коллективистские, личные и престижные).Наиболее характерны для учащихся мотивы личные и коллективистские. Учащихся сколлективистскими мотивами побуждает к участию в труде стремление принестиуспех своему классу, группе или потребность в общении со своими товарищами.
Старшеклассники, у которых преобладают личные мотивы труда,исходят либо из утилитарно-практического интереса, либо из практическогорезультата деятельности, который оценивается ими с позиции личной значимости.
Число глухих, у которых доминируют общественные мотивы,незначительно. Это свидетельствует о необходимости целенаправленной работыпедагогического коллектива школы по формированию таких мотивов.
Практическая подготовка к труду направлена на вооружение детей снедостатками слуха знаниями основ наук, умениями и навыками, необходимыми втрудовом процессе. К ним относятся общетрудовые умения (планировать, оценивать,организовывать деятельность и т.д.) и технические умения (резать, пилить,строгать и др.).
В работах сурдопедагогов (А.П. Гозова, В.А. Влодавец, Т.С. Зыкова,Л.А. Новоселов и др.) раскрываются особенности глухих школьников вовладении трудовыми умениями и навыками. Показано, что процесс формированияумений происходит у глухих медленнее и с большими трудностями, чем у слышащих,что объясняется снижением слуха, нарушением анатомо-физиологических функцийнекоторых систем, в частности вестибулярного аппарата.
В трудовом воспитании детей с недостатками слуха особо выделяютсякоррекционные задачи, решение которых позволяет преодолеть последствияпервичного дефекта. Они включают развитие речи и закрепление навыков речевогообщения, а также исправление недостатков физического развития школьников.
Таким образом, задачи трудового воспитания отражают объективныепотребности социалистического общества в подготовке молодого поколения к труду.Успешному их решению содействуют содержание, формы, общие требования корганизации труда школьников.
Содержание трудового воспитания
Содержание трудового воспитания детей с недостатками слухараскрывается в разнообразных видах труда – умственном (учебном), на специальныхуроках, общественно полезном.
Учебный труд направлен на овладение знаниями основ наук в объемешкольной программы. Он способствует выработке материалистическогомировоззрения, формированию нравственных качеств, развитию творческихспособностей школьников. Учение представляет активный процесс усвоенияучащимися знаний, умений, навыков под руководством сурдопедагога. Как и любойвид труда, учение сопровождается затратой физических сил, напряжением, поэтомуот учеников требуется организованность, сила воли, активная самостоятельнаяпозиция в учебной деятельности. Интеллектуальный труд отличается тем, чтоглавным его результатом является не производство материальных и духовныхценностей, а изменение самого ученика, включающее качественно новый уровеньумственного и нравственного развития. Его особенностью в специальной школеявляется тесное единство процесса овладения знаниями с формированием иразвитием словесной речи.
Условиями организации учебного труда детей с недостатками слухаявляются следующие:
1) постепенно меняющийся характер учебной деятельности (в началеисполнительская, затем активно исполнительская, далее активно самостоятельная,затем творчески самостоятельная), что способствует изменению позиции ученика входе обучения;
2) связь процесса овладения знаниями, умениями, навыками сцеленаправленной работой по формированию и развитию словесной речи и речевогослуха;
3) режим умственного труда на уроке (учение должно быть ритмичными предусматривать разумный отдых учащихся).
Трудовое обучение – специальный учебный предмет, включенный вучебный план школ глухих и слабослышащих. Труд на специальных уроках – целостныйпроцесс, органически сочетающий обучение и воспитание детей с недостаткамислуха. Он направлен на вооружение школьников политехническими знаниями,трудовыми умениями и навыками, на развитие технического мышления и творческихспособностей учащихся. В процессе воспитания осуществляется формированиекоммунистического отношения к труду, ответственности за порученное дело.Трудовое обучение осуществляется на основе школьных программ, в которыхопределены задачи, содержание, методы и формы работы на различных этапахобучения. В них последовательно реализуется принцип политехнизма ипредусматривается связь уроков труда с общеобразовательными предметами.
Труд детей с недостатками слуха на специальных урокаххарактеризуется определенными особенностями. С одной стороны, он являетсяумственным трудом и служит углублению, расширению и закреплению знаний учащихсяпо различным учебным предметам, с другой – на основе практических действий ушкольников формируются общетрудовые, технические умения и навыки.
Организация и методика обучения детей с недостатками слуха на всехвозрастных этапах строится исходя из таких требований, как включение школьниковв разнообразные виды труда, в том числе и общественно полезный,производительный труд, доступность технологии изготовления каждого изделия,умелое инструктирование учащихся и правильное руководство их деятельностью состороны педагога.
Трудовое обучение детей с недостатками слуха осуществляется вразных формах, основной из которых является урок. Наряду с этим проводятсяэкскурсии на предприятия, организуется учебно-производственная практика.
Общественно полезный труд детей с недостатками слуха – эторазносторонняя, посильная целесообразная деятельность учащихся в интересахобщества, связанная с активным участием их в жизни класса, школы, района,города, страны. По своей общественной значимости он делится на бытовой,производительный, собственно общественно полезный.
Бытовой труд – один из простых видов труда, в которыйсистематически вовлекаются все дети. Постоянная занятость школьников бытовымтрудом определяется спецификой учебно-воспитательного учреждения, которое длясвоих воспитанников является и школой и домом. В школах-интернатах для детей снедостатками слуха данный вид труда организуется детским коллективом, и егорезультаты также принадлежат коллективу, что придает бытовому труду общественнополезный характер.
Бытовой труд наиболее доступен для детей с недостатками слуха иимеет для них огромное значение. Он формирует у школьников такие качества, какбережное отношение к вещам, взаимопомощь, инициатива, добросовестное отношениек порученному делу. Особая ценность бытового труда для детей с недостаткамислуха состоит в том, что он приучает их выполнять повседневные дела, лишенныеэмоциональной привлекательности, воспитывая тем самым упорство и настойчивость.
В условиях школы-интерната для детей с недостатками слуха бытовойтруд включает самообслуживание и домоводство. В содержание работы посамообслуживанию входят: личная гигиена, уход за одеждой, обувью, жилищем,приготовление пищи, мытье посуды, изготовление и ремонт нужных для личногопользования вещей. Самообслуживание включает также работу по поддержанию санитарно-гигиеническогорежима: заботу о чистоте и оформлении своего класса, кабинета, мастерской идругих помещений школы, уход за растениями, животными в уголке живой природыТруд по самообслуживанию может быть ручным и механизированным, простым исложным, индивидуальным, групповым или коллективным. Овладение трудовымиумениями и навыками происходит на основе подражания действиям сверстников,старших товарищей и сурдопедагога. Важную роль играет словесный отчетвоспитанника о выполненном действии.
Трудовые умения детей с недостатками слуха по самообслуживанию идомоводству углубляются и расширяются на внеклассных занятиях (прил. 2). На нихшкольников знакомят с правилами ухода за одеждой, приготовления пищи, ухода запосудой, помещениями и т.д. Продолжительность занятий в младших классах 30минут, в средних – 45 минут.

2.3 Особенности эстетического воспитания детей с недостаткамислуха
Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного исистематического влияния на формирование у учащихся эстетического восприятия ипонимания прекрасного в природе, искусстве, обществе, художественного вкуса испособности к художественному творчеству.
Работа школы-интерната по эстетическому воспитанию учащихсяучитывает научное определение сущности эстетического восприятия и егоособенностей (работы Б.М. Теплова, М.Е. Маркова, П.М. Якобсона).Эстетическое восприятие – «полное страсти познание природы, человека и дела егорук, познание, исполненное ярких эмоций и дум, глубоко проникающее в скрытые отвнешнего созерцания сущности, но всегда неотрывное от живого созерцания»1.Из этого определения вытекают и особенности эстетического восприятия – эмоциональность,осмысленность, оценочный момент и активная деятельность человека. Научныеположения о специфике эстетического восприятия определяютпсихолого-педагогические условия ознакомления детей с миром прекрасного. В актевосприятия искусства участвуют чувства человека, его воображение и память,мышление и речь. От уровня развития психических процессов зависит полнота иглубина эстетического восприятия.
Психологи (Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф) считают, что дети снедостатками слуха обращают внимание главным образом на сюжетно-содержательнуюоснову воспринимаемого явления или произведения. Изобразительно-выразительнаяформа художественного произведения воспринимается на эмоциональном, неглубокоосознанном уровне. Требуется специальное обучение школьников умениювоспринимать искусство, анализировать его, осмыслять. Работа по развитию речидетей с недостатками слуха оказывает положительное воздействие на ихэстетическое развитие.
Задачи и содержание эстетического воспитания
Из общей цели эстетического развития школьников вытекаютконкретные задачи воспитания у глухих и слабослышащих эстетическойвосприимчивости, эстетических чувств, суждений, эстетических идеалов и развитияхудожественных, творческих способностей.
Первая задача – воспитание эстетической восприимчивости,воспитание умений видеть и понимать прекрасное, чувствовать и испытыватьрадость от соприкосновения с ним.
Опыт показывает, что глухие и слабослышащие дети даже в младшемвозрасте тянутся к красивой игрушке, картинке, эмоционально отзываются накрасоту природы или окружающей обстановки. В силу их речевого недоразвития исвоеобразия психического развития воспринятое недостаточно осознается, а самовосприятие страдает неполнотой, поверхностностью.
Жизненный опыт детей с недостатками слуха обеднен, сенсорнаякультура недостаточно развита, поэтому они не в полной мере осознают красотуокружающего мира, не умеют отличать истинно красивое от внешней красивости, ихэстетические переживания обеднены.
Задача сурдопедагогов – обогатить жизненный опыт школьниковэстетическими впечатлениями. Она реализуется с помощью экскурсий в природу,организованных наблюдений за окружающими предметами, явлениями природы иобщественной жизнью. Обращается внимание на развитие сенсорной культурышкольников – совершенствование зрительного, тактильно-вибрационного восприятияобъектов в многообразии их качества и свойств.
Выполнение второй задачи – развитие эстетического вкуса,эстетических оценок и суждений – тесно связано с развитием речи и мышлениядетей с недостатками слуха, так как для выражения своего суждения по поводувоспринятого надо осмыслить увиденное, проанализировать его, выделить главное исущественное, обобщить в слове свое отношение.
Дети с недостатками слуха с трудом овладевают мыслительнымиоперациями, их речь бедна и невыразительна, поэтому суждения их схематичны илаконичны по своей форме, а по содержанию не всегда правильны и аргументированны.Суждения типа «нравится», «не нравится», «интересно» не раскрывают эстетическойзначимости явления, не раскрывают полноты чувств самого учащегося. Отсюдазадача педагога – помочь осмыслить увиденное и дать ученику необходимыйсловесный материал для выражения чувств и собственного отношения квоспринятому.
Широкое ознакомление с миром прекрасного (литературой, живописью,театром, природой), воспитательная работа по разъяснению их художественнойценности и эстетической значимости, развитие речи и мышления учащихся – все этоспособствует формированию художественного вкуса, эстетических идеалов.
В воспитательной работе с глухими и слабослышащими важно внешнееоформление всех помещений школы. Красивые, уютные групповые, светлые, красочнооформленные классы, кабинеты, современная изящная мебель, со вкусом сшитаядетская одежда – все вырабатывает вкус учащихся.
Третьей задачей эстетического воспитания является развитиетворческих способностей детей. Дети с недостатками слуха обладают самымиразличными творческими способностями. Одни неплохо рисуют, другие хорошо лепят,третьи искусно выжигают по дереву и т.п. Выявить эти способности нелегко, таккак иногда сам ребенок не знает о их наличии, а отсутствие речи или еенедоразвитие мешает выразить неясное и неосознанное желание.
Для выявления и развития художественных способностей учениковвовлекают в различные виды деятельности: привлекают к подготовке сборов,праздников, соревнований; рекомендуют участие в кружках, секциях; даютпоручения, связанные с проявлением самостоятельности и инициативы.
Содержание эстетического воспитания можно условно представить ввиде эстетического просвещения и организации эстетической деятельности.
Эстетическое просвещение осуществляется на уроках изобразительногоискусства и во внеклассное время. Школьников знакомят с выдающимисяпроизведениями изобразительного искусства, архитектуры, произведениямидекоративно-прикладного искусства и дизайна; сообщают элементарные знания основреалистического рисунка, композиции, формы, пропорции, конструкции, цвета. Вовнеклассное время знакомят учащихся с жизнью и творчеством отдельныххудожников, писателей, деятелей культуры и искусства. Эстетическая деятельностьосуществляется также на уроках и во внеклассной работе (прил. 3). Участие вхудожественной самодеятельности, изготовлении макетов, аппликаций, оформлениипраздников, выпуск газет, подготовка спектаклей, праздников и пр. – все этовырабатывает вкус, развивает творческие способности учеников.

Заключение
В итоге мыпришли к следующим выводам:
1. Выдвижениев качестве цели воспитания всесторонне развитого глухого или слабослышащегоребенка предполагает, что решение задач умственного, нравственного,идейно-политического, трудового, физического и эстетического воспитанияопирается на знание особенностей развития этих детей и направлено напреодоление последствий дефекта слуха. Особую значимость приобретает работаспециальной школы по формированию речи как средства общения. На ее основепроисходит преобразование познавательной деятельности детей с недостаткамислуха, более полное и глубокое развитие духовных сил каждого. Формирование речиявляется одним из условий всестороннего развития глухих и слабослышащих детей.
2. В воспитательной работе с каждой возрастной группой школьниковследует избирательно подходить к выбору средств, методов и приемов воспитания.
Помимо возрастного принципа в воспитании необходимо учитывать ииндивидуальные особенности каждого школьника. Это накладывает на сурдопедагогаобязанности глубокого изучения личности учащегося, продумывания индивидуальногоплана работы с воспитанником.
3. В процессе умственного воспитания следует учитывать, что удетей с нарушенным слухом система понятий формируется труднее и медленнее, чему слышащих. Ранее усвоенные и вновь приобретаемые словесные обобщения разныхуровней лишь постепенно выстраиваются в сложную систему. Конкретность иобобщенность знаний можно сформировать в процессе обучения, если с первых шаговприучать детей к разноаспектному рассмотрению объектов, к использованиюиерархической системы обозначений, последовательно преодолевая трудности,обусловленные недостаточным развитием их речи.
4. Практическаяподготовка к труду направлена на вооружение детей с недостатками слуха знаниямиоснов наук, умениями и навыками, необходимыми в трудовом процессе. К нимотносятся общетрудовые умения (планировать, оценивать, организовыватьдеятельность и т.д.) и технические умения (резать, пилить, строгать и др.).
В трудовом воспитании детей с недостатками слуха особо выделяютсякоррекционные задачи, решение которых позволяет преодолеть последствияпервичного дефекта. Они включают развитие речи и закрепление навыков речевогообщения, а также исправление недостатков физического развития школьников.
5. В процессе эстетического воспитания необходимо широкоеознакомление с миром прекрасного (литературой, живописью, театром, природой),воспитательная работа по разъяснению их художественной ценности и эстетическойзначимости, развитие речи и мышления учащихся, поскольку все это способствуетформированию художественного вкуса, эстетических идеалов.
В воспитательной работе с глухими и слабослышащими важно внешнееоформление всех помещений школы. Красивые, уютные групповые, светлые, красочнооформленные классы, кабинеты, современная изящная мебель, со вкусом сшитаядетская одежда – все вырабатывает вкус учащихся.
Для выявления и развития художественных способностей учениковвовлекают в различные виды деятельности: привлекают к подготовке сборов,праздников, соревнований; рекомендуют участие в кружках, секциях; даютпоручения, связанные с проявлением самостоятельности и инициативы.

Библиография
1.  Богданова Т.Г. Сурдопсихология.М: Academia, 2002.
2.  Боскис Р.М. Глухиеи слабослышащие дети. М., 1963.
3.  Воспитательнаяработа в интернате школы для глухих детей / Под ред. С.А. Зыкова. М.,1963.
4.  Дьячков А.И. Воспитаниеи обучение глухонемых детей: Историко-педагогические исследования. М., 1957.
5.  Зыков С.А. Проблемысурдопедагогики. Избранные труды. М., 1997
6.  Основыспециального обучения слабослышащих детей. М.: Просвещение, 1968.
7.  Психологияглухих детей / Под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой,Н.В. Яшковой. М., 1971.
8.  Специальнаяпедагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.
9.  Специальнаяпсихология / Под ред. В.И. Лубовского. М., 2003.
10.     Сурдопедагогика/ Под ред. проф. А.И. Дьячкова. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1963.
11.     Сурдопедагогика/ Под ред. проф. М.И. Никитиной. М.: Просвещение, 1989.
12.     Сурдопедагогика:учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.:Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 655 с.

Приложения
 
Приложение1
 
Практическоезанятия со слабослышащими детьми на развитие сосредоточенности внимания«Поработаем корректорами»
Рассмотриммодификацию известного диагностического и развивающего приема «Корректурнаяпроба». Суть его заключается в том, что ребенку предлагают находить ивычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений,в которых ребенок может почувствовать, что значит «быть внимательным» иразвивать состояние внутреннего сосредоточения.
Выполнениекорректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроляпри выполнении школьниками письменных работ.
Материалы
Любыепечатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Длямладших школьников нужно использовать тексты с крупным шрифтом.
Условияпроведения
Корректурныеупражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум пять раз внеделю) в течение двух–четырех месяцев.
Занятие может быть индивидуальным или групповым.
Правилапроведения
Этоупражнение рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующихправил.
1. Играпроводится в доброжелательной атмосфере. Младших детей можно дополнительнозаинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательнымиеще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами(предварительно выяснив, кем они хотят быть).
2. Проигрышне должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые «штрафы»:столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать наодной ножке и т.п.
3. Длямалышей норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться иприблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делаетребенок.
4. Времяпроведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 минут.
5. Объемпросмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: оттрех–четырех предложений до нескольких абзацев или страниц.
6. Проверкавыполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг удруга, они же придумывают «штрафы».
По мереовладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разномузачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается,вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второйотмечаются галочкой и т.п. Все изменения отражаются в инструкции, даваемойучителем в начале занятия.
По итогамработы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв.Показатель нормальной концентрации внимания для младших школьников – четыре именьше пропусков. Больше четырех пропусков – слабая концентрация.
Психологи,которые проводили практические исследования со школьниками, заметили, что послепервых трех–четырех недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменныхзаданиях в два–три раза.
Длязакрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течениедвух–четырех месяцев. Если после четырех месяцев занятий улучшений ненаступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к психологу илилогопеду.
При работе сдетьми 6–8 лет очень важно соблюдать еще одно условие: каждое занятие начинатьс нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реальнодопущенного количества ошибок, с тем чтобы у ребенка не возникало чувствабезнадежности, невозможности достичь нужного результата. Это легко сделать наиндивидуальных занятиях.
Во времягрупповых занятий бывает трудно достичь общей нормы, поэтому здесь можнообратить внимание на разнообразие штрафов, назначаемых детьми друг другу, ииндивидуальную поддержку ребенка.
ХОД ИГРЫ
Сначала нужнообъяснить детям, кто такой корректор и какие профессии требуют развитоговнимания.
Учитель. Корректор – это человек, которыйищет ошибки в разных статьях и книгах. Вы знаете, как много сейчас выходиткниг, журналов и газет для детей и взрослых. Наверное, вам было бы неприятно,если бы вы стали читать интересную книгу, а там вам встретилось много ошибок,опечаток, были бы перепутаны какие-нибудь слова или предложения. Перед тем как отдатькнигу в типографию, ее обязательно читает корректор и исправляет все ошибки иопечатки. Представляете, каким внимательным нужно быть и при этом знать правилаграмматики.
Но бытьвнимательными нужно и людям других профессий. Как вы думаете, каким специалистамнужно быть особенно внимательными? Объясните, почему вы так считаете?
Дети отвечаютна вопрос. Учитель в случае затруднений помогает им, называя такие профессии(шофер, летчик, врач, военный, охотник и др.).
Учитель. Давайте сегодня с вами поиграем вкорректоров. Задания у вас будут, конечно, не такие сложные, как у настоящегокорректора. Но все свое внимание вам придется сосредоточить на выполнениизадания. Тем более, что вы будете соревноваться друг с другом. Проверятьвыполнение задания вы будете также друг у друга сами.
В течение5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указатьлюбую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилииавтора.
Детивыполняют задание. Потом они работают парами: обмениваются своими работами иищут друг у друга ошибки.
Затем всоответствии с правилами участники выполняют штрафные задания. Учитель тактичноподдерживает тех, кто сделал много ошибок. Ни в коем случае эти дети не должныстать объектом насмешек. Можно их похвалить, за то, что они успешно нашлиошибки в работе своего товарища и т.п.
Для того,чтобы формировать, развивать и совершенствовать внимание у школьников, учителюнеобходимо знать и учитывать особенности внимания, владеть методами егоизучения, а также уметь анализировать и оценивать внимание каждого отдельногоученика и всего класса в целом.
Описываемыениже приемы развития внимания учащихся направлены на изучение его свойств какна уровне восприятия, так и деятельности, осуществляемой во внутреннем плане.
Орфографическаязарядка. Проблема орфографической зоркости всегда вызывает интерес. Каждыйучитель прочитал о ней ни одну статью. Но на каждом уроке русского языка переднами встают вопросы: как помочь ребенку грамотно писать? Как формироватьорфографическую зоркость и добиться качественных результатов обучения детейправилам правописания? Эти вопросы волнуют не только учителей, но и учеников, иродителей. Особое внимание заслуживает также проблема, связанная с овладениемшкольниками способами действия, обеспечивающими осознанное применение изученныхорфограмм.

Приложение2
 
Внеклассноезанятие по трудовому воспитанию
детей снарушениями слуха
на тему:
«Правильныйподбор одежды и обуви,
правила ихношения и ухода за ними»
Цели: учитьдетей одеваться так, чтобы одежда, обувь и другие предметы сочетались друг сдругом по назначению, стилю, цвету; прививать учащимся навыки повседневногоухода за одеждой и обувью; воспитывать эстетический вкус, аккуратность.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Беседапо теме
– Каждомуиз нас необходимо помнить известную русскую пословицу: «Встречают по одежке,провожают по уму». Ум, духовное богатство – главное. Но встречают-то по одежке!
Итак, все мыхотим выглядеть хорошо одетыми и воспитанными людьми. Что для этого необходимо?
Предлагаю навыбор несколько ответов. Какой из них вы считаете правильным?
Надо иметьмного денег, чтобы покупать дорогие вещи.
Покупатьтолько заграничную одежду, она лучше.
Не покупатьвещи в магазине, а шить самим или в ателье.
Следить замодой, носить только модные вещи.
Надо, чтобыникто не мешал нам носить то, что мы хотим.
(Ответыучащихся.)
– Разныеответы вы выбрали. Но они практически все неправильные. Как же ответить напоставленный вопрос? Наверное, лучше всего так: чтобы быть всегда хорошоодетым, надо иметь вкус. Существует несколько простых, но важных правил,которых придерживается человек с хорошим вкусом. И мальчишкам, и девчонкамследует помнить, что красиво и модно бывает одет тот, чья одежда соответствуетвозрасту, особенностям внешности, времени года и температуре воздуха,предстоящим занятиям и обстановке. Быть хорошо одетым вовсе не значит носитьдорогую одежду.
2.Разговор о простых, но важных правилах. Назначение одежды
– Знаешьли ты, что тебе к лицу? Главное – не надевай на себя что попало только потому,что это «носят все».
Модно толькото, что украшает тебя, уродовать же себя в угоду моде вовсе ни к чему.Необходимо одеваться по возрасту.
Не может бытькрасивым и то, что может нанести ущерб твоему здоровью. Одежда и обувь должнысоответствовать своему назначению. По назначению одежду можно разделить на тривида: домашняя, рабочая, нарядная.
3.Практическая работа
– Определить,в каких ситуациях можно надеть тот или иной костюм или платье. (На доскеприкреплены рисунки.)
4. Уход заодеждой
– Как быни был нарядно одет человек, но если на одежде у него грязные пятна, вряд ли онбудет выглядеть опрятно и красиво. Внешний вид – это то, что сразу бросается вглаза и многое говорит о человеке.
Опрятныйчеловек всегда вызывает симпатию, с людьми же, которые постоянно грязные илинеаккуратные, мало кто желает общаться.
Очистить вещи– значит удалить все загрязнения. Самым лучшим способом остается стирка. Но некаждую вещь необходимо стирать каждый день. Некоторые виды одежды нужно простоежедневно чистить. Дорогую одежду лучше отнести в химчистку.
5. Уход заобувью
– Что женужно для ухода за обувью?
Вампотребуются: жесткая щетка с короткой щетиной, чтобы счищать с обуви засохшуюгрязь; черный, коричневый или цветной крем; обувные щетки, отдельные длякаждого вида крема; щетки с длинной и мягкой щетиной; бархотки, чтобы наводитьблеск после чистки; запасные шнурки для туфель и ботинок.
Хранить всеэти материалы и инструменты лучше всего в специальном ящике или коробке скрышкой.
Хорошо, еслив ящике или коробке будут отделы для крема, щеток и бархоток.
Чистить обувьследует не перед выходом из дому, а после прихода с улицы.
6. Игроваячасть
Игра «Что вмешочке?»
Сложить вмешочек из непрозрачной ткани щетки, крем в баночке, тюбике и т.д.
Задание:определить, сколько предметов в мешочке; определить, есть ли одинаковыепредметы в мешочке и сколько их; назвать предметы, находящиеся в мешочке.
Ответьте навопрос: для какой обуви крем не нужен?
Если дождик –мы не тужим,
Бойко шлепаемпо лужам.
Станетсолнышко сиять –
Нам подвешалкой стоять.
(Резиновыесапоги.)
7. Итогзанятия
– Какиеправила ухода за одеждой и обувью вы запомнили? Для чего нужно заботиться ободежде и обуви?

Приложение3
 
Конспектурока ИЗО в 3-м классе по теме «Обои и шторы в твоем доме»
Цели и задачи:
·          обратитьвнимание детей на связь цвета и настроения, на роль цвета в интерьере,необходимость учета его воздействия на восприятие человека (яркий и веселый –для детской комнаты, столовой, строгий – для кабинета);
·          развиватьтворческие способности, изобразительные навыки;
·          овладетьспособом «набивки» по трафарету;
·          воспитыватьхудожественный вкус.
Оборудование:Таблицы(обои в нашем доме, изготовленные учителем.), ткань с узорами, бумага, ножницы,гуашь, поролон, виды узоров.
Темарассчитана на два урока.
План урока1
1.        Организациякласса – 1 мин.
2.        Сообщениетемы и задачи урока – 2–3 мин.
3.        Объяснениематериала 10–15 мин.
4.        Физминутка1 мин.
5.        Практическаяработа – 20–25 мин.
6.        Анализвыполненных работ – 3 мин.
7.        Домашнеезадание – 1 мин.
План урока2
1.        Организациякласса – 1 мин.
2.        Сообщениетемы и задачи урока 2–3 мин
3.        Чтонового узнали на прошлом уроке – 2 мин.
4.        Объяснениепоследовательности выполнения практической работы
5.        Физминутка– 1–2 мин
6.        Практическаяработа 20–25 минут
7.        Выставкаготовых работ, выставление оценок, уборка рабочего места.
Ход урока1
Вводнаябеседа. Ещев старину, когда только начинало развиваться фабричное производство тканей,узоры на них отпечатывались с деревянных досок, на которых были вырезанырисунки. Количество досок обычно соответствовало числу красок в узоре.
Узор на тканиизготавливался раньше вручную, путем «набивки» молотком по наложенной на доскуткани. Поэтому такие узорные ткани назывались набойками. Эти старинныеткани можно увидеть только в музеях.
В современноевремя узоры на тканях и на бумаге печатают машины. В основе узора лежитповторение одинаковых частей узора.
РАППОРТ –повторяющаяся часть орнамента.
Некоторыеручные способы механического повторения частей узора, например по шаблону, потрафарету, еще применяются. Эти способы очень просты и доступны каждому. Мы свами сегодня тоже будет изготавливать трафарет, а затем печатать узор нацветной бумаге.
Учительвывешивает новые слова на доске и разбирает с учащимися их смысл:
НАБОЙКА – виддекоративно-прикладного искусства; печатание вручную на ткани цветного узорапри помощи рельефных форм – деревянной доски, медной пластины;
ТРАФАРЕТ –тонкаяпластина, в которой прорезан рисунок, подлежащий воспроизведению;
ШАБЛОН – образец, по которомуизготавливаются какие-нибудь одинаковые изделия;
ОРНАМЕНТ –(от лат.Ornamentum – украшение) это узор, основанный на повторении и чередованиисоставляющих элементов
Справка. Орнаменты бываютгеометрические, растительные, животные (зооморфные), антропоморфные (спереработкой фигуры человека), символические, комбинированные и др.
По характерукомпозиции можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр,кайма), орнамент в круге (розетта), в квадрате или прямоугольной форме,сетчатый (обычный на ткани).
Декоративнаяпереработка форм – упрощение форм для большей графической и цветовойвыразительности.
Физминутка
Давайте ещераз уточним: через шаблон – обводится изображение карандашом или раскрашиваетсякрасками или фломастерами.
Черезтрафарет – отбивается губкой, поролоном.
Последовательностьизготовления трафарета.
1.        Складываемальбомный лист по длинной стороне вдвое, разрезаем, получится две одинаковыеполоски.
2.        Складываемкаждую полоску бумаги по длинной стороне вдвое, книжечкой.
3.        Намечаемрисунок, учитывая, что он будет повторяться для этого нужно соблюдатьодинаковое расстояние одного изображения от другого. Например, ёлочка, грибок,ёлочка.
4.        Затем,намечаем второй трафарет, чередуя узор в другом порядке: грибок, ёлочка,грибок. Чтобы изображения получились одинаковые, используем вырезанные части отпервого трафарета (См. Приложение 1). Трафареты обязательно подписать и сдать.Работу продолжим на следующем уроке.
Анализработы, подведения итога урока, уборка рабочего места.
Домашнеезадание: посмотритедома, какие у вас в комнатах обои, можно принести кусочки оставшихся обоев кследующему уроку.
Ход урока2
1. Организация класса – 1 мин.
2. Мы продолжаем работатьпо теме: «Обои и шторы в твоем доме». Покажите, какие обои вы принесли. Какие красивыеи разные! Молодцы!
Теперьприступаем к следующему этапу работы. Ваша задача: а) аккуратно напечататьизображение на листе цветной бумаги;
б) доработатьизображение фломастером, или гелевой ручкой, можно использовать блёстки.
Последовательностьработы:
1. Первыйтрафарет следует положить на цветной лист и выравниваете по левому краю листа.Гуашь надо брать густую, чтобы она не затекала под трафарет. Второй трафаретвыравниваете по правому краю листа и повторяете всё в той жепоследовательности. Теперь нужно немного подождать, пока высохнет.
Физминутка– 1–2 мин.
Когдавысохнет отпечаток, дорабатываем детали фломастерами или гелевыми ручками,можно украсить некоторые мелкие детали блёстками.
Выставкаработ. Выставление оценок. Уборка рабочего места.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.