Реферат по предмету "Психология"


Особенности совладающего поведения у неуспевающих студентов с разным уровнем самооценки

--PAGE_BREAK--Рис.1 Показатели уровня самооценки у неуспевающих студентов(%)

Мы видим, что большинство испытуемых выборки, не смотря на то, что они не успешны в учебно-профессиональной деятельности имеют нормальный уровень самооценки. Такие результаты можно объяснить тем, что для этих испытуемых учебно-профессиональная деятельность не является ценностью, или же является, но второстепенной. Таким образом, успех или неуспех в ней ни каким образом не сказывается на их уровне самооценки. Возможно, эти испытуемые реализуют себя за счет других видов деятельности: творческой, спортивной, научной и т.п.

Пятая часть испытуемых имеет заниженный уровень самооценки. Это, с одной стороны, говорит нам о том, что для этих студентов очень важен академический успех, и в связи с неуспешностью в этой сфере деятельности, мы видим неадекватный уровень самооценки. С другой стороны, возможно, что сама по себе академическая успеваемость для них не важна, а на уровень самооценки повлияли: чувство вины перед родителями или преподавателями, неуважение со стороны сверстников, пренебрежительное отношение со стороны преподавателей и др.

Испытуемые с завышенным уровнем самооценки, возможно, пытаются таким образом защититься от объективной реальности. Они как бы говорят себе, что я могу все, но просто не хочу. Студенты с помощью «искусственно» завышенной самооценки отгораживают себя от мнения окружающих и от возникновения новых проблем, на пути решения старых.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что данное распределение результатов, является вполне  нормальным и объяснимым явлением.

Для проведения качественного анализа результатов исследования мы отдельно рассмотрели группы испытуемых с заниженным и завышенным уровнем самооценки.

Для того чтобы провести качественный анализ результатов мы составили следующую таблицу (табл.1). Данные представленные в ней показывают нам, те качества характера, которые испытуемые с заниженным уровнем самооценки выбрали как качества идеального человека. Каждый из испытуемых выбрал из этих качеств наименее характерное для него и проранжировал их (чем меньше ранг, тем меньше присуще качество испытуемому). Сложив ранги всех испытуемых по отдельным качествам характера, и разделив их на количество испытуемых, мы получили средние значения по каждому выбранному качеству характера и занесли их в таблицу в столбец «М». Таким образом, мы можем, проанализировав эти данные, составить портрет группы испытуемых с заниженным уровнем самооценки. Проранжировав полученные в таблице данные мы может составить иерархия качеств характера, которые присуще неуспевающим студентам с заниженным уровнем самооценки

Табл.1 Показатели качеств характера у испытуемых с заниженным уровнем самооценки



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

М

Ранг

аккуратность

1

7

7

2

1

20

16

3

10

3

4

11

7,1

2

вдумчивость

8

1

14

20

8

 

15

4

19

17

11

6

11,2

13

доброта

2

17

16

17

15

2

17

13

 

16

5

10

11,8

17

жизнерадостность

19

8

15

3

19

5

14

18

11

18

19

12

13,4

23

искренность

14

16

17

15

16

4

13

14

 

4

 

5

11,8

16

непринужденность

18

15

1

13

 

15

12

8

18

5

20

9

12,2

18

принципиальность

7

5

4

14

7

14

11

15

12

1

12

14

9,7

10

радушие

15

19

18

12

 

6

5

19

 

19

9

3

12,5

21

рассудочность

6

2

5

18

5

7

10

5

17

2

1

13

7,6

4

решительность

3

3

6

4

6

16

6

12

4

20

10

20

9,2

9

сдержанность

12

9

8

11

14

18

20

9

13

 

13

8

12,3

19

терпеливость

9

12

 

6

4

8

7

6

14

10

2

4

7,5

3

трудолюбие

4

6

9

5

3

9

8

1

5

11

3

15

6,6

1

упорство

5

4

2

16

2

10

9

2

16

6

18

7

8,1

6

честность

10

14

19

19

10

17

18

16

 

9

14

17

14,8

24

чуткость

16

 

13

7

9

3

2

10

15

 

 

16

10,1

11

увлекаемость

17

10

3

10

17

 

19

17

6

8

17

 

12,4

20

осторожность

11

18

12

8

12

11

 

11

2

7

6

18

10,5

12

нежность

13

20

11

 

20

1

3

 

7

12

 

19

11,8

15

мечтательность

20

13

20

 

18

13

1

 

1

14

15

2

11,7

14

гордость

 

11

10

9

11

12

 

20

20

13

7

 

12,6

22

беспечность

 

 

 

1

13

19

 

 

3

 

16

1

8,8

8

педантичность

 

 

 

 

 

 

4

7

9

15

8

 

8,6

7

уступчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

8,0

5






     продолжение
--PAGE_BREAK--Табл.2 Иерархия качеств характера неуспевающих студентов с заниженным уровнем самооценки

Из таблицы 2 мы можем видеть, каким образом расположилась иерархия качеств, выбранных испытуемыми с заниженным уровнем самооценки. Наиболее присущим себе качеством испытуемые считают честность, наименее – трудолюбие. Из таблицы 2 мы также видим, что наиболее присущими себе качествами характера испытуемые считают, те качества, которые присуще большинству людей, а такие качества, которые говорят о силе характера, уверенности в себе стоят в самом низу иерархии.

Такой выбор испытуемых может объясняться такими факторами как оценка и отношение в целом окружающих, уровень притязаний, успешность в данный момент времени, корсет уверенности в себе и другие. Низкая самооценка может быть обусловлена и такими причинами: её можно перенять в детстве у своих родителей, не разобравшихся со своими личными проблемами; она может развиться у человека из-за неуспешности; из-за насмешек сверстников или чрезмерного критицизма со стороны взрослых в детстве; личностные проблемы, неумение вести себя в определённых ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе.Не следует забывать о том, что выборка испытуемых состоит из неуспевающих студентов, что в первую очередь может повлиять на уровень самооценки, так как ведущая деятельность данной возрастной группы учебно-профессиональная. Так же мы можем предположить, что из-за своей неуспешности студенты чувствуют осуждение со стороны своего окружения, что также не способствует приписыванию себе таких качеств характера как трудолюбие, терпеливость, рассудочность, упорство, принципиальность и повышению уровня самооценки.

Таким образом, у нас складывается следующих портрет группы испытуемых с заниженным уровнем самооценки.  Неуспевающий студент с заниженным уровнем самооценки, предстает перед нами как честный, жизнерадостный, гордый, радушный, непринужденный, увлекающийся, добрый и искренний человек, но такие качества как трудолюбие, аккуратность, терпеливость, рассудочность, упорство, решительность и принципиальность не присуще ему. Также мы можем отметить, что такие качества как аккуратность, жизнерадостность, принципиальность, рассудочность, решительность, трудолюбие и упорство были выбраны всеми испытуемыми в группе с заниженным уровнем самооценки. Такой выбор может быть детерминирован некоторой стереотипностью представлений об идеальном человеке, что также в свою очередь накладывает отпечаток на портрет группы.


Табл. 3 Показатели качеств характера у испытуемых с завышенным уровнем самооценки

Данные представленные в таблице 3, получены тем же способом, что и данные в таблице 1. Данные представленные в таблице 3 показывают нам те качества характера, которые испытуемые с завышенным уровнем самооценки выбрали как качества идеального человека. Все испытуемые данной группы проранжировали их (чем ниже ранг, тем менее присуще качество). Исходя из этих данных, мы можем составить портрет группы испытуемых с завышенным уровнем самооценки. Для этого мы вычислили среднее значение для каждого из представленных качеств, и проранжировали их. У нас получилась следующая иерархия качеств характера присущих неуспевающим студентам с завышенным уровнем самооценки:

    продолжение
--PAGE_BREAK--Табл.4 Иерархия качеств характера у неуспевающих студентов с завышенным уровнем самооценки



Исходя из данных таблицы 4, мы можем увидеть, какими качествами наделяют себя испытуемые с завышенным уровнем самооценки. Наиболее присущим качеством характера является жизнерадостность, наименее – легковерие. Следует отметить, то, что по сравнению с иерархией качеств характера у студентов с заниженным уровнем самооценки, иерархия качеств характера у студентов с завышенным уровнем самооценки более разнообразна. Мы можем наблюдать более сильный разброс в выборе качеств характера идеального человека. Все испытуемые выбрали такие качества как нежность, принципиальность, рассудочность, решительность, трудолюбие и упрямство. Но в отличии от испытуемых с заниженным уровнем самооценки эти качества стоят вверху иерархии. Все те качества, которые стоят в верхней части иерархии, можно назвать положительными и качествами характеризующие идеального человека. Большинство испытуемых приписывают себе все эти идеальные качества. Приписывание этих качеств, может быть обусловлено такими причина как идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. Это еще раз указывает нам на неадекватно завышенный уровень самооценки.

Таким образом, у нас складывается следующий портрет группы испытуемых с завышенным уровнем самооценки. Такой студент приписывает себе такие качества характера как жизнерадостность, терпеливость, доброту, трудолюбие, непринужденность, упрямство, высокомерие, упорство, решительность, принципиальность. Но в тоже время такой студент, отрицает у себя такие качества характера как легковерие, эгоизм, педантичность, нежность, чуткость, мечтательность, вдумчивость и подозрительность.

Сопоставив иерархии качеств характера у неуспевающих студентов с заниженным и завышенным уровнем самооценки мы видим, что они отличаются, но для того чтобы оценить различия в выборе качеств характера неуспевающими студентами с заниженным и завышенным уровнем самооценки, необходимо, использую критерий Манна-Уитни (Приложение 3) рассчитать статистическую значимость различий.

Гипотезы:

Но – уровень признака в группе испытуемых с заниженным уровнем самооценки не ниже уровня признака в группе испытуемых с завышенным уровнем самооценки.

Н1 — уровень признака в группе испытуемых с заниженным уровнем самооценки ниже уровня признака в группе испытуемых с завышенным уровнем самооценки.

Различия статистически значимы по шкалам терпеливость и трудолюбие.

Шкала трудолюбие:

Uэм=15,5

Uкр=24             Р=0,01

Принимается Н1, то есть уровень трудолюбия в группе испытуемых с заниженным уровнем самооценки ниже уровня трудолюбия в группе испытуемых с завышенным уровнем самооценки.

Шкала терпеливость:

Uэм=20

Uкр=24             Р=0,01

Принимается Н1 , то есть уровень терпеливости в группе испытуемых с заниженным уровнем самооценки ниже уровня терпеливости в группе испытуемых с завышенным уровнем самооценки.

Таким образом, иерархии качеств характера отличаются только по таким качествам характера как терпеливость и трудолюбие, остальные отличия являются статистически незначимыми.





§3. Исследование копинг-стратегий
Рис.2Показатели копинг-стратегий неуспевающих студентов(%)

По данным исследования копинг-стратегий мы выявили, что у 10% испытуемых преобладает конфронтационный копинг, у 11,7% испытуемых – дистанцирование, 23,3% — самоконтроль, принятие ответственности преобладает у наименьшего числа испытуемых – 3,4%, у 30% испытуемых преобладает – бегство-избегание, 8,3% испытуемых – планирование решение проблемы и 13,3% испытуемых – положительная переоценка (Рис.2).

Наибольшее число испытуемых используют для совладания со стрессовыми ситуациями стратегию бегство-избегание. Такой выбор испытуемыми мы можем детерминировать следующими факторами. Эта копинг-стратегия характеризуется отрицанием проблемы или уходом с арены стрессовой ситуации. Люди, использующие данную стратегию совладания, пытаются отрицать любое наличие стрессоров, таким образом, отгораживаясь от угроз понижения самооценки и избегая новых неудач. Это позволяет им сохранять прежний уровень уверенности в себе и не вызывает никаких новых проблем, так как при такой стратегии не требуется никаких активных действий по устранению стрессоров, а следовательно не возникает никаких препятствий, которые могут пошатнуть внутренний мир человека. Так же для использования этой стратегии поведения в принципе не нужны затраты внутренних ресурсов организма, ведь все проблемы отрицаются.

Данная стратегия совладания является неадекватной и вызывает серьезные негативные последствия. Увеличивает  дистресс  и таким образом  не  только  обостряет старые  проблемы,  но  и  порождает  новые.  Негативные последствия  стратегии избегания особенно велики при  наличии долгосрочных стрессоров. Надо, однако, заметить, что в случае краткосрочных   стрессоров  такая  тактика  поведения   может оказаться эффективной. Она, вероятно, приемлема и в ситуации, когда нет никакой возможности для управления стрессором.

Также мы можем сказать, что выбор такой стратегии совладания как избегание, может быть обусловлена признаками темперамента: низкой предметной (то есть направленной на дело) активностью и высокой эмоциональностью, понимаемой как чувствительность к несовпадению ожидаемого и полученного результата (Русалов, 1990), а также с негативным отношением к себе и низким уровнем самоуправления (Пантилеев, 1994).

Второе место по численности испытуемых использующих данную стратегию поведения занимает – самоконтроль. Эта стратегия характеризуется регулированием своих чувств и действий. Мы можем говорить о том, что эта стратегия также не всегда эффективна: как правило, она очень действенна и прекрасно выручает при форс-мажорах вроде стихийных бедствий, техногенных катастроф и нападений террористов (в таких условиях наибольшие шансы на выживание имеет тот, у кого ясная голова и трезвые мысли), а также в ссорах при условии равенства сторон по силе. Однако гораздо менее эффективна в ситуации, когда противник блефует и его следует просто напугать демонстрацией силы. Здесь совладание с гневом принесет скорее вред, чем пользу: противник может перейти в наступление, приняв такое поведение за слабость соперника. Кроме того, чрезмерное «зарегулирование» своих эмоций приводит к возникновению перенапряжения и провоцирует психосоматические заболевания.

Такая копинг-стратегия как положительная переоценка до сих пор оценивается неоднозначно. С одной стороны, придание проблеме позитивного значения уменьшает стресс и служит эмоциональному приспособлению к нему; с другой стороны, изменение отношения отвлекает от конкретных практических проблем. Тем не менее,€ представляется, что стратегия позитивной переоценки может быть эффективна в ситуации, когда субъект не может контролировать результат.

Также следует отметить, что использование стратегии положительной переоценки снижает ресурсы копингов самоконтроля и планирования решения проблемы.

Дистанцирование как стратегия совладающего поведения характеризуется попытками человека отделить себя от проблемы, забыть о ней. Также эта стратегии используется для уменьшения значимости проблемы. При таком копинге человек пытается взглянуть на проблему как бы из-за стекла, что не всегда может дать положительные результаты.

По данным нашего исследования 10 % испытуемых используют для совладания конфронтационный копинг. Этот копинг отличается агрессивной установкой человека по отношению к тяжелым жизненным обстоятельствам, когда такие ситуации воспринимаются им как враждебная сила, которую надо победить или уничтожить. Такая стратегия хороша, когда ситуация персонифицирована: имеется в реальности конкретный угрожающий объект, который, будучи нейтрализован, прекратит свое вредоносное воздействие. Тогда все в порядке: энергия противостояния направлена четко и адресно, что обеспечивает максимум эффекта. Однако же имеются не всегда эффективно использовать данную стратегию: именно вследствие применения этой стратегии человек нередко и сам преступает закон, действуя по принципу «око за око». Второе негативное последствие данной стратегии в том, что если угроза не персонифицирована, то применение подобной стратегии превращается в бесполезную трату внутренних ресурсов.

Планирование решение проблемы является наиболее эффективной стратегией совладающего поведения, но, к сожалению, ее используют только 8,3 % испытуемых нашей выборки. Это может быть детерминировано тем, что у студентов не хватает навыков, для использования данной стратегии. Так же на этот копинг тратиться гораздо больше  внутренних ресурсов человека, чем на другие. Эта стратегия состоит в выработке четкого плана по устранению или решению проблемы, и четкому следованию ему. Но когда ситуация находится вне наших пределов возможности ее контролировать эта стратегия является неэффективной.

Наименьшее число испытуемых используют для совладания со стрессом стратегию принятия ответственности. Данная стратегия совладания предполагает принятие своих ошибок и дальнейший их анализ и учет. Эта стратегия совладания доступна далеко не каждому, так как для ее применения необходимы такие качества как самокритичность, умения прогнозировать и анализировать, а так же некоторая зрелость и сила характера. Эта копинг-стратегия имеет и свои недостатки. Используя ее, человек может увлечься и брать на себя ответственность за абсолютно все события, происходящие вокруг него, что приведет лишь к истощению внутренних ресурсов организма и как следствию – депрессии.

Из всего выше сказанного мы видим, что наиболее используемыми стратегиями совладания со стрессом являются стратегии направленные на совладание с отношением индивида к стрессовой ситуации, а не на разрешение самой проблемы. Мы можем предположить, что такие результаты детерминированы в первую очередь неуспешностью испытуемых выборки. Неуспешные студенты пытаются изменить свое отношение к проблемным ситуациям, для того чтобы не сталкиваться с еще большими проблемами на пути разрешения. Они, таким образом, пытаются оградить себя от еще больших стрессоров, так как не уверены в том, что справятся с возникшими трудностями. Не предпринимая никаких шагов по разрешению стрессовых ситуаций, неуспевающие студенты ограждают себя от угроз еще большего подрыва своей самооценки.




§4. Результаты исследования

По данным исследования копинг-стратегий у неуспевающих студентов с заниженным уровнем самооценки были получены следующие результаты (Рис. 3).
Рис.3 Показатели стратегий совладающего поведения у неуспевающих студентов с заниженным уровнем самооценки(%)

Исходя из данных представленных на рисунке 3, мы видим, что больше половины (58,3%) испытуемых с заниженным уровнем самооценки используют стратегию совладающего поведения бегство-избегание. Такие стратегии совладающего поведения как конфронтация и дистанцирование используются равным количеством неуспевающих студентов (16,7%). Наименее используемая копинг-стратегия – самоконтроль (8,3%)

 Большинство испытуемых с заниженным уровнем самооценки используют копинг-стратегию бегство-избегание. Это может быть детерминировано тем, что студенты, находясь в ситуации неуспеха, и уже имея заниженную самооценку, пытаются избежать новых проблем. Из-за неадекватно низкой самооценки, студенты считают, что не справятся со стрессовой ситуацией и всячески избегают ее. Испытуемые, использующие эту стратегию совладания, регулируют свое эмоциональное отношение к проблеме, избегая ее, что в свою очередь не приводит к разрешению стрессовой ситуации.   
         16,7% испытуемых используют конфронтационную стратегию совладания.  Конфронтационный копинг отличается своей агрессивностью. Студенты, находящиеся в ситуации неуспеха, могут использовать этот копинг как средство защиты. Направляя свою агрессию на тяжелые жизненные обстоятельства, студенты, не решают своих проблем, но таким образом регулируют эмоциональное состояние, получая разрядку.

Такая стратегия совладания как дистанцирование очень похожа на бегство-избегание. Дистанцирование используют 16,7% испытуемых нашей выборки. Этот копинг отличается от бегства-избегания тем, что студенты, использующие его, не отрицают наличия проблемы, но отгораживаются от нее, и наблюдают как бы со стороны. Использование дистанцирования неуспевающими студентами с заниженным уровнем самооценки можно объяснить теми же причинами, что и использование бегства-избегания. Студенты, направляют свои действия на регулирование своего эмоционального состояния, для того чтобы на пути решения реальной проблемы не возникло еще больших проблем, с которыми они будут не в силах справиться.

Самое малое количество студентов с заниженным уровнем самооценки используют копинг-стратегию самоконтроль (8,3%). Этот копинг как и предыдущие направлен на регуляцию своего эмоционального состояния. Студенты с заниженным уровнем самооценки используют этот копинг для контроля над своими чувствами. Если они не позволят себе волноваться, расстраиваться и раздражаться по поводу какой-либо проблемы, то соответственно и проблема не так уж важна. Таким образом они  предохраняют себя от возможных угроз еще большего снижения самооценки.

По данным исследования копинг-стратегий у испытуемых с завышенным уровнем самооценки были выявлены следующие результаты (Рис.4).


Рис.4 Показатели стратегий совладающего поведения у студентов с завышенным уровнем самооценки(%)

      Испытуемые этой группы используют всего две копинг-стратегии – это бегство-избегание (99%) и самоконтроль (1%).

Почти все испытуемые выборки используют стратегию совладающего поведения бегство-избегание (99%). Неуспевающие студенты с завышенным уровнем самооценки используют такую стратегию совладания для того чтобы не подвергать сомнениям видение самого себя. Просто отрицая наличие какой-либо трудной ситуации, такие студенты не подвергаются никакому риску понижения своей самооценки.

1% испытуемых, использующий стратегию совладания самоконтроль, путем контроля своих действий и эмоций также защищает себя от негативных последствий действий, направленных на разрешение проблемы.

По данным исследовании копинг-стратегий у неуспевающих студентов с нормальным уровнем самооценки были получены следующие результаты (Рис.5).


Рис.5 Показатели стратегий совладающего поведения у неуспевающих студентов с нормальным уровнем самооценки(%)

         У группы студентов с нормальным уровнем самооценки были выявлены все виды копинг-стратегий. Бегство-избегание и планирование решение проблемы используют равное количество испытуемых (15,6%). Наибольшее число испытуемых используют две стратегии совладания самоконтроль и положительную самооценку (21%). 13,5% неуспевающих студентов используют стратегию поведения дистанцирование. Конфронтацию используют 7,9% испытуемых. И менее всего используемая копинг-стратегия – принятие ответственности (5,4%).

          Как мы видим из рисунка 5, неуспевающие студенты с нормальным уровнем самооценки используют все виды копинг-стратегий для совладания со стрессом. Это можно объяснить тем, что такие студенты не считают себя неуспешными людьми и имеют адекватную самооценку. Следовательно, они используют различные копинги для совладания со стрессом, что является наиболее эффективным. Так же следует отметить, что испытуемые группы с нормальным уровнем самооценки используют не только стратегии направленные на регулирование своего эмоционального состояния, но и направленные на разрешение проблемы.

Таким образом мы видим, что неуспевающие студенты с разными уровнями самооценки используют различные копинг-стратегии. Студенты с заниженным уровнем самооценки используют такие стратегии совладающего поведения как бегство-избегание, дистанцирование, конфронтацию и самоконтроль. Студенты же с завышенным уровнем самооценки используют бегство-избегание и самоконтроль. Как мы видим все стратегии, используемые неуспевающими студентами с неадекватным уровнем самооценки, являются эмоционально-фокусированными, то есть направлены на регулирование эмоционального отношения к проблеме. Студенты же с нормальным уровнем самооценки используют для совладания со стрессом все виды копинг-стратегий.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась. Неуспевающие студенты с неадекватным уровнем самооценки используют эмоционально-фокусированные копинг-стратегии.




Заключение

         В заключении подведем итоги. Исследуя совладающее поведение у неуспевающих студентов, мы можем сказать, что один из факторов выбора того или иного вида копинга является уровень самооценки. Самооценка сама по себе является одним из главных личностных образований, и одна из ее функций – это регуляторная функция. Эта функция на основе, которой происходит решение задач личностного выбора. Таким образом, мы может утверждать, что уровень самооценки влияет на выбор стратегии совладающего поведения.

         По результатам исследования мы выявили, что не все неуспевающие студенты имеют неадекватный уровень самооценки. Это может говорить о том, что академическая успеваемость для них не является ценностью и/или они реализуют себя, и добиваются успеха в других сферах деятельности. Так же были полечены такие результаты: люди с неадекватным уровнем самооценки используют эмоционально-фокусированные копинг-стратегии, то есть, те копинги, которые направлены на регулирование своего эмоционального отношения к возникшей проблеме. Такие копинги в большинстве случаев являются неэффективными, так как, регулируя свое эмоциональное состояние, люди не решают проблемы возникающие перед ними.

         Таким образом, мы можем сказать, что главной особенностью совладающего поведения неуспевающих студентов является использование  эмоционально-фокусированных копинг-стратегий.

         Темой дальнейших исследований могут стать более основательные исследования копинг-стратегий не только у неуспевающих студентов, но и у вполне успешных. Следует отметить, что необходимо проведение работ по коррекции уровня самооценки и выбора копинг-стратегий.

         Материалы данной работы могут быть использованы в работе психологов и в дальнейших научных исследованиях.   

        


Список использованной литературы

1.     Адлер А. Наука жить. Киев, 1997. 300 с.

2.     Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. -  Выпуск 2.

3.     Асмолов А.Г. Психология личности М.: Наука, 1990. 264-460 с.

4.     Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Наука, 1986.

5.     Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология развития: Хрестоматия по психологии. – СПб., 2001

6.     Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. – 1992. — №4. – Т.13. – С. 99-100.

7.     Богомаз С.А., Филоненко А.Л. Различия в выборе копинг-стратегий лицами с разной склонностью к манипулятивному поведению // Сибирский психол. журн. — 2002.- 10.- С. 122-126.

8.     Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т 4. М., 1984.

9.     Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки. // Вопросы психологии. – 1989. — №1. – С. 5 -14.

10.Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов]. – М., 1976. – 175 с.

11.Кон И.С. Психология юношеского возраста. М: Политиздат, 1979. 340 с.

12.Крайг Г. Психология развития. СПб.: Алетей, 2000. 560 с.

13.Лазарус Р. Психологический стресс и процесс совладания с ним. М: Наука, 1998. 343-457 с.

14.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1975. 325 с.

15.Ломов Б. Ф. Проблема образа в психологии. // Вестник Академии Наук СССР. – 1985. — №6. – С. 85-92.

16.Нартова – Бочавер, С.К. Copingbehaviorв системе понятий психологии личности/ С.К. Нартова – Бочавер //Психологический журнал. – Т. 18. – 1997. — № 5. – с 20 — 30.

17.Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб., 2000. 70, 460, 600 с. 

18.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М.: Наука, 1997. 340 с.

19.Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Учебн. пособ. к спецкурсу. – Пермь., 1990.

20.Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями//Журнал социологии и социальной антропологии, 1998.

21.Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М.: Знание, 1994. 366 с.

22.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003 с. 635 – 713 с.

23.Психологические особенности самодеятельных подростково-юношеских групп / Под ред. Д.И. Фельдштейна и др. М.: Наука, 1990. 385 с.

24. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: СПб., 1994. 283 с.

25.Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. 608 с.Журнал «Трудный пациент»№ 8–9–2009: Психологические аспекты постовариоэктомического синдрома 57-58 с.

26.Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. — М.-С.-Пет., 1994.

27.Berg C.A., Meegan S. P., & Deviney P.P. A social-contextual model of coping with everyday problems across the lifespan // International Journal of Behavioral Development, 1998, 22(2), 231—237.

28.Frydenberg E. (1997). Adolescent Coping: Theoretical and Research Perspectives. London: Routledge.

29.Frydenberg E. Beyond Coping. Meeting goals, visions and challenges. Oxford University Press, 2002

30.Frydenberg E., & Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal, Fall 2000. Vol. 37, No. 3, pp. 727—745.

31.Lopez, D. F., & Little, T. D. (1996). Children’s action-control beliefs and emotional regulation in the social domain // Developmental Psychology, 32, 299—312.

32.Losoya S., Eisenberg N., Fabes R.A. Developmental issues in the study of coping // International Journal of Behavioral Development, 1998, 22(2), 231—237.

33.Moss R.H., Schaefer J.A. (1986). Life transitions and crises // Coping with life crises. An integrative approach. New York: Plenum Press. P. 3-28.

34.www.psychologov.net

35.ru.wikipedia.org




Приложение 1

Методика определения копинг-механизмов Р.Лазарус, С.Фолкман.

Описание методики

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.

Теоретические основы

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Процедура проведения

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

Обработка результатов

1.подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:

·                     никогда – 0 баллов;

·                     редко – 1 балл;

·                     иногда – 2 балла;

·                     часто — 3 балла

2.вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы — 2,3,13,21,26,37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:
— это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3.Можно определить проще, по суммарному баллу:

·                     0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;

·                     7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;

·                     13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

Ключ

·                     Конфронтационный копинг— пункты: 2,3,13,21,26,37.

·                     Дистанцирование— пункты: 8,9,11,16,32,35.

·                     Самоконтроль— пункты: 6,10,27,34,44,49,50.

·                     Поиск социальной поддержки— пункты: 4,14,17,24,33,36.

·                     Принятие ответственности— пункты: 5,19,22,42.

·                     Бегство-избегание— пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.

·                     Планирование решения проблемы— пункты: 1,20,30,39,40,43.

·                     Положительная переоценка— пункты: 15,18,23,28,29,45,48.

Интерпретация результатов

Описание субшкал

1.                 Конфронтационный копинг.Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.

2.                 Дистанцирование.Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.

3.                 Самоконтроль.Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:

4.                 Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.

5.                 Принятие ответственности.Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.

6.                 Бегство-избегание.Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.

7.                 Планирование решения проблемы.Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.

8.                 Положительная переоценка.Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Бланк для ответов копинг-теста


ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я…

никогда

редко

иногда

часто

1

… сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше — на

следующем шаге

0

1

2

3

2

… начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное — делать хоть что-нибудь

0

1

2

3

3

… пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение

0

1

2

3

4

… говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации

0

1

2

3

5

… критиковал и укорял себя

0

1

2

3

6

… пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть

0

1

2

3

7

… надеялся на чудо

0

1

2

3

8

… смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет

0

1

2

3

9

… вел себя, как будто ничего не произошло

0

1

2

3

10

… старался не показывать своих чувств

0

1

2

3

11

… пытался увидеть в ситуации что-то положительное

0

1

2

3

12

… спал больше обычного

0

1

2

3

13

… срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы

0

1

2

3

14

… искал сочувствия и понимания у кого-нибудь

0

1

2

3

15

… во мне возникла потребность выразить себя творчески

0

1

2

3

16

… пытался забыть все это

0

1

2

3

17

… обращался за помощью к специалистам

0

1

2

3

18

… менялся или рос как личность в положительную сторону

0

1

2

3

19

… извинялся или старался все загладить

0

1

2

3

20

… составлял план действии

0

1

2

3

21

… старался дать какой-то выход своим чувствам

0

1

2

3

22

… понимал, что сам вызвал эту проблему

0

1

2

3

23

… набирался опыта в этой ситуации

0

1

2

3

24

… говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации

0

1

2

3

25

… пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами

0

1

2

3

26

… рисковал напропалую

0

1

2

3

27

… старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому по­рыву

0

1

2

3

28

… находил новую веру во что-то

0

1

2

3

29

… вновь открывал для себя что-то важное

0

1

2

3

30

… что-то менял так, что все улаживалось

0

1

2

3

31

… в целом избегал общения с людьми

0

1

2

3

32

… не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться

0

1

2

3

33

… спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал

0

1

2

3

34

… старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела

0

1

2

3

35

… отказывался воспринимать это слишком серьезно

0

1

2

3

36

… говорил о том, что я чувствую

0

1

2

3

37

… стоял на своем и боролся за то, чего хотел

0

1

2

3

38

… вымещал это на других людях

0

1

2

3

39

… пользовался прошлым опытом — мне приходилось уже попадать в такие ситуации

0

1

2

3

40

… знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить

0

1

2

3

41

… отказывался верить, что это действительно произошло

0

1

2

3

42

… я давал обещание, что а следующий раз все будет по-другому

0

1

2

3

43

… находил пару других способов решения проблемы

0

1

2

3

44

… старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах

0

1

2

3

45

… что-то менял в себе

0

1

2

3

46

… хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось

0

1

2

3

47

… представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться

0

1

2

3

48

… молился

0

1

2

3

49

… прокручивал в уме, что мне сказать или сделать

0

1

2

3

50

… думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему

0

1

2

3






Приложение 2

Методика самооценки личности Будасси

Стимульный материал:

Слова, обозначающие отдельные качества личности : аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм .

Инструкция

1 этап: «Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во 2 колонке)»

2 этап: «Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…»

3 этап: «Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…»

  Обработки результатов МСЛ

1. Найти значения d, d 2, S d 2

где d — разность номеров рангов. Внести в таблицу: 



1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

6.    

7.    

8.    

9.    

10.    

11.    

12.    

13.    

14.    

15.    

16.    

17.    

18.    

19.    

20.    

d

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


S d 2 =

2. По формуле Роджерса подсчитать коэффициент корреляции рангов:

r =1 — (6 S d 2 /(n 3 -n)),

где d — разность номеров рангов, n — число рассматриваемых свойств (20)

Нормативы :

Если r стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку;

Если r стремится к -1, то это указывает на заниженную самооценку;

При -0,5

 Бланк МСЛ

Идеал

Качества

Реальное Я

 

Аккуратность

 

 

Беспечность

 

 

Вдумчивость

 

 

Вспыльчивость

 

 

Гордость

 

 

Гру­бость

 

 

Доброта

 

 

Жадность

 

 

Жизнерадостность

 

 

Завистливость

 

 

Зас­тенчивость

 

 

Злопамятность

 

 

Искренность

 

 

Капризность

 

 

Легковерие

 

 

Мечтательность

 

 

Нежность

 

 

Непринужденность

 

 

Нерешительность

 

 

Несдержанность

 

 

Обидчивость

 

 

Осторожность

 

 

Педантичность

 

 

Подозрительность

 

 

Принципиальность

 

 

Высокомерие

 

 

Радушие

 

 

Развязность

 

 

Рассудочность

 

 

Решительность

 

 

Сдержанность

 

 

Стыдливость

 

 

Терпе­ливость

 

 

Трудолюбие

 

 

Трусость

 

 

Увлекаемость

 

 

Упорство

 

 

Уступчивость

 

 

Упрямство

 

 

Черствость

 

 

Честность

 

 

Чуткость

 

 

Эгоизм

 

 





Приложение 3

Шкала терпеливости


Шкала трудолюбия




Виды эмоциональных состояний
Универсальное значение эмоций в жизни человека является очевидным. Какие бы условия ни определяли жизнь человека и его деятельность, действительными они становятся лишь тогда, когда проникают в сферу его эмоциональных переживаний. Благодаря эмоциональным переживаниям, восприятие жизни приобретает ценность и полноту. События и впечатления окружающей жизни находят отражение в различных и многообразных эмоциональных состояниях человека. Самая первая трудность, с которой мы встречаемся, когда говорим о видах эмоциональных состояний, — это вопрос о терминах, которыми обозначаются различные формы внутренних переживаний человека. Многообразие поступающих в сознание человека впечатлений превосходит возможность их полного словесного выражения. С помощью слов мы можем лишь отчасти объяснить внутреннее состояние или впечатления, полученные из внешнего мира. Вполне адекватных средств для логической передачи эмоций при помощи абстрактных понятий не существует. Поэтому и термины, выражающие различные виды эмоций, относительны и условны. Однако в целом следует придерживаться следующих понятий и определений основных видов эмоциональных состояний.
Чувство — длительное устойчивое переживание человеком своего отношения к самому себе и людям, их характеру, поведению, поступкам и, вообще, ко всем явлениям жизни.
Аффект — сильное, бурно протекающее эмоциональное переживание, например, гнев или ужас.
Страсть — сильное, глубокое чувство, надолго захватывающее человека.
Настроение — длительное эмоциональное состояние, которое может быть радостным, приподнятым или, наоборот, угнетенным, упавшим и которое придает определенный эмоциональный тон и окраску всем другим переживаниям, мыслям и действиям.
Все эти понятия и определения в некоторой степени могут быть взаимозаменяемыми.
Что касается собственно эмоции, то ее обычно определяют как кратковременное переживание, являющееся немедленным ответом чувства, возникающего в результате впечатления, произведенного изменившимися условиями обстановки. В последнее время отмечается тенденция определять эмоцию как результат недостатка или отсутствия определенной информации о внешней среде, как незнание, что предпринять и как поступить. В этой новой интерпретации эмоции последняя трактуется более широко и универсально, а именно как переход, погружение человека во внутреннее переживание.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.