Реферат по предмету "Психология"


Интерперсональная теория психиатрии Гарри Салливана

Введение
Теория Салливана явилась одной из попыток соединить все знания оличности, что были до этого. Успешность этого опыта привела к стремлениюпсихологов выбирать различные знания и соединять их воедино. Работы Салливанаоказали большое влияние на психологию личности, а также и на проблему общениялюдей.
Гарри Стэк Салливан был первым американцем, который создал всем понятную теориюличности. Несмотря на то, что язык и формулировки Салливана довольно сложны, онстарался сделать свою теорию понятной.
Взгляды Салливана во многом определили формирование динамическогонаправления в американской психиатрии. Салливан показывал важностьмежличностных отношений, а также необходимость коррекции межличностноговзаимодействия в отношениях между врачом и пациентом

1. Характеристика подхода и личностьавтора
Гарри Стек Салливан – создатель новой идеи, известной как «межличностнаятеория психиатрии». Ее главный принцип заключается в следующем: личность – это «относительноустойчивый рисунок периодически возникающих межличностных ситуаций,характеризующих жизнь человека» (1953, с. 111)[1].Личность – это некая сущность, которая связана с человеческим обществом изависит от него. Следовательно, полагает Салливан, не имеет смысла в качествеобъекта рассматривать отдельного индивида, так как он не может существовать – ине существует – отдельно от других людей
Хотя Салливан не отрицает роли наследственности в становлении организма,он полагает, что то, что выступает как чисто человеческое – это связи собществом. Человек становится социальным организмом, обладающим собственнымиособенными способами дыхания, пищеварения, кровообращения и т.д.
Гарри Стек Салливан родился на ферме близ Норвича (Нью-Йорк) 21 февраля1892 г. и скончался 14 января 1949 г. во Франции, в Париже, Онполучил медицинскую степень в Чикагском медицинском колледже в 1917 г., аво время 1 Мировой войны служил в вооруженных силах. По окончании войны онработал как медик в Федеральном совете профессионального образования, затем вСлужбе народного здоровья. В 1922 г. Салливан начал работать в БольницеСвятой Елизаветы в Вашингтоне. С 1923 года и до начала 30-х он сотрудничал смедицинской школой Мэрилендского университета, а также с Больницей Шеппарда иЭноха Пратт в Таусоне (Мэриленд). В этот период жизни Салливан осуществилисследования в области шизофрении. Он открывает собственный кабинет на ПаркАвеню в Нью-Йорке В 1933 году он стал президентом Фонда Уильяма Алансона Уайта.В 1936 г. он способствовал основанию и стал директором Вашингтонской школыпсихиатрии. В 1938 г. начал выходить журнал «Psychiatry», материалыкоторого отражали теорию межличностных отношений, разрабатывавшуюся Салливаном.Он был сначала соиздателем, а затем – до своей кончины – издателем этогожурнала. В 1940–41 гг. Салливан был консультантом в системе призывнойслужбы. В том же году он стал членом международной комиссии по подготовке Международногоконгресса по психическому здоровью. Салливан был научным и государственнымдеятелем, выдающимся психиатром, замечательным терапевтом, смелым теоретиком.Его открытость привлекали множество людей, ставших его учениками, коллегами,друзьями.
При жизни Салливан опубликовал лишь одну книгу, отражающую его теорию(1947). Однако после его ухода остались обширные рукописи; кроме того, осталисьзаписи многих лекций, прочитанных студентам Вашингтонской школы психиатрии. Этирукописи и записи, как и другие неопубликованные материалы, были довереныПсихиатрическому Фонду Уильяма Алансона Уайта. Было издано пять книг,основанных на материалах Салливана, и в основном они представляют цикл лекций,прочитанных им зимой 1946–47 гг. и является наиболее полным описанием еготеории. Рукописи Салливана о шизофрении, большинство которых относится кпериоду его сотрудничества с Больницей Шеппарда были собраны воедино иопубликованы под названием «Schizophrenia as a human process» (1962). Последняявышедшая книга «The fusion of psychiatry and social science» (1964).
2. Характеристика и составляющие теории
Салливан настойчиво повторяет, что личность-это как бы «иллюзия», которуюнельзя наблюдать и изучать вне межличностных ситуаций. Она образуется несобытиями, которые происходят внутри её а тем, что происходит в обществе. Личностьобнаруживается только тогда, когда человек так или иначе ведет себя поотношению к одному или нескольким Это могут быть и несуществующие фигуры. «Психиатрияпредполагает изучение феноменов, возникающих в межличностных ситуациях, вконфигурациях, образованных двумя или более людьми, из которых все – кромеодного – могут быть в большей или меньшей степени иллюзорны» (1964, с. 33).Восприятие, память, мышление, воображение, все другие психические процессы по егомнению, являются общественными.
Хотя Салливан отводит личности статус несуществующего, он, тем не менее,признает, что она – центр различных процессов, которые происходят в рядемежличностных полей. Наиболее важными являются динамизмы, персонификации икогнитивные процессы.
Динамизмы
Динамизм – мельчайшая единица, которой можно пользоваться при изучениииндивида. Он определяется как «относительно устойчивый рисунок энергетическихтрансформаций, периодическое возникновение которого характерно для организма напротяжении его существования как живого» (1953, с. 103). Она может бытьоткрытой, общественной, как например, высказывание, или внутренней, какнапример, мышление или фантазирование. Салливан необычно формулируетопределение динамизма: он говорит, что это «оболочка для несущественных частныхразличий» (1953, с. 104)[2]. Например,два яблока могут отличаться по виду, и все же определяться как яблоки в силутого, что их различия несущественны. Собственно человеческими являются тединамизмы, которые типичны для межличностных отношений. Например, кто-то можетвести себя, как правило, враждебно по отношению к какому-то человеку или группелюдей, что является проявлением динамизма недоброжелательности. Любая привычнаяреакция по отношению к одному или нескольким людям, составляет динамизм. Вообщединамизмы одинаковы для всех, но способ выражения их различен – в зависимостиот ситуации.
Динамизм обычно задействует определенную область тела, посредствомкоторой взаимодействует со средой.
Большинство динамизмов служит для удовлетворения потребностей организма.Однако существует важный динамизм, возникающий как следствие тревоги. Онназывается Я-системой.
Я-система
Тревога – это одно из тех чувств, которое может передаваться;первоначально она передается от матери к ребенку и впоследствии связана сугрозой безопасности. Для того, чтобы избежать тревоги (актуальной илипотенциальной) или свести ее к минимуму, люди используют различные способызащиты и контроля за своим поведением. Эти меры безопасности формируют Я-систему,разрешающую одни формы поведения и запрещающую другие. По мере возрастаниясложности Я-системы, она препятствует оценке человеком самого себя и егоповедения, убирает противоречия между тем, что представляет человек на самомделе, и тем, что о нем «говорит» Я-система.
Салливан имеет в виду, что в более рациональном обществе не возникли быпричины, по которым ребенок чувствует тревогу; и для того, чтобы с тревогойсправиться, он вынужден овладевать методами, которые для него нехарактерны.Хотя учёный признает, что в современном обществе для избегания тревоги развитиеЯ-системы абсолютно необходимо, он признает и то, что Я-система, насколько мысейчас о ней знаем, несовершенна. Он писал: «Я выступает содержанием сознанияво всех случаях, когда человек вполне комфортно себя чувствует в планесамоуважения, престижа среди товарищей и того уважения и почитания, которые емувыказываются» (1964, с. 217)[3].
Персонификация
Персонификация – это индивидуальный образ самого себя или другого. Онпредставляет комплекс чувств, отношений, представлений, Например,персонификация доброй матери возникает у ребенка в связи с тем, что мать нянчити заботится о нем. Любое отношение между людьми имеет тенденцию формироватьблагоприятный образ. Персонификация же плохой матери возникает вследствиепереживаний, связанных с тем, что она побуждает тревогу. Тревожная матьперсонифицируется как плохая.
Эти возникшие в нас образы редко соответствуют тем людям, которыхописывают на самом деле. Первоначально они формируются для построения частных отношений,но обычно закрепляются и влияют на отношение к другим людям. Так, человекперсонифицировавший отца как неприятного человека с диктаторскиминаклонностями, может проецировать эту персонификацию на других мужчин старшеговозраста, например, учителей, То есть что-то, на ранних возрастных стадияхслужившее как признак тревоги, может вмешиваться в возникающие позжемежличностные отношения. Эти образы показывают искаженные представления означимых в данных момент людях. Персонификации, разделяемые многими людьми,называются стереотипами. Это – представления, по поводу которых существуетединое мнение многих. Примеры распространенных в нашей культуре стереотипов –рассеянный профессор, бескомпромиссный художник, тупой чиновник.
Когнитивные процессы
Уникальный вклад Салливана в разрешение проблемы роли познания вфункционировании личности – выделение трех типов переживаний. Переживания,говорит он, могут быть прототаксическими, паратаксическими и синтаксическими.Прототаксический опыт «может рассматриваться как дискретный ряд кратковременныхсостояний организма» (1953, с. 29)[4]. Между ниминет никакой необходимой связи и они не имеют смысла для субъекта опыта.Прототаксический способ переживаний наиболее явно обнаруживается в первыемесяцы жизни и является необходимой предпосылкой двух других.
Паратаксический способ представляет связь между событиями, которыевозникают примерно одновременно, но логически между собой не связаны. Салливанполагал, что наше мышление во многом не выше паратаксического: мы видимпричинные связи между переживаниями, не имеющими друг к другу никакогоотношения.
Третий и высший способ мышления – синтаксический, предполагающийпризнанные формы символической деятельности, особенно вербальной. Признанныйсимвол – тот, в отношении которого в плане стандартного его смысла существуетсогласие группы людей. Синтаксический способ устанавливает логический порядокмежду переживаниями и дает людям возможность общаться друг с другом.
В дополнение к этим представлениям о способах переживаний, Салливанобращает внимание на предвидение. «Человек живет прошлым, настоящим и ближайшимбудущим, и понятно, что все это существенно для объяснения его мыслей идействий» (1950, с. 84). Предвидение зависит от воспоминаний и настоящего.
Напряжение
Салливан начинает с представления об организме как напряженной системе,которая может быть либо абсолютным покоем, или, как предпочитал говоритьСалливан, эйфорией, либо абсолютным напряжением, примером чего является крайнийужас. Есть два основных источника напряжения: 1) напряжение может проистекатьиз потребностей организма и 2) оно может быть следствием тревоги. Потребностимогут быть свзаы связаны с недостатком воды, еды, кислорода, что нарушаетравновесие в организме. Потребности могут быть общего плана, например, пищевая,либо соотноситься с определенной частью тела Потребности организованы;нижестоящие должны быть удовлетворены раньше, чем вышестоящие. Одним изрезультатов редукции потребности является чувство удовлетворения.
Тревога также может быть представлена, как переживание напряжения в связис реальной или воображаемой угрозой безопасности. Высокий уровень тревогиснижает эффективность удовлетворения потребностей индивида. Чувство тревогиможет быть больше или меньше взависимости от того, насколько серьезна угроза инастолько эффективны способы защиты, которые есть у человека. По существу,Салливан считает, что тревога оказывает первое в жизни обучающее влияние. Он признает,что не знает, как именно происходит эта передача, но возможно, что этопроисходит посредством некоего процесса, который неизвестен. Вследствие этойполученной от матери тревоги ребенок наполняет ей ближайшие объекты среды. Ребенокнаучается избегать активности и объектов, вызывающих тревогу. Если ребенок неможет избежать тревоги, он обычно засыпает. Сон может являться некоей защитойот тревоги. Салливан говорит, что одна из величайших задач психологии – выяснить,почему возникает тревога.
Развитие личности
Салливан очень тщательно описал последовательность отношений, в которыеличность участвует на пути от младенчества ко взрослости, и то, как этиситуации влияют на формование личности. Очень много внимания Салливан уделилрассмотрению стадий развития личности. Он, отличие от других отстаивалсоциально-психологический подход к развитию личности, огромный вклад в который,по его мнению, внёс процесс человеческих взаимоотношений. Хотя Салливан неотвергал биологических факторов развития личности, он ставил их нижесоциальных. Более того, он считал, что иногда эти социальные влиянияпротиворечат биологическим потребностям человека и наносят ущерб личности.
Стадии развития
Салливан выделяет шесть стадий развития личности, кторые происходят впериод от младенчества и до зрелости. Это: 1) младенчество; 2) детство; 3)ювенальная эра; 4) предюность; 5) ранняя юность; 6) поздняя юность.
Период младенчества продолжается от рождения до появления членораздельнойречи. Кормление дает ребенку его первый межличностный опыт. Другиехарактеристики младенческой стадии: 1) переход от прототаксического кпаратаксическому способу познания, т.е. связь между событиями перестаёт бытьлогически связанной; 2) образование персонификаций таких, как плохая,тревожная, отвергающая мать и хорошая, спокойная, принимающая, приносящаяудовлетворение мать; 3) возникновение зачатков Я-системы; 4) тело ребенкаменяется, что позволяет ему научиться удовлетворять свое напряжение;
Переход от младенчества к детству возможен благодаря овладению языком иорганизации переживаний. Детство продолжается от появления речи довозникновения потребности в игре. Помимо всего прочего, языковое развитиеделает возможным смешение персонификаций, например, хорошей и плохой матери, и развитиеЯ-системы. Развитие символических возможностей позволяет ребенку играть вовзрослого – Салливан называет это драматизацией – и проявлять интерес к различногорода видам активности, открытым и скрытым – Салливан называет ихозабоченностями.
Самым драматичным событием детства является трансформация кнедоброжелательности; ребёнок узнаёт, что кроме добра существует и зло. Еслиэто чувство становится достаточно сильным, то ребёнок может в дальнейшем невоспринимать доброе отношение людей. Ребенок как бы говорит: «Когда-то все былозамечательно, но это было до того, как мне пришлось иметь дело с людьми». Впериод детства появляется сублимация, которую Салливан определяет как «непроизвольнуюзамену поведенческого стереотипа, столкнувшегося с тревогой или вступившего впротиворечие с Я-системой, на социально более приемлемую активность, стереотип,удовлетворяющий той части мотивационной системы, которая явилась причинойпроблемы» (1953, с. 193).Ребёнок снимает своё напряжение, отвлекаясь надругие дела. Избыток напряжения, не снятый сублимацией, находит разрядку всимволических представлениях, например, в кошмарах.
Ювенальная стадия охватывает большую часть школьной жизни. Это период обретенияопыта взаимодействия с людьми, поиск авторитетов за пределами семьи, обретениясоревновательных свойств, понимания что значит отвержение, групповое чувство. Величайшимсобытием этого периода является возникновение представления о жизненнойориентации.
«Человек ориентируется в жизни в той мере, в какой может сформулировать(или понять интуитивно) следующее: интеграционные тенденции (потребности),характеризующие межличностные отношения человека; обстоятельства достиженияудовлетворения и относительного освобождения от тревоги; более или менееотдаленные цели, ради которых можно отказаться от нынешних возможностейудовлетворения потребностей или повышения престижа» (1953, с. 243)[5].
Относительно краткий период предюности отмечен потребностью в близкихотношениях с «равным», человеком того же пола и возраста, Подросток ищет друга,на которого можно положиться и вместе решать какие-либо трудности. Этот периодчрезвычайно важен, поскольку происходит становление истинно человеческихотношений с людьми. В период предюности формируются отношения равенства, взаимности,взаимодействия. Без близкого товарища ребенок становится жертвой одиночества,которое негативно влияет на дальнейшее развитие.
Основная проблема периода ранней юности – развитие стереотипагетеросексуальной активности; юноши начинают интересоваться девушками инаоборот. Ранняя юность продолжается до тех пор, пока человек не найдет некийстабильный стереотип поведения, удовлетворяющий его генитальным стремлениям.
«Поздняя юность продолжается от стереотипизации предпочитаемойгенитальной активности через бесчисленные ступени обучения и эдукции достановления полностью человеческого, зрелого репертуара межличностныхотношений, насколько это допускают наличные возможности – личные и культурные» (1958,с. 237).
Иными словами, период поздней юности представляет достаточнопродолжительную инициацию, перехода к привилегиям, обязанностям, удовольствиями ответственности социальной и гражданской жизни. Постепенно оформляется полный«комплект» межличностных отношений, накаливается определённый опыт, что позволяетраздвинуть символические рамки.
Типичные исследования. Методы исследования
Гарри Стек Салливан, как и другие психиатры, обретал различные знания оличности в работе с пациентами, страдающими различными личностными нарушениями,но преимущественно работая с шизофренией
Еще будучи молодым психиатром, Салливан обнаружил, что метод свободныхассоциаций не пригоден в работе с шизофрениками, поскольку существенно повышаеттревогу пациентов. Были испробованы и другие методики, однако выяснилось, чтоони также провоцируют тревогу, что мешает общению между пациентом и терапевтом.Как следствие, Салливан начал изучать те силы, которые затрудняют и облегчаюткоммуникацию между двумя людьми. При этом он выяснил, что психиатр-не тольконаблюдатель; он – живой участник межличностной ситуации. Психиатру приходитсяпринимать во внимание и личностные проблемы и профессиональную компетентность.В результате Салливан разработал представление о роли терапевта каксоучаствующего наблюдателя.
Интервью
«Психиатрическое интервью» – термин, введенный Салливаном для обозначениямежличностной («лицом к лицу») ситуации, возникающей между терапевтом ипациентом. Интервью может быть однократным, или же возможна серия интервью напротяжения длительного времени. Салливан определяет интервью как «систему илиряд систем межличностных процессов, возникающих в соучаствующем наблюдении, входе которого интервьюер делает определенные заключения об интервьюируемом» (1954,с. 128). Салливан делит интервью на четыре стадии: 1) формальное начало,2) рекогносцировка, 3) детальное расследование и 4) завершение.
Вообще интервью – это общение между двумя людьми при помощи голоса.Главными источниками информации для интервьюера являются не столько слова, но ито, как они произносятся – интонация, темп речи, иные виды поведения.Интервьюер должен чувствовать тончайшие изменения в поведении и общении пациента(например, голос может быть тише или громче), поскольку часто это оказываетсяживым свидетельством главных проблем пациента. На начальной стадии интервьюеруне следует задавать пациенту слишком много вопросов, он должен быть спокойнымнаблюдателем. Интервьюеру следует постараться определить причины (почему пациентпришёл к нему) и установить суть проблемы, понять её.
Салливан очень подробно описывает роль терапевта в ситуации интервью.Терапевтам не следует забывать, что они зарабатывают на жизнь как специалисты вобласти межличностных отношений, и что пациент вправе ожидать, что узнает длясебя нечто полезное. Пациент должен почувствовать это с самого первогоинтервью, и на протяжении всего курса лечения это чувство должно усиливаться. Еслитакое отношение сохранится и дальше, то пациент начнёт доверять ту информацию,на основании которой терапевт сможет вынести правильное заключение относительнотого, что тревожит пациента. Рекогносцировка строится вокруг выявления того,что представляет собой пациент. Интервьюер осуществляет это посредствомвопросов о прошлом, настоящем и будущем пациента. Салливан не настаивает нажестком структурировании опроса, но с другой стороны, он настаивает на том, чтоинтервьюер не должен позволять пациенту говорить о пустяках. Пациент долженпонять, что интервью – серьезное дело. Как правило, интервьюер не должен вовремя лечения вести записей, так как это может вызвать раздражение пациента.
К концу второй стадии процесса интервью психиатр должен сформулироватьнесколько гипотез относительно проблем пациента и их источников. На этапе «тщательногорасследования» психиатр старается удостовериться в том, какая из гипотез точна.Психиатр осуществляет это, слушая и задавая вопросы.
Пока все идет гладко, интервьюер навряд ли узнает что-либо опревратностях интервьюирования, главной из которых является воздействиеустановок интервьюера на коммуникативные возможности пациента. Однако ухудшениепроцесса коммуникации заставляет интервьюера задаться вопросом: «Что я сказалили сделал такого, что вызвало повышение тревоги пациента?» Терапевт обязанраспознавать и контролировать собственное отношение – в интересах максимальноэффективной коммуникации. Иными словами, он не должен забывать о своей ролиискусного соучаствующего наблюдателя. Серия интервью завершается тем, чтоинтервьюер выводит заключение относительно того, что узнал, предписывает курс,которому должен следовать пациент, и оценивает – для пациента – те возможныепоследствия, которые будут иметь предписания для его жизни.
При анализе размышлений Салливана по поводу интервью становится ясно, чтооно предъявляет высочайшие требования к точности наблюдений терапевта.

Список литературы
1.  ГарриСтэк Салливан «Интерперсональная теория психиатрии» М.-СПб «Ювента» 1999 г.
2.  РобертФрейджер, Джеймс Фейдимен «Теории личности и личностный рост»
3. SullivanConceptions of modern psychiatry New York, Norton 1953
4. Гарри Стэк Салливан «Концепция современнойпсихиатрии» (пер. с английского) Санкт-Петербург, 1999 // www.dic.academic.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.