СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ… 3
Глава 1. Межличностные отношения вдетском коллективе… 6
1.1.Межличностные отношения какпоказатель психологического климата коллектива и успешности групповойдеятельности… 6
1.2.Целенаправленное формированиепсихологического климата детского коллектива 13
Глава 2. Исследование взаимоотношенийдетей в школьном объединении 18
2.1.Социометрическое исследованиеположения детей в системе межличностных отношений коллектива школьногообъединения… 18
2.2.Результаты исследования и выводы… 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ… 29
/>ВЕДЕНИЕ
Любая организация, в том числе и школьное объединение,может нормально функционировать и развиваться благодаря складывающейся в нейсистеме межличностных отношений. Неформальный коллектив, стоящий заорганизацией и наполняющий ее жизнью, общее «Мы», характерное для группы,делающей общее дело, имеет свою систему устоявшихся связей между детьми. Именноотношения детей в группе видны «со стороны». И именно они являются показателемзрелости группы, способности ее брать на себя ответственность за достижениеобщей цели.
Взаимоотношения в коллективе выражаютэмоционально-психологический климат коллектива. Психологический климат,моральная атмосфера, складывающаяся в группе, зависит от двух факторов: отобщественного климата в целом, от принятых в социуме норм, правил общения,поведения и отношения к друг другу, и от микросоциальных условий, т.е.специфики функций данного коллектива, возрастного, полового его состава и т.д.
В организации ученического самоуправления большоезначение имеет положительное эмоциональное отношение детей к работе в школьномобъединении. Именно это отношение позволяет детям получать положительнооцениваемый ими социальный опыт, формировать демократический тип сознания.«Например, организация ученического самоуправления по приказу педагогическогосовета или реальная возможность учеников влиять на жизнь в школе даютпринципиально различный опыт для ребят. В первом случае школа как быспособствует формированию тоталитарного сознания, когда несмотря ни на какиедекларации о самостоятельности ученики ничего не решают, а во втором — создаютсяусловия для более демократического социального опыта, когда ребята, принимаяучастие в принятии решений, сами отвечают и за их последствия». [Е.М.Дубовская, О.А. Тихомандрицкая. О стратегиях работы психолога в школе //Социальная психология: Хрестоматия /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая- М, 2003, с.458].
Здоровый, благоприятный психологический климат нескладывается сам собой, особенно если речь идет о детях, не имеющих достаточнойсоциальной зрелости и жизненного опыта. Поэтому для построения ифункционирования просоциальной группы необходимо постоянное руководствовзрослого человека.
Ухудшениепсихологического климата можно заметить по ухудшению общения детей: сниженияколичества и культуры общения. И, главное, нормальными межличностными отношениямив группе нельзя назвать «пустые» отношения, когда дети не заняты совместным,интересным и полезным делом. «При разных отношениях индивиды проявляют себя сразличной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспеченияпреимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того,чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными». [Р С. Немов.Психология. В 3 кн. — М., 2003, Кн. 1, c.575].
Поэтомуглавные задачи взрослого организатора – это организация совместной деятельностии привитие культуры взаимоотношений между детьми.
Данная курсовая работанаправлена на исследование взаимоотношений детей в школьном объединении.
Объектом работы выступаетпсихологический климат в группе. Предметом работы являются межличностныеотношения детей как показатель психологического климата.
В исследованиипроверяется гипотеза: структура межличностных отношений выступает важнымфактором психологического климата в подростковом коллективе школьногообъединения.
Цель данной курсовойработы исследовать структуру межличностных отношений в школьном объединении«Смена».
Для достиженияпоставленной цели, необходимо решение ряда задач:
1) Изучитьлитературу по теме межличностных отношений в группе и методов их изучения;
2) Исследовать системумежличностных отношений в школьном объединении «Смена»;
3) Изложитьрезультаты исследования, обсудить их, сделать выводы;
Затронутые в даннойкурсовой работе проблемы взаимоотношений между детьми никогда не потеряютактуальности. Социализирующая функция школьных объединений, постоянно ищущихособенные методы воздействия на детей, очевидна. Школьный класс не может датьтаких возможностей для воспитания детей, как школьное объединение, в которомдети раскрываются во внеучебной обстановке, проявляют невостребованные в классеталанты и возможности. Школьное объединение выступает «творческой лабораторией»для взаимоотношений детей, в которой они могут «экспериментировать» подруководством взрослого.
Глава 1. Межличностныеотношения в детском коллективе1.1.Межличностныеотношения как показатель психологического климата коллектива и успешностигрупповой деятельности
Психологический климатколлектива создается и проявляется в процессе общения, межличностных отношений,на фоне которых реализуются групповые потребности, возникают и разрешаютсямежличностные и межгрупповые конфликты. При этом приобретают отчетливыйхарактер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми:соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговаяпорука, грубое давление или сознательная дисциплина. Главная чертамежличностных отношений – их эмоциональная основа. «Поэтому межличностныеотношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы».[Г.М. Андреева. Социальная психология. – Режим доступа: www.myword.ru, Глава6].
Атмосфера взаимоотношений,которая устанавливается в конкретном коллективе, является определяющим факторомдля проявления всех форм взаимодействия между людьми. Н.П. Аникеева в книге«Учителю о психологическом климате в коллективе» пишет: «В основе всякоговлияния человека на человека лежит их взаимная зависимость. Давно замечено, чточеловек, вступая в контакт с другими людьми, не только чувствует себя по-иному,чем наедине с собой, но у него по-иному протекают психические процессы». [Н.П.Аникеева. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983, с.10].Даже простое присутствие других людей приводит к эффекту социальнойфасилитации, представляющей собой тенденцию «побуждающую людей лучше выполнятьпростые или хорошо знакомые задачи». [Д. Майерс. Социальная психология. – СПб,1998, с.357].
В.Б. Ольшанский выделяетвозможные типы взаимного влияния на деятельность друг друга: взаимноеоблегчение; взаимное затруднение; одностороннее облегчение; одностороннеезатруднение; независимость (наблюдается крайне редко). [Социальная психология /под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. – М., 1975, с.227-228]. Это говорито том, что существует психологическая совместимость людей в коллективе,особенно при выполнении ими совместной деятельности и общении. Даже почти не знаядруг друга, люди в одной группе уже к одним членам группы испытывают симпатию,а к другим антипатию, проявляя, таким образом, готовность вступить вмежличностные отношения, характер которых будет либо конструктивным, либоконфликтным.
Межличностные отношения –субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияния людей. Психологиямежличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся,«системой их смыслообразования, способностью к социально-психологическойрефлексии». [М.И. Еникеев. Общая и социальная психология. – М., 2000, с.433].Межличностное взаимодействие обусловлено несколькими механизмами взаимовлияния:
А) Убеждение. Это процесслогического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждениепредполагает такое изменение сознания собеседника или аудитории, котороесоздает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии сней.
Б) Психическое заражение.Оно «осуществляется через восприятие психических состояний, настроений,переживаний». [Н.П.Аникеева. Учителю о психологическом климате в коллективе. –М., 1983, с.6]. Дети особенно легко поддаются заражению, так как еще не имеюттвердых жизненных убеждений, жизненного опыта, обладают способностью легкоприспосабливаться, принимать различные установки.
В) Подражание. Направленона воспроизведение ребенком внешних черт поведения, либо внутренней логикипсихической жизни другого значимого человека.
Г) Внушение. Происходитпри доверии к сообщениям говорящего и порождает готовность действовать всоответствии с присвоенными установками. Дети также особенно чувствительны квнушению, так как учителя и родители в их глазах обладают авторитетом, поэтомузнают как нужно думать и поступать.
Межличностные отношениядетей складываются не только благодаря механизмам межличностноговзаимодействия, но и межличностного восприятия и коммуницирования. Ихпроявление можно заметить, прежде всего, в общении. Важными механизмамимежличностного восприятия выступают эмпатия и рефлексия. Причем рефлексияпонимается не в философском смысле, а «…под рефлексией понимается осознаниекаждым из участников процесса межличностного восприятия того, как онвоспринимается своим партнером по общению». [Межличностное восприятие в группе/Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М., 1981, С. 31].
На детское восприятиесущественное влияние оказывают установки учителей и других значимых взрослых.Ребенок, даже скрыто, неявно не принимаемый учителем, может быть отвергнутодноклассниками. Особенно это касается учеников начальной школы, так какформирование их социальных установок происходит под глубоким и постояннымвлиянием учителей и родителей. Социальная установка (аттитюд) предполагает, что«воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся уданного человека связей. При сходстве или взаимодополнительности отдельныхкачеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемыхкачествах, психологической несовместимости – отрицательные установки». [М.И.Еникеев. Общая и социальная психология. – М., 2000, с.433]. Хотя стоитотметить, что детское восприятие менее подвержено стереотипизации, чемвосприятие взрослого. В подростковом возрасте огромное влияние на межличностноевосприятие оказывают групповые нормы и правила, через которые подростки видят иоценивают друг друга. Эти оценки имеют главное значение для построения общенияодноклассников друг с другом, влияют на его количественную и качественнуюсторону. Педагоги знают, что в подростковых группах легко возникает «эффектореола», и так же быстро происходит крушение благоприятных статусных позиций.
Психологическийклимат, во многом, формируется благодаря наличию в группе разноуровневыхстатусов и соответствующих им ролевых наборов. Важным компонентомхарактеристики положения индивида в группе является система «групповыхожиданий». Это означает, что всякий член группы не просто выполняет в ней своифункции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. Групповая рольобычно трактуется как динамический аспект статуса, как поведение, ожидаемое отлица, занимающего определенную позицию в группе. В литературе приводитсяописание нескольких ролей относительно инвариантных, как полагают специалисты,для всех (или подавляющего числа) групп. «К их числу относятся роли: лидера,новичка и «козла отпущения». Относительно роли новичка специалисты сходятся вомнении, что от ее исполнителей можно ожидать тревожности, пассивности,зависимости и конформности и что те из них, кто будет эффективно играть этуроль, имеют шанс заслужить благосклонность ветеранов группы. По поводу роли«козла отпущения» в литературе утверждается, что ее происхождение частовызывается неспособностью членов группы интегрировать свои позитивные инегативные качества в целостный и приемлемый образ себя. Чтобы разрешить этивнутренние конфликты, они проецируют свои негативные качества на исполнителяроли «козла отпущения»». [Социальная психология малой группы: Учебное пособиедля вузов / под ред. Р.Л.Кричесвкого и Е.М.Дубовской — М., 2001, с.110].Ролевое поведение в группе нередко сопряжено с возникновением ролевыхконфликтов. В одних случаях ребенок переживает недостаток собственных знаний,способностей, мотивации, необходимых для эффективного выполнения роли. В другихслучаях конфликт может быть вынесен в плоскость межличностных отношений: происходитборьба между членами группы за престижные групповые роли, вызываются ролевымиперемещениями индивидов внутри группы. Ролевые конфликты сказываются наэффективности функционирования группы, снижая ее продуктивность, а также наэмоциональном климате группы.
Обычно вводят коммуникативное измерение групповойструктуры. Коммуникации указывают на субординированность позиций индивидов взависимости от расположения последних в системах информационных потоков иконцентрации у них той или иной касающейся группы информации. «Точноустановлено, что обладание информацией позитивно и весьма тесно связано свеличиной официального статуса индивида в группе и что, как правило,высокостатусным членам группы адресуется больше сообщений, и они носят болееблагоприятный (дружелюбный) характер, нежели сообщения, посылаемыенизкостатусным индивидам». [Социальная психология малой группы: Учебное пособиедля вузов / под ред. Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской — М., 2001, с.111].
Особое место среди внутриколлективных позиций занимаетпозиция лидера. Эта позиция связана с успешностью выполнения задач, стоящихперед группой. Если в классе никто фактически не является вожаком, то такойкласс воспринимается как «серый», «без своего лица».
«Именно лидеры определяют нормы и ценности данногоколлектива. Лидер в силу авторитетности своей позиции обладает большимивозможностями для внушения. Подражание детей школьникам-лидерам происходит изсамого факта доверия им. От того, кто является лидером, в большей степенизависит психологический климат в коллективе». [Н.П. Аникеева. Учителю опсихологическом климате в коллективе. – М., 1983, с. 36]. Всоциально-психологической литературе описываются различные типы лидеров,классифицируемых по критериям отношения к содержанию деятельности группы (лидеры-организаторы,лидеры-вдохновители), по стилю руководства (авторитарные, демократические,либеральные), по внутриколлективным функциям (инструментальный лидер,эмоциональный лидер), по сфере взаимоотношений (формальный, неформальный).
Лидер, во многом, определяет психологический климат вколлективе, созданном для достижения определенной цели и решения определенныхзадач. Благодаря лидеру в группе могут установиться теплые, дружескиеотношения, отношения поддержки, взаимопомощи, понимания и сочувствия. Но можетсложиться и такая ситуация, когда нормой в коллективе являются конфликты,грубость, агрессия, взаимные насмешки и неприязнь.
Успешность решения группой своих задач, можетопределяться моментом зрелости группы, или уровнем группового развития. Уровеньгруппового развития — характеристика сформированности межличностных отношений,результат процесса формирования группы. Традиционно в психологии параметрамисформированности группы выступали время ее существования, число коммуникаций(количество обращений членов группы друг к другу в определенный промежутоквремени), наличие сложившихся отношений власти и подчинения и др. «Анализсоциально-психологических трактовок группы к коллективным свойствам позволилотнести устойчивость существования, преобладание интегративных тенденций,достаточную отчетливость групповых границ, возникновение чувства «Мы», близостьнорм и моделей поведения и др.» [А.И.Донцов. О понятии группы в социальнойпсихологии //Социальная психология: Хрестоматия /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая- М, 2003, с.180].
В качестве основания для выявления уровня групповогоразвития принимается деятельность группы, ее ценности и цели, от которыхзависит характер межличностных отношений. «Именно на этой основе строитсяпсихологическая типология групп, различающихся по уровню развития: группывысшего уровня социально-психологического развития (коллективы), просоциальныеассоциации, диффузные группы, асоциальные ассоциации, корпорации. Высшийуровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностныхотношениях, присущих коллективам». [Введение в психологию / Под общ. ред. А. В.Петровского. — М., 1996, с.310].
В коллективе, в отличиеот малых групп менее высокого уровня развития есть условия для самоопределенияличности. Эта возможность неизбежно возникает, когда объединенные в группу детизаняты совместной, причем общественно значимой, деятельностью, т.е. прочносвязаны друг с другом схожими ценностями, мотивами, переживаниями и имеютнеобходимость понимать друг друга, договариваться друг с другом. Этосказывается в снижении конформизма в коллективе, большим принятием разных,пусть даже противоречивых точек зрения. Самоопределение личности можно считатьособенностью межличностных отношений в коллективе. Подлинное самоопределение личностивозникает в том случае, когда ее поведение в условиях естественно возникшегоили специально организованного группового давления обусловлено ненепосредственным влиянием группы и не индивидуальной склонностью человека кконформности, а, главным образом, принятыми в группе целями и задачамидеятельности, устойчивыми ценностными ориентациями. В группе высокого уровняразвития, в отличие от диффузной группы, такой способ является преобладающим ипотому выступает как особое качество межличностных отношений. В высокоразвитойгруппе межличностные отношения имеют преимущественно опосредствованныйхарактер, обусловленный содержанием, ценностями и целями совместнойдеятельности. Многоуровневая структура межличностных отношений.
Если в диффузной группевзаимоотношения являются относительно непосредственными, то в высокоразвитомсообществе групповые процессы являются опосредствованными и образуют иерархиюуровней – страт [Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.,1996, с.312-315]:
- Центральное звеногрупповой структуры (страта А) образует сама групповая деятельность, еесодержательная общественно-экономическая и социально-политическаяхарактеристика;
- Первый слой(страта Б) фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности,ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности,ее социальный смысл для каждого участника;
- Во второй страте(В) локализуются характеристики межличностных отношений, опосредствованныхсодержанием совместной деятельности (ее целями и задачами, ходом выполнения), атакже принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями. Именносюда, видимо, следует отнести различные феномены межличностных отношений,например самоопределение личности в группе. Деятельностное опосредствование —принцип существования и принцип понимания второй психологической страты;
- Поверхностныйслой межличностных отношений (Г) предполагает наличие связей (главным образом,эмоциональных), по отношению к которым ни совместные цели деятельности, ниобщезначимые для группы ценностные ориентации не выступают в качестве основногофактора, опосредствующего личные контакты ее членов.
Таким образом,межличностные отношения в высокоразвитой группе являются показателем, скорее,не статусной иерархии, основанной на личных качествах членов группы, аотношения к общественно-полезной групповой деятельности. 1.2.Целенаправленноеформирование психологического климата детского коллектива
Проблема формированияпсихологического климата детского коллектива (в частности коллектива школьногообъединения), вызвана, прежде всего, несовпадением формальной и неформальнойструктур детской группы. Очевидно, что объединение, функционирующее в рамкахсистемы образования, выполняет социализирующую функцию, служит своеобразным«проводником» общественных норм и требований к детскому сообществу и личностикаждого ребенка в отдельности.
В реальнойдействительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальныегруппы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамкахформальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие этудихотомию. С одной стороны, были введены понятия формальная и неформальнаяструктуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), иразличаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. С другойстороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и«организация».
Явственнейвсего такое несовпадение формальной и неформальной структур группыобнаруживается при рассмотрении проблемы лидерства и руководства.Действительно, у школьного объединения как у детской группы имеется лидер изчисла детей, а как у организации – руководитель – педагог. Посредствомлидерства упорядочивается система неформальных отношений и решаются групповыезадачи. Лидерство является чрезвычайно важным феноменом. «Однако, хотявоздействие лидера на группу объективно может быть менее существенно, чемдействие других факторов, таких, как, например, характеристики задачи, субъективнолидерство все же будет влиять на процесс выполнения групповой задачи, посколькулюди в глубине души верят, что лидерство причинно соотносится с выполнениемзадач группой». [С.А. Алифанов. Основные направления анализа лидерства //Вопросы психологии, 1991, №3, с.93]. Руководство же выступает в качествефактора организации официальной структуры. Каково в таком случае оптимальноесочетание указанных феноменов для успешного функционирования группы?
Важнымусловием эффективности коллектива является лидирование руководителя в ведущемтипе групповой деятельности, выражающееся как в реализации им соответствующейлидерской роли, так и в достаточно высокой степени его лидерского потенциалаприменительно к этой роли. Однако этот вывод не всегда можно распространить наконкретную группу. Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская пишут: «Существует немалоколлективов (трудовых и особенно военных, спортивных, учебно-воспитательных ит.п.), где в силу довольно значительных различий между руководителем иподчиненными, связанных с возрастными и субординационными моментами, сособенностями пространственного расположения индивидов в ходе выполненияцелевой функции коллектива (так, во многих ситуациях соревновательнойспортивной деятельности тренер фактически находится вне «поля»непосредственного решения задачи), психологическое влияние руководителя начленов коллектива выражается в том, что он выступает для них не лидером вобычном понимании этого термина (лидером является кто-то из партнеров «погоризонтали», как в спортивной команде или школьном классе), но скорееавторитетом или, лучше сказать, лидирующим авторитетом». [Социальная психологиямалой группы: Учебное пособие для вузов / под ред. Р.Л.Кричесвкого иЕ.М.Дубовской — М., 2001, с. 247].
Такимобразом, с одной стороны, руководителю детского объединения необходимо хорошознать и уметь организовать основную деятельность объединения, а с другой,обладать авторитетом в межличностных отношениях, обеспечивая таким путемпедагогическое влияние на детей. Авторитет руководителя поможет организовать исохранить общественно-полезное русло деятельности детей и привить культурныеформы взаимоотношений.
Целенаправленнаяорганизация благоприятного психологического климата в коллективе предполагаетизменение характера взаимосвязи официальной и неофициальной структур наразличных стадиях развития коллектива [Н.П.Аникеева. Учителю о психологическомклимате в коллективе. – М., 1983, с.46]:
1стадия. Педагог добивается, чтобы группировки класса, обладающие самымисодержательными интересами и потребностями, стали самыми авторитетными(лидирующими);
2стадия. Школьники, оказывающие развивающее влияние на соклассников,закрепляются в выборном органе – официальном активе класса.
3стадия. В классе организуется сильный реальный актив при систематическойсменности официально действующего актива;
4стадия. На ней иерархия группировок заменяется их рядоположностью. Развитиеколлектива, а следовательно и его психологического климата достигает такогоуровня, когда все группировки по-своему авторитетны, каждая в своем видедеятельности. Авторитетность коллектива и доброжелательность обстановки даютвозможность каждому члену коллектива побывать на официальных лидерскихпозициях.
Вторымсущественным аспектом рассматриваемой проблемы является обучение детейправильному, конструктивному общению, формированию психологической культурычленов коллектива. Необходимо развивать у детей навыки конструктивного общения,умения получать и перерабатывать информацию о своей личности, своей самооценке,а также развивать конструктивные модели общения с другими людьми. В. Сатир вработе «Модели общения» отмечает: «Есть тип реагирования, который я назвала«уравновешенный» или «гибкий». Уравновешенных людей отличает способность кличностному росту, жизнестойкость, открытость. Благодаря уравновешенному типуреагирования жизнь человека становится насыщенной и полной смысла. Такие людивызывают доверие. Вы хорошо чувствуете себя в их присутствии. Преимущество ихпозиции в том, что она целостна и свободна». [В. Сатир. Модели общения. Основыконструктивного общения / сост. Т.Г. Григорьева и Т.П. Усольцева. – М.,Новосибирск, 1997, с.41].
Н.П.Аникеева считает главными задачами педагога при организации детского общения,следующие [Н.П. Аникеева. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.,1983, с.69]:
1) Организациягуманистических отношений среди всех членов данного классного коллектива,создание атмосферы эмоционального сопереживания через систему коллективнойдеятельности, бесед;
2) Специальнаяработа, направленная на обеспечение благоприятной позиции каждого ребенка всистеме внутриколлективных отношений;
3) Организацияспециальных занятий по овладению информацией об особенностях человеческогообщения и способами общения.
Таким образом, изменения в психологическом климатеколлектива обеспечиваются, с одной стороны, изменением личности в межличностныхотношениях, а с другой, изменением коллектива в целом, через организацию егодеятельности.
Глава 2. Исследованиевзаимоотношений детей в школьном объединении2.1.Социометрическоеисследование положения детей в системе межличностных отношений коллективашкольного объединения
Для выявления положенияребенка в системе межличностных отношений, используется социометрический методДж. Морено, разработанный им специально для выявления симпатий-антипатий вгруппе. Социометрическая методика применяется для диагностики межличностных имежгрупповых отношений в целях их дальнейшего изменения. Очевидно, что отпедагога могут быть скрыты какие-либо стороны взаимоотношений детей, в силуофициальности школьной обстановки или личностных особенностей самого педагога.С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей вусловиях групповой деятельности, судить о социально-психологическойсовместимости членов конкретных групп. Тогда на помощь приходитсоциометрическая техника.
Социометрическаяпроцедура заключается в следующем. [Практическая психодиагностика/сост. Д.Я. Райгородский.– Самара, 1998, с.476-485]. После постановки задач исследования и выбораобъектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиесявозможных критериев опроса членов группы. Здесь не может быть полнойанонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментаторараскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения уопрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе.Когда вопросы и критерии социометрии выбраны, они заносятся в специальнуюкарточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группыобязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости отбольшей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими,симпатий, или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия. Каждый член группыотвечает на поставленные вопросы, предполагающие положительный илиотрицательный выбор среди членов группы. Выбирать членов других групп нельзя. Врезультате социметрической процедуры и несложных статистических расчетов, можновыявить в группе «лидеров», «предпочитаемых», «отвергаемых» и т.д. То естьреальный статус детей и предположить, какое отношение со стороны других членовгруппы вызывает ребенок с подобным статусом. Можно произвести расчет индексовгрупповой сплоченности, эмоциональной экспансивности группы. «Социометрическийкоэффициент групповой сплоченности — это, как правило, частное от деления числавзаимных положительных выборов на теоретически возможное их количество. Прииспользовании шкал испытуемые оценивают взаимную симпатию по континууму сполюсами от «очень нравится» до «очень не нравится». Итоговые индексы вычисляюткак среднее арифметическое взаимооценок членов группы». [А.И. Донцов Психологияколлектива: Методологические проблемы исследования. М., 1984, С. 39].
Данные,полученные в исследовании можно представлять разнообразными способами. Чащевсего используются социометрические матрицы, в которых отражаются все,сделанные членами группы положительные и отрицательные выборы, а такжеподсчитываются индивидуальные отданные и полученные выборы.
Возможно представлениерезультатов в графической форме, например, в «мишени», отражающей в каждомсекторе статусные позиции каждого члена группы. При этом в центре будутрасполагаться лидеры, в отдаленных секторах – дети с более низким статусом, вкрайнем секторе – отвергаемые дети, за пределами «мишени» – изолированные.Выводы при использовании социометрической техники делаются на основании анализаиндексов и графических представлений.
В нашем исследованиипринимали участие дети школьного объединения «Смена» МОУ СОШ № 113. Всеобучающиеся учатся в 10-11 классах школы. В школьном объединении дети имеютвозможность заниматься, прежде всего, организаторской деятельностью. В функцииобъединения входит организация общешкольных мероприятий (праздников, конкурсов,акций и т.д.). Количество детей, работающих в объединении – 15, из них 9девочек и 6 мальчиков.
Мы использовалипараметрический метод, который ограничивает количество выборов, делаемых каждымребенком. Для нашей группы, состоящей из 15 человек, каждому члену группыпредложено сделать по 3 позитивных и 3 негативных выбора. Нами избран критерийсовместной продуктивной деятельности. Социометрическая карточка выглядитследующим образом:В нашем школьном объединении «смена» все ребята достойные. Однако в коллективе есть те, кто тебе более или менее симпатичен. Отметь, пожалуйста, три фамилии членов объединения «Смена» при ответе на первый вопрос, и три фамилии членов объединения «Смена» при ответе на второй вопрос. Конфиденциальность гарантируется. Заранее спасибо. 1. С кем бы из объединения «Смена» ты хотел бы организовывать школьный праздник? (назови 3 фамилии) ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ 2. С кем бы из объединения «Смена» ты НЕ хотел бы организовывать школьный праздник? (назови 3 фамилии) _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________
По данным исследованиярассчитывались 2 социометрических индекса: индекс социометрического статуса ииндекс групповой сплоченности. Они рассчитываются по формулам:
Индекс социометрическогостатуса, отражающий меру влияния на жизнь группы, рассчитан по формуле:
/>, где /> - социометрический статус i-того члена, /> - полученные i-тым членом выборы, /> — знак алгебраическогосуммирования числа полученных выборов i-того члена, N- число членовгруппы. Расчет этого индекса для каждого члена группы приводится в Таблице 1.
Индекс групповойсплоченности рассчитывается по формуле, отражающий разделенность совместнойдеятельности и эмоциональные привязанности членов группы, рассчитывается поформуле:
/>, где /> — взаимность в группе порезультатам положительных выборов, /> - положительная взаимная связь вгруппе, N – число членов группы, К –максимальное число положительных выборов, которое может сделать каждый членгруппы. Появление в знаменателе (N – 1)означает, что возможное число положительных выборов, могущих стать взаимнымирассчитывается для «парного», четного числа членов. Очевидно, что нечетноечисло членов группы при нечетном допуске количества выборов заставляетуменьшать при расчетах общее число членов на 1. 3 из возможных 45 положительныхвыборов никогда не станут в данном случае взаимными. В числителе располагаетсячисло наличных взаимных положительных выборов в количестве 6. (Таблица 2.1Социометрическая матрица). Таким образом, индекс групповой сплоченности будетравен:
/> />/>/>Таблица 2. 1. Социометрическая матрица
/> Кого выбирают?
Кто
выбирает? Шефатова Лунева Красноперова Кондратьева Пастухова Мельникова Иванова Кобцева Голтвина Данилов Попов Альмухамедов Петров Стручалин Тепикин 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
/>Шефатова + + - + - - Лунева + - + - + - Красноперова - + + - + - Кондратьева + + + - - - Пастухова + + + - - - Мельникова + + - + - - Иванова + - - + + - Кобцева + + + - - - Голтвина + - + - + - Данилов + - - - + + Попов - - - + + + Альмухамедов + - - - + + Петров - - - + + + Стручалин - - - + + + Тепикин - - - + + + Полученные положительные выборы 1 8 2 1 3 1 3 2 1 3 11 3 2 3 1 Полученные отрицательные выборы -3 -3 -2 -2 -3 -3 -6 -4 -5 -3 -4 -2 -4 Сумма полученных положительных и отрицательных выборов -2 8 -1 -1 1 -2 -4 -3 -2 11 -2 1 -3 Индексы социометрического статуса -0,15 +0,57 -0,07 -0,07 +0,07 -0,15 — 0, 28 -0,21 -0,15 +0,78 -0,15 +0,07 -0,21 2.2.Результатыисследования и выводы
Рассмотрим последовательно полученные данные. О положениив системе межличностных отношений в группе свидетельствуют индивидуальныесоциометрические индексы статусов членов группы. Каждый член группы в той илииной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обмениваетсяинформацией. В то же время, каждый член группы, являясь частью целого, своимповедением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействияпротекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния.Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрическогостатуса. Личность может влиять на других двояко – положительно и отрицательно.Поэтому статус может быть положительным и отрицательным. В нашем исследованиипоказатели статусов следующие: Попов +0,78 Лунева +0,57 Пастухова, Стручалин По +0,07 Иванова, Альмухамедов По 0 Красноперова, Кондратьева По –0,07 Шефатова, Мельникова, Данилов, Петров По –0,15 Голтвина, Тепикин По – 0,21 Кобцева -0,28
Очевидно,что наибольшим статусом и влиянием в группе обладает Попов И., а также ЛуневаА., а наименьшим – Кобцева В. Это свидетельствует о том, что наиболееблагополучными в общении являются Попов и Лунева, наименее Кобцева. Большоечисло отрицательных показателей статуса свидетельствует о том, что дети слабовключены в процесс совместной деятельности, до некоторой степени несерьезноотносятся к происходящему в группе, часто мешают ее деятельности. Одновременнопроцесс интеграции группы происходит вокруг двух сильных лидеров – Попова иЛуневой.
Анализвыборов, отраженных в социоматрице и социометрической «мишени» позитивныхвыборов, позволяет сделать вывод, что достаточно независимо функционируетгруппа мальчиков и группа девочек. Основу «мужской» подгруппы составляет Попов,Альмухамедов, Стручалин. А основу «женской» – Лунева, Красноперова и Иванова.Это отчасти подтверждается взаимными негативными выборами, когда девочкивыбирают мальчиков и наоборот./>/>/>Рисунок 2.1. Социометрическая «мишень» позитивныхвыборов
/>/>/> девочки мальчики
/>
На«социометрической мишени» во внутреннем круге расположены лидеры, в следующемкруге – дети, имеющие положительный статус (согласно социометрической матрице),в следующем круге – дети с нулевым статусом, во внешнем круге – дети сотрицательным статусом.
Анализ«мишени» предоставляет возможность выявить безусловного лидера, к которому«стекаются» все позитивные выборы. Это Попов И.
Интерпретируяиндекс групповой сплоченности, можно отметить, что его величина (0,28)свидетельствует о:
- недостаточнойзрелости группы;
- о том, чтовзаимоотношения членов школьного объединения слабо опосредованы совместнойдеятельностью;
- предположительно,дети могут иметь трудно совместимые жизненные ценности;
- переживанияотдельных членов группы редко даны другим как мотивы деятельности;
- организаторудеятельности группы есть к чему стремиться.
Подводячерту под всем вышеизложенным, сделаем следующие выводы:
- Межличностныеотношения в группе проявляются, прежде всего, в атмосфере группы, еепсихологическом климате;
- Межличностныеотношения разворачиваются как процессы коммуницирования, межличностного восприятияи взаимодействия;
- Школьноеобъединение – это своеобразное наложение формальной структуры организации нанеформальную структуру взаимоотношений детей;
- Уникальную рольиграет в школьном объединении ее организатор;
- Возможностиразвития коллектива, повышение уровня его развития, зрелости возможны черездействия педагога, организатора, педагогическими действиями совмещающегоформальную и неформальную структуру группы;
- Исследованиевзаимоотношений детей в школьном объединении «Смена» показало, что группа,образованная подростками развита по типу ассоциации, что свидетельствует оневысоком уровне развития в ней совместной деятельности;
- В объединениидостаточно четко выделяется группа девочек и группа мальчиков, каждая со своимлидером;
- Ценность каждогоучастника объединения не до конца раскрыта. Об этом свидетельствуютотрицательные социометрические статусы;
- Позитивныевзаимоотношения детей можно развивать, используя методику формированияпозитивного психологического климата в коллективе.
/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А.С. Макаренковнес в понимание атмосферы коллектива представление о его «тоне». Нормальнымтоном он считал мажорный тон, позволяющий каждому участнику с оптимизмомсмотреть в будущее, ответственно относиться к жизни коллектива в целом, братьна себя решение все более сложных задач. Его точка зрения до сих пор непотеряла актуальности. Самочувствие ребенка в школе определяется, прежде всего,взаимоотношениями в первичном коллективе, его психологическим климатом.
Не всепроблемы межличностного общения сводятся к проблемам коллектива. Каждаяличность, включенная в коллектив, может учиться общению, исходя из внутреннейактивной позиции по отношению к людям. Педагог может помочь ребенку, подростку
- разбираться влюдях, верно оценивать их психологию;
- адекватноэмоционально откликаться на их поведение и состояние;
- выбирать поотношению к каждому из них такой способ обращения, который, не расходясь стребованиями общественной морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы ихиндивидуальным особенностям.
Важное значение имеет в межличностных отношенияхсамооценка каждого конкретного ребенка. Она возникает не как врожденноесвойство, качество, а в зависимости от отношения и оценок окружающих людей. Вдетском возрасте оценка учителя имеет определяющее значение, а в подростковом –отношение и оценки сверстников. Следует помнить, что для подростка оченьболезненны низкие оценки товарищей, низкий социально-психологический статус вгруппе. Невозможно поднять статус ребенка простыми внушениями его товарищам.Необходимо активно наблюдать и помогать формировать здоровые отношения каждогос каждым. Это можно делать двояким образом. Во-первых, индивидуально работая счувствами и интересами каждого воспитанника. Во-вторых, влияя на атмосферу вколлективе в целом. Во втором случае совершенно необходимо адекватнопредставлять себе картину взаимоотношений и положение каждого ребенка в системемежличностных отношений, знать закономерности их формирования.
Нашеисследование, построенное по типу социометрического, позволило намдиагностировать состояние коллектива школьного объединения и, главное, осознатьстоящие перед нами в работе с этим коллективом задачи, основная из которых –сплочение коллектива через организацию совместной деятельности и общения. Такжеимеет огромное значение умение каждого ребенка строить межличностные отношениясо сверстниками. И взрослый организатор, руководитель объединения должен бытьпервым помощником в развитии навыков конструктивного общения между детьми.
Организатортакже должен выступать как хороший психолог, создавая в коллективе нормувыслушивания, взаимопонимания, сочувствия, взаимопомощи.
Формируяколлектив, следует руководствоваться многократно описанными в психологическойлитературе признаками здоровой коллективной атмосферы: удовлетворенностьювоспитанников взаимоотношениями в коллективе, мажорным настроем в коллективе,взаимопониманием и авторитетностью руководителей и подчиненных. Необходимостремиться к развитому самоуправлению, все большей сплоченности вокруг целейсовместной деятельности, поддерживать сознательную дисциплину в коллективе. Этизадачи нам и предстоит решить на практике.
/>СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алифанов С.А.Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии, 1991, №3;
2. Андреева Г.М.Социальная психология. – Режим доступа: www.myword.ru;
3. Аникеева Н.П.Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983;
4. Введение впсихологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. — М., 1996;
5. Донцов А.И.Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. М., 1984;
6. Донцов А.И. Опонятии группы в социальной психологии //Социальная психология: Хрестоматия/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая — М, 2003;
7. Дубовская Е.М.,Тихомандрицкая О.А. О стратегиях работы психолога в школе // Социальнаяпсихология: Хрестоматия /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая — М, 2003;
8. Еникеев М.И.Общая и социальная психология. – М., 2000;
9. Майерс Д.Социальная психология. – СПб, 1998;
10. Межличностноевосприятие в группе /Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. — М., 1981;
11. Немов Р.С.Психология. В 3 кн. — М., 2003, Кн. 1;
12. Основыконструктивного общения / сост. Т.Г. Григорьева и Т.П. Усольцева. – М.,Новосибирск, 1997;
13. Практическаяпсиходиагностика /сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, 1998;
14. Социальнаяпсихология / под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. – М., 1975;
15. Социальнаяпсихология малой группы /под ред. Р.Л.Кричевского и Е.М.Дубовской — М., 2001.