Реферат по предмету "Психология"


Развитие личности подростка под влиянием СМИ и культуры

Федеральное агентствопо образованию Российской Федерации (Рособразование)
Министерствообразования и науки РФ
Ярославскийгосударственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского
Институтпедагогики и психологии
Кафедрапедагогической психологии
Курсовая работа
Развитиеличности подростка под влиянием СМИ и культуры
Исполнитель:
Сидельникова Анастасия Игоревна,
студентка 4 курса
Научный руководитель:
Журавлев Дмитрий Николаевич,
кандидат педагогических наук
Ростов, 2009

/>Содержание
Введение
Глава1. Средства массовой информации и культура как факторы влияния на развитие личности подростка
1.1 Социально-психологические представления о развитииличности подростка в исследованиях отечественных психологов
1.2 Проблема развития личности подростка с позиций социальнойпсихологии 
1.3 Понятия «СМИ» и «Культура» 
1.4 Социализация личности подростка в условиях современности
1.5 Влияние СМИ и культуры на развитие личности подростка напримере телевидения и чтения литературы
1.5.1 Телевидение
1.5.2 Чтение литературы
Вывод по главе 1
Глава 2. Исследование влияния телевидения и чтениялитературы на развитие личности подростка
2.1 Постановка целей и задачисследования, описание работы
2.2 Описание исследования
Выводпо главе 2
Заключение
Списокиспользованной литературы и источников:
Приложение1
Приложение2

Введение
Сегодня актуальностьпроблем воспитания молодого поколения обусловлена системным кризисом российскогообщества, в результате которого современная молодежь формируется в условиях быстрыхизменений политических, социально-экономических, мировоззренческих и духовныхоснов человеческой жизни. Социально-политический и моральный мир молодогопоколения, вступающего в жизнь, характеризуется противоборством и даже хаосомконкурирующих ценностей.
Диагностика и анализхарактера и направленности трансформации, происходящей с ценностями современнойроссийской молодежи, приобретает особую актуальность в свете последствийвоздействия современных информационных технологий. Становление первогопостсоветского поколения российской молодежи проходит в условиях ограниченияполитически контролируемого и направляемого компонента социализации, местокоторого занимают такие силы воздействия, как телевидение и Интернет.Реформированные российские СМИ становятся каналами воздействия на молодежьобразцов массовой культуры, закрепляющих потребительские установки.Опосредованное восприятие мира формирует у молодежи ложные ценности инеспособность к самостоятельному принятию решений, что тем самым осложняетинтеграционное поведение молодого поколения. А это приводит к искажению пониманиянравственных законов.
Отсутствие перспективыразвития подрастающего поколения как активной социальной силы вызываютобоснованные опасения. В связи с этим назрела необходимость анализаособенностей и закономерностей изменений социальных и духовных ценностеймолодежи, а также, исследование развития личности под влиянием СМИ и культуры.
Исследования нравственныхценностей молодежи создают проблемное поле, образуемое комплексом научныхдисциплин: социологии, социологии молодежи, культурологи, психологии,философии, этики. Проблемы социального взаимодействия и социализации членовобщества разрабатывались в трудах отечественных и зарубежных исследователей.Методологическими положениями о социализации молодежи выступают концептуальныевзгляды М. Вебера, Г. Маркузе, А. Маслоу, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, А.Тоффлера, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона и др.

Глава 1. Средства массовой информации и культура как факторывлияния на развитие личности подростка
 
1.1Социально-психологические представления о развитии личности подростка висследованиях отечественных психологов
В Советском Союзе и всовременной России проблема развития личности подростка и его социализациишироко изучается многими психологами и педагогами.
В советский периодразвития психологии основными ориентирами, определявшими методологическиеосновы науки о человеке, стала социальная ситуация, условия развития. Эта идеябыла заимствована из философии К. Маркса[1], который показал, чточеловек как личность формируется лишь через посредство своих отношений к другимлюдям. Л.С. Выготский[2], следуя идеямсоциализации К. Маркса, отмечал основные особенности подросткового возраста: наэтом этапе подросток открывает свое Я, оформляет мировоззрение. Л.С. Выготскийвыделил важное новообразование — рефлексию, которая определяет развитиеличности подростка.
Необходимость изучениямарксистского представления о человеке как совокупности производственныхотношений, о бытии человека в мире была обоснована в 1934 году С.Л.Рубинштейном[3]. С.Л. Рубинштейн отмечал,что значимость личности определяется индивидуальным преломлением в нейвсеобщего. Исходя из теоретических положений К. Маркса, он разработал наиболееобщие методологические принципы психологии. Рассматривая «совокупность всехобщественных отношений» и «социальную ситуацию», С.Л. Рубинштейн в то же времяпридавал определяющее значение внутренней позиции самого человека.
Проблема развитияличности в рамках подходов Л.С. Выготского в дальнейшем разрабатывалась А.Н.Леонтьевым, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Элькониным и другими. А.Н.Леонтьев[4] стремилсяотдифференцировать понятия индивид и личность: первое отражает генотипическоеобразование, второе — социально-историческую сущность человека. А.Н Леонтьевопределял личность природой самих порождающих ее отношений: это специфическиедля человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметнойдеятельности. При этом А.Н. Леонтьев обсуждал еще одно принципиальное положениео том, что внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себяизменяет.
Направление исследованияличности, разрабатываемое Л.С. Выготским и его последователями, определилоосновные идеи развития и бытия личности через систему следующих понятий: 1 —«социальная ситуация развития»; 2 — «Я»; 3 — «мировоззрение»; 4 — «рефлексия»;5 — «становление личности». В последующие периоды психология личностиразвивается с учетом обозначенных понятий.
В контексте возрастнойпсихологии, рассматривая развитие личности в общественных условиях, социальнойситуации развития, отечественные психологи выделяют потребность подростка вобщении со сверстниками. В качестве ведущей деятельности для подростковоговозраста называется интимно-личностное общение. Д.Б. Эльконин[5],М.Ю. Кондратьев[6], В.А. Аверин[7]выделяют такие «ядерные» компоненты, как интимно-личностное общение созначимыми другими.
Е.А. Леванова[8],рассматривая особенности развития личности подростков, заключает, что важнымфактором развития является коллектив сверстников и общественное мнение.Благодаря накопленному предыдущему «опыту» совместной жизни со сверстникамирезко возрастает значение коллективных отношений, расположение товарищей, ихоценка.
Д.Б. Эльконин, Т.В.Драгунова[9] в свое время выделилиособую характеристику подросткового возраста — «чувство взрослости». Эточувство выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, утверждениисвоего личностного достоинства и требовании ко взрослым уважать эти стремленияи считаться к ними. «Чувство взрослости» выступает как стимул активностиподростка, направленный на переориентацию с «детских» норм на «взрослые», наусвоение ценностей, установок, норм. Этот феномен утвердился в возрастнойпсихологии и психологии личности.
Давая характеристикуподросткового возраста, психологи выделяют социальные потребности этоговозраста: потребность в общении и обособлении.
/>1.2 Проблема развития личности подросткас позиций социальной психологии
Наиболее фундаментальнымтрудом по психологии личности и ее формированию остается монография Л.И.Божович «Личность и ее формирование в, детском возрасте», вышедшая 15 лет назад[10].В ней был обобщен богатый опыт исследований по развитию личности в детскомвозрасте и дан превосходный критический анализ воззрений на психологию личностив зарубежной и отечественной науке. Отдавая должное трудам советскихпсихологов, характеризующим условия и процесс развития различных сторон икачеств личности ребенка, Л.И. Божович приходила к неутешительному выводу:
«Однако личность ребенкакак некоторое единое целое (выше она справедливо критиковала смешение личностис индивидуальными особенностями человека. — А.П.), ребенок, как субъектпсихической деятельности, оказывается до сих пор еще очень мало изученным.По-видимому, именно этим объясняется тот факт, что в советской психологии досих пор нет достаточно разработанной, единой концепции личности и ееформирования. Общие для всей советской психологии марксистские положения оличности разными советскими авторами по-разному интерпретируются,систематизируются и обобщаются. Понятие личности, хотя и постоянноупотребляется, но недостаточно раскрывается и часто оказывается синонимом тосознания, то самосознания, то установки, то психики вообще». Приведенноеутверждение Л.И. Божович[11] перекликается с мысльюЛ.С. Выготского о том, что для детской психологии «до сих пор остается закрытойцентральная и высшая проблема всей психологии — проблема личности и ееразвития». К сожалению, и в последующие после появления книги Л.И. Божович годыположение не изменилось сколько-нибудь существенно.
Справедливо отмеченныйЛ.И. Божович факт, что «понятие личности… часто оказывается синонимом тосознания, то самосознания, то установки, то психики вообще», послужил,очевидно, одной из причин того, что понятие «развитие личности» и понятие«развитие психики» (или, «развитие психики личности», «психическое развитиеличности») оказывались поставленными в один синонимический ряд. Вопрос о несовпадениии вообще соотношении понятий «развитие личности» и «развитие психики» вонтогенезе, насколько нам известно, до последнего времени в психологическойлитературе даже не был поставлен[12]. Многие психологи (в ихчисле и автор настоящей статьи в ряде книг, написанных им или выходивших подего редакцией) использовали эти понятия как синонимы в одном и том жеконтексте, не учитывая, что за подстановкой одного понятия вместо другогоскрываются изменения его значения и смысла. Так, например, в книге В.Ф.Моргуна, Н.Ю. Ткачевой «Проблема периодизации развития личности в психологии»[13]в едином контексте без дифференциации предметов анализа рассматриваютсяэпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона[14]и концепция развития психики ребенка Д.Б. Эльконина. Следует отметить, что Д.Б.Эльконин в статье 1971 г.[15] характеризует главнымобразом психическое развитие и не говорит о периодизации развития личности и неформулирует теорию развития личности.
1.3 Понятия «СМИ» и «Культура»
Сре́дствама́ссовой информа́ции (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) —организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу имассовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации[16].
В современной социологиипо отношению к СМИ используется термин «средства массовой коммуникации», болееточно отражающий характер масс-медиа. С течением времени рассмотрениемасс-медиа как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угларассмотрения используются эпитеты «формирующие», «развлекающие» и т. д.Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможностивлияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателейпридает, масс-медиа характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этимСМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации».
Согласно российскимисточникам, СМИ имеют следующие признаки:
Массовость (Применительнок законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет,журналов и рассылок);
Периодичность, которая недолжна быть меньше одного раза в год;
Принудительность: одинисточник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.
СМИ — это совокупностьтаких субъектов журналисткой деятельности, как:
Печать: газеты, журналы,альманахи, сборники, бюллетени;
Телерадиовещание: радио,телевидение, кинопрограммы, видеопрограммы;
Цифровые издания:электронные версии газет, издания на компакт-диске;
Информационные агентства.
Массовые (1000 и болееконкретных адресатов) периодические рассылки с использованием телекоммуникационныхсетей (как телефонной, так и сетей ЭВМ, в том числе и SMS-рассылки).
К СМИ в России неотносятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом:интернет-блоги, чаты, форумы, конференции и т. д.
Каждое из этих средствинформации обладает своими особенностями в области производства и подачисведений.
Культура[17]– (лат. Cultura) вошлов обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латыньперестала быть живым языком и даже — универсальным средствоминтеллектуально-ученых общений образованных людей. Присвоенное и усвоенноеклассицистическим веком Просвещения, оно, казалось, навсегда утратило основнуючасть своих смысловых наполнений и обрело существенно изменившийся смысл. Влатинском языке это слово означало живую связь человека с природой, отводяпервому роль разумного существа, всемерно содействующего развитию многообразныхформ растительно-животной жизни («возделывание, обрабатывание, уход,разведение» — словесный ряд, истолковывающий первое его значение). Винтерпретации века Просвещения «культурное» стало означать нечтопротивоположное «природному».
«Культура» кактермин — определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых изпоколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций,норм и правил поведения, посредством которых люди организуют своюжизнедеятельность.«Культура» как понятие — употребляется дляхарактеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, наций, атакже специфических сфер деятельности или жизни.
Субъект культуры — человек (он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурныеценности.
«Культура» каккатегория — созданная людьми искусственная среда существования исамореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.Однако надо помнить, что культура — это семиаспектное понятие, потому каккультура это и результат, процесс, деятельность, способ, отношения, норма,система.
И главным и единственнымсубъектом, и преимущественным объектом является человек. Второй объект культуры- природа. Культура является основным отличительным признаком, разделяющимчеловека и животный мир, она является специфически человеческая деятельность.Но не всякая деятельность человека создает культуру.
 
1.4Социализация личности подростка в условиях современности
Подростковый и юношескийвозраст[18] — это периодформирования собственных идеалов и ценностей взрослеющего человека. При этомидеалы и ценности существенно влияют на его самооценку, на его психологическоездоровье. Все это происходит под влиянием различных институтов социализации.Это прежде всего общество с его культурой, традициями, системой воспитания, исемья, школа, группы сверстников — то есть те малые группы, в которые реальновключен растущий человек. Существенное место здесь принадлежит средстваммассовой информации.
Ребенок и, впервую очередь, его ценностная сфера в наши дни растет и формируется не только под влиянием родителей, но и общества в целом[19].Телевидение, радио, компьютеры нередкозаменяют родителей, и частое общение с ними приводит к результатам, которые невсегда удается предусмотреть или исправить. Так, специалисты подсчитали, что школьники в США смотрят телевизор в среднемпо четыре часа в день. За школьные годы молодые люди проводят у экрана 15 тысяччасов и видят не менее 13 тысяч случаев насильственной смерти, хотя за годыучебы проводят на уроках около 11 часов, т.е. значительно меньше времени, чемпред экранами телевизоров. Социологи изуниверситета Пенсильвании, изучавшие проблему сцен насилия на ТВ, пришли кневероятному выводу: количество таких сцен в детских программах превышает то,что видят взрослые в самое популярноевремя — прайм-тайм.
1.5 Влияние СМИ и культуры на развитие личности подростка напримере телевидения и чтения литературы
 
1.5.1 Телевидение
Современная молодежь, какпоказало анкетирование, значительную часть своего свободного времени проводитза телевизором (52% проводят у голубого экрана более 3 часов в день). Еслиучесть то, что информация, поглощаемая с экрана, носит в основномразвлекательный характер (около 35% респондентов из всех программ выделяютразвлекательные, более 55% регулярно смотрят художественные фильмы), то можноуверенно говорить, о том, что телевизор используется как средство отдыха иразвлечения. Однако необходимо заметить, что 10% респондентов выделяется изобщего потока развлекающихся. Они уделяют наибольшее внимание информационным ипознавательным программам, следовательно для них телевизор – источник знаний, средствоповысить собственную образованность[20].
Для основной массыреспондентов (55%) телевизор – прежде всего кинофильмы, которые являютсяявлением, относящимся к сфере культурной жизни. На экране все чащедемонстрируется грубое насилие и эротика, пропагандируются наркотики (особеннопсиходелики), алкоголь (особенно в современных российских сериалах). Этотпроцесс вносит свой вклад в криминализацию обстановки, особенно влияя на детей,подростков и молодежь, которые и составляют основную аудиторию зрителей.
Телевидение привлекаетнаше внимание, с одной стороны, своей живостью, увлекательной режиссурой икрасивыми съемками, а с другой – заманивает в ловушку, возбуждая нас сценамизлодеяний, насилия, опасности и секса. Телевизионные программы переполненыописанием преступлений, демонстрацией грубой силы, сексуальными эпизодами и невсегда приличными намеками[21].
Просмотр передач,содержащих сцены насилия, приводит, как это ни печально, к усилению проявленийжестокости в поведении нормальных детей абсолютно всех возрастов, отдошкольников до тинэйджеров. В ходе многочисленных исследований детской иподростковой аудитории демонстрировались фильмы, герои которых действовали спозиции силы. После этого отмечалось учащение случаев агрессии и жестокостиповедения со стороны детей, в то время как после просмотра картин, несодержащих подобных сцен, таких нарушений не наблюдалось. По материалам рядадругих работ, те дети, которые проводят у телевизора много времени, значительноболее агрессивны, чем их сверстники, уделяющие телевидению меньше внимания.Оценки степени агрессивности в этих исследованиях производились на основе наблюдений,мнений родителей, подсчета частоты возникновения конфликтов со старшими,признаний самих детей и показателей детской преступности. Конечно, такие выводывесьма нелицеприятны для большинства населения, а в особенности – длятелевизионной индустрии, однако они являются результатом многолетней научнойработы, и с ним приходится считаться.
В среднем на один часлучшего телевизионного времени приходится пять сцен с применением силы, в нихучаствует около двух третей главных героев телефильмов. По выходным днямдетские дневные передачи содержат до восемнадцати подобных сцен (например,детские мультфильмы, содержащие много сцен насилия, когда все дерутся и убиваютдруг друга), впрочем, в отличие от «взрослых» программ, жестокость персонажей вних почти не вызывает боли и страданий – дети не видят последствий жестокихпоступков. В большинстве изображаемых ситуаций силовое подавление обидчикаявляется естественной формой мести, а способность действовать по праву сильногостала почти непременным атрибутом мужских ролей, но во многих мультфильмах ихуд. фильмах сейчас применяют насилие и женщины. Подростки пытаются подражатьсвоим героям и делают тоже самое в настоящем мире. Излюбленная тематикакриминальных обзоров – это убийства, нападения, вооруженные столкновения,причем на экране редко можно увидеть, как их жертвам оказывают медицинскуюпомощь. В итоге, перед подростком ежедневно мелькает огромное количествонасильственных смертей, бомбежек, вооруженных налетов и жестоких драк.
 
1.5.2 Чтениелитературы
Проблема чтения книг всовременном мире становится все более актуальной, особенно в подростковойсреде. Исследованиями этой проблематики занимаются многие зарубежные иотечественные психологи и педагоги. В одном из исследований рассматриваетсяпопытка выстроить в общих чертах такую картину детского чтения в сегодняшнейРоссии, которая отражает реальные процессы и тенденции развития детскогочтения, и которая даст возможность увидеть черты ближайшего будущего. Основойдля формулировки выводов являются результаты исследований, проведенных впоследние годы Российской государственной детской библиотекой (РГДБ) – главнымнаучно-методическим и исследовательским центром по библиотечной работе с детьмив России, а также материалы региональных и локальных исследования детскихбиблиотек в регионах[22].
Опасения о «нечтениидетей», мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны, и имеют под собойреальную основу. В начале XXI века дети, действительно, читают «не то» и «нетак», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же времяинтенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательскихпривычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детскогочтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер,способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы истимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источникиполучения печатной продукции, информации в целом и многое другое.
Исследования позволяютговорить о развитии ряда тенденций в детском чтении, а также о том, топроисходит процесс изменения старой на новую модель освоения детьми книжнойкультуры. Тревоги и страхи возникают в связи с тем, что многие взрослыеориентированы, прежде всего, на старую модель «литературной социализации».Дети, безусловно, читают, но иначе, чем раньше, а также далеко не тепроизведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и, особенно, ихдедушек и бабушек.
Итак, в чтении детей иподростков сегодня происходят очень серьезные перемены. Имеются черты, которыехарактеризуют старую модель чтения – тот образ, который пока что остается всознании многих:
— «любовь к чтению»
— преобладание в кругечтения книг, а не газет, журналов;
— разнообразный репертуарчтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;
— наличие домашнейбиблиотеки.
У детей и особенно уподростков сюда добавляется:
— общение со сверстникамипо поводу прочитанного;
— наличие «литературныхгероев»;
— сравнительно небольшаядоля «чтива» (литературы низких художественных достоинств);
— позитивное отношение кбиблиотеке (частое посещение той или иной библиотеки, существование «своего»или «хорошего» библиотекаря).
В общих чертах рисуетсяновая картина и новая «модель» (совокупность новых черт юного читателя) привхождении в литературную культуру. Прежде всего, эта картина крайненеоднородна: и если в одних регионах России ситуация сравнительно благополучна,то в других происходят негативные процессы отторжения детей от печатнойкультуры.
Отношение к чтению –важная характеристика, и она свидетельствует как о том, что в целом позитивноеотношение у школьников к чтению сохраняется, так же как и о том, что учебныенагрузки, зачастую формальное, схоластическое преподавание литературы, вкупе сдругими факторами приводят к тому, что происходит отторжение от чтения встарших классах. Чем старше школьник, тем больше «деловое» чтение по школьнойпрограмме» теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг ипросто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самогопроцесса свободного чтения.
В среднем же около третиопрошенных ответили «люблю читать, но не хватает времени», и почти каждыйтретий выбрал ответ «когда читаю, люблю почитать что-нибудь легкое,развлекательное». Результаты этих исследований говорят о том, что лишь один издесяти опрошенных школьников не читает ничего, кроме книг, необходимых длявыполнения уроков. В целом же репертуар чтения детей и подростков довольноразнообразен: на первом месте в нем – обязательная школьная классика, сказки –у младших, фэнтези у более старших, с интересом читаются приключения и«ужастики», детективы (особенно для детей и подростков), книги о природе иживотных.
Если же посмотреть нарепертуар чтения подростков в целом, то около 40% в нем составляетпреимущественно литература развлекательного характера, тогда как книгинаучно-познавательные привлекают вдвое меньше детей (21%). Таким образом, кругчтения подростков «смещен» в сторону развлечений. В то же время читатели 10-15лет остро нуждаются в современных книгах о своих сверстниках, специальнонаписанной так называемой «социально-критической» литературе, которая помогаетюным познавать окружающий мир, учит адаптироваться к проблемам современнойжизни. Эти книги практически не издаются сегодня, и та малая часть, котораяиздается, почти не попадает в провинцию. И это обстоятельство обусловливает повышенныйинтерес подростков к тем книгам западных писателей, где фигурируютподростки-герои. Таким образом, очень популярной у детей и подростков сталикниги серии «Детский детектив» (К.Кин, А.Хичкок, Э.Блайтон и др.), серия одевочках-подростках Ф.Паскаль «Школа в ласковой долине», а также серия Д.Ролинго Гарри Поттере (фэнтези, где удачно сочетаются элементы литературной сказки ишкольной жизни)[23].
В подростковом возрастекруг чтения мальчиков и девочек, по мере взросления, все более различается: умальчиков и юношей все более популярной становится литературе о спорте,технике, компьютерах, у девочек-подростков, девушек становятся популярнымироманы о любви. Однако в старших классах резко возрастает доля тех, кто читаетлитературу преимущественно по школьной программе (это значительная частьподростков и более половины старшеклассников). Уходит мотив «интересно»,присущий детям младшего школьного возраста, и ему на смену идет стимул«школьное задание». Оно оставляет старшеклассникам мало возможностей самимвыбрать те книги, которые им интересны; и значимым при выборе литературыстановится не совет друга (как у многих младших школьников и подростков), арекомендация учителя.
На переломе веков вчтении детей и особенно подростков и юношества особенно популярными сталиразличные журналы. Активное обращение к периодике детей и подростков начинаетсяуже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковомувозрасту. Причем часто дети и подростки покупают периодику самостоятельно. В10-13 лет, это, как правило, спонтанный, ситуативный выбор. Чем старше, тем онстановится все более осознанным. В чтении подростков и читателей юношескоговозраста преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентированные наразвлечение этой аудитории. Их читают, прежде всего, девочки, тогда какмальчики предпочитают другие – спортивные и технические издания (обавтомобилях, компьютерах и др.). Познавательные журналы читаются сегоднязначительно реже, чем раньше. Мальчики- подростки читают их больше, чемдевочки.
Вывод по главе 1
Итак, можно сделать выводо том, что на современном этапе развития России, в силу различныхсоциально-политических, экономических и прогностических причин общество почтиутратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующихразвитию личности подростка. Общество отказалось от коммунистической идеологии,с учетом которой была построена система продвижения подростков к социальнойзрелости, а новая идеология современной России до сих пор находится всинкретическом состоянии.
Стратегия воспитания иразвития личности в современных условиях должна быть направлена на целиразвития РФ, в которой человек должен быть естественно представлен не толькокак социальная единица, но и как уникальная личность. Личность принятоопределять как индивидуальное бытие общественных отношений. Это определениенесет в себе следующее понимание: 1 — личность — это социальное в нас (бытиеобщественных отношений); 2 — личность — это индивидуальное в нас. Сегоднясоциализация подростка должна осуществляться через формирование потребностиреализоваться в исходном для него социальном пространстве через систему прав исвобод. Для этого должны особым образом быть организованы условия развитияличности подростка: для повышения социальной компетентности; для развитиянавыков поведения в повседневной жизни и установок на самостоятельное решениесоциальных проблемных ситуаций; для развития чувства личности; гражданскойпозиции.

Глава 2. Исследование влияния телевидения и чтения литературына развитие личности подростка
 
2.1 Постановка целей изадач исследования, описание работы
Для того чтобы болееконкретно изучить проблему влияния СМИ и культуры на развитие личностиподростка, были взяты два аспекта в сравнении: телевидение (как составляющаяСМИ) и чтение книг — литература (как часть культуры).
Актуальность исследования
Развитие личностипроходит в течение всей жизни человека. Между тем, в школе вопpосам влияния СМИи культуры уделяется недостаточное внимание, их pоль недооценивается. В нашевpемя одна из пpоблем подpосткового возpаста заключается в значительном влияниителевидения, и в меньшем влиянии чтения книг на развитие личности подростка.
Цель исследования — выявить степень влияния телевидения и литературы (чтения книг) на развитие личностиподростка.
Объект исследования — учащиеся 8-го класса сpедней общеобpазовательной школы.
Предмет исследования — изучение личностных изменений под влиянием СМИ и культуры в подростковом возрасте.
Гипотеза: телевидениевлияет на развитие личности подростка в большей степени, чем литература (чтениекниг)
Задачи исследования:
1) Охаpактеpизоватьличность современного подростка.
2) Выявить влияние телевиденияи чтения книг на развитие подростков.
Выбоpка
Были обследованы ученики8 «А» класса Великосельской сpедней общеобpазовательной школы Гаврилов-ямскогорайона. Количество 15 человек.
Для пpоведения данногоисследования были использованы методики[24]:
Беседа — широкораспространенный в педагогической психологии эмпирический метод получениясведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов нацеленаправленные вопросы.
Анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основанииответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследованиявопросы, составляющие анкету.
В данном исследовании мыиспользовали открытую анкету, требующие самостоятельного конструированияответа.
И, в качестведополнительного метода исследования, было использовано написание мини-сочинения.
Вопросы для анкеты,беседы и сочинения были составлены исследователем данной работы.
 
2.2 Описание исследования
В ходе проведенияисследования были получены следующие данные.
1. Как показалоанкетирование (вопросы анкеты в приложении 1):
1) Из 15 опрошенных — 15смотрят телевизор каждый день в среднем по 4,5 часа. А это 100%.
2) Из 15 опрошенных, 12учеников смотрят сериалы. А это 80 %. 8 из 12 опрошенных назвали более одногосериала. Большинство опрошенных назвали сериал: «Папины дочки»
3) только спортивныепередачи смотрят 4, только музыкальные 3, музыкальные, спортивные и образовательныеназвали 6, один ответил «не знаю», один – новости и криминал. 73% смотрятспортивные и образовательные передачи.
4) Самым интереснымканалом назвали: СТС -6 человек, Муз-тв – 2, ТНТ – 1, НТВ и Россия -1, Мтв-1,7ТВ-1, спутниковый канал — 1, «не знаю» сказали двое. 67% смотрятразвлекательные каналы. К развлекательным каналам относятся: СТС, ТНТ, МТВ иМузТВ.
5) Трое назвали по одномукиногерою. У остальных его нет. 20% испытуемых имеют любимого киногероя.
5) Из 15 опрошенных 6 любятчитать книги и читают на данный момент (имеется ввиду, что читают в свободноевремя). А это 40%.
6) 6 опрошенных не любятчитать и ничего не читают сейчас. Зощенко-1, газеты-1, то, что задали политературе-4, Толстой-1, детективы-2, ужастики-1
7) 6- читают только школьнуюпрограмму, 6 — еще сами выбирают, 3 — не читают вообще. 40% читаютдополнительную литературу.
8) 10- не читают журналы-67%. 43% читают.
9) Один назвал Остапа из«Тараса Бульбы». У 7% испытуемых есть любимый литературный персонаж
10) На этот вопрос всеответили «для развития, чтобы быть умными, образованными, не разучиться читать».
Для наглядностипоказателей результатов построим гистограмму.
Влияние телевидения(рис.1)
67% смотрятразвлекательные каналы
20% имеют любимогокиногероя
80% смотрят сериалы
73% смотрят спортивные иобразовательные передачи

/>
Рис.1. Процентноесоотношение показателей влияния телевидения
Влияние книг (Рис. 2):
40% читают в свободноевремя
7% имеют любимоголитературного персонажа
43% читают журналы
40% читают дополнительнуюлитературу
/>
Рис.2. Процентноесоотношение показателей влияния чтения книг
На рисунках 1 и 2представлены гистограммы показателей влияния телевидения и книг на подростков.Для того чтобы сделать вывод о степени влияния того или иного показателя,необходимо сравнить данные:
1.100% опрошенных смотряттелевизор каждый день — 40% читают книги каждый день
2. 20% имеют любимогокиногероя – 7% имеют любимого литературного персонажа
3. 73% смотрят спортивныеи образовательные передачи – 40% читают дополнительную литературу
Из этого сравненияследует, что на сознание и на развитие личности влияет в большей степенителевидение. Телевизор подростки смотрят каждый день по 4,5 часов в среднем, ачитают редко и только то, что задают в школе. Киногероев назвали больше, чемлитературных персонажей.
Вывод: по данныманкетирования, для большинства подростков более важное значение имееттелевидение, чем книги.
2. Также проводиласьбеседа на тему: «Какую роль в вашей жизни играют телевидение и книги?»(Приложение2). В ходе беседы задавались вопросы по теме, выявлялось отношение подростков ккнигам и телевидению. Подросткам интересно смотреть зарубежные фильмы. Онисчитают, что отечественные фильмы не интересные, и их плохо делают.
При просмотре фильмов,самыми сильными качествами мальчики назвали смелость и порядочность, а длядевочек — верность дружбе и смелость. Примерно так же распределяются и значенияпо параметрам активности. Негативные нравственные качества заметной силой иактивностью в представлении подростков не обладают.
Родители им не запрещаютсмотреть телевизор. Газеты подростки не читают, Интернета нет. Подростки несмотрят политические передачи и новости, не следят за развитием событий в мире.По их мнению, это не интересно. На вопросы, какие журналы читаете, подросткиотвечали, что не читают журналы. Только девочки назвали два женских журнала.
По результатам беседыможно сделать следующие выводы: подросткам наиболее интересно смотретьразвлекательные передачи, сериалы и фильмы, чем читать книги. В библиотеку из15 человек по вопросам беседы ходят 3. Телевизор смотреть нравится всем, исмотрят подростки его по времени больше, чем читают книги. Следовательно, наразвитие личности телевидение оказывает большее влияние.
3. В заключениеисследования, испытуемым было предложено небольшое сочинение на тему «Что длявас представляет большой интерес: телевидение или книги? И почему?» На листкахбумаги подросткам необходимо было написать 6-8 предложений по теме.
Все без исключениянаписали, что телевизор смотреть интереснее чтения книг. Большинство указанныхпричин – это то, что телевидение ярко и красочно описывает события и сообщаетпоследние новости, много фильмов и музыки. А книги скучные и нужны только длятого, чтобы научиться читать.
По результатам сочиненийбыли сделаны следующие выводы: по мнениям подростков лучше смотреть телевизор,а книги читать, только для того, чтобы не разучиться читать. По мнениюнекоторых учащихся, книги нужны чтобы читать их на ночь или чтобы быть«заумными», но при этом отмечали, что они не такие. А следовательно, насознание подростка снова больше влияет телевидение.
При просмотре телеканалову большинства подростков актуализируется непроизвольное внимание инепроизвольная память. А это означает, что особых усилий и установок дляразвития качества внимания, восприятия, памяти и мышления подростки не делают.При прочтении книг актуализируются произвольные внимание и память, а такжевоображение и мышление. То есть, для того, чтобы понять смысл прочитанного,подросткам необходимо совершать усилия. А из данного исследования следует, чтоподростки не имеют желания делать усилия и актуализировать произвольныеличностные качества.
Вывод по главе 2
Итак, исследованиюподлежало отношение подростков к телевидению и литературе в сравнении. Анализрезультатов исследования показал, что в возрасте 14 лет оказывает значительноевлияние просмотр телевизора. Нас, прежде всего интересовалсравнительно-психологический анализ степени влияния СМИ и культуры на развитиеличности подростка.
В результате анализа отношенияк телевидению и литературе подростков показано, что в современном обществемолодое поколение выбирает более легкий и доступный информационный источник –телевидение. Телевидению подросток выделяет значительную часть свободноговремени, большинство смотрят телевизионные сериалы и развлекательные каналы. Аэто приводит к поверхностному отношению и инфантилизации личности. В то же времяподростки перестали ходить в библиотеки, читать дополнительную художественнуюлитературу и познавательные журналы. По мнению самих подростков, книги нужнытолько лишь для умения читать, для образованности, а не для духовного иличностного развития. То есть, подростки не представляют, насколько важночтение книг.
Таким образом, анализлитературы по проблеме влияния СМИ на подростков и эмпирическое исследованиепоказывает, что кино- и телефильмы являются весьма значимым факторомсоциализации подростков, задавая определенные модели социально-типическогоповедения и внося искажения в представления о нравственных ценностях. Этовлияние обусловлено повышенным интересом подростков к нормативной сторонеповедения в обществе и особой уязвимостью возраста в силу отсутствия устойчивойиндивидуальной системы ценностей.
Как показалоисследование, телевидение оказывает значительное влияние на развитие личности.В ходе сравнения было показано, что по всем показателям на подростков СМИвлияет больше, чем культура. Следовательно, гипотеза, сформулированная в началеисследования, подтверждается.

Заключение
Подростковый возраствходит в одну «эру восхождения к социальной зрелости»[25].При этом надо полагать, что эта эра не завершается периодом ранней юности иполучением школьником аттестата зрелости, а продолжается в трудовыхколлективах, где и осуществляется органическое вхождение вчерашнего школьника вправа и экономически, и юридически, и политически, и нравственно зрелогочеловека, полноправного члена социалистического общества. Что касаетсяпоследующих эр развития, составляющих и завершающих жизненный путь человека, торассмотрение этих проблем выходит за рамки нашей задачи.
Целесообразность, а бытьможет, необходимость выделения «эры восхождения к социальной зрелости» требуетпояснений. Если представить социальную среду в ее глобальных характеристикахкак относительна стабильную и помнить о том, что целью общественного воспитанияв социалистическом обществе буквально с первых лет жизни ребенка и напротяжении всех последующих остается формирование всесторонне развитойличности, то весь путь до осуществления этой цели можно интерпретировать какединый и целостный этап. В таком случае он в соответствии с выдвинутыми иобоснованными выше положениями предполагает три фазы развития, формирования,становления личности, ее вхождения в социальное целое — адаптацию,индивидуализацию и интеграцию.
Пытаясь прогнозироватьдальнейшее развитие мировоззрения молодого поколения, можно отметить следующиетенденции[26]:
1. Отход с позицийнигилизма и отрицания всех ценностей старшего поколения, начинает преобладатькритический, оценивающий взгляд на вещи.
2. В ряд важнейшихценностей, ориентиров в жизни выдвигается образованность, способность ксамообучению.
3. В политической сферемолодежь большой роли не играет, намеренно игнорирует и устраняется от основныхполитических событий.
4. Большое воздействие намолодежь отказывают средства массовой информации, что ведет к пассивномуформированию мировоззрения, то есть мировоззрение формируют силы извне, стоящиеза СМИ.
5. Основное содержаниекультуры – протест, выражение несогласия с традиционным мировоззрениемобщества. Молодежная культура намного отличается от культуры предыдущегопоколения, и в дальнейшем это приведет к постепенному замещению одногокультурного типа другим.
6. Во взаимоотношенияхвнутри собственного круга молодежь становится все более коммуникативной, почтиисчезает барьер в общении между полами, интересы девушек и юношей сближаются.
Стало очевидным, чтопроблемы изучения мировоззрения молодежи и процессов с ним связанных,необходимы в современной динамичной, политически нестабильной обстановке.Поэтому следует продолжать и расширять исследования в данной области.

Список использованной литературы и источников
1.    Аверин В.А. Психология детей иподростков. СПб., 1998
2.    Б.З. Вульфов, «Интересы и потребностисовременных детей и подростков», СПб, 2007
3.    Божович Л.И. Личность и ееформирование в детском возрасте. М., 1968.464 с.
4.    Бурлачук Л.Ф., Психодиагностика, СПб:Питер, 2009,384с
5.    В.П.Чудинова «Дети и библиотеки вменяющейся медиасреде», М.: Школьная библиотека, 2004.
6.    Выготский Л.С. Развитие личности имировоззрения ребенка. Психология личности: Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,А.А. Пузырея. М., 1982.
7.    Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутомкруге общения. М., 1997
8.    Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками.М., 1992
9.    Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание.Личность. М., 1975.
10.  Лотман Ю. М. Избр. статьи. Т. 1.Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992.
11.  Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.
12.  Милехин А. Папа, мама и я – телесемья//Российскаягазета – 1998-22 мая
13.  Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблемапериодизации развития личности в психологии. М., 1981. 82 с.
14.  Петровский А.В. Принцип ведущейдеятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе отдетства к взрослости. М., 1983,
15.  Петровский А.В. Проблема развитияличности с позиций социальной психологии // «Вопросы психологии», 1984, №4
16.  Петровский А.В., Петровский В.А. Л.С.Выготский и проблемы психологии личности. 1982, № 4,
17.  Рубинштейн С.Л. Онтологиячеловеческой жизни // Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976.
18.  Социология молодежи. Под ред. В. Т.Лисовского Из-во СПбГУ. 1996.
19.  Стефанов С. И. Реклама и полиграфия.Опыт словаря-справочника, Москва, 2004,
20.  Эльконин Д.Б. К проблеме периодизациипсихологического развития в детском возрасте. — Вопросы психологии, 1971, №4,
21.  Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М., 1967
22.  Эриксон Э. Идентичность: юность икризис. М., 1996.
23.  schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=178
24.  www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=6489
25.  yarnauka.ru/article/read/rol_smi_v_vospitanii_rossiiskoi_molodezhi.html

Приложение 1
Анкета
Сколько часов в день тысмотришь телевизор?
Ты смотришь сериалы?Какие сериалы ты смотришь?
Какие передачи тебенаиболее интересны (музыкальные, спортивные, образовательные и т.д.)? Напишисвою любимую передачу.
Как ты думаешь, какойканал на телевидении сейчас самый интересный?
У тебя есть кино-герой,на которого ты бы хотел (а) быть похож (а)? Напиши его (ее) имя. Почему он(она) тебе нравится?
Ты любишь читать? Что тысейчас читаешь?
Ты читаешь только то, чтозадали в школе, или еще сам (а) выбираешь книги?
Ты читаешь журналы?Напиши название журнала.
У тебя есть любимыйлитературный персонаж? Напиши его (ее) имя. Почему он (она) тебе нравится?
Как ты думаешь, зачемлюди читают книги?

Приложение 2
Беседа
Тема: «Какую роль в вашейжизни играют телевидение и книги?»
План беседы:
1. Вступление. Объяснениедля чего проводится беседа на заданную тему.
2. Вопросы. Получениеответов на них.
3. Высказывание мнений.
4. Завершение беседы.Подведение итогов.
Вопросы:
1. Какие детские книги выпомните? Назовите их.
2. Читаете ли вы журналы?Газеты? Что полезного и нового вы из них узнаете?
3. Ходите ли вы вбиблиотеку? Какую литературу вы берете?
4. Какие художественныефильмы вы смотрите?
5. Есть у вас Интернет?Слушаете радио?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.