Практические занятия по курсу
«Методы психологическогоисследования»
Практическое занятие № 1
Изучение динамики процесса заучивания
Цель: исследовать динамику процесса заучивания вербального материала.
Задачи:
1. Установить характер нарастания удерживаемого материала приповторном его предъявлении.
2. Выяснить, какие элементы ряда удерживаются лучше(наблюдается ли эффект края).
Материал: 15 не связанных по смыслу одно — трехсложных слов конкретногосодержания.
Процедура.
Каждый студент составляет список из 15 слов, затем группаделится на пары. Эксперимент проводится в паре (экспериментатор и испытуемый).Экспериментатор зачитывает испытуемому слова для запоминания, испытуемыйназывает слова, которые запомнил. Экспериментатор фиксирует в протоколеправильно воспроизведенные слова знаком «+» и повторяет опыт до полногозаучивания всего ряда. Читать слова необходимо отчетливо и монотонно, синтервалом в 1 секунду. Интервал между предъявлениями слов — 5 секунд. Еслииспытуемый называет слова, отсутствующие в списке, экспериментатор фиксирует ихв примечании к протоколу. Во время опыта экспериментатор записывает своинаблюдения за поведением испытуемого. После окончания опыта испытуемый даетсловесный отчет (о своем состоянии, отношении к задаче, возможных затрудненияхи помехах и т.п.), который также фиксируется экспериментатором в протоколе.
По окончании опыта экспериментатор и испытуемый меняются ролями.
Инструкция испытуемому. «Слушайте меня внимательно! Сейчас я назову ряд слов.Постарайтесь их запомнить и, когда я закончу, сразу назовите их в любомпорядке. Внимание! Начинаем!»
После воспроизведения: «Вы запомнили не все слова. Я прочтуих еще раз, постарайтесь запомнить больше и назовете все слова, которые вспомните».
Обработка результатов
1. Подсчитать общее количество правильно воспроизведенныхслов при каждом повторении (V).
2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсциссоткладываются порядковые номера повторений, на оси ординат — значения V.
3. Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за всеповторения и вычислить для них коэффициент запоминания по формуле:
К = Р/n •100%,
где К — коэффициент запоминания -го слова, Р — его абсолютнаячастота, п — количество повторений (точность вычислений равна 1%).
4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На осиабсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат — значения К.
5. Составить сводные таблицы по V и К для группы испытуемых. Вычислить средние показатели инанести эти данные на индивидуальный график каждого испытуемого. Сопоставить индивидуальныеданные со средними по группе.
Обсуждение результатов
Проанализировать формы графиков, привлекая материалсловесного отчета испытуемого и наблюдений экспериментатора (например, снижениеV при одном из повторений можетобъясняться тем, что испытуемый в этот момент отвлекся).
По сводным таблицам показать индивидуальные различияиспытуемых и сделать выводы об общих для них закономерностях.
Сводная таблица количества правильно воспроизведённых словпри каждом повторении
Объём воспроизведения
Испытуемые I II III IV V 1. Антропов А. 7 13 15 14 12 2. Бурканова Е. 8 10 9 11 13 3. Воронина Т. 7 10 12 13 15 4. Городнова М. 9 14 14 13 15 5. Дасаева М. 5 7 9 10 12 6. Зеленова Т. 6 9 10 12 13 7. Корбко О. 8 11 11 13 14 8. Паторова Е. 12 14 15 15 15 9. Печененко А. 12 15 14 15 15 10. Сивагина С. 8 8 12 13 13
Среднеарифметическое 8,2 11.1 12,1 12,9 13,7
Динамика заучивания
Изучая динамику процессазаучивания, мы составили сводную таблицу, на основе которой были построеныграфики. Исходя из полученных результатов, можно отметить, что динамикапроцесса заучивания испытуемого заметно отличается от обще-групповой динамики.Если для группы в целом характерно лишь увеличение количества запоминаемых словс каждым новым прочтением, то для испытуемого характерен и спад. Этот провал награфике можно объяснить снижением концентрации внимания испытуемого вследствиеусталости. В целом же испытуемый справился с задачей хорошо. Первое восприятиесписка слов было очень эффективным (9 слов), тогда как норма составляет 5-7слов. Обще-групповой показатель тоже близок к этой цифре – 8,2. Второепрочтение прибавило количество воспроизведённых слов как группе в целом, так ииспытуемому. Однако более эффективным было второе восприятие для испытуемого.Третье прочтение оставляет стабильным количество воспроизводимых слов для испытуемого,тогда как обще-групповое количество увеличивается. В целом, обще-групповойграфик поднимается вверх очень плавно. Об этом свидетельствует и четвёртоепрочтение: группе оно приносит очередной подъём, а испытуемому спад. Пятоевосприятие было самым благоприятным для испытуемого, когда он мобилизовал своисилы и смог впервые назвать все 15 слов. А среднеарифметическое число названныхгруппой слов не дотягивается до конечного результата.
Во время проведенияэксперимента, испытуемым был отмечен излишний шум, мешающий более эффективномузапоминанию слов. В результате таких помех, были воспроизведены слова, непроизносимые экспериментатором. Эти слова были услышаны из других списков иавтоматически включены в данный.
При воспроизведениипрочитанного списка можно отметить некоторые трудности: после первого прочтенияназвать слова испытуемому было тяжело, однако второе воспроизведение далосьлегко и быстро, хотя все слова не были названы. При третьем и четвёртомвоспроизведении темп был значительно снижен, отмечается так же и сниженияколичества правильно названных слов. После пятого прочтения все слова былиназваны верно и быстро.
Подводя итоги первойтаблице, можно сказать, что индивидуальный и обще-групповой графики не толькоразличны, но даже не имеют точек соприкосновения.
Сводная таблица частотывстречаемых слов
Номер слова
Испытуемые 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1. Антропов А. 100 100 100 80 100 100 100 80 40 100 80 80 60 40 60 2. Бурканова Е. 100 80 100 80 20 40 80 60 60 100 40 60 40 60 100 3. Воронина Т. 80 80 100 60 60 60 80 100 40 100 80 80 80 60 80 4. Городнова М. 100 100 80 80 80 80 60 100 100 80 80 100 60 100 100 5. Дасаева М. 100 40 80 80 80 60 40 40 20 100 60 60 100 6. Зеленова Т. 100 80 60 40 80 80 40 60 80 40 40 80 60 80 80 7. Коробко О. 40 100 100 80 80 80 100 80 100 80 80 60 80 80 100 8. Паторова Е. 100 100 100 80 100 100 80 100 100 100 60 100 100 100 100 9. Печененко А. 100 100 100 100 100 100 80 80 80 100 100 80 100 100 100 10. Сивагина С. 60 80 80 60 60 60 60 60 60 60 100 100 100 100 60
Средне
арифметическое 8,8 8,6 8,2 7,4 7,6 7,8 7,4 7,6 7 7,8 7,6 7,4 7,4 7,8 8,8
Зависимость частотывоспроизведения слова от его места в ряду
Изучая динамику процессазаучивания, можно также выявить и зависимость частоты воспроизведения слова отего места в ряду. Анализируя обще-групповые данные, можно заметить, что отпервых слов и до середины списка частота воспроизведения снижается. Однако,начиная с середины, она снова постепенно возрастает. Интересен тот факт, чтопервое и последнее слово группа в целом воспроизводит одинаково хорошо. Этоговорит о том, что испытуемым легче удержать в памяти первые и последниенесколько слов. Слова, находящиеся в середине списка являются тяжело запоминаемыми.
Совершенно иначевоспроизводит список слов испытуемый: его график сплошь состоит из спадов иподъёмов. Это объясняется тем, что для запоминания слов, испытуемый неруководствовался их положением в списке. Сам испытуемый утверждает, чтообъединял слова по их смысловому содержанию, тем самым облегчал себе задачузапоминания. Например, лето он ассоциировал с яблоком, а яблоко с вареньем,поэтому и называл эти три слова подряд, хотя номера этих слов в списке – 4, 8 и9. Несмотря на это, первые и последние два слова испытуемый воспроизвёл стопроцентново всех попытках. Только лишь неплохое запоминание начала и конца спискаприближают оба графика друг к другу, по остальным же параметрам они абсолютноразличны.
Вывод: анализируярезультаты эксперимента, мы выясняем, что вся группа испытуемых справилась споставленной задачей запоминания 15 слов очень неплохо. Процесс заучивания вданной группе динамичен, проценты воспроизведения слов высоки. Результатыэксперимента, касающиеся только одного испытуемого, тоже занимают верхниепозиции графика. В целом, группе следует обратить внимание лишь на более точноезапоминание слов, находящихся в середине слова.