Реферат по предмету "Психология"


Зависимость свойств адаптации от уровня развития социального интеллекта

Введение
 
Происходящиепреобразования в государстве, реформирование силовых структур, свидетельствуюто потребности в поиске принципиально новых направлений оптимизации обучения ивоспитания офицерских кадров. В современных условиях возрастает роль и значениеэффективной учебной и служебной деятельности в высших военных учебныхзаведениях. Подготовка военного специалиста представляет наиболее активный этапстановления его как личности. Одним из важных направлений являетсяпсихологическое обеспечение процесса адаптации курсантов из неполных семей кспецифике обучения в высшем военном учебном заведении.

Отношениек социально значимым объектам
 
Проблемаисследования социального интеллекта становится всё более актуальной насовременном этапе развития социальной психологии. Это обусловлено спецификойданного феномена, который, является чрезвычайно важным практическим качеством,природа которого не изучена в полной мере. Социальный интеллект – эточётко согласованная группа ментальных способностей, реализующихся в регуляциипознания человеком социума и его поведения в нём, развивающихся в процессесоциализации. Отличительными особенностями данной группы ментальныхспособностей является:
·    ихмножественный характер (то есть комплекс или группа способностей), поэтому оннеразрывно связан с деятельностью человека.
·    неоднозначностьприроды его связей с академическим интеллектом.
·    предметреализации данной группы способностей (установление отношений между людьми).
Мысчитаем, что феномен «социальный интеллект» выступает одной из основ успешногомежличностного общения. В отечественной традиции исследование социальногоинтеллекта проводилось в его неразрывной взаимосвязи с коммуникативнойкомпетентностью (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, М.И. Бонёва, Ю.Н. Емельянов, А.А.Кидрон, А.Л. Южанинова и другие).
В 80 –90 – е годы выделилось ещё одно направление позволяющее рассмотретьмногоаспектность данного феномена: психология социального познания. Работы А.А.Бодалёва, Н.В. Васиной, Г.М. Андреевой выступают в качестве методологическойосновы анализа социального интеллекта в рамках процесса социального познания.Как отмечает А.А. Бодалёв социальный интеллект – это социальная перцепция каксвойство, то есть такой атрибут субъекта отражения, который выделяется врежимах психологии личности. В связи с этим особое внимание привлекает рольсоциального интеллекта в процессе познания социальной действительности, вкачестве структурной единицы которой мы предлагаем рассматривать социально –значимый объект. Социально–значимый объект — это универсальная структурнаяединица в познании социума человеком, приобретающая своё содержание благодаряего социокультурным особенностям, познание которых осуществляется в процессесоциализации. Одной из основных характеристик познания социально – значимыхобъектов является формирование отношения к ним, которое играет решающую роль впроцессе коммуникации реализуемой в ситуации диалога культур. Проблемамежкультурной коммуникации в силу сложности предмета своего исследованиятребует глубокого междисциплинарного анализа её различных аспектов. Основытеории межкультурной коммуникации разработаны в рамках культурологилингвистики, психолингвистики, этнопсихологии и лингводидактики. Прикладнаямодель этого феномена разработанная в рамках лингводидактики содержит такие субкомпетентностикак лингвистическая (владение языком общения), социокультурная (знание норм иправил принятых в данной лингвокультурной общности), социолингвистическая(способность выбора языковых форм на основе ситуации общения), дискурсивная(умение грамотно построить своё высказывание).
Нашвзгляд данная модель не может быть эффективной с точки зрения психологии,поскольку она позволяет снабдить обучаемого знаниями о культуре, но несформировать соответствующее отношение к социально–значимым объектам, принятоев данной культуре. Исходя из вышесказанного, была сформулирована гипотезаисследования влияния уровня развития и структуры социального интеллекта наформирование отношения к социально–значимым объектам у представителей различныхэтнических групп. Для проверки данной гипотезы было предпринято исследование,состоящее из трёх этапов. На первом этапе было установлено, что уровеньразвития социального интеллекта напрямую взаимосвязан со способностью измененияотношения к социально-значимым объектам у Россиян, находящихся в условияхэмиграции в США и Германии.
Навтором этапе исследования было установлено, что степень выраженностиспособностей, включаемых в структуру социального интеллекта, варьируется взависимости от национальной принадлежности испытуемых и является определяющимфактором для степени и знака выраженности отношения к социально – значимымобъектам. Например, у татар был выявлен более высокий уровень эмоциональногоинтеллекта и более позитивное отношение к значимым другим. На третьем этапе проводилсяанализ дидактических единиц в рамках программ обучения межкультурнойкоммуникации и были выработаны упражнения для формирования отношения к ключевымсоциально – значимым объектам, принятого в США.
В ходеконтрольных срезов в контрольной и экспериментальной группе была установленаболее высокая эффективность обучения межкультурной коммуникации (на 33% выше вэкспериментальной группе, чем в контрольной). Таким образом, было установлено,что социальный интеллект является фактором формирования отношения к социально –значимым объектам, что позволяет разрабатывать и внедрять дополнительныематериалы по обучению иностранному языку на основе выделанной спецификиотношения к социально – значимым объектам у представителей различных этническихгрупп и таким образом оптимизировать процесс обучения межкультурнойкоммуникации.
Социально-психологическаяадаптация к учебной деятельности
Адаптация(от лат. «приспособлять») – приспособление организма личности, их систем кхарактеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось вначале, главным образом,в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонамжизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективномуповедению. В зависимости от того, в каких условиях и на основе каких механизмовосуществляется приспособление человека к среде, выделяют различные видыадаптации: физиологическую; психологическую; социально – психологическую.
Курсантыиз неполных семей являются наиболее уязвимой категорией обучаемых. На нихоказывают воздействие новые условия социальной среды: высокие физические иумственные нагрузки, строгий регламент распорядка дня, нарастающей значительныйпоток информации, дефицита свободного времени. При значительном количествепубликаций, посвященных социально-психологической адаптации (СПА) личностипрактически отсутствуют материалы исследований о влиянии личностного потенциалана эффективность процесса адаптации, не исследованы в полной мере спецификасоциально-психологической адаптации курсантов из неполных семей военного вуза исубъективное отношение к происходящим изменениям.
Исследованиепроводилось на базе Голицынского пограничного института среди курсантов изнеполных семей и полных семей. Общий объем выборки 40 человек, из них: 20курсантов из неполных семей и 20 из полных семей. Перед началом исследованиявнимание уделялось на создание у курсантов положительной мотивации к участию вэксперименте. После проверки на нормальность распределения исследуемогопризнака был проделан корреляционный анализ полученных данных. Выявленызначимые показатели по следующим шкалам: коммуникативные способности –самовосприятие (0,50), моральная нормативность – самовосприятие (0,55),нервно–психологическая устойчивость – стремление к доминированию (0,60),коммуникативные способности – адаптивные способности (0,52), моральнаянормативность – коммуникативные способности (0,50) – у курсантов из неполныхсемей. Самовосприятие – адаптация (0,75, при p≤0,05), принятие других –адаптация (0,66), эмоциональная комфортность – адаптация (0,81), интернальность– адаптация (0,77), стремление к доминированию – адаптация(0,50), эмоциональнаякомфортность – самовосприятие (0,60), интернальность – самовосприятие (0,58),интернальность – эмоциональная комфортность (0,71), стремление к доминированию– эмоциональная комфортность (0,50), коммуникативные способности – адаптивныеспособности (0,52), моральная нормативность — коммуникативные способности(0,52) – у курсантов из полных семей.
Фактордополнительного образования
Впоследнее время в мире все большее значение уделяется инновационномуобразованию. Инновационный – значит основанный на последних достижениях вразличных областях. Разработка инноваций происходит на всех ступеняхобразовательного процесса. Особый интерес представляют собой инновации вдополнительном образовании. Теоретические основы инновационного образованиястали предметом исследования в различных странах, в том числе и в России.Изучение зарубежного опыта позволяет более продуктивно обеспечить инновационноеобразование в нашей стране. В связи с этим, особый интерес представляютисследования, проведенные в странах Западной Европы.
Всравнении с другими видами образования, внедрение инноваций в дополнительном образованииначалось давно. При этом не всегда удается выделить инновационные аспекты вдополнительном образовании, т.к. такое образование направлено на получениенеобходимых для успешной трудовой деятельности знаний и умений в конкретнойобласти и почти всегда основано на последних научных разработках. В связи сэтим встает вопрос: что считать инновацией и существуют ли временные рамки дляинноваций? Термин «инновация» естественно основывается на новых достижениях, нопри этом не всякое инновация несет в себе революционные изменения. При изучениибольшого числа проектов дополнительного образования можно выделить основныеинновационные направления: новые образовательные концепции; новые целевыегруппы и переход от одной группы к другой; новые образовательные продукты.Большая часть инновационных проектов касается новых целевых групп и перехода отодной группы к другой. Под целевой группой можно понимать группу людей, накоторую направлена данная инновационная программа. В рамках таких проектовбольшое внимание уделяется кооперации, вертикальному и горизонтальномуобъединению сотрудников предприятий. Данное направление инноваций вдополнительном образовании связано с развитием проектной системы работы, когдасотрудники разных отделов одного предприятия объединяются для работы надконкретным проектом, и по окончании проекта группа расформировывается. Приданном подходе остро встает вопрос о выборе дисциплин дополнительногообразования с целью наибольшей эффективности использования полученных знанийсотрудниками в дальнейших проектах, а также вопрос о способе формированияподобных рабочих групп. Особо необходимо отметить инновационные проекты,занимающиеся оценкой работы проектной группы. Оценка необходимости проекта,мотивации сотрудников и форм работы, оценка сотрудниками работы в целом даетвозможность в дальнейшем формировать более продуктивные группы и потому растетчисло инновационных работ, посвященных системе оценки работы проектных групп.Новые образовательные концепции в дополнительном образовании схожи с концепциямидругих ступеней образования. Данные концепции затрагивают темумеждисциплинарных исследований, формирования новых областей знаний и,соответственно, новых рабочих областей, а так же вопросы интеграции вобразовании. Большое распространение получают проекты, основой которых являетсясамообразование, но при этом большое значение уделяется консультированию иподдержке в самообразовании. К новым образовательным продуктам относятсяпрограммы дистанционного образования. Подобные программы не только даютвозможность получать дополнительное образование всем сотрудникам, внезависимости от того, в каком городе они работают, но и способствуют кооперациисотрудников различных отделений компании для их дальнейшей проектнойдеятельности.
Отдельно необходимо отметитьпрограммы дополнительного образования для молодых специалистов. В рамках данныхпрограмм выпускники ВУЗов имеют возможность, в соответствии со специальностью,получить необходимые для работы на конкретном предприятии знания. Такиепрограммы также знакомят молодых специалистов со смежными областямидеятельности, что в дальнейшем способствует кооперации при проектной работе.Большое распространение в Германии получили инновационные проекты, касающиесявнедрения знаний в относительно новые области, ставшие значимыми в последнеевремя, такие как защита окружающей среды или процессы глобализации.

Заключение
 
Такимобразом, социально психологическая адаптация курсантов из неполных семей кучебной деятельности отлична от курсантов из полных семей. У курсантов изнеполных семей на процесс адаптации оказывают влияние развитые коммуникативныеспособности. Для курсантов их полных семей существенное влияние на адаптациюоказывает эмоциональная комфортность, внутренний контроль (интернальность), самовосприятие,принятие других.

Списоклитературы
 
1.   Маклаков А.Г. (2007)Военная психология // СПб.: 2007.
2.   Налчаджян А.А.Социально-психическая адаптация личности: Формы, механизмы и стратегии //Ереван, 2008.
3.   Социальнаяпсихология образования / Под ред. А.Н. Сухова // М.: МПСИ, 2005.
4.   Современная военнаяпсихология. Хрестоматия // Минск, 2008.
5.   Андреева Г.М. (2008)Психология социального познания: Учеб. Пособие для студентов вузов/Г.М.Андреева. – 3 – е изд., перераб. И доп. – М.: Аспект Пресс.
6.   Елизарова Г.В.(2007) Культура и обучение иностранным языкам. – СПб.: КАРО.
7.   Куницина В.Н.,Казаринова Н.В., Погольша В.М. (2003) Межличностное общение: Учебник для вузов- СПб.: Питер.
8.   Познание человекачеловеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты)/Подред. А.А. Бодалёва, Н.В. Васиной. – СПб.: Речь, 2005.
9.   Садохин А.П. (2007)Теория и практика межкультурной коммуникации: Учеб. пособие для вузов. – М.:ЮНИТИ — ДАНА.
10.     ЩедровицкийГ.П. (2009) Интеллект и коммуникация //Вопросы философии № 3.
11.     1.ГуткинаН.И. Психологическая готовность к школе. Изд-во: Спб.: Питер 2009.
12.     2.ДорофееваГ.А. Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. //Прикладная психология. 2007. №3. Изд-во: Дом МАГИСТР-ПРЕСС.
13.     3.МаксимоваМ.В. Психологические условия школьной адаптации. Автореф. дисс. — М., 2004.
14.      ПарамоноваЛ.А., Тарасова К.В., Алиева Т.И. Ребёнок 5-6 лет в системе дошкольногообразования. // Психологическая наука и образование, 2008, №2.
15.      СмирноваЕ.О. Детская психология. — М.,2006.
16.      ЯсюковаЛ.А. Методика определения готовности к школе/ Прогноз и
17.     Профилактикапроблем обучения в начальной школе. Санкт-Петербург. 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Откуда есть пошла Русская земля?»
Реферат Галузева структура лісового комплексу України
Реферат Фантастика и реальность в повести Булгакова Собачье Сердце
Реферат Уроки по рассказам Андрея Платонова «Корова» и «Июльская гроза»
Реферат Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции предприятия
Реферат Сократичний поворот у філософії ідеї та метод філософії Сократа Проблема людини у Сократа
Реферат Екологічне виховання дітей старшого дошкільного віку засобами авторської казки
Реферат 9. Учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии 10
Реферат Sexuality Of Men And Women Essay Research
Реферат 4. Коррекция (от сложности работы) 600-1000 руб
Реферат Internet Advertising Essay Research Paper Internet AdvertisingInternet
Реферат Thomas More Utopia
Реферат The Godfather (Comparison Between The Novel And
Реферат Андрея Болконского «Жить по-божьи, творя любовь и добро»
Реферат Учреждение "Гродненское областное управление МЧС Республики Беларусь", его характеристика и анализ работы в области оказания платных услуг