Реферат по предмету "Государство и право"


Управление рисками на объектах государственной собственности

Федеральное агентствопо образованию
Федеральноеобразовательное бюджетное
учреждение высшего профессиональногообразования
Тюменскийгосударственный университет
Юридический факультет
Кафедра экономическойтеории
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
ТЕМА:«УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НА ОБЪЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

Содержание
1.  Значение, место и роль управления рисками в системе управленияобъектами государственной собственности
2.  Основное содержание программы управления рисками на объектахгосударственной собственности
3.  Практическое осуществление программ управления рисками на объектахгосударственной собственности

1.ЗНАЧЕНИЕ, МЕСТО И РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Руководитель,осуществляющий в современных экономических условиях управление объектомгосударственной собственности, должен быть готов к масштабному применениютакого инструмента обеспечения эффективного функционирования собственности,каковым является управление рисками. В той или иной степени данные рискисопутствуют любому объекту государственной собственности равно как и любомупредпринимательскому проекту (рис.1), всевозможным рискам человек подвергаетсяна протяжении всей жизни, вырабатывая хотя бы интуитивно собственную политикупо управлению рисками.
/>
Рис.1Источники рисков предпринимательского проекта
Теоретически,управление рисками (УР) можно определить как системуорганизационно-экономических мероприятий, направленных на своевременноевыявление, оценку, предупреждение, и контроль событий случайного инепредсказуемого характера, способных вызвать перерыв в нормальномфункционировании объектов государственной собственности (рис.2). Сюда жеследует отнести и финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидациинегативного воздействия подобных явлений.
/>
Рис. 2.Основные стадии управления рисками, включая страхование
В развитойсистеме экономического управления УР выполняет важную роль — защищаетсобственника от отрицательного влияния обстоятельств, которые находятся вненепосредственного разумного контроля и влияния его менеджеров. Тем самым вопределенной степени обеспечиваются условия для непрерывного функционированияобъектов собственности, что, в свою очередь, является основой для поддержаниязапланированного уровня издержек, достижения прогнозируемой рентабельности, ит.д. Иными словами, — УР выступает как важный фактор эффективной реализации собственности.
Локальныекритерии эффективности для различных объектов государственной собственностимогут быть разными: это и прибыль — для государственных предприятий,функционирующих в предпринимательском режиме,- это и соблюдение лимитов сметныхассигнований — для бюджетных организаций. Однако всегда следует помнить, что воснове достижения эффективности в любой форме лежит поддержаниезапланированного уровня издержек при функционировании объекта госсобственности,которое в существенной степени обеспечивается за счет применения системыуправления рисками.
Руководительили менеджер, осуществляющий управление тем или иным объектом государственнойсобственности, должен ясно представлять себе значение развитой системы УР дляэффективного функционирования данного объекта в современных общеэкономическихусловиях. Отказ от государственного патернализма по отношению к хозяйственнымединицам, острая конкуренция предприятий различных форм собственности заинвестииционные ресурсы по-новому ставят сегодня вопрос об адекватностиорганизационно-экономической среды, сформированной в конкретной хозяйственнойструктуре, общеэкономическим условиям ее функционирования.
Если вэкономических системах с развитыми рыночными отношениями наличие упредпринимателя всесторонней программы управления рисками является предварительнымусловием получения им финансовых и инвестиционных ресурсов, то в специфическихусловиях современной отечественной экономики реализация системы УР для каждойхозяйствующей единицы приобретает особую актуальность.
Значениеразвитой системы УР для объектов государственной собственности определено,таким образом, современными общеэкономическими условиями их функционирования,когда эффективность использования ресурсов из декларативного требованияогосударствленной плановой системы превратилась в первоочередную потребность,без реализации которой невозможно не только успешное функционирование, но ипростое выживание предприятий, относящихся к государственному секторуотечественной экономики.
Создание врамках каждого объекта государственной собственности условий, благоприятных дляпривлечения и использования всех видов ресурсов, непосредственно связано сразработкой и реализацией конкретной программы УР, которая должна отвечатьспецифическим особенностям данного объекта.
Чтобысделать практические шаги по внедрению программы УР на объекте государственнойсобственности, каждый управленец должен, конечно, иметь понятие о сущностиуправления рисками. Это, в свою очередь, тесно связано с пониманием сущноститех видов рисков, которые являются объектом теории и практики УР.
Главныммоментом при этом является то, что УР имеет дело с рисками, находящимися внепределов разумного контроля предпринимателя или управляющего хозяйствующейединицей. Здесь заключено важнейшее отличие от подхода с точки зрениямаркетинга, когда риск нереализации предпринимательского проекта напрямую зависитот инвестиционных решений предпринимателя, квалификации подобранного имперсонала, организаторских способностей и т.д., т.е. от всего того, что находится,должно или может находиться под его контролем.
В связи сэтим в теории УР используются понятия чистых и спекулятивных рисков. Непретендуя на исчерпывающие дефиниции эти понятия можно определить следующимобразом:
·          «чистые» риски существуют в тех обстоятельствах, когдаесть вероятность убытка, но нет вероятности получения дохода ( например, пристихийных бедствиях, пожаре, краже и т.п.);
·          «спекулятивные» риски существуют тогда, когдаодновременно присутствуют возможности и потерять, и выиграть что-либо (например, при вложениях в ценные бумаги, инвестициях в реконструкциюпредприятия и т.п. ).
«Чистые»риски носят повторяющийся характер и подчинены определенным закономерностям,которые, в частности, могут быть описаны математическими методами.
Предпринимательили управленец, оперирующий или намеревающийся оперировать на рынке более двухлет, должен иметь ввиду, что какие-либо события, являющиеся следствиемвоздействия чистых рисков, обязательно происходят при функционированиихозяйственной единицы дольше данного срока. Это — одна из объективносуществующих закономерностей предпринимательской и хозяйственной деятельности.Игнорирование ее последствий в современных условиях является верным признакомнепрофессионализма собственника или руководителя. Особенно важен учет этойзакономерности в деятельности структур, производящих товары и услуги, т.к.именно в сфере товарного производства оборот капитала характеризуетсядлительными сроками, а значит, — особенной подверженностью воздействию«чистых» рисков.
Понятно,что для организации управления объектами государственной собственностиразработка и осуществление мероприятий по защите от «чистых» рисковприобретает дополнительную актуальность, связанную с необходимостью учетаэкономических интересов государства. Государство как субъект экономическойдеятельности призвано решать прежде всего экономические задачи долговременногохарактера. Реализуя через деятельность принадлежащих ему объектов своидолговременные цели, государство должно заботиться об обеспечении условий ихнепрерывного функционирования, что предполагает государственное стимулированиедеятельности по защите от негативного воздействия «чистых» рисков.
Развернутоепредставление о степени воздействия обстоятельств случайного и непредсказуемогохарактера на процесс функционирования объектов любой формы собственности можетбыть получено в результате даже краткого анализа экономического содержания ихподверженности рискам. Речь при этом идет об оценке издержек, которые можетпонести собственник вследствие влияния «чистых» рисков:
·          Прежде всего собственник должен иметь ввиду те возможные издержки,которые могут непосредственно возникнуть в результате неожиданных убытков кактаковых, т.е. — в результате отрицательного воздействия огня, воды, стихийныхбедствий и т.п. Размер возможного прямого ущерба в этих случаях представитьдостаточно легко — он может доходить и до 100% стоимости объекта собственности.
В то жевремя у нас как правило забывают о косвенных издержках, которые могут статьпрямым следствием воздействия «чистых» рисков и по своим масштабамнередко могут превосходить прямые убытки. В этом случае теория УР говорит о такназываемых убытках от перерыва в деятельности. Как собственник, так иуправляющий собственностью должны помнить, что объект собственности,пострадавший в результате возникновения обстоятельств случайного инепредсказуемого характера и не способный вследствие этого нормальнофункционировать, не может выполнять свои обязательства перед собственнымперсоналом, арендодателями, потребителями, кредитными учреждениями, деловымипартнерами и т.п. Все это в совокупности и формирует убытки от перерыва вдеятельности, способные значительным грузом дополнительных финансовых издержекоказывать негативное влияние на собственность и ее эффективное использование.
Практикапредпринимательской деятельности знает немало примеров того, какпредпринимательские структуры теряли свое место на рынке вследствие убытков отперерыва в деятельности и, в результате, — попросту прекращали своесуществование.
·          Издержки, связанные с неопределенностью в условиях функционирования собственности при отсутствиипрограммы УР также должны быть учтены при рассмотрении вопроса об оценкеэкономического содержания подверженности риску тех или иных объектов. Физическоеи нервное напряжение управляющего, когда он вынужден действовать в условияхнеопределенности и незащищенности от воздействия «чистых» рисков,превращается на длительных отрезках времени в серьезный фактор, сдерживающийуправленческую инициативу и способность к принятию оптимальных решений. Это всвою очередь очень скоро становится тормозом, сдерживающим эффективноефункционирование собственности.
Неизбежнымследствием неопределенности по отношению к возможному влиянию«чистых» рисков становятся перекосы в использовании ресурсов.Нерациональность в использовании основных факторов производства, распоряжениифинансовыми средствами, формировании запасов и т.п. ложится тяжелым бременем напредприятие, его управляющих и, в конечном счете, — на собственников.
Кроме того,неопределенность по отношению к воздействию «чистых» рисков, приводитк тому, что управляющие вынуждены нередко отказываться от реализациипотенциально прибыльных, но сложных по организации проектов. В то же времяпредпринимательская деятельность в современных условиях тесно связана сосуществлением сложных проектов, отказ от которых непременно приводит кторможению развития каждой хозяйственной единицы, а значит. — и целых секторовэкономики в целом.
Неразвитостьна объекте собственности программы противостояния отрицательному воздействиюсобытий случайного и непредсказуемого характера является серьезным сдерживающимфактором, объективно вызывающим настороженность и колебания потенциальных инвесторов.Очевидно, что отсутствие благоприятных условий для инвестиций в каждыйконкретный объект собственности серьезно ограничивает возможности управляющихне только по эффективной организации его деятельности, но прежде всего, — попривлечению основных факторов производства, без чего невозможно в принципеговорить о начале и постоянном возобновлении производственного процесса.Особенно актуален этот вопрос в настоящее время, когда на стопроцентноегосударственное финансирование всех нужд хозяйственной единицы, даженаходящейся в государственной собственности, рассчитывать не приходится, анаиболее реальным представляется вариант, основанный на сочетаниигосударственных вложений и инвестиций из негосударственных источников. Такимобразом, в современных условиях вопрос об устранении зависимости объектасобственности от «чистых» рисков особенно остро увязывается срешением ключевой задачи каждого собственника и управляющего — привлечениеминвестиций.
Системауправления рисками как раз и призвана решать обозначенные выше проблемы и сэтой точки зрения должна рассматриваться как важный резерв собственника,профессиональное использование которого способно существенно повыситьэффективность функционирования объекта собственности, особенно если этаэффективность рассматривается с позиций долговременной перспективы. Такойподход, в свою очередь, в полной мере отвечает коренным интересам государствакак собственника и должен быть в широких масштабах реализован в современнойхозяйственной практике.
Необходимоподчеркнуть, что профессиональные управляющие должны избегать упрощенно-вульгарногоподхода к задаче развития системы УР на объектах любой формы собственности,включая и собственность государственную. Стремление с помощью управлениярисками решать проблемы, относящиеся к компетенции служб маркетинга,оперативного управления, финансового планирования и др. является вернымпризнаком наличия такого подхода.
Значительнаячасть операций по страхованию финансовых рисков, «зарплатные»страховые схемы, обеспечивающие «оптимизацию» финансовых потоков подвидом страхования работников, имущества и гражданской ответственностипредприятий, — вот неполный перечень страховых суррогатов, подпитывающихиллюзии о том, что управление рисками может заменить собой собственноуправление предпринимательской деятельностью и избавить управляющего от необходимостибыть профессионалом своего дела. Помимо этого, серьезным управленцам следуетиметь ввиду, что все более широкое распространение псевдостраховых финансовыхсхем серьезно подрывает надежность отечественных страховых организаций,фактически превращая их в финансовые «пирамиды», и что доверятьстраховщикам, которые активно рекламируют свои возможности по«оптимизации» финансовых потоков клиентов, профессиональный менеджерне должен.
Действительно,система УР способна решать важные задачи в деле обеспечения устойчивогофункционирования объектов собственности, однако следует помнить, что пределыприменимости этой системы строго ограничены и в полной мере эффект управлениярисками достигается при его органическом сочетании с другими элементамимеханизма экономического управления хозяйственными звеньями.
Другимпроявлением вульгарного подхода к проблеме управления рисками являетсястремление извлечь из практики управления рисками и, прежде всего, — изпрактики страхования, прямую выгоду с помощью действий, имеющих признакистрахового мошенничества. От намеренного завышения размера понесенного ущерба сцелью «вытягивания» дополнительных средств из страховых компаний приреальных страховых событиях до фабрикации фиктивных страховых случаев — вот тотдиапазон, в котором проявляется страховое мошенничество.
Можноутверждать, что подобные явления выступают в качестве неотъемлемой составнойчасти практики управления рисками в течение, пожалуй, последних трехсот лет и,как правило, не являются чем-либо новым и неожиданным для профессиональныхстраховщиков. В конечном счете исход подобных коллизий определяется степеньюпрофессионализма участвующих сторон, но в любом случае следует подчеркнуть, чтотеория и практика УР имеет дело с предпринимателями, которые строго следуютодному из основных законов страхования: застрахованный предприниматель при всехобстоятельствах обязан вести себя так, как будто он не застрахован, т.е.принимать все возможные меры по предотвращению и сокращению размера возможногоущерба.
В целом,потенциальный вклад УР в деятельность предпринимателя и/или управляющегосостоит в минимизации возможного ущерба от воздействия событий случайного инепредсказуемого характера, а значит, — увеличении прибыли (поддержанияпланового уровня затрат) путем осуществления превентивных мероприятий,сокращения случайных потерь, передачи возможного ущерба третьим лицам.
Важнымиформами вклада УР в обеспечение эффективности функционирования предприятияявляются также создание непосредственно на предприятии благоприятного климатадля сторонних инвесторов, формирование условий для сохранения и поддержанияустойчивых производственных связей с партнерами и потребителями (заказчиками)продукции(услуг) предприятия, развитие предпосылок для более активногопроявления предпринимательской инициативы руководителями и менеджерамигосударственного предприятия за счет высвобождения их внимания от проблем,связанных с потенциальной подверженностью рискам.
В конечномсчете можно утверждать, что развитие системы УР как ценного экономическогоактива любой хозяйствующей структуры, является делом выгодным как длясобственника того или иного хозяйственного объекта, так и для персонала,управляющего этим объектом. Исходя из вышесказанного можно вполне точноопределить место УР в структуре управления объектами государственнойсобственности: система УР представляет собой важную составную часть механизмауправления, обеспечивающего эффективное функционирование отдельнойхозяйственной единицы.
Рольсистемы УР состоит в том, чтобы через защиту государственной собственности ототрицательного воздействия событий случайного и непредсказуемого характерасоздать условия для непрерывного и безубыточного функционирования принадлежащихгосударству объектов. В свою очередь, наличие определенных гарантий непрерывностии безубыточности деятельности хозяйственных единиц является базой для развитияинвестиционно-воспроизводственного процесса и достижения эффективностифункционирования собственности в целом.
2. ОСНОВНОЕСОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА ОБЪЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙСОБСТВЕННОСТИ
Куправлению рисками следует относиться как к целенаправленной деятельности,которая должна быть планомерно организована. Содержание этой деятельностиразбивается на несколько этапов, реализуемых в определенной последовательности:
1 ЭТАП.Определение целей, которые стремится достичьуправляющий в результате внедрения системы УР. Такими целями могут выступать:«выживание» организации после событий случайного и непредсказуемогохарактера, приносящих ей ущерб; поддержание запланированного уровня издержек;обеспечение рентабельности инвестиций и др.
2 ЭТАП.Выделение и оценка рисков, с которыми можетстолкнуться предприятие или организация в процессе своего функционирования.
Взависимости от сферы, в которой функционирует объект государственнойсобственности, подверженность рискам может существенно отличаться. В принципе,подверженность предприятия или организации рискам зависит не только отмасштабов их деятельности, но даже в большей степени — от ее содержания.Понятно, что с точки зрения подверженности «чистым» рискам рисковостьдеятельности у небольшой судоходной компании может быть выше, чем у крупногобюджетного НИИ.
Выделение(иногда еще используют понятие «идентификация») рисков обычно связанос выявлением факторов и условий, которые создают возможность ущерба илидействуют в сторону его увеличения. Изношенная электропроводка в помещении — это рисковый фактор, создающий потенциальную возможность возникновения усобственника ущерба от пожара. Подобная потенциальная возможность возникновенияущерба у собственника, на объекте собственности, у физических лиц и т.п.определяется как подверженность риску.
В своюочередь, деревянные перекрытия в производственном корпусе предприятия могут,например, рассматриваться как фактор, потенциально увеличивающий размервероятного ущерба от пожара в сравнении, например, с железобетонными. Этоозначает различия в степени подверженности риску возникновения ущерба от пожарадля объектов с деревянными и железобетонными перекрытиями.
За простымвыявлением факторов и условий, определяющих подверженность риску, снеобходимостью следует аналитический этап. В процессе анализа рисковыхфакторов, условий и обстоятельств выясняется их природа, пути проявления ихвлияния на конкретные объекты собственности и т.д. Степень понимания рисковыхусловий и подверженности рискам персоналом, занятым на конкретном объектесобственности, также должна подвергаться анализу, так как в определенныхобстоятельствах может играть существенную, а иногда и решающую роль в превращениипотенциального ущерба, выраженного рисковыми факторами и подверженностьюрискам, в реальный. С другой стороны, достаточный уровень понимания рядовым иуправляющим персоналом предприятия проблем управления рисками способенобеспечить надежную основу для предотвращения возможности возникновения ущербау собственника.
Деятельностьлюбой организации подвержена самым различным рискам. Для целей эффективногоуправления ими, конечно, необходима определенная классификация. В самом общемвиде теория и практика УР выделяет три основных категории подверженностирискам. Эта классификация логически тесно связана с подверженностью рискамосновных факторов производства (т.е. факторов, обеспечивающих функционированиекаждого объекта собственности), а также рисковости, являющейся непосредственнымрезультатом их соединения.
Такимобразом, общий анализ подверженности объекта собственности рискам выделяет триосновных категории взаимозависимостей такого рода:
·          Подверженность рискам имущества, входящего в состав объекта собственности,когда анализируется зависимость материально-вещественных и финансовых активов(т.е. капитала) предприятия от рисковых факторов и обстоятельств. Материальныеактивы, например, могут быть повреждены, уничтожены, утеряны и т.п. самымразличным образом. Финансовые — утрачены, обесценены и т.п. также разнымипутями. Невозможность в силу действия рисковых обстоятельств использоватькапитал в течение какого-либо периода времени может приводить к так называемомуущербу от перерыва в функционировании капитала (убыткам от перерыва вдеятельности).
·          Подверженность рискам персонала, занятого на объектесобственности, когда анализу подвергается зависимость рабочей силы (личногофактора производства) от воздействия обстоятельств случайного и непредсказуемогохарактера. Эти обстоятельства могут привести к физическим повреждениям, ущербудля здоровья и даже гибели рабочих, служащих и руководителей различного уровня.Таким образом, анализ и оценка возможности нанесения прежде всего физическоговреда работникам являются одними из главных составляющих деятельностириск-менеджеров по защите личного фактора производства.
·          В результате соединения факторов производства, т.е. в результатереального функционирования объектов собственности, возникает особая разновидностьподверженности рискам, когда функционирующее предприятие само становитсяисточником риска для окружающей среды, граждан, других предприятий и т.д. Этукатегорию подверженности рискам, как правило, связывают с гражданскойответственностью хозяйствующей структуры. Законодательство накладываетопределенные ограничения и обязательства на предприятия с точки зрения ихпотенциальной возможности служить источником риска. Возрастающая зависимостьфункционирования объектов любой формы собственности от действующих в этомотношении законодательных норм становится все более очевидной и требуетсерьезного отношения при анализе рисковых обстоятельств деятельностипредприятий и организаций со значительной долей государственного участия.
Анализрисковых факторов, условий и обстоятельств в свою очередь связан с измерениемрисков. В процессе измерения оценивается степень вероятности и размерпотенциального ущерба от разного рода рисков, возможная частота наступлениясобытий, могущих нанести убытки объекту собственности и др. Измерение рисковсочетает в себе качественный и количественный подходы, профессиональноевладение которыми является задачей специалистов по управлению рисками.
3 ЭТАП.Осуществление контроля за рисками.
Содержаниемэтой составной части деятельности по управлению рисками является осуществлениемероприятий по устранению и предупреждению возможности отрицательных событийслучайного и непредсказуемого характера, снижению их вероятности и уменьшениюнегативного эффекта их воздействия на функционирование объектов собственности.К содержанию данного этапа УР относится также решение важных задач, связанных ссамостоятельным несением предприятием ответственности по рискам или передачеэтой ответственности другим организациям ( страхование, получение финансовых гарантийи др. ).
Контроль зарисками может иметь разные формы: от самых простых, таких как текущеенаблюдение за состоянием огнетушителей в производственных и бытовых помещенияхпредприятия, до разработки и осуществления сложнейших программ УР, способныхохватывать рисковую проблематику функционирования целых отраслей народногохозяйства ( например, энергетики, нефтедобычи и др.).
На практикестержнем программ УР выступают механизмы передачи рисков третьим лицам — специализированным финансовым структрурам. Эти механизмы составляют содержаниеспециализированной страховой деятельности, а в качестве финансовых институтов,выполняющих функции несения ответственности по переданным им рискам, выступаютстраховые организации. Взаимодействие собственников (предпринимателей,управляющих) со страховыми организациями требует специального рассмотрения.
В развитойсистеме экономического управления страхование выполняет важную роль — защищаетсобственника (управляющего) от отрицательного воздействия факторов и событийслучайного и непредсказуемого характера, находящихся вне пределов егонепосредственного контроля и влияния. Тем самым обеспечиваются условия длянепрерывного функционирования объекта собственности, что, в свою очередь,является основой для поддержания запланированного уровня издержек, достиженияпрогнозируемой рентабельности и т.д. Иными словами, — страхование выступает какважный элемент инфраструктуры эффективного использования собственности.
Страховыепотребности предпринимателей, действующих в рамках различных формсобственности, могут отличаться по степени своей развитости. Очевидно, что привысокой степени отделения капитала-функции от капитала-собственности, как этобывает в предпринимательских и хозяйственных структурах с высокой долейгосударственного участия, требуются дополнительные стимулы для реализациистраховых потребностей собственника в деятельности предпринимателя ( субъектахозяйствования).
Согласностатье 211 Гражданского кодекса Российской Федерации риск случайной гибели илислучайного повреждения имущества несет его собственник. При управленииобъектами государственной собственности российской государство как собственникимущества несет на себе риски, связанные с владением, пользованием ираспоряжением этой собственностью. На рисунке 3 представлена принципиальнаясхема объектов и субъектов страхования для предприятий и организаций.
Предприятиеили организация, организуя производство на основе заемных средств, несетответственность за их расходование перед инвестором (кредитором), а в случаеразмещения ценных бумаг — перед их владельцами. По российскому и международномузаконодательству предприятия и организации отвечают также в случае причинениякакого-либо вреда окружающей среде, жизни и здоровью или имуществу граждан, атакже юридическим лицам. Причем в случае предприятия — источника повышеннойопасности — действующее законодательство прямо указывает на необходимостьстрахования таких рисков. Учитывая развитие потребительского движения как вмире, так и в России, весьма актуальным для российских предпринимателейстановится страхование ответственности за качество товаров, работ (услуг) 1).
/>
Рис. 3Схема объектов и субъектов страхования для государственных предприятий иорганизаций
В случаепоставки сырья и (или) комплектующих материалов также возникают свои риски.Понятно, что любое предприятие всегда подстерегает риск воспроизведения егопродукции как с нарушением патентного законодательства, так и легальноговоспроизводства с использованием информации, ставшей известной в ходепатентования объектов промышленной собственности 2).
Как видно,страховые отношения распространены практически во всех секторах рынка, повышаяконкурентоспособность тех, кто привлекает к своему бизнесу средства страховойзащиты. Снижение степени риска в ряде случаев является условием продолженияпредпринимательской и инновационной деятельности, в которой заинтересованороссийское государство. Использование страхования особенно важно впредпринимательской деятельности, когда решение об организации нового делапринимается в условиях недостаточности собственных средств и при повышенных рисках.
Такимобразом, правильно подобранный пакет страховой защиты и конкретных превентивныхмероприятий позволяет минимизировать риск при минимальных финансовых затратах,что в конечном итоге ведет к развитию российского предпринимательства,отечественного товаропроизводителя и товаропотребителя, развитие которых дляроссийской экономики, переживающей сейчас сложное время, крайне необходимо.
В то жевремя, современная экономическая политика, продолжая нести в себе инерциюподходов «огосударствленного» народного хозяйства, традиционно неуделяет страхованию должного внимания.
«Основныенаправления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в1998 — 2000гг»., которые были приняты 1 октября 1998 года Постановлением №1139, определяют порядок и приоритеты развития страхового рынка до настоящеговремени. Надо признать, что большинство мер, предусмотренных в Основныхнаправлениях, до сих пор не реализованы. Многие законопроекты находятся наразличных стадиях согласования в министерствах и ведомствах. Все это привело кнеоднократному переносу сроков исполнения и, в конечном итоге, — к включениютех же законодательных инициатив в новый план действий российскогоправительства, о котором будет идти речь ниже.
С июля2000г. действует постановление Правительства России от 31 мая 2000г. №420«О внесении изменений в пункт 2 Положения о составе затрат по производствуи реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовыхрезультатов, учитываемых при налогообложении прибыли», в соответствии скоторым предприятиям и организациям разрешается относить на себестоимость«платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию средствтранспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданскойответственности организаций — источников повышенной опасности, гражданскойответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, а также платежипо заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастныхслучаев и болезней, медицинского страхования и договорам с негосударственнымипенсионными фондами, имеющими государственную лицензию». При этомустанавливается предельный размер отнесения на себестоимость, который равняется3 процентам объема реализуемой продукции (работ, услуг).
Кроме того,данное постановление Правительства конкретизирует норматив по отнесению насебестоимость в зависимости от вида страхования: «суммарный размеротчислений на добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного,наземного), имущества, гражданской ответственности организаций — источниковповышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков,профессиональной ответственности не может превышать 2 процентов объемареализуемой продукции (работ, услуг), а суммарный размер отчислений настрахование работников от несчастных случаев и болезней, медицинскоестрахование и по договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющимигосударственную лицензию, — 1 процента объема реализуемой продукции (работ,услуг)».
Ожидается,что данная мера увеличит объем российского страхового рынка как минимум на 20%.Разделение в данном постановлении отнесения затрат на страхование поимущественным и личным видам страхования (2+1%) должно стимулироватьруководителя предприятия или организации проводить политику управленияимущественными рисками в комплексе с активным использованием социально значимыхвидов страхования (добровольное медицинское, пенсионное, от несчастныхслучаев), что непосредственно лежит в русле государственных интересов, хотя,конечно, данная норма в 3% явно не достаточна.
СогласноПлану 3) действий правительства Российской Федерации в областисоциальной политики и модернизации экономики на 2000 — 2001гг., утвержденномураспоряжением правительства России от 26 июля 2000г. №1072-р средиосновополагающих приоритетов в деятельности российского правительства являетсяразвитие страховых, финансовых рынков и институтов. Данной проблематике в Планепосвящен достаточно объемный раздел, в котором страхованию отведено далеко непоследнее место. Главной задачей российского правительства на 2000 — 2001 годыв области страхования было признано развитие российских страховых компаний,создание соответствующих стимулов, разработка инвестиционных инструментов,формирование сектора обязательного страхования, а также системы государственногорегулирования и надзора. Кроме того, запланировано оказание государственнойпомощи в развитии системы страхования инновационных рисков.
Средивнушительного перечня законопроектов следует особо упомянуть следующие:«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцевавтотранспортных средств», «Об обязательном страховании гражданскойответственности организаций эксплуатирующих опасные производственныеобъекты»; «Об обязательном страховании ответственности производителейотдельных категорий товаров, работ и услуг».
ПроектНалогового Кодекса Российской Федерации предусматривает отнесение затрат настрахование на себестоимость в полном объеме, но глава" Налог на прибыль(доход) организаций", в которой детально расписываются затраты, относимыена себестоимость, до сих пор не принята.
Мировойопыт говорит о невозможности сколько-нибудь устойчивого развития без активнойполитики в области управления рисками, неизбежно сопутствующими любомупроизводству товаров или услуг, и, соответственно, без привлечения возможностейстрахования.
В своюочередь, сама практика функционирования государственной собственностинастоятельно требует обеспечения ее комплексной застрахованности от основныхвидов рисков. При этом следует иметь ввиду, что подходы к организации страховогопокрытия в сфере материального и нематериального производства, с одной стороны,и на рынке государственных ценных бумаг, с другой, — будут существенноотличаться.
Там, где всфере материального и нематериального производства экономические интересыгосударства как собственника затрагиваются в существенной степени ( унитарныепредприятия, акционерные общества с государственным участием, организациибюджетной сферы и т.п.), представляется целесообразным обеспечитьзастрахованность всех видов ресурсов, применяемых в процессе использованиягоссобственности, а также страхование гражданской ответственности за причинениевреда здоровью и имуществу третьих лиц, которое может стать следствиемфункционирования объектов государственной собственности.
В этой связипредпринимателю (управляющему), как минимум, необходимо:
·          организовать страхование всего используемого имущества отвоздействия огня, воды, стихийных бедствий, кражи со взломом, злоумышленныхдействий третьих лиц;
·          осуществлять страхование объектов государственной собственности отперерывов в деятельности, вызванных вышеобозначенными событиями ( страхованиетекущих расходов на время вынужденного перерыва в деятельности, страхованиедополнительных расходов, связанных с ликвидацией последствий страховых событий,страхование затруднений в исполнении договорных обязательств на поставкуготовой продукции и т.п.);
·          в случае проведения реконструкции и/или строительных, монтажныхработ осуществлять страхование строительно-монтажных рисков;
·          обеспечивать страхование от поломки машин и оборудования,используемых в процессе функционирования объектов государственнойсобственности;
·          осуществлять страхование гражданской ответственности за возможноепричинение ущерба здоровью и имуществу третьих лиц в результате функционированияобъектов государственной собственности;
·          обеспечить застрахованность персонала предприятия от несчастногослучая;
·          обеспечить страхование ответственности за качество выпускаемойпродукции(оказываемых услуг);
·          при реализации производственных проектов, предполагающих лизинггосударственного имущества, следует помимо перечисленных выше мер страховойзащиты государственной собственности предусмотреть страхование оборудования иисполнения финансовых обязательств лизингополучателя перед лизингодателем;
·          при решении вопросов привлечения иностранных инвестиций дляфункционирования и развития объектов государственной собственности возможнаорганизация страхования от политического риска конфискации и национализацииинвестированных активов.
Как отмечалось,потенциал страхования может быть задействован в рамках системы управлениярисками при рыночных операциях с государственными ценными бумагами. При этом неможет быть и речи о так называемом «страховании» запланированногоуровня доходности с помощью использования страховых инструментов и институтов.Следует подчеркнуть, что такого рода финансовые операции не имеют ничего общегос сущностью управления рисками и страхования.
В то жевремя с помощью отдельных видов страхования могут быть обеспечены благоприятныеусловия для стабильного функционирования и эффективного развития рынкагосударственных ценных бумаг. Речь идет о страховании политических рисковконфискации и национализации объектов инвестиций, запрета на вывоз из страныприбыли, получаемой от операций с государственными ценными бумагами и т.п.Страхованием от политических рисков и следует, главным образом, ограничиватьсяпредпринимателю, когда речь идет об управлении операциями на рынкегосударственных ценных бумаг с помощью механизмов страхования. Обеспечениестрахового покрытия такого рода представляется вполне возможным делом. В то жевремя следует иметь ввиду, что практически значимыми здесь могут быть страховыегарантии только зарубежных и при том весьма авторитетных страховых организаций,а сама работа по представлению подобных страховых проектов на международномстраховом рынке требует высокого профессионализма.
4. ЭТАП.Финансирование программ управления рисками.
Этоткомпонент предполагает планирование и возмещение расходов на осуществление всехдругих составных частей программ управления рисками, а также обычно включает всебя расходы на возмещение ущерба, образовавшегося в результате неблагоприятныхсобытий.
Под этимпоследним видом финансирования УР обычно понимаются как мероприятия по прямому( самостоятельному ) возмещению собственником убытков, возникших напринадлежащих ему объектах, так и по приобретению услуг страховых организаций,созданию так называемых кэптивных страховых компаний и др.
5. ЭТАП.Административное управление программой.
В рамкахадминистративного управления программой устанавливаются и осуществляютсяпроцедуры как стратегического, так и оперативного характера, обеспечивающие еепрактическую реализацию. Например, решение вопроса об оптимальном сочетаниипредупредительных (превентивных) мероприятий, самостоятельного несенияответственности по рискам или передаче части этой ответственности страховыморганизациям относится к специальной компетенции административного управленияпрограммой.
Безпрофессионального знания и понимания вопросов и техники выделения и оценкирисков, финансирования предусматриваемых мероприятий, без четкой ориентации всоставе необходимого и возможного страхового покрытия, программа УР не можетэффективно проводиться в жизнь. Для этого также обязательно необходимодостижение практического соответствия такой программы целям, ресурсам ивозможностям функционирования организации в целом. Все это обусловливаетповышенные требования к лицам, осуществляющим разработку и реализациюмероприятий, относящихся к сфере управления рисками — риск-менеджерам.
3.ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОГРАММ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА ОБЪЕКТАХГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Представляется,что необходимость целенаправленных действий по разработке и реализации программУР применительно к специфике каждого конкретного объекта государственнойсобственности не нуждается в каких-либо дополнительных обоснованиях.Современная экономическая практика жестко требует от руководителейгосударственных структур укрепления и совершенствования плановых основвнутрифирменного управления. В свою очередь программа УР, рассматриваемая какважный элемент системы управления государственной организацией, безусловно,должна развиваться на плановой основе, разрабатываться и осуществляться каксоставная часть общего бизнес-плана предприятия.
При этом всовременных условиях «пост-огосударствленной» экономики ссобое местозанимает проблема «вживления» программ УР в живую тканьорганизационно-экономических отношений, существующих в государственныхструктурах. Внедрение и даже изменение программ УР является делом сложным,нередко и болезненным для любой предпринимательской структуры, длительное времяфункционирующей в устойчивой рыночной среде, поскольку неизбежно ведет кперераспределению властных полномочий, внутрифирменных финансовых потоков ит.п. Понятно, что в наших условиях, когда и у руководителей, и у рядовогоперсонала практически отсутствует сколько-нибудь значимый опыт системногопонимания и решения задач УР во всем их многообразии, следует особенно тщательнопрорабатывать вопросы внедрения плановых разработок. В противном случаеотсутствие конкретного представления о том, как они заработают, может не толькосвести к нулю усилия по планированию УР, но и дискредитировать в глазахперсонала идею УР в целом, что в конечном счете нанесет серьезный ущерборганизации.
Такимобразом, при осуществлении программ УР должны анализироваться и учитываться нетолько теоретические основы УР, не только «рисковый портрет»конкретного предприятия, но и «срез» его внутренней ситуации с точкизрения готовности к восприятию программы.
В целостномпроцессе осуществления программы УР можно с известной долей условности выделитьдва основных уровня или этапа:
·          Этап плановой разработки программы;
·          Этап реализации установок плана.
Плановаяразработка программы УР.
Очевидно,что для эффективного воздействия на деятельность организации, системауправления рисками должна буквально пронизывать ее внутреннюю структуру,охватывая всю совокупность рисков, составляющих специфический «рисковыйпортрет» предприятия. Поэтому недостаточная скоординированностьпрограммных установок УР с целями и задачами функционирования как организации вцелом, так и ее основных структурных подразделений, может привести к проваламво внедрении системы управления рисками и, соответственно, к потерям длясобственника.
Органическоевключение УР в практику функционирования объектов государственной собственностиначинается с разработки соответствующего раздела бизнес-плана. В свою очередь,эта работа может быть условно разбита на два последовательных этапа.
Преждевсего необходимо подготовить Концепцию управления рисками, отвечающую спецификеданной организации. Концепция УР должна определять основные виды деятельности,составляющие содержание управления рисками, а также давать представление оборганизационной структуре управления данной функцией. Политика любогопредприятия в области УР должна отвечать общей направленности его развития.Поскольку главная задача системы УР на предприятии состоит в том, чтобыспособствовать его наиболее успешному функционированию наиболее эффективнымпутем, Концепция УР должна вытекать из программных установок развитияпредприятия в целом. Понятно, что общие целевые установки в бюджетнойорганизации или на государственном унитарном предприятии могут существенноотличаться друг от друга. Различия в системах УР в бюджетной и государственнойпредпринимательской структурах будут прежде всего определяться этими общимиразличиями фундаментального характера.
Концепцияпризвана определять конкретные цели и задачи системы УР на конкретном объектесобственности. При этом главная задача состоит в том, чтобы определить иутвердить наиболее важные направления в развитии системы УР предприятия. Какправило, на уровне Концепции речь не идет о том, каким образом предполагаетсяпрактически осуществлять управление рисками, — это является задачей другогоэтапа плановой разработки системы УР предприятия. Таким образом, Концепция УР — это своего рода стратегический документ, определяющий для организации ее политикув области управления рисками.
Наличиечеткой Концепции УР на предприятии дает его руководителям ряд выгод. Преждевсего, наличие глубоко обоснованного концептуального документа заставляетвысшее звено руководителей объекта собственности сконцентрировать большевнимания на проблемах системного управления рисками. Ясное представление оцелях и приоритетах внутрифирменной политики УР, масштабах этого видауправленческой деятельности и отношениях, вытекающих из него, создает важныепредпосылки для органического включения УР в систему управления организацией вцелом. Участие руководителей в разработке и утверждении Концепции УР формируетоснову для их дальнейшего активного участия в ее практической реализации.
Во-вторых,Концепция задает направление для разработки и осуществления оперативного планауправления рисками. Из нее вытекает понимание того, какие конкретные шагинеобходимо сделать для реализации политики УР на предприятии, какими могут бытьвзаимосвязи подсистемы УР с другими подсистемами управления предприятием, какимобразом УР может быть наиболее рационально «встроено» ворганизационно-экономические отношения на объекте собственности и т.д.
В-третьих,данный документ формирует основу для определения обязанностей и ответственностиперсонала предприятия с точки зрения управления рисками. Понятно, что практикаУР требует определенного уровня подготовки не только для менеджеров,ответственных за это направление, но и от рядовых работников. Наличие Концепциипривносит дисциплинирующее начало в выполнение работниками предприятия функций,относящихся к управлению рисками, и облегчает контроль менеджеров за этимпроцессом.
И, наконец,Концепция способствует укреплению взаимосвязей между различными подразделениямиорганизации. Как в процессе подготовки Концепции, так и во время ее утвержденияу специалистов по управлению рисками появляются возможности непосредственногорабочего контакта с руководителями разного уровня, а также с представителямиразличных категорий производственного и вспомогательного персонала. Врезультате подобного «внутреннего» маркетинга программы УР появляютсяпредпосылки для большей интеграции структурных подразделений предприятия наоснове общей программы противостояния негативному воздействию событийслучайного и непредсказуемого характера. Эти дополнительно возникающиевзаимосвязи должны поддерживаться на основе регулярного информированияруководителей и специалистов различного уровня об изменениях в рисковойситуации на предприятии.
КонцепцияУР должна претворяться в жизнь специально подготовленными риск-менеджерами,однако необходимо особо подчеркнуть, что без одобрения и постоянной поддержкируководителей высшего уровня программа управления рисками существовать несможет. Менеджеры и специалисты на различных уровнях управления организацией,как правило, не являются непосредственно заинтересованными в успехе программыУР. В силу природы того влияния, которое риски оказывают на функционированиеобъектов собственности, успех или провал системы УР предприятия можно правильноопределить либо специалисту, либо руководителю, несущему ответственность задеятельность организации в целом. При этом следует отметить, что объективнотолько руководители высшего звена и риск-менеджеры способны в полной мерепонимать значение и оценивать эффект управления рисками, так как он проявляетсяглавным образом не на уровне структурных подразделений предприятия, а на уровнеорганизации в целом. Поэтому постоянное тесное взаимодействие высшихруководителей и риск-менеджеров, основанное на совпадении их интересов,является важным условием жизнеспособности и действенности механизма управлениярисками на предприятии.
Разработка оперативногоплана управления рисками является следующим этапом практического осуществленияпрограммы УР на предприятии. Подобный План определяет пути и способы достиженияцелей и установок, заданных Концепцией УР. Кроме этого, в Плане также должныбыть проработаны вопросы об источниках средств для реализации системынамеченных мероприятий. Все это должно обеспечить риск-менеджерам возможности длявнедрения системы УР на предприятии и доведения ее требований до каждогорабочего места.
Известнынесколько типов оперативных планов УР, которые используются на практике. Планыпервого типа ориентированы главным образом на руководителей высших звеньев предприятия.Они содержат как бы сводную программу действий по управлению рисками дляруководства и не включают в себя детальных разработок и инструкций дляконкретных исполнителей. Оперативные планы другого типа, наоборот, большевнимания уделяют подробной проработке вопросов управления рисками на самомконкретном уровне — в структурном подразделении, на рабочем месте и т.п. Приэтом цели, задачи и мероприятия, не относящиеся непосредственно к управлениюрисками в данном структурном подразделении предприятия, в планах такого типапрописаны весьма схематично. Исчерпывающими по своему характеру являютсяоперативные планы третьего типа, сочетающие в себе особенности планов первого ивторого рода, и содержащие наиболее подробную информацию о механизме реализациипрограммы УР на предприятии. В этом состоит главное преимущество этих плановыхразработок. В то же время определенная информационная перенасыщенность плановтретьего типа может привести к затруднениям в их повседневном практическомиспользовании.
После того,как на предприятии успешно осуществлен этап планирования управления рисками,наступает время его реализации.
Этапреализации установок плана управления рисками
Дляэффективной реализации программы УР руководителю предприятия необходимо преждевсего решить вопрос о формах организации деятельности по управлению рисками.Современная практика УР знает три основных организационных формы этойдеятельности:
·          опора на специализированные подразделения в структуре предприятия;
·          использование услуг сторонних организаций на договорной основе;
·          форма организации, предполагающая сочетание деятельностисобственного структурного подразделения предприятия и сторонней организации.
Как и любаяуправленческая функция управление рисками должно с организационной точки зренияосуществляться по-разному на крупных, средних и малых предприятиях. Думается,что для отечественных предприятий сегодня наступило время, когда потребность вспециализированной профессиональной деятельности по управлению рисками должнабыть подкреплена организационно. В зависимости от размера предприятия, отстепени рисковости его деятельности необходимо решать вопрос либо о созданиисоответствующего структурного подразделения, либо о введении в штат специалистапо профессиональному управлению рисками.
Некоторымпрепятствием для реализации этой идеи на данном этапе является острая нехваткаспециалистов соответствующего уровня. Однако представляется, что даннаяпроблема может быть достаточно быстро разрешена на базе существующей системыповышения квалификации и переподготовки кадров. При этом для обучения ипрофессиональной подготовки целесообразно использовать прежде всего кадровыхспециалистов предприятий, имеющих достаточные профессиональные знания и опытработы по профилю, что в соединении со специальными знаниями из областиуправления рисками может дать руководителям предприятий риск-менеджеровнеобходимой квалификации.
Говоря оборганизации деятельности по управлению рисками, особое внимание следует уделитьвозможностям взаимодействия со сторонними специализированными организациями. Всовременных условиях специализированными структурами, которые могут обеспечитьпрофессиональное управление рисками в интересах собственника, являются преждевсего страховые брокерские компании. В отличие от страховых агентов, т.е.главным образом физических лиц, по сути своей являющихся штатными иливнештатными сотрудниками страховых компаний, страховые брокеры изначальнонаходятся как бы «на стороне» предпринимателя, профессиональновыражая его потребности и интересы в области управления рисками. Наиболееточный подход к деятельности страхового брокера состоит в том, что от негоследует требовать выполнения роли «стороннего» риск-менеджерапредпринимателя. Обладая как правило более мощной кадровой, материальной иинформационной базой для своей деятельности, чем страховые агенты, являясьнезависимыми от страховых компаний, и будучи более гибкими, чем они,профессиональные страховые брокеры объективно лучше всего приспособлены длявыполнения функций риск-менеджеров.
Эффективностьвыполнения функций по управлению рисками в значительной степени зависит откачества взаимодействия между предприятием, как заказчиком услуг по управлениюрисками, и специализированной организацией, как их исполнителем. В немалойстепени это качество определяется профессионализмом представителей сторон ввопросах организации риск-менеджмента. Вот почему мы считаем наиболееперспективной в обозримом будущем такую организационную форму реализации плановУР, которая основана на взаимодействии специалистов по управлению рискамиконкретного предприятия со страховыми брокерами.
Современныйуровень требований к содержанию сотрудничества предпринимательских структур истраховых брокеров предполагает комплексный характер их взаимодействия. Большойошибкой будет рассматривать страховых брокеров как «просто»посредников между собственником/предпринимателем с одной стороны, и страховойкомпанией, — с другой. Пожалуй, это следует подчеркнуть особо: отношения междусобственником/предпринимателем и страховым брокером должны быть организованытаким образом, чтобы последний действовал как полномочный представительсобственника или предпринимателя по всему комплексу вопросов, прямо иликосвенно относящихся к задаче эффективного управления рисками.
Деятельностьпрофессионального страхового брокера должна быть диверсифицирована для того,чтобы наиболее полно отвечать разнообразным потребностям его клиентов. В своюочередь, предпринимателям следует предъявлять соответствующие требования корганизациям, претендующим на роль их «контрактных» риск-менеджеров.
Далеко неполный перечень функций, которые должен осуществлять в настоящее времяпрофессиональный страховой брокер в качестве риск-менеджера собственника илипредпринимателя, включает в себя следующее:
·          Анализ существующей программы УР на объекте собственности иконсультирование собственника/предпринимателя по вопросам ее реализации исовершенствования;
·          Разработка и внедрение новых программ УР на объектахсобственности;
·          Взаимодействие со страховыми компаниями по вопросам разработки,заключения и исполнения договоров страхования;
·          Текущее обеспечение собственника/предпринимателя аналитическойинформацией о ходе исполнения программы УР;
·          Управление процессом урегулирования убытков в интересахсобственника;
·          Управление (в случае необходимости) принадлежащими собственнику,так называемыми кэптивными, страховыми компаниями;
·          Осуществление маркетинга рынка страховых и иных услуг, имеющихнепосредственное отношение к совершенствованию системы УР на предприятии;
·          Разработка и осуществление программ повышения квалификации ипереподготовки персонала предприятий по вопросам, связанным с управлениемрисками.
Понятно,что для успешного осуществления обозначенных здесь функций, страховой брокердолжен обладать высококвалифицированным персоналом и развитойинформационно-технической базой. Только при наличии этих условий может бытьдостигнут необходимый уровень качества в обслуживании собственника илипредпринимателя. С этих позиций можно сформулировать ряд требований, которыесобственник(предприниматель) должен предъявлять к структуре, выражающейготовность выполнять функции его риск-менеджера:
Особенностисовременной ситуации в отечественной экономике выдвигают на первый план такиетребования к страховым брокерам, которые прежде всего связаны с их способностьюпрофессионально ориентироваться как на внутрироссийском, так и на международномстраховом рынке. На этой основе у них формируются возможности оптимальнымобразом удовлетворять потребности своих клиентов в управлении рисками.
Как ужеотмечалось выше, стержнем программ УР является организация страхового покрытия- к нему как бы «прикладываются» другие составные части системы УР напредприятии. Поэтому здесь под оптимальностью прежде всего понимаетсядостижение целесообразного и наиболее выгодного для собственника(предпринимателя) соотношения между составом приобретаемого страховогопокрытия, надежностью страховых компаний, которые привлекаются к обеспечениюданного покрытия, и его стоимостью.
Кроме того,организация, выполняющая функции риск-менеджера, должна быть готова креализации комплекса мероприятий, альтернативных передаче рисков третьим лицам.Речь идет об осуществлении программы превентивных мероприятий в рамкахфункционирующего объекта собственности, разработке ситуационных планов дляотдельных структурных подразделений на случай возникновения непредвиденныхобстоятельств негативного характера и т.п.
Большоезначение имеют возможности «стороннего» риск-менеджера поквалифицированному осуществлению контроля и анализа рисковой ситуации наобъекте собственности, способности к гибкому реагированию на ее изменения. Сэтими требованиями тесно связана профессиональная готовность организации — риск-менеджера к всестороннему информированию собственника (управляющего) осостоянии дел с точки зрения подверженности рискам и о ходе осуществлениямероприятий по противостоянию им. Обычно это делается в форме периодическойподготовки соответствующих отчетов, что позволяет существенным образом снижатьнеопределенность той ситуации, в которой функционирует тот или иной объектсобственности.
Постоянное,реальное и заметное «присутствие» «стороннего»риск-менеджера на страховом рынке также является важным требованием, которымдолжен руководствоваться собственник (управляющий) в процессе выбора того, ктобудет осуществлять в его интересах программу УР. Действительность такова, чтовозмещения убытков быстрее и легче добивается тот риск-менеджер, которыйявляется признанным участником «страхового сообщества», и это следуетвоспринимать как серьезный материальный факт при выборе той организации,которая должна осуществлятть програму УР в интересах собственника.
Развитыевозможности «стороннего» риск-менеджера по оказанию комплексастраховых услуг ( способность «держать в одних руках» иимущественное, и личное страхование, и страхование ответственности ), поосуществлению различных финансовых услуг, сопутствующих управлению рисками (аудит, оценка объектов собственности, оценка бизнеса и т.д. ), также должныприниматься в расчет при осуществлении выбора.
В целом,вышеобозначенные требования, дополняемые в каждом конкретном случаеспецифическими деталями, отражающими особенности объекта собственности, должныучитываться при осуществлении выбора риск-менеджера из числа стороннихорганизаций.
Немаловажнымявляется и вопрос об организации оплаты услуг сторонних риск-менеджеров.Существуют две основные формы оплаты. Наиболее широко распространен подход,когда и страховые брокеры, и агенты получают свое вознаграждение от страховыхкомпаний. Представляется, что при такой форме организации оплаты услуг вдостаточной степени могут быть учтены интересы всех заинтересованных сторон,особенно если говорить об обеспечении страхового покрытия как ключевогоэлемента программы УР.
При этом,особенно когда речь идет о страховых брокерах, не следует преувеличиватьвероятность того, что стоимость страховых услуг будет завышена, поскольку, мол,брокер получает от страховщика комиссионные, размер которых прямо зависит отразмера уплачиваемого предпринимателем страхового взноса. Профессиональныйстраховой брокер заинтересован не в сиюминутной выгоде, а прежде всего вустановлении и развитии долговременных взаимоотношений с собственником, в ихежегодном возобновлении и т.п. Для этого в каждой сделке по организациистрахования профессиональный брокер, как правило, будет стремиться кобеспечению оптимальных условий ее осуществления. Существенным моментом здесьможет являться и готовность брокера ( в отличии от агента ) участвовать вфинансировании не относящихся к страхованию мероприятий, входящих в программуУР предприятия. Этого также следует добиваться от риск-менеджера приорганизации работы с ним.
Другойформой оплаты «стороннего» риск-менеджера является договорная платаза конкретные оказываемые услуги. Эта форма наиболее применима тогда, когдаречь идет об оказании услуг по управлению рисками, которые непосредственно несвязаны со страхованием. У нее есть свои преимущества, поскольку ее применениепозволяет стимулировать риск-менеджера к поиску более гибких решений, детальноконтролировать и учитывать объем и качество оказываемых услуг. В тоже время крешению вопросов страхования эта форма слабо применима. Кроме того, следуетиметь ввиду, что в современных условиях при расчетах плата за подобные услугибудет облагаться налогом на добавленную стоимость и т.п., в то время какстраховые операции НДС не облагаются.
Еслиговорить об организации оплаты услуг «сторонних» риск-менеджеров вцелом, то можно заметить, что наиболее эффективной представляется такаясистема, которая будет основана на сочетании двух обозначенных выше подходов.Тогда в руках у собственника или предпринимателя появится действительноэффективный инструмент управления процесом разработки и реализации программыуправления рисками на его предприятии.
Реализацияплановых установок программ УР помимо решения важной и сложной задачиэффективной организации управления рисками предполагает наличие особоговнимания к вопросам текущего контроля и «отслеживания» ходареализации запланированных мероприятий со стороны собственника и руководствакомпании. Отсутствие традиций комплексного управления рисками в отечественнойпредпринимательской практике должно быть на данном этапе компенсированосоответствующим административным механизмом.
«Классический»риск-менеджмент, как правило, не дает непосредственных, «материальноосязаемых» результатов. Его влияние на функционирование организации чащевсего имеет опосредованный и поэтому незаметный поверхностному взглядухарактер. Как может собственник или руководитель предприятия оценить эффективностьпрограммы УР, если на предприятии годами не происходит сколько-нибудь серьезныхсобытий случайного и непредсказуемого характера и большинство мероприятийпрограмм УР имеют весьма долговременный характер с отложенным во времени итрудно поддающимся простой количественной оценке эффектом? Как при этом можноподдерживать устойчивое внимание собственника и нанятых им управляющих квопросам управления рисками, а также правильно оценивать эффективностьдействующих программ УР? Однозначного ответа на эти вопросы дать нельзя, однакомноголетняя практика существования института управления рисками показывает, чтореальный эффект в деле поддержания должного внимания собственников ируководителей предприятия к проблеме УР может принести наличие хорошоналаженной системы мониторинга программы УР, регулярного информированиясобственников и руководства компании о ходе ее реализации, а также о положениидел с развитием программ УР на рынке в целом, т.е. у партнеров по бизнесу,конкурентов, в других сферах народного хозяйства, в зарубежных фирмаханалогичного профиля и т.п..
Конечно,при массовой ориентации современных управляющих на краткосрочные цели и своегорода «латание дыр» ( что, заметим, объективно обусловленоразрушительной для производительных сил страны макроэкономической политикой ),риск-менеджеру или страховому брокеру будет очень трудно добиваться поддержанияу них устойчивого внимания к вопросам разработки, внедрения и совершенствованияпрограмм УР, которые по природе своей ориентированы на длительные сроки испособны приносить реальный эффект только будучи развиваемы на долговременнойоснове (с горизонтом планирования и оборота не менее, чем в 5 лет ).
Поэтому,поскольку, с одной стороны, управление рисками является неотъемлемойсоставляющей современной системы управления предприятием, а с другой, — является сложным механизмом, требующим специализированноговысокопрофессионального «обслуживания» и приносящим эффект вдолговременной перспективе, собственник и руководитель любой компании должны всвоей деятельности исходить из этих объективных оснований. На современном этапеэто становится необходимым профессиональным требованием к управляющему любогоуровня.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.