--PAGE_BREAK--
Глава П. Практическое исследование ценностно-смысловой сферы студенческой молодежи
2.1. Исследование ценностных ориентации по М. Рокичу
Специфическим объектом исследования является старшая возрастная группа 18-22 года. Молодые люди, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой — их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы небогат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены; проблемы, связанные с особенностями возраста, усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии адекватных возможностей. Поэтому исследование ценностных ориентации молодых людей этого возраста имеет особое значение для понимания настоящего и будущего общества.
Исследование проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М.Рокича [16]. Испытуемым предлагалось ранжировать (пронумеровать) 16 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни. При этом после прочтения перечня всех 18 ценностей-целей испытуемым было предложено выбрать сначала три ценности, которые являются самыми главными в их жизни, присвоив им 1-е, 2-е и 3-е места, затем из оставшихся ценностей-целей выбрать две, стремление к которым, по их мнению, не имеет смысла, и присвоить им 17-е и 18-е места. И после этого распределить места оставшихся ценностей в порядке убывания предпочтения.
Исследование проводилось с использованием бланков (Приложение А) и было анонимным.
Методика обработки. Обработке подверглись данные, полученные в ПТУ № 21 г. Севастополя. При обработке полученных данных, кроме качественного сравнения (индивидуального восприятия), использовался количественный ана лиз, в котором учитывались две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1-м, 2-м, 3-м местах в индивидуальных анкетах (то есть ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека (существование ради которых просто недостойно). Данные бланков отдельной выборки сводились в таблицу 2.1.
Таблица 2.1.
Данные бланков отдельной выборки по методики ценностных ориентации
М.Рокича
№
ис-
Номер
ценности
-
цели
(
по
списку
)
пытуе-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
мого
1
13
1
8
15
12
14
9
16
4
6
3
7
5
17
2
10
18
11
2
8
3
14
17
4
2
5
13
15
10
16
6
9
11
1
7
18
12
3
7
2
10
5
8
15
3
11
12
14
13
4
18
16
1
9
17
6
4
9
5
12
18
11
4
2
8
13
3
10
17
16
14
1
6
15
7
5
6
1
12
4
13
7
16
11
10
15
17
14
8
3
2
18
9
5
6
7
1
10
17
11
9
3
8
12
15
13
6
16
14
2
5
18
4
7
7
2
5
6
4
3
12
15
8
16
9
17
13
18
1
11
14
10
8
11
1
3
9
18
2
14
5
10
16
15
7
12
8
6
17
13
4
9
8
2
6
3
12
11
7
15
18
14
18
5
16
4
1
10
13
9
10
7
2
14
12
1
12
6
15
18
16
8
17
9
10
5
4
13
3
11
7
1
8
18
10
6
13
14
2
3
15
16
9
11
4
12
17
5
12
6
1
9
18
13
4
3
12
14
16
11
17
10
5
2
8
15
7
13
7
1
10
15
3
11
16
18
8
9
4
5
14
12
2
13
17
6
14
7
2
11
16
1
5
17
8
18
9
10
12
15
13
3
14
6
4
15
11
3
7
4
14
17
9
15
2
18
10
16
12
5
1
6
8
13
16
18
2
3
5
14
15
8
17
16
9
10
12
7
4
1
6
11
13
17
8
2
13
17
1
5
12
15
6
16
9
3
7
11
4
10
14
18
18
6
1
11
18
3
12
14
5
4
15
8
16
7
9
2
13
17
10
19
4
1
5
16
3
8
13
10
14
11
9
15
7
6
2
12
18
7
Сумма
1,2,3-го
—
18
2
1
6
3
4
—
2
2
1
—
1
1
15
—
—
1
мест
Сумма
17, 18-го
1
—
—
7
1
1
1
2
3
1
2
2
4
2
—
2
8
1
мест
продолжение
--PAGE_BREAK--
Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в группе приравнивалось к 100 процентам, и по количеству выборов, сделанных испытуемыми, находился процент каждой ценности-цели по формуле:
Ui(%) = (Ri/3n)* 100%,
где Ц (%) — процентное содержание выборов /-той ценности; Ri— суммарное количество выборов г-той ценности; п — объем выборки (количество учащихся),
3 — коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним учащимся.
Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых ценностей-целей (соответственно вводился коэффициент 2), которым присваивались 17-е и 18-е места.
Анализ полученных данных. При анализе полученных данных в первую очередь хотелось бы остановиться на общих тенденциях формирования нравственных ценностей, представленных в выборке. Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, можно выделить две абсолютно принимаемые ценности-цели: здоровье и счастливую семейную жизнь. Процент выбора этих ценностей либо преобладает над другими, либо очень высок. Так, выбор здоровья как ценности равен 32 % от всех принимаемых ценностей. Данная ценность не попадает в отвергаемые ценности. Счастливая семейная жизнь как ценность-цель равна 26 % места и также не попадает в отвергаемые.
Общая тенденция отвергаемых ценностей-целей не носит столь абсолютного характера, и в то же время можно выделить 3 ценности-цели, имеющие различный процент отвержения по всей выборке. К ним относятся: самостоятельность как независимость в суждениях и оценках — 10%; равенство (братство, равные возможности для всех) — 22 % и красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) — 19 %. Этот факт может рассматриваться как протест против объективной зависимости и невозможности «взрослой» самостоятельности.
К числу не принимаемых, но и не особы отвергаемых ценностей принадлежат активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом); удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени); творчество (возможность творческой деятельности).
В равной мере никто из опрашиваемых не отверг следующие ценности: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; счастливая семейная жизнь — классические ценности. Принимаемой ценностью у студентов является наличие хороших и верных друзей, поиск единомышленников, способных разделить искания в философском осмыслении мира и себя в нем.
Наиболее отвергаемой ценностью выступает равенство, что связано с осознанием своей неповторимости и уникальности.
2.2. Исследование ценностных ориентации методом анкетирования
Испытуемым предлагался опросник, состоявший из 20 вопросов. Им предлагалось выбрать один (или при необходимости два-три, но не больше) варианта ответа, который они считают наиболее приемлемым для себя. В случае, если испытуемый не находит в списке того ответа, который считает правильным, он мог написать свой собственный вариант ответа (для этого в каждом вопросе предусмотрен пункт «другое»).
Исследование проводилось с использованием бланков (см. Приложение Б) и было анонимным.
Методика обработки. Обработке подверглись данные, полученные у 16 испытуемых ПТУ № 21 г. Севастополя. При обработке полученных данных использовался количественный анализ, в котором учитывалась частота выбора испытуемыми тех или иных вариантов ответа.
Данные бланков отдельной выборки сводились и таблицу 2.2.
Таблица 2.2.
Данные бланков анкетирования отдельной выборки
--PAGE_BREAK--