Реферат по предмету "Психология"


Диагностика ценностно-смысловой сферы студенческой молодёжи

--PAGE_BREAK--
Глава П. Практическое исследование ценностно-смысловой сферы студенческой молодежи

2.1. Исследование ценностных ориентации по М. Рокичу

Специфическим объектом исследования является старшая возрастная груп­па 18-22 года. Молодые люди, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой — их ценности остаются достаточно гибкими, подвержен­ными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы небогат, представле­ния о морально-этических ценностях часто окончательно не определены; про­блемы, связанные с особенностями возраста, усугубляются психофизиологиче­ским дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутст­вии адекватных возможностей. Поэтому исследование ценностных ориентации молодых людей этого возраста имеет особое значение для понимания настояще­го и будущего общества.

Исследование проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М.Рокича [16]. Испытуемым предлагалось ранжировать (пронумеровать) 16 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни. При этом после прочтения перечня всех 18 ценностей-целей испытуемым было предложено выбрать сначала три ценности, которые являют­ся самыми главными в их жизни, присвоив им 1-е, 2-е и 3-е места, затем из ос­тавшихся ценностей-целей выбрать две, стремление к которым, по их мнению, не имеет смысла, и присвоить им 17-е и 18-е места. И после этого распределить места оставшихся ценностей в порядке убывания предпочтения.

Исследование проводилось с использованием бланков (Приложение А) и было анонимным.

Методика обработки. Обработке подверглись данные, полученные в ПТУ № 21 г. Севастополя. При обработке полученных данных, кроме качественного сравнения (индивидуального восприятия), использовался количественный ана лиз, в котором учитывались две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1-м, 2-м, 3-м местах в индивидуальных анкетах (то есть ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека (существование ради которых просто недостойно). Данные бланков отдельной выборки сводились в таблицу 2.1.

Таблица 2.1.

Данные бланков отдельной выборки по методики ценностных ориентации

М.Рокича



ис-









Номер

ценности
-
цели
(
по

списку
)









пытуе-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

мого





































1

13

1

8

15

12

14

9

16

4

6

3

7

5

17

2

10

18

11

2

8

3

14

17

4

2

5

13

15

10

16

6

9

11

1

7

18

12

3

7

2

10

5

8

15

3

11

12

14

13

4

18

16

1

9

17

6

4

9

5

12

18

11

4

2

8

13

3

10

17

16

14

1

6

15

7

5

6

1

12

4

13

7

16

11

10

15

17

14

8

3

2

18

9

5

6

7

1

10

17

11

9

3

8

12

15

13

6

16

14

2

5

18

4

7

7

2

5

6

4

3

12

15

8

16

9

17

13

18

1

11

14

10

8

11

1

3

9

18

2

14

5

10

16

15

7

12

8

6

17

13

4

9

8

2

6

3

12

11

7

15

18

14

18

5

16

4

1

10

13

9

10

7

2

14

12

1

12

6

15

18

16

8

17

9

10

5

4

13

3

11

7

1

8

18

10

6

13

14

2

3

15

16

9

11

4

12

17

5

12

6

1

9

18

13

4

3

12

14

16

11

17

10

5

2

8

15

7

13

7

1

10

15

3

11

16

18

8

9

4

5

14

12

2

13

17

6

14

7

2

11

16

1

5

17

8

18

9

10

12

15

13

3

14

6

4

15

11

3

7

4

14

17

9

15

2

18

10

16

12

5

1

6

8

13

16

18

2

3

5

14

15

8

17

16

9

10

12

7

4

1

6

11

13

17

8

2

13

17

1

5

12

15

6

16

9

3

7

11

4

10

14

18

18

6

1

11

18

3

12

14

5

4

15

8

16

7

9

2

13

17

10

19

4

1

5

16

3

8

13

10

14

11

9

15

7

6

2

12

18

7

Сумма





































1,2,3-го



18

2

1

6

3

4



2

2

1



1

1

15





1

мест





































Сумма





































17, 18-го

1





7

1

1

1

2

3

1

2

2

4

2



2

8

1

мест




































    продолжение
--PAGE_BREAK--


Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в группе приравнивалось к 100 процентам, и по количеству вы­боров, сделанных испытуемыми, находился процент каждой ценности-цели по формуле:

Ui(%) = (Ri/3n)* 100%,

где Ц (%) — процентное содержание выборов /-той ценности; Ri— суммарное количество выборов г-той ценности; п — объем выборки (количество учащихся),

3 — коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним учащим­ся.

Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых цен­ностей-целей (соответственно вводился коэффициент 2), которым присваива­лись 17-е и 18-е места.

Анализ полученных данных. При анализе полученных данных в первую очередь хотелось бы остановиться на общих тенденциях формирования нравст­венных ценностей, представленных в выборке. Рассматривая принятые ценно­сти-цели как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, можно выделить две абсолютно принимаемые ценности-цели: здоро­вье и счастливую семейную жизнь. Процент выбора этих ценностей либо преоб­ладает над другими, либо очень высок. Так, выбор здоровья как ценности равен 32 % от всех принимаемых ценностей. Данная ценность не попадает в отвергае­мые ценности. Счастливая семейная жизнь как ценность-цель равна 26 % места и также не попадает в отвергаемые.

Общая тенденция отвергаемых ценностей-целей не носит столь абсолютно­го характера, и в то же время можно выделить 3 ценности-цели, имеющие раз­личный процент отвержения по всей выборке. К ним относятся: самостоятель­ность как независимость в суждениях и оценках — 10%; равенство (братство, равные возможности для всех) — 22 % и красота природы и искусства (пережи­вание прекрасного в природе и искусстве) — 19 %. Этот факт может рассматриваться как протест против объективной зависимости и невозможности «взрос­лой» самостоятельности.

К числу не принимаемых, но и не особы отвергаемых ценностей принадле­жат активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом); удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени); творчество (воз­можность творческой деятельности).

В равной мере никто из опрашиваемых не отверг следующие ценности: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; счастливая семейная жизнь — классические ценности. Принимаемой ценностью у студентов является наличие хороших и верных друзей, поиск единомышленников, способных раз­делить искания в философском осмыслении мира и себя в нем.

Наиболее отвергаемой ценностью выступает равенство, что связано с осоз­нанием своей неповторимости и уникальности.

2.2. Исследование ценностных ориентации методом анкетирования

Испытуемым предлагался опросник, состоявший из 20 вопросов. Им пред­лагалось выбрать один (или при необходимости два-три, но не больше) варианта ответа, который они считают наиболее приемлемым для себя. В случае, если ис­пытуемый не находит в списке того ответа, который считает правильным, он мог написать свой собственный вариант ответа (для этого в каждом вопросе преду­смотрен пункт «другое»).

Исследование проводилось с использованием бланков (см. Приложение Б) и было анонимным.

Методика обработки. Обработке подверглись данные, полученные у 16 испытуемых ПТУ № 21 г. Севастополя. При обработке полученных данных ис­пользовался количественный анализ, в котором учитывалась частота выбора ис­пытуемыми тех или иных вариантов ответа.
Данные бланков отдельной выборки сводились и таблицу 2.2.

Таблица 2.2.

Данные бланков анкетирования отдельной выборки

--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.