Реферат по предмету "Психология"


Восприятие. Мышление. Память

Пермскийгуманитарно-технологический институт
Гуманитарныйфакультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине«Психология»
Тема «Восприятие. Мышление.Память»
Пермь 2008

Задача 1.
О каком феномене сферы ощущения идет речь в следующихпримерах?
Известный лингвист Р.Якобсон считал, что гласные звукиимеют цветовую окраску, в то время как все согласные — черно-белые.«А»- самый яркий по окраске звук, «И» — самый светлый,«У» — самый темный.
А.Ахматова вспоминает:" Александр Блок прослушалИгоря Северянина, вернулся в артистическую и сказал: «Унего жирныйадвокатский голос».
В рецензии на пение Изабель Абре газета «Смена»от 11.01.86 писала: «У нее -красивый голос, чистый, как хрусталь, и вместес тем, плотный, как запах поздних осенних цветов…»
А… Р… Лурия изучал своего пациента Ш., воспринимавшеговсе голоса людей как окрашенные и нередко говорил, что данный голос«желтый и рассыпчатый», «темно-серебряный» или«фиолетовый». Воспринимаемые им цвета характеризовались как«звонкие» или «глухие», как «соленые» или«хрустящие».
В этих примерах речь идет о феномене синестезии.
Задача 2
Какая из перечисленных закономерностей восприятия(апперцепция, осмысленность восприятия, зависимость восприятия части отвосприятия целого, выделение предмета из фона, целостность, константность)проявляется в данных примерах?
1). Маяковский был высокого роста, и все обычно привыкливидеть его снизу, с подбородка: в этом ракурсе его лицо приобретало тяжелуюскульптурную монументальность. На самом же деле, с точки зрения обычныхпропорций, подбородок у Маяковского не был большим (хотя многие художники искульпторы до сих пор бьются и не могут найти эту неуловимую и характерную длялица поэта значительность: они искусственно утяжеляют ему подбородок и сразутеряют сходство). А подбородок у Маяковского был, как это ни кажется странным,совсем не резко выраженного, а даже наоборот — мягкого контура.Монументальность поэту придавали его рост, плечи, широкий великолепный роторатора и жгучие, полные ума, человечности и ощущения скрытой силы, огромные,выразительные глаза. — константность
2). Человек с подвижным и выразительным лицом и богатой жестикуляцией,находящийся среди людей с бедной мимикой и пантомимикой, производит болеесильное впечатление при прочих равных условиях).
Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне нерезко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда когда она будетв группе женщин.
Незнакомый офицер будет острее воспринят в группе солдат,чем среди других офицеров, при прочих равных условиях восприятия. (ПоА.А.Бодалеву). — константность
3). Если воспринимаемый на некотором расстоянии предметудалить от воспринимающего, то отображение предмета на сетчатке уменьшится какв длину, так и в ширину, т.е. уменьшится и площадь его, а между тем, ввосприятии образ сохраняет в определенных пределах приблизительно одну и тужепостоянную, свойственную предмету величину. (По С.Л.Рубинштейну). — константность
Задача 3
Какова динамика мышления при решении задачи — эвристическая или алгоритмическая?
Какие операции и приемы мышления характеризуют ходрешения этой задачи?
В одном исследовании взрослым людям предъявляли фразы наязыке суахили и их перевод на русский язык:
Акупенда — он любит тебя. Авапига — он бьет их.
Никупига — я бью тебя. Авупенда — он любит вас.
Требовалось перевести на язык суахили фразу «Я люблюих».
Вот как решал задачу испытуемый О.И.
«Понятно: нужно соотнести русские фразы с суахили.Выделить я. Видимо, первое место в третьем слове. Только какая часть? Сейчас…так, одинаковые части во втором и третьем. Видимо, пига — бить, но тогда естьеще тут — тебя… Тебя будет ку …так…так… пенда? Видимо, любит, в первом и вчетвертом… тебя — ку из первого и четвертого…Значит, я — ни. Дальше… Люблю — пенда. А их? Встречается только во втором слове…а — это он… пига — бьет …вап,то есть ва — их. Нипенда -, ах, здесь же …нивапенда». (По Ю.Н.Кулюткину).
Динамика мышления – алгоритмическая. Ход решения этойзадачи характеризуют сравнение, анализ и синтез.
Определите, о каких видах мышления идет речь в следующихфрагментах, укажите на их особенности.
Видя идущий из трубы дым, мы можем сказать, что в дометопится печь, хотя этой печи не видим. Видя покореженную машину, мы можемсделать вывод, что она попала в аварию, хотя не были свидетелями этой аварии.Более того, мы можем многое сказать о том, что и как произошло во время аварии,хотя всего этого тоже не видели. Воспринимая одно (дым, покореженную машину),мы через посредство имеющихся у нас знаний делаем выводы о другом (о топкепечи, об аварии).
Вид мышления – наглядно-образное. Мы воспринимаемокружающую действительность и представляем необходимые образы в памяти.
Удивление перед тайной является само по себе плодотворнымактом познания, источником дальнейшего исследования и, быть может, целью нашегопознания, а именно — посредством наибольшего знания достигнуть подлинногонезнания, вместо того, чтобы позволить бытию исчезнуть в абсолютизациизамкнутого в себе предмета познания. (К.Ясперс).
Вид мышления – теоретическое понятийное. Человекпользуется понятиями, суждениями и умозаключениями.
— Где Италия? — спрашивал ее Лихонин. — Вот он. Сапог, — говорила Любка и торжествующе тыкала в Апеннинский полуостров. — Швеция иНорвегия?- Это собака, которая прыгает с крыши. — Балтийское море? — Вдовастоит на коленях. — Черное море? — Башмак. — Испания? — Толстяк в фуражке.(А.И.Куприн).
Вид мышления – наглядно-образное.
— Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь,- сказала девочка и взяла кусочек мела.- Мы займемся арифметикой…У вас вкармане два яблока… Буратино хитро подмигнул:- Врете, ни одного…- Я говорю, — терпеливо повторила девочка, — предположим, что у вас в кармане два яблока,Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок? — Два.- Подумайтехорошенько. Буратино сморщился, — так здорово подумал. -Два...- Почему? — Я жене отдам Некту яблоко, хоть он дерись! — У вас нет никаких способностей к математике,-с огорчением сказала девочка. — Займемся диктантом. (А.Толстой).
Вид мышления – теоретически-образное. Девочка пыталасьизвлечь образы у Буратино непосредственно из памяти.
Школьникам была предложена задача: уравновесить свечу начашке весов так, чтобы это равновесие через некоторое время само собойнарушилось. Предлагался целый ряд предметов, в том числе и коробка спичек. Детидолго и безуспешно пытались найти решение. И только подсказка учителя помогладелу.
Вид мышления – наглядно-действенное. Ребята осуществлялипрактическую деятельность с реальными предметами.

Задача 4
Ниже описаны действия людей, характеризующие процессыпамяти. Определите, к какому процессу памяти относятся следующие примеры:
А) запечатление
Б) сохранение
В) воспроизведение
Г) узнавание
Известный мнемонист Ш. Отличался выдающейся памятью.Однажды ему была дана искусственная и ничего не означающая сложнаяматематическая формула. Ш. Внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколькораз поднимает ее к глазам, опускает ее и идет с закрытыми глазами, затемвозвращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запоминаемое. — А(запечатление)
Ученик излагает материал по истории, заданный неделюназад и воспроизводит 70 % содержания учебника. Спрошенный через месяц по томуже вопросу, он воспроизводит лишь 45 %. — В (воспроизведение)
На экзамене по математике ученик К. долгое время никак немог воспроизвести необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше толькочасть формулы, как К. безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона». — Г(узнавание)
Задача 5
Ниже приводятся специфические особенности памяти и еепроявлений. Выберите, какие из них соответствуют особенностям человеческойпамяти, а какие – особенностям памяти компьютера.
А) Весь объем материала никогда не запоминается целиком(человек);
Б) информация запечатлевается лишь при условии, что взапоминающем устройстве произошли какие-то изменения под воздействиемпоступающей информации (компьютер);
В) процессы восприятия, хранения и обработки информацииосуществляются посредством электрохимических изменений в белковых соединениях(человек);
Г) весь объем материала может запомниться целиком(компьютер);
Д) сигналы информации являются внешними, случайными поотношению к запоминающему устройству (человек);
Е) процессы восприятия, хранения и обработки информацииосуществляются посредством процессов в электронных устройствах (компьютер);
Ж) процессы восприятия, хранения и обработки информацииносят избирательный характер (человек);
З) запоминает нестандартизированную информацию (человек);
И) запоминает строго стандартизированную информацию(компьютер).
Задача 6
Вставьте пропущенные слова в следующее утверждение:«Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания накаком-нибудь предмете, явлении, деятельности или переживании».
Закончите предложение, выбрав правильный вариант изпредложенных.
«Внимание выполняет функцию…»:
а) целенаправленного организованного отбора поступающейинформации;
б) обеспечение длительного сосредоточения на объекте;
в) фокусирование сознания на необходимых элементахдеятельности;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
3. О каком свойстве внимания (устойчивость,распределение, концентрация, объём, переключение) идёт речь в следующемпримере? «Изумительная трудоспособность Н.Г. Чернышевского позволяла емучасто выполнять одновременно две работы: нередко он писал статью для»Современника", одновременно выполняя другое дело, например, диктуясекретарю перевод «Всемирной истории» Шлоссера". (распределение)
4. Какое из приведённых высказываний ошибочно?
а) Внимание — врождённая, генетическая способностьчеловека.
б) Внимание человека определяется структурой егодеятельности, отражает её протекание и служит механизмом контроля.
в) Произвольное внимание — это сознательно регулируемоесосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.
Задача 7
1.Что является условием возникновения непроизвольноговнимания?
а) неожиданность раздражителя;
б) новизна раздражителя;
в) интересы человека;
г) необычность раздражителя;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
2. Закончите предложение, выбрав правильный вариант изпредложенных.
«Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный,врождённый признак непроизвольного внимания»:
Какой вид внимания проявляется в следующем примере:«Студент, целенаправленно готовящийся к трудному экзамену по нелюбимомупредмету, вдруг натыкается в учебнике на заинтересовавший его факт. С этогомомента подготовка, ранее требовавшая неусыпного внимания, вдруг приобретаетцель и превращается в увлекательный процесс, не требующий специальногоконтроля».
а) непроизвольное внимание;
б) произвольное внимание;
в) послепроизвольное внимание;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
Задача 8
Выберите положение, наиболее точно раскрывающее основноесодержание процесса воображения:
а) отражение объективной действительности, воздействующейна наши органы чувств;
б) отражение того, что было в прошлом;
в) преобразование представлений и создание новых;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
Из указанных слов выберите то, которое находится кданному слову в том же отношении, что и в приведённом образце (подберите словопо аналогии с образцом):
Образец: ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ: УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПАССИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ: …….
а) талант;
б) эмоции;
в) мечта;
г) грёзы;
д) способность.
В каком из предложенных вариантов ответов приведенаразновидность воображения?
а) медитация;
б) воспоминание;
в) мечта;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
Вставьте пропущенные слова в следующем утверждении:«По степени волевых усилий различают преднамеренное и непреднамеренное воображение».
Какое из приведённых высказываний ошибочно?
а) С помощью воображения человек постигает сущностьпредмета или явления в ситуации неопределённости при отсутствии необходимойполноты знаний.
б) Продуктами творческого воображения являются крупныедостижения в технике или искусстве.
в) Возможность выбора комбинации образов лежит в основевоображения, а организованной системы понятий — в основе теоретическогомышления.
г) все высказывания верны.
д) все высказывания ошибочны.
Какой приём создания образов используется при созданииобраза кентавра, русалки, сфинкса?
а) типизация;
б) гиперболизация;
в) схематизация;
г) агглютинация;
д) акцентирование
Какой приём создания образов использовался при конструированииаэросаней, танка-амфибии, дирижабля?
а) агглютинация;
б) типизация;
в) заострение;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
Задача 9
В начале XX века популярной была теория эмоций Джемса иЛанге. Эти психологи считали, что эмоции возникают в результате восприятиячеловеком изменений, происходящих в собственных мышцах и внутренних органах.Согласно этой теории, не потому человек смеется, что ему смешно, а ему смешнооттого, что он смеется. Не потому у человека льются слезы, что он плачет, а он плачетоттого, что льются слезы. В чем правы и в чем не правы авторы этой теорииэмоций?
Определите, к какой категории эмоциональных явлений(настроение, аффект, эмоция, чувство, страсть, стресс, фрустрация, депрессия,тревога и т.д.) относятся описываемые в каждом примере переживания. По какимпризнакам это можно определить?
а) Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы:куда девались их задор и одержимость? (ФРУСТРАЦИЯ)
б) Во время экзамена по математике сильный ученик,отличник не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у негокакое-то странное состояние: все забыл. (СТРЕСС)
в) Ученик 6-го класса рассказывает, что когда онрасстроен, то начинает всем грубить. Злоба так его охватывает, что он хочетизлить ее на окружающих. Из-за этого возникают ссоры, драки и всякиенедоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается. (АФФЕКТ)
г) При решении задачи у испытуемого чрезмерно повысиласьдвигательная активность. В течение всего опыта он насвистывал, напевал,постукивал по столу пальцами, потирал руки и лицо. Движения, прежде осторожныеи точные, стали сильными и размашистыми. Стал необычайно говорлив: к звуковомусигналу об ошибке отнесся резко отрицательно. Затруднения высказывал вслух. Вконце опыта появилась одышка. Но сознательный контроль за ходом выполнениядеятельности не был нарушен. Испытуемый использовал логические выкладки приопределении допущенных ошибок. (СТРАСТЬ)
Задача 10
Из перечисленных ниже чувств выберите те, которыеотносятся к моральным, интеллектуальным, эстетическим. Дайте обоснование своеговыбора.
Моральные: справедливость, честь, товарищество, долг,патриотизм, коллективизм.
Моральными называются чувства, переживаемые людьми привосприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами,выработанными обществом.
Интеллектуальные: догадки, удивление, трудовой энтузиазм,сомнение.
Интеллектуальными чувствами называют переживания,возникающие в процессе познавательной деятельности человека.
Эстетические: красивое, художественная ценность,величавое, трагический юмор, комическое.
Эстетические чувства представляют собой эмоциональноеотношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.
Задача 11
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
Критерием проявления воли является: а) волевое действие;б) выбор мотивов и целей; в) волевые качества личности; г) все ответы верны; д)все ответы неверны.
Волевое поведение выполняет функцию: а) преодоленияпрепятствий на пути к цели; б) гармонизации мотивов; в) устранения внутреннихконфликтов; г)все ответы верны; д) все ответы неверны.
Структурный элемент самоконтроля: а) цель; б)операционный состав деятельности; в) способы достижения цели; г) самооценка; д)все ответы верны; е) все ответы неверны.
Эмоционально-волевая регуляция — это: а) саморегуляциясостояний и реакций; б) регуляция действий; в) регуляция отношений к действию;г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Воля — это: а) желание; б) аффект; в) мотивация; г)рефлексия; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Задача 12
Определите, что в приведенном списке может быть отнесенок произвольной саморегуляции, а что — к волевому поведению.
Сдерживание эмоций, управление запоминанием текста,аутогенная тренировка, постановка целей, самовнушение, изменение цели,преодоление внутренних препятствий, ритуальные действия перед экзаменом,образование квазипотребностей, смыслопорождение, самоконтроль, формированиеаутоустановки, планирование возможностей достижения, борьба мотивов, принятиерешения, выбор между двумя равнозначными возможностями, снятие внутреннегонапряжения, самоубеждение, релаксация, рефлексия, внутренний диалог с самимсобой, смысловое связывание, создание новых мотивов-стимулов, аутоагрессия,самоподкрепление, формирование длительного намерения, построение жизненнойстратегии, волевое усилие.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Биосфера как область взаимодействия общества и природы
Реферат Научно-технический прогресс газотурбинных установок магистральных газопроводов
Реферат Правовая подготовка
Реферат Computer Crime Essay Research Paper
Реферат Датчики перемещений
Реферат Миф и религия в системе культурных ценностей
Реферат Аспекты моделирования адаптационного механизма рынка труда и подходы к интегральному взаимодействию
Реферат Каналы целенаправленного формирования общественного мнения об ООО Русинтерфарм сравнительная
Реферат И А Бунин Тема любви
Реферат Кариес зубов, эпидемиология, этиология и патогенез
Реферат Управление заемным капиталом предприятия
Реферат Сравнительный анализ валового регионального продукта республики Бурятия
Реферат Тайные общества Средних веков
Реферат Анатомия и физиология детей дошкольного возраста. Мочевыделительная система
Реферат Он-лайн-технології в підготовці вчителя з загально-технічних дисциплін