Реферат по предмету "Государство и право"


Предмет, метод и источники хозяйственного права

СОДЕРЖАНИЕ
1.            Предмет, метод и источники хозяйственного права. 2
Источникихозяйственного права. 4
2.Порядок государственной регистрации юридических лиц при создании  7
Срокрегистрации и документы, необходимые для. 7
государственнойрегистрации. 7
3.Понятие кредитной организации (банк) 11
Контрольза деятельностью кредитных организаций.
Банковскиеоперации. 11
Литература… 15
1.   Предмет,метод и источники хозяйственного права
Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, ккоторым относятся:
·    широкое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющихместо в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектовхозяйствования, а также в силу разнообразия научно-технического,экономического, социального и организационного потенциалов этих субъектов;
·    самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определенииорганизационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортиментавыпускаемой продукции и услуг, рынков снабжения и сбыта, производственнойкооперации, системы управления, стратегии развития и т.п.;
·    рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;
·    организация деятельности и управления на основе разнообразных посвоей природе механизмов;
·    возможность создания субъектами хозяйствования собственных(акционерных) механизмов взаимодействия и их усиления по мере развитияакционерного предпринимательства.
Все это не позволяет встроить правовое регулирование в рамкикакого-либо одного метода. Да и сама отрасль хозяйственного права имеет комплексныйхарактер и, следовательно, ей присущи методы, используемые в других отрасляхправа.
Метод хозяйственного права должен обеспечивать:
1. Трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и ввоздействия экономической, организационно-административной и политическойприроды в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются этивоздействия;
2. Различные режимы воздействия: властное или диспозитивное (непредусматривающее наказание или поощрение) воздействия. Последнее реализуется вформе договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектамихозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы;
3. Правовой характер воздействия, выражающийся в формедозволения, или (и) предписания, или (и) запрета, содержащихся в правовойнорме.
Разнообразие правовых воздействий создает возможностьформирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях. В силу этого правовоерегулирование приобретает итеративный характер. С установлением реальныххозяйственных отношений производится отбор правовых норм, которымируководствуются субъекты этих отношений и, таким образом, определяется одна изальтернатив правоотношений. При этом может потребоваться корректировка реальныххозяйственных отношений. Целесообразно при формировании пары (реальныехозяйственные отношения, хозяйственные правоотношения) сформировать рядальтернатив и выбрать наиболее рациональную из них. Далее в соответствии свыбранной альтернативой необходимо включить сформированные правоотношения вкомплексный механизм управления и определить управляющие воздействиямотивационного, экономического, организационно-административного иполитического характера. Чем шире и разнообразнее совокупность факторов,присущих реальным хозяйственным отношениям, тем разнообразнее должна бытьприрода воздействий. Искусство формирования конкретного механизма управленияявляется важнейшим достоинством менеджера и требует от него определенныхкачеств. Овладение этим искусством возможно лишь в том случае, если менеджеросвоит метод синтеза основополагающих категорий управления в сложные категории.
Источники хозяйственного права
Главным источником права является Конституция РФ. Дляхозяйственного права основополагающее значение имеют нормы ст.8 и 9,определяющие равенство форм собственности. Необходимо также обратить вниманиена ст.34, провозглашающую право каждого на свободное использование своихспособностей и имущества для предпринимательской деятельности и запрещающуюэкономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестнуюконкуренцию.
С позиций регулятивного воздействия в конституционномрегулировании предпринимательской деятельности следует выделить нормы ст.35,устанавливающей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как порешению суда, а также ст.57, требующей, чтобы каждый платил законноустановленные налоги и сборы. Эти и ряд других норм подобного рода даютвозможность при рассмотрении спора непосредственно применять их, а непротиворечащие им законы.
Значение конституционных основ предпринимательского правасостоит в том, что они, во-первых, программируют правовое регулированиепредпринимательской деятельности, распространяя на нее правовой режимпредпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовыхуслуг (ст.8). Государство на уровне Конституции создает гарантии сферыреализации товаров, работ и услуг, устанавливая при этом некоторые правила ипринципы.
Во-вторых, конституционные основы устанавливают тот минимумгарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений,который не может быть ограничен. К числу таких прав и свобод нужно отнестиправо на собственность, право на информацию, право на судебную защиту и т.п.
Конституционные положения развиваются в федеральных законах.Особое значение имеет ГК РФ. Первая часть ГК РФ закрепляет основные принципырегулирования экономических отношений: свободу договора, неприкосновенностьсобственности, возможность беспрепятственного осуществления субъектами своихправ (ст.1.). В ст.2 закреплены признаки предпринимательской деятельности.Кодекс устанавливает наиболее важные для регулирования предпринимательскойдеятельности положения, касающиеся организационно-правовых форм ееосуществления, правового режима ценных бумаг, содержания права собственности,права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поставки товаров,кредитно-расчетных отношений.
ГК РФ провозгласил регулирование предпринимательскойдеятельности сферой гражданского законодательства.
Федеральные законы РФ — это следующий источникхозяйственного права. В их числе следует прежде всего назвать законы,регламентирующие исходные позиции рыночной экономики. Большая группа законовпосвящена правовому положению субъектов, действующих в новых условиях.
В законах решаются также многие вопросы регулированияхозяйственной деятельности в различных сферах: поставки продукции и товаров,инвестирования, приватизации, закупки сельскохозяйственных продуктов, перевозкигрузов и др.
Следующим источником предпринимательского права являютсяуказы Президента РФ. Они составляют большой массив нормативных актов,регулирующих хозяйственные отношения. В соответствии со ст.90 Конституции РФуказы Президента РФ не могут противоречить Конституции и федеральным законам, ав случае противоречия им действуют нормы Конституции и законов РФ. Указы каксредство регулирования хозяйственных отношений применяются при отсутствиизаконодательных решений по тем или иным вопросам, а также при необходимостиоперативного развития законодательных положений.
Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии сего компетенцией, также относятся к источникам предпринимательского(хозяйственного) права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивныхвозможностей издаются в развитие и во исполнение федеральных законов, указовПрезидента РФ, а также на их основании.
К числу источников предпринимательского (хозяйственного)права относятся акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с ихкомпетенцией. Среди них наибольшее значение имеют акты органов, действующихнепосредственно в экономической сфере.
Важнейшими для осуществления предпринимательскойдеятельности являются акты Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ,Центрального банка РФ. Большинство из них принимается во исполнение и наосновании постановлений Правительства РФ.
Также источниками хозяйственного права являются — актырегиональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенциив соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией исубъектами Российской Федерации; акты местных органов власти и управления,имеющие хозяйственно-правовое содержание.
В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовыеакты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречитьсоответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случаедействует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, законы РФ и УказыПрезидента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы,установленные Конституцией РФ.
Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшегоарбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источникамиправа и служат руководством по правильному и единообразному применению судамисоответствующих законов и других правовых актов.
2. Порядок государственной регистрации юридическихлиц при созданииСрок регистрации и документы, необходимые для государственной регистрации
Порядок государственной регистрации юридических лиц присоздании регулируется ФЗ РФ от 08.08. 2001 № 129-ФЗ в ред. от 02.07. 2005 г.«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей».
Государственная регистрация осуществляется в отношении:
·    субъектов права (юридические лица, индивидуальныепредприниматели; налогоплательщики и др.);
·    объектов права (недвижимость, особо ценные и/или социальнозначимые объекты, источники повышенной опасности и др.);
·    юридических фактов — оснований возникновения, изменения ипрекращения правоотношений (нормативные акты, акты гражданского состояния,заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.).
Процедура создания юридического лица заканчивается егорегистрацией. Если на предыдущих стадиях основная роль отводилась частным лицам(учредителям) и, соответственно, частному праву, то на стадии регистрации резковозрастает роль государства, в связи с чем происходит сочетание частноправовогои публично-правового регулирования.
В России при государственной регистрации создаваемогоюридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственнойрегистрации, основная цель которого — подтверждение соответствия учредительныхдокументов закону, достоверности представляемой информации, соблюденияустановленного законом порядка образования юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола,договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
в) учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины; принеобходимости;
д) выписка из реестра иностранных юридических лицсоответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силедоказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя(ст.12 ФЗ о государственной регистрации). Регистрирующий орган не вправетребовать представление других документов (п.4 ст.9 ФЗ о государственнойрегистрации).
При регистрации юридических лиц обязательно представляютсяих учредительные документы, в связи с чем иногда говорят не о регистрациисубъекта права, а о регистрации этих документов и фирмы (фирменного торговогонаименования).
Государственной регистрацией юридических лиц в Россиизанимаются регистрирующие органы по месту нахождения постоянно действующегоисполнительного органа, в случае отсутствия такового — по месте нахожденияиного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица бездоверенности (п.1 ст.13 ФЗ о государственной регистрации).
Датой представления документов для государственнойрегистрации считается день их получения регистрирующим органом (п.2 ст.9 ФЗгосударственной регистрации). Государственная регистрация осуществляется в срокне более чем пять рабочих дней со дня представления документов (п.1 ст.8 ФЗ огосударственной регистрации), хотя на практике этот срок не соблюдается.Решение о государственной регистрации, принятое компетентным органом,становится основанием для внесения соответствующей записи в государственныйреестр. Моментом государственной регистрации признается внесениесоответствующей записи в государственный реестр, содержание которогоисчерпывающим образом определено законом наряду с открытостью иобщедоступностью сведений, составляющих это содержание. Регистрирующий орган непозднее одного рабочего дня с момента регистрации выдает (направляет) заявителюдокумент, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр (ст. ст.5,6,11 ФЗ о государственной регистрации).
За непредоставление, или несвоевременное представление, илипредставление необходимых для включения в государственный реестр недостоверныхсведений заявители несут ответственность, установленную законодательством РФ.Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидацииюридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лицагрубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носятнеустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушенийзаконов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрацииюридических лиц (ст.25 ФЗ о государственной регистрации).
Ликвидацию как санкцию следует отличать от признаниярегистрации недействительной. Применительно к последней практический интереспредставляет Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9июня 2000 г. № 5419 «О сделках юридического лица, регистрация которогопризнана недействительной». В соответствии с ним признание судомрегистрации юридического лица недействительной само по себе не являетсяоснованием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица,совершенные до признания его регистрации недействительной.
За нарушение порядка государственной регистрации закономпредусмотрена ответственность и регистрирующего органа, в том числе занеобоснованный отказ в государственной регистрации (ст.24 ФЗ о государственнойрегистрации). Закон содержит закрытый перечень таких оснований: а) непредставлениеопределенных законом необходимых для государственной регистрации документов; б)представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Решение об отказев государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательнойссылкой на нарушение нормы. Это решение может быть обжаловано в судебномпорядке (ст.23 ФЗ о государственной регистрации).
Федеральными законами может устанавливаться специальныйпорядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст.10 ФЗ о государственнойрегистрации).
С помощью регистрации государство не только контролируетсоздание юридического лица, но и признает за ним факт правосубъектности. Ведьпо общему правилу юридическое лицо считается созданным с момента егогосударственной регистрации (п.2 ст.51 ГК).
Для регистрации юридического лица, создаваемого в результатереорганизации, в соответствии с п.2 ст.59 ГК РФ вместе с учредительнымидокументами вновь возникающей организации в соответствующий орган обязательнопредставляются передаточный акт или разделительный баланс, которые должнысодержать положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованногоюридического лица. В законе могут устанавливаться требования о необходимостипредставления для государственной регистрации таких юридических лиц и других документов(например, в соответствии с п.5 ст.51 ФЗ «Об обществах с ограниченнойответственностью» доказательств уведомления кредиторов в установленномпорядке). Таким образом, у регистрирующего органа появляются дополнительныеоснования для отказа в государственной регистрации юридического лица (ч.2 п.2ст.59ГК).
Государственная регистрация юридических лиц, создаваемыхпутем реорганизации, осуществляется по общему правилу регистрирующими органамипо месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.
3. Понятие кредитной организации (банк) Контроль за деятельностью кредитных организаций.Банковские операции
Согласно Закону о банках под кредитной организациейпонимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной целидеятельности, на основании специального разрешения (лицензии) Банка Россииимеет право осуществлять банковские операции (ст.1). Кредитная организацияобразуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Это означает, что для нее допустима одна из трехорганизационно-правовых форм: акционерное общество, общество с ограниченнойответственностью, общество с дополнительной ответственностью.
Кредитная организация обладает тремя существеннымипризнаками: коммерческое юридическое лицо, осуществляет банковские операции идействует на основе лицензии, выдаваемой Банком России, то есть обладаетспециальной правоспособностью.
Имущественную базу банка составляют: уставный капитал (средстваюридических и физических лиц, сформированные учредителями банка), которыйслужит обеспечением обязательств банка; привлеченные средства юридических лицна указанных выше условиях; имущество и средства, полученные в виде доходов отбанковской деятельности, в том числе направленные в резервный, страховой и иныефонды, образуемые банком.
Хозяйственная компетенция банка определяется кругомбанковских операций и сделок, которые он праве совершать в соответствии сЗаконом и выданной банку лицензией. Понятие «банковские операции»является одним из основополагающих, поскольку именно осуществление такого родаопераций позволяет отнести данное юридическое лицо к кредитным организациям иотграничить его от иных коммерческих организаций. Исчерпывающий перечень банковскихопераций приведен в ч.1 ст.5 Закона о банках. Правила осуществления банковскихопераций, в том числе их материально-технического обеспечения, устанавливаютсяБанком России в соответствии с федеральными законами.
К числу типичных банковских операций можно отнести:
·    привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов;
·    осуществление расчетов по поручению клиентов ибанков-корреспондентов (то есть банков, взаимодействующих для обеспечениярасчетов клиентов, имеющих счета в соответствующих банках), их кассовоеобслуживание;
·    открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов,включая иностранные, в том числе счетов финансирования капвложений;
·    выдачу поручительства и гарантии, а также иных обязательств затретьих лиц, предусматривающую исполнение в денежной форме.
Эта деятельность занимает наибольший удельный вес и являетсянаиболее распространенной в работе любых банков.
Кроме того, банки совершают и другие операции и сделки:выпускают, покупают, продают и хранят платежные документы и ценные бумаги(чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), осуществляютс ними иные операции; приобретают права требования по поставке товаров иоказанию услуг, принимают на себя риски исполнения этих требований, инкассируюттакие требования (форфейтинг), а также выполняют эти операции с дополнительнымконтролем за движением товаров (факторинг); покупают и продают валюту вналичном виде и находящуюся на счетах и во вкладах у российских и иностранныхюридических и физических лиц: покупают и продают в РФ и за ее пределамидрагоценные металлы, камни, а также изделия из них: привлекают и размещаютдрагоценные металлы во вклады, осуществляют иные операции с этими ценностями всоответствии с международной банковской практикой и т.д.
Компетенция банков, как видим, реализуется исключительно вденежно-финансовой сфере. Банкам запрещается осуществлять операции попроизводству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всехвидов, за исключением страхования валютных и кредитных рисков.
В обеспечение финансовой стабильности банков все банки натерритории РФ депонируют обязательные резервы банков в Банке России, исходя изустановленных им нормативов обязательных резервов. Банки обязаны соблюдатьустановленные им Банком России обязательные экономические нормативы:
·    минимальный размер уставного капитала банка;
·    предельное соотношение между размером уставного капитала и суммойего активов с учетом оценки риска;
·    показатели ликвидности баланса (то есть возможности погашениявсех своих обязательств в случае ликвидации банка);
·    минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в БанкеРоссии;
·    максимальный размер риска на одного заемщика;
·    ограничение размеров валютного и курсового рисков;
·    ограничения использования привлеченных депозитов для приобретенияакций юридических лиц.
У банков имеется право на банковскую тайну, то есть насохранение тайны по операциям своих клиентов. Справки по этому поводу могутвыдаваться только в случаях, предусмотренных законом.
Для защиты прав вкладчиков законодательно установленоправило о возможности обращения взыскания на вклады только в случаях,предусмотренных законом (по решению судов и постановлениям следственных органовпо находящимся в их производстве уголовным делам; по удовлетворенномугражданскому иску, вытекающему из уголовного дела; по решению об алиментах идр.).
В отношениях с клиентурой определяющим являетсяисключительно договор. Клиенты самостоятельно выбирают банки длякредитно-расчетного обслуживания.
Литература
1.     О банках и банковской деятельности: ФЗ РФ от 02.12. 1990 г. № 395-1 вред. от 02.02. 2006 с изм. от 03.05. 2006 г. // СПС«Консультант-плюс».
2.     О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:ФЗ РФ от ФЗ РФ от 08.08. 2001 № 129-ФЗ в ред. от 02.07. 2005 г. // СПС«Консультант-плюс».
3.     Ершова И.В. Предпринимательское право.М., 2004.
4.     Круглова М.Ю. Хозяйственное право.М., 2004.
5.     Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. Олейник О.М., М.,2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.