Реферат по предмету "Государство и право"


Предмет, метод и функции ТПГ

Международный юридический институт
при Министерстве юстиции РоссийскойФедерации
 
Факультет регионального обучения

КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Теория государства иправа
Тема: Предмет и метод теориигосударства и права
Студент: Д.Ж.Айтказиева
Группа: СЮ-2
Защищена:                                                Оценка:
«___»__________ 2005 г.                      «______________»
                                                                  Преподаватель:
                                                                  ____________С.Р.Шафигулина
 
Астрахань 2005 г

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 3
1.ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА… 5
1.1.Теория права и государства в системе общественных наук. 5
1.2.Теория права и государства в системе юридических наук. 7
1.3.Определение предмета теории права и государства. 9
1.4.Функции теоретической науки о праве и государстве и ее развитие. 11
2.МЕТОД ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА… 15
2.1.Значение методологии в познании права и государства. Связь предмета и методанауки. 15
2.2.Основные подходы в изучении права и государства. 17
2.3.Деидеологизация научного знания. 19
2.4.Частные и специальные методы познания права и государства. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 24
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ… 26

ВВЕДЕНИЕ
Целью данной курсовой работы является систематизация, накопление и закреплениезнаний о предмете и методе теории государства и права.
Теория права и государства существует и развивается как один из важнейшихкомпонентов сложной и целостной системы знаний обществе. Единство материальногои духовного мира обусловливает и единство наук. Между общественными,естественными точными (техническими) науками существует тесное взаимодействие.Принятый курс на формирование основ правового общества и государства не можетбыть ограничен областью чисто  юридических представлений. Коренной вопрособщественной жизни — вопрос о государстве, о праве. Право регулируетобщественные отношения в самых различных областях человеческой  деятельности,самых различных субъектов права, по самым различным фактическим основаниям, всамых различных обстоятельствах.
Сложность таких объектов, как право и государство, приводит к тому, чтоони изучаются многими юридическими науками. Последние изучают те или иныестороны, элементы и черты государственно-правовой действительности вопределенном аспекте, на определенном уровне. Право и государство как сложныесоциальные феномены имеют в своем составе большое количество разнокачественныхкомпонентов и подсистем. Их функции многогранны, их структуры сложны. Взависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функцийили их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридические науки.
Предметом общей теории права и государства выступают право и государствокак явления общественной жизни, закономерности их возникновения,функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность,содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правовогосознания и правовой культуры.
Значение методологии в познании права и государства трудно переоценить.Поистине условием, без которого невозможно познание сложной и противоречивойсущности государственно-правовых процессов и явлений, выступает методология. Вобщем плане  любая наука — это и есть способ или метод добывания и истолкованияфактов. Лейбниц, по-видимому, имел в виду общее положение, а не только областьточного знания, когда говорил, что сущность математики не в ее предмете, а в ееметоде. Действительно, даже имея один и тот же предмет науки, но используяразличные методы его исследования, ученый получит неодинаковые результаты.
Как же определять метод теории права и государства, ее методологию? Непретендуя на истину в последней инстанции, научную методологию права игосударства можно представить как применение обусловленной философскиммировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, категорий,логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовыхявлений.
Все вышеназванные вопросы требуют дальнейшего рассмотрения и изучения,что входит в задачи данной курсовой работы.
Цель и задачи курсовой работы обусловили выбор ее структуры.Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной принаписании работы литературы.
В первой главе рассматриваются следующие вопросы:
— теория права и государства в системе общественных наук;
— теория права и государства в системе юридических наук;
— определение предмета вузовского курса теории права и государства;
— функции теоретической науки о праве и государстве и ее развитие.
Во второй главе работы изучаются нижеперечисленные вопросы:
-  значение методологии в познании права и государства связь предмета иметода науки;
— основные подходы в изучении права и государства;
— деидеологизация научного знания;
— частные и специальные методы познания права и государства.
В заключении подведены основные итоги курсовой работы.
Такое построение курсовой работы наиболее полно отражает ееорганизационную концепцию и логику излагаемого материала.
1. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА1.1.Теория права и государства в системе общественных наук
Общественные науки изучают закономерности изменения социальных условий,теоретически обосновывают направления преобразования социальнойдействительности, дают научные прогнозы, в том числе и для точного,естественно-научного знания. На развитие всех отраслей обществоведения, будь тоэкономика, философия иди право, бесспорно, оказывают самое прямое воздействиеоткрытия в познании природы, в технических науках шли, наоборот, их неудачи. Увсех на памяти проекты переброски стока северных рек на юг или трагедияЧернобыля. Настоятельное требование времени — отход от технократическихподходов, «самоизоляции» естественно-научного знания. К разработке  крупныхестественно-научных проблем следует привлекать и экономистов, и социологов,философов и юристов, психологов и историков, представителей других отраслейобщественной науки. Без взаимодействия наук невозможен выход из кризиса. Без ихкооперации невозможно эффективно и рационально использовать материальные, финансовыеи трудовые ресурсы, выбрать наиболее целесообразный путь технологическогопрогресса, интенсификации общественного развития. Случаются в жизни такиекрутые повороты — они бывали в истории многих стран, — когда именнообщественные науки — государствоведение, правоведение, экономика, политология,социология, социальная психология, история, этнография, этика и другие должныпоказать выход из тупика этнических, религиозных, национальных конфликтов. Безцивилизованных решений межгосударственных отношений трудно получить просторестественным и точным наукам. Именно на стыке различных наук оказываютсянаиболее плодотворными исследования как фундаментального, так и прикладногохарактера.
Единство научного знания, взаимопроникновение наук не отрицают ихизвестных отличий. Каждая наука рассматривает определенный круг явлений природыили общества, который и составляет предмет данной науки. В зависимости от того,относится ли этот круг явлений к развитию природы, общества или миру техники, иразличают науки общественные, естественные и технические.
В центре внимания общественных наук находятся общественное бытие исознание. Это огромная по сложности и числу своих составляющих сфера. Поэтомуотдельные отрасли общественной науки изучают те или иные стороны общественныхявлений, необходимые и существенные связи и отношения.
Многие общественные науки тесно связаны между собой, особенно если естьобщий объект исследования — государство и право. Каково же соотношение междуними и где место среди этих наук теории права и государства?
Возьмем философию. Она научно объясняет общественное бытие в целом, вовсей совокупности, внутренней взаимозависимости и взаимодействии его сторон,отношений, процессов. Философия изучает наиболее общие закономерностиобщественного развития, включая те, которые относятся к праву и государству.Философия исследует такие общественные явления, как право и государство, не длятого, чтобы подменять специальные науки об этих явлениях, а с тем, чтобы,опираясь на данные и выводы науки, определить место государственно-правовойнадстройки в развитии общества в целом. Таким образом, философия служиттеоретической базой и методологическим ориентиром для всех юридических и вцелом общественных наук.
Вот почему осмысление явлений правовой жизни с философской точки зренияявляется необходимой предпосылкой творческого развития юридической науки, дальнейшегосовершенствования действующего законодательства, укрепления законности. Наоснове достижений философской (мировоззренческой) науки могут быть вскрытысущность права и государства, определенные закономерности их трансформации,механизма функционирования, формы их регулирующего воздействия на общественныеотношения. На базе философии разрабатываются основные категории юридическихнаук.
Генезис, сущность, функциональное назначение права и государства являютсяобъектом пристального внимания современной социологии. Социология — наука обобществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессахи группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым, не может обойтитакие важнейшие элементы социума, как право и государство. В чем же ее отличиеот теории права и государства? В степени обобщения явлений и научных понятий иопределений, в уровне конкретизации познания, в различии подходов к изучениюправа и государства. Право и государство — несомненно, обществоведческиекатегории, но, выделяя социальную основу государства, социальную ценностьправа, социологические их стороны, социология оставляет в стороне юридическиеаспекты проблемы, например такие, как правовые формы организациигосударственной власти или правовые методы регулирования общественных отношенийи т.д. Аналогичным образом складывается отношение между теорией права игосударства и политологией, видящей свою главную задачу в изучении политики,политических процессов, политических партий, движений, систем. Политика тесновплетена в жизнь права и государства, однако политическая власть реализуется ив политических системах, и в других формах политических отношений.
Такая область общественного знания, как история, исследует различные типыцивилизаций, этапы развития гражданского общества, смену однойсоциально-экономической формации другой, изучает конкретные формы и опытгосударственной жизни конкретных народов в конкретное время, отдельные правовыепамятники. Но история не делает обобщающих выводов, не формулирует общих закономерностей.Этим она и отличается от теории права и государства. Политическая экономия, каки экономическая наука в целом, изучает экономические отношения людей, отношенияпроизводства, обмена, распределения. При этом она не может не касаться ролигосударства и права. Государство и право изучаются отнюдь не одной наукой, ацелым комплексом общественных наук. Эта мысль может быть проиллюстрирована напримере проблемы сущности государства — сложного и противоречивого явления.Разностороннюю деятельность его многочисленных органов и учреждений можновидеть в политической, хозяйственной, культурной жизни общества, вмеждународных отношениях. Государство занимается управлением — это сферауправленческой науки; оно связано с миром хозяйства — это дело экономики; государствопроводит политический курс, сотрудничает с партиями — это политология;государство требует социологического осмысления — это социология. Чтобы понятьправо и государство, необходимо выйти за их пределы, вскрыть культурные, социальные,политические, экономические и иные причины, которые определяют их назначение,функции и роль в обществе.1.2.Теория права и государства в системе юридических наук
Весь комплекс юридических наук, по достаточно устоявшейся в науке схеме,делится на три большие группы: фундаментальные историко-теоретические,отраслевые и специальные юридические науки. Действующая в настоящее времяклассификация юридических наук, утвержденная Высшей аттестационной комиссиейстраны, предусматривает следующие разделы:
1) теория и история государства и права, история политических и правовыхучений;
2) государственное право и управление, государственное строительство,административное право, финансовое право;
3) гражданское право- семейное право, гражданский процесс, международноечастное право;
4) хозяйственное право, арбитражный процесс;
5) трудовое право, право социального обеспечения;
6) сельскохозяйственное право, земельное, водное, лесное и горное право,экологическое право;
7) уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право;
8) уголовный процесс и криминалистика;
9) международное право;
10) судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура. Здесь отдельныенауки сведены в группы по некоторым родственным признакам.
Существуют и иные классификации, носящие так или иначе следы быстроменяющегося времени или субъективных представлений авторов. Некоторые из них,например, включают в историко-юридический цикл римское и мусульманское право, ахозяйственно-правовой цикл (хозяйственное право, земельное право, трудовоеправо и др.) отделяют от гражданско-правового цикла (гражданское право,семейное право и др.). Здесь нет особой необходимости приводить различные точкизрения. Ясно одно: никакие детальные подразделения юридических наук не смогутадекватно отразить весьма динамичную картину современной жизни, для которойхарактерно не только выделение научных направлений, но и становление отраслей,подотраслей права, комплексных отраслевых образований и в то же время отпадениеи самоликвидация других направлений отраслевой юридической науки. В самом деле,специализация научного знания, развитие тех или иных процессов вызвали к жизнитакие отрасли, как космическое, атомное, компьютерное право. Неблагополучноеположение с охраной окружающей среды вынудило научное сообщество занятьсяразработкой экологического, природоохранительного права. Политическая линия,направленная на развитие рыночных отношений, побуждает юристов заниматьсякоммерческим, налоговым, биржевым правом и т.п. Появление новых или усложнениесуществовавших правовых явлений (ипотека, залог, траст, приватизация,коммерциализация и т.д.), новых субъектов права (банки, акционерные общества,коммерческие структуры и т.д.), расширение сферы гражданского оборота,увеличение прав граждан и т.п. привлекают внимание правоведов,юристов-практиков и стимулируют проведение научных изысканий и появление надреве юридического знания новых ветвей-направлений.
Отраслевые и специальные юридические науки занимаются исследованием, какправило, какой-либо одной области, направления или сферы государственной илиправовой жизни. В отличие от них теория права и государства занимается общимиспецифическими закономерностями развития права и государства. Теория права игосударства выступает своеобразным резервуаром, в который могут «погружаться»или вновь «всплывать» некоторые юридические дисциплины общего или «стыкового»характера. Так, философские, политические и социологические аспекты познанияобщих закономерностей права и государства в советский период были интегрированы в единойнауке — теории государства и права. Однако в последнее время появляютсяоснования для вы­деления из этой общей основы самостоятельных дисциплин: по­литическойнауки, философии права, социологии права, энцик­лопедии права.
Изучая право и государство в целом, государственно-правовая теория неограничивается анализом опыта какой-либо страны или отдельного региона, илинаправления государственно-правовой жизни, а на основе изучения права игосударства различных ис­торических эпох, всех областей и направленийгосударственно-правовой действительности определяет общие и специфические за­кономерностиих развития, основные признаки и существенные характерные черты. Сама «логикадела» выделяет общую теорию права и государства в системе юридических наук каксамостоя­тельную научную отрасль знания, ибо в реальной жизни действу­ютобъективные государственно-правовые закономерности, наи­более существенные ихсвязи и отношения, выступающие общи­ми, присущими всем явлениям данного рода.Без их познания не­возможно глубокое усвоение всего того, что изучаютотраслевые и специальные юридические науки. Так, без общего научного по­нятиясущности, содержания и формы права, отрасли и института права, системы и систематикиправа, нормы права и правоотно­шения и т.п. ни одна отрасль юридической наукине сможет эф­фективно развиваться, рассчитывая на социально значимые ре­зультаты.Без знания общих вопросов правомерного поведения, правонарушений и юридическойответственности и законности нельзя надеяться на успех в борьбе с преступностью,особенно с ее наиболее сложными и организованными формами. Без фунда­ментальныхпонятий о сущности и ее проявлениях, содержании и формах государства, егоструктуре, социальной роли и назна­чении невозможно выяснить особенности государствразличных исторических типов, различных этапов его развития, сформули­роватьзадачи и направления формирования основ демократичес­кого социального правовогогосударства и.т.д.
Общая теория права и государства по отношению к отраслевым и специальнымюридическим наукам выступает наукой обобщаю­щей, имеющей руководящее,направляющее, методологическое значение. Она нужна для разработки специальных,достаточно узких проблем, стоящих перед отраслевыми и специальными юри­дическиминауками. Общая теория права и государства обобщает, синтезирует исистематизирует выводы отраслевого знания, вклю­чая их в арсенал собственныхнаучных идей. Это не означает, что выводы теории сводятся к совокупностипоследних.
Замечено, что любая теория несет в себе методологическую на­грузку, тем большую,чем выше уровень теории. Это со всей убедительностью относится к теории права игосударства, ибо пос­ледняя выступает не как механический итог знаний,накопленных частными науками. Государственно-правовая теория связана спрактикой не только через отраслевые и специальные дисципли­ны, но инепосредственно. Вместе с тем, если отраслевые науки делают упор на современнуюгосударственную практику, на действующее право, то общая теория права игосударства отнюдь не ограничена в пространстве и во времени в своихисследованиях. Поэтому интеграция данных всех юридических наук приводит  к ихвзаимному обогащению, а картина государственно-правовой действительностистановится более верной и целостной. В конечном счете решение многочисленных проблемюридической практики, реформирование общественных отношений, обеспечение за­конностидействий разнообразных субъектов права, совершенствование работы механизмаправового регулирования — а видимо,, в этом и состоит задача любой науки — получаютадекватное, объ­ективно-научное обоснование.
Таким образом, теория права и государства — это общественная наука озакономерностях возникновения, развития и функционирования права, правосознанияи государства вообще, о типах права и государства, в частности об ихклассово-политической и общечеловеческой сущности, содержании, формах, функцияхи конечных судьбах (рис. 1).
/>
Рис. 1. Местообщей теории права и государства в системе юридических наук1.3. Определение предмета теорииправа и государства
Каждый существенно новый общественный этап, новый период в развитии наукивсегда сопряжен с необходимостью возвращения к рассмотрению ее предмета. Этозакономерно, ибо само развитие не только влечет за собой количественноерасширение и качественное изменение в объекте исследования, но и заставляетвсесторонне и углубленно проникать во все те явления, которые неизбежновключаются в орбиту исследования.
Диалектика развития предмета такова, что, с одной стороны, выступаетстабильность, связанная с всеобщим, типичным, неизменяемым, что характеризуетправо и государство на протяжении многих и многих сотен лет. С другой стороны,научное выявление новых свойств и качеств, более высокий уровень их познания,новые критерии системного подхода, необходимость их анализа во взаимодействии сдругими отраслями знания со временем приводят к переосмыслению предмета науки,преобразованию его.
Первая сторона относится в большей степени к предмету учебной дисциплины.Вторая — в значительной мере — собственно научная, состоит в приращениинаучного знания, поиске, открытиях и ошибках, острых дискуссиях. Предметостается в общем одним — право и государство. Акценты разные.
В принципе предмет науки составляет то, что она изучает. Предметом общейтеории права и государства, как это вытекает уже из ее определения, являютсяправовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития иконечных судеб. В предмет данной науки и соответственно учебной дисциплины, очевидно,должны входить объективные социальные закономерности, определяющие особыесвойства, черты, признаки права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие,их задачи и роль по отношению к другим явлениям общественной жизни. Предметсоставляют правовые и государственно-властные отношения, государственные иправовые явления, категории и понятия, которые позволяют познать сущность,содержание и формы права и государства, совершенствовать их служебную роль вобществе,  их управленческие, регулятивные и охранительные функции, наконец,использовать право и государство в целях реформирования экономических основобщественной жизни, преобразования общественно-политических процессов,ориентиров и ценностей. Это такие сложные правовые категории, как, например, правоотношенияи реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права ит.п.
То же относится и к категориям и понятиям государствоведения, таким, какформы правления и формы государственного устройства, политический(государственный) режим и государственный аппарат. Наиболее объемные и богатыепо содержанию категории, наиболее сложный понятийный аппарат из всех областейнаучного знания, составляющий правоведение, принадлежат теории права игосударства. Расположенные в определенном логическом порядке, скрепленныепричинно-следственной связью, общими принципами и закономерностями, они,собственно, и образуют структурно-логическую конструкцию, системное «здание»научно-теоретических знаний о праве, государстве, правовой культуре.
Наконец, в предмет теории права и государства входят не только реальныегосударственно-правовые отношения, процессы, явления и категории, но ипредставления людей на этот счет. В предмет теории права и государства включената часть общественного сознания, которая связана с правом, опосредуется им.Право, государственная власть, законодательство, правовые отношения существуюти строятся существенным образом в соответствии с определенными представлениямилюдей, связаны с их сознанием, психологией, идеологией. Теорию права игосударства при этом интересует не только правосознание общества в целом, но иправосознание групповое, индивидуальное, а в особенности профессиональноеправосознание должностных лиц, представителей власти, юристов-практиков,правоведов.
Таким образом, предметом общей теории права и государства выступают правои государство как явления общественной жизни, закономерности их возникновения,функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность,содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правовогосознания и правовой культуры. Сопоставление предмета теории права и государствас предметами других общественных и юридических наук позволяет не только датьсодержательную характеристику данной науки, но и показать ее динамику.
Традиционно в предмет теории права и государства входят вопросы общейхарактеристики данной учебной дисциплины (предмет и метод, место ее в системедругих юридических и общественных наук), вопросы, связанные с происхождением ипериодизацией права и государства (происхождение права и государства, понятие исущность права, понятие и сущность государства, типология права и государства).
Обширны вопросы общей теории права (право в системе нормативногорегулирования общественных отношений; принципы, формы, источники, социальнаяценность права; право и нравственность, правосознание и правовая культура,профессиональное правосознание юриста; норма права — понятие, признаки,структура, виды; правовые и нормативно-правовые акты — понятие,  принципы,структура, виды; система права и система законодательства; правоотношения —понятие, структура, виды; правотворчество, правореализация, правовые системы).
Вопросы общей теории государства составляют понятия политической системы,государственной власти, управления, государственного аппарата, а такжехарактеристика форм государства (форма правления, форма государственногоустройства, государственный режим), его функций и механизма. К самостоятельнойгруппе вопросов относятся проблемы правопорядка (правомерное поведение; правонарушения— понятие, виды, состав; юридическая ответственность — понятие, признаки, виды;законность и правопорядок; безопасность, правовое государство).
Предмет теории права и государства не меняется из-за того,сосредоточивает ли наука свое внимание на общих или специфическихзакономерностях развития права и государства, поскольку  общее действует черезособенное и единичное, а последние проявляются как отдельные стороны, черты,элементы общего. Более  того, теория права и государства в процессе исследованиясводит общие, особенные и отдельные объективные закономерности к единству.Единство и целостность предмета общей теории права  и государства не мешаютдифференциации внутри данной науки  ее отдельных составных частей, на чемоснованы «разделение  труда» среди ученых-теоретиков и их специализация напроблемах государствоведения и правоведения.1.4. Функции теоретической наукио праве и государстве и ее развитие
Историческое развитие любой науки, включая теорию права и государства,связано с усложнением, увеличением задач, которые ставит жизнь перед даннойнаукой. Положение приобретает особенную остроту в переломные, поворотныепериоды развития общества, государства. Поглощенные сиюминутными потребностямии интересами, люди отворачиваются от фундаментальной науки. Обыденное сознание,помноженное на правовой нигилизм, нередко характеризует фундаментальныеисследования как «абстрактные», «формальные», «оторванные от практическихнужд». Зачастую от академических трудов по теории права и государства требуютнемедленного действенного эффекта, радикального улучшения в области правовогорегулирования или решительного поворота в борьбе с преступностью.
Фундаментальные науки, конструирующие теоретико-познавательные модели действительныхпроцессов, на самом деле являются абстрактными, но это не значит формально-схоластическими,обобщающими, но не оторванными от жизни. Давно известно, что нет ничего болеепрактического, чем хорошая теория
Рыночная реформа, новые факторы социального динамизма ставят в повесткудня проблемы, неизвестные ранее юридической науке. Общественная практикапредъявляет повышенные требования к качеству и обоснованности академическихразработок. Юридические исследования, выполненные в рамках отраслейприкладного, описательного, эмпирического характера, не в состоянии в полноймере удовлетворить запросы социально-экономического и политического развития,выхода из затянувшегося кризиса, решения национальных, этнических, региональныхконфликтов. Жизнь заставляет юридическую науку все в большей мере обращаться кисследованию фундаментальных проблем, на основе которых и появляютсявозможности удовлетворения этих растущих потребностей.
К этому следует добавить, что теория права и государства, в силуособенностей своего предмета, включает в себя и мировоззренческие аспектыгосударственно-правовой реальности. Любой вопрос, стоящий в «поле» ее внимания,каким бы узкопрофессиональным или узкоюридическим он ни казался, приобретаетярко выраженное «публичное» значение. Мировоззренческий характер науки«выталкивает» юриста-теоретика из узкого пространства абстрактных категорий вреальную жизнь, заставляет занять ту или иную социальную позицию в решениипрактических вопросов, отстаивать индивидуальные, групповые илиобщегосударственные интересы.
Развитие теории права и государства не только обусловлено стоящими передней задачами, но и связано с выполняемыми ею функциями. В той мере, в которойтеория права и государства является одним из эффективных способов добываниянового знания государственно-правовой действительности, его накопления исистематизации, обмена и восприятия, теория права и государства выполняетонтологическую функцию. Онтология — наука о сущем («онтос» — по-греч. «сущее»),познание существа государственно-правовых явлений происходит в рамках указаннойфункции.
С развитием науки связана эвристическая функция. Эвристика — искусствонахождения истин («эуриско» — по-греч. «нахожу»). Теория права и государстваобладает системой логических приемов и методических правил исследования,позволяющих ей не только познавать «наличное бытие», но и открывать новыезакономерности в развитии права и государства, что особенно важно в«нетрадиционные» времена, периоды реформ и социальных сдвигов.
Как фундаментальная наука теория права и государства выполняет вотношении отраслевых и специальных юридических дисциплин вполне определеннуюметодологическую функцию. Метод («методос» — по-греч. «путь исследования») —способ исследования правовых и государственных явлений, планомерный путьнаучного познания и установления истины. Понятая и концепции общей теории праваи государства выступают своеобразными «опорными пунктами» отраслевых испециальных наук.
Не ограничиваясь познанием государственно-правовых явлений, теория праваи государства разрабатывает принципы преобразования права, правовых игосударственных институтов. Само государство выступает фокусом политическойборьбы, поэтому функцией теории права и государства будет выступатьполитическая функция. Политика (в пер. с греч. «политика» — «искусствоуправления государством») и означает общественную » деятельность, направленнуюна завоевание или сохранение государственной власти, определенное направление испособы деятельности государства внутри страны и в отношениях с иностраннымигосударствами и т.д. Политический курс страны отражается и в правотворческойдеятельности, и в действующем законодательстве.
В тесной связи с политической функцией существует функция идеологическая.Идеология («идеа» — по-греч. «понятие», «представление»; логос — слово, теория)и идеологическая функция науки отражают ее мировоззренческую сторону.Идеологическую функцию не следует рассматривать как неизбежное «зло», с которымвынуждены считаться. Ее не следует толковать как обязанность оправдания тогоили иного политического курса правящей партии, как бездумное и некритическоецитирование основоположников, претензию науки на истину в последней инстанции и«право поучать» представителей других отраслей знания. Идеологическая функция,понимаемая в разумных пределах, есть лишь признание того факта, что право,государство играют значительную роль в социально-политической жизни страны, вкультурной сфере, в области общественного сознания. Идеологическая функцияпризнает большую и растущую роль правового сознания, правовой культурыразличных субъектов правовой жизни и сознательного выбора своего поведения,осознания ими своих субъективных прав и обязанностей, своего правового статуса.
Организаторская, или практически-организаторская, функция теории права игосударства связана с заинтересованностью юриста любого направления восуществлении на практике тех или иных теоретико-познавательных моделей, вразработке которых он принимал участие. Греческая этимология термина «органон»дает значение «орудие», «инструмент», что недвусмысленно заставляетрассматривать теорию права и государства как своеобразный «инструмент»преобразования, реформирования реальных процессов и явленийгосударственно-правовой жизни. Юридическая наука еще далека от того, чтобыохватить своим вниманием все процессы и явления современного мира, требующиесоответствующего реагирования. Практически-организаторская сторона общей теориидолжна проявляться в поиске решений и подходов к массе жгучих проблем, с которымистолкнулись различные народы (государства), и особенно народы бывшего СССР, впоследнем десятилетии XX в. Предложить варианты научно обоснованных решений,«горящих» вопросов — хорошо, но теория права и государства в принципе занимаетсяне сиюминутными проблемами, а пытается предвидеть их появление. К этому ее призываетпрогностическая функция. «Прогносис» — по-гречески означает «предсказание»,«предвидение, основанное на определенных данных». В теории права и государстватакими данными для предсказания могут служить открытые в ней закономерности государственно-правовогоразвития, доказанные ею факты, накопленная статистика. На теории лежитответственность за состояние дел в юридической науке. На ее долю выпадаетзадача аккумуляции новейших достижений не только юридических, общественных, нои естественных и технических наук. Теория фильтрует добытое знание. Теорияопределяет тенденции в развитии государственно-правового процесса или отдельныхего составляющих, выдвигает соответствующие гипотезы. Степень верифицируемостисделанных прогнозов во многом зависит от широты социально-экономического,идейно-политического и культурно-целостного видения государственно-правовойсферы в ее единстве, от использования данных всех наук.
Успешное развитие теоретической науки о праве и государстве предполагаеттеснейшую связь всех функций между собой, ибо открытие и прогнозы могутосновываться только на практике, а она невозможна без надлежащей реализациионтологической и методологической функций, которые, в свою очередь, без учетаполитической и идеологической функций могут не достичь своих  целей.
Впечатляющие перспективы у науки теории права и государства, долгий иславный путь пройден ею. Большой творческий вклад в ее становление и развитие вразные исторические эпохи, В разных странах внесли многие выдающиеся умы. Это илегисты Китая, и безвестные составители Законов Ману, и известные каждомузнаменитые мудрецы Греции, и политические ораторы Древнего Рима. Это теоретикимрачных столетий средневековья и блестящего периода Возрождения. Этоосновоположники современных представлений о праве, государстве, политике эпохирубежа Нового времени и буржуазных революций. Это философы классическогонемецкого идеализма, французские просветители и итальянские политологи. Весомвклад российской дореволюционной юридической мысли в мировую науку. До сих порпривлекают интерес многочисленные работы теоретиков права и государствасоветского периода. Переживаемый сейчас этап может оказаться весьмаплодотворным для развития целого ряда направлений правоведения и государствоведения.
2. МЕТОД ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА2.1.Значение методологии в познании права и государства. Связь предмета и методанауки
Древние греки, введя в научный оборот понятие метода — «методос», хотелиподчеркнуть важность способа исследования космоса, т.е. явлений природы,человеческого общества, Вселенной. Они видели в методе подход к изучаемымобъектам, планомерный  путь научного познания и установления истины. На рубежеНового времени Фр. Бэкон сравнивал метод с фонарем, утверждая, что даже хромой,идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит без дороги. В современнуюэпоху большие требования предъявляются к методу. Он должен быть подлиннонаучным, истинным, т.е. вытекать из достижений практики, отражать объективныезаконы бытия, учитывать особенность предмета изучения, адекватно отражаться всознании субъекта.
Поиск новых исследовательских средств, новых методов обеспечивает приросттеоретических знаний, углубление представлений о свойственных предметузакономерностях. По своему происхождению метод берет свое начало изчувственной, конкретной предметной деятельности человека. Практические приемытруда («логика дела») со временем теоретизировались в голове человека,кристаллизуясь в крупицы теории познания, методологию. Сейчас, в свою очередь,реальность и действенность теории права и государства в конечном счете должнаопределяться не столько непротиворечивостью собственных логических посылок иливнешним соответствием конъюнктурным течениям, сколько степенью эффективностиконкретной праворегулирующей, правоохранительной работы.
Теорию права и государства нельзя рассматривать как собрание готовыхистин, канонов или догм. Это живая, развивающаяся теория. Применяя методыпознания, теория права и государства пригашается к осуществлению своей конечнойцели — служить государственно-правовой практике, способствовать активному итворческому использованию государственных и правовых институтов.
Вместе с тем поиск новых и обогащение арсенала существующих средствпозволяют теории права и государства решать свою важнейшую внутреннюю задачу —сводить в единую систему все знание о своем предмете. Системный характер теорииправа и государства, как это было показано выше, проявляется и в тех еефункциях, которые осуществляются в ходе познания государственно-правовойреальности. Знание методологии теории права и государства проявляется вполнерельефно еще и в том, что ее закономерности используют специальные отраслевыеюридические науки, изучающие нормы и условия правового регулирований в определеннойобласти государственной деятельности. Обогащение методологического багажатеории, в свою очередь, идет и за счет специальных и частных методик отраслевыхдисциплин. Нечто подобное происходит и во взаимоотношениях теории с другимиобщественными науками. Здесь уже теория права и государства использует вкачестве своего наиболее широкого методологического основания мировоззренческиезакономерности философии, чтобы, отправляясь от них, дать ответы, например, навопросы о происхождении, сущности и общественном назначении права в целом, илиразрабатывает общие понятия: закон, законодательство, правовая норма, правовоерегулирование и др. В свою очередь, теория делится результатами собственныхисследований, научными данными, своими методическими находками, помогающимифундаментальным мировоззренческим общественным наукам с единых теоретико-методологическихпозиций осмысливать свой предмет изучения.
Значение подлинно научной методологии теоретическойгосударственно-правовой науки, не подвергаемое сомнению вообще, в обычныевремена, резко возрастает в периоды социально-политической напряженности,вызванной крупными общественными реформами, экономическим кризисом,национально-этническими конфликтами, неэффективностью государственногоуправления, обвальным ростом преступности. Глубочайшие изменения в принципахгосударственного устройства, в формах правления и государственногостроительства, радикальные изменения в конституции и законодательстве, происходящиев России в связи с приватизацией и переходом на рыночные отношения, со всейостротой ставят перед юристами-теоретиками проблему объективно научной, освобожденнойот пут гипертрофированной идеологизации и классового подхода методологии. И,по-видимому, не будет ошибкой сказать, что любые методы здесь могут бытьприняты во внимание, кроме метода проб и ошибок. Сейчас обстоятельствазаставляют думать, что социальное экспериментирование в областигосударственно-правового регулирования нашло широкое применение, хотя механизмиспользования подобного метода не всегда безупречен. Передовая методология,технология, «ноу-хау» — это резкий прогресс науки, неверная, отсталаяметодология— ее застой и стагнация.
В свою очередь, теория, лишь вооруженная адекватным методом познания,может выполнить стоящую перед ней задачу, создать подлинно научную картинупредмета познания. Не существует непреодолимой китайской стены между предметоми методом. Более того, предмет может переходить в метод, средства решениянаучной задачи могут перевоплощаться в ее результаты и наоборот, системаобъективного знания может превращаться в методологию отраслевой научнойдисциплины, а достигнутые передовые методологические рубежи — становитьсяисходным пунктом и базой строительства новой теоретико-познавательнойконструкции. Подобно тому как в системе сообщающихся сосудов переливаетсяжидкость, существует «перелив» онтологии как науки о сущем в гносеологию —теорию познания, изучающую источники, средства и условия истинности научногопознания.
Любое открытое явление, закон науки («онтос» — «сущее») перерастает впринцип исследования, в способ мыслительных операций, в знание того («гносис» —«знание»), как добиться желаемого результата. Закон сохранения энергии илипринцип верховенства закона являются одновременно составными частями предметасоответствующих областей знания и фундаментальными методологическимиоснованиями.
Теория и метод возникают одновременно, они генетически связаны, к нимпредъявляются сходные требования: не только результат, но и путь к нему долженбыть истинным. Изменение содержания теории требует совершенствования методов.Фр. Бэкон утверждал, что искусство открытия росло с самим открытием. Вместе стем, будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными, теория и метод нетождественны друг другу, не могут и не должны заменять и подменять друг друга.2.2.Основные подходы в изучении права и государства
Эмпирическое и рациональное могут рассматриваться в качестве важнейшихосновных подходов, двух основополагающих форм научного познания, а такжеструктурных компонентов и уровней научного знания. В основе различенияэмпирического и рационального (теоретического) лежит выделение в научномпознании, в данном случае познании правовых и государственных явлений ипроцессов, эмпирических и теоретических исследований. Первое направленонепосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента,второе связано с совершенствованием и развитием понятийного аппаратагосударственно-правовой науки и имеет целью всестороннее познание объективнойреальности в ее существенных связях и закономерностях. Оба подхода взаимосвязаныи предполагают друг друга. Эмпирический подход ориентирован на выявление новыхданных наблюдений и эксперимента, он стимулирует развитие теоретического исследования,ставит перед ним новые задачи. Теоретический подход развивает и конкретизируетрациональное содержание науки, открывает новые перспективы, объясняет факты,обобщает и направляет эмпирические исследования.
Логический и исторический подходы связаны с восхождением науки отабстрактного к конкретному, они определяют порядок и последовательностьвыработки определений, понятий, категорий, составляющих содержаниегосударственно-правовой теории. Логическое показывает степень пониманияисторического, историческое лежит в основании логического. Гегель далразвернутое обоснование единства исторического и логического. Спецификапредмета теории права и государства отдает предпочтение логическому подходу.Какой бы подход в изучении права и государства ни применялся, он необходимоучитывает принципиальную философскую мировоззренческую основу, лежащую в фундаментелюбой науки. В познании существуют диалектический и метафизический принципы,материалистический и идеалистический методы, гностицизм и агностицизм, монизм,дуализм или плюрализм (в философском, а не в пропагандистском смысле слова).
Традиции академической и вузовской науки теории права и государства напротяжении ряда десятилетий в нашей стране связывали ее с развитиемматериалистического, исторического, диалектического направлений в его марксистско-ленинскомпонимании. Однако материализм, диалектика, историзм возникли еще на раннихэтапах становления научного знания, последовательно разрабатывались ученымимногих поколений и по логике дела должны присутствовать и на его современномэтапе.
Гегель писал, что «… поступательное движение не должно быть понимаемокак течение от некоторого другого к некоторому другому. В абсолютном методепонятие сохраняется в своем инобытии, всеобщее — в своем обособлении, всуждении и реальности; на каждой ступени дальнейшего определения всеобщееподнимает выше всю массу своего предыдущего содержания и не только ничего нетеряет вследствие своего диалектического поступательного движения, не тольконичего не оставляет позади себя, но уносит с собой все приобретенное и обогащаетсяи уплотняется внутри себя».
Философской (мировоззренческой) основой теории права и государствавыступает диалектика — т. е. учение о наиболее общих закономерных связях,становлении и развитии бытия и познания. На этом учении строится метод творческипознающего мышления. Наиболее общими законами диалектики являются: переходколичественных изменений в качественные (расширение и сужение сферыгосударственного социального страхования и социального обеспечения фактическиспособствуют изменению сущности государства); закон единства и борьбыпротивоположностей (развитие государства и права буквально пронизано этойборьбой, вытекающей из их существа и также внешней по отношению к ним); законотрицания (в новой государственно-правовой системе всегда присутствуют элементыстарой и зародыши новой системы). Законы диалектики находятся в неразрывнойсвязи с логическими средствами познания, имеющими интегральное значение в исследованииправовых явлений и процессов. Например, анализ и синтез позволяют переходить отменее конкретных к более конкретным правовым реальностям. Посредством анализаединая правовая целостность делится на отдельные составные части (нормы права,правонарушения, юридические факты и т.д.), каждая из них детальнорассматривается самостоятельно, а затем с помощью синтеза все части соединяютсяв мышлении во всем богатстве их специфики и восстановленном целостном единствемногообразного проявления правовой действительности.
В общей цепи познавательного процесса диалектика пользуется выработаннымикатегориями как инструментами проникновения в природу изучаемого явления:качество и количество, форма и содержание, сущность и явление имеют для теорииправа и государства первостепенное значение.
Важнейшей категорией диалектики является материя, прежде всего для техтеоретиков-правоведов, которые стоят на материалистических позициях. Категорияматерии не обусловлена никакими предпосылками, а сама составляет исходнуюдиалектическую платформу для развертывания всех остальных категорий. С нейнеразрывно связаны основные формы существования материи: движение,пространство, время. Бесконечное многообразие форм материи позволяет вычленитьтот или иной объект исследования, констатировать его бытие, раскрыть егосвойства, установить различие и тождество. Основополагающее методологическоеположение для теоретиков-правоведов и государствоведов, исповедующихматериализм, — выделение из системы всеобщей связи явлений права и государствас экономическим базисом общества. Определяющая в конечном счете роль экономики,производство материальных благ не отрицают самой существенной зависимости праваи государства от большого количества самых разнообразных надстроечных факторов:политики, морали, традиций, религии, культуры в целом. Временами и субъективныемоменты, «человеческий фактор», например свойства характера или уровеньменталитета законодателя, могут оказаться весьма существенными для формы проявлениятого или иного правового феномена или процесса, подвергавшийся в свое времяжесткой критике идеалистический подход весьма уместен при исследовании проблемправового сознания и правовой культуры, «лечении» правового нигилизма ифетишизма, определении свободы воли и выбора, без чего невозможна констатациявины и предъявление обвинения и т.п.
В современном методологическом багаже содержится очень важный принцип —принцип историзма, подхода к действительности, не исключая действительностьгосударственно-правовую, как изменяющемуся во времени, как внутреннезакономерному, необходимому процессу развития. Принцип историзма был выдвинутвпервые Дж.Б. Вико и другими ранними буржуазными теоретиками. Историзм сегоднярекомендует рассматривать право и государство не просто в развитии, а впоследовательной смене одного исторического типа другим, как правило, болеесовершенным и прогрессивным, при этом ни один из исторических типов не можетрассматриваться в качестве законченного образца.2.3.Деидеологизация научного знания
Одной из важнейших проблем методологии государственно-правовой теорииявляется проблема деидеологизации. Кризисное состояние общественно-политическойнауки в целом не случайно отражает потерю методологических ориентиров и, в своюочередь, в немалой степени само обусловлено этим фактором. Проблемаметодологического обновления, вставшая перед политико-юридической наукой,требует от учебного процесса сугубо творческого и реалистического подхода,критической оценки достигнутого, внимательного и ответственного восприятиянового. Отвержение догматизма, ревизия наличного теоретического багажапредполагают конструктивность самих методологических предпосылок,взаимодействие в ряде случаев с теоретическими построениями оппонентов. Сама«логика дела» требует изменения «дела логики» и в современных условиях предписываетнеобходимость переосмысления привычных подходов, поиска адекватных исследовательскихсредств.
В течение длительного времени в государственно-правовых исследованияхгосподствовали исключительно классовый подход, сугубо идеологизированная точказрения, чему способствовало пластическое, догматизированное отношение кнаследию классиков. Так, цитируя К. Маркса и Ф. Энгельса из «Святогосемейства», ограничивались ссылкой на то, что «идея» неизменно посрамляла себя,как только она отделялась от «интереса». Точка ставилась там, где авторыфилософско-критического труда продолжали свою мысль: «С другой стороны,нетрудно понять, что всякий массовый, добивающийся исторического признания«интерес», когда он впервые появляется на мировой сцене, далеко выходит в«идее», или «представлении», за свои действительные границы и легко себясмешивает с человеческим интересом вообще».
Подмеченный основоположниками «выход» классового интереса «за свои действительныеграницы» особенно виден в периоды радикальных социальных сдвигов, когдаширокий, непредвзятый взгляд на проблему дает корректное решение» когда подходс воззрений общечеловеческих менее всего искажает социально-политическуюкартину, содержание высказанных идей. К сожалению, пренебрежение кклассическому наследию или архипрагматическое манипулирование им становилосьобщепринятой практикой. Подобное случилось с методологическими принципами В.И.Ленина из популярной лекции «О государстве». Показательно и одновременнопоучительно: забвение классовой позиции и ее непомерная эксплуатация одинаковонеприемлемы. Выступая перед рабочими и. крестьянами, только приступившими кизучению права и государства, оратор подчеркивал, что «едва ли найдется другойвопрос, столь запутанный умышленно и неумышленно представителями буржуазнойнауки». Мысль, подсказанная устно, с трибуны, с элементами эмфазы, дидактики,применительно к конкретному составу аудитории и времени, впоследствиибезосновательно раздувалась в академических трудах до nes plus ultra. Во всяком случае, трудно представить дальше стоящийот истины «вывод», что вся домарксистская наука единственно занималась тем, чтозапутывала вопрос о государстве и праве. Можно спорить или соглашаться с тем,например, что методология не сводится к совокупности определенных методов,способов познания, а является цельным, внутренне единым аппаратом познаниягосударственно-правовых и политико-идеологических явлений. Однако бесспорно,что видеть за партийностью и классовостью больше, чем один из приемов познания,специфический, ad hoc методологический подход и возводитьего в универсальный принцип означает идеологизировать средства научногоанализа, а значит, и его результаты. Идеологизированные позиции исследователяне давали в полной мере проследить историческую траекторию, причастность кдуховным ориентациям прошлого. Монополизм, одномерность и однонаправленностьсредств анализа не учитывали противоречивую, двойственную сущность наблюдаемыхявлений — права и государства. Содержание классового подхода постепенносоставили идеологическая нетерпимость, закрытость. Многозначное, совокупно добываемоеобщественно-политическое значение искусственно делилось на «свое» и «чужое»,причем последнее заранее обрекалось на ошибочность. Мыслитель, теоретикпрошлого, получал право на существование в нашем сознании лишь в той мере и втом качестве, в каком упоминался классиками марксизма. Идеологизированныйклассовый подход «логично» приводил к заключению о том, что принципиальныевопросы о государстве и праве и его роли в классовом обществе домарксистскаямысль не могла не только решить, но и правильно поставить. Как о высшей похвалев адрес домарксистских теоретиков писалось об «отдельных догадках», о той илииной «степени приближения домарксистских учений к научной интерпретации» государственно-правовыхвопросов. Таким образом выстраивались своего рода идеологический рейтинг,лестница теоретических рангов и заслуг. Степень демократизма теорийопределялась той ролью, которую отводил мыслитель трудящимся слоям гражданскогонаселения, и потенциалом превосходства тенденций и целей угнетенного класса надпроявлением общечеловеческих тенденций и целей. Смещение акцентов в методологииотражалось и на полярности ценностных ориентации. Например, гипертрофияидеологизированного взгляда вела к искажению представлений о выполнении «общихдел» государства, на что обращали внимание основоположники марксизма в рядепроизведений. Считалось, что в конечном счете и эта функция государстванаправлена на защиту эксплуататоров. По этой же причине упор в характеристикегосударства (не исключая общенародного) делался на его классовой стороне.Государство как «машина угнетения» подавляло свою другую сторону — инструментустранения противоречий, стабилизации общественных связей. Аналогичноеположение складывалось и в отношении права: всемерное подчеркивание егоимперативно-классовой стороны как «возведенной в закон воли господствующегокласса», по существу, отрицало рассмотрение его как средства согласованияразнородных воль, как условие компромисса социальных интересов, как «меру свободы».Думается, что здесь к месту вспомнить о том, что диалектика — это и естьизучение противоречий в самой сущности предметов: не только явления преходящи,текучи, отделены условными гранями, но и сущности вещей тоже противоречивы.
В чем причины столь искаженной и гипертрофированной идеологизации (не путатьс идеологией как системой взглядов и представлений, как жизненной позиции,которая всегда присутствует и должна присутствовать в мировоззренческойплатформе теоретика)? Этих причин, очевидно, немало, одна из них — развитиевульгарного социологизма в 30-х гг. XX в. Его влияние на теоретическуююридическую науку приводило к одностороннему истолкованию положения онепосредственной (в лучшем случае с оговорками на словах) зависимости сознанияот общественного бытия того или иного теоретика, от его классовойпринадлежности.
Теоретические взгляды представлялись с этой точки зрения зашифрованнымиидиограммами общественных групп, борющихся между собой за места у власти.Естественно, авторам монографий того времени не оставалось ничего другого, каквидеть свою цель в разоблачении теоретиков прошлого в качестве служителейгосподствующего класса. Вопреки подлинному смыслу распространенной формулы«бытие определяет сознание» вульгарный социологизм превращал сознание влишенный социальности, стихийный продукт общественной среды. Вместообъективного научного критерия общечеловеческой ценности тех или иных взглядовв ход шли зауженные критерии коллективного опыта или классового интереса.Отсюда непонимание глубоких противоречий общественного прогресса инеравномерности развития мировой культуры, сложнейшего взаимодействия различныхдуховных сфер, схематизм, а подчас и отсутствие всякого чувства реальности.Между тем фундаментальная и по-настоящему академическая государствоведческая иправоведческая теория, использующая весь арсенал методологических средств,отрешенная от оков идеологизации и начетничества, может стать не толькозакономерным следствием, но и созидательным условием позитивного развитияполитико-правового процесса, выступить фактором единения и согласия общества,переживающего кризис.2.4.Частные и специальные методы познания права и государства
Взгляд на диалектический метод как на единственно научный способ познанияпорождал в недалеком прошлом известное пренебрежение к частным приемамконкретных наук. Сейчас все более становится очевидным то, что в процессепознания государственно-правовых явлений простого понимания основных положенийдиалектики недостаточно. Помимо знания общих законов и категорий диалектикиважно и умелое владение общими и частными методами. Более того, требуетсяучитывать и случайности.
Хотя роль мировоззренческого философского основания огромна, оно неможет, конечно, заменить общих методологических категорий и принципов,выработанных общей теорией права и государства. Бесспорно, что без общихнаучных понятий сущности, содержания и формы права, систематикизаконодательства и правовой системы в целом, без общих научных понятийнормотворчества, реализации права, его толкования, правоотношения, законности иправопорядка, правомерного поведения и юридической ответственности и т.п., атакже категорий демократии, политической организации общества, государства, егосущности, содержания и формы, его механизма и функций, правотворческой иправоприменительной деятельности и т.д., в которых воплощены и сконцентрированырезультаты абстрагирующей работы мышления, ни одна из отраслей юридическойнауки не может плодотворно разрабатывать вопросы своей специальной сферы знаний.
С одной стороны, это обусловлено тем, что в реальной правовойдеятельности объективно существуют такие специфические закономерности развитияправовых явлений, такие их связи и отношения, которые свойственны всем явлениямданного рода и без познания которых невозможно более или менее глубокоеизучение предмета отраслевых юридических наук. С другой стороны, общие понятия,положения и определения науки лишь в том случае будут иметь практическоезначение, если они связаны с конкретностью истины. Общие категории науки отнюдьне перечеркивают частных методов, а, наоборот, предполагают их. Специальные ичастные методы в познании права и государства состоят в применении такихпознавательных средств, которые пригодны лишь для изучения отдельных сторон,ограниченных и специфических областей государственно-правовой реальности Неимея в виду дать их исчерпывающую классификацию, укажем на такие методы, как,например, конкретно-социологический, сравнительно-правовой,формально-юридический, метод правового моделирования или использования судебнойи административной статистики. Каждый из них приобретает характер специального(специфического), поскольку непосредственно связан со специфическими сторонамиисследуемого объекта.
Конкретно-социологический метод может быть эффективно использован приизучении различных сфер деятельности правовых и государственно-политическихинститутов, результативности принимаемых ими решений, а также своевременности инадежности правового регулирований, и ли правовой охраны. Данный методпозволяет не только глубоко, с учетом запросов общественной практики подойти крешению многих традиционных государственно-правовых вопросов, но и поставитьряд новых проблем. Дело в том, что для процесса перехода крынку недостаточнолишь определить общие положения, принципы, особенности и тенденции развитияправа и государства. Необходимо знать, как именно действуют эти факторы вреальных отношениях, как обеспечить результативное функционированиегосударственно-правовой системы в целом и в рамках системы каждого изсоставляющих ее элементов.
Целый ряд приемов, такие, как наблюдение, анкетирование,интервьюирование, эксперимент и т.п., используются в рамкахконкретно-социологического метода для поиска оптимальных вариантов правовыхрешений, разработки обоснованных прогнозов в области проведениясоциально-правовых реформ, в области контроля над преступностью, включая ееорганизованные и наиболее опасные формы. Метод требует, чтобы предлагаемыенаучные рекомендации основывались на обстоятельном изучении и учете всех социальныхфакторов, будь они благоприятными, положительными или отрицательными,препятствующими развитию, конкретно и всесторонне оценивали действенность, социальнуюзначимость и последствия решений в области права и государства.
Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в методологиигосударствоведения и правоведения. Реформирование и совершенствованиегосударственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставлениясходных объектов познания, существующих одновременно или разделенных известнымпериодом времени. Сравнению могут быть подвергнуты государства или правовыесистемы различных исторических типов, различных стран и континентов, одной итой же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истинынеобходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретическиеи эмпирические его характеристики. Широкое внедрение сравнительно-правовогометода исследований в государственно-правовую теорию может привести и приводитк появлению новых научных дисциплин, если в ходе таких исследований изучаетсяопределенная совокупность относительно самостоятельных закономерностейгосударственно-правовой сферы, не входящих непосредственно в предметтрадиционных юридических наук.
Формально-юридический метод является традиционным, свойственнымюридической науке, выходящим из ее природы. Уже в период средневековьясложились целые школы и направления (глоссаторы, постглоссаторы), развивавшиеприемы толкования правовых норм и формального анализа действовавшегозаконодательства. Формально-юридическое рассмотрение государственно-правовыхявлений в советской правовой науке не пользовалось особым расположением(известное: формально правильно, по существу издевательство), хотя для практикитакой подход и был характерным. Недооценка, пренебрежительное отношение куказанному методу необоснованны: forma legalis  — forma  esseentalis— юридическая форма есть существеннаяформа, считали древние. Формализм — неотъемлемое свойство права, формальныйподход генетически выделил право из синкретического единства социальныхрегуляторов древности.
Формальный метод составляет обязательную, необходимую ступень в научном познанииправа и государства, ибо помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать,передать полученное знание ясным, вполне определенным образом. Элементыформально-юридического метода можно обнаружить в других способах изучения праваи государства, особенно таких формализованных, как правовое моделирование,математический или статистический и т.п. метод.
Анализ государственно-правовых объектов как сложных систем, противоречивыхпо характеру и многообразию протекающих в них процессов, требует примененияцелого комплекса, «пакета» методов, в том числе и тех, которые успешноприменяются в других областях современного знания. Одним из таких методоввыступает правовое моделирование, исходящее из идеи подобия, из предположения,что между различными объектами могут устанавливаться взаимно однозначныесоответствия, так что, зная характеристики одного из них (модели), можно сдостаточной определенностью судить о другом (об оригинале).
Усложнение и расширение предмета исследования, новые запросы практикивынуждают обращаться ко всем точным, надежным и строгим методам исследования, ккоторым относятся математические, математико-статистические, кибернетические ит.п. методики. Логико-математические и статистические методы являютсядостижением научно-технической революции, связаны с наличием в любых, включаяправо, государство, системах определенных статистических закономерностей,количественных показателей. Эти методы показали свою эффективность в конкретныхисследованиях права и государства, но вызывают необходимость использованияэлектронной техники, ускоряющей обработку трудоемкого и разнообразногоколичественного материала. Маттематическая вооруженность предполагает высокийуровень теоретических (логических) и исторических исследованийгосударственно-правовых явлений и процессов, существенно дополняя, но неподменяя последние.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении подведем основные итоги курсовой работы. Данная работа была посвященаизучению предмета и метода теории государства и права. На основании изученногоматериала можно сделать следующие выводы.
Сопоставление предмета теории права и государства с предметами других общественныхи юридических наук позволяет не только дать содержательную характеристикуданной науки, но и показать ее динамику. Изменение и преобразование предметасвидетельствует о ее непрекращающемся поиске. Здесь возникает проблемасвоеобразного противоречия между стабильностью и «чистотой» той науки, основыкоторой устоялись, составили арсенал проверенных принципов и понятий, вошедшихв ее содержание. С другой стороны, сама жизнь выдвигает новые объекты познанияи «убирает» привычное, но отжившее. Традиционная проблематика данной наукивосполняется новыми направлениями исследования, уводящими подчас в сферу иныхотраслей научного знания. Практика показывает, что интеграция, слияние,объединение различных наук в комплексном исследовании соответствующих объектовозначает прогресс науки. Разумное расширение предмета теории права игосударства отнюдь не «размывает» его, а значительно обогащает и укрепляет.Такое утверждение согласуется с известным положением о том, что право игосударство невозможно понять из самих себя, что лишь за пределами предметасобственно теории права и государства — в сфере экономики, политики,общественного сознания и т.п., То есть «на стыке» с предметами других наук, —обнаруживается истинная сущность, назначение и роль права и государства в жизниобщества. Подобный подход формирует научное мировоззрение юристов, кореннымобразом отличающееся от юридического мировоззрения. Последнее как раз иотличается тем, что игнорирует различие подходов в изучении права,рассматривает действительность через призму правовых понятий и норм и неучитывает, что сами эти нормы и критерии предопределены условиями общественнойжизни. Ясно, что создание норм права — типичная проблема теории права игосударства — немыслимо без детального знакомства с особенностями той или инойобласти социального регулирования, идет ли речь о покорении космоса, вопросахгражданства или режима водопользования. Характер нормотворчества определяется взначительной мере специфическими свойствами и признаками той предметнойобласти, к которой оно применимо. Сама же предметная область выходит за пределысобственно права в сферу общественного бытия.
Предмет теории права и государства находится в теснейшей связи ивзаимозависимости с методом их изучения. Если теория раскрывает природу,сущность и закономерности государственно-правовых явлений и процессов, то методориентирует и нацеливает на определенные познавательные подходы и действия дляанализа и понимания этой природы, сущности, закономерностей. В основе методалежит теория, без теории метод останется беспредметным, наука — бессодержательной.
Вне зависимости от того или иного подхода к теории права и государствапоследняя имеет под собой известное мировоззренческое философское основание,произрастает на его почве, воспринимает его как руководство к действию, какметод. Это основание вошло в определение. Кроме того, теория права игосударства как фундаментальная юридическая наука интенсивно разрабатываетсобственный общий метод анализа государственно-правовых явлений, свой особый,логически непротиворечивый комплекс исследовательских средств, выступающийметодологическим фундаментом отраслевых и специальных юридических дисциплин.Этот компонент также представлен в определении. Наконец, спецификаразнообразных форм проявлений государственных и правовых процессов и отношенийтребует специальных ad hoc методик, способов, приемов. Подобныйинструментарий, отчасти заимствованный из отраслевого юридического знания имногократно доказавший свою плодотворность, также фигурирует в данномопределении. Эффективность тех или иных исследовательских средств во многомзависит от избранного подхода в изучении права государства, а он может бытьразличным. Исторический мировой опыт государственно-правового развития,долголетние исследования государственно-правовых реалий то многих странахразличными научными школами породили широкое разнообразие подходов в изученииправа и государства. Многообразие политико-правовых доктрин (по содержанию,направленности, сущностным характеристикам и т.д.) может быть (тем не менеесведено к некоторым основным группам, или направлениям. Существуют теории(агностицизм), которые отвергают саму возможность познания права и государства.Если же стоять  на точке зрения познаваемости мира, признавать егообъективность и способность человека достигать истины, то основное расхождениемежду различными методологическими школами сведется к водоразделу эмпирическогои рационального, исторического и логического.
Итак, выбор конкретного метода, его приоритетное использование находятсяв зависимости от предмета и задач исследования. Чаще всего системный методпозволяет изучать право, государство, политику как комплексный процесс,выявлять на общем фоне развития те или иные проявления, прослеживать ихпричинно-следственные связи. Взятый абстрактно, безотносительно к предмету,метод исследования едва ли принесет приращение знаний, но при умелом его выбореи использовании метод может рационализировать познавательную деятельностьтеоретика, обеспечить ее научную корректность и практическую результативность,он позволяет систематизировать и оценить накопленные фактические данные,сделать прогноз на будущее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Алексеев С.С.Государство и право. М.: Инфрам-М, 1996
2.        Венгеров А.Б.Теория государства и права:  Учебник для юридических вузов. — М.: Новый Юрист,1998
3.        Клименко С.В.,Чичерин А.Л. Основы государства и права, М: Теис, 1996
4.        Комаров С.А.Общая теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Юрайт, 1998
5.        Теориягосударства и права. Курс лекций.Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 1997
6.        Теориягосударства и права.Под ред. А.И.Королева. СПб.: Юрист, 1997
7.        Теориягосударства и права: Курс лекций в 2- х томах.Под ред. М.Н. Марченко – М.:Юридический колледж МГУ, 1995
8.        Теория права игосударства. Учебник.Под ред. проф. В.В. Лазарева. — М.: Новый Юрист, 1997
9.        Теория права игосударства: Учебник для вузов.Под ред. Профессора Г.Н. Манова – М.: БЕК, 1996
10.      Хропанюк В.Н.Теория государства и права: Хрестоматия.Под ред. проф. Т.Н. Редько. — М.:Просвещение, 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.