Реферат по предмету "Государство и право"


Предмет, метод, система, источники финансового права

Предмет, метод, система,источники финансового права

Содержание
1. Предмет и методфинансового права. 4
2. Системафинансового права. 8
3. Источникифинансового права. 11
Список использованнойлитературы… 18
1. Предмети метод финансового права
Финансовоеправо — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношенияв области планомерного образования, распределения и использования денежныхфондов государством, субъектами Федерации, местным самоуправлением июридическими лицами в целях осуществления их функций.
Финансовое право — это самостоятельная отрасльроссийского права. Такой подход к финансовому праву обусловлен наличиемспецифического предмета и метода правового регулирования, источников права.
Предметом финансового права являются финансовыеотношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства(образования, распределения и использования фондов денежных средств).
К предметуфинансового права в частности относятся закрепление структуры финансовойсистемы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и еесубъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов,регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессефинансовой деятельности.
Такимобразом, с помощью финансового права государство регулирует общественныеотношения, складывающиеся в области финансовой деятельности, которые принятоназывать – финансовые правоотношения.
Финансовыеправоотношения — это общественные отношения, которые возникают в процессесоздания, распределения, использования фондов денежных средств и регулируютсянормами финансового права; их участники связаны взаимными юридическими правамии обязанностями.
Финансовыеправоотношения, входящие в предмет финансового права, отличаются по своемусодержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовойсистемы, ее связью со всеми структурами общественного производства ираспределения.
Применительно к институтам финансового права можновыделить: бюджетные правоотношения; налоговые и неналоговые правоотношения;финансовые правоотношения в областях государственного кредита, страхования,банковской деятельности; правоотношения, возникающие при осуществлениигосударственных расходов; финансовые правоотношения в области денежногообращения и расчетов; валютные правоотношения.
Отличие финансовых правоотношений от других видовправоотношений состоит в следующем:
·          возникаютв процессе финансовой деятельности государства;
·          однимиз субъектов этих правоотношений должен быть соответствующий органгосударственной власти;
·          возникаютпо поводу денег — платежа в доход государства, государственного расхода ит. д.
Эти отличительные черты, рассматриваемые в ихединстве, придают финансовым правоотношениям характер государственно-властныхимущественных (денежных) правоотношений, выделяют финансовые правоотношения издругих видов правоотношений. Например, административные штрафы хотя и являютсяденежными, но они не связаны с финансовой деятельностью государства. Поэтомуподобные отношения регулируются нормами административного права.
Методфинансового права — это совокупность юридических приемов и средств, при помощикоторых производится правовое регулирование общественных отношений. По своейсути — это метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектовправоотношений. Такие предписания исходят в основном от финансовых, налоговых икредитных органов, входящих в систему государственных органов и наделенныхсоответствующими полномочиями.
Методфинансового права характеризуется следующими особенностями:
-          однойиз сторон финансовых отношений всегда выступает орган государственной власти;
-          любоеюридическое и физическое лицо обязано выполнить предписание, данное органомгосударственной власти, поскольку оно является односторонне властным;
-          властныепредписания не основываются на отношениях подчинения “по вертикали”.
Основнойметод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписанияодним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от именигосударства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такойметод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но вфинансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также вкруге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своемусодержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей вгосударственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использованиягосударственных денежных фондов и т.п.
Прииспользовании государством для формирования своих ресурсов платежейдобровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства,лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властныхпредписаний. Таким образом, государство ставит условия проведениягосударственных внутренних займов, выпуска государственных казначейскихобязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и являетсяобязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.
Особенностиосновного метода финансового права заметно проявляются в круге государственныхорганов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовыхотношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых,налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношенийне находятся в административной зависимости. Властные предписания, касающиеся финансовойдеятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороныих вышестоящих органов.
Финансово-правовомурегулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. Внастоящее время такие методы получают все более широкое применение. Этообусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местногосамоуправления, предприятий, организаций и учреждений.
Такимобразом, предметом финансового права являются общественные отношения,возникающие в процессе осуществления государством и органами местногосамоуправления финансовой деятельности, то есть деятельности по образованию,распределению и использованию фондов денежных средств.  А метод финансовогоправа — это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которыхпроизводится правовое регулирование этих общественных отношений.
2. Системафинансового права
Финансовое право состоит из множества отдельныхфинансово-правовых норм. Финансово-правовые нормы представляют собой исходныепервичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права[1].Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности,характерные именно для данной отрасли права. Как и любая другая норма права,финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемоегосударством правило поведения участников общественных отношений, выраженное вих юридических правах и обязанностях.
Особенности финансово-правовых нормобусловлены тем, что они, в отличие от норм других отраслей права, регулируютотношения, возникающие в процессе планового образования, распределения ииспользования государством и органами местного самоуправления финансовыхресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.
Это выражается в особенностях:
а) содержания финансово-правовыхнорм;
б) характера установленных в нихпредписаний;
в) мер ответственности за нарушениепредусмотренных правил;
г) способов защиты прав участниковфинансовых отношений.
Финансово-правовые нормы содержатправила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан ипредприятий, формирования и расходования бюджетных средств, создания ираспределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д. Содержаниефинансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный)характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорическойформе и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прави обязанностей участников финансовых отношений.
Совокупность финансово-правовыхнорм выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системыфинансово-правовые нормы группируются в различные институты и более крупныеподразделения (подотрасли, разделы), располагаемые в определённойпоследовательности и взаимной связи. Группировка финансово-правовых нормзависит от особенностей и взаимосвязи регулируемых ими финансовых отношений,т.е. имеет объективную основу.
Следовательно,система финансового права – объективно обусловленное системой общественныхфинансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположениефинансово-правовых норм в определённой последовательности.
Наиболеекрупные подразделения финансового права – части. Оно состоит из дух частей –Общей и Особенной.
К Общей частиотносятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы,правовые нормы и методы финансовой деятельности государства, системугосударственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющихфинансовую деятельность, и разграничение их полномочий в данной области,основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми онивступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другиеподобные им финансово правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовойдеятельности государства и имеют для неё общее значение[2].
Нормы Общейчасти финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная частьсостоит из нескольких разделов, подотраслей, включающих в себя соответствующиефинансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собойсовокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовыхотношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующиеболее узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел илиподотрасль. Основными институтами финансового права являются следующие:бюджетное право, налоговое право, право внебюджетных фондов и др.
В Особеннуючасть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы,регулирующие отношения в области:
а) бюджетнойсистемы;
б)внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
в) финансовгосударственных и муниципальных предприятий;
г)государственных и муниципальных доходов;
д) государственногои муниципального кредита;
е)организации имущественного и личного страхования;
ж)государственных и муниципальных расходов;
з)банковского кредитования;
и) денежногообращения и расчетов;
к) валютногорегулирования.
Такимобразом, в системе финансового права находит отражение финансовая система РФкак объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получилоправовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает составфинансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев.
Научнаяобоснованность системы права построением на основе объективно существующихотношений даёт возможность наиболее правильного применения финансово-правовыхнорм и, следовательно, содействует укреплению законности и выполнениюфинансовым правом своей активной роли.
3.Источники финансового права
Нормыфинансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразныхправовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся актыпредставительных и исполнительных органов государственной власти разныхмасштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые,федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).
В настоящеевремя расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательнымиактами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм.Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разнымсферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственномвнутреннем долге и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировалисьподзаконными актами, актами органов государственного управления
Итак, источники финансового права Российской Федерации – этоправовые акты  представительных и исполнительных органов государственной властии местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Подисточниками финансового права принято понимать способ внешнего выраженияправовых норм.
1. Основным источником финансового правав Российской Федерации является нормативный правовой акт. Он представляет собойрезультат правотворчества органов государственной власти и местногосамоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Кнормативно-правовым актам как источникам финансового права относятся:
а)Конституция Российской Федерации. Многие ее нормы имеют прямуюфинансово-правовую направленность. Это норма ст. 57, устанавливающаяобязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы; норма ч. 3ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, иобщие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаютсяфедеральным законом; норма п. «з» ст. 71, закрепляющая в ведении РоссийскойФедерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фондырегионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственныезаймы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются надобровольной основе; ч. 5 ст. 101, учреждающая Счетную палату для контроля заисполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, чтозаконопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, овыпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательствгосударства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счетфедерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключенияПравительства РФ; ст. 106, закрепляющая, что обязательному рассмотрению вСовете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы повопросам: а) федерального бюджета, б) федеральных налогов и сборов; ч. 1 ст.114, устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает и представляетГосударственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.
б)Финансово-правовые нормы содержатся также в законодательных актах РоссийскойФедерации и субъектов РФ, прежде всего в некоторых федеральных конституционныхзаконах (т.е. тех, которые приняты по вопросам, предусмотренным КонституциейРФ). В их числе — ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 18 ноября 1994г., принятый в соответствии со ст. 101 Конституции РФ и определяющийкомпетенцию и порядок деятельности органа государственного финансовогоконтроля.
Наиболееважное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е.законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный кругобщественных отношений. В 1998 г. принят Налоговый кодекс РФ (часть первая),регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в РоссийскойФедерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности засовершение налогового правонарушения. Кроме того, кодифицированным источникомфинансового права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 17 июля 1998 г. ирегулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов иосуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетовгосударственных внебюджетных фондов, осуществления государственных имуниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципальногодолга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса.
Кзаконодательным актам Российской Федерации относятся и федеральные законы,содержащие финансово-правовые нормы и являющиеся поэтому источниками финансовогоправа. Особое место среди них занимают законы, устанавливающие те или иныеналоги и порядок их взимания. Например, Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость»,Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и др. Все нормы,составляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с темимеются федеральные законы, которые являются источником финансового права неполностью, а лишь в определенной части. Примером может служить ФЗ «О финансовыхосновах местного самоуправления в Российской Федерации», содержащийфинансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципальногобюджета, организацию муниципальных займов и др.
Источникомфинансового права являются и законы субъектов Российской Федерации, содержащиефинансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этогосубъекта в области финансов. Среди них — ежегодно принимаемый закон о бюджетесубъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФимеют законы о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие — законы опорядке предоставления налоговых льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.
в) Срединормативно-правовых актов как источников финансового права выделяются указыПрезидента РФ (ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента РФ в сферефинансово-правового регулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФв сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат порученияорганам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов,определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этихорганов в сфере финансов. Таковы, в частности, указы «О мерах по обеспечениюгосударственного финансового контроля» от 25 июля 1996 г., «О неотложных мерахпо обеспечению финансовой стабилизации в стране» от 16 июля 1998 г, «О мерах поукреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательстваРоссийской Федерации» от 14 мая 1998 г.
г)Постановления Правительства РФ также являются источниками финансового права вслучаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Число постановленийПравительства РФ по вопросам государственных финансов очень велико. Вчастности, это постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращениягосударственных ценных бумаг, устанавливающие ставки таможенных пошлин и т.п.Аналогично федеральному уровню источниками финансового права являются актыорганов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
д) Частоисточником финансового права являются ведомственные нормативно-правовые акты.Основное место среди них занимают инструкции и письма Министерства по налогам исборам РФ, Министерства финансов РФ, а также Государственного таможенногокомитета РФ.
Все ведомственные финансово-правовые акты должныприниматься на основе и во исполнение законов, в соответствии с актамиПрезидента РФ и Правительства РФ. Ведомственные нормативно-правовые акты какисточники финансового права приобретают юридическую силу после ихгосударственной регистрации в Министерстве финансов РФ, осуществленной в соответствиис постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., которым утвержденыПравила подготовки нормативных правовых актов федеральных органовисполнительной власти и их государственной регистрации.
е) Источником финансового права являются и локальныенормативно-правовые акты, содержащие финансово-правовые нормы. В частности,таковыми являются уставы и решения ученых советов государственных высшихучебных заведений, затрагивающие вопросы их финансовой деятельности исодержащие, соответственно, финансово-правовые нормы.
2. Помимо нормативно-правового акта вкачестве источника финансового права в последние годы стал выступатьнормативный договор.  В данном случае в качестве источника финансового прававыступают международные договоры Российской Федерации с другими странами всфере налогообложения. К примеру. Соглашение между Правительством РФ иПравительством Республики Узбекистан от 2 марта 1994 г. «Об избежании двойногоналогообложения доходов и имущества» Соглашение между Правительством РФ и ПравительствомРеспублики Болгария от 8 июня 1983 г. «Об избежании двойного налогообложения вотношении налогов на доходы и имущество».
Признаниемеждународно-правового договора в качестве источника российского права основанона ч, 4 ст. 15 Конституции РФ, которая устанавливает, что «общепризнанныепринципы и нормы международного права и международные договоры РоссийскойФедерации являются составной частью ее правовой системы.
Еслимеждународным договором Российской Федерации установлены иные правила, чемпредусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Всвязи с этим, в науке международные договоры Российской Федерациирассматриваются как часть ее национальной правовой системы. Не случайно ч. 4ст. 15 Конституции РФ конкретизирована в ст. 7 НК РФ применительно кналогообложению.
Помимомеждународных договоров в качестве нормативного договора как источникафинансового права выступают договоры между органами государственной властиРоссийской Федерации и ее субъектами, а также между самими субъектами РФ побюджетным и налоговым вопросам. Например, договор о бюджетных отношениях междуорганами государственной власти Красноярского края и Таймырского автономногоокруга от 2 ноября 1995 г.
3. В качестве источника российскогоправа в последние годы в теории права все чаще признается судебный прецедент­.Судебный прецедент — это правило поведения, сформулированное судом прирассмотрении конкретного дела в судебном решении, имеющее общеобязательноезначение. Судебный прецедент как источник финансового права представлен главнымобразом решениями Конституционного Суда РФ. В настоящее время вынесено более 10решений Конституционного Суда РФ по вопросам, касающимся государственныхфинансов.
Общеобязательностьрешений Конституционного Суда РФ выражается в том, что в соответствии со ст. 79Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном СудеРоссийской Федерации» акты или отдельные положения, признанные КонституционнымСудом РФ неконституционными, утрачивают силу. Таким образом. КонституционныйСуд РФ формулирует для всех обязательное правило не применять эти акты.
Кроме того,Конституционный Суд РФ часто в ходе рассмотрения дела формулирует правилоповедения общего характера, которое ранее не было зафиксировано в каком-либонормативном акте.
Более того,многие из этих правоположений затем находят свое закрепление внормативно-правовых актах. Например, в решении Конституционного Суда РФ по делуо проверке конституционности п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г.«О федеральных органах налоговой полиции» было впервые сформулированоправоположение о том, что бесспорный порядок взыскания штрафов в случаенесогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции являетсяпревышением конституционно допустимого ограничения права собственности,поскольку никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решениюсуда. Это правоположение было воспринято законодателем и закреплено в ст. 104Налогового кодекса РФ.
Список использованнойлитературы
Нормативные акты
1.  «КонституцияРоссийской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //«Российская газета», № 237, 25.12.1993
2. Бюджетныйкодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ  (с изменениями, вступившимив силу с 1 января 2005 года)  // Правоваясправочно-информационная система “Консультант Плюс”
3. Налоговыйкодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ //«Российская газета» от 6 августа 1998 г.
Литература
4.  Апель А. Основы финансовогоправа – краткий курс лекций, СПб, 2003г.
5.  Додонов В.Н. и др. Финансовоеи банковское право: Словарь –справочник -М., 1997
6.  Карасева М.В. Финансовоеправо. Общая часть. М., 1999.
7.  Сенчагогов В.К. Финансы,денежное обращение и кредит. Проспект. М. 2004.
8.  Соколова О.В. Финансы,деньги, кредит. ЮРИСТЬ. М. 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мировая валютно-финансовая система структура, механизм функционирования и тенденция развития
Реферат Управление культурными ландшафтами и иными объектамиисторико-культурного наследия в национальных парках
Реферат Концептуальные основы антропосоциогенеза
Реферат The Effects Of Colonialism In Things Fall
Реферат Спортивна гімнастика
Реферат Правовая политика времен Столыпина
Реферат Emerson Essay Research Paper As a family
Реферат Миф как явление в культуре
Реферат Учение Аристотеля 3
Реферат «Закладка и уход за плодовым садом»
Реферат Электромагнитный расчет
Реферат Особенности англосаксонской системы государственного управления
Реферат Две разновидности интертекста в романе В. Орлова "Альтист Данилов"
Реферат Проектирование и изготовление моделей кораблей
Реферат Три поколения композиторов-романтиков и их отношение к синтетическим жанрам