АГРЕССИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Агрессияпредставляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущербадругому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения.Данное определение позволяет уточнить ряд параметров, характеризующих агрессиюкак поведенческое проявление: это всегда целенаправленное, умышленное действие,нацеленное именно на причинение вреда. Агрессия прямо или косвеннонаправлена на живые объекты, и вред в конечном счете наносится именноим. Жертвы агрессии пассивно или активно противодействуют агрессору.На современном этапе агрессию рассматривают с различных позиций:
- теорияинстинкта предполагает агрессивное поведение как неотъемлемое свойство всехживых существ, реализующееся в борьбе за жизнь;
- теорияпобуждения подразумевает, что для осуществления агрессивного поведениянеобходим внешний стимул;
- теориясмещенной агрессии утверждает, что для реализации агрессии выбирается заведомобезобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии, проецируяее вовне: например, если вас обидит сильный, то значительно прощеотыграться на тех, кто слабее вас, чем вступать с ним в борьбу;
- когнитивная(познавательная) теория предполагает наличие своего родакогнитивно-аффективного маховика. В этом случае характер интерпретациичеловеком чьих-либо действий оказывает решающее влияние на его эмоциии поведение. В свою очередь, негативные аффективные реакции ведутк смещению познавательных процессов. Например, если вы сочтете, чтоколлега умышленно обрызгал вашу блузку чернилами, это возмутит васи вы будете впредь настороженно относиться ко всем егодействиям, возможно, что тогда вы заметите немало провоцирующегов его поведении и, не желая оставаться в долгу, тоже совершитеагрессивный поступок;
- теориясоциального научения рассматривает агрессивное поведение как совокупность ранееусвоенных моделей поведения. Например, в раннем детстве ребенокв песочнице усваивает, что в драке со сверстниками куда легчедобиться соблюдения своих прав, а то и навязать им своиправила игры. Подросток после просмотра фильма о войне обращает внимание,что нарочито грубый тон офицера, раздающего приказания, помог решить важнуюбоевую задачу. Теории социального научения рассматривают агрессивное поведениекак реакцию на соответствующую социальную обстановку. Теорияподразумевает, что изменение социальных условий автоматически меняети характер агрессивного поведения, возможно устраняя его целиком.
Принятосчитать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых.Чаще всего это объясняют необходимостью самоутверждения. Например, статистикаподростковой преступности насчитывает ежегодно более тысячи убийств, несколькосот изнасилований, десятки тысяч телесных повреждений и другихправонарушений с очевидным агрессивным подтекстом. Более того,за последние десять лет все отчетливее обнаруживается рост именноагрессивных преступлений, совершенных несовершеннолетними подростками, притомчто общее число правонарушений, совершенных подростками, в последние годыимеет тенденцию к снижению.
Большинствоисследователей сделало следующие выводы:
- подростковаяагрессия имеет непосредственные корни в самом ближайшем окруженииподростка (например, в школе);
- наиболееагрессивны те подростки, за поведением которых никто не следит,которые предоставлены сами себе (испытывают дефицит внимания), и те,которые подвергаются суровым наказаниям;
— агрессивное поведение во многом определяется непосредственным окружениемподростка: друзьями, учителями, СМИ;
- детиучатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением сверстников, так какповедение взрослых для них менее значимо; наиболее агрессивные дети отвергаютсябольшинством в своей группе, поэтому они находят друзей среди агрессивныхсверстников. На этой основе формируются молодежные группыс выраженным асоциальным поведением: однажды отвергнутые, но сильные,они готовы бросить вызов всему обществу;
— агрессивное поведение подростков, как правило, сопровождает слабое развитиесоциальных и когнитивных навыков; при ликвидации социальногои когнитивного разрыва со сверстниками агрессивность поведенияснижается. Это же происходит и у лиц с пограничными формамиумственной отсталости, которые резко отличаются от сверстниковв школьные годы, но по достижении 18—22 лет приобретают профессию,вступают в брак, приобретают социальные навыки и могут нормальносуществовать в обществе;
— агрессивное поведение в подростковом возрасте имеет различное продолжениев зрелости: социально обусловленные формы агрессии обычно убывают,в то время как биологически обусловленная агрессия возрастает.
/>ГЕНДЕРНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСНОВЫАГРЕССИИ
Термин«гендерный» находит все более широкое распространение и обозначаетразличные социальные аспекты межполовых отличий. Ученые, занимающиесягендерными исследованиями, изучают особенности социальных ролей мужчини женщин. Говоря об особенностях агрессивных проявлений подростков,мы должны помнить, что у мальчиков и девочек они специфическиокрашены в соответствии с половой принадлежностью. Задачапедагога — вовремя заметить агрессивные проявления в характереученика. Агрессивность мальчиков и девочек старшего школьного возрастанесколько отличается по своим корневым основам. Как правило, эти основытакие же, как и у взрослых представителей определенного пола.
Мальчики-подросткииспытывают агрессию в таких межличностных отношениях, как учеба, спорт,личная угроза, ситуация алкогольного опьянения. Девочки более бурно реагируютна интрапсихические события (недооценивание внешних или духовных данных,неблагодарность, психологическое ущемление). Их гнев зачастую определяетсякачеством межличностных отношений, в результате чего и возникаетнеконтролируемая ситуация.
Физическоесамовосприятие мальчиков-подростков обостреннее, им трудно «завуалировать»видимые физические недостатки, которые могут быть причиной агрессивности.
Агрессиячасто возникает из-за слабости самоконтроля и имеет способностьфиксироваться в сознании как наиболее легкий путь разрешения трудныхситуаций.
У агрессивногочеловека, как правило, плохое настроение, он насторожен, беспокоен,постоянно готовится к нападению либо находится в бесконечной обороне.И то и другое отнимает время и силы. Агрессивные люди менееуспешны, а их успехи, достигнутые агрессивным путем, непрочны.
В силувозрастной слабости нервных процессов у детей и подростков иногдабывает непросто отличить познавательную и исследовательскую активностьребенка от агрессивности. Чтобы не ошибиться, стоит понаблюдатьза развитием процесса. Познавательный и творческий процессыпродуктивны, агрессия разрушительна. Если ребенок ломает игрушку для того,чтобы изучить ее устройство или создать из частей новую, к этомупроцессу нужно относиться положительно, если разрушение — это просто выходскопившихся отрицательных эмоций, то можно говорить об агрессиии принимать иные меры.
Дракамежду двумя подростками может разгореться по самым разным причинам.В том числе и из-за девушки. Можно ли в данном случаеоднозначно относиться к этому весьма агрессивному действию? Видимо, нет.А вот драка «стенка на стенку» — явление опасное. Необходимтщательный анализ происходящих в подростковой среде процессов.
Трудностьработы педагога по профилактике и коррекции агрессивного поведениязаключается еще и в том, что отсутствуют возрастные социальные нормыдетской и подростковой агрессии. Каждый случай требует индивидуальногоподхода.
/>АУТОАГРЕССИЯ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ПРОБЛЕМАПОДРОСТКОВ
С точкизрения современных психологических теорий, аутоагрессивное поведение являетсяпроекцией агрессии на собственную личность. Аутоагрессия проявляетсяв различных формах, в частности — в форме самоуничтожающегоповедения (пьянство и алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение,раскованное сексуальное поведение, рискованные виды спорта, провоцирующееповедение) и в форме самоповреждения и суицидального поведения.Вредные привычки могут рассматриваться и как причина, и как следствиесоциальной дезадаптации подростков, ведущие к различным формамаутоагрессивного поведения.
Пьянствои алкоголизм. К числу вредных привычек (пагубных пристрастий) принятоотносить в первую очередь употребление наркотических веществ, алкогольныхнапитков и табакокурение.
О разрушительномдействии алкоголя было известно науке еще в начале XX в. Об этомсвидетельствует и постановление съезда русских врачей в 1915 г.,в котором отмечалось, что у человека нет ни одного органа,на который алкоголь не оказывал бы разрушительного действия.
Особенносильно от употребления алкоголя страдает центральная нервная система,головной мозг. В настоящее время наука располагает достоверными данными,свидетельствующими о том, что злоупотребление спиртными напитками приводитк уменьшению объема мозга, сморщиванию и разрушению нервных клеток,нарушениям процессов внутриклеточного обмена и психики человека, появлениюалкогольной зависимости.
Современноеразвитие технологий производства дешевых крепких напитков способствуетмассовому формированию алкогольных привычек в различных возрастных группахнаселения. Особенно опасно такое пристрастие к алкоголю для здоровьямолодых людей, подростков, так как алкоголь обладает ярко выраженнойтоксичностью. Широкое распространение алкоголизма требует правильного пониманияэтого явления.
Алкоголизм — это коварнаяболезнь, которую необходимо лечить. Начинается она с пьянства —привычки употребления спиртных напитков в небольших дозах, затем возникаетвлечение к алкоголю — и человек вступает на путьалкоголизма.
Механизмэтой болезни раскрыт в результате многолетних исследованийученых-физиологов. В головном мозге обнаружены центры положительных эмоцийи определенные вещества, которые, попадая в организм, активизируютдеятельность их клеток. К таким веществам относится и алкоголь.Попадая в головной мозг и влияя на обмен веществ в нервныхклетках, он на первых порах снижает нервное напряжение, способствуетдо некоторой степени подавлению чувства тревоги и страха,активизирует положительные эмоции.
Центрыположительных эмоций, на которые действует алкоголь, расположеныв промежуточном отделе головного мозга — гипоталамусе.Он невелик по размерам, но жизненно важен, так как являетсявысшим центром регуляции функций вегетативной нервной системы организма.Поэтому возбуждение центров гипоталамуса (питания, жажды, голода, половойи других потребностей организма) лежит в основе множества мотивацийпоступков человека.
Алкоголизмв юношеском возрасте формируется значительно быстрее, чем у взрослых.Чем моложе человек, тем в более короткие сроки формируется этозаболевание. Страшно и опасно оно потому, что алкоголь разрушаетне только физическое здоровье человека, но и психическую сферу,его интеллектуальные возможности.
Характернымисимптомами алкоголизма являются на поведенческом уровне: влечениек алкоголю, психическое возбуждение, страхи, неумение сосредоточиться,потеря памяти, нарушение функций жизненно важных органов, а такженемотивированная и спонтанная агрессия.
Действиеалкоголя на нервную систему, головной мозг происходит стадийно, поэтомучеловек и испытывает в период опьянения различные ощущения.
Перваястадия — это состояние возбуждения (говорливость, жестикуляция, приливтепла и сил). Она характеризуется высокой концентрацией алкоголяв клетках головного мозга. Ее продолжительность зависитот состояния организма, его здоровья.
Втораястадия — состояние общей расторможенности функций мозга. На этойстадии в клетках головного мозга увеличивается концентрация продуктовраспада алкоголя — ацетальдегида, наиболее ядовитого вещества, угнетающегодеятельность коры головного мозга, убивающего его клетки. Поэтому даже малыедозы алкоголя, которые могут показаться вполне безобидными, угнетают клеткимозга, заметно изменяют биотоки мозга, что делает человека раздражительным,утомленным, не способным контролировать свои действия.
Дажепри умеренном, но постоянном употреблении спиртных напитков мозг молодогочеловека может иметь целые «склады» мертвых клеток. Его объемуменьшается — вот в чем причина резкого изменения сложных психическихпроцессов, падения интеллектуального уровня.
Подвлиянием алкоголя изменяется синтез многих белков в ткани головного мозга,и прежде всего тех, что отвечают за память. Кроме того, уменьшаетсядоставка к мозгу соединений, дающих энергию нервным клеткам.
Дети,которые были подвержены влиянию алкоголя, отстают в развитии, отличаютсянеусидчивостью, вялостью, быстро утомляются, страдают головными болями,заиканием, недержанием мочи (энурезом). Эти дети неуравновешенныв общении, капризны, жестоки и составляют группу рискав отношении формирования агрессивных форм поведения.
Установлено,что курение и употребление алкоголя в подростковом возрасте создаютнаиболее благоприятный фон для различных видов наркомании и токсикомании.При этом довольно быстро исчезают границы между пьянством, токсикоманиейи наркоманией, так как все средства данного ряда (побуждающиек возникновению привыкания, зависимости) относятся к наркотическимядам, действие которых приводит к пагубной, плохо поддающейся лечениюболезни.
В настоящеевремя широкое распространение и возрастное омоложение различных видов ПАВвызывает тревогу и озабоченность в отношении физического и психическогоздоровья молодого поколения, его будущего потомства.СОЦИАЛЬНЫЕПОСЛЕДСТВИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Социальные потрясения,переживаемые обществом в целом, в первую очередь находят свое отражение вмолодежной среде, причем, в гипертрофированном виде. Это обусловлено рядомпричин, связанных со спецификой возраста: существенными морфо-функцио-нальнымиизменениями периода полового созревания, трудностями социализации, отсутствиемжизненного опыта, неустоявшимся мировоззрением, юношеским максимализмом.
Поэтому негативныеявления, происходящие в обществе, социальные пороки, в том числе и неумеренноепотребление алкогольных напитков, являются в значительной степени проблемоймолодежной. Современное состояние общества как никогда способствует массовомураспространению социальных пороков, врастанию их в наш быт, в нашемировоззрение.
Отмечаемое, в частности,специалистами постоянное увеличение уровня потребления, снижение возрастаприобщения, массовое распространение среди молодежи и подростков, связаныпрежде всего с охватившим страну кризисом в идеологической, духовной,экономической и других сферах общественной жизни, который привел к разрушениюсуществующих идеалов, стереотипов поведения, не дав ничего взамен. Существенноевлияние оказывают и сложившиеся за последние годы социально-экономическиеусловия жизни общества: резкое падение жизненного уровня населения, небывалое инепривычное для нас расслоение на бедных и богатых, тотальная криминализация,неуверенность в завтрашнем дне, угроза оказаться участником военных действий,обесценивание человеческой жизни, отсутствие социальных гарантий и социальнойзащищенности.
Следует отметить также,что одной из существенных причин неблагополучия в молодежной среде являетсяослабление или отсутствие гигиенической работы, гигиенического воспитания иобучения в учебных заведениях, неорганизованные досуг и летние каникулы и т.д.
Все это сказываетсякрайне неблагоприятно и способствует формированию у значительной части молодежиразличных форм антисоциального поведения, в том числе и неумеренногопотребления алкогольных напитков.
С помощью разработанной имногократно апробированной методики, в соответствии с программой мониторинганаркологической ситуации в подростковой и молодежной среде, регулярно в течениепочти 10 лет проводятся исследования учащихся средних и средних специальныхучебных заведений, а также подростков, нигде не обучающихся и не работающих.
Многолетняя практикаисследования закономерностей и тенденций формирования у подростков и молодежиотношения к психоактивным веществам позволяет сделать вывод о том, что наиболеехарактерную картину приобщения можно проследить при изучении отношения кпсихоактивным веществам учащихся системы профтехобразования [10].
Это связано с тем, чтоздесь, как правило, учатся дети из неблагополучных, неполных семей, детипедагогически «запущенные» (по разным причинам), нередко с задержкойразвития. От многих из них школа отступилась в силу нежелания или неспособностиосваивать ими школьную программу. Кроме того, играет роль появление новыхстрессовых ситуаций, таких как изменение социального окружения, присоединение кучебной нагрузке производственной деятельности и, как следствие, изменениепривычного режима труда и учебы, и отдыха, ослабление семейного контроля. Помере освоения профессии у подростков начинают появляться собственные заработки(стипендия, оплата во время производственной практики и т.д.), которыми можнораспорядиться по своему усмотрению.
Все эти внешние измененияпроисходят на фоне внутренних изменений, свойственных периоду половогосозревания, который справедливо считается одним из наиболее критических в жизничеловека. Такие изменения провоцируют начало приобщения к психоактивнымвеществам и делают учащихся СПТУ объектом внимания исследователей.
Представляют интерес ишкольники – учащиеся средних и старших классов – ровесники учащихся СПТУ. Онисоставляют довольно многочисленный категорию молодежи. Так, в Москве обучаетсяодновременно порядка 250 тыс. старшеклассников (в системе СПТУ – около 114тысяч).
Эти подростки с разнойстепенью успешности осваивают сложную программу современного образования.Большинство их свои дальнейшие жизненные планы связывают с продолжениемобразования. Так, анализ профессиональных планов учеников показал, что 75% изних собираются приобрести профессии, связанные с получением высшего образования(18% – экономисты, 12% – врачи, 24% – сфера искусства, 9% – деньги и т.д.),остальные 25% хотят работать в милиции, охране, сфере обслуживания. Заметноследование моде: желание стать визажистами, дизайнерами,секретарями-референтами, топ-моделями и т.д. – встречается довольно часто. Этипланы выглядят поверхностно, также как и, например, желаниемальчика-выпускника, потребляющего анашу, стать летчиком или девочки-выпускницыстать балериной (известно, что этой профессии обучаются с 10 лет в специальныхучебных заведениях).
Чем меньше возраст, темпрофессиональные планы более расплывчаты, однако, уровень профессиональныхпритязаний достаточно высокий и соответствует духу времени и деятельностисредств массовой информации.
В качестве объектаизучения систематически обследуются подростки, обучающиеся различнымстроительным специальностям, автослесарному делу и некоторым другим массовымрабочим профессиям. На каждом этапе предусматривается обследование до 1000человек в возрасте от 14 до 17 лет. Использованы и данные обследованияшкольников – их ровесников, а также еще одной группы – подростков, которые невписываются в систему общего среднего и среднего специального образования (школыот них отказались, в СПТУ по различным причинам не попали). Как правило, этодети педагогически запущенные, с задержкой развития, нередко с отклоняющимсяповедением, пренебрежительным отношением к своим обязанностям, плохойуспеваемостью. Эта группа интересна тем, что в ней наиболее ярко выраженынеблагоприятные тенденции подростковой среды. Ее можно обозначить как«группу риска».
Параллельно собследованием учащихся системы среднего профессионально-техническогообразования, были обследованы школьники 7-11 классов различных районов г.Москвы в количестве более 1000 чел. (мальчиков и девочек). Включение вобследование школьников средних классов было вызвано тем, что возраст с 11 до14 лет в литературе чаще всего встречается под названием пубертатный, подростковыйили средний школьный. Он считается одним из самых сложных в жизни человека. Вэто время происходит резкий скачок роста всех органов, развития системорганизма на фоне активизации гормональной деятельности. Завершается этотпроцесс наступлением половой зрелости. Соматическая перестройка сопровождаетсяперестройкой психики.
Если в младшем школьномвозрасте ребенок действовал по непосредственному указанию взрослых, то теперьдля него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственныевзгляды и убеждения. Появляется потребность в автономии, повышается критическаяоценка наставлений взрослых, происходит ослабление контактов с учителями,поиски своего «Я».
Стремление быть взрослымпроявляется в подражании поведению взрослых. Это подражание может быть нетолько общественно положительным, но и общественно отрицательным, и выражатьсяимитацией поведения взрослых в общественно-отрицательном смысле – в курении,употреблении алкогольных напитков, одурманивающих веществ, правонарушениях и т.д.Установлено, что уровень и характер потребления алкогольных напитков висследуемых группах несколько различается. Весь массив полученных данныхделился на группы: группу не потребляющих алкогольные напитки, и группупотребляющих. Последние, в свою очередь, состояла из потребляющих эпизодически,умеренно и систематически. (Табл. 1).
Таблица 1.
Потребление алкогольныхнапитков подростками – мальчиками (в %) Не потребляющие Потребляющие эпизодически умеренно систематически Всего
Школьники
Учащиеся СПТУ
«Группа риска»
42,01
16,87
12,77
32,16
27,19
14,15
16,96
17,81
34,04
8,87
38,13
39,04
57,99
83,13
87,23
Таким образом,потребление алкогольных напитков среди мальчиков – подростков распространено.Меньше всего потребляют школьники, значительно больше – учащиеся СПТУ, и ещебольше – «дети улицы» («группа риска»). Та же зависимостьсохраняется и в группе систематически потребляющих (1 раз и более в неделю).Среди школьников их относительно меньше (8,87%) и очень много в двух других группах(38,13% и 39,04%). Зато среди школьников больше потребляющих алкогольныенапитки эпизодически.
У девочек (Табл. 2)уровень потребления несколько выше, но в основном за счет преобладанияэпизодического потребления.
Таблица 2
Потребление алкогольныхнапитков подростками – девочками (в %) 4е потребляющие Потребляющие эпизодически умеренно систематически Всего
Школьники
Учащиеся СПТУ
«Группа риска»
32,83
16,13
7,14
53,64
58,06
35,76
13,53
25,84
32,14
25,00
67,17
83,87
92,86
Таблица 3
Возрастная динамикаподростков, не употребляющих алкогольВозраст (лет Мальчики
Девочки
47,06
33,30
32,56
26,47
16,78
25,58
19,63
4,00
17,65
4,76 17,65 0
Интересно отметить, что вгруппе эпизодически потребляющих подростков обоего пола, приобщение происходилопреимущественно в кругу семьи, на семейных праздниках. Первую рюмку они, какправило, получили из рук родителей или родственников. Систематическипотребляющие алкоголь подростки чаще всего приобщились вне дома, в компаниисверстников или старших товарищей.
Обследование подростков вдругих городах показало также высокий уровень потребления. Причем в Москве иВладивостоке уровень потребления среди девушек выше, чем среди юношей. В другихгородах, таких как Архангельск, Ярославль, Ижевск картина противоположная.Согласно исследованиям Скворцовой Е.С. и Кутиной Л.С. уровень алкоголизациисреди мальчиков выпускников общеобразовательных школ составляет 72– 92%.Наибольший размах отмечен в промышленных центрах – в Волгограде (97,7%), в Кемерово(89,9%), Северном Кавказе (Ставрополь, Краснодар), Восточной и Западной Сибири(Иркутск, Томск). Москва также вошла в пятерку «лидеров» пораспространенности употребления алкогольных напитков среди мальчиков.Наименьшие показатели по России отмечены в Центральном и Уральском регионах, атакже в Кирове, Липецке.
Анализ возрастнойдинамики потребления показал, что количество подростков, не потребляющихалкогольные напитки, с возрастом постепенно уменьшается. Это особенно заметно удевочек. У них изначально количество непьющих меньше, чем у мальчиков, и к18-ти годам непьющих нет вовсе. (Табл. 3).
Однако наполнение группыпотребляющих у них идет за счет группы эпизодического потребления.
В качестве причинупотребления алкогольных напитков подростки указывают следующие: желание усилитьхорошее настроение – 35,34%, облегчить общение с противоположным полом –29,32%, улучшить плохое настроение – 27, 82%, «просто так» – 22,93%.Обращает на себя внимание значительное количество подростков, в качестве однойиз причин указывающих желание усилить хорошее настроение – 35,34% в группеупотребляющих и 48,36% в группе употребляющих систематически. Девочки этойгруппы назвали следующие причины: «просто так» – 46,15%, дляулучшения плохого настроения – 30,77%, для усиления хорошего настроения – 11,54%,в силу традиций – 11,54%, для облегчения общения с противоположным полом –11,54% (сумма процентов может превышать 100, так как при опросе можно былоуказать на несколько причин).
В группе пьющихсистематически мальчиков в качестве основных причин указывались следующие: дляусиления хорошего настроения – 48,36%, для общения с противоположным полом –39,34%, для улучшения плохого настроения – 35,25%.
У подростков,употребляющих алкогольные напитки умеренно, отмечается существенноепреобладание причин, свидетельствующих о конформности поведения, желании бытькак все..
В группе подростков,употребляющих алкогольные напитки, предпочтительными видами досуга являютсяпрогулки с друзьями по улице 59,02%, встречи с девушкой – 34,96%,«тусовки» — 28,57%.
В группе пьющихсистематически 59,84% подростков предпочитают гулять по улице, 42,62% –встречаться с девушкой, ходить на «тусовки» – 36,07%. У девушек,употребляющих алкогольные напитки – прогулки с друзьями по улице – 57,69%,встречи с юношей – 42,31%, посещение кино, театров – 34,62%, помощь дома похозяйству – 26,92%.
При анализе видов досугаобращает на себя внимание тот факт, что непьющие подростки предпочитают видыдосуга, в какой-то мере способствующие удовлетворению познавательных интересов(посещение кино, театров, выставок), развитию физических возможностей (занятияв спортивных секциях), больше времени посвящают дому, семье (помощь похозяйству, выгул собак).
Для пьющих подростковнаиболее характерны праздные и бездеятельные виды досуга: «тусовки»,прогулки с друзьями по улицам. Значительное место занимают встречи спротивоположным полом. Алкоголь в этих случаях используется как средство,облегчающее контакты и способствующее ослаблению социальных запретов.
Характерно, чтоподростки, употребляющие спиртные напитки, значительно более тяготеют ксовременным музыкальным ритмам, посещая активнее дискотеки, вечера и концертысовременной музыки. Такой комплекс развлечений характерен для потребителейсовременной массовой культуры.
В работес подростковой аудиторией педагогу и психологу всегда приходитсяучитывать особенности агрессии у подростков.
Работапедагога по преодолению подростковой агрессии. Большинствопедагогов сталкиваются с проявлениями подростковой агрессии ежедневно.Некоторые педагоги отрицают существование проблемы либо в целом, либов тех подростковых коллективах, с которыми им приходитсяработать. Существует несколько типичных заблуждений в отношенииподростковой агрессии:
1. Подростковаяагрессия неизбежна.
Агрессияприсуща человеку как биологическому объекту, однако следует помнить, чтов социально неблагополучных условиях она приобретает совершенно инойхарактер и более сложные формы, поэтому отрекаться от профилактикиподростковой агрессии нелепо.
2. Подростковаяагрессия — следствие психической патологии.
Этодалеко не всегда так, как правило, подростковая агрессия следствиемпсихических расстройств не является. Исследования показали, что наиболееопасные формы (насилие, убийства, терроризм) подростковая агрессия принимаетв качестве извращенных реакций адаптации в среде.
Механизмразвития аномальных адаптационных реакций можно представить в видеследующей схемы: совокупность психотравмирующих факторов />напряжение адаптационныхресурсов />прорыв барьера психическойадаптации (термин предложен Ю. А. Александровским) />дистресс />смещениекомпенсаторных механизмов из «социальной» в «витальную, жизненную» плоскость />аномальноереагирование, направленное на уничтожение травмирующего фактора.
3. В нашейшколе (нашем классе, отряде) этой проблемы не существует. У нас детидружные!
Увы,но даже самые благополучные коллективы не могут избежатьмежличностных конфликтов, в рамках которых формируется иерархияорганизованной группы. В такой группе всегда появляются лидерыи аутсайдеры, первые стремятся удержать свое положение, вторые —исправить свое. Как правило, бóльшая часть коллектива (что, кстати,и есть показатель дружного класса или отряда) следует за лидерами,в результате чего аутсайдеры оказываются в изоляции. Это являетсяпсихотравмирующим фактором, провоцирующим их агрессивное поведение.В роли аутсайдеров неизбежно оказываются новички, дети с нарушениемразвития и дети-инвалиды, дети из неблагополучных семей.
4. Проблемадетской агрессии — проблема родителей, это недостаток воспитания.
Конечно,есть разные семьи, но, как правило, факторов, провоцирующих агрессивноеповедение, в рамках семьи меньше, чем внутри подросткового сообщества.Многие родители удивляются, читая в дневниках записи о поведениисвоих детей в школе, поскольку в домашних условиях они никогда таксебя не ведут.
5. Подростковаяагрессия — результат дурного влияния СМИ, следствие подражания агрессивнымперсонажам фильмов и книг.
Этоотчасти верно, но далеко не всегда подтверждается масштабнымиисследованиями. Опыт показывает, что, например, после просмотра боевика шансыподростка совершить акт агрессии действительно выше, чем у егосверстников, но через 2—3 ч готовность к агрессиисравнивается со средними возрастными показателями.
Хотелось бы,чтобы педагоги, поставившие перед собой задачу предупреждения подростковойагрессии, не оказались в плену у вышеперечисленных мифов.
Подростковаяагрессия и родители. Большинство родителей сталкиваются с проблемой агрессиив подростковой среде тогда, когда их дети оказываются в ролижертв. Если же ребенок удачно избегает неблагоприятных ситуаций либо самведет себя агрессивно в отношении сверстников вне семьи, проблема минуетих внимание или, по крайней мере, не находится в егофокусе.
Частородители косвенно одобряют поведение своих детей, когда те проявляютагрессию по отношению к сверстникам: советуют «давать сдачи»обидчику, отстаивать свои права и, «если надо — драться», провоцируютнедоверие к детям из неблагополучных семей («с нимине дружи, у них родители — алкоголики») и нередкомежнациональную рознь.
Формальноосуждая агрессивное поведение, они, однако, делают естественное исключение длясобственного ребенка. Велико бывает их удивление, когда ребенок, достигнувподросткового возраста и вступив в естественную ситуацию сменыреферентной группы (мнение родителей и педагогов теперь становится менеевеско, чем мнение подросткового коллектива), воспроизводит в своихотношениях внутри семьи давно выработанные стереотипы агрессивного поведения.
Задачапедагога в данном случае — быть наставником и советчиком дляродителей. Однако при этой ситуации педагог должен иметь высокую компетентностьи авторитет. Родителей нужно ознакомить с основными аспектамипроблемы. Их тревоги по поводу поведения ребенка должны получитьсо стороны педагога грамотную психологическую трактовку.
В большинствеслучаев с родителями рекомендуется проводить специальные семинары(не реже раза в месяц) и индивидуальные встречи (по крайнеймере раз в неделю). Чаще всего для проведения групповых занятийв рамках родительских собраний рекомендуется приглашать специалистов(врачей, психологов), которые консультируют детей в данной школе, классе.Однако индивидуальные беседы с родителями должен проводить сам педагог.В ряде случаев можно сократить беседу и до непродолжительноготелефонного разговора, но главное — поддерживать с родителямипостоянный контакт.
Необходимо убедитьродителей, что, в случае если они не в состоянии самостоятельнокорректировать приступы подростковой агрессии у своего ребенка, стоитпроконсультироваться со специалистами, которые могут оказатьим индивидуальную помощь или весьма результативно вмешаться в жизньцелого коллектива.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сказать, что укаждого из нас в характере присутствует агрессивность. У кого-то она имеетоборонительные, доброкачественные формы, у кого-то, возможно, уже перешла и вдеструктивную, злокачественную область.
Почему алкогользаставляет некоторых пьющих вести себя агрессивно?
Каждый, выпивающийнесколько рюмок спиртного перед едой, знает, какое возбуждающее действие этооказывает. Изменяется восприятие реальной жизни, изменяется поведение. У однихалкоголь усиливает агрессию, у других ослабляет. Конечно, любое пьянствоповышает шансы быть втянутым во враждебные взаимоотношения. Известно, что 80 %лиц, совершающих преступления с применением насилия, в этот момент находилисьпод влиянием алкоголя. Научные исследования показали, что незначительные, малыедозы спиртного сдерживают агрессию, в то время как большие дозы способствуютосуществлению агрессивных выходок. Правда, это происходит не всегда, для этогонужно еще и провоцировать потенциального агрессора.
На самом деле, какустановили ученые, не сам алкоголь является «агрессором», но онявляется той резонансной настройкой агрессии, корни которой находятся у самогопьющего. Когда человек трезвый, он может включать другие механизмы общения соппонентом (интеллект, опыт, анализ), а в пьяном состоянии эти каналызаторможены, а то и блокируются вовсе. Главный же побудительный мотив каждого человека– его самозащита остается на страже. Наличие угрозы, даже кажущейся, включаетэтот механизм самозащиты, т.е. агрессию. Но как бы это ни было, человекупредоставляется возможность как существу разумному предотвращать появлениеагрессии и контролировать её. Надеюсь, что человечество сможет для себя сделатьопределенные выводы и обратить свою страсть к алкоголю и агрессию в нужное длясоциума русло.