Реферат по предмету "Финансы"


Характеристика расходов бюджетов и особенности бюджетного финансирования

--PAGE_BREAK--
2.АНАЛИЗ ДИНАМИКИ  РАСХОДОВ  БЮДЖЕТА РФ.

          Одной из основных задач государства является создание и поддержание благоприятного делового климата за счет эффективного регулирования, создания соответствующих условий развития экономики, а также защиты и поддержки отечественных производителей.

          После десяти лет динамичного экономического роста Россия сталкивается с серьёзнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит к падению  производства, росту безработицы, снижению доходов населению. Его воздействие на Россию имеет свою специфику. Это связано с накопленными деформациями структуры экономики, высокой зависимости от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособностью  несырьевых секторов экономики,   неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые.

    С сентября 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство РФ и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. Утверждённый план действий направлен на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики.[14]

2.1 Анализ расходной части федерального бюджета РФ.

Государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства.

       Согласно оценкам, за 2007 год добыча полезных ископаемых увеличилась на 2,2%, и этот рост был обусловлен как благоприятной внешней конъюктурой, так и повышение внутреннего спроса. Несмотря на это в последние годы наметилось устойчивое сокращение темпов прироста добычи. Для сохранения рентабельности добычи полезных ископаемых необходимо постоянное пополнение минерально-сырьевой базы за счёт вновь разведанных месторождений. На эти цели только в федеральном бюджете 2007 года было предусмотрено 18, 1 млрд.руб.

           Сегодняшние темпы роста потребления электроэнергии заметно превышают предусмотренные Энергетической стратегией России на период до 2020 года. Это в значительной мере обусловлено ростом промышленного производства и потребления электроэнергии населением крупных городов. Для того чтобы не допустить  сдерживание экономического роста за счет дефицита энергопотребления, следует ощутимо увеличить генерирующие мощности электростанций. При решении этой проблемы большие надежды возлагаются на атомную энергетику. На эти цели в 2007году выделено 18 млрд. руб.

        В программе антикризисных мер Правительства РФ в 2009 году государством будет расширена поддержка инновационных проектов направленных на повышение ресурсо- и энергоэффективности. Наличие программы использования энергосберегающих технологий и инновационного развития станет условием предоставления государственной помощи предприятиям. Сохраняется приоритет государственных расходов на развитие высокотехнологичных отраслей, в том числе атомную энергетику, электронную  и радиоэлектронную промышленность.

       Развитие российской экономики невозможно без создания эффективной транспортной системы. С  учётом сложившейся ситуации необходимы ускоренная модернизация  и разветвлённость транспортной системы. Именно по этому бюджетные расходы на эти цели увеличиваются. В 2007 году на развитие транспортной системы из федерального бюджета было выделено 181,6 млрд. руб. большая часть этих средств направляется на развитие автомобильного транспорта: формирование федеральной сети автодорог, снижение их перегрузки, сокращение доли дорог, не соответствующих нормативным требованиям. В 2008 году бюджетные ассигнования на транспортный комплекс, развитие транспортной инфраструктуры и автомобильные дороги было выделено 295 млрд. руб., в 2009 году -560млрд.руб.

     В бюджете, помимо расходов на дороги федерального значения, предусмотрены расходы на развитие дорожной сети внутри крупных городов. В 2007 году из федерального бюджета было потрачено 35 млрд. руб. на субсидии, связанные со строительством других дорог, бюджетам других уровней.

     В бюджете предусмотрены ассигнования на модернизацию парка воздушных судов с целью приведения их в соответствие международным стандартам. Размер финансирования связанных с этой целью мероприятий из федерального бюджета в 2007 году составил 10,3 млрд.руб. Предпринимаются меры по обеспечению не дискриминационного  доступа топливных и авиационных компаний к объектам инфраструктуры топливно-заправочных комплексов в аэропортах с целью снижения издержек авиаперевозчиков.

        На развитие морского транспорта выделено 7,3 млрд. руб. Эти средства направляются на поддержание конкурентоспособности торгового флота и морских портов. Предусмотренные меры поддержки будут способствовать повышению загруженности морских портов к 2010 году почти в 2 раза по сравнению с 2004 годом, росту российского торгового флота, причем как  численности судов, так и их совокупного водоизмещения.

       На развитие железнодорожного транспорта 10,8 млрд. руб., что направлено на меры по обновлению и модернизации основных фондов, повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта, улучшения качества обслуживания.

       В последние годы активизировалась государственная поддержка села, которая выражается как в увеличении расходов на содействие сельскому хозяйству, так и в принятии целевых федеральных  программ и национальных проектов по российским сельским территориям. Одним из приоритетных направлений поддержки и развития сельского хозяйства является сохранение и восстановление почв и земель сельскохозяйственного назначения. Другим приоритетным направлением  деятельности по поддержке сельского хозяйства является решение проблемы ухудшения социального развития села, улучшение жилищных условий сельских жителей, повышение доступного качественного образования, здравоохранения и социального обслуживания. На реализацию этих планов  в 2006-2010 годах предполагается выделить из федерального бюджета 65,5млрд.руб.

       Правительство РФ примет меры по реализации в 2009 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, в том числе по обеспечению доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли, защите внутренних рынков, стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции.[14]

         Финансирование социально-культурных мероприятий.

     Расходы на здравоохранение.

     Конституция РФ гарантирует права граждан на охрану их здоровья, поэтому задача государства – обеспечить для каждого гражданина получать качественную медицинскую помощь. Государство финансирует развитие здравоохранения за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также через систему обязательного медицинского страхования( ОСМ), созданную в России  в1991 году.[10].           Основные расходы на здравоохранение приходятся на региональные бюджеты и внебюджетные фонды, включая ОМС, при этом доля последних ежегодно увеличивается. В 2006 году Президент РФ инициировал реализацию приоритетного проекта “ Здоровье”, предусматривающего дополнительное финансирование из федерального бюджета, что позволило увеличить долю его средств в общем объёме финансирования до 13%.

        Таблица 1 « Расходы федерального бюджета на здравоохранение».

годы

2006

2007

2008

млрд.руб.

127

179,3

218,2



     В 2007 году в рамках проекта выделено 15,4 млрд.руб. из федерального бюджета на закупку около 23000 единиц оборудования для муниципальных поликлиник и больниц.

    Одной из важных задач государства является борьба с заболеваниями социально значимого характера.  Из федерального бюджета на финансирование данной программы в период 2007-2011гг. будет выделено 35,1 млрд.руб. если в предыдущие периоды её реализации (2004-2006гг.) из федерального бюджета выделялось 18-19% общего объёма средств, то теперь предполагается тратить около 45%.[12]

    В 2009 году начинается реализация комплексных мер по формированию здорового образа жизни, сокращению потребления табака, алкоголя, особенно среди молодёжи. Будет продолжено развитие службы крови, совершенствование медицинской помощи матерям и детям, больным с  сосудистыми  заболеваниями, а также пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Начинается осуществление нового комплекса мер по совершенствованию медицинской помощи лицам, страдающими онкологическими заболеваниями и туберкулёзом. Правительство РФ ставит задачу сохранить доступность качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств. Будет усилено государственное регулирование ценообразования на лекарства, закупаемые за счёт бюджетов.

     Решение демографической проблемы также является одним из приоритетных направлений государственной политики. В 2007году на решение данной проблемы было выделено дополнительно 32,3млрд.руб, в 2008 году- 43,9млрд.руб.  С учётом расходов на материнский базовый капитал обязательства федерального бюджета по демографическому проекту составляют около 165млрд.руб. ежегодно.[14]

      Расходы на образование.

      Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на образование в государственных и муниципальных учреждениях. Образование финансируется из бюджетов всех уровней бюджетной системы. Из федерального бюджета в основном финансируются высшее профессиональное образование и научные исследования в образовательной сфере. В 2007 году расходы на образование увеличились на 31% и составили 278,5млрд.руб, в 2008 году- 309млрд.руб.[15]

     Диаграмма 1 «Расходы федерального бюджета на образование» .

      

    

    Кроме того, с 2006 года часть средств федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта « Образование» дополнительно  направляется на трансферты в региональные бюджеты, в основном на поддержку школьного образования.

 Расходы на пенсионное обеспечение.

     В России в 2007 году насчитывалось около  38,5 млн. пенсионеров, что составляет более 27% населения. Другими словами, благосостояние четверти населения страны напрямую зависит от системы пенсионного обеспечения. Рост расходов бюджета на выплату пенсий в 2007 году составил примерно 15,6% как и в 2006 году. В 2007 году на выплату пенсий из пенсионного фонда РФ было направлено 1725 млрд.руб. При этом из федерального бюджета на финансирование выплат пенсий было выделено 959,7 млрд.руб. В 2008 году на социальную политику и пенсионное обеспечение из федерального бюджета было выделено 1873,6 млрд.руб. а в 2009 году-2458,8млрд.руб.[12,14] Кроме того, ещё 146,6 млрд.руб. выделено на пенсии военнослужащим и членам их семей, а также лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению.

     Необходимость финансирования части расходов пенсионного фонда РФ из средств федерального бюджета связана с тем, что отчисления из фонда оплаты труда не покрывают потребности Фонда по выплате пенсий, что, в свою очередь, связано с низким числом занятых, приходящихся на одного пенсионера.

Расходы на науку.

       Фундаментальные научные исследования оказывают значительное влияние на экономическое развитие страны, поэтому государство должно выступать в роли основного инвестора в этой сфере, поддерживая передовые научные школы, обеспечивая научные учреждения новыми кадрами и технической базой, а также создавая благоприятные условия для инвестиций частного бизнеса в науку.Государственное финансирование науки составляет около 60%, и эта доля остаётся относительно стабильной на протяжении нескольких лет.

    В 2007 году расходы федерального бюджета на фундаментальные и прикладные научные исследования составили 246млрд.руб., что на 27,1% больше, чем в предыдущем.[12]

    Большая часть ассигнований на прикладные научные исследования направляется в основном на исследования в области обороны и национальной экономики. В 2007 году на эти сферы в совокупности приходилось 90% всех расходов на прикладные научные исследования. По доле государственных расходов на научные исследования в области обороны в общем объёме расходов на научные исследования и разработки Россия прочно занимает одно из первых мест в мире.
Расходы на культуру.

       Основные расходы на культуру несут бюджеты субъектов РФ. Финансовая поддержка кинематографии и научных исследований в области культуры, кинематографии и СМИ оказывается в большей степени из федерального бюджета. В 2007 году расходы федерального бюджета на культуру, кинематографии и СМИ составили 65,2млрд.руб., что на 27% больше чем в 2006 году. В 2008 году бюджетные ассигнования из федерального бюджета составили 88,8млрд.руб., а в2009 году увеличились до 109,6 млрд.руб.

    Бюджет культуры состоит из двух элементов. Это текущие расходы и федеральная целевая программ «Культура России». За счет текущих расходов финансируются предприятия и учреждения культуры- государственные театры, концертные и выставочные залы, музеи, библиотеки, а  также учреждения образования в системе культуры и соответствующие научные организации.

    Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010 годы)» нацелена на решение конкретных задач в области культуры и достижения определённых результатов. В 2007 году на сохранение культурного и исторического наследия из федерального бюджета было выделено 11,9млрд.руб., что на 16,1% больше, чем в предыдущем году. В 2006-2010 годах должен быть проведён комплекс ремонтно-реставрационных работ на 300 объектах культурного наследия федерального значения в 70 регионах страны. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал», который является в современном обществе одним из важнейших факторов конкурентоспособности страны, поэтому особую значимость приобретают задачи воспроизведения творческого потенциала страны путём сохранения и развития отечественной системы художественного образования и поддержки деятелей искусства и молодых дарований.[14]

Расходы на оборону страны и национальную безопасность.

        Национальная оборона является основным и самым весомым составным элементом безопасности государства ( наряду с правоохранительной деятельностью и предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). На протяжении последних лет около 15% расходов бюджета страны ( 2,6-2,8% ВВП)составляет доля расходов на национальную оборону, что свидетельствует об их стабильности.[11] Параметры расходов на национальную оборону, заложенные в бюджеты последних лет, отражают последовательно проводящуюся в государстве политику укрепления его обороноспособности. В целом, бюджеты последних лет позволили стабилизировать ситуацию по финансированию Вооружённых сил и перейти от поддержании жизнеспособности армии на минимальном уровне к модели развития.

     В 2007 году  по сравнению с 2006 годом уровень удельных расходов на одного военнослужащего вырос более чем на 20%, что с учётом проводимых мероприятий боевой и оперативной подготовки  способствовало  повышению  обученности военнослужащих и степени слаженности соединений и воинских частей. Бюджетные ассигнования на национальную оборону стабильно растут на протяжении последних лет. В 2006 году они были равны 666млрд. руб.( 15,6%  общих расходов федерального бюджета, 2,74% ВВП), в 2007 -822млрд.руб.( 15% расходов, 2,63% ВВП), в  2008 году составили 959,6 млрд.руб.(14.6%расходов, 2,74% ВВП)[15]. Вследствие этого широко распространено мнение  о непомерном росте расходов на национальную оборону, что в свою очередь породило миф о «милитаристском бюджете» страны.

        Однако при общем увеличении расходов федерального бюджета в 2007 году на 20,6% расходы на национальную оборону возросли всего на 15,1%, что говорит о более медленных темпах их роста по сравнению с другими разделами федерального бюджета. Одной из причин  современного роста расходов на национальную оборону является хроническое недофинансирование и исключение из перечня приоритетных направлений развития и оказания государственной поддержки как сектора национальной обороны, так и обеспечение государственного оборонного заказа, наблюдавшиеся в последние десятилетия.  Основными статьями расходов для Министерства обороны РФ всегда являлись прежде всего, расходы на вооружение, обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75% всех затрат.

      Таблица 2 «Расходы федерального бюджета на национальную оборону, млрд.руб».

         

Статьи расходов

2006

2007

Военный персонал

107,1

123.3

Гражданский персонал

47.8

61,3

Продовольственное обеспечение

22,0

23,2

Материально-техническое обеспечение

85.2

93.8

Боевая подготовка

13.9

17.0

Президентская программа «Уничтожение запасов химического оружия РФ»

13.6

19.9



        В 2007 году на нужды Министерства обороны из бюджета выделено  821млрд.руб., причём с каждым годом всё больше средств идёт именно на развитие Вооружённых сил, а не на их содержание. Значительный объём расходов государства на национальную безопасность страны в целом и на защиту отдельного гражданина в частности – вынужденная, но необходимая мера. Защита интересов страны и защита россиян – прямая обязанность государства.

Диаграмма 2 « Структура расходов на развитие и содержание вооружённых сил «

 

        Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2007 году составили 8,5% консолидированного бюджета РФ, причём 77% этих средств было потрачено из федерального бюджета, что составило 550.2 млрд.руб. Это почти 12,8 % всех расходов федерального бюджета. В расчёте на одного гражданина России эти расходы составили почти 5 тыс. руб. в год.[12]

      Эти деньги идут на борьбу с преступностью и терроризмом, на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, борьбу с незаконным оборотом наркотиков.

       Динамика расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность характеризуется стабильным ростом расходов в абсолютном выражении и незначительным изменением структуры  в части увеличения долеё расходов на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (с 6.0% в2006 году до 6.1% в 2007 году), ростом в 2006 году на 1% (по сравнению с 2006 годом) доли расходов на борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Прежде всего за счёт выделения бюджетных ассигнований на уровне консолидированных бюджетов субъектов РФ.

       Общий объём расходов на предупреждение и раскрытие преступлений, контроль за соблюдением законности и правопорядка в 2007 году вырос по сравнению с 2006 годом в 1,24 раза, а к 2008 году увеличится в 1,5 раза .[16]

Таблица 3 « Расходы федерального бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, млрд.руб».  

Статьи расходов

2006

2007

2008

Органы прокуратуры

27.3

31,2

33,7

Органы внутренних дел

156.7

178,9

210.2

Внутренние войска

31.9

40,0

55.2

Органы юстиции

28,2

39,6

47,1

Система исполнения наказаний

77,6

91,3

110,1

Органы безопасности

3.5

3,0

97.7

Органы пограничной службы

0.5

1.3

92.3

Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

11,2

12.9

20,1


    продолжение
--PAGE_BREAK--
 Расходы на международную деятельность и государственный долг.

   Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительства за границей, уплаты членских взносов в международные организации и др.). Финансирование затрат в сфере международной деятельности охватывает международное сотрудничество, реализацию международных договоров, культурных, научных и информационных связей. Одним из источников финансирования бюджетного дефицита являются государственные заимствования РФ и субъектов РФ и муниципальных образований. Государственные заимствования представляют собой займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ, либо субъектов РФ как заёмщика и гаранта погашения займов (кредитов) другими заёмщиками.

        Высокие цены на энергоресурсы и продолжающийся экономический рост позволили сводить бюджет с  профицитом, что снимает необходимость во внешних заимствованиях для финансирования деятельности органов власти и проведения реформ.

         Высокие доходы, получаемые от экспорта энергоресурсов, позволяет как создавать финансовые резервы, так и погашать задолженность, накопившуюся за годы реформ. Досрочное погашение позволяет, во-первых, экономить на обслуживании долга, во-вторых, снизить зависимость от состояния мировой экономики. По оценкам Минфина, общая экономия средств федерального бюджета на процентных платежах только Парижскому клубу кредиторов за период до 2020 года превысит 12 млрд.долл. Сэкономленные платежи планируется направлять на инвестиционную деятельность.

В 90-х годах прошлого века и начале нынешнего значительную роль в структуре внешнего долга России играли долги бывшего СССР.На сегодняшний день долги бывшего СССР в основном либо погашены, либо конвертированы в еврооблигации ( ценные бумаги, являющиеся государственными долговыми обязательствами, номинированными в иной валюте, чем валюта страны-эмитента. Достоинством  еврооблигаций является их свободное обращение на финансовом рынке, что снимает зависимость эмитента от банка-кредитора или финансовой организации). 

Диаграмма 3«Динамика  внутреннего и внешнего государственного долга РФ».



       Внутренние заимствования происходят в основном за счёт выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) с различной доходностью и сроками погашения. Эти облигации свободно обращаются на финансовом рынке, что  делает правительство независимым от решения отдельных кредиторов. Расходы на обслуживание долга включает в себя все платежи, связанные с ним,  за исключением погашения основной суммы долга. Сюда входят: процентные и другие платежи, не уменьшающие размера задолженности. Согласно оценкам, в 2007 году расходы на обслуживание государственного и муниципального долга составили около 160 млрд.руб., что на 40млрд.руб. меньше, чем в 2006 году.[17]

 Финансовая поддержка регионов.

         Природные особенности и сложившиеся экономические реалии обуславливают неравномерное размещение производственного и ресурсного потенциала по территории страны, что ведет к огромному разрыву в уровнях бюджетной обеспеченности регионов.

        Выравнивание уровней бюджетной обеспеченности производится государством с помощью межбюджетных трансфертов, которые в виде дотаций, субсидий или субвенций направляются во все регионы. В 2007 году межбюджетные трансферты из федерального бюджета составили 783,9млрд.руб.

      Основная часть финансовой помощи регионам предоставляется из образуемых в составе федерального бюджета фондов: Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, Фонда компенсаций.[12]

      Основным по своему значению и объемам предоставляемым средств является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). Средства ФФПР  обеспечивают выравнивание бюджетной обеспеченности и создание равных условий для субъектов РФ в части реализации основных социальных гарантий. Размер дотаций из ФФПР зависит от налогового потенциала регионов ( потенциальных налоговых возможностей территории), климатических, социально-экономических, демографических и других особенностей, отражающихся на стоимости предоставления бюджетных услуг.

        В 2007 году в составе федерального бюджета сформирован Федеральный фонд регионального развития в сумме 6,39 млрд.руб., что примерно в 2,4 раза выше уровня 2006 года. Предоставление субсидий из фонда осуществляется субъектам РФ, имеющим уровень обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой ниже  среднероссийского, около 69 регионов.

         Фонд софинансирования социальных расходов образован для оказания помощи регионам в финансировании на долевой основе приоритетных социальных расходов: социальной защиты ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплат детских пособий и адресных жилищных субсидий населению.

        Для реализации отбираемых на конкурсной основе программ бюджетных реформ в регионах создан Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Из него финансируются выигравшие конкурс программы, включающие в себя обязательства в сфера бюджетного процесса и управления бюджетными услугами, внедрение передовых методов бюджетирования и проведение административной реформы, реформирования   государственного и муниципального секторов экономики и сферы ЖКХ, совершенствование системы инвестиций. Размер фонда в 2007 году составил 1,97 млрд.руб.

         Особое место в системе финансовой поддержки регионов занимает Фонд компенсаций. Средства из этого фонда поступают в распоряжение регионов и органов местного самоуправления для реализации федеральных полномочий, например: на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан – ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других катастроф; на обеспечение мер социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почётный донор»; обеспечение жильём ветеранов и инвалидов; на реализацию государственной политики занятости населения. В 2007 году  Фонд компенсаций составил 153,13 млрд.руб.

            Сложившаяся система межбюджетных отношений часто подвергается критике по двум основаниям: из-за чрезмерной централизации доходов на федеральном уровне и необоснованного распределения дотаций. В то время, когда многие регионы и муниципальные образования испытывают серьёзные финансовые затруднения с выполнением своих функций, федеральный центр формирует свой бюджет с профицитом.

           Не вызывает сомнения и тот факт, что методика распределения дотаций из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ закладывает неверную систему стимулов, поскольку не мотивирует регионы к расширению собственной доходной базы.

         Однако необходимо признать, что в значительной части этой проблемы обусловлены чрезвычайно неравномерным распределением доходного потенциала между субъектами РФ, не позволяющим отказаться от высокой доли изъятия доходов у относительно богатых регионов с последующим перераспределением в пользу относительно бедных. В этой связи пересмотр административно-территориального деления России с целью, в том числе, снижения количества глубоко дотационных субъектов РФ является исходной предпосылкой для качественного улучшения межбюджетных  отношений.

Расходы на управление.

            Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:

        — На содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности администрации Президента и Конституционного суда;

        — На содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;

       — На содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;

       — На проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей и проведение референдумов;

      — Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.

       Наличие специфической управленческой деятельности государства и выполнение им хозяйственно-организаторской функции вызывают к жизни расходы федерального бюджета на управление.[9] Эти расходы являются материально-финансовой базой деятельности государственных органов, которые осуществляют руководство экономикой. Эта статья государственных расходов является наиболее противоречивой, ведь расходы на управление отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критерием оценки их результативности, с другой.

       Расходы федерального бюджета на управление включают в себя затраты на содержание: законодательных органов, правительства страны, законодательных органов и правительств субъектов федерации, местных органов власти и управления, органов правопорядка, органов судопроизводства и прокуратуры.

      Бюджетные расходы на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции, работ и услуг предприятий и организаций. Однако фактические расходы на управление значительно превышают бюджетные назначения за счет привлечения различных внебюджетных фондов, включая фонды политических партий. За счет этих средств также создаются исследовательские центры, параллельные управленческие и охранные структуры и т.п. Любому государству необходимо совершенствовать свою организационную форму управления экономической и социальной сферой, и российское правительство, осознавая важность данной функции управления, претворяет в жизнь мероприятия, направленные на удешевление аппарата управления, который постоянно должен совершенствоваться. Понятно, что такого рода деятельность имеет еще и фискальное значение: благодаря сокращению расходов на управление экономятся денежные средства, которые могли быть дополнительно направлены на финансирование народного хозяйства и социальной сферы.

      Управление государством финансируется за счет ассигнований, направляемых на решение общегосударственных вопросов, общая доля расходов на которые в бюджете расширенного правительства в Российской Федерации составляла в 2006-2007 годах 10-11%. Это примерно соответствует аналогичным долям расходов в бюджетах таких стран, как Япония, США, Германия и Франция (в среднем 13-15%). В последнее время эта доля расходов бюджета повсеместно снижается, например,  за счет перераспределения бюджетных средств в пользу приоритетных, социально значимых инициатив.

     Таблица 4 « Расходы на общегосударственные вопросы в федеральном бюджете в 2006-2007 гг., млрд.руб».

Статьи расходов

2006

2007

Расходы, всего

3514,3

4281,3

Общегосударственные вопросы

500,9

529,7

Судебная система

42,4

59,7

Обеспечение деятельности финансовых, налоговых таможенных органов и органов надзора

82,1

120,3

Международные отношения и международное сотрудничество

28,5

36,1

Государственный материальный резерв

22,1

42,2

Фундаментальные исследования

32,0

42,6

Обслуживание государственного и муниципального долга

208,3

169,1

Другие общегосударственные вопросы

68,7

39,0



      Далеко не все расходы, проходящие по разделу «Общегосударственные  вопросы», в равной степени относятся к затратам на финансирование государственного управления и местного самоуправления. В федеральном бюджете объём расходов на государственное управление и местное самоуправление в 2006 году- 13 млрд.руб., в 2007 году- 15,2 млрд.руб. по сравнению с расходами в бюджете расширенного правительства 108,9 млрд.руб. и 139,1млрд.руб. соответственно.[16]
2.2 Анализ расходов бюджетов отдельного субъекта РФ.

       Исполнение областного бюджета Кировской области за 2008 год характеризуется стабильным формированием необходимых финансовых ресурсов и обеспечением принятых бюджетных расходных обязательств. Сохранение положительной динамики макроэкономических показателей на территории области  способствовало увеличению доходной базы бюджета. Общие параметры областного бюджета за 2008 год сложились по доходам в сумме 27962,5млн.руб., по расходам 27691,3млн.руб. В 2007 году доходы облбюджета составили 23052,7млн.руб., расходы- 22344,9млн.руб. В сравнении с 2007 годом доходы и расходы областного бюджета возросли в 1,2раза.[19]

       В приоритетном порядке осуществляется финансирование отраслей социальной сферы: образования, культуры, здравоохранения и физической культуры, социальной политики. На социально-культурную сферу из областного бюджета было направлено 50,2% объёма расходов бюджета, что выше объёма 2007 года на 2517,3млн.руб. Наибольший объём средств направлен на социальную политику 5255,2млн.руб. Рост расходов к уровню 2007 года обеспечен по всем отраслям социальной сферы. 

 Диаграмма 4 «Динамика расходов областного бюджета на социально-культурную сферу(млн.руб.)».

   
          

       В 2008 году на поддержку  и модернизацию отраслей экономики направлено 6875млн.руб. бюджетных средств или выше в 1,4 раза объёма 2007 года… От суммы, направленной на развитие отраслей экономики, 38,4% израсходовано на государственную поддержку дорожного хозяйства (2638,3 млн.руб.), сельского хозяйства- 33,2%(2284,3млн.руб.), жилищно-коммунального хозяйства-15,5%(1063,6 млн.руб.), газификацию-10,5%(732,8млн.руб.). Кроме того, направлялись средства на развитие малого предпринимательства(101,9 млн.руб.) и повышение инвестиционной привлекательности(63,1 млн.руб.).

 Диаграмма 5 «Динамика расходов областного бюджета на развитие отдельных отраслей  экономики области (млн.руб.)».


        В 2008 году муниципальным образованиям области перечислено межбюджетных трансфертов в сумме 9951 млн.руб. или выше уровня 2007 года на 2431,9 млн.руб. Из фонда компенсаций на исполнение переданных 21 вида государственных полномочий направлено 4721, млн.руб. 

       В числе расходов бюджета, в частности, предусмотрено финансирование областных целевых программ в объёме 2,65 млрд.руб., ведомственных целевых программ – 3,2 млрд.руб.          

      Субсидии местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований составят 937 млн.руб.

        На модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры в бюджете Кировской области предусмотрено более 1млрд.руб. (с ростом к уровню 2007 года на30%). Также гарантии Кировской области для привлечения кредитных ресурсов составят 100млн.руб. Для ограничения роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения в областном бюджете предусматриваются средства на поддержку предприятий ЖКХ и газоснабжающих предприятий, у которых рост тарифов превышает установленные индексы. В 2008 году на эти цели направляется более140млн.руб. Особое внимание уделяется социальной защите семей с низким уровнем доходов. В 2007 году на субсидии направлено более 525млн.руб., в 2008 году- более 570 млн.руб.

      С 2008 года начнется реализация областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса на период до 2015 года».  В её рамках предусмотрена поддержка сельхозтоваропроизводителей  по субсидированию процентных ставок по привлеченным кредитам, поддержанию почвенного плодородия, на развитие племенного животноводства, на приобретение горюче-смазочных  материалов и т.д. На эти цели в 2008 году областной бюджет направил 600млн.руб.( с ростом на 19% к уровню 2007 года). Особое внимание уделено созданию благоприятных социально-экономических условий, способствующих развитию и повышению эффективности деятельности малых форм хозяйствования: крестьянских хозяйств, личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов. На эти цели предусмотрено 27,5 млн.руб. Для решения задачи привлечения специалистов  в аграрный сектор экономики, для обеспечения жильём граждан, молодых специалистов на селе в 2008 году предусмотрено 114млн.руб.(из них 47,4млн.руб.- из федерального бюджета). В 2007 году на эти цели было направлено 98млн.руб.( в том числе 42млн.руб.-из федерального бюджета). Граждане, проживающие и работающие в сельской местности могут получить поддержку в размере 70% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. В 2007 году на эти цели предусмотрено 98млн.руб., в том числе 42млн.руб. за счет федерального бюджета. В 2008 году направлено 114млн.руб.( из них 47,4млн.руб. из федерального бюджета).

      Кировская область одна из немногих в России имеет уровень газификации природным газом менее 30%. Поэтому вопрос газификации является стратегическим в плане развития топливно-энергетического комплекса. В 2008 году на газификацию в областном бюджете направлено 723млн.руб. 515млн.руб. составят кредитные средства, привлекаемые под гарантии Кировской области. Средства направлены на строительство 11 объектов газификации в 3 районах и 2городах. В 2007 году на строительство 88 объектов газификации в 10 районах и 3 городах из областного бюджета выделено 434,3млн.руб… из федерального бюджета -35,8 млн.руб.

       В рамках реализации областной целевой программы «Демографическое развитие Кировской области» на 2008-2010 годы осуществляется поддержка материнства и детства. На обеспечение бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3-х лет в областном бюджете на 2008 год предусмотрено32,5млн.руб. На выплату ежемесячных пособий в областном бюджете предусмотрено 155млн.руб. Кроме того запланирована социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также приёмных семей. Она составит 152млн.руб. Сегодня Правительство области уделяет пристальное внимание решению   проблем малообеспеченных многодетных семей. В бюджете Кировской области 2008г. на поддержку более 3,5 тыс.таких семей предусмотрено 58,5млн.руб. Многодетным малообеспеченным семьям предоставляют следующие меры социальной поддержки: оплату 30% коммунальных услуг; ежемесячную денежную выплату на питание детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях -150руб. на каждого ребенка; ежемесячную денежную выплату(154руб. на каждого ребёнка) на проезд в общественном транспорте и т.п.           

       Разработана областная адресная программа по переселению граждан, проживающих в аварийном жилье.  Её реализация началась в 2008 году. За 4года предполагается ликвидировать все аварийное жильё( это более 168тыс.кв.м.) и переселить более 8тыс.человек. Для этих целей  за 4 года предполагается привлечение средств федерального бюджета в сумме более 1млрд.руб., из областного бюджета– более 414млн.руб.(в том числе 100 млн.руб. в 2008 году), местных бюджетов- более 456млн.руб.

       Главной проблемой для молодых семей является получение своего жилья. Молодые семьи имеют возможность получать поддержку из областного бюджета на улучшение жилищных условий в рамках областного закона  «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в сфере  ипотечного жилищного кредитования». В 2007 году на реализацию Закона выделено 179,1млн.руб., в 2008 году- 178,3млн.руб. Кроме того в 2007 году реализуется подпрограмма «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» и областная целевая программа «Дом для молодой семьи» на 2007 год. Молодым семьям – участникам этих программ, предоставлена поддержка на улучшение жилищных условий за счет всех уровней бюджетов в объёме 47,3 млн.руб. Финансирование этих программ планируется и в 2008 году. С 2008 года начнется реализация областной целевой программы «Развитие жилищного строительства», на реализацию которой в областном бюджете выделено 73млн.руб.

      В Кировской области действует комплекс документов, обеспечивающих социальную поддержку ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий. В 2007 году звание «Ветеран труда Кировской области» получили 15тыс.человек. В 2008году на их социальную поддержку выделено 57,6млн.руб. Также предусмотрена индексация на 10% частичной компенсации отдельным  категориям специалистов, которые работают, вышли на пенсию и проживают в сельских поселениях. Речь идёт о компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжения и электроснабжения. В областном бюджете в 2008 году на эти цели выделено 17,6млн.руб.

       Правительство области приняло областную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта» на 2007-2009 гг., которая успешно реализуется. Основной задачей является укрепление материально-технической базы для занятия спортом путём строительства новых физкультурно-оздоровительных комплексов и реконструкции имеющихся оздоровительных объектов. В областном бюджете на 2008 год предусматривается увеличение расходов на развитие физической культуры и спорта к первоначальному плану на 2007 год на 50,6% и на проведение спортивно-массовых мероприятий более чем в 2 раза(или на 13,7млн.руб.).[19]     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Демографическое развитие и расселение в странах Латинской Америки
Реферат Windows Forms: Современная модель программирования для создания GUI приложений
Реферат What Is The Role Of The Chorus
Реферат План финансового оздоровления при использовании нововведений в кризисном предприятии
Реферат Особенности организации коррекционной работы в классах компенсирующего обучения детей с замедленным
Реферат Воздействие музыки на психическое состояние ребёнка
Реферат Финансовая система ведущих зарубежных стран
Реферат Рыночная экономика и ее характерные черты
Реферат Оценка экологического состояния реки Ирбит методом биоиндикации
Реферат Социологический анализ семьи, воспитывающей ребенка-инвалида
Реферат Кинетические модели каталитических реакций
Реферат Использование нестандартных форм урока при обучении лексической стороне языка
Реферат Проектирование карпового хозяйства с использованием теплых сбросных вод Псковской ГРЭС с количеством
Реферат Методика обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка
Реферат Что такое Internet 2