Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Святой Макарий Нотарас, родоначальник "филокализма"

СВЯТОЙ МАКАРИЙ НОТАРАС, РОДОНАЧАЛЬНИК«ФИЛОКАЛИЗМА»
ПреосвященнейшийКир Макарий, бывший митрополит Коринфский, еще от юного своего возраста толиконеизреченную, Божиим действом, к книгам отеческим, трезвению и вниманию ума ибезмолвию, и молитве умной, сиречь умом в сердце совершаемой, учащим, любовьстяжа, яко все житие свое на всеприлежнейшее взыскание оных, и трудолюбивоесвоею рукою, яко преискусен во внешнем учении сый, и многоиждивное рукамикраснописцев преписание определил есть.
Изписьма преп. Паисия Величковского старцу Феодосию.
СвятойМакарий, митрополит Коринфский, был личностью в полном смысле выдающейся. Онпреуспел во многих областях церковной деятельности: в духовном образовании,богословии, пастырской деятельности, но также в аскезе и, что было его главнойотличительной чертой, смирении. Будучи одним из наибольших духовных авторитетовсвоей эпохи, он, тем не менее, предпочитал жить в безвестности. До недавнеговремени он так и оставался почти в полном забвении, хотя всем известен труд,который появился главным образом благодаря св. Макарию, — знаменитое«Добротолюбие». Святой Макарий оставался в забвении, даже несмотря нато, что уже вскоре после его смерти его друг и единомышленник по колливадскомудвижению, св. Афанасий Париос, написал его житие. Это житие, будучи написаннымодним из ученейших мужей эпохи, является наиболее полным и достовернымисточником к жизнеописанию св. Макария.
Итак,Михаил (в монашестве Макарий) Нотарас родился в 1731-м году в Трикале, недалекоот Коринфа, в семье городского «прокрита», то есть старосты. Его отцазвали Георганд (Георгий), а мать — Анастасия. Нотарасы были знатнымвизантийским аристократическим родом. Одним из известнейших его представителейбыл Лука Нотарас (†1453), родом из византийского императорского домаПалеологов. Он носил титул Великого Дуки, то есть был начальником морских силВизантии. Он погиб во время захвата Константинополя. Вместе со всей семьей онбыл захвачен турками в плен, где на его глазах были отсечены головы у его детейи жены, а затем и сам он был казнен. Св. Макарий был потомком родного братаЛуки, Ангела, который после падения Константинополя вместе с семьей перебралсяна Пелопоннес. С тех пор Нотарасы обосновалась в районе Коринфа.
РодуНотарасов принадлежал и святой Герасим (1509-1579), покровитель островаКефаллиния (Кефаллонья). Родственниками св. Макария были также Иерусалимскиепатриархи Досифей (1641-1707) и Хрисанф (†1731), а также монах-святогорец идуховный писатель Фома Элеавулк Нотарас (XVI век).
Начальноеобразование Михаил получил в своей родной Трикале, у местного священника. Затемон перебрался на расположенный недалеко от Пелопоннеса остров Кефаллиния, гдеучился у известного учителя той эпохи Евстафия. На этом острове находились мощиего родственника, преп. Герасима Нотараса. Вероятно, благодаря этому факту уюного Михаила тогда зародилась тяга к духовной жизни, которая, однако, ненаходила понимания у его отца. После учебы юноша вернулся домой. Здесь отецпоручил ему управление несколькими поместьями, принадлежавшими семье. ОднакоМихаил, вместо того чтобы собирать с крестьян налоги, раздавал отцовские деньгинуждавшимся. Это вынудило Георганда освободить юношу от управления поместьями.Так Михаил получил возможность все свое время посвящать молитве, посещениюхрама, изучению Св. Писания и творений Св. Отцов, проходя, так сказать, подвигв миру.
Темне менее, он не находил в этом полного удовлетворения, ощущая в себе призваниек монашеству. Он решился оставить отчий дом и тайно уйти в монастырь. Убежав издому, он попросился в монастырь «Великой пещеры», на севереПелопоннеса. Однако в обители побоялись гнева всесильного Георганда Нотараса ине приняли юношу. В результате он был вынужден вернуться домой.
Ктому времени в Коринфе была открыта школа для народа, однако для нее не нашлосьучителя. Михаил взялся за обучение детей и пробыл преподавателем семь лет, неполучая, кстати говоря, за это денег.
В1764-м году умер епископ Коринфа и одновременно духовник Михаила Парфений. Какописывает биограф св. Макария св. Афанасий Париос: «Все жители коринфскойепархии, священники и миряне, богатые и бедные, малые и великие единогласно…рассудили, что Михаил достоин принять пастырскую заботу о христианах Коринфскойепархии».
Михаилпринял монашеский постриг с именем Макарий и отправился в Константинополь, гдеи был хиротонисан в епископы в январе 1765-го года, будучи в возрасте 34-х лет,патриархом Самуилом I Хадзерисом (1763-1768, 1773-1774).
Вступивна кафедру, он с большой энергией и решительностью начал исправлять тенедостатки, которые нашел в Коринфской епархии: стал бороться с процветавшейтогда симонией, неграмотных священников заставлял учиться, а не желавших этоделать запрещал в служении, прекратил практику рукоположения до установленныхцерковными канонами сроков и т.д. Известно также, например, что за свои деньгион покупал баптистерии для сельских храмов, чтобы детей в них крестили полнымпогружением. Особое внимание он продолжал уделять народному образованию. Имбыло открыто несколько школ для простого народа. К сожалению, эта плодотворнаядеятельность продолжалась недолго.
В1769-м году на Пелопоннесе, при поддержке России, началось восстание грековпротив турок. Макарий, вместе с другими епископами округи, принял деятельноеучастие в его подготовке. С этой целью, например, он имел ряд встреч с русскимпосланником Георгием Папазолисом.
Такжеон убедил своего отца поддержать восстание.
Восстание,тем не менее, провалилось. Турки начали жестокие гонения против его участников.Нотарасы, в том числе и Макарий, были вынуждены спасаться бегством. Ониоказались на острове Закинф, к западу от Пелопоннеса. Это было в 1770-м году.Заботу о беженцах взяли на себя жители острова. На Закинфе Макарий прожил до1773-го года. Затем он поселился в монастыре Богородицы на острове Гидра, тоженедалеко от Пелопоннеса, но уже с восточной его стороны.
Незадолгодо окончания русско-турецкой войны в 1774-м году, Константинопольский патриархФеодосий II (1769-1773), под давлением турецкой Порты, потребовал от епископов,которые были замешаны в Пелопоннесском восстании, написать прошение одобровольном отречении от своих кафедр. Макарий отказался писать такоепрошение, объясняя это тем, что «священные каноны… повелевают подавшеголибеллум об оставлении (своей кафедры) ни епископом не называть, ни иметь емуничего от архиерейского сана. Действительно, согласно канонической традицииЦеркви, архиерей, добровольно желающий оставить свою кафедру, подвергаетсянаказанию запрещения в служении. Поэтому, в 1775-м году уже другой патриарх — Софроний II (1774-1780) — особым письмом был вынужден подтвердить каноничностьархиерейского сана Макария. Ему было разрешено учить народ и служить запределами Коринфской епархии, в которую он уже не мог вернуться. То есть, посути, к нему была применена такая мера наказания как лишение кафедры, котораяпредполагает возможность совершения богослужений с позволения местногоепископа. Но и это, по сути, была мера церковного прещения, которой св. Макарийне заслуживал. Она была применена к нему не из канонических, а политическихсоображений.
Лишившиськафедры, Макарий не отошел от деятельности на поприще церковного просвещения.Как пишет его биограф св. Афанасий Париос: „Этот богоносный муж вместе сапостолом говорил, что мы являемся сотрудниками Божиими… Поэтому и нам нужноудостоиться того, чтобы быть названными Его сотрудниками, помогая нашим братьямхристианам в деле спасения души, насколько это возможно. С такими мыслями он,вместо того, чтобы учить и просвещать лишь небольшую часть Пелопоннеса,принялся со всем усердием помогать спасаться, если возможно, всем православнымхристианам.“
Междутем, живя на острове Гидра, Макарий имел две встречи, которые сыграли важнуюроль в его дальнейшей жизни. Во-первых, он познакомился с пребывавшей в товремя на острове группой монахов-колливадов во главе с иеромонахом Сильвестром.Именно через них он ближе познакомился с идеями колливадов, о которых долженбыл слышать и ранее. Другим важным знакомством была встреча с НиколаемКалливурцзисом, известным впоследствии как Никодим Святогорец. По всейвидимости, Николай приехал на Гидру специально для того, чтобы познакомиться сМакарием, будучи наслышан о его добродетельности и учености.
НаГидре Макарий пробыл около года. В начале 1795-го года он ездил на Хиос. Чтоего заставило совершить эту поездку — остается неизвестным. После Хиоса, в томже году, он отправился на Святую Гору. Здесь, в Предтеченском ските Иверскогомонастыря до сих пор хранится его жезл, и местная традиция свидетельствует, чтоименно в этом ските он жил некоторое время. Впрочем, невозможно определить,относится ли это предание к первому его посещению Святой Горы, или ко второму,в 1777-м году, или же к обоим.
НаАфоне Макарий принял живое участие в колливадских спорах, которые начались ещев 1754-м году. Св. Макарий был умеренным колливадом: он, например, не считалпрактику совершать поминовения усопших по воскресеньям ересью, а сторонниковтакой практики еретиками, как настаивали некоторые нерассудительныепредставители колливадского движения, хотя сам придерживался практикисовершения такого поминовения только в определенные церковной традицией дни.
Сэтим был связан инцидент, который произошел в конце мая — начале июня 1775-гогода. Кутлумушский монастырь пригласил Макария участвовать в отпевании бывшегоАлександрийского патриарха Матфея (1746-1766). Отпевание должно было произойтив воскресенье. Макарий, узнав об этом, отказался участвовать в отпевании. Свойотказ он сопроводил письмом, в котором, в частности, написал: „Зачем выпредпочитаете совершать поминовения в воскресенье, опуская другие дни недели инарушая определения и уставы Церкви, запрещающие это? Я никогда не совершал ине буду совершать поминовение усопших по воскресеньям!“.
Повсей видимости, Макария приглашали с целью провокации, зная, что он являетсяпротивником совершения поминовения усопших по воскресным и праздничным дням. УКутлумушских монахов не было нужды совершать поминовение в воскресенье. КогдаМакарий отказался, его письмо, вместе с тенденциозными комментариями, былонаправлено патриарху Софронию II.
Макарийрешил покинуть Святую Гору, желая избежать конфликта. Он отправился на островХиос. Как сообщает св. Афанасий Париос, на Хиосе Макарий „получил от Святейшего(патриарший трон тогда занимал уже не Софроний, а другой патриарх — Прокопий(1785-1789)) письмо, полное негодования, гнева и угроз“. Текст этогописьма не сохранился, точно так же как не сохранился текст ответного посланияМакария патриарху, в котором он, согласно тому же Афанасию Париосу, пишет:»Твои угрозы и устрашения не творят исправления дела, и я готов претерпетьвсе, что решит твое Святейшество...".
Темне менее, св. Макарий не был осужден Константинопольской патриархией, какранее, 9-го июня 1776-го года, были осуждены Афанасий Париос, ЯковПелопоннесский и Агапий Кипрский.
Вомногом это произошло благодаря тому, что св. Макарий, во-первых, имел вцерковных кругах высокий авторитет, а также более терпимо относился к позицииантиколливадов и Константинопольской патриархии по данному вопросу, котораясостояла в том, что поминовения усопших можно совершать как в будничные дни исубботы, так и по воскресным и праздничным дням.
Этатерпимость св. Макария позволила проф. С. Пападопулосу сделать заключение, чтоКоринфский митрополит не был колливадом в собственном смысле, потому что, поего словам, не отличился какой-либо полемической деятельностью, направленнойпротив практики поминовения усопших по воскресеньям, не был замешан вкаких-либо скандалах, связанных с колливадскими спорами и т.п. Однако, на нашвзгляд, такая точка зрения не вполне соответствует действительности. Св.Макарий был колливадом, например, публично отказываясь участвовать в отпеванииусопшего Александрийского патриарха Матфея в воскресный день. Также колливадомего считали антиколливады, которые прислали ему провокационное приглашениепринять участие в этом самом отпевании, а затем, когда он отказался участвоватьв обряде, они, как будто ожидая этого отказа, тут же отправили соответствующуюжалобу в Константинополь. Св. Макарий не был ни вдохновителем, ни участникомбурных споров, развернувшихся на Афоне, в силу своего мягкого характера исозерцательного склада. С другой стороны, было бы ошибочно отождествлятьколливадов с отдельными фанатичными полемистами практики поминовения усопших повоскресеньям. Именно они, скорее, не принадлежали колливадам, потому чторуководствовались не святоотеческой традицией, а своими лишенными богословскогообоснования взглядами, что приводило к таким крайностям, как обвинениепоминавших усопших по воскресным дням в ереси. Таким образом, св. Макарий былколливадом, наряду со многими другими колливадами придавая этому движениюдуховную глубину, выводя его за рамки сиюминутной злободневности и придавая емухарактер важного для всех эпох духовного явления.
Темвременем, пробыв некоторое время на Хиосе, Макарий отправился на остров Патмос.Здесь он поселился в келии неподалеку от монастыря св. Иоанна Богослова. НаПатмосе св. Макарий встретил изгнанных со Святой Горы колливадов: НифонаХиосского, Григория Нисирийского и Афанасия Армянина. На Патмосе он прожилоколо года, до середины 1776-го года.
ДорофейВулисмас, современник св. Макария, сообщает, что в библиотеках Патмоса, Хиоса иАфона он собирал рукописи святоотеческих творений. То есть, в период с 1975-гопо 1776-й годы, сначала на Афоне, а затем на Хиосе и Патмосе, он собиралсвятоотеческие тексты, которые легли в основу «Добротолюбия». Уже в1777-м году он передал составленное им «Добротолюбие» НикодимуСвятогорцу.
Непрожив на Патмосе и года, св. Макарий получил от своих братьев письмо, вкотором те просили его приехать на остров Гидру, чтобы обсудить, как имразделить имение, доставшееся от умершего еще 1771-м году отца. Макарий приехална Гидру, а оттуда вместе с братьями отправился в Коринф. Св. Макарий отказалсяот своей части наследства в пользу братьев. Но при этом он попросил их проститьвсем должникам отца. С согласия братьев, среди которых, по преданию, толькоодин — Андрик — выступил против такого решения, он сам сжег долговые расписки.
Уладивсвои домашние дела, св. Макарий отправился на Афон. По всей видимости, он опятьпоселился в Предтеченском ските Иверского монастыря, в келии св. Пантелеимона.Также некоторое время он жил в келии преп. Антония, возле Карий, у своегоземляка отца Давида. Вероятно, во время второго своего пребывания на Афоне, в1777-м году он принял великую схиму.
Сэтих пор он уже больше не совершал богослужений, но жил как простой монах.
НаАфоне св. Макарий занимался тем же, чем и до этого — собирал святоотеческиетексты. Об этом свидетельствует преп. Паисий Величковский в своем письме кболгарскому старцу Феодосию. Свидетельство Паисия нужно считать достоверным,потому что он близко знал св. Макария, а после своего отъезда со Святой Горыоставил у него своего ученика, Григория, через которого регулярно общался сним. Итак, вот что сообщает о св. Макарии преп. Паисий: "(Святой Макарий),пришед на святую Афонскую гору, с неисповедимым усердием и превеликим тщаниемво всех вивлиофиках великих святых обителей многие обрете таковые отеческиекниги, яковых еще у себе и дотоле не имеяше. Паче же всех в вивлиофикепреславной и великой обители Ватопедской обрете бесценное сокровище, сиречькнигу о соединении ума с Богом...".
Посведениям иеромонаха Евфимия, который был первым библиографом преп. НикодимаСвятогорца, живя в келии преп. Антония в Кариях, св. Макарий пригласил к себеНикодима Святогорца, с которым познакомился еще на о. Гидра.
Никодимнезадолго до этого пришел на Афон и поступил в монастырь св. Дионисия. Просьба,с которой Макарий обратился к Никодиму, состояла в следующем. К тому времениКоринфскому митрополиту удалось собрать достаточно материала, посвященногоумной молитве, и составить вчерне сборник, который он назвал«Добротолюбие». И вот Макарий хотел, чтобы Никодим, который, как онубедился еще во время их совместного пребывания на острове Гидра, обладалобширными познаниями, замечательным филологическим даром и, самое главное,духовным рассуждением, отредактировал этот сборник. Преп. Никодим произвелобщее редактирование текста, а также написал предисловие и краткие житиякаждого из авторов, тексты которых вошли в сборник.
Помимо«Добротолюбия», св. Макарий подготовил и передал для редакции св.Никодиму еще один сборник душеполезных текстов — так называемый«Эвергетин». Этот сборник был составлен еще в одиннадцатом векемонахом Павлом, основателем и первым игуменом Эвергетидской обители вКонстантинополе (†1054). Св. Макарий упорядочил его на основании различныхрукописей, главным образом Кутлумушского монастыря, снабдил схолиями и передалдля дальнейшей обработки св. Никодиму. Святой Никодим, как и в случае с«Добротолюбием», отредактировал текст и написал к нему предисловие.
Ещеодна книга, вышедшая в свет благодаря сотрудничеству св. Макария и св. Никодимав тот период, называлась «О божественном и священном частомпричащении». В ней развивалась апология частого причащения святыхХристовых Таинств. Этот вопрос стал основным во второй фазе колливадскихспоров.
Сподготовленными таким образом книгами св. Макарий покинул Святую Гору. Онотправился сначала на остров Хиос, а затем в город Смирну на малоазийскомпобережье. Здесь он начал собирать деньги на осуществление издания этих книг.Основную поддержку он нашел у представителя богатой аристократической семьиМаврокордатов — Иоанна. Собрав необходимую сумму, он отослал ее, вместе срукописями книг, в Венецию, где книги были изданы несколькими годами позже:«Добротолюбие» — в 1782 г., а «Эвергетин» и «О частомпричащении» — в 1783 г.
Преп.Паисий сообщает также, что Макарий готовил к изданию «Патерик великийСкита Египетского». Остается неясным, удалось ли св. Макарию в концеконцов издать этот Патерик. Во всяком случае, подобное издание неизвестно.
Междутем, в 1778-м году Макарий покинул Смирну и поселился на острове Хиос. Здесь, врайоне селения Вронтада, у подножия горы Эпос, он выстроил себе две келии иперестроил небольшую часовню св. Петра. Чтобы построить келии, св. Макарийнуждался в помощи строителя, и чтобы заплатить ему, он сам устроился помощникому другого строителя, у которого выполнял черную работу. Однажды произошелследующий случай. Какой-то житель Хиоса, который еще раньше знал св. Макария,проезжал мимо, когда тот носил камни и месил раствор. Увидев это, он подошел кхозяину и сообщил ему, что его подсобный рабочий — это бывший Коринфскиймитрополит. Услышав об этом, строитель упал в ноги Макарию и стал просить унего прощения за то, что поставил его выполнять грязную работу.
Каксообщает Афанасий Париос, св. Макарий предавался строгому посту, вкушая немногомасла только по субботам и воскресеньям. Чтобы его не превозносили, он говорилсвоим посетителям, что не вкушает масла потому, что оно ему вредит. В своемподвиге он проявлял рассудительность. Так, например, однажды местный житель,Иоанн Каменос, пригласил его к себе в гости и накрыл стол. Хотя Макарий в тотдень держал строгий пост, чтобы не обидеть хозяина, он нарушил его и ел то, чтоему предлагали.
Скакого-то момента Макарий начал приходить по воскресным и праздничным дням вприходские храмы близлежащих селений. Здесь он не служил, а только говорилпроповеди за литургией.
СвятойМакарий жил в совершенной нищете. Однако, время от времени ему жертвовалиопределенные суммы денег, иногда значительные. Он тут же помогал этими деньгаминуждавшимся. Иногда, когда кто-нибудь обращался к нему за помощью, он сампросил денег у своих знакомых, и таким образом помогал нуждающемуся. Также онпродолжал собирать деньги на осуществление изданий аскетических книг.
Еслив самом начале пребывания св. Макария на Хиосе его почти никто не беспокоил, тосо временем к нему стало приходить все больше и больше людей. Ища покоя, онрешил оставить остров и перебраться на о. Патмос. Однако и здесь он не нашелжеланного уединения, и был вынужден вернуться назад, на Хиос. Он решилпредаться еще более строгим подвигам. С этой целью он нашел неподалеку от всетой же часовни св. Петра небольшую расщелину, расширил ее и поселился в ней,предавшись более строгим подвигам.
Однаковскоре и сюда стало приходить множество людей, отрывая св. Макария от молитвы.Тогда он решил перебраться в другую пещеру — в 150-ти метрах от первой. Теперьон попеременно жил то в одной, то в другой пещере. Помимо прочего, в этом былтакже следующий смысл. По замечанию проф. Пападопулоса, подвижники частостроили себе по две келии, на небольшом расстоянии одна от другой. Они этоделали с той целью, чтобы, когда один и тот же вид из одной келии начиналутомлять их взгляд, можно было сменить вид и отдохнуть от однообразия пейзажа.В том числе с этой целью св. Макарий, как знаток тонкостей подвижническогоискусства, жил в двух келиях.
В1784-м году св. Макарий ездил на Святую Гору. Здесь он встретился со св.Никодимом Святогорцем, которому передал для редактирования труды Симеона НовогоБогослова. Эти труды были изданы в Венеции в 1790 году под следующимзаголовком: «Преподобного… отца нашего Симеона Нового Богослова известныетруды, разделенные на две части, из которых первая содержит слова Преподобного,…переведенные на разговорный язык… духовником Дионисием Загореем… Вторая жечасть содержит другие его поэтические слова… В Венеции, 1790. Издано … ВВенеции, 1790. Издано Николаем Гликисом из Иоаннины». Таким образом,согласно титула издания, прозаические слова преп. Симеона, составившие первуючасть издания, были переведены на разговорный язык Дионисием Загореем. Междутем, Дионисий был лишь переписчиком и сотрудником преп. Никодима Святогорца.Львиную же долю труда, если не весь труд по переводу трудов св. Симеона НовогоБогослова взял на себя преп. Никодим, как об этом свидетельствует его биографЕвфимий. Дионисий, по всей видимости, помогал св. Никодиму исправлять текст.Почему, тем не менее, только его имя упомянуто в титуле издания, можно объяснитьлибо тем, что св. Никодим по смирению не желал, чтобы его имя фигурировало виздании, либо ошибкой типографии. Как и в случае с другими святоотеческимиизданиями, текст трудов преп. Симеона Нового Богослова был предоставлен св.Никодиму св. Макарием, который собрал его из различных рукописей и свел в одинсборник. Он также нашел деньги для издания трудов в Венеции. Об этом существуетдва верных исторических свидетельства. Первое — Георгия Завираса (†1805),который сообщает, что Макарий «дал деньги на издание… и Симеона НовогоБогослова». Другим важным свидетельством является уже упомянутое письмопреп. Паисия Величковского болгарскому старцу Феодосию. Здесь он, в частности,сообщает: «По времени же малом (Макарий) имеет намерение печати предати икнигу великую святого Симеона Нового Богослова».
Живяна Хиосе, Макарий не изменил своему обычаю, которому следовал еще будучиуправляющим отцовских имений, помогать нищим и обездоленным. Так, егосовременник Георгий Завирас сообщает: «Скольких пленников освободил(Макарий), скольким голодным и больным помог.., почти невозможнопосчитать».
Приведемтолько несколько случаев его щедрой благотворительности. Так, например, оноказал существенную поддержку деятелю греческого Просвещения, АдамантисуКораису (1748-1833), когда тот юношей учился в Montpellier.
Онпомог старцу Нифону-колливаду (1736-1809) построить на острове Икария монастырьБлаговещения. В 1779-м году он посетил этот монастырь и провел в нем некотороевремя.
Также,живя на Хиосе, св. Макарий принял важное служение «наставникамучеников». В Османской империи христиане за свои христианские убежденияне преследовались. Им позволялось держаться своей веры, не опасаясь за своюжизнь. Под угрозой смертной казни было запрещено лишь переходить из ислама вхристианство. Этот закон был основной причиной мученической смерти греческихновомучеников. Их история во многом типична. В какой-то момент они совершалипреступление против законов Османского государства: воровство, грабеж,прелюбодеяние и т.п. Единственной возможностью для них избежать законногонаказания был переход из христианства в ислам. Многие, таким образом, принималиислам и освобождались от наказания. Некоторые со временем раскаивались в изменесвоей вере и хотели вернуться в христианство. Однако, по турецким законам, заэто им грозила смертная казнь. Многие, желая избежать ее, перебирались вотдаленные места, где их никто не знал, и жили там как христиане. Некоторые же,тем не менее, желая сполна искупить вину отречения, решались публично объявитьо своем переходе назад в христианство. Судья, перед которым они объявляли освоем решении, мог присудить им только один приговор — смерть. Перед казнью онинекоторое время содержались в тюрьме, куда к ним относительно свободно моглиприходить родственники, знакомые и священник, для напутствования перед смертью.Такие священники-наставники мучеников избирались из самых достойных клириков.Они исповедовали и причащали приговоренных, укрепляя их на мученический подвиг.В греческом языке для них есть даже специальное слово: «алиптис»(aleiptis martyron).
Нужнозаметить, что как подвиг новомучеников, так и наставничество приходивших к нимсвященников далеко не всегда находили должное понимание как среди простогонарода, так и среди церковной иерархии и клира, многие представители которогоне только препятствовали мученичеству, но и избегали напутствовать теххристиан, которые были уже приговорены к смерти. Так, св. Афанасий Париосупоминает случай, когда один желавший вернуться из ислама в лоно Церкви пришелв одну митрополию, чтобы спросить, что ему делать, и ушел оттуда ни с чем.
Негативноеотношение как к тем из христиан, которые решались на мученический подвиг, так ик священникам, которые их наставляли, было даже в кругах Константинопольскойпатриархии. Так, например, Мануил Гедеон, историк нового периода ГреческойЦеркви, выражая отношение некоторых кругов патриархии, называет новомучеников«неразумными», а их наставников — «фанатиками».
Итак,наставником мучеников был и св. Макарий. В связи с этим ему приходилось нетолько подвергаться постоянной опасности со стороны турецких властей, но ииспытывать либо непонимание, либо откровенное осуждение со стороны некоторыхцерковных кругов. Несмотря на все это, он продолжал приходить в темницы кприговоренным на смерть христианам. Зачастую власти, зная намерения Макария, непускали его к приговоренным. Тогда ему приходилось оговаривать себя как,например, неплательщика налогов, чтобы его посадили в тюрьму, и он мог общатьсяс новомучениками.
Каксообщает св. Афанасий Париос, он «не только говорил им пять-десять словдля ободрения и разрешал их от грехов, но также много дней держал их рядом ссобой, подготавливая их постом, молитвами, коленопреклонениями, слезами истенаниями, пока в их душах не возгорался огонь божественной любви».
Внекоторых случаях такое наставничество было решающим. Так, например,новомученик Феодор Византиец (†1795), несмотря на первоначальное желаниепострадать за Христа, впоследствии был одолеваем страхом перед смертью. Однако,укрепленный св. Макарием, он «как жаждущий олень устремился, чтобысподобиться смерти за Христа». В другом случае, с новомучеником ДмитриемПелопоннесским (†1803), св. Макарий также приложил немало усилий, чтобы возжечьв нем желание пострадать за Христа. Дмитрия, ко всему прочему, ему пришлосьнаставлять даже в основах веры. Кроме указанных двоих, св. Макарий подготовил кмученичеству также св. Полидора Киприота (†1794) и «других, в которыхвозжег желание подвига за веру», имена которых мы не знаем.
Будучинаставником мучеников, св. Макарий был свидетелем их героизма и мужества,которые часто не были видны другим. Кроме внешней решимости пострадать заХриста, он видел их внутреннюю брань, в результате которой они принималитрудное решение пожертвовать своей жизнью ради Христа. Мужество мучеников онописывает в своих письмах их родным, утешая их и убеждая со стойкостью и веройпереносить потерю близкого человека. Таких писем сохранилось пять.
Подвигновомучеников был описан св. Макарием также в их житиях, которые он сам исоставлял. Причина, по которой св. Макарий составлял жития новомучеников,состояла не только в том, чтобы прославить их страдания, но, наверное, в первуюочередь, чтобы дать христианам пример верности Христу и Церкви, попытаться хотябы в какой-то степени предотвратить процесс омусульманивания православногонаселения Османской империи, который и в эпоху св. Макария шел полным ходом.
Написанныеим жития новомучеников вошли в сборник, которому он дал название «НовыйЛимонарий» (Neon Leimonarion). Это название было заимствовано у ИоаннаМосха (545 (552) — 619) — автора книги, на русском языке известной как«Луг духовный». В оригинале, однако, она называлась «Лимон»(Leimon), а позже получила название «Духовный лимон» (Pneumatikosleimon) и «Лимонарий» (Leimonarion).
Длянаписания житий новомучеников святой Макарий пользовался сведениями,полученными от них самих, напутствуя их перед смертью. Также он пользовалсярассказами знавших их людей, записями, сохранившимися в различных архивах ит.п.
Кромежитий новомучеников, в «Новый Лимонарий» вошли жития других Святых,не публиковавшиеся ранее. Св. Макарий отыскивал рукописи с этими житиями вбиблиотеках Афона, Патмоса, Хиоса, одновременно с аскетическими трактатами.Также в сборник вошли душеполезные рассказы из житий Святых, которые могли быназидать верных.
СвятойМакарий работал над «Новым Лимонарием» до конца своей жизни. Впоследние годы он привлек к составлению сборника своего ученика Никифора(1750-1821), впоследствии также причисленного к лику Святых (его памятьсовершается 1/14 мая). В 1803-м году преп. Никифор Хиосский поселился в келиисв. Георгия — неподалеку от келии св. Петра, в которой жил св. Макарий, — и могпостоянно общаться со своим учителем, занимаясь под его руководством в числепрочего составлением и редактированием житий.
Св.Макарий, чувствуя, что не успевает закончить начатый им труд, поручил егозавершение преп. Никифору. После смерти св. Макария в «НовыйЛимонарий» внесли некоторые дополнения как св. Никифор, так и св. АфанасийПариос. Св. Никифор осуществил окончательную редакцию текста, и в 1819-м годукнига вышла в свет. Она была напечатана в Венеции и носила следующее название:«Новый Лимонарий, содержащий древние и новые свидетельства, а также житияпреподобных, собранные приснопамятным… Макарием Нотарасом, с дополнением изсинаксариев Постной и Цветной Триоди, переведенных… Афанасием Париосом, с нимиже и хвалебные последования различным новомученикам, составленные… НикифоромХиосским. Настоящее первое издание осуществлено… в Венеции Паном Феодосием,1819».
СвятойМакарий приобрел не только авторитет знатока аскетической письменности исоставителя житий, но и богослова, став в некотором смысле «правиломверы». Так, например, св. Афанасий Париос, прежде чем издать свое«Краткое изложение или Сборник Божественных догматов веры» (Лейпциг,1806 г.), обратился к св. Макарию, чтобы он проверил этот текст на богословскоесоответствие, о чем было указано и в титуле книги.
Другимпримером того, какой богословский авторитет имел св. Макарий, является просьба,адресованная ему, а также св. Афанасию Париосу и Дорофею Вулисмасу,Константинопольским патриархом Неофитом VII (1789-1794, 1798-1801), которыйпросил их проверить знаменитый «Пидалион» Никодима Святогорца напредмет его соответствия православному вероучению и канонической традиции.
Такжесв. Макарий уделял большое внимание изданию богословских книг, с цельюбогословского просвещения народа. Так, например, он способствовал изданию нагреческом языке «Православного учения или сокращенной христианскойБогословии» митрополита Московского Платона (Левшина). Сам он, вопреки,мнению некоторых исследователей, участия в переводе этой книги не принимал,потому что не знал ни немецкого, ни французского, с которых она была переведенана греческий. Его помощь заключалась только в изыскании денег для осуществленияиздания.
Так,в духовных подвигах, пастырских и писательских трудах св. Макарий провелнаиболее плодотворную часть своей жизни, подвизаясь в своих пещерках на островеХиос. Приближались последние месяцы его жизни. В первых числах сентября 1804-гогода его разбил паралич, в результате чего у него отнялась вся правая сторонатела. Весь период болезни рядом с ним находились его ближайшие ученики: НилКалогном и Никифор Хиосский. Он каждый день причащался Святых Таин, готовясь ксмерти. 17-го апреля 1805-го года он упокоился. В этот же день — 17/30 апреля — Церковь празднует его память.
Службусв. Макарию написал преп. Никифор Хиосский. Она была издана в 1863-м годуиеромонахом Иосифом Хиосским вместе с житием, написанным св. АфанасиемПариосом.
Список литературы
1.    Говорун Сергей. Святой Макарий Нотарас,родоначальник «филокализма»
2.    Жизнь и деятельность Св. Макария Нотараса(на греч. языке). Впервые издано вместе с последованием в 1863-м году.Последние издания жития св. Макария осуществлены в сборниках: KorinthiakonAgiologion, Коринф, 1977, 185-214. Neon Chiakon Leimonarion, Хиос, 1992, 234-243. (Далее:«Житие». Цитация будет вестись по первому из указанных сборников.)Наиболее полным современным жизнеописанием св. Макария является книгапрофессора Патрологии Афинского университета Стилиана Пападопулоса СвятойМакарий Коринфский. Родоначальник Филокализма, вышедшая первым изданием вАфинах в 2000-м году. (Далее: «Святой Макарий Коринфский».)
3.    Письмо от 15-го мая 1776-го года патриархуСофронию II (1774-1780). Цит. по: Святой Макарий Коринфский, 27.
4.    Папулидис, К., Движение колливадов (нагреч.), Афины, 1971, 62.
5.    Святой Макарий Коринфский, 37-42.
6.    Житие и писание молдавского старца ПаисияВеличковского, изд. Оптиной пустыни, М., 1847, 224-225.
7.    Оригинальное житие святого НикодимаСвятогорца (на греч.), Афины, 41985, 8.
8.    О семье фанариотов Маврокордатов см.:Legrand, E., Genealogie des Maurocordatos de Constantinople, Paris, 1900.
9.    Житие и писание молдавского старца ПаисияВеличковского, изд. Оптиной пустыни, М., 1847, 225
10.  Оригинальное житие святого НикодимаСвятогорца, Афины, 41985, 10.
11.  Феоклит Дионисиат, Святой НикодимСвятогорец (на греч.), Афины, 1954, 175.
12.  Завирас. Г., Новая Эллада или ГреческийТеатр (на греч.), Афины, 1872, 459.
13.  Житие и писание молдавского старца ПаисияВеличковского, изд. Оптиной пустыни, М., 1847, 225.
14.  Гедеон, М., Канонизация. Порядокпричисления к Святым (на греч.), Салоники, 1984, 27, 38, 125…
15.  Пидалион, Афины, 1993, 5, 9.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.