Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Программа "Государственные жилищные сертификаты"

Программа «Государственные жилищныесертификаты»
Смомента принятия Федеральной программы «Государственные жилищныесертификаты» (далее – Программа ГЖС) прошло 5 лет. Для многихбезквартирных военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, программапредоставила реальную возможность решить свою жилищную проблему. За прошедшее с1998 года время реализовать свои сертификаты и стать владельцами квартир смоглиболее 57 тысяч семей [1].
Однаков среде потенциальных кандидатов на получение Государственного жилищногосертификата, программа постоянно подвергалась и подвергается жесткой критике. Впервую очередь, недовольство вызывает финансовое обеспечение программы. Получаемаяучастником программы ГЖС безвозмездная субсидия, как правило, не позволяетприобрести современное жилье в крупном городе. Разработчики программырассчитывали, что при покупке квартиры военнослужащие, в дополнение к субсидии,будут использовать собственные сбережения или кредиты банков. Однако этотрасчет не оправдался: во-первых, размер денежного довольствия военнослужащегоне позволяет делать серьезных накоплений, во-вторых, ипотечное кредитование вРоссии находится пока что в зародышевом состоянии.
Недовольствоусловиями Программы ГЖС привело некоторых бывших военнослужащих к дверямВерховного суда РФ. Первую «проверку на прочность» Программа ГЖСпрошла уже в апреле 1998 года.
ЧеремныхВ.Б. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконнойФедеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты»,как противоречащей, по его мнению, положениям Конституции РФ (ст. 19) и ЗаконаРФ «О статусе военнослужащих» (ст. 15), ссылаясь на то, что программапрактически на 5 лет приостанавливает государственные гарантии напредоставление военнослужащим жилых помещений, отменяет основной способобеспечения военнослужащих жильем через органы местного самоуправления,нарушает права военнослужащих, на бесплатное получение жилья.
ВерховныйСуд РФ пришел к выводу о том, что заявление Черемных удовлетворению неподлежит. При этом Верховный Суд отметил, что указанная программа не исключаетвозможность получения военнослужащими жилых помещений через органы местногосамоуправления по договорам социального найма.
Занедоказанностью судом был отвергнут довод заявителя о том, что программаявляется единственным финансируемым Правительством каналом для обеспеченияжилья военнослужащих, увольняемых с военной службы. Кроме того, в решениивпервые в судебной практике был озвучен принцип добровольности участия впрограмме ГЖС [2].
Действующеезаконодательство предлагает 2 основных способа решения жилищных проблемувольняемых военнослужащих: посредством получения государственного илимуниципального жилья по договорам социального найма или за счет субсидий наприобретение (строительство) жилья. Оба варианта финансируются из средствфедерального бюджета, причем воспользоваться помощью государства можно толькоодин раз. В случае приобретения жилого помещения посредством ГЖС участникпрограммы теряет право на другие варианты улучшения жилищных условий.
Закономпродекларировано право военнослужащего на самостоятельный выбор способа решениясвоей жилищной проблемы. Однако эта «свобода выбора» сводится на нетфинансовыми политикой государства. В 1998 году В.Б. Черемных не смог доказать,что с принятием Федеральной программы «Государственные жилищныесертификаты» финансирование строительства жилья для военнослужащих былопрактически прекращено. Однако, если бы он обратился с аналогичной жалобой в2002 году, решение суда не было бы таким однозначным.
Вфедеральном бюджете на 2002 год не нашлось средств на строительство жилья длявоеннослужащих. Действие абзаца первого пункта 14 статьи 15 Закона «Остатусе военнослужащих» в части слов «в том числе»приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 года Федеральным законом «Огосударственном бюджете на 2002 год» от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ [3].Таким образом, в течении 2002 года названная норма выглядит следующим образом:«Военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет иболее, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возрастапребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи сорганизационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене местажительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранноеместо жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилымипомещениями по установленным нормам, за счет государственных жилищныхсертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствамииз федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования».
Такимобразом, «при всем богатстве выбора другой альтернативы нет»:единственным реальным способом получения жилья для военнослужащего являетсяучастие в Программе ГЖС. Однако и эта дорога имеет препятствия. УсловияПрограммы ГЖС составлены таким образом, что военнослужащий, обеспеченный жильемпо установленным нормам (пусть даже не там, где он хотел бы жить) в участники ПрограммыГЖС не попадает. К примеру, если военнослужащий, изъявивший желание получитьГЖС в Воронеже, вступал в права наследования на дом в глухой деревушкеАрхангельской области, его могли исключить из списка получателей ГЖС, какрешившего свою жилую проблему.
Попавшиев такую ситуацию военнослужащие пытались восстановиться в списках получателейГЖС через суд, однако их жалобы, как правило, не удовлетворялись. Бывшийвоеннослужащий Б.В. Нагорный, получив подобный отказ, дошел в поисках правды докассационной коллегии Верховного Суда РФ. В результате судьи высшего судебногооргана исключили из Программы ГЖС условие о том, что участник Программы недолжен иметь жилых помещений для постоянного проживания на территорииРоссийской Федерации и за ее пределами.
ПравительствоРФ, установив к военнослужащим, увольняющимся с военной службы, имеющим правона обеспечение жилыми помещениями, дополнительное требование: отсутствие жилыхпомещений для постоянного проживания на территории РФ и за ее пределами,ограничило право на участие в Программе для получения безвозмездных субсидий вцелях приобретения жилья данной категорией граждан.
Такоеуказание фактически сужает установленный Федеральным законом «О статусевоеннослужащих» круг военнослужащих, имеющих право на получениесертификата, и выходит за пределы предоставленных Правительству РФ полномочий.
Такимобразом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое заявителеположение Федеральной целевой программы «Государственные жилищныесертификаты» в части установления права на выдачу сертификатов тольковоеннослужащим, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания натерритории Российской Федерации и за ее пределами, противоречит Федеральномузакону [4].
Безусловно,это решение значительно расширило круг участников Программы ГЖС. У жалоб,связанных с отказом в выдаче ГЖС или с увольнением с военной службы безобеспечения ГЖС, появилась хорошая судебная перспектива.
Однакостатьей 96 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» установлено,что в 2003 году средства федерального бюджета направляются на обеспечениежильем военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с проведениеморганизационно — штатных мероприятий, в порядке, установленном ПравительствомРоссийской Федерации для реализации Президентской программы«Государственные жилищные сертификаты» [5]. Поэтому неисключено, что в двери Верховного суда РФ скоро снова постучит какой-нибудьобиженный военнослужащий, не получивший обещанного государством жилья...
ЮристОбщественной организации  «В будущее без насилия» В.Данько
Список литературы
 [1] КушерС. «Второе дыхание жилищных сертификатов»//Российская газета,3.04.2002 г. № 59, с.9
 [2]Законность, 1998, № 10
 [3] Пункт34 Приложения 17 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2002год» // «Российская газета», № 5 от 11.01.2002
 [4]Определение Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 22.08.02 г. № КАС02-380 // Консультант Плюс: Версия Проф
 [5]«Российская газета», № 244 от 28.12.2002 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Одностадийная схема получения бензилконий фторида
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности транспортного предприятия на примере ОАО "Керченский таксопарк"
Реферат Деструктивные культы секты
Реферат Jay Gatsbys Dream In The Greta Gatsby
Реферат Понятие и принципы корпоративной культуры
Реферат Психология допроса свидетеля дающего ложные показания (лжесвидетельство)
Реферат Построение графика функции различными методами (самостоятельная работа учащихся)
Реферат Супружеские конфликты на почве национальности
Реферат Is More Than One Cause Of AIDS
Реферат РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВОСПРИЯТИИ
Реферат Экономико-географическая характеристика Нижневартовска
Реферат Система образования в Англии, США и России /english/
Реферат The Ebola Virus Essay Research Paper Lifeis
Реферат Изучение состава кадров на промышленном предприятии
Реферат Применение бактереологического препарата Ризоагрин на смешанных посевах ячменя с зернобобовыми культурами