Реферат по предмету "Международные отношения"


Экономические санкции Совета Безопасности ООН против Ливии и их результаты

Реферат: Экономические санкции СоветаБезопасности ООН против Ливии и их результаты

5 апреля 1999 г. Совет БезопасностиООН принял решение о приостановлении режима санкций против Ливии в связи свыдачей международному трибуналу двух ливийских граждан, подозреваемых ворганизации терро/>ристической акции, повлекшеймногочисленные человеческие жертвы.
Краткая предыстория введения санкцийтакова: в ноябре 1991 г. США, Великобритания и Франция предъявили Ливииобвинение в причастности ее граждан к взрывам американского самолета надшотландским местечком Локкерби в 1988 г. и авиалайнера французской авиакомпанииUTA в 1989 г. 21 января 1992 г. СоветБезопасности ООН единогласно принял резолюцию № 731, призывающую Ливию ксотрудничеству в расследовании указанных событий. В связи с отказом Ливиивыполнять требования этой резолюции 31 февраля 1992 г. СБ ООН десятью голосами«за» при пяти воздержавшихся (Китай, Индия, Марокко, Зимбабве, Кабо-Верде)принял резолюцию № 748 о введении санкций в отношении Ливии (запрет наавиасообщение, военно-техническое сотрудничество, сокращение дипломатическихпредставительств и пр.). А 11 ноября 1993 г. СБ ООН принял резолюцию № 843 о введениидополнительных санкций в отношении Ливии, которые в целом сводились кследующему.
1. Запрет на воздушные полеты (заисключением случаев, санкционированных Советом Безопасности) из Ливии исоответственно в Ливию гражданских и военных самолетов, а также на поставкузапасных частей к самолетам всех типов и наземному навигационному ивспомогательному оборудованию. Предписывалось закрыть все зарубежныепредставительства Ливийской компании по воздушным перевозкам.
2. Запрет на поставку в Ливию всехвидов вооружений и военной техники, включая запасные части к уже поставленнойтехнике, а также командированию в Ливию военных и технических специалистов.
3. Замораживание всех финансовыхактивов Ливии за рубежом, включая инвестиции, акции, дивиденды, исключая поступленияот операций с нефтью, газом и экспорта сельскохозяйственной продукции из Ливиипосле 3 декабря 1993 г.
4. Запрет на импорт технологическогооборудования и запасных частей для нефтеперерабатывающих заводов и нефте- игазотранспортных систем в соответствии с утвержденным перечнем. Запрет некасался поставок бурового оборудования.
5. Требование сократить персоналливийских дипломатических и торговых представительств за рубежом.
6. Введение регламента на процедуруснятия санкций, в соответствии с которой санкции могут быть сняты полностью втечение 90 дней после единогласного решения СБ, повторно санкции могут бытьвведены только по соответствующему решению СБ.
Введение экономических санкций противЛивии существенно повлияло на политическую ситуацию в Арабском мире,способствовало усилению позиции США и резкому ослаблению политических иторгово-экономических позиций России. Было фактически ликвидированосоздававшееся десятилетиями военно-техническое сотрудничество между Ливией иРоссией (как правопреемницей СССР). Под запрет попали такие важнейшие статьироссийского экспорта в Ливию, как авиационная техника (военная и гражданская),запасные части к поставленной ранее военной технике, проведение на российскихавиаремонтных предприятиях восстановления ресурса закупленных ранее самолетовроссийского производства; поставки оборудования и запасных частей на ремонтныезаводы в Ливии; подготовка ливийских военных и гражданских специалистов, атакже командирование в Ливию военно-технических специалистов, численностькоторых в 1992 г. составляла около 2,8 тыс. человек. Таким образом, вся военнаятехника, поставленная в 1970–1992 гг., осталась практически без запасных частейи надлежащего технического обслуживания.
Кромеуказанных позиций, в Ливию в разные годы поставлялись также машины иоборудование, транспортные средства, энергетическое оборудование, цемент,пиломатериалы, прокат и пр. Из Ливии импортировалось значительное количествонефти в счет оплаты за поставленное оружие и военную технику, небольшая часть которойпоступала на НПЗ в Туапсе, а остальное реализовывалось на рынке нефти. Свведением в 1992 г. санкций Ливия окончательно переориентировала свою внешнююторговлю на западные страны и объем российско-ливийского торгово-экономическогои научно-технического сотрудничества сократился практически до нуля (см. табл.1).
Пик экономического инаучно-технического сотрудничества между СССР и Ливией пришелся на середину80-х годов, когда в Ливии при участии советских внешнеторговых организаций былсооружен ряд крупных объектов, в том числе Центр ядерных исследований «Таджура»(ЦЯИ), построенный в пригороде Триполи ВО «Атомэнергоэкспорт», линиивысоковольтных электропередач общей протяженностью более 600 км, газопроводМарса-эль-Брега – Мисурата, выполнены буровые работы на нефтяных месторождениях(более 130 скважин), осуществлены научно-исследовательские ипроектно-изыскательские работы в области энергетики и сельского хозяйства,построено несколько оборонных предприятий. В конце 80-х годов акцент вторгово-экономических связях стал смещаться в сторону военно-техническогосотрудничества, и Ливия стала одним из крупнейших партнеров России в этойобласти.
В 1990 г. между СССР и Ливией былиподписаны межправительственные документы, которые позволили на взаимоприемлемыхусловиях урегулировать вопросы ливийского долга по советско-ливийскомувоенно-техническому сотрудничеству. Однако присоединение России к санкциямприостановило выполнение уже достигнутых договоренностей и повлекло за собойвывод российских военных и технических специалистов. В Ливии осталась небольшаягруппа специалистов, работающих по индивидуальным контрактам в ЦЯИ «Таджура».Вопрос же ливийского долга остается неурегулированным до настоящего времени.
Для оценки перспектив восстановленияутраченных в Ливии торгово-экономических позиций России необходимопроанализировать политические и экономические последствия санкций для самойЛивии, а также положение, сложившееся после их снятия.
Снятие санкций позволило Ливии выйтииз изоляции и создало базу для дальнейшего восстановления ее позиций намеждународной арене. Серьезное препятствие этому – сохранение США режимаодносторонних санкций против Ливии, которые впервые были введены в 1978 г., азатем ужесточены в 1986 г. установлением полного торгового эмбарго и конфискациейвсех активов Ливии в США. Осознавая необходимость разрешения сложившейсяситуации, в Триполи предприняли ряд шагов, направленных на нормализациюотношений с США и Великобританией. Так, ливийское правительство согласилосьвыплатить компенсацию семье британского полицейского, убитого в Лондонесотрудником ливийского дипломатического представительства в 1984 г., ранее ужепереданного британским властям. Хотя в Лондоне по прежнему ожидают дальнейших,подкрепляющих доверие шагов Триполи, прежде чем дипломатические отношения будутвосстановлены в полном объеме, можно констатировать значительное потеплениебритано-ливийских взаимоотношений.
Урегулирование же отношений с СШАпредставляется более затруднительным. Проведя ряд неофициальных консультаций спредставителями Эксон Мобил, БП Амоко и Коноко, ливийское руководствопредложило американским нефтяным компаниям возобновить деятельность в Ливии,обещав возвратить им имущество, конфискованное в 1986 г. Так, по словампрезидента Коноко Дж. Брукса Бакстона, «Ливия возвращается в содружество,частью которого станут американские нефтяные компании»1. ОднакоГосдепартамент США сохраняет жесткую позицию в отношении Ливии, и, несмотря наактивное лоббирование, нефтяным компаниям удалось добиться лишь разрешения на одинвизит в Ливию своего представителя с ограниченным штатом техническихспециалистов для сбора информации. В свете предстоящих в 2000 г. президентскихвыборов политика США в отношении Ливии, по всей вероятности, не претерпитзначительных изменений.
Сотрудничество ливийских властей всудебном процессе над подозреваемыми в организации взрыва авиалайнерафранцузской авиакомпании UTA в1989 г., завершившемся заочным осуждением шестерых ливийских граждан, позволилоулучшить взаимоотношения Ливии с одним из крупнейших торговых партнеров. Уже 6апреля (в день принятия решения о приостановлении действия санкций) Ливиюпосетил с официальным визитом министр иностранных дел Италии Ламберто Дини,обсудивший с ливийским руководством вопросы ре-интеграции Ливии в мировоесообщество. В 1998 г. была подписана совместная итальяно-ливийская декларация,в которой Италия взяла на себя обязательства по компенсации ущерба, нанесенногоЛивии за время итальянской оккупации.
Что касается позиций Ливии в регионе,то они также неоднозначны. С одной стороны, дружественная позиция стран-соседей(в особенности Туниса и Мальты) позволила Ливии с меньшим ущербом перенестисанкции, но ограниченная дипломатическая поддержка со стороны богатых арабскихстран значительно усилила степень политической изоляции Ливии. Ливийский лидерМуамар Каддафи декларировал частичную переориентацию внешнеполитического курсастраны в сторону повышения ее роли на Африканском континенте, предложивпосреднические услуги в разрешении конфликтов в Конго, Сьерра-Леоне и Судане.Разрешение «локкербийского тупика» стало возможным во многом благодаряпосреднической инициативе президента ЮАР Нельсона Манделлы при незначительномсодействии саудовской дипломатии. Последние акции ливийского правительства, втом числе выдворение 30 тыс. суданских и палестинских рабочих, а такжеохлаждение отношений Триполи с радикальными исламистскими группировками быливосприняты скорее не как попытка восстановления доверия Запада, а как признакипостепенного отхода М. Каддафи от идей панарабизма. Однако сохранение твердойприверженности Триполи политике ОПЕК и других арабских организаций, а такжесерия дружественных визитов в Ливию лидеров арабских государств, в том числепрезидента Египта Х. Мубарака и наследного принца Саудовской Аравии Абдаллы,свидетельствуют о постепенном восстановлении Ливией своей роли в арабском мире.
Экономические санкции нанеслисерьезный удар по экономике страны. По данным источника в ООН, их кумулятивныйэффект в виде прямого ущерба и недополучения дохода оценивался примерно в 24-26млрд. долл.2 Хотя эти цифры представляют собой экспертную оценку,основанную главным образом на данных внешних источников, они позволяют нагляднопредставить масштаб воздействия санкций на ливийскую экономику, последствиякоторых будут ощущаться еще долгие годы. В результате санкций были существенноослаблены усилия ливийского правительства по диверсификации национальнойэкономики с целью окончательного преодоления ее монокультурного,ориентированного преимущественно на нефть характера. Экспорт нефти инефтепродуктов по прежнему обеспечивает более 90% валютных поступлений страны,а доля нефтяной и газовой промышленности, а также непосредственно связанных снею отраслей составляет около 40% ВВП, вследствие чего Ливия особеннопострадала от падения мировых цен на нефть в период с осени 1997 г. по весну1999 г. (до 9 долл. за баррель в декабре 1998 г.).Так, при стабильной добыче науровне 1,38–1,40 млн. барр. в сутки (69–70 млн. т в год) доходы от экспортанефти упали с 9 млрд. долл. в 1997 г. до 5,8 млрд. долл. в 1998 г. Прогнозы,составленные в конце 1998 г., предполагали их дальнейшее сокращение до 5250млн. долл., что впервые за долгие годы не покрывает объема заработной платыгосударственных служащих (700 тыс. человек).
Резкое сокращение поступленийвынудило правительство объявить о 80-процентном сокращении расходов поинвестиционным проектам, предусмотренным в бюджете на 1999 г. (включаяпромышленные и энергетические объекты). В целом расходная часть бюджета на 1999г. была сокращена с 5,31 млрд. до 4,9 млрд. лив. дин. (с 11,8 млрд. до 10,9млрд. долл.) при дефиците 650 млн. лив. дин. В 1997–1998 гг. уровень инфляциицен на потребительские товары составил 25%, а уровень безработицы достигрекордных 30%. Ежегодные темпы прироста ВВП в 1996–1998 гг. составляли менее1%, но достоверность этих цифр вызывают сомнение, учитывая систематическоезавышение Ливией объявленных макроэкономических показателей. Так, объявленныйобъем ВВП Ливии за 1998 г. составил 93 млрд. долл., что на 4 млрд. долл. превышаетВВП соседнего Египта – страны с 62 миллионным населением, более развитойэкономикой, с объемом добычи нефти и газа, сравнимым с ливийским. По даннымМВФ, ВВП Ливии за 1998 г. составил около 26 млрд. долл. США.
Многолетняя политика, направленная наизбежание внешних заимствований, позволила Ливии ограничить объем внешнейзадолженности, который на конец 1998 г. составил около 3,8 млрд. долл. (безучета долгов по поставкам вооружений), для сравнения внешний долг СаудовскойАравии равняется 22 млрд. долл., а Египта – 28,5 млрд. долл. Однако в сочетаниис ограничениями на импорт потребительских товаров и поддержанием правительствомзавышенного курса ливийского динара это привело к формированию повышенногоспроса на наличную валюту внутри страны. Центральный банк Ливии предпринял рядмер, направленных на ограничение теневого оборота валюты, который, по разнымоценкам, составляет 20–25% от общего объема валютных сделок3. Так, вконце 1998 г. была осуществлена девальвация динара на 14% (текущий официальныйкурс составляет 0,45 л.д. за 1 долл.), а также проведена серия валютныхинтервенций, что, по словам председателя Главного комитета по экономике(министра экономики) Абдулхафеза Злейтни, позволило уменьшить параллельный курсс 3,2 до 1,5 динара за доллар. Но таких мер недостаточно для достиженияреалистичного курса ливийского динара, отражающего реальную стоимость товаров иуслуг. Для решения этой проблемы необходимы коренные преобразования структурыливийской экономики. По свидетельству некоторых западных дипломатов,«существует ряд признаков, что Каддафи начал проявлять интерес к рыночнойэкономике»4, однако реальных подтверждений этому до сих пор непоследовало, что не позволяет сделать вывод, является ли это принципиальнымизменением экономической политики ливийского руководства или лишь тактическимишагами, направленными на улучшение отношений с Западом и привлечениеиностранных инвестиций.
В нефтяной и газовой промышленностихарактер введенных санкциями ограничений предопределил их различное воздействиев отдельных подотраслях. В нефтедобыче наиболее существенно санкции сказалисьна состоянии нефтепромыслов, принадлежащих Национальной нефтяной корпорации(ННК) – государственной компании, контролирующей до двух третей добычи нефти натерритории страны. В связи с нехваткой необходимых запасных частей и материалов(бóльшая часть полученных в обход санкций была использована дляобустройства новых месторождений) и ограничением доступа к современнымтехнологиям себестоимость добычи одного барреля нефти на «старых» крупныхместорождениях, эксплуатируемых ННК, возросла до 2,5 долл.5
Необходимо также отметить, что бóльшаячасть этих месторождений функционирует в режиме падающей добычи, для еестабилизации требуется использование «вторичных» методов повышения нефтеотдачи,технологиями которых ННК не располагает. На протяжении последних лет лишь 15%полученных ННК доходов реинвестировалось в энергетический сектор, и дляреализации планов правительства по увеличению добывающих мощностей к 2004 г. до2 млн. барр. в сутки (100 млн. т в год), по словам председателя «Зуэтина ОйлК°» (дочерняя компания ННК), необходимо дополнительно инвестировать вмодернизацию оборудования действующих нефтепромыслов и обустройство новыхместорождений около 1,5 млрд. долл.
Серьезно отразилось эмбарго и нанефтеперерабатывающем комплексе страны, мощность которого составляет около 21млн. т в год. Построенные в 70-х годах, за исключением крупнейшего в СевернойАфрике НПЗ в Рас-Лануре (построен в 1985 г.), ливийские нефтеперерабатывающиезаводы устарели и требуют модернизации и замены технологического оборудования. Бóльшаячасть номенклатуры необходимых для нефтеперерабатывающей промышленностизапасных частей и вспомогательных материалов в Ливии не производится, ивызванная санкциями их нехватка привела к значительному сокращению объемовремонтных и профилактических работ. Ливийские НПЗ характеризуются низкойглубиной переработки нефти – менее 50%, что объясняется изношенностьюоборудования и отсутствием в их схеме установок вторичных (деструктивных) процессов,позволяющих увеличить выход светлых нефтепродуктов и повысить их качество.Структура производства не соответствует потребностям в нефтепродуктах, поэтомуЛивия вынуждена импортировать более половины потребляемого бензина и некоторыедругие виды нефтепродуктов (масла и пр.). Запрет на поставку технологическогооборудования для нефтеперерабатывающей промышленности не позволил осуществитьнамеченную на вторую половину 90-х годов модернизацию комплекса, и с отменойсанкций этот вопрос является одним из наиболее приоритетных.
Положение, сложившееся в областипоисково-разведочных работ на нефть и газ, несколько отличается от положения вдругих подотраслях. Бóльшая часть поисково-разведочных работ натерритории Ливии производится иностранными нефтяными компаниями и, посколькусанкции не затрагивали поставок бурового и сопутствующего оборудования, они неотразились на их деятельности. Несмотря на многочисленные сдерживающие факторы,объемы ежегодного прироста балансовых запасов превышают объемы добываемой нефти.Извлекаемые запасы нефти составляют более 3,5 млрд. т, а коэффициент кратностизапасов (отношение запасов к ежегодной добыче) – 56,46.
Наиболее активную деятельность вЛивии ведут британские, канадские и испанские нефтяные корпорации. Так,британская компания «Lasmo»совместно сиспанской «Repsoil»сделали ряд значительных открытий в бассейне Мурзук, в том числе месторождение«Elephant», запасы которого оцениваются в 500млн. барр. Испанская компания, добывающая также около 140 тыс. барр. в сутки (7млн. т в год) на месторождении «Аль-Сахара», объявила о дальнейших открытиях,сделанных в процессе доразведкив начале 1999 г., с запасами в 100–200 млн.барр. Канадская компания «RedSeaOil» проводившая поисковое бурение в блоке NC177 бассейна Сирт, получила притоки нефти. Масштабы ипромышленное значение открытия в настоящее время уточняются. Французскаякомпания «ElfAquitaine» открыла месторождение нефти нашельфе акватории залива Сирт, предполагаемые запасы которого составляют 100–200млн. барр.7
Несмотря на успехи, достигнутые вэтой области в последние годы, иностранные компании выражают обеспокоенность всвязи с некоторыми аспектами действующего нефтяного законодательства,препятствующими расширению их деятельности. Настоящее положение по соглашениямо разделе продукции EPSA III,датированное концом 80-х годов, которое было призвано привлечь иностранныекомпании, не достигло поставленной цели, и до открытия месторождения «Elephant» ни одного существенного открытия напредоставленных в соответствии с EPSA III территориях сделано не было. Поконкурентоспособности предлагаемых условий, по оценке «USBarrows», из 324 проанализированныхналоговых систем EPSA III заняла 251 место8. Кроме того, сильнобюрократизированная процедура подачи заявок приводит к многочисленнымпроволочкам в оформлении документов, а завышенный курс ливийского динарасущественно повышает размеры начальных затрат, так как все платежи государствунеобходимо осуществлять в местной валюте. В результате, несмотря на низкуюсебестоимость добычи, высокое качество ливийской нефти и близкое расположение кевропейским рынкам, значительная часть территории страны остаетсянеисследованной. В настоящее время лицензии на поиск нефти, выданные различныминостранным компаниям, охватывают лишь четверть перспективных в отношениинефтегазоносности территорий, и даже бассейн Сирта, где поисково-разведочныеработы ведутся уже более 30 лет, считается не до конца изученным.
Ливийское правительство осознаетнеобходимость перемен. Еще с конца 1997 г. ведется разработка изменений идополнений к Закону «О нефти» от 1955 г. Выступая на международной конференциипо вопросам нефти и газа (Женева, апрель 1999 г.), секретарь Народного комитетапо энергетике Абдулла Салем Аль-Бадри, объявил, что выход новой редакции Закона«О нефти» ожидается в конце 1999 г., и от имени ливийского правительствапригласил иностранных инвесторов (в том числе и американских) принять участиево всех областях ливийского нефтегазового сектора. Новые положения закона будутпредусматривать более гибкие условия, а также откроют для доступа иностранногокапитала прежде недоступные сферы (нефтехимию, нефтепереработку).Предполагается также введение практики проведения международных конкурсов иобеспечение большей «прозрачности» процедуры предоставления контрактов.Учитывая сложившуюся на международном рынке нефти конъюнктуру, осуществлениеуказанных мер сделает Ливию крайне привлекательной для иностранных инвестиций.
Несомненно, что крупные инвестициипотребуются не только для модернизации всего нефтегазового комплекса Ливии, нои для восстановления воздушных и грузовых перевозок. По сообщению западныхисточников, для восстановления регулярного воздушного сообщения с зарубежнымистранами в соответствии с европейскими требованиями безопасности Ливийская национальнаякомпания по воздушным перевозкам нуждается в современных авиалайнерах (10–20единиц), при этом необходимо провести реконструкцию и модернизацию аэропортов,наземных авиатехнических служб, системы подготовки летного и техническогоперсонала. Представители британских деловых кругов, связанных с авиабизнесом (вчастности, «BritishAerospace»), уже провели предварительныепереговоры с ливийской стороной о возможном участии английских компаний вмодернизации гражданской авиации Ливии, представляющей область повышенногокоммерческого интереса для производителей самолетов и авиационногооборудования. Британские авиакомпании впервые за последние 15 лет возобновилиполеты в Триполи – три рейса в неделю. В ноябре 1999 г. между ливийскойнациональной авиакомпанией «Либиен Араб Эйрлайнс» и европейским консорциумом«Эйрбас» было подписано соглашение на поставку 24 аэробусов типа А320, АЗЗ0,А340, а также переобучение летного и подготовку технического персонала.
Окончание экономической изоляцииЛивии совпало по времени с ростом цен на нефть, что еще раз напомнилоевропейским потребителям, сколь важное место занимает Ливия в системетопливно-энергетического снабжения европейских стран. С другой стороны,увеличение доходов Ливии от экспорта углеводородов укрепляет платежеспособностьстраны и, следовательно, усиливает привлекательность ливийского рынка дляевропейских поставщиков.
Наибольшую активность в закреплениисвоего присутствия на ливийском рынке проявила Италия. Еще в феврале 1999 г. допринятия Советом Безопасности ООН решения о приостановлении действия санкциймежду итальянской энергетической группой ЭНИ и Ливией было достигнутосоглашение о реализации крупного проекта по сооружению подводного газопроводаот западных районов Ливии до Сицилии протяженностью более 1 тыс. км ссоответствующей инфраструктурой, пропускная способность которого составит 8–10млрд. куб. м в год. Строительство газопровода предполагается завершить к 2003г., а общая стоимость проекта оценивается в 4 млрд. долл.
Италия – крупнейший торговый партнерЛивии. За счет экспорта ливийской нефти Италия удовлетворяет до 30% своейпотребности в сырой нефти. Ливийским и инвестиционными компаниями «Лафико» и«Ойлинвест» контролируются значительные пакеты акций крупнейших итальянскихкомпаний и банков (ЭНИ, ФИАТ, Банкоди Рома и др.) Крупные торговые партнерыЛивии – также Германия, Франция, Великобритания.
Пятилетним планомсоциально-экономического развития Ливии (2001-2005 гг.) предусмотренареализация ряда крупных проектов с суммарными инвестициями в 35 млрд. долл.Помимо завершения проекта по переброске водных ресурсов из подземныхрезервуаров на юге в северные районы (третий и четвертый этапы проекта ВРР –великой рукотворной реки), намечено строительство железной дорогипротяженностью 2178 км с востока на запад до границы с Тунисом, общейстоимостью 4 млрд. долл. по 12 контрактам, которые будут выставлены на торги(тендеры). Среди крупных проектов, которые предлагаются иностранным инвесторам,– модернизация портового хозяйства и строительство новых причалов и волнорезовв ливийских портах (в настоящее время общая мощность ливийских портов поперевалке грузов составляет 15 млн. т в год), расширение нефтеналивноготерминала в порту Эз-Завия, создание инфраструктуры сотовой связи черезбазирующуюся в Абу-Даби компанию «Thuraya Satellite Telecommunications».Планируется объединениегазопроводной сети Ливии с тунисской и египетской, что позволит болеерационально использовать ресурсы трех соседних арабских стран и благодарябудущему газопроводу Ливия–Сицилия сделает их серьезными конкурентами нагазовом рынке Европы.
В октябре 1999 г. состоялось третьезаседание Российско-Ливийской межправительственной комиссии, в ходе которойбыло рассмотрено современное состояние двустороннего торгово-экономическогосотрудничества и намечены перспективы его развития. Между Россией и Ливией досих пор не подписано соглашения о предоставлении режима наибольшегоблагоприятствования в торговле и взаимной защите инвестиций, что сдерживаетразвитие сотрудничества.
Несмотря на это, ожидается, чтороссийские компании подпишут контракт на расширение ТЭС «Западный Триполи»,предусматривающий установку двух энергоблоков мощностью 325 МВт каждый, ипримут участие в международном конкурсе на строительство ЛЭП напряжением 400кВ, а также получат контракт на поставку материалов и оборудования дляраспределительных электросетей, в обсуждении которого еще предстоит согласоватьряд позиций. Ведутся переговоры об участии ОАО «Атомэнергоэкспорт» в подготовкетехнической документации по строительству АЭС «Султан» в Сирте, а такжемодернизации центра атомных исследований «Таджура», эксплуатация которогоосуществляется при техническом содействии российских специалистов. Подписанконтракт между российской компанией ОАО «Зангаз» и ливийской «Сиртойлкомпани»на сооружение газопровода Хомс – Триполи протяженностью 117 км, а такжепроведение работ по реконструкции двух компрессорных станций; срокстроительства 22 месяца. Сумма контракта 170 млн. долл. Реализация проектапозволит полностью решить вопрос о газоснабжении столицы Ливии10.
Новая политическая и экономическаяситуация, возникшая в Ливии после приостановки санкций, создает благоприятныеусловия для возвращения российских внешнеторговых объединений и частныхкомпаний на ливийский рынок. Однако этот рынок в условиях, когда политическиеили идеологические факторы больше не определяют характер внешнеэкономическихсвязей, предъявляет жесткие требования к конкурентоспособности коммерческихпредложений. Несмотря на очевидную заинтересованность Ливии в участиироссийских компаний на ливийском рынке как некоторого балансирующегопротивовеса Западу, для успешного восстановления утраченных позиций потребуютсяи время, и значительные усилия.
ливияэкономические санкции

Список источников и литературы
1.  MiddleEastEconomicDigest. 18.06.1999, с. 29-34 (далее MEED).
2.  MEED. 16.04.1999, с. 10.
3.  MEED. 23.01.1998.
4.  MEED. 16.04.1999, с. 10;
5.  MEED. 18.06.1999, с 29-34.
6.  MEED. 18.06.1999.
7.  БИКИ. 25.11.1999, № 139, с. 1, 4-5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бандитизм як кримінально-правове явище
Реферат Значення психологічного клімату в колективі
Реферат Расходы бюджета на народное хозяйство
Реферат Вы хотите, чтобы Вас слышали
Реферат Финансы: сущность и функции
Реферат Розвиток творчої активності школярів у процесі розв’язування розрахункових задач з хімії
Реферат Марганец и его соединения
Реферат Планирование повышения социально-экономической эффективности банковской деятельности
Реферат Глубинная ферментация лимонной кислоты
Реферат Семантика образов цветов и символика цвета в контексте литературного произведения на примере
Реферат До питання еволюції взаємин лікаря і пацієнта у вітчизняній системі охорони здоров я
Реферат Линейная модель множественной регрессии
Реферат Связность текстовой информации
Реферат Роль кредитных отношений в современной рыночной экономике
Реферат Правовой режим экологически неблагоприятных территорий