Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Учебные книги К. Д. Ушинского

МосковскаяГородская Педагогическая Гимназия – Лаборатория №1505.
Учебные книги
Константина Дмитриевича Ушинского
Реферат
Подготовил:
Ученик 9 класса “А”
Ольховников Сергей
Москва — 2003
Содержание.
1.Введение.
2. Краткая биография К. Д.Ушинского.
3.Педагогические взгляды Ушинского.
4. Отражение педагогическихвзглядов Ушинского в книгах,                написанных им.
5. Заключение.
Введение.
Тема  моего реферата была сформулирована так: “Учебныекниги Константина Дмитриевича Ушинского”. Эта тема была всегда актуальна впедагогике, потому что Ушинский был гениальным педагогом и написал книги,которые и сегодня не потеряли своей популярности и важности. В них изложены егоосновные идеи. Многие учёные изучали его книги и методику обучения и на ихоснове писали свои книги, например, Лордкипанидзе Д. О./Педагогическоеучение К. Д. Ушинского; Данилов М. А./Дидактика К. Д. Ушинского; Струминский В.Я./Основы и система дидактики К. Д. Ушинского и другие. Система обучения,разработанная Ушинским, была настолько уникальной и полезной, что многиепедагоги и родители пользуются ею и сегодня.
 В ходе изучения найденного материала, мноюбыла сформулирована цель реферата: на основе книг К. Д. Ушинского изучить егометодику обучения и определить его вклад в педагогику. Для достижения этой целия поставил для себя задачи:
1.Изучить биографию К. Д. Ушинского и сделать вывод о том, что                                      послужилопричиной начала его педагогической деятельности.
2.Изучить педагогические взгляды Ушинского, в том числе на роль учебнойлитературы.
3.Изучить отражение его взглядов в книгах “Родное слово”, “Детский мир” а также восновных статьях, написанных им по вопросу о роли учебных книг.
4.Значения работ Ушинского для педагогики и практики начального образования.
Краткая биография.
Ушинский Константин Дмитриевич (1824 – 1870) –знаменитый русский педагог; родился в Новгород-Северске; в родной семье получилхорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпелнеудачу.
В1840 г. Ушинский отправился в Москву и, выдержав экзамен, поступил наюридический факультет Московского университета. После окончания факультета, в1846 г., Константин Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора  «камеральных наук» (экономики,финансов и т. д.) Ярославского Демидовского юридического лицея. Молодой профессор отличался смелостью исамостоятельностью суждений. В своих лекциях он увлекательно раскрывалпередовые для того времени идеи и пользовался любовью у студентов. Некоторое время (с марта по май 1848 года) он  редактировал неофициальную часть газеты«Ярославские губернские ведомости» и способствовал пропагандеестественнонаучных и исторических знаний. «Статьи, написанные К. Д.Ушинским для ярославской газеты, — пишет Д. Н. Иванов, исследовавший жизнь идеятельность великого педагога в Ярославле, — были его первыми литературнымивыступлениями… В них достаточно ярко отразились его общественно — политические взгляды. В них  он ставил иобсуждал вопреки инструкциям для местных газет вопросы государственногозначения».
Ярославскийпериод в жизни Ушинского имел огромное значение: здесь совершенствовалось егопедагогическое мастерство, вырабатывались передовые педагогические взгляды.Начальство заподозрило молодого педагога в политической неблагонадежности, и в1849 г. его уволили из лицея. Это было большой потерей для передовойдемократической интеллигенции и студенчества Ярославля. «Не покидайте нас,- писали студенты Ушинскому. — Мы так привыкли к Вашему живому слову, такполюбили Вас, что не хотим примириться с мыслью о разлуке с Вами».Переехав в Петербург, Ушинский активно сотрудничает по актуальным вопросампедагогики и народного образования в Некрасовском «Современнике»,преподает словесность и географию в Гатчинском сиротском институте, работает инспектором Смольного института.
Прогрессивнаядеятельность в Смольном институте вызвала недовольство реакционеров, по доносукоторых в начале 1862 г. он снова уволен как опасный для молодежи педагог. Впоследующие годы Ушинский всецело отдался литературно — педагогическойдеятельности. «Сделать как можно больше пользы моему отечеству, — писалон, — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все своиспособности».В мае 1862 г. с сильно расстроенным здоровьем Ушинский уехалс семейством за границу, получив от VI отделения командировку, целью которойбыло ознакомление с положением женского образования в Европе. Там он провелпять лет, до 1867 г., живя преимущественно в Швейцарии.
       Одну из главных задач заграничной командировки Константина Дмитриевичасоставляло поручение от VI отделения составить руководство по педагогике. Втечение пятилетнего пребывания за границей подготовка к составлению«Педагогической антропологии» преобладала над всеми другими егозанятиями. Кроме двух томов «Педагогической антропологии», Ушинскийхотел написать еще и третий том, посвященный приложению теоретических основанийвоспитания и обучения, изложенных в первых двух томах, к педагогической практике.К сожалению, этот труд остался неоконченным.
 Научно-педагогическая и литературнаядеятельность Ушинского была глубоко чужда и враждебна официальной России. КогдаД. Ушинский 22 декабря 1870 (3 января 1871) года умер, Л.Н. Трефолев подготовилдля Ярославских губернских ведомостей некролог о нем, чем вызвал недовольствоярославского вице-губернатора. Наши современники глубоко чтят память великогорусского педагога. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медальК. Д. Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле улицаназвана его именем.
ИмяК. Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет.
Системавзглядов Ушинского.
К.Д.Ушинский,как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественнойпедагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему.
Какотмечали современники Ушинского, «его труды произвели совершенныйпереворот в русской педагогике», а его самого называли отцом этой науки.
Ушинскийуниверсален как педагог, как педагог перспективного видения. Прежде всего, онвыступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика можетбазироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, наконцепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и спецификунациональной культуры и воспитания.
Ушинский- теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущностьпедагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания каксредства управления развитием человека.
Ушинскийкак методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процессаобучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники«Родное слово» и «Детский мир», которые, по словамисследователя Белявского, составили эпоху в детской педагогической литературе.
Какпедагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил системупсихологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания,воображения, чувств, воли).
Ушинскийвыступал и как школовед. Им выдвинута программа преобразования русской школы,особенно русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие спотребностями развития страны и демократизацией образования.                        
И,наконец, Ушинский — историк педагогики, изучал труды представителей мировойпедагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Спенсера и др. На основеанализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных своих наблюденийи педагогического опыта Ушинский создает свой капитальный труд,психолого-педагогический трактат «Человек как предмет воспитания» (Iч. — 1867 г., II ч. — 1869 г.).
Ушинскогоназывают великим учителем русских народных учителей, создавшим полную программуподготовки народного учителя.
ДеятельностьУшинского всецело отвечала назревшим потребностям исторического развитиястраны, преобразования системы просвещения.
Послеокончания Московского университета Ушинский преподавал в Ярославскомюридическом лицее, плодотворно занимался педагогической деятельностью вГатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц,редактировал «Журнал министерства просвещения».
Ушинский- просветитель-демократ, его лозунг — пробуждать в народе жажду знаний, вноситьсвет знаний в глубины народной мысли, видеть народ счастливым.
Исходяиз своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику какнауку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неёпедагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Преждевсего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания очеловеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию,физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию,статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимаютпсихология и физиология.
Ушинскийпонял необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал: «Еслипедагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна преждеузнать его тоже во всех отношениях». (О пользе педагогической литературы).
Такимобразом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке,поднял педагогику на качественно новый уровень. Известный ученый Ананьев,оценивая целостный подход Ушинского к человеческой личности, справедливоотмечает силу его теоретического мышления и педагогического убеждения,сумевшего столетие назад обосновать проблему, которую современная наука считаетфундаментальнейшей проблемой философии, естествознания и психологии.
КнигиУшинского.
Ушинскийнаписал много книг по педагогике, но самые известные  из них – “Родное слово” и “Детский мир”.
«Детскиймир» и «Родное слово» — были совсем непохожи на прежние. В них было все понятнои интересно. В свои книги Ушинский поместил сказки — некоторые из них он слышалв детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам. Он сочинил рассказы отом, что близко детям, что их волнует, окружает в жизни: о растениях иживотных, о птицах, о явлениях природы, о самих детях. Дети узнали, что хлеб,который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором они живут, — всеэто дело рук людей, и поэтому самый нужный человек в обществе — человек труда.Книги Ушинского побуждали присматриваться к родной природе, изучать ее,осмысливать окружающие явления, любить родной язык и литературу. А главное —учитель Ушинский просто и доходчиво объяснял, в чем состоит радость и счастьечеловека и что для этого надо делать. Он говорил, что счастливым бывает толькодобрый, честный и трудолюбивый человек. А лодырь и лоботряс — это человекникчемный. Обучение родному языку, литературе и истории Константин Дмитриевичвыдвинул на первый план.
Такжеон, кроме высокохудожественных отрывков из родной литературы и устногонародного творчества, включил т. н. деловые статьи, дававшие материал поприродоведению, географии и истории страны. Научный уровень знаний здесьсочетался с доступностью и яркостью изложения, служил задачам нравственного иэстетического воспитания. В них дан содержательный материал для наблюдений,разработана система логических упражнений. В методических руководствах дляучителей У. рассмотрел основы методики начального обучения. Огромны его заслугиво внедрении в школу нового, аналитико-синтетического звукового метода обученияграмоте, который применяется и в сов. школе.
Отводяв этих книгах видное место естественно научному материалу, он остается верензаветам реалистической педагогики Коменского, Локка и Песталоцци. ПодобноПесталоцци, Ушинский дает в руки родителей и учителей особое руководство ксвоему «Родному Слову», имевшее обширное влияние на русскую народнуюшколу и остающееся лучшим пособием по методике родного языка и до настоящеговремени. Большое значение следует признать и за трудом Ушинского: «Человеккак предмет воспитания, опыт педагогической антропологии» (2 т.,Санкт-Петербург, 1868 — 1869). Сочинение это выходит уже 11 изданием ипользуется вполне заслуженной известностью. Не примыкая к последователямкакой-либо определенной философской системы, Ушинский рассматривает психическиеявления вполне самостоятельно и дает, между прочим, ценный анализ чувствований.Труд этот остался неоконченным; Ушинский предполагал издать еще 3 том, вкотором хотел дать руководство по педагогике. Что касается общепедагогическихвзглядов Ушинского, то он успел высказаться лишь по некоторым вопросам общейпедагогики.








Заключение.
При всем разнообразии и многоплано­вости книги К. Д.Ушинского проникнуты большой лю­бовью к народному учителю и его благо­родномутруду. В своих книгах Ушинский высоко поднял общественное значение учителя,разрабо­тал систему его научной и педагогической подготовки, тем самым, сделавогромный вклад в педагогику. Книги К. Д. Ушинского и в наше время сохраняютсвою твор­ческую силу, зовут к новому научному по­иску, они действенны в рукахнынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки учителейплодотворно исполь­зуется прогрессивное наследие великого русского педагога.Родители тоже любят и читают книги Ушинского, находя в них ответы на волнующиеих проблемы. Книги Константина Дмитриевича читаются уже более 100 лет, и онинезаменимы.
Список литературы.
1.          
2.           
3.          Педагогическое учение К. Д. Ушинского/Лордкипанидзе Д. О.
4.          Дидактика К. Д. Ушинского/ Данилов М. А.
5.          Основы и система дидактики К. Д. Ушинского/ Струминский В. Я.
6.          Интернет.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.