Современнаясистема мирного урегулирования международных споров в рамках общеевропейскогопроцесса является итогом двадцатилетней кропотливой работы, которая велась нарегулярных встречах представителей государств — участников Совещания побезопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)* и на четырех специальныхсовещаниях экспертов СБСЕ по мирному урегулированию споров (Монтрё — 1978 г.,Афины — 1984 г., Валлетта — 1991 г., Женева — 1992 г.).
Первоначальнорассмотрение проблемы мирного урегулирования споров в рамках СБСЕ основывалосьна проекте конвенции о европейской системе мирного урегулирования споров,внесенном Швейцарией в 1973 г… Проект предполагал использование обязательногоарбитража практически в отношении всех возможных категорий споров.
Насовещании 1978 года в Монтрё экспертам удалось выработать основополагающиепринципы разрабатываемого метода, названные «общим подходом».
ВтороеСовещание экспертов СБСЕ по мирному урегулированию споров в Афинах завершилосьеще более скромными результатами. В итоговом документе указывалось лишь нацелесообразность «продолжить обсуждение этого вопроса в соответствующих рамкахобщеевропейского процесса».
ТретьеСовещание 1991 года в Валлете оказалось более продуктивным, чему в значительнойстепени способствовал соответствующий мандат венского Итогового документа СБСЕот 15 января 1989 г., подкрепленный положениями Парижской хартии для Новой Европыот 21 ноября 1990 г. Совещание приняло 8 февраля 1991 г. документ,озаглавленный «Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ помирному урегулированию споров».
Документпредполагал создание специального «Механизма СБСЕ по урегулированию споров»,задача которого состояла бы в вынесении рекомендаций государствам относительнооптимальных процедур урегулирования споров.
ОсобенностьМеханизма состоит в том, что «разбирательство спора, проведенное Механизмом, илюбые сделанные им замечания или советы являются конфиденциальными, хотя фактсоздания Механизма может признаваться открыто». Новая процедура СБСЕ поурегулированию споров не применяется, если одна из сторон считает, что спорзатрагивает вопросы, касающиеся территориальной целостности или национальнойобороны, права на суверенитет над территорией суши или одновременных притязанийна юрисдикцию над др.и районами.
Существенныйэлемент валлеттской процедуры состоит также в том, что по взаимному согласиюсторон в споре новый Механизм СБСЕ может осуществлять функции по установлениюфактов, проводить экспертные действия в отношении предмета спора, составлятьдоклады. Стороны могут по взаимному согласию признавать любые замечания илисоветы Механизма имеющими обязательную силу.
ЧетвертоеСовещание экспертов СБСЕ по мирному урегулированию (Женева, 1992 г.) выработалоокончательные рекомендации относительно системы мирного урегулирования споров врамках СБСЕ, которые и были официально приняты Советом СБСЕ на Стокгольмскойвстрече 15 декабря 1992 г.
Системаскладывается из четырех элементов:
—Механизма СБСЕ по урегулированию споров;
—Конвенции ло примирению и арбитражу в рамках СБСЕ (принята в Стокгольме);
—Комиссии СБСЕ по примирению (положение принято в Стокгольме);
—Положений о директивном примирении (приняты в Стокгольме).
Конвенцияпо примирению и арбитражу в рамках СБСЕ предусматривает общую процедурупримирения и арбитража на основе соглашений ad hoc или на основепредварительных взаимных заявлений. Конвенция открыта для подписания заинтересованнымигосударствами — участниками СБСЕ. В ней предусмотрена двухступенчатая системаурегулирования споров в Примирительных комиссиях и Арбитражных, трибуналах.Примирительная комиссия может создаваться по одностороннему заявлениюгосударства — участника Конвенции. Главная цель Примирительной комиссии —оказывать помощь сторонам в споре в поисках урегулирования в соответствии смеждународным правом и их обязательствами в рамках СБСЕ.
Процедурапримирения состоит в том, что если стороны придут к взаимоприемлемомуурегулированию, то условия этого урегулирования фиксируются в резюме выводов,подписываемом представителями сторон и членами Комиссии. На этомразбирательство заканчивается. В случае несогласия сторон Комиссия составляетзаключительный доклад с предложениями по мирному урегулированию спора и доводитего до сведения сторон. Если в течение 30 дней стороны не соглашаются спредложениями, доклад направляется Совету СБСЕ.
Арбитражныйтрибунал, в свою очередь, может создаваться по обоюдному обращению спорящихсторон или по односторонней просьбе государства — участника Конвенции поистечении 30 дней после представления доклада Примирительной комиссии СоветуСБСЕ.
Чтокасается признания обязательной юрисдикции Арбитражного трибунала, тогосударства-участники располагают возможностью сделать заявления о ее признаниипутем уведомления депозитария Конвенции. Подобное заявление может быть сделанобез ограничения срока или на определенный срок, оно может распространяться навсе споры или исключать споры, касающиеся территориальной целостностигосударства, его национальной обороны, права на суверенитет над территориейсуши или одновременных притязаний на юрисдикцию над др.и районами.
Положениео Комиссии СБСЕ по примирению, принятое на Стокгольмской встрече, направлено надополнение валлеттской процедуры мирного урегулирования споров. Даннаяпроцедура примирения рассматривается в качестве одной из возможностей, ккоторым могут прибегать государства-участники на основе специальныхдоговоренностей или на основе предварительных взаимных заявлений.
Положениемпредусмотрено, в частности, что государство-участник может в любое времязаявить, что оно на условиях взаимности согласится с процедурой примиренияКомиссии в отношении споров между ним и др.и государствами-участниками.
Государство-участникможет также сделать заявление, что либо в общем порядке, либо в связи сконкретным спором оно будет считать обязательными, на условиях взаимности,любые условия урегулирования, предложенные Комиссией.
Положенияо директивном примирении предусматривают, что Совет СБСЕ или Комитет старшихдолжностных лиц (КСДЛ) «могут предписать двум любым государствам-участникамприбегнуть к процедуре примирения с целью оказания им содействия в разрешении'спора, который они не смогли урегулировать в течение разумного периодавремени». В указанном случае или Совет СБСЕ, или КСДЛ могут предписать сторонампередать спор на рассмотрение Примирительной комиссии.
Особенности следственной и согласительнойпроцедур.
Механизмреализации принципа мирного разрешения международных споров существует в видесистемы международно-правовых средств такого урегулирования. Согласно ст. 33Устава ООН, государства, участвующие в любом споре, продолжение которого моглобы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всегостремиться разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества,примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональныморганам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». Под обследованиемУстав ООН имеет в виду следственные комиссии, то есть следственную процедуру, апод примирением — согласительные комиссии.
Обследование(следственная процедура). Это средство мирного урегулирования, к которомуприбегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактическихобстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Для осуществленияпроцедуры обследования стороны создают на паритетных началах международнуюследственную комиссию, иногда во главе с представителем третьего государстваили международной организации. Следственная комиссия должна учреждаться наосновании специального соглашения между спорящими сторонами. В соглашенииопределяются подлежащие расследованию факты, порядок и срок образованиякомиссии, объем полномочий ее членов, а также место пребывания комиссии, ееправо перемещаться, срок, в который каждая спорящая сторона должна будетпредставить свое изложение фактов, и т.д. Результаты работы комиссиификсируются в докладе, который должен ограничиваться лишь установлением фактов.За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственнойкомиссии по своему усмотрению.
Примирение(согласительная процедура). Как средство мирного урегулирования споровпримирение, в отличие от обследования» включает не только выяснение фактическихобстоятельств, но и выработку конкретных рекомендаций для сторон. Приприменении согласительной процедуры стороны, как и в случае с обследованием,образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, которая ивырабатывает свои рекомендации.
Выводысогласительной комиссии носят факультативный характер, то есть не являютсяюридически обязательными для сторон, участвующих в споре. Наиболее подробнопорядок создания и функционирования согласительной комиссии изложен в Акте омирном разрешении международных споров 1928 года, пересмотренном ГА ООН в 1949г..
ОБЩИЙАКТ о мирном разрешении международных споров 26 сентября 1928 г. с поправками,внесенными ГА ООН 28 апреля 1949 г.
Глава 1. О согласительной процедуре
Статья 1
Спорывсякого рода между двумя или несколькими сторонами, присоединившимися кнастоящему Общему акту, которые не могли бы бьпь разрешены дипломатическимпутем, будут, за исключением возможных оговорок, предусмотренных в ст. 39,подлежать согласительной процедуре на условиях, предусмотренных в настоящейглаве.
Статья 2
Споры,указанные в предшествующей статье, будут переданы постоянной или специальнойсогласительной комиссии, образованной тяжущимися сторонами.
Статья 3
Попросьбе, направленной для этой цели одною из договаривающихся сторон какой-либодругой стороне, должна быть образована, в шестимесячный срок, постояннаясогласительная комиссия.
Статья 4
Приотсутствии иного соглашения заинтересованных сторон, согласительная комиссиябудет составлена следующим образом:
1.Комиссия будет состоять из 5 членов. Стороны назначат каждая по одному члену,который может быть избран из числа граждан соответствующей стороны. Три др.члена комиссии будут избраны с общего согласия из числа граждан третьих держав.Эти последние (члены комиссия) должны быть различного гражданства, не иметьпостоянного местожительства на территории заинтересованных сторон и не состоятьна их службе. Из их числа стороны назначают председателя комиссии.
2.Члены комиссии будут назначаться на 3 года. Они могут быть переизбираемы.
Статья 7
1.Дела в согласительной комиссии будут возбуждаться путем заявления,направленного председателю обеими сторонами, действующими по взаимномусоглашению, или, при отсутствии такового, тою или другою из сторон.
2.Заявление будет содержать, после краткого изложения предмета спора, приглашениекомиссии предпринять все необходимые меры, способные привести к соглашению.
3.Если заявление исходит от одной из сторон, то оно будет немедленно сообщатьсяею другой стороне.
Статья 10
Работысогласительной комиссии будут публичными только в силу решения, принятогокомиссией с согласия сторон.
Статья 12
Приотсутствии иного соглашения сторон, решения согласительной комиссии будутприниматься по большинству голосов и комиссия может принимать решения посуществу спора только при наличии всех ее членов.
Статья 15
1.Согласительная комиссия будет иметь задачей выяснить спорные вопросы, собиратьдля этой цели путем следствия или иными путями всё потребные материалы и старатьсяпривести стороны к соглашению. Она может, после рассмотрения дела, сообщитьсторонам условия разрешения вопроса, представляющиеся ей подходящими, иназначить им срок, в течение которого они должны высказаться.
2.По окончании своих работ комиссия составит протокол, констатирующий, смотря пообстоятельствам, либо что стороны пришли к разрешению вопроса и, в надлежащемслучае, содержащий условия разрешения, либо что стороны не могли быть приведенык соглашению. В протоколе не будет указываться, были ли решения комиссииприняты единогласно или по большинству голосов.
3.Работы комиссии должны быть, если только Стороны не согласились иначе, оконченыв течение шестимесячного срока, считая со дня, когда спор был представленкомиссии.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/