Реферат по предмету "Политология"


Формирование многопартийности в Республике Беларусь

Введение                                                                                                                           
Партии являются выразителямиинтересов и целей определенных классов и социальных групп, они принимаютактивное участие в функционировании политической власти. Сейчас наблюдаетсястремление партий интегрировать интересы различных социальных групп. Вневсякого сомнения, главным стремлением партии является достижение власти, преждевсего, власти государственной. Главная цель — овладеть государственнымаппаратом для реализации своих интересов. Всякая партия стремится достичьгосподства в государстве, участия в разработках политического курса страны иего осуществлении. Партии оказывают влияние на выдвижение лидеров государства,на формирование состава правительства (являются главными поставщиками кадровдля всех сфер власти).
Практика показывает, чтополитическая система демократического общества не может функционировать безтакого элемента, как политические партии.
Являясь связующим звеном между гражданским обществом и властью, партии занимаютв политике свое особое место. Именно партии выполняют функции механизмасаморегуляции общественной жизни, направляя стихийную энергию социальныхпротестов в русло легитимной борьбы за лучшее будущее.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Что такое политическая партия                                                                                                                                                          Всовременной политологии существуют различные подходы к определению понятия«политическая партия», поэтому оно имеет множество интерпретаций.
Итак, что же такое политическая партия?
Авторы книги «Политические партии Беларуси» В.А.Бобков, Н.В.Кузнецов,В.П.Осмоловский дают следующее определение партии: «Политическая партия —это основанное на идеологических и политических ценностях добровольноеобъединение людей, представляющее определенные общественные классы, социальныегруппы и слои, стремящиеся к реализации общих интересов и целей путем завоеваниягосударственной власти либо участия в ней.
Политические партии отличаются от общественных движений более высокой степеньюорганизованности (институционализации), продолжительностью существования, аглавное своей целью — борьбой за политическую власть».
Впервые политическое и правовое толкование понятия «политическаяпартия» было дано в Законе Республики Беларусь «О политическихпартиях», принятом 5 октября 1994 года, в статье 1 которого записано:«Политической партией является независимое, образованное на основеиндивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее врамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению ивыражению политической воли граждан и участвующее в выборах».
Следует подчеркнуть, что деятельность любой партии в конечном итоге нацелена назавоевание и использование политической власти в интересах поддерживающих еегрупп населения. Поэтому оправдана активность членов партий и ее лидеров вовремя проведения парламентских и президентских выборов, когда идет борьба заголоса избирателей.

2.1. Формирование партийной системы в Беларуси
Формирование партийной системы в Беларуси, как и в других возникших послераспада СССР суверенных государствах, носит весьма сложный характер.
Этот процесс, начавшийся в 1990 году, постепенно стал набирать все болееускоряющиеся темпы: в 1990 году была зарегистрирована лишь одна партия, в 1991— пять, в 1992 — шесть, в 1993 — шесть, в 1994 — 16. Всего к началуизбирательной кампании по выборам в Верховный Совет Республики Беларусь 13-госозыва в 1995 году в стране в качестве политических партий былозарегистрировано 34 общественных объединения.
На начало 1998 года, по данным Министерства юстиции, в республике былозарегистрировано всего более двух тысяч общественных объединений и фондов, 41политическая партия,
38 свободных профсоюзов, 4 профсоюзных объединения. При этом активностьнаселения по созданию общественных объединений не спадает. Только в 1997 годузарегистрировано
421 объединение.
В результате объединения отдельных партий, а также их самоликвидации 6политических партий были исключены Министерством юстиции из Государственногореестра политических партий.
В марте 1998 года решением Верховного Суда Республики Беларусь еще 6политических партий были ликвидированы. В настоящее время осталось 29политических партий.
Для сравнения:
В России на федеральном уровне зарегистрировано свыше 90 общероссийских партий,около 50 общероссийских политических движений, множество других общественныхорганизаций, имеющих политические цели 
При всем многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусскогообщества четко обозначились три группы политических партий и общественныхдвижений: 1) партии правого толка — в основном либеральной,антикоммунистической направленности; 2) демократические партии центристскогохарактера; 3) партии левого крыла политических сил — коммунистической,социалистической ориентации.
К первой группе следует отнести партии, которые ставят своей программной цельюфорсирование капитализации Беларуси по западноевропейскому образцу, обосновываяее необходимость включением страны в «мировую цивилизацию» (ПартияБелорусского Народного Фронта, Крестьянская партия, Объединенная гражданскаяпартия, Национально-демократическая партия, Христианско-демократический союз идругие).
Во вторую группу можно включить партии, которые выступают за социальноориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальнойзащите населения со стороны государства. В их числе Белорусскаясоциал-демократическая партия «Народная Громада», Партиявсебелорусского единства и согласия и некоторые другие.
Левая сторона политического спектра включает в себя Партию коммунистовБелорусскую, Коммунистическую партию Белоруссии, Республиканскую партию труда исправедливости, Белорусскую социалистическую партию и др.
В чем особенность белорусской многопартийности?
Белорусское общество находится на начальном этапе формированиямногопартийности, который развивается крайне противоречиво и имеет своиособенности.
Во-первых, в республике пока отсутствует полноценная социальная база длямногопартийности, общество не структурировано, не дифференцировано всоциально-политическом плане, социальные слои и группы со своими специфическимиинтересами только начинают складываться.
Поэтому существующие в стране общественные организации, объединения, партии идвижения, претендующие на выражение и представительство в структурах властиинтересов социальных групп, внешне характеризуются чрезвычайнымидейно-политическим разнообразием.
Во-вторых, по количественному составу большинство политических партий крайнемалочисленны. Многие из так называемых партий с трудом смогли перешагнутьнеобходимый для регистрации в Министерстве юстиции рубеж в 500 человек. По сутидела почти все политические образования, которые зарегистрированы в качествепартий, являются пока лишь протопартиями, а не партиями в полном смысле этогопонятия. Используя терминологию Министра юстиции Республики БеларусьГ.Воронцова, на белорусском партийном небосклоне в основном не «звезды»,а «карлики», многие из которых практически бездействуют.
По данным Министерства юстиции, опубликованным в газете «Звязда» 3марта 1998 года, среди самых многочисленных партий — Партия коммунистовБелорусская (Калякин) — 10 429, Либерально-демократическая партия (Гайдукевич)— 3985, Коммунистическая партия Белоруссии (Чикин) — 7011, партия БелорусскогоНародного Фронта (Позняк) — 2338, Объединенная гражданская партия (Богданкевич)— 2500, Белорусская социал-демократическая партия «Народная Громада»(Статкевич) — 1729, Социал-демократическая партия народного согласия (Сечко) —1795, Белорусская крестьянская партия (Лугин) — 1647, Белорусскаяпатриотическая партия (Баранкевич) — 1342.
Необходимо отметить, что, по итогам запроса Министерства юстиции в начале 1998года о численном составе политических партий и их деятельности, количествочленов почти всех партий в течение пяти лет уменьшилось в несколько раз.Например, на момент регистрации в рядах Белорусской крестьянской партиисостояло 16 тысяч человек, Либерально-демократической партии — 19, Партии БНФ —5, Партии коммунистов Белорусской — 20 тысяч человек.
В-третьих, формирование политических партий в республике проходило в периодтотального кризиса общества и намного опережало психологическую готовность населенияк осознанию и восприятию происходящих перемен. Поэтому не случайно почти 60процентов населения республики не поддерживали ни одной партии, а более 28процентов не знали о том, какие партии или общественные движения есть вреспублике.
В-четвертых, становление партий в течение четырехлетнего периода, вплоть допринятия 5 октября 1994 года Закона Республики Беларусь «О политическихпартиях», проводились на основании утратившего свою силу Закона СССР«Об общественных объединениях», принятого в октябре 1990 года, и«Временного положения о порядке образования и деятельности общественныхобъединений граждан в Белорусской ССР» (1990 год). Эти документы лишьноминально регламентировали создание партий и их регистрацию, обретение имиюридического лица, вступление в блоки, участие в избирательном процессе и т.д.В документах отсутствовали четкое политическое и правовое толкование понятия«политическая партия», определение места партии в политическойсистеме и их прав, принципы взаимоотношений с органами государственной власти,источники финансирования политической деятельности партий.
В-пятых, между политическими партиями не достигнуто взаимопонимание. Об этомсвидетельствует само существование однотипных партий. Например, действуют трипартии экологического характера, две — спортивного, столько же партий ставятсвоей задачей упрочение республиканского строя в стране, две партии апеллируютк гражданам с коммунистическими идеями.
Несомненно, каждая из партий имеет право на свою социальную нишу, на своипредпочтения и особенности. Но нередко это лишь амбициозные устремления лидеровпартий, которые оборачиваются недоверием избирателей на выборах. Понятно, это —болезнь роста, развития. К сожалению, она пока прогрессирует.
Как развивался процесс многопартийности в республике?
Весна 1991 года явилась социальным половодьем, вызвавшим появление рядаполитических партий (ОДПБ, БСДГ, БХДС), которые, возникнув на волнеэйфорической критики монопольно правящей КПБ, широко использовали митинговуюпрактику работы.
Пик активности политических партий — 1995 год, когда проходили выборы депутатовВерховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва.
Парламентские выборы позволили выявить степень поддержки различных партийизбирателями на данном этапе. В высший законодательный орган страны своихпредставителей сумели провести 16 партий. Депутатские мандаты распределилисьследующим образом: Партия коммунистов — 45, Аграрная партия — 33, Партиянародного согласия — 8, Объединенная демократическая партия — 5, Гражданскаяпартия — 2, Белорусская социал-демократическая партия — 2, Партиявсебелорусского единства и согласия — 2. По одному депутату было избрано отБелорусского патриотического движения, Партии «зеленых», от партийтруда и справедливости, социалистической, крестьянской, народной,социально-спортивной, экологической, труда. В новый парламент было избранотакже 96 беспартийных депутатов.
Необходимо отметить, что левое крыло политических сил Беларуси по итогампарламентских выборов выглядело достаточно весомо.
Парламентские партии продемонстрировали тогда некоторую политическую зрелость иумение приходить к согласию. В результате взаимодействия лидер Аграрной партииС.Шарецкий был избран Председателем Верховного Совета, а председатель Партиикоммунистов Белорусской В.Новиков — его первым заместителем.
В составе Верховного Совета 13-го созыва было сформировано пять парламентскихфракций: коммунистов (45 человек), аграриев
(49 человек), «Гражданское действие» (18 человек),«Согласие»
(61 человек), социал-демократическая фракция «Союз труда»
(15 человек).
В 1994 году в нашей стране была принята Конституция, измененная и дополненнаяпутем референдума 1996 года. За это время политический процесс в Беларуси резкоизменился, что в свою очередь повлияло на партийные взаимоотношения в стране.Если до лета 1996 года отличительной чертой развития партий Беларуси являлсяантагонизм двух ведущих среди них — ПКБ и БНФ, то с осени 1996 ситуация резкоизменилась. Партии- антагонисты объединились по ряду принципиальных положений вединую оппозицию.
Как должны взаимодействовать органы государственной власти с политическимипартиями и общественными движениями?
В России, например, есть опыт функционирования Политического консультативногосовета при Президенте Российской Федерации, в который вошли члены партий, непредставленных в парламенте. Через этот совет власть ведет диалог сполитическими организациями.
У нас в республике предпринимались попытки поиска форм диалога с политическимипартиями и общественными организациями, но они были нерезультативными.
По мнению С.Посохова, бывшего помощника Президента Республики Беларусь, вБеларуси можно создать такой же, как в России, совет, но без участияпредставителей БНФ и ПКБ, которые, как утверждает он, представляют непримиримуюоппозицию и вообще отказываются от сотрудничества с властью в любой форме,«объединившись в альянс на основе ненависти к Президенту и проводимому имкурсу».
В августе 1998 года Администрация Президента Республики Беларусь объявила осоздании Общественного консультативного совета при Президенте. Эту инициативуподдержали представители 20 общественных объединений и политических партий.
Необходимо отметить, что из более чем сорока зарегистрированных в тот момент вреспублике партий свои подписи под заявлением о создании Совета поставили представителитолько десяти из них: Белорусской крестьянской партии, Белорусской народнойпартии, Белорусского научно-производственного конгресса, Белорусскойобъединенной спортивной партии, партии «За социальнуюсправедливость», Белорусского христианско-демократического союза, КПБ,ЛДП, Республиканской партии и социал-демократической партии народного согласия.
Две наиболее крупные в стране партии — Объединенная гражданская и партияБелорусского Народного Фронта — категорически отказались от участия в Общественномконсультативном совете. Бывший помощник Президента С.Посохов считает, что«они не доросли до политического диалога».
Сторонники создания консультативного Совета полагают, что он мог бы выполнятьфункции совещательного органа при Президенте. В рамках Совета могли быпроводиться необходимые политические консультации, обсуждение общественнозначимых проектов, что позволило бы наладить обратную связь между партиями,общественными объединениями и органами государственной власти.

2.2. Состав партий
Надо признать, что наиболее массовыми являются партии коммунистов (их вреспублике две), ОГП, партия БНФ, Белорусская социал-демократическая партия«Народная Громада», ЛДП, Аграрная партия, Белорусская крестьянскаяпартия, Белорусская партия женщин «Надзея». Какова политическаяситуация в этих партиях и насколько влиятельны они в обществе?
С ноября 1996 года в республике две коммунистические партии: Партия коммунистовБелорусская (ПКБ), которую возглавляет С. Калякин и Коммунистическая партияБелоруссии (КПБ) во главе с В.Чикиным.
Разница между ПКБ и КПБ до сих пор ясна далеко не всем.
Раскол во всегда отличавшемся монолитностью коммунистическом движении вызвалмного вопросов, кривотолков и комментариев.
Следует отметить, что наличие коммунистической многопартийности в некоторыхстранах — это не исключение, но действуют они слаженно. Например, в Россиивосемь коммунистических партий, все они находятся в оппозиции к режиму Ельцина,и отличие между ними состоит лишь в том, какую тактику борьбы с президентомизбрать. В Беларуси ситуация складывается по-другому.
В чем различие между двумя компартиями?
Их лидеры объясняют это по-своему. По мнению секретаря ЦК ПКБ В.Новикова,главное различие состоит в том, что «Партия коммунистов Белорусская (ПКБ)находится в оппозиции к внутриполитическому курсу Президента Беларуси, курсу накапитализацию республики, а Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ) полностьюего поддерживает» Лидер ПКБ С.Калякин утверждает, что «КПБ неявляется политической партией, так как она создана при помощигосударства», «в партию Чикина пошли те, кто предан своей должности ибеззаветно любит Президента» и «создана она для дискредитации иликвидации ПКБ»Первоначально разногласия у коммунистов возникли потактическим вопросам: с кем объединяться и против кого выступать. Потом этиразногласия переросли в идеологические.
Программные документы двух партий почти не отличаются, они очень близки.
По словам Секретаря ЦК КПБ В.Чикина, стратегическая цель партии — построениекоммунистического общества, а приоритетной задачей партии являетсявосстановление обновленного СССР, и как один из возможных шагов к этому —преобразование Парламентского собрания Союза Беларуси и России в двухпалатныйПарламент Союза.
А члены ПКБ, исходя из программных заявлений, свою историческую миссию видят внеобходимости «защищать трудящихся, Советскую власть и построитьсоциализм».
В.Чикин указывает еще на несколько различий в программах партий:
«Во-первых, мы придерживаемся той точки зрения, что собственность должнаоставаться чисто государственной. А в ПКБ склоняются к капитализму,построенному по либеральной модели.
Во-вторых, в ПКБ считают возможным для достижения целей использовать тактикусближения с БНФ, с другими правыми буржуазными партиями, а для нас этоневозможно ни при каких обстоятельствах».
Возможны ли варианты объединения коммунистов двух партий? По суждениям ихлидеров, высказанных в печати, это невозможно.
Хотя, как утверждает В.Чикин, «мы политическая сила, с которой сегоднявынуждены считаться наши оппоненты», В.Новиков, называя КПБ «партиейвласти», «придворной», полагает, «что объединение с такойпартией принесет только вред».
Празднования 150-летия «Манифеста Коммунистической Партии» и100-летия I съезда РСДРП в марте 1998 года еще раз продемонстрировали, чтобелорусским политикам еще далеко до нормального диалога. Идейные наследникиРСДРП так и не сумели договориться о совместном праздновании общего «днярождения».
Следует отметить, что одна из самых популярных два года назад левых партий —Аграрная — медленно движется в политическое небытие. Политисполком Аграрнойпартии в конце марта текущего года заявил о непринятии позиций бывшего своегоруководителя С.Шарецкого и высказался за лишение его полномочийпредставительствовать в каких-либо структурах от имени партии. Не подаетпризнаков жизни и оставшаяся без лидера Белорусская социалистическая партия.После назначения В.Кузнецова послом в Китай партия практически бездействует.
Поэтому, анализируя состояние дел на «левом фланге», правомеренвывод, что партиям «левой» ориентации далеко еще до реализациипожелания, высказанного Президентом Республики Беларусь А.Лукашенко в октябре1997 года на 34 съезде КПБ, о том, чтобы «левое движение в республике былосформировано как единое мощное движение, с которым бы считались»                                                                                                              Чтокасается политических сил, претендующих на место в «центре»политического спектра, то здесь налицо процесс раздробления, «разброда ишатаний».
В рядах социал-демократов давно нет единства.
Образованный в мае 1995 года «Социал-демократический союз» (СДС) набазе ПНС, БСДГ и партии ВЕС, не просуществовал и года. В итоге одна из трехвходивших в него партий исчезла с политической арены, а на месте двух другихпоявились по меньшей мере три новые, каждая из которых сейчас объективнослабее, чем были БСДГ и ПНС до объединения.
В июне 1996 года в результате раскола часть членов Белорусскойсоциал-демократической Громады (БСДГ) во главе с Н.Статкевичем объединилась сактивно поддерживающей Президента Республики Беларусь Партией народногосогласия (ПНС). В январе 1997 года по просьбе Статкевича Минюст ликвидировалБСДГ и зарегистрировал Белорусскую социал-демократическую партию «НароднаяГромада» (БСДП-НГ), в состав которой вошли и известные в республикеполитики: М.Гриб и Г.Таразевич. По мнению значительной части руководства БСДГ,достаточных юридических оснований для ликвидации партии не было, поэтому ониобразовали в марте 1997 года оргкомитет по возрождению БСДГ, председателемкоторого был избран С.Шушкевич. В настоящее время в Министерство юстиции поданыдокументы для регистрации партии «Белорусская социал-демократическаяГромада».
Лидер ПНС Л.Сечко, заявив о выходе из «Социал-демократическогосоюза», зарегистрировал в мае 1997 года новую партию под названием«Социал-демократическая партия народного согласия (ПНС).
В СМИ активно обсуждались дела белорусских социал-демократов, их споры за»первородство", причины раскольнической деятельности их отдельныхлидеров.
Секретарь ЦК «Народнай Громады» М.Гриб, считая нецелесообразнымобразование еще одной партии социал-демократического направления, сожалеет, что«С.Шушкевiч з прычыны свайго амбiцыйнага характару, расколвае беларускуюсацыял-дэмакратыю i тым самым фактычна садзейнiчае iнтарэсам кiруючайнаменклатуры» С.Шушкевич убежден, что «социал-демократическоедвижение в Беларуси предельно ослаблено альянсами руководителей БСДГ спропрезидентскими антидемократами типа Сечки, Долголева, Пашкевича и их марионеточнымиорганизациями»
Несмотря на существующие разногласия среди социал-демократов, проявляетнаибольшую активность лидер партии «Народная Громада» Н.Статкевич.
С.Шушкевич окрестил Н.Статкевича «горе-руководителем». Однакопоследний неустанно рождает очередные «нестандартные» идеиобъединения демократических сил не только в республике, но и в масштабе странСНГ. Известны его попытки создания антикризисного комитета, который провелтолько одно заседание, политического блока «Социал-демократический союз»вместе с Белорусской партией труда, который распался. Поэтому очередные«идеи» Н.Статкевича воспринимаются политиками из других партий не безиронии.
К центристским демократическим партиям, согласно их программных документов,относится Либерально-демократическая партия (ЛДП) во главе с С.Гайдукевичем.Надо признать, что ни одна партия в республике не имеет столько печатныхизданий (две республиканские газеты: «Республиканские ведомости. ПравдаГайдукевича» и «Либеральная газета», а также три региональные).
В 1996 году создан Либерально-демократический белорусский союз молодежи, а в1997 году зарегистрированы Женская Либеральная ассоциация иЛиберально-демократическое женское правозащитное движение.
По словам председателя партии С.Гайдукевича, «либеральные демократы медленно,но верно превращаются в серьезную политическую силу».
Хотя, судя по публикациям в прессе (а преобладают скандальные материалы окриминальном прошлом белорусских либерал-демократов и заграничных«вояжах» ее лидеров), активных действий партия не предпринимает. Да игазета «Правда Гайдукевича» в последнее время выходит крайненерегулярно.
В отличие от «левых» и «центра», «правые» партиии движения оказались более «рачительными» хозяевами.
Во-первых, они прагматично использовали свой временный союз с отдельнымипредставителями левых сил: Партией коммунистов Белорусской и Аграрной партией.
Во-вторых, БНФ всерьез занялся организационной работой и в начале осени 1997года инициировал создание своих собственных молодежной организации и женскогодвижения.
Однако в руководстве БНФ уже давно нет единства по вопросу о тактикедеятельности. Это продемонстрировал очередной съезд БНФ, который состоялся виюне 1997 года.
Руководство БНФ раскололось на две группировки: «позняковцев» и«внутрипартийную оппозицию» во главе с Ю.Ходыко. Следствием ихпротивостояния стал процесс потери управляемости организацией, который низвелпартию БНФ до уровня карликовых партий.
В СМИ было опубликовано немало материалов о «междоусобных разборках»и «банальных интригах» за лидерство внутри БНФ, а также ихпринципиальных разногласиях с лидерами партий, входящих в «объединеннуюоппозицию», в частности, ОГП.
З.Позняк, уловив тенденцию падения авторитета БНФ, некогда влиятельнойоппозиционной силы, и объективно оценивая развитие событий в республике, вписьме из эмиграции руководству БНФ отметил, что в последнее время в средебелорусской оппозиции наблюдается «паралич сил».
«Ситуация обретает черты политического болота и никуда не движется. Ещеполгода такого паралича — и Белорусский народный фронт как серьезнаяоппозиционная сила перестанет существовать и будет вытеснен на перифериюобщественной жизни»
Спасая сложившееся положение, руководство БНФ выработало новую политическуюлинию, предложив развить «мирное белорусское освободительное движение»,состоящее из пяти стратегических направлений деятельности. Главные из них:акции по сбору подписей за отставку президента и получения гражданстваБелорусской Народной Республики (БНР).
Проведение этих акций изначально обречено на провал, так как они не тольконежизненны и нереальны, но и свидетельствуют о глубоком кризисе в рядахоппозиционной партии Белорусского Народного Фронта.
Подтверждают этот вывод и материалы многочисленных социологическихисследований.
По результатам мониторинга, проведенного в декабре 1997 года, 55 процентовопрошенных заявили о своем доверии институту президентства, который полностьюотождествляется с личностью А.Лукашенко.
Высокий рейтинг Президента А.Лукашенко, который с осени 1994 года держится науровне 50 процентов — бесспорный социологический факт.
При этом следует отметить, что белорусское общество является достаточностабильным. Подавляющее большинство населения сохраняет верность консервативнымтрадициям в отношении к власти и экстремальные формы противостояния официальнойполитике (массовое неповиновение) находят отклик лишь у 5 процентов населения.
Поэтому планы оппозиции на массовые выступления в перспективе представляютсябезосновательными.
Политические игры, затеянные вокруг «наследства БНР», а такжепредложения стать гражданами нового государства, в котором Рада БНР объявитдосрочные выборы в парламент и ликвидирует институт президентства, не имеют подсобой никаких правомочных оснований.
Особую роль среди оппозиционных партий занимает Объединенная гражданская партия(ОГП), которая образовалась в 1995 году в результате объединения Объединеннойдемократической и Гражданской партий. Программа и Устав партии определяют еекак политическую партию либерально-консервативной направленности. ОГП можноназвать кадровой партией, в ее составе много известных белорусских политиков,она достигла определенных популистских успехов.
В канун годовщины со дня проведения ноябрьского 1996 года референдума, лидерыОГП в союзе с депутатами бывшего Верховного Совета тринадцатого созыва,состоящими в других партиях, инициировали проведение процедуры импичментаПрезидента, завершить которую у них не было юридических оснований.
10 ноября 1997 года было объявлено о создании новой гражданской инициативы —«Хартии—97», основной целью которой ее инициаторы считаютвосстановление Конституции 1994 года, а главным средством для достижения этойцели — создание эффективной системы коллективной защиты прав и свобод каждогогражданина.
Надо признать, что большие надежды, возлагаемые лидерами ОГП на «Хартию-97»не вполне оправдываются. В результате оперативного социологическогоисследования в декабре 1997 года на вопрос: «Знаете ли Вы о существованиитакой общественной инициативы, как „Хартия-97“?» — в целом пореспублике
71,4 процента опрошенных ответили отрицательно.
В феврале текущего года созданный по решению собрания депутатов бывшегоВерховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва Национальныйисполнительный комитет (НИК) во главе с Г.Карпенко заявил о себе, выступив спредложением «взять ответственность за судьбу страны на себя» ипредставив Концепцию и основные направления экономических реформ в Беларуси,которые были опубликованы в газете «Народная воля» 19 февраля 1997года.
На ближайшую перспективу ОГП, являясь стержнем оппозиционных партий, одной изважнейших задач оппозиции видит в усиленной подготовке к президентским выборам,которые, как считает Политсовет партии, должны состояться в 1999 году.
В принятом заявлении ОГП обратилась ко всем демократическим партиям иобщественным объединениям республики, выступающим за восстановление в странеконституционной законности, с предложением о согласовании единой кандидатуры отдемократических сил на выборы Президента Республики Беларусь и созданииобъединенного штаба по их подготовке.
Но, как известно по материалам СМИ, инициативу ОГП не поддерживает руководствопартии БНФ, которое выступает против выборов по действующей Конституции.
Член ОГП А.Лебедько, призвавший недавно оппозицию сделать «пять шагов кединому кандидату», по сути, констатировал, что пока такого лидера нет.
К тому же руководители оппозиционных партий по причине личных амбиций с трудомидут на компромисс.
Как отмечал секретарь ПКБ В.Новиков, «практически любой лидер, даже самоймелкой партии, хочет стать президентом. И не ниже (»БДГ", 20.11.97г.).
Поэтому перспектива объединения оппозиционных партий в единый политическийблок, а также выдвижение единой согласованной кандидатуры на пост Президентабыли трудноразрешимыми.
Так, могли ли рассчитывать на успех нынешние демократические партии?
Социологи прогнозировали, что у демократов шансов мало.
 По данным опроса, проведенного Независимым институтом социально-экономическихи политических исследований (НИСЭПИ) в декабре 1997 года, за кандидатов БНФстали бы голосовать лишь 13,5 процента, а за ОГП — 6,1 процента избирателей.Такой же результат ожидает и их лидеров: на президентских выборах за Познякастали бы голосовать только 7,4 процента противников Лукашенко, за Карпенко —5,1 процента, за Гончара и Шушкевича — по 4,2 процента (остальные лидерынабирают еще меньше).
Для сравнения: за А.Лукашенко на новых президентских выборах готовы голосовать45,4 процента респондентов.
По результатам социологических рейтингов последних двух лет в числе наиболеевлиятельных политических партий и Белорусская партия женщин «Надзея».Это, пожалуй, одна из немногих партий, среди руководства которой отсутствуютамбиции и борьба за лидерство. Популярности этой партии способствуют и более 20женских организаций, действующих в республике. Несмотря на различнуюполитическую ориентацию, они сотрудничают, разрабатывают общие программы иучаствуют в совместных акциях. И это вселяет оптимизм и вызывает доверие унаселения.


2.3. Партии и законодательство
Законодательство каждой страны по-своему регулирует (или нет) правовой статуспартий.
В одних странах порядок образования партий вообще не урегулирован правом.Партия считается существующей уже в силу провозглашения самой себя в качестветаковой. В других странах законодательство не требует формальной регистрациипартии в каком-либо государственном органе, однако организация приобретаетстатус партии лишь при представлении в компетентные органы строго определенныхдокументов: программы, устава или манифеста. В третьих странах, к числу которыхотносится и Республика Беларусь, правовыми актами предусмотрена обязательнаярегистрация партий, после чего они приобретают статус юридического лица.
Для того чтобы партии могли успешно осуществлять свои функции, законодательствонаделяет их достаточно широкими правами и полномочиями. В большинстве стран заними закреплено право выдвижения кандидатов на выборные государственныедолжности. Партии могут иметь и распространять собственные печатные издания,проводить митинги, манифестации, демонстрации. За ними закреплено право критикиправительства и государственной администрации.
Наиболее широкими полномочиями обладают партии, представленные в парламенте.Они имеют право создавать парламентские группы (фракции), направлять своихпредставителей в государственные органы, формируемые парламентом. В ряде странтакие партии имеют доступ к государственным средствам массовой информации впериод между выборами.
Еще одной стороной правовой регламентации деятельности партий являетсязакрепление их организационной структуры. Почти во всех странах, где естьзаконы о партиях, подробно регулируются вопросы организационного строенияпартий, структуры, состава и взаимоотношений партийных органов. Партии имеюттакже право на самороспуск, слияние, разделение, создание молодежных, женских идругих союзов и организаций.
В Беларуси все политические партии и общественные объединения регистрируются иработают на основании двух законов, принятых в октябре 1994, — «Обобщественных объединениях» и «О политических партиях». В связи спринятием этих законов появилось четкое разграничение политических партий иобщественных формирований, которые не вправе заниматься политическойдеятельностью.
Какие права политическим партиям гарантирует действующее в республикезаконодательство?
Политические партии, согласно статье 23 Закона Республики Беларусь «Ополитических партиях», с момента регистрации имеют право пропагандироватьсвои идеи, цели и решения, образовывать свои печатные издания, проводитьмитинги и демонстрации, участвовать в подготовке и проведении выборов,выдвигать кандидатов и вести агитацию за них, образовывать избирательные блоки.
Министерство юстиции Республики Беларусь проводит регистрацию политическихпартий и общественных движений, а также осуществляет контроль за соблюдениемими действующего в республике законодательства.
В начале 1998 года работники министерства завершили очередную проверкусоответствия деятельности зарегистрированных в республике партий их уставнымдокументам.
Выяснилось, что многие партии, созданные накануне парламентских выборов,использовав право выдвижения своих кандидатов, практически пересталисуществовать. Некоторые из них не имеют ни одной взятой на учет региональнойпартийной организации (хотя это одно из требований устава партии). Мало того,что есть партии, которые никак себя не проявляют в общественно-политическойжизни республики, но и не проводят обязательных внутрипартийных мероприятий,что также противоречит уставам партий.
Это говорит о том, что некоторые партии стали «партиями-фантомами».
Министерство юстиции, используя право ставить вопрос перед Верховным Судом озакрытии тех партий, которые существуют только на бумаге, неоднократно втечение года направляло им предупреждения о необходимости предоставленияинформации о количественном составе партий и их организационных структурах.
На развитие партийной системы (учитывая, что большинство партий считаютсяпартиями парламентского типа) существенное влияние оказывает и наличиедемократического закона о выборах, в котором заложен тип выборной системы иопределены права и полномочия партий и общественных объединений в периодизбирательной кампании.
Существует мнение (оно было озвучено в прессе лидерами некоторых оппозиционныхпартий), что на всем постсоветском пространстве избирательная система вБеларуси остается самой «консервативной». С этим нельзя согласиться.
В республике действует мажоритарная избирательная система, котораяпредусматривает избрание членов парламента в избирательных округах. Но остаетсяспорным вопрос, какая же избирательная система более демократичная:мажоритарная, пропорциональная или смешанная (мажоритарно-пропорциональная)?
Председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведениюреспубликанских референдумов Л.Ермошина считает, что мажоритарная избирательнаясистема более справедлива и особенно эффективна в условиях преобладания«карликовых партий», так как она наиболее полно отражает картинуполитических пристрастий избирателей.
Нельзя согласиться и с мнением, что мажоритарная избирательная система непредставляет возможности для партийной работы, ущемляет права партий.
Следует отметить, что мажоритарная система, действующая в западных странах —США, Англии, Франции и ряде других, как свидетельствует их опыт, не мешает нидемократии, ни работе партий.
Итоги проведенных парламентских выборов в соседних постсоветских государствахпозволяют сделать некоторые выводы о недостатках используемоймажоритарно-пропорциональной избирательной системы.
Во-первых, голосование по партийным спискам позволяет попасть в парламентлюдям, которые зачастую не выдержали бы личной конкуренции. Ведь, голосуя попартийным спискам, избиратели все же ориентируются на конкретные персоналиилидеров, не задумываясь о том, что, благодаря их голосам, депутатами могутстать совершенно другие люди, причем эти депутаты не будут нести передизбирателями никакой ответственности, так как они не были избраны в конкретномизбирательном округе.
Во-вторых, выборы по партийным спискам имеют одну специфическую особенность:состав парламента не в полной мере отражает настроения общественного мнения,поскольку не учитываются голоса людей, поддержавших партии и движения, которыене преодолели избирательный барьер. Например, по итогам парламентских выборов вМолдавии из 15 политических партий и блоков в парламент прошли только четыре, ав Верховную Раду Украины из 30 партий и объединений — только восемь.
В последнее время в России раздаются голоса, в том числе и в президентскомокружении, об отмене выборов по партийным спискам и за проведение выборов помажоритарной системе.


Заключение
Процесс формирования устойчивых,жизнеспособных политических партий во многих странах занял несколько лет.
Примерно такой же путь к многопартийности, видимо, предстоит пройти и Беларуси.
Следует отметить, что лишь немногие из ныне действующих в Беларуси политическихобразований смогут получить заметную поддержку у избирателей и тем самымдоказать, что они действительно являются подлинными политическими партиями, закоторыми стоят реальные социальные силы.
Однако, учитывая тот факт, что политические партии все же являются необходимымэлементом демократической политической системы и определенным связующим звеноммежду гражданином и государством, представляется весьма актуальным участие всехветвей власти в налаживании диалога с представителями широкого спектраполитических сил республики.
Это позволит повысить ответственность политических партий за состояние дел вгосударстве, поможет достижению согласия по многим проблемным вопросам.
Литература:
1.  «Российскаягазета», 24.02.98 г.
2.  «7 дней», 29.11.97 г.


3.  «Свободные новости», №11, 20—27.03.98 г.


4.  «Мы и время», № 32—33,октябрь 1997 г.


5.  «Свабода», 05.09.97 г.


6.  «Свободныеновости», 5—12.09.97 г.
7.  «БДГ»,19.02.98 г.
       Оглавление
     
1.  Что такое политическая партия
2.1.Формирование партийной системы в Беларуси
2.2.Состав партий


2.3.Партии и законодательство
Заключение


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.