Реферат по предмету "Политология"


Формы правления и политические режимы

Содержание
Введение
1. Общие положения оформах правления
2. Основные формыправления
2.1 Монархическая формаправления
2.2 Республиканская формаправления
3. Политические режимы
3.1 Значениеполитического режима
3.2 Виды политическихрежимов
Заключение
Список литературы
/>Введение
Дляхарактеристики сущности государства особое значение имеют философские категориисодержание и форма. Содержание выражается в основных направлениях деятельностигосударства по решению стоящих перед ним на том или ином этапе общественногоразвития задач, т.е. в его функциях. А форма представляет собой внешнеевыражение содержания.
В настоящеевремя форму государства рассматривают как единство трех основных элементов — формы правления, формыгосударственного устройства и политического режима/>.
Под формойправления понимается организация верховной государственной власти, порядокобразования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Политический(государственно правовой) режим — это совокупность приемов, способов и методов,с помощью которых осуществляется государственная власть.
Цельконтрольной работы рассмотреть формы правления и политические режимы ихсоотношение и специфику.
Задачи:
1.Рассмотреть общие положения о формах правления;
2.Рассмотреть формы правления;
3. Рассмотретьзначение и виды политических режимов.
/>1.   Общие положения о формах правления
Древнегреческиемыслители Геродот, Платон и Аристотель, рассуждая о природе и функцияхправительства, пришли к выводу и что оно может быть трех типов:
•  правление одного;
•  правление немногих;
•  правление многих илибольшинства.
Каждый изэтих нормальных типов правления может искажаться. Правление доброго царя называетсямонархией, а правление злого — тиранией (которая сегодня именуется диктатурой).Правление большого числа благородных граждан называется аристократией, (правлениелучших), а правление группой нечестных граждан лиц — олигархией. Если увласти стоит большинство населения и оно благородное, то власть называется демократией.Но если это большинство представлено худшими людьми, то их правлениеназывается охлократией (власть толпы). Греки были невысокого мнения одемократии в принципе, называя ее властью толпы.
Так, античныефилософы выделяли три правильные формы государства —монархию,аристократию и демократию и три неправильные, означающие упадок илиискажение первых: неограниченная монархия -превращается в автократию (тиранию),неограниченная аристократия — в олигархию, неограниченная демократия — вохлократию анархию.
Демократияпроисходит от двух греческих слов: «демос» — «народ» «кратос» — «власть,правление». Демократия обозначает такое устройство, при котором все гражданеуправляют своей собственной жизнью определяют общественную жизнь и оказывают нанее влияние. При демократии народ суверенен, т. е. независим от властей ввыборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником властивыступает именно народ.
Демократияоснована на признании народа в качестве источника Главные принципы демократии —власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод,верховенство закона разделение властей, выборность главы государства,представительных органов.
Придемократии люди совершенно свободны в принятии решений о том, что для ниххорошо, а что плохо. Поэтому, если в обществе подобное право узурпируетполитическая партия или правительство, решая, какой экономический уклад, какоеполитическое устройство, какой распорядок жизни лучше всего подходит народу,такое устройство нельзя считать демократическим. К сожалению, и при царскомрежиме, и при советской власти, и при новом демократическом правлениивозможность российских граждан распоряжаться своей судьбой была в той или инойстепени ограничена. Следовательно, говорить о демократическом устройстве нашегообщества еще рано. При демократии правительство — это совокупность выбранныхнародом высших руководителей, которые для лучшего исполнения государственныхдел нанимают штат чиновников. Таким образом, народ только выбирает, но иоплачивает свое руководство. Стало быть, демократия означает свободу не тольков выборе политического режима, но и в определении размеров налога, которыйберется с граждан. Через налоги граждане оплачивают услуги аппарата управления,потому только они вправе определять, справляется со своей задачей аппарат илинет. Если в какой-то стране простые люди никак не влияют на то, куда идут ихналоги, не могут сократить госаппарат, то говорить здесь о демократии нельзя.
2. />Основные формы правления 2.1Монархическая форма правления
Монархия (отгреч. monarchia—единовластие, единодержавие) — форма правления, при которойверховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличногоглавы государства — монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и вбольшинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.
Монархии всвою очередь подразделяются на абсолютные (неограниченные) и дуалистические,или конституционные (ограниченные).
Абсолютнаямонархия характеризуется рядом отличительных особенностей.
Во-первых,верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства(монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами.Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.
Во-вторых,верховная власть передается по наследству. Это общее правило. Исключениявозможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников. Причемпервый случай будет исключением тогда, когда монархом станет не наследник.Любопытно, что в истории были периоды, когда исключения становились почтиправилом. Так, в Византии из ста девяти царствовавших императоров семьдесятчетыре были убиты и во всех семидесяти четырех случаях престол переходил кцареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императораЦхи-мисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазанияна царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства1. Вслучае отсутствия наследников монарх избирается той или иной частью населения,а затем снова вступает в действие наследственный порядок передачи власти.
В-третьих,власть монарха является пожизненной. Нарушается это правило в тех случаях,когда монарх добровольно отрекается от престола, либо его свергают.
В-четвертых,полностью отсутствует юридическая ответственность монарха как главыгосударства. Безответственность монарха распространяется не только наполитическую его деятельность, но и на его действия, имеющие уголовныйхарактер, например, убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления.Известный русский юрист Н.М. Коркунов рассматривал этот признак в качествеосновного при делении формы правления на монархии и республики. «Именно в этомразличии ответственности и безответственности заключается различие президентареспублики и монарха, а не в объеме или характере их функций. ПрезидентСеверо-Американских Соединенных Штатов пользуется большей властью, нежелианглийская королева; но президент ответственен перед конгрессом и потому немонарх; английская королева, напротив, безответственна и потому, несмотря навсю ограниченность своей власти, остается все же монархиней»[1].
/>Из всех вышеназванных особенностейабсолютной монархии в дуалистической монархии в чистом виде сохраняетсянаследственный порядок передачи власти и пожизненное обладание ею. Всеостальные признаки претерпевают более или менее существенные изменения. Однакоглавное отличие состоит в том, что власть монарха ограничена каким-либопредставительным органом. Именно поэтому она и называется дуалистической. Так,в сословно-представительной монархии власть монарха ограничивалась ЗемскимСобором в России (середина XVI в. — конец XVII в.), Генеральными штатами воФранции (1302-1789). При этом степень ограничения была невысокой. Онисозывались монархом главным образом для получения согласия на решение тех илииных вопросов, например, сбор налогов. В дуалистической монархии — монарх сосредоточиваетв своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственноетолько перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту,подчиненному монарху (Германия, 1871-1918). Здесь, как видим, степеньограничения значительно больше. П.А. Сорокин к этой форме монархии относилРоссийскую империю после 1906 г. Вместе с тем, дуалистическая монархия все жеоставляет за монархом огромную власть. Ограничение полномочий монарха касаетсяпочти исключительно законодательной работы. В деле/>/>же управления он, как и в абсолютноймонархии, неограничен. Власть короля по-прежнему считается «данной от Бога» инезависимой от народа. У нас по «Основным законам» 1906 г. царь по-прежнемуназывался «самодержавным». Особа его считалась священной и неприкосновенной[2].
/>/>/>Парламентская (конституционная) монархияпредполагает максимальное ограничение власти монарха. Известная поговорка:«Король царствует, но не управляет» вполне применима к парламентской монархии.Специфика данной разновидности монархической формы правления во многомсовпадает с отличительными особенностями парламентской республики, которыебудут рассмотрены ниже.
Сегодня вмире насчитывается 28 монархий, а формально более 40, так как в ряде странСодружества, возглавляемого Великобританией, — Канаде, Новой Зеландии,Барбадосе и других — главой государства формально-юридически считается королеваВеликобритании[3].
/>Большая часть стран с такой формойправления — парламентские (конституционные) монархии, где власть правителяограничена как писаным законом, так и активно действующими законодательными иисполнительными органами. К ним относятся Великобритания, Бельгия, Дания,Швеция, Норвегия, Япония и др. До недавнего времени абсолютной монархиейявлялась Саудовская Аравия. В 1992 г. там принята Конституция и с этого моментаболее правильно ее рассматривать в качестве дуалистической монархии. С определеннымиоговорками к абсолютной монархии сегодня можно отнести Оман, хотя и там, в 1996г. была принята Конституция./>2.2 Республиканская форма правления
Триправильные формы правления: монархию, аристократию и демократию — можнообъединить в одну и назвать ее республикой.
Республика(лат. respublica, от res — дело и publicus — общественное дело) — форма правления, прикоторой высшие органы государственной власти избираются населением, либоспециальными коллегиями выборщиков.
В отличие отмонархии республике свойственны следующие особенности.
Во-первых,источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессепрямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочияпредставительному органу. Первые республики возникли в Древней Греции и ДревнемРиме. Так, в Афинской демократической республике в выборах высшего органагосударственной власти (Народного собрания) принимали участие все полноправныеграждане Афин. В аристократических республиках правом принимать участие визбрании (формировании) высших органов государства пользовались не всеграждане, а лишь представители военно-земельной знати. Истории известен целыйряд цензов, т.е. условий для получения и осуществления избирательного права(возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, половой,расовый, языковый и др.). Наличие их в законодательстве того или иногогосударства приводило к ограничению права принимать участие в избрании высшихорганов государственной власти. В настоящее время в подавляющем большинствегосударств существуют лишь возрастной ценз и ценз гражданства.
Во-вторых,высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересахнарода либо соответствующей социальной группы.
В-третьих, вреспублике законодательно ограничивается срок полномочий высших органовгосударственной власти, как правило, он равен 4-5 годам.
В-четвертых,обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органовгосударственной власти.
В настоящеевремя из 190 государств в мире 150 являются республиками.
Республикиможно классифицировать по различным основаниям. В частности, Н.М. Коркунов иГ.Ф. Шершеневич в зависимости от степени непосредственного участия народа восуществлении функций государственного властвования выделяли чистые, илинепосредственные, республики и республики представительные. Непосредственнойреспубликой называется такая форма правления, где народу принадлежит правонепосредственного участия в осуществлении законодательной функции. Впредставительных же республиках непосредственное осуществление всех функцийвластвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самомународу непосредственно принадлежит лишь право избрания своих представителей.
Сегодня всереспублики принято подразделять на три разновидности: президентские,парламентские (парламентарные) и смешанные. При этом первые два виданазывают классическими или традиционными.
/>/>/>Классическая президентская республикахарактеризуется следующими отличительными признаками: президент избираетсянаселением всей страны или выборщиками; является одновремен/>но главой государства и правительства;обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической ивоенной сферах; самостоятельно формирует правительство; правительство несетответственность перед президентом, а не перед парламентом; президент не можетраспустить парламент; отношения между президентом и парламентом строятся наоснове системы сдержек и противовесов. В частности, парламент утверждает представляемыйпрезидентом бюджет.
Сегодня кчислу классических президентских республик, и то не без оговорок, можно отнестиСША, Сирию.
Классическаяпарламентская республика характеризуется следующими признаками: верховнаявласть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства;правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте;возглавляет правительство премьер-министр, являющийся, как правило, лидеромпартии, победившей на парламентских выборах; правительство несетответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку;допускается существование должности президента, который избирается парламентом,либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента. При этомреальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.
В настоящеевремя классическими парламентскими (парламентарными) республиками являютсяИталия, Австрия.
/>Рассмотренные выше формы правления и нынесохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира. Нона их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаковвозникают неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу. Особыйинтерес в этом плане представляет анализ нетипичных форм правления современных государств,проведенный профессором В.Е. Чиркиным.
«Чистых»,традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающихгосударствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), какправило, соединяют разные черты. Появляются смешанные и «гибридные» формыправления, характеризующиеся утратой жесткости существующих классификаций поюридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, вМалайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентскойреспублики (Колумбия по Конституции 1991 г.) «Чистые» формы правления наряду сдостоинствами имеют недостатки, присущие форме как таковой. Например,президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Обэтом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в рядегосударств Латинской Америки, в России, а также президентско-монистическихреспублик в отдельных государствах Африки. Парламентарной же республикеимманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственныекризисы и отставки. Так, за полсотни послевоенных лет в парламентскойреспублике Италии сменились более полусотни кабинетов министров, причем средняяпродолжительность их существования была менее года. Включение элементовпрезидентской республики в парламентскую, а парламентской — в президентскую,применение других методов помогает преодолеть недостатки «чистых» форм. Врезультате остается все меньше «чистых» президентских или парламентскихреспублик, возникают полупрезидентские, полупарламенентские республики[4].
Наиболеехарактерной чертой полупарламентской республики является ограничение вотуманедоверия. В Германии, например, предусмотрен «конструктивный вотум недоверия»(за недоверие канцлеру (премьер-министру) должно проголосовать значительноеколичество членов парламента).
Наиболеехарактерной чертой полупрезидентской республики является установлениеответственности перед парламентом отдельных министров, но не главыправительства, которым фактически, а часто и юридически остается президент. Этатенденция нашла свое выражение в конституционном праве ряда стран ЛатинскойАмерики — Венесуэле, Колумбии, Перу, Уругвае и др.
3. Политические режимы 3.1 Значениеполитического режима
Историиизвестны самые различные политические режимы: деспотический,теократически-монархический, аристократический (олигархический),демократический, абсолютистский, клерикально-феодальный,милитаристско-полицейский, «просвещенного абсолютизма», бонапартистский,военно-полицейский, фашистский, фашизмоподобный, марионеточный, авторитарный,тоталитарный и ряд других.
Тем не менеев научном обороте категория «политический режим» появилась сравнительно недавно— в 60-е гг. нынешнего столетия. В настоящее время в политологии даннаякатегория используется в трех значениях.
В первомзначении политический режим полностью отождествляется с формой государства,является ее синонимом и с этой точки зрения включает в себя форму правления иформу государственного устройства.
Во второмзначении политический режим рассматривается не только и не столько какгосударствоведческое понятие, сколько как явление во многом предопределяющееособенности функционирования политической системы общества в целом.
В третьемзначении политический режим используется для характеристики различных способов,приемов и методов осуществления государственной власти в обществе. Это узкоезначение данной категории, в котором она используется, прежде всего, вюриспруденции в качестве особого третьего элемента, характеризующего формугосударства, наряду с формой правления и формой государственного устройства.
Особенностьданной формы государства состоит в том, что она имеет определеннуюсамостоятельность и напрямую не зависит от иных форм. Так, в государствах смонархической (кроме абсолютной монархии) и республиканской формой правления можетсуществовать один и тот же политический режим. Более того, в целом рядесовременных ограниченных монархий существует значительно более демократическийрежим, чем в отдельных современных республиках. Еще в меньшей степениполитический режим детерминирован той или иной формой государственногоустройства.
Можно суверенностью утверждать, что ни в одном государстве мира не существует и несуществовало абсолютно идентичных политических режимов. Каждый из них имеетсвои особенности, свою специфику, которые обусловливаются влиянием огромногоколичества социально-экономических, общественно-политических, классовых,религиозных, нравственных и иных факторов. Следует обратить внимание и на то,что относительная стабильность указанных факторов приводит к относительнойстабильности политического режима конкретного государства в конкретныйисторический период времени. И наоборот, их изменения приводят к тем или иныммодификациям рассматриваемой формы государства.3.2 Виды политических режимов
В учебнойлитературе по теории государства и права политические режимы обычноподразделяют на две основные разновидности: демократические иантидемократические.
Демократическомуполитическому режиму присущи: наличие в государстве демократии, т.е. такойформы власти, которая основана на признании народа в качестве источника власти;выборность и сменяемость высших органов государственной власти, ихподотчетность избирателям; разделение государственной власти назаконодательную, исполнительную и судебную; конституционное признание,закрепление и реальное гарантирование основных личных, экономических, политическихи иных прав и свобод человека и гражданина, (ограничение прав и свободдопускается только на основании и в соответствии с законом); защищенностьличности от произвола и беззакония, возможность реально защищать свои права,свободы и законные интересы от любых посягательств, в том числе государственныхорганов и должностных лиц; существование ряда политических, в том числеоппозиционных, партий; невмешательство государства в частную жизнь граждан;гласность в деятельности государства[5].
Антидемократическийрежим является противоположностью демократического и характеризуется обратнымнабором признаков. Особое значение имеет подразделение данной разновидностиполитического режима на собственно антидемократические и псевдодемократические.Для последних характерно формальное признание и конституционное закреплениенаиболее значимых демократических институтов и ценностей, с одной стороны, и ихполное или частичное игнорирование — с другой. Типичными примерамипсевдодемократических режимов являются режимы, существовавшие в бывшем СССР иряде других стран социалистического содружества. В настоящее время подобныережимы существуют в Корейской Народно-Демократической Республике и на Кубе.
В зависимостиот степени ограничения демократии антидемократические режимы подразделяются наавторитарные, тоталитарные и фашистские.
Авторитарныйрежимхарактеризуется нарушением принципа разделения властей, ограничением роливыборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов,концентрацией огромных властных полномочий в руках главы государства илиправительства, сведением роли парламента и других органов государственнойвласти до положения сугубо формальных институтов и как следствие — незаконнымограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партийи других организаций.
Тоталитарныйрежимотличается полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизниобщества, огосударствлением общественных организаций, вмешательствомгосударства в частную жизнь граждан, господством одной политической партии илидвижения, запрещением или существенным ограничением деятельности оппозиционныхпартий, наличием одной «официальной» идеологии, преследованием за инакомыслие,значительным ограничением прав, свобод и законных интересов личности.
Фашистскийрежим —это тоталитаризм в его наиболее откровенной форме. Аппарат государственнойвласти достигает огромных размеров и создается по типу пирамиды, на вершинекоторой стоит единоличный правитель, обладающий неограниченными полномочиями.Фашистский режим полностью ликвидирует демократические права и свободы,уничтожает все оппозиционные организации и учреждения, опирается в своейдеятельности на массовый идеологический и физический террор. Фашизм — этоявление XX в. Впервые он возник в 1919 г. в Италии, где после захвата власти в1922 г. фашистами установилась соответствующая диктатура, котораяпросуществовала до 40-х годов. В 1920 г. в Германии была организована национально-социалистическаярабочая партия во главе с А.Гитлером, которая в 1933 г. победила на всеобщихвыборах, т.е. получила власть демократическим путем и после этого установиларежим кровавой фашисткой диктатуры. В настоящее время откровенно фашистскихрежимов но существует, но это отнюдь не означает, что они не могут возникнуть.
/>Заключение
Формыправления — организация власти, характеризуемая формальным источником. Вмонархии формальным источником им является одно лицо: король, царь, фараон и т.д. В республике им кону источником власти является большинство.
До сих пор внауке не утихают споры о том, как надо правильно классифицировать формыправления. Предлагают самые разные и варианты, но все сходятся в том, что самойлучшей является типология Аристотеля. Он выделял три основные формы (монархию,аристократию, демократию) и три извращенные формы (тиранию, олигархииохлократию).
С тоговремени ничего принципиально нового научная мысль придумала, она лишь перекраивалато, что было создано прежде, почему прогресс науки вдруг остановился? Возможно,что причиной служит закономерность истории: она повторяется в своих главныхчертах, воспроизводя на каждом новом витке старое, но в измененной под новыеусловия форме. Человечество подолгу примеряет себе ту или иную форму правления,что-то меняя в ней, и совершенствую либо, отвергая сразу неудачный проект.Политическое творчество продолжается всегда долго и мучительно.
Такимобразом, форма государства является фундаментальной общетеоретическойкатегорией и позволяет дать характеристику сущности государства с позиций формыправления, формы государственного устройства и политического режима.
/>/>/>Список литературы
1.    Гугенбергер Б. теориядемократии // Политические исследования, 1991 №4
2.    Зеркин Д.П. Основыполитологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону 2001.-
3.   Краткийсловарь. Основы политологии. М.; 2003.
4.   МельникВ.А. Политология. Учебник для Вузов. Минск 2004.-
5.   ПанаринА.С. Политология. Учебник изд. «Проспект» М.; 1998.-


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.