Реферат по предмету "Военная кафедра"


Методика и организация тактической подготовки

Саратовскийвоенный институт внутренних войск МВД России
кафедра тактики
Курсовая работа
Тема:
«МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»
Выполнил:
курсант Люкшин Ю.П.
Руководитель: подполковник Казанцев Л.Ю.
Дата сдачи: “5”декабря 2005 года
Оценка:
Подпись научногоруководителя:
г. Саратов-2005

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение                                                                                                        3
1.Основы методики преподавания тактики                                              5
1.1Содержание и цели изучения тактики                                                  5
1.2Принципы обучения                                                                               8
2Формы и методы проведения занятий по тактической подготовке    13
3Методика подготовки и проведения занятий                                       17
Заключение                                                                                                 25
Списоклитературы

ВВЕДЕНИЕ
Глубокиепреобразования в социально-политической и экономической жизни общества обусловливаютнеобходимость изменений в идейно-теоретической и профессиональной подготовкевоенных специалистов. В настоящее время исследование данного вопроса являетсяактуальным так как в условиях дальнейшего повышения боеспособности Внутреннихвойск МВД России становится улучшение качественных параметров в военном строительстве.Это связано с тем, что уровень подготовки офицерского состава отстает от современныхтребований, предъявляемых к развитию военного дела. Главным недостатком вобучении и воспитании выступает слабое развитие у них творческого начала и инициативы,их приверженность к шаблону, недостаточные практические навыки во владениивооружением и военной техникой, а также в управлении подразделениями и частями.Простое заучивание теоретических положений приводит к тому, что многие офицерыне умеют творчески применять свои знания в конкретных условиях обстановки, теряютсяпри резких ее изменениях. Наличие указанных недостатков в определенной степениявляются следствием применения традиционной методики преподавания учебных дисциплин.В частности, тактики общевойсковых подразделений, в связи с отставанием отдельных положений, и рекомендаций от требований жизни.  Целью исследованияявляется раскрытие сущности требований, которые сводятся к тому, чтобы перейтиот методики, акцентированной на запоминание учебного материала, к творческомуобучению, развитию активного мышления курсантов, умения самостоятельно решатьнестандартные задачи, использовать знания для творческого решения возникающихвоенных, социальных, моральных, психологических и других проблем. Объективнойзакономерностью совершенствования учебного процесса является егоинтенсификация.
Содержаниетактики, как теории и практики подготовки и ведения боя соединениями, частями иподразделениями, а, следовательно, и ее предмета постоянно меняется в связи спродолжающимся оснащением войск новым вооружением и военной техникой, совершенствованиемих организационной структуры. С изменением характера современного боя,возникшим в последнее время многообразием его форм, меняется и методика изучениятактики. Поэтому в современных условиях каждый преподаватель должен, глубоко ивсесторонне овладеть методикой преподавания предмета, изучить существующие формы,методы, средства обучения и воспитания, их соответствие современнымтребованиям, выявить и обобщить основные направления их развития и применения вобразовательном процессе.
Дальнейшееразвитие учебной материально-технической базы и совершенствование подготовкипреподавателей обеспечат переход к более эффективному использованию существующихи поиску новых форм обучения военнослужащих.

1. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТАКТИКИ
 
1.1. Содержание и цели изучения тактики
Содержаниеучебной дисциплины «Тактика» определяется учебной программой. В ее основуположены требования правительства Российской Федерации и МВД РФ о подготовкевысококвалифицированных военных кадров для решения задач обороноспособности страны.
Программаподготовки по дисциплине «Тактика» разрабатывается в соответствии стребованиями военной доктрины Российской Федерации и положениями военной реформы.
Основнымизадачами дисциплины являются:
— Обучение общетеоретическим и методологическим положениям тактики боя общевойсковыхподразделений, которые необходимы для формирования у обучаемых фундаментальныхзнаний, удовлетворяющих потребностям практики войск к решению задач поуправлению частями и подразделениями в бою;
 -выработка у обучаемых практических умений по подготовке общевойскового боя,всестороннему обеспечению и непрерывному управлению подразделениями в ходе еговедения.
Программаобучения предусматривает изучение в ходе учебного процесса вопросов тактики сучетом достижений военной науки, опыта боевой подготовки войск, боевых действийв современных локальных войнах и вооруженных конфликтах.
Целямиучебной дисциплины являются:
— Глубокое изучение теоретических положений, направленных на развитие творческоготактического мышления обучаемых, привития им умения выявлять, анализировать,отслеживать наиболее перспективные направления развития средств и способов вооруженнойборьбы;
— выработка четкого представления о пространственной картине боя и практическихумений по управлению общевойсковыми подразделениями в бою в различных условияхтактической обстановки, способности прогнозировать динамику его развития ивозможные конечные результаты.
Наоснове учебной программы разрабатываются тематический план. В тематическомплане отражается содержание изучения тем по тактике с указанием времени, отводимыхна их изучение, а также формы проведения занятий и другие вопросы.
Время,отводимое на изучение дисциплины «Тактика», определяется исходя изтого, что она является профилирующей.
Врезультате изучения дисциплины «Тактика» военнослужащие должны:
знать:
— Теоретические основы тактики, тенденции ее развития в современных условиях;
— предназначение и структуру видов Вооруженных сил, родов войск и специальныхвойск, принципы их организационно-штатного построения;
— методы оценки боевых возможностей общевойсковых подразделений;
— влияние военно-географических условий и факторов на боевые действия войск;
— основы современного общевойскового боя, закономерности и принципы его ведения;
— основы боевого применения подразделений и всестороннего обеспечения их действий;
— основные положения по боевому применению подразделений родов войск и специальныхвойск;
— основы организации огневого поражения противника в общевойсковом бою;
-подготовкуи ведение оборонительного, наступательного боя мотострелкового подразделения;
— подготовку и осуществление передвижения войск, и расположение их на месте;
— опыт боевого применения частей и соединений в Великой Отечественной войне, влокальных (региональных) войнах и вооруженных конфликтах послевоенного периода.
уметь:
— Представлять пространственную картину современного общевойскового боя, прогнозироватьдинамику его развития и конечный результат;
— осуществлять подготовку боевых действий взвода (роты) и их передвижение;
— осуществлять управление подразделениями в бою и в ходе их передвижения;
— организовывать и осуществлять всестороннее обеспечение боевых действий и передвиженияподразделений;
— организовывать и осуществлять восстановление боеспособности подразделений, атакже продолжение ведения ими боевых действий.
Знанияи умения военнослужащие получают не только на занятиях по изучению тактики, нои ряда других дисциплин в ходе отработки теоретического и практического курсов.
Теоретическийкурс состоит из лекций, семинаров, групповых занятий и зачетов. На них курсантыполучают определенные теоретические знания. На занятиях практического курса,который представлен комплексными и тактическими задачами, практическими заданиямив составе взвода, ротным тактическим учением, полевыми выходами, стажировкой ввойсках и выполнением курсовых работ, обучаемые углубляют, расширяют и закрепляютполученные ранее знания, а также приобретают умения и вырабатывают определенныенавыки.

1.2 Принципы обучения.
 
Обучение- процесс двухсторонний, включающий преподавание и учение. Деятельностьпреподавателя представлена преподаванием, а деятельность обучаемых — учением.
Подпреподаванием тактики понимается последовательная и целенаправленная работа преподавателейпо вооружению обучаемых знаниями и умениями, необходимыми для выполненияфункциональных обязанностей при занятии командных и штабных должностей вподразделениях ВВ.
Процессобучения тактике строится в соответствии с установившимися принципами военногообучения.
Принципывоенного обучения — это основные исходные положения, определяющие характеробучения в соответствии с целями подготовки курсантов в институте по тактике.При этом каждый принцип содержит определенные рекомендации, способы и приемы,которые позволяют практически решать вопросы методики обучения.
Принципамиобучения являются: научность обучения; учить тому, что необходимо на войне;наглядность и доступность обучения; прочность усвоения материала; систематичность,последовательность и комплексность в обучении; индивидуальный подход кобучаемым; сознательность и активность обучаемых.
Научностьобучения требует, чтобы знания были достоверными, правильно отражалидействительность, соответствовали современному уровню развития военной науки.
Положениятактики должны рассматриваться в развитии, во взаимосвязи и взаимообусловленности,а каждое решение на бой должно приниматься в соответствии с конкретными,объективно существующими взаимосвязанными условиями обстановки. Обучать тактикенеобходимо на базе новейших достижений теории военного искусства и практикибоевой подготовки, используя последние достижения науки в области как техники,так и технических средств обучения.
Учитьтому, что необходимо на войне — является важным принципом преподавания тактики.Учебную обстановку следует максимально приближать к боевой действительности, недопускать шаблона, упрощений и условностей. Тактическая обстановка всегдадолжна быть сложной, противника рассматривать сильным и активным. Обстановкадолжна побуждать обучаемых принимать нестандартные решения с элементами внезапности,хитрости, оправданного риска, проявлять инициативу и творчество.
Теоретическиезнания, закрепляются на занятиях в классе и в поле в условиях, приближенных кбоевым, участии в тактических учениях.
Важноезначение имеет проведение занятий в поле на незнакомой местности в любое времягода и суток.
Всовременных условиях большое значение приобретает фактор времени, поэтому приобучении курсантов необходимо создавать обстановку, в которой обучаемые вынуждены,будут осуществлять организацию боя, уточнять решения в ходе его ведения, отдаватьнеобходимые распоряжения и ставить задачи в такие же сроки, какими они могутбыть в реальном бою.
Наглядностьи доступность обучения — один из важнейших принципов. Наглядность обученияспособствует созданию у обучаемых правильных и конкретных представлений опредмете тактики и характере современного общевойскового боя в целом.Применение средств наглядности активизирует деятельность обучаемых, развивает уних способность связывать теорию с практикой, воспитывает внимательность,аккуратность, сообразительность, повышает интерес к занятиям.
Назанятиях по тактике могут применяться следующие средства наглядности:
— Графические (карты, схемы, рисунки, чертежи, таблицы);
— экранные (кинофильмы, диафильмы, телеви­дение, диапозитивы, слайды);
— объемные (макеты местности, стенды);
— имитационные (макеты, модели, очаги пожаров, зоны заражения и районы заграждений,имитация выстрелов и разрывов);
-натуральные(поучительная местность с характерным рельефом, ориентирами, препятствиями,заграждениями, оборудованными позициями; боевая техника, машины управления).
Применениенаглядных средств обучения сопровождается пояснениями, даваемымипреподавателем. При этом важно, чтобы обучаемые были активными участниками, ане просто наблюдателями. Сочетание наглядности и активной работы обучаемых,преодоление ими трудностей, моральное и физическое напряжение способствуютвыработке у них умений и навыков.
Винтересах закрепления знаний и выработки у обучаемых умений, важно научить ихграфически выражать свои мысли на доске мелом, в тетрадях или на картах карандашомили фломастером, на экране монитора с использованием возможностей-программкомпьютерной графики.
Следующимпринципом обучения является принцип «прочность усвоения материала». Входе его реализации используется весь ход преподавания, его построение, отборсодержания изучаемого материала, организация и методика. Наиболее эффективнымив достижении прочности знаний, умений и навыков являются логичность,доказательность, эмоциональность преподавания материала, способствующая нетолько его прочному запоминанию, но и обострению внимания, развитию интереса уобучаемых, созданию установки на непроизвольное, прочное запоминание стержневыхположений, наиболее важных военно-профессиональных приемов и действий:организация повторения изученного, причем не копирующего, а углубляющего,предупреждающего забывание знаний и обогащающего их; обеспечение регулярностиучебной работы, систематического упражнения в практическом применении знаний,умений и навыков; проверка усвоения учебного материала, а также самоконтроль обучаемых.
Систематичность,последовательность и комплексность в обучении — принцип, обеспечивающийуспешное и глубокое овладение теорией и приобретение практических умений. Всоблюде­нии этого принципа важную роль играют тщательно продуманное составлениепрограмм и тематических планов, а также планирование учебного процесса.
Необходимотакже учитывать взаимосвязь занятий по тактике с другими учебными дисциплинами.Этим достигается комплексность обучения.
Изучаемыйматериал доводится до обучаемых логически законченными частями с четкимвыделением закономерностей науки, основных ее идей, постоянным увязываниемтеории с практической деятельностью офицеров. Разделы тактики, факты и примерыдаются обучаемым не в виде изолированных явлений, а как единое целое, связанноеведущей идеей. Систематичность и последовательность во многом зависят отпостоянной высокой требовательности преподавателя к обучаемым.
Индивидуальныйподход к обучаемым, как один из принципов обучения, предполагает учетособенностей психологии и уровня подготовки каждого курсанта. Это становитсявозможным только при отличном знании преподавателем индивидуальных особенностейобучаемых.
Учетиндивидуальных особенностей не означает предъявления разных требований кподготовке. Требования должны быть одинаковыми для всех. Индивидуальный подходнеобходимо осуществлять с таким расчетом, чтобы стимулировать наиболее сильных обучаемыхк более углубленной работе, а слабых, подтягивать до требуемого программойуровня. В любом случае недопустимо такое положение дел, когда основное вниманиепри обучении уделяется либо только отстающим, либо только успевающим. Разумноенаращивание нагрузок и трудностей в обучении, постоянный контроль, поддержка ипомощь, забота о здоровом настроении в коллективе способствует усвоениюучебного материала.
Сознательностьи активность обучаемых — принцип, позволяющий курсантам осмысленно изучатьпредмет. При изучении необходимо добиваться не механического заучивания, аосознанного изучения фактов и явлений, присущих вооруженной борьбе, пониманияих сути. Следует добиваться от обучаемых умения обосновывать и творческиприменять положения военной теории на практике.
Необходимымусловием активности и сознательности обучаемых являются самоконтроль исамооценка, которые повышают ответственность, наблюдательность и аккуратность.
Вывод:На выше указанных принципах строится изучение обучаемыми дисциплины «тактика».Все они взаимосвязаны, дополняют и углубляют друг друга и применяютсякомплексно.

2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТАКТИЧЕСКОЙПОДГОТОВКЕ.
Дляуспешного решения задач образовательного процесса важно правильно понимать, иумело применять различные виды занятий и методы их проведения.
Наиболеераспространенными видами занятий при обучении по дисциплине «Тактика»являются:
— Лекции;
— групповые занятия;
— семинары;
— тактико-строевые занятия;
-тактическиезанятия;
— практические занятия;
— групповые упражнения;
— тактическая летучка;
— тактическое учение;
— выполнение курсовых работ;
— консультации;
— стажировка.
Каждомувиду занятия присущи определенные методы его проведения: лекции — лекционныйметод; семинару – беседа; групповому занятию – рассказ, объяснение; групповымупражнениям — упражнение (тренировка); тактическим летучкам – тренировка;тактическим учениям — практическая работа; самостоятельной работе (в том числепод руководством преподавателя) — изучение литературы и упражнение(тренировка). В ходе занятий и учений в большей или меньшей степени применяютсяобъяснения и показ (демонстрация). В ходе выполнения курсовых работ курсантыосновном работают самостоятельно, применяя такие методы как изучениелитературы, упражнение (тренировка) в разработке каких-либо теоретическихположений или документов.
Кромеосновного метода при проведении каждого вида занятая может применяться ещенесколько вспомогательных методов, например, объяснение и показ в ходе проведениягруппового упражнения и т.д.
Методыпроведения занятий — это способы совместной работы обучающего и обучаемых.Каждый метод состоит из множества приемов, посредством применения которыхпреподаватель с опорой на активность и сознательность обучаемых передает имзнания и вырабатывает у них умения (развивает профессиональные качества обучаемых).Такими приемами могут быть: рассказ, объяснение при лекционном методе;обсуждение изучаемого материала при проведении семинара методом беседы: практическаяработа и самостоятельнее изучение литературы в ходе самостоятельной работы обучаемых.
Выборметода проведения занятия и используемых приемов определяется целью данногозанятия и его содержанием.
Лекционныйметод применяется при чтении лекций для изложения теоретических вопросов. Онзаключается в устном изложении материала (рассказе, объяснении) в сочетании сдемонстрацией наглядных пособий лектором. Этот метод позволяет систематически,последовательно и цельно раскрывать основные положения изучаемой темы в пределахотведенного времени, давать обучаемым направления для дальнейшей самостоятельнойработы.
Беседаприменяется для систематизации, углубления и закрепления знаний обучаемых. Онапозволяет также вырабатывать у них умение точно и кратко формулировать своимысли при обосновании теоретических положений уставов и наставлений, докладе иобосновании принятого решения, умение выступать перед аудиторией. Суть беседы заключаетсяв том, что руководитель занятия последовательно ставит перед всеми обучаемымилибо отдельным курсантам основные, а при необходимости, дополнительные и наводящиевопросы, а обучаемые в развернутой форме (обычно с обоснованиями) дают ответына них.
Беседаприменяется в том случае, когда обучаемым можно опереться на что-то известное(личный опыт, прочитанный материал, сложившиеся у них представления и понятия).Методом беседы обычно проводятся семинары, собеседования по отдельным темам,могут приниматься зачеты, или устные экзамены.
Беседаможет вестись в форме диалога, дискуссии. Она может сочетаться также с объяснениеми демонстрацией наглядных пособий.
Показ(демонстрация) применяется для формирования у обучаемых правильныхпредставлений о содержании изучаемых положений, выполнения того или иногодействия или приема  и заключается в образцовом выполнении действия или приемасамим руководителем, либо в показе действий войск, демонстрации кинофильмов,видеофильмов или отдельных их фрагментов и других средств наглядностиизучаемого действия или приема. Показу обычно сопутствует краткое объяснение.
Значениеэтого метода заключается в том, что обучаемые имеют возможность с наименьшейзатратой времени воспринимать изучаемые вопросы и создавать на этой основеконкретное и правильное представление о них. Метод показа находит широкое применениена групповых упражнениях, когда преподаватель дает образцовые формулировкизамыслов, распоряжений, показывает фрагменты работы командира по организациибоя или по управлению подразделениями в ходе его ведения.
Дляформирования у обучаемых правильного представления о дисциплине «Тактика»и конечной цели ее изучения, большое значение имеют показные занятия. Они проводятсядля установления единства взглядов на подготовку курсантов и внедрения передовыхприемов и методов организации и проведения занятий, а также для показа результатов,которых необходимо добиться в итоге обучения.
Упражнение(тренировка) служит для того, чтобы научить курсантов применять полученныезнания на практике. Суть упражнения заключается в многократном выполненииобучаемыми, по заданию преподавателя или самостоятельно, определенных действийи приемов в целях выработки и совершенствования умений и навыков.
Отличиеметода «упражнение» от метода «тренировка» заключается втом, что первый из них применяется на начальном этапе выработки практическихумений и навыков, а второй – после выработки первоначальных умений и запоминанияобучаемым(и) в целом того или иного действия.
Данныеметоды широко применяются в ходе групповых упражнений, при решении тактическихлетучек, во время самостоятельной работы, на тактических и тактико-строевыхзанятиях.
Самостоятельноеизучение литературы применяется для приобретения знаний обучаемыми. Работая слитературными источниками, курсанты привыкают самостоятельно мыслить, делатьвыводы и обобщения. Преподаватель обычно организует и направляет работукурсантов, при необходимости дает консультации. Для самостоятельного изучениялитературы рекомендуются следующие приемы: просмотр, сплошное чтение и чтение сконспектированием.
Приопределении объема литературы для самостоятельного изучения следует учитыватьреальное время, которым располагают обучаемые, конкретно указывать разделы,главы, страницы.
Практическаяработа применяется для совершенствования умений курсантов. Она заключается ввыполнении функциональных обязанностей в составе органов управления в условиях,максимально приближенных к боевой действительности.
Всвязи с тем, что практическая работа требует от обучаемых большой самостоятельностии определенного уровня подготовки, к ней следует приступать лишь тогда, когдаими усвоены определенные знания и сформированы определенные умения на предшествовавшихзанятиях.
Наиболееширокое применение этот метод находит при проведении РТУ, полигонной практики.
Вывод:
Практическаяработа в сложных условиях позволяет обучаемым убедиться в необходимости техумений и навыков, которые вырабатывались у них в ходе предшествующих занятий, аруководителям занятий — проверять степень подготовленности обучаемых.

3. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Качествоотработки программы по дисциплине «Тактика» во многом зависит отуровня методической подготовки руководителей, вырабатываемой у офицерского составав процессе методической работы.
Цельметодической подготовки заключается в привитии преподавателям умений проводитьна высоком теоретическом и методическом уровне все виды занятий, доходчивопередавать свои знания обучаемым и умело их воспитывать, качественно разрабатыватьучебные материалы.
Главнымизадачами методической работы являются: совершенствование методики, повышениеэффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, повышениепедагогического мастерства преподавательского состава, совершенствование организациии обеспечения образовательного процесса.
Основнымиформами методической работы является:
учебно-методические(методические) сборы и совещания, научно-методические конференции и семинары;
заседанияученого совета, и предметно-методических комиссий с рассмотрением вопросовметодики обучения и воспитания;
методическиезанятия (инструкторско-методические, показные, открытые и пробные, а такжелекции, доклады, сообщения по вопросам методики обучения и воспитания, общей ивоенной педагогики и психологии);
разработкаи совершенствование учебно-методических материалов, совершенствованиематериально-технического обеспечения образовательного процесса;
проведениепедагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов вобразовательный процесс, изучение и внедрение передового педагогического опытаи опыта боевой подготовки войск;
проведениеконтроля учебных занятий.
Учебно-методические(методические) сборы проводятся перед началом или в начале учебного года. Насборах подводятся итоги методической работы за прошедший период обучения иставятся задачи на новый учебный год, обобщается опыт методической работыпреподавателей, и популяризируются лучшие педагогические приемы обучения и воспитания,вырабатываются единые взгляды по вопросам учебной, воспитательной и методическойработы; проводятся инструкторско-методические, показные и другие занятия, организуетсячтение лекций; даются указания по реализации в образовательном процессе новыхтребований руководящих документов и опыта войск.
Методическиесовещания проводятся по мере необходимости в целях решения конкретных вопросовобразовательного процесса: определения методики проведения учений, занятий.Обеспечения взаимосвязи смежных учебных дисциплин и других.
Инструкторско-методическиезанятия проводятся по наиболее важным и сложным темам учебной программы, передотработкой семинаров, задач,  летучек, групповых упражнений. Они проводятся вцелях выработки единой организации и методики проведения занятий, освоениянаиболее эффективных методических приемов. На этих занятиях, кроме того,проверяется знание преподавателями организации и боевых возможностей войск,теоретических положений и учебного материала; обсуждаются возможные вариантырешений курсантов по соответствующей обстановке и дается их оценка; рассчитываетсяучебное время и определяется содержание частных и общего разбора. После их проведенияпреподаватели продолжают личную подготовку к занятиям. По семинару, тактическойлетучке, групповому упражнению и небольшой по объему задаче проводится одно, апо комплексной задаче — несколько занятий.
Инструкторско-методическоезанятие перед проведением учения проводит руководитель учения. Занятиепроводится обычно в течение двух дней. В первый день с преподавателямиразбираются вопросы организации учения, изучается план его проведения и другиеучебные материалы. Во второй день — методика отработки учебных вопросов поэтапам учения. Если учение проводится на местности – то этот день посвящаетсяработе в поле, где конкретно рассматривается порядок отработки учебных вопросовпо обстановке на определенное время.
Наиболеесложные вопросы по занятиям отрабатываются непосредственно на руководителях,которые действуют по обстановке в роли тех или иных должностных лиц и последовательнопрорабатывают действия на занятии или учении. Такой методический приемпозволяет преподавателям глубже усвоить учебный материал и при необходимостилично показать фрагмент работы командира, в роли которого будут действоватьобучаемые, предвидеть возможные варианты решения и проработать заблаговременноадекватную решениям обстановку.
Показныезанятия проводятся лучшими методистами с целью показать образцовую организациии методику проведения занятий, методы эффективного использования техническихсредств обучения. Показные занятия организуются в соответствии с расписаниемучебных занятий.
Открытыезанятия проводятся на с целью обмена опытом, оказания помощи преподавателям ворганизации занятий и методике их проведения, а также в целях контроля учебныхзанятий.
Пробныезанятия проводятся в целях определения подготовленности преподавателя, идопуска его к самостоятельному проведению занятий, а также рассмотрения организациии методики проведения занятий по новым темам и вопросам, определения целесообразностииспользования новых технологий и методов обучения при проведении занятий.Пробные занятия проводятся только перед руководителями. Анализ проведенногооткрытого занятия и его оценки, кроме того, заносятся в журнал контроля учебныхзанятий.
Подготовкаруководителя к занятию включает:
— Уяснение содержания занятия и определение его дидактической цели, и конкретныхучебно-воспитательных задач (целей);
— определение структуры занятия, основных учебных вопросов и времени на их изучение(отработку);
— подбор и изучение соответствующего учебного материала, обеспечивающего оптимальноераскрытие темы занятия и решение поставленных учебно-воспитательных задач(целей);
— выбор методов и приемов обучения;
— подготовку материального обеспечения занятия;
— составление плана проведения занятия.
Основнымивидами учебных занятий с курсантами иностранцами являются: лекции, семинары,групповые упражнения, групповые занятия.
Лекции
Лекцииявляются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретическогообучения. Они должны давать систематизированные основы научных знаний потактике, раскрывать в динамической взаимосвязи наиболее сложные вопросы. Лекциидолжны носить, как правило, проблемный характер, отражать актуальные вопросытеории и практики, современные достижения военной науки, способствоватьразвитию у обучаемых творческого мышления и их углубленной самостоятельнойработе.
Подготовкалекции включает: уяснение (уточнение) исходных данных; составление календарногоплана подготовки лекции; разработку лекционного материала, обсуждение лекции накафедре или в предметно-методической комиссии, доработку ее после обсуждения;оформление и подготовку дидактических материалов к лекции, разработку плана еечтения, а также подготовку лектора и обучаемых.
Исходнымиданными лекции являются ее тема, учебные вопросы и продолжительность, указания,для кого она читается, а также материально-техническое обеспечение. Эти данныесодержатся в тематическом плане кафедры. В результате уяснения исходных данныхавтор должен определить: место и роль лекции в теоретическом курсе дисциплины;учебные цели, основное содержание лекции и ее границы; какие вопросы лекциинеобходимо изложить традиционным методом, какие рассмотреть с использованием элементовпроблемного обучения, с какими положениями ознакомить курсантов, какие вопросыдеятельности командира раскрыть на конкретных примерах; какие качества необходимовоспитывать при чтении лекции.
Семинары
Семинарыявляются одним из главных активных видов теоретической подготовки обучаемых, входе которой путем творческой дискуссии и взаимного обмена мнениями обучаемыеглубоко обсуждают поставленные вопросы и приходят под руководствомпреподавателя к обоснованным обобщениям и выводам. Семинары проводятся по основными наиболее сложным темам (разделам, вопросам) учебной программы. Цели семинаразаключаются в углублении и закреплении теоретических знаний, полученных курсантамина лекциях и в ходе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, атакже в привитии им навыков поиска, обобщения и изложения учебного материала. Крометого, семинары развивают творческую самостоятельность, способствуют формированиюу них научных и профессиональных знаний.
Насеминарских занятиях выполняется несколько функций. Главными из них являются:углубление и закрепление знаний обучаемых; привитие им умений в творческоммышлении и навыков в логическом изложении материала; воспитание обучаемых. На семинарахприменяются различные методы обучения: устное  изложение (рассказ, объяснение);обсуждение изучаемого материала (беседа, дискуссия, полемика); показ, демонстрация(личный показ, показ или демонстрация слайдов, плакатов и т.п.); упражнение,упражнение с использованием ЭВТ. Наряду с вышеперечисленными методами следуетшироко применять и другие эффективные методы, такие как метод проблемного обучения,дискуссия по отдельным вопросам семинара с использованием методов «военнойигры» и «круглого стола», моделирование и др.
Семинарначинается вступительным словом преподавателя. В нем он должен раскрытьактуальность темы, учебные и воспитательные цели, вопросы, выносимые для обсужденияна семинаре, а также порядок их рассмотрения. Положения, излагаемые преподавателемво вступительном слове, подкрепляются требованиями МВД, ГК ВВ, опытом войн иучений.
Групповые упражнения
Групповыеупражнения — один из основных практических видов учебных занятий при изучениитактики. Они проводятся на фоне конкретной тактической обстановки в целяхпривития обучаемым умений и навыков в планировании, организации и всестороннемобеспечении боя, управлении подразделениями в ходе его ведения, более глубокоготеоретических положений, а также формирования высоких моральных, боевых ипсихологических качеств.
Групповыеупражнения по тактике проводятся при отработке учебно-методических,комплексных, тактических задач и как самостоятельное занятие в классах и наместности.
Методическиезадачи позволяют: на конкретной тактической обстановке изучать с курсантамисодержание и методику работы командира по подготовке боя и управлению подразделениямив ходе его ведения; научить их всесторонне оценивать боевые возможности своихвойск и противника, правильно учитывать влияние различных факторов обстановкина ход и исход боевых действий; готовить курсантов к самостоятельной творческойработе при изучении практического курса тактики.
Тактические летучки
Тактическаялетучка — один из видов индивидуального практического обучения. Онапредназначается для тренировки обучаемых, а также для проверки их знаний, уменийи навыков в самостоятельном и быстром анализе обстановки, принятии решений иобосновании их расчетами, четкой и грамотной постановке боевых задачподчиненным, а также для выявления наиболее слабых мест в их подготовке.
Практические занятия.
Практическиезанятия проводятся с целью освоения вооружения и военной техники, овладенияметодами их применения, эксплуатации и ремонта; выработки навыков в решениизадач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении карт, разработке иоформлении боевых и служебных документов; отработки приемов и нормативов, определенныхуставами, наставлениями и руководствами; практического овладения иностраннымиязыками. Практические занятия могут проводиться методом тренировок (тренажей).Главным их содержанием является практическая работа каждого обучаемого.
Некоторыецели практического занятия достигаются попутно при проведении других видовзанятий, таких как групповое упражнение, тактические летучки. Как самостоятельный,отдельный вид практические занятия на кафедре не должны применяться, исходя изего целей. Очень часто происходит и методологическая ошибка, когда понятием«практическое занятие» подменяют тактическое, тактико-строевое занятие,группового упражнения.
Тактические (тактико-специальные) занятия.
Тактические(тактико-специальные) занятия являются основой практического обученияорганизации и обеспечению боевых действий подразделений (отделения; взвода иим, равных) и управлению ими в бою.
Тактические(тактико-специальные) занятия имеют целью совершенствование умений и навыков ворганизации, обеспечении боевых действий и управлении в бою подразделениями(отделения, взвода и им равных). Обучаемые исполняют на занятиях обязанностикомандиров подразделений. Данный вид занятий хорошо изучен, методика егопроведения отработана в институте десятилетиями и в данном пособии оно не будетрассматриваться.

Военные игры.
Военнаяигра — один из видов занятий для подготовки курсантов, заключающийся в решенииучастниками игры различных тактических задач на местности и на топографическихкартах (схемах). В ходе военной игры каждый из участников выполняет функциональныеобязанности по занимаемой на игре должности. Тема и масштаб (действия батальона,роты) определяются целями занятия. По форме военные игры бывают командные,командно-штабные и специальные, а по организации — одностепенные, двусторонниеили односторонние.
Военнаяигра проводится по важнейшим темам тактических и военно-специальных дисциплин сцелью дать практику в исполнении конкретных должностей при планировании,организации и ведении боя и его всестороннего обеспечении.
Спомощью этого вида занятий предусматривается изучение способов действий войск иуправление ими в ходе боя.
Обучаемыераспределяются по ролям (должностям). В ходе отработки учебных (теоретических)вопросов они создают модель боя.
Розыгрыштого или иного эпизода по созданной модели боя не должен быть громоздким ни повремени, ни по организации. Он должен осуществляться в интересах болеекачественного усвоения и закрепления курсантами учебного материала.
Крометого, здесь налицо большие возможности по применению ЭВТ. Это способствуетинтенсификации занятия, расширению тактического кругозора обучающихся,обеспечивает углубленный анализ обстановки, в том числе предвидение возможных результатовпротивоборства сторон. Здесь большие возможности, как для углубления знаний,так и для развития творческих способностей курсантов.
Однакоэтот вид занятий используется крайне редко. Причины тому следующие. Во-первых,сложность и громоздкость подготовки, как руководителей, так и обучаемых.Во-вторых, такой подход в значительной степени дублирует групповое упражнение,что в определенной мере отрицательно влияет на выполнение функций военной игры.

Заключение
Постоянноеразвитие и усложнение тактики общевойсковых подразделений, все возрастающиетребования к подготовке офицерских кадров предъявляют повышенные требование кподготовке преподавателей.
Реалиисовременной жизни и положение дел в войсках приводят нас к мысли необходимости дальнейшегоповышения качества подготовки высококвалифицированных офицерских кадров,способных успешно решать задачи как по обучению и воспитанию подчиненных, так ипо управлению вверенными им подразделениями в современном бою и повседневнойжизни.
Вэтой связи повышается роль преподавательского состава, непосредственно участвующегов организации и ведении образовательного процесса, за его дальнейшее совершенствование,качество обучения и воспитания.
Совершенствованиезнаний преподавателей в вопросах методики обучения тактике идет по многимканалам. Главнейшим из них являются вопросы теории методики тактическойподготовки, изучение опыта лучших педагогов-мастеров своего дела, постановкапроведение педагогических экспериментов,  дающих основание для оценкипригодности метода или приема обучения.
Сложностьзадачи заключается в том, что совершенствование метода преподаванияосуществляется при одновременном сокращении времени обучения по дисциплине. Поэтомуобязательным условием совершенствования подготовки является введение новыхметодик преподавания, современных технологий получения и усвоения знаний,обеспечивающих необходимую интенсификацию учебного процесса.

Саратовский военный институт внутренних войск
МВД РФ
Кафедра тактики
Утверждаю
Научный руководитель
Подполковник
Казанцев Л.Ю.
«  »                  2005г.
План-график
Выполнения курсовой работы
 
Тема: Методика и организация тактической подготовки
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________   Курсант:_____________________________

Пп Разделы, подразделы и их содержание Срок выполнения Отметка научного руководителя о выполнение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Выбор темы курсовой работы.
Подбор и анализ литературы.
Составление и утверждение плана курсовой работы.
Введение
Заключение
Представление курсовой работы на проверку
Представление курсовой работы на допуск к защите
Защита курсовой работы
КУРСАНТ______________________________            
Утверждаю
Научный руководитель
Подполковник
Казанцев Л.Ю.
«   »                                  2005г.

План
Курсовой работы
Тема:
Введение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4Заключение:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Курсант________________________


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.