Реферат по предмету "Политология"


Сущность геополитики. Основной закон и функции геополитики. Этапы развития науки

--PAGE_BREAK--
Вопросы для самопроверки:

1.      Каковы основные положения теорий классиков геополитики

2.      Сравните теорию А. Мэхэна и Ф. Ратцеля

3.      Объясните, в чем особенность русской школы геополитики

Интересный факт:


Идея Збигнева Бжезинского расчленить Россию находит поддержку у ряда его соотечественников:

            Например, Уотс Мид еще в 1992 году опубликовал статью, в которой предложил конкретный механизм разделения Российской Федерации. Мид предлагает руководству США купить у России Сибирь, также как в свое время была куплена Аляска, за 2,5-3 трл. долларов.

Этих денег хватит на проведение рыночных реформ даже самому бездарному правительству.            Таким образом, Америка решит несколько проблем:

             во-первых, Россия уже никогда не сможет стать Хартлендом Евразии,

             во-вторых, США обеспечат себя необходимым сырьем и,

             в-третьих, не даст превратиться Китаю в геополитическую супердержаву, способную бросить вызов американской гегемонии.

            Для того, чтобы местное население не выступало против купли-продажи, ученый предлагает дать сибирякам американское гражданство, государственным языком наряду с английским оставить русский язык.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Геополитические эпохи. Классификация государств в международной политической системе. Международные организации. Отношения внутри международной политической системы
         Международная политическая система — это совокупность независимых политических субъектов, которые взаимодействуют в рамках определенных правил. Иногда это понятие употребляется в значении Мировое сообщество, и даже Международное общество.

         Система эта достаточно сложная и динамичная, если учитывать даже по количеству ее составляющих. Ныне насчитывается более 200 государств.

         Основные принципы современной мировой политики были заложены Вестфальской системой межгосударственных отношений в 1648 году после окончания Тридцатилетней войны. Главными центрами силы тогда были Испания, Португалия, Голландия.  Такой порядок существовал до Великой Французской революции и знаменитых наполеоновских войн, разрушивших Вестфальскую систему.

         Следующую геополитическую эпоху называют Венской эпохой. Мировыми центрами силы стали Российская и Австро-Венгерская империи и постепенно набиравшие за счет ограбления колоний силы Англия, Франция, Германия и Турция.

         Затем Венская система претерпела изменения, но продолжала функционировать. В Европе сложилось два мощных блока: Антанта (Россия, Англия, Франция) и Тройственный союз в лице Германии, Австро-Венгрии и Италии. Цель блоков, в особенности второго — передел сфер влияния.

         Результатом противостояния стала Первая мировая война, в которой Тройственный союз потерпел поражение. В результате кардинальным образом изменился геополитический расклад сил.

         Мирный договор по итогам 1 Мировой войны был заключен в Версале, поэтому новая геополитическая эпоха получила название Версальской.          Геополитическими лидерами ее были Великобритания и США. Однако эта система была взорвана в результате 2 Мировой войны, заключительным актом которой явилась Потсдамская мирная конференция, на которой был зафиксирован новый баланс сил – началась Потсдамская геополитическая эпоха.

         Мир после Потсдама стал биполярным, во главе двух мощных блоков Варшавского договора и НАТО, лидерами которых стали Советский Союз и США.

         Новая расстановка сил возникла после развала СССР. Договор о прекращении его функционирования был подписан в Беловежской пуще в декабре 1991 года. Запад, во главе с США, включающий страны, так называемого золотого миллиарда стремится закрепить свою победу, не дать подняться России – это особенность Беловежской геополитической эпохи.


Существует несколько вариантов классификации стран современной политической системы,   так как современную политическую систему составляют 200 суверенных государств, и они различаются по многим критериям:

·        большие и малые,

·        однонациональные  и многонациональные и пр.

         Типологии бывают разные:

по уровню социально-экономического развития, демократии, уровню качества жизни, гуманитарного развития. Долгое время в литературе применялась типология по принципу принадлежности к социализму или капитализму: 15 социалистических стран, около полусотни капиталистических и развивающиеся страны или страны третьего мира.

         С распадом системы социализма такая типология устарела, ныне бывшие социалистические страны называют государствами с переходной экономикой, хотя четыре государства продолжают относить себя к социалистическим — это Куба, КНДР, Китай и Вьетнам.

         В ХХ веке значительную роль в международной политической системе стали играть международные политические и экономико-политические организации.

         Организация объединенных наций (ООН) создана 24 октября 1945 года

и она объединяет 190 государств.  Главная задача ООН — заключается в поддержании мира, международной безопасности, в развитии сотрудничества, всеобщего взаимопонимания и разрешении мировых проблем.

         Структура организации ООН:  

1.                Генеральная Ассамблея — главный орган, объединяющий всех членов по принципу одно государство — один голос. Собирается раз в год, резолюции рекомендательные, но подкреплены авторитетом Объединенных Наций.

2.                Совет Безопасности ООН -  является единственным органом, который может принимать решения, обязательные для членов ООН, вплоть до принуждения к выполнению. Постоянными членами Совета Безопасности ООН с правом вето являются Российская Федерация, США, Великобритания, Франция и Китай. Совет Безопасности ООН имеет возможность воздействовать на государства, нарушающие общепринятые нормы путем введения против них санкций:

·        Политических

·        Экономических

·        Военных

3.     Экономический и социальный Совет ООН,  

4.     Международный суд, который открыт для всех государств мира и физических лиц независимо от того, является ли государство, представитель которого обратился в него  членом ООН.

5.     Генеральный секретарь — главное должностное лицо ООН, избирается на Ассамблее по рекомендации Совета безопасности. Секретариат возглавляет генеральный секретарь —  Кофи Аннан.

         Официальные языки ООН — английский, испанский, китайский, русский, французский. Штаб-квартира в Нью-Йорке.

         Организация Североатлантического договора (НАТО).

         Создана в 1949 году, 19 членов. Сотрудничество по обеспечению безопасности, штаб-квартира в Брюсселе.

         Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

Создана в 1975 году в Хельсинки, 53 страны-участницы, цель содействие улучшению взаимных отношений, поддержка разрядки и безопасности в Европе.

         Европейский Союз (ЕС).

         Договор о ЕС подписан в начале 1992 года в Нидерландах.  15 членов, заявки на вступление подали: Кипр, Мальта, Турция, Марокко, Страны Восточной Европы. Цель Европейского союза — образование тесного союза народов Европы. Органы Европейского Союза:

·        Европейский Совет,

·        Европейский парламент,

·        Совет ЕС,

·        Европейская комиссия,

·        Европейский суд.

         Россия – член ООН и занимает место ведущей державы. Сотрудничество России с ООН носит широкий характер. Во внешней политике России Европа занимает по праву одно из приоритетных мест, поэтому тесным является и сотрудничество России и с Европейским Союзом.  Интересы нашей страны на континенте реализуются как через широкие двусторонние отношения, так и через каналы многосторонней дипломатии. ОБСЕ, и ЕС, и НАТО — пусть и разные, но вполне устойчиво существующие ключевые элементы Европы, сотрудничество с ними необходимо.

         Любая система предполагает наличие определенных отношений. Международная система не исключение, на протяжении всей ее истории можно выделить три типа отношений:

1.                Имперский— одно могущественное государство контролирует остальные более слабые и мелкие государства

2.                Биполярный — две могущественные державы контролируют и регулируют взаимодействие в пределах своих сфер влияния

3.                Баланс сил— три или более государств контролируют действия друг друга с помощью дипломатических маневров, союзов, и открытых конфликтов

         Не менее  важными категориями являются международные отношения, международная политика и внешняя политика.

         Международные отношения — это совокупность всех связей и взаимоотношений (экономических, культурных, политических) между народами, государствами, объединениями государств.

         Внешняя политика — это деятельность государства за пределами своих национальных границ, его общий курс в международных делах.

         Понятие международная политика все больше вытесняет в последнее время словосочетание внешняя политика, так как международная политика — включает деятельность самых различных субъектов международных отношений. Международные отношения шире понятия международная политика, так как под международными отношениями мы подразумеваем не только политические, а и экономические, культурные, идеологические и т.д.

         Внешняя политика, как правило, характеризует внешнюю деятельность одного государства, а международная политика многих государств и негосударственных организаций.

         Формы и методы осуществления внешней политики государством многообразны, но, прежде всего, это дипломатические отношения.  

         После II мировой войны сложился так называемый «биполярный мир», характеризующийся тем, что на планете сложилось два полюса силы в международных отношениях. Две супедержавы СССР и США, опираясь на свою экономическую и военную мощь создали где добровольно, где — принудительно два блока государств: социалистический и капиталистический.

         Это разделение было закреплено противостоящими друг другу военно-политическими союзами в лице Варшавского Договора и Североатлантического Договора. Отношения между двумя лагерями характеризовалось идеологическим противоборством политическим и военным противостоянием, которое в ряде случаев выливалось в региональные военные конфликты.        

Биполярность являлась специфической особенностью международной политики на протяжении почти полувека. С распадом СССР биполярность в международных отношениях потеряла свое значение.

         А вместе с окончанием «холодной войны» в мире произошло изменение всей системы международных отношений.

         До сих пор не создано еще ни нового мирового порядка, ни системы безопасности. США, оставшись в качестве одной супердержавы претендуют на роль мирового арбитра, а Россия, Европейские государства, Китай тоже пытаются претендовать на роль глобальных держав.

         Однако все больше эта ситуация  приобретает черты пирамидальной геополитической модели, доминирующее положение в котором занимает геополитический управленческий центр, состоящий из ведущих государств атлантической цивилизации. Его роль усиливается еще тем, что в решающих областях международного общественного развития все большую роль начинают играть международные организации, представляющие помимо государственных — частные интересы или, иначе говоря, интересы бизнеса.       

         Сама система глобального управления (СГУ) ныне связана с проблемой конечности ресурсов.   В этой ситуации есть самые различные прогнозы на будущее международных отношений и мирового порядка:

·       Первая модель — мир будет оставаться в качестве биполярной антагонистической модели, только место СССР займет социалистический Китай

·       Вторая — однополюсно-авторитарная модель, в которой США занимают доминирующее положение.

·       Третья — многополюсная модель с несколькими центрами силы в мире. (США, Европейский Союз, Евразийский Союз: Россия-Китай-Индия)

Вопросы для самопроверки:

1.      Перечислите современные международные организации

2.      Сравните геополитические эпохи

3.      Охарактеризуйте современные международные отношения

Интересный факт:

Международная политическая система достаточно сложная и динамичная, если учитывать даже только количество ее составляющих:

            в   1500 году только в Европе было 500 государств;

            в  1800 году в мире было 137 независимых государств;

            в 1900 году — 57 государств и 218 стран.

             Х1Х век был колониальным веком, число независимых государств в Азии сократилось с 46 до 7, в Африке — с 42 до 6.  В Европе число независимых государств в Х1Х веке сократилось вдвое — с 48 до 24, хотя 9 стран обрели свой суверенитет. Причины  сокращения числа государств в Европе в том, что формировались крупные национальные централизованные государства, так 10 образований вошли в объединенную Италию и 25 — в объединенную Германию.

МЕСТО ВОЙН И КОНФЛИКТОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ
Причины войн. Современные теории войн и конфликтов

        

         Причины войн и конфликтов давно занимают человечество, их исследуют на протяжении жизни человечества. В своих исследованиях  американские политологи и социологи причины войн  подразделили на три группы:

         1. Война как выражение природы человека.

         2. Неустроенность и неурядицы внутри государства служат одновременно и причиной войн между ними.

         3. Третья группа причин связана с государственными амбициями и претензиями.        

         Карл фон Клаузевиц (1780-1831) в своем знаменитом труде «О войне», дал войне  такое определение: «война — это продолжение политики только другими средствами»[8]. Нынешние теоретики недалеко ушли от прусского генерала.

         Особенно расточительным во всех отношениях было противостояние двух систем в ХХ веке.  Военно-политическое противостояние втягивало в орбиту гонки вооружений многие и многие страны. И все-таки продолжающаяся в течение десятилетий гонка вооружений сменилась в конце 1980-90-х годов процессом разоружения и уничтожения отдельных видов вооружений, правда, пока двух самых крупных в военном отношении держав.

         Результатом нового мышления стали:

·        Договор об ограничении стратегических вооружений 1972г.

·        Договор о сокращении ракет среднего и меньшего радиуса действия

·        Договор о сокращении на 50% стратегических вооружений

·        Договор об уничтожении химических видов вооружения

·        Договор об отказе от обладания ядерным оружием Украины (4356 ядерных боеголовок), Белоруссии (1222) и Казахстана (1790)

·        Договор о сокращении в три раза ядерных носителей (2002г.)

         К первым трем  причинам войн добавляют еще одну: существование в мире несовместимых систем ценностей.

         Хатингтон в1996 году он опубликовал книгу «Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка». В этой книге он приходит к выводу о том, что если ХХ век был веком идеологий, то ХХI столетие станет веком столкновения цивилизаций или религий. При этом конец «холодной войны» рассматривается им как исторический рубеж, разделяющий старый мир, где преобладали национальные противоречия, и новый мир, характеризуемый столкновением цивилизаций.

         Основной тезис Хантингтона состоит в  том, что в мире после холодной войны самые важные различия между народами не идеологические, политические, или экономические, а культурные. 

         Хантингтон выделяет шесть современных цивилизаций:

1.     индуистскую,

2.     исламскую,

3.     японскую,

4.     православную,

5.     китайскую,

6.     западную. В дополнение к ним он считает можно говорить еще о двух цивилизациях — африканской и латиноамериканской. Последующий облик мира будет определяться взаимодействием и столкновением этих цивилизаций.

Это создает совершенно новый мировой порядок. 

         По  мнению Хантингтона особую опасность представляет для Запада ислам в силу его демографического взрыва, культурного возрождения.

         Вторая серьезная опасность исходит из Азии, особенно из Китая, азиатская опасность вытекает из господствующих там порядка и дисциплины, способствующих подъему азиатской экономики. Особенно зримыми эти амбиции стали после испытаний атомных бомб Индией и Пакистаном.    

         Хантингтон выступает за дальнейшее сплочение западных стран, расширение НАТО. Поскольку же главную опасность представляют исламская и китайская цивилизации, Западу следует поощрять гегемонию России в православном мире, как возможного союзника.

         Существует мнение некоторых политологов, которые считают, что распространившийся по всему миру терроризм может принять характер заменителя новой мировой войны. 

         В основе усиления противоречий, конфликтов и войн между странами и народами может оказаться фактор убывающих возможностей земли.        Следует отметить, что теперь по окончании двухполюсного противостояния СССР и США мир не стал ближе к миру и дальше от войны по причине повсеместно растущей анархии и обесценения ядерного оружия у одних и его бесконтрольного распространения среди других.

Вопросы для самопроверки:

1.      Перечислите причины войн и конфликтов

2.      Охарактеризуйте теорию С. Хантингтона
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Интересный факт:

Наш соотечественник Питирим Сорокин, эмигрировавший после революции в США, разработал «индекс интенсивности войн» для 8 европейских государств за 9 веков (с 1100 по 1925г).

             Индекс рассчитывался на базе таких данных, как длительность войн, размеры применения вооруженных сил, число убитых и раненных, количество вовлеченных в войну государств и т.д. В итоге у Сорокина получилась следующая таблица:

ХII

ХIII

ХIV

ХV

ХVI

ХVII

ХVIII

ХIХ

ХХ

18

24

60

100

180

500

370

120

3080

            Даже беглый взгляд на этот индекс показывает стремительное нарастание интенсивности войн.


5.    ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

Внешнеполитическая история США. Сущность внешней политики США

Современной геополитические положение США.

        

         США как самостоятельное государство возникло в результате войны с Великобританией за независимость 1774-1783 гг. Сразу же с образованием государства началась колонизация огромной территории, вытеснение индейцев и расширение за счет территорий других государств.

         Еще в 1620 году переселенцы заключили соглашение, в котором отвергли возможность установления монархических порядков Англии. Современная государственность США прошла долгий путь развития. Основы ее были заложены в период с 1775 по 1789 годы. В 1774 году, началась война за независимость американских штатов.

         В 1776г. была принята декларация независимости, год спустя 13 штатов, приняв свои конституции, договорились создать конфедерацию. 17 сентября 1787 Филадельфийский конвент одобрил этот документ.

         В 1789 году был принят знаменитый Билль о правах, тогда же были введены первые десять поправок в Конституцию, которые гарантировали свободу слова, печати, собраний, права на ношение оружия, вероисповедования.

         В 1803 году президентом США Монро была провозглашена идея невмешательства США в европейские конфликты, что позволило США сконцентрировать свое интересы в странах Латинской Америки и накопить экономический потенциал для вхождения в глобальную международную политику.

         США изначально формировалось как буржуазное государство, что наложило свои особенности на развитие американского общества, их можно свести к следующим:

1.     Отсутствие ярко выраженного антагонизма. Американцы сумели поставить интересы национальные выше интересов классовых.

2.     Тесная связь теории и практики, особенно в разработке внутренней и внешней политики.

3.     Отсутствие противостояния церкви и государства.

         Итогом такого подхода  стала самая совершенная для своего времени политическая система, которая в значительной степени обеспечила США авангардные позиции в мире,  добавив к этому факты из мировой экономики, можно будет получить значительную часть ответа   о причинах супердержавности США.  Однако для его полноты нужно иметь в виду еще одну важную особенность.

         В США, как ни в каком государстве мира, во внешней политике привилась и получила повсеместное применение философия политического прагматизма, иногда в качестве ее синонима употребляют реализма или эгоизма.

Согласно этой философии сфера внешнеполитической деятельности в отличие от сферы повседневной и внутренней жизни, является совершенно свободной от морально-этических ограничений. Таким образом, поддержание национального единства, национальной идеи внутри страны и жесткий прагматизм во внешней политике обеспечивают Америке достойное место в мировом содружестве.

         Такая жесткая прагматическая политика утверждается в американской администрации особенно после Второй мировой войны и смерти Ф.Рузвельта.          Геополитические концепции современных государственных деятелей США черпаются из теоретического наследия геополитиков А.Мэхэна, Х.Маккиндера, Н. Спайкмена, З.Бжезинского и их последователей.

         Как результат, Америка занимает сегодня доминирующие позиции во всех имеющих решающее значение областях мировой власти, что делает США, по словам Бжезинского, «единственной мировой сверхдержавой в полном смысле этого слова».  Причем господство это прикрыто принципом демократического монополизма[9].

         В настоящее время эта беспрецедентная американская глобальная гегемония не имеет соперников.

         Но Евразия является крупнейшим континентом на земном шаре и занимает осевое положение в геополитическом отношении. Государство, которое господствует в Евразии, может контролировать весь мир, этот вывод Макиндера сохраняет свою актуальность и сейчас.

Вопросы для самоконтроля:
Расскажите о доктрине Монро Объясните причины супердержавности США
Интересный факт:

            Главная причина недовольства США Организацией Объединенных Наций кроется в том, что Устав ООН не позволяет Америке осуществлять диктат, к которому «на вершине глобального лидерства» американцы и особенно республиканцы, составляющие большинство в парламенте, уже привыкли.

            Поэтому американцы разрабатывают варианты проведения в жизнь «миротворческой деятельности» в обход ООН. Односторонние акции по поддержанию мира и силовому умиротворению (ракетные удары по Афганистану, Судану и Ираку летом 1998 года, бомбардировки Югославии в 1999 году). Согласно военно-политической доктрине, озвученной той же госпожой Олбрайт, «США будут действовать вместе с ООН, когда это возможно, и отдельно, когда необходимо».


ЕВРОПА В СИСТЕМЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Геополитическая история Европы. Объединение Европы. Современное геополитическое положение Европы

           

            Понятие «Европа» несет в себе не только сугубо географический, но также исторический, социокультурной, религиозный и, наконец, политический смысл.          Мысль об единстве Европы формировалась в течение веков. На фоне усиления тюркской  угрозы Европа становится синонимом христианского мира.

          Положивший начало евроцентризму ХV век стал этапным, прежде всего потому, что в 1453 году пала Восточная Римская империя, а в 1480 — татаро-монгольская империя. XV век — это век подготовивший превращение человека из подданного в гражданина, заложивших основы гражданского общества и правового государства, составившим стержень современного европейского миропонимания.

         Кроме того, XV век явился веком зарождения капитализма, развитие которого повлекло грандиозные социальные, экономические, национально-государственные, духовные изменения, преобразовавшие европейский и североамериканский регионы. XV столетие стало веком, в котором человечество, образно говоря, открыло сам земной шар.

         Англичане, французы, испанцы, голландцы, португальцы, заселив гигантские просторы так называемых «свободных земель» Северной и Южной Америк, Австралии и Африки положили начало формированию новых наций и национальных государств европейского уклада. Превосходство европейцев вылилось в образование громадных колониальных империй, приносящих громадные прибыли метрополиям.

         В XIX веке мир стал евроцентристским, иногда говорят — западноцентристким, включая в понятие «запад» страны: Великобританию, Францию, Германию, Италию, Испанию, скандинавские страны, США, Канаду и др.

         Действительно, с точки зрения геополитического развития без преувеличений можно утверждать, что история XIX века и добрая половина ХХ века — это апогей евроцентристского мира.  

         Уже к XVIII веку возникает понятие европейская цивилизация, которое стало употребляться в качестве противопоставления отсталым варварским, незападным обществам.

         Вполне естественно, что на этой основе стали возникать проекты политического объединения Европы. Однако неравномерность развития стран на рубеже XIX и ХХ веков подрывала чувства единства Европы. Первая мировая война, несмотря на националистическую истерию, не поставила крест на идеях объединения Европы.

         В 1916 году предпринимались попытки объединить 12 центральноевропейских государств. В США даже был создан Центральноевропейский демократический Союз во главе с Т. Масариком. Однако влияния на реальную жизнь этот союз не имел.

         В 1926 году в Вене собрался первый панъевропейский конгресс, на котором было провозглашено создание Панъевропейского союза. Главная цель этого союза была в противостоянии одновременно СССР и США. Однако он тоже носил преимущественно пацифистский, интеллектуальный характер и не смог предотвратить новой  войны в Европе в 1939г.

         Кризис евроцентристского мира наступает после II Мировой войны, в начале Европа «теряется» в противостоянии СССР и США, а затем ситуация усугубляется в результате развала колониальной системы. С начала 70-х годов в результате экономического взлета так называемых новых индустриальных стран Восточной и Юго-Восточной Азии и утверждения Востока в качестве равновеликой Западу опоры мирового сообщества появился еще один конкурент.

         И если в эпоху своего безоговорочного преобладания в мире, Европа не смогла объединиться, то в условиях утраты былого превосходства Европа сделала это.  

         С целью реализации этих идей в 1957 году было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС или «Общий рынок»). Главная задача этой организации состояла в устранении всех ограничений в торговле между странами, введение общего таможенного права, разработка согласованной экономической политики.

         Политической идентификации европейцев помог Европарламент — межгосударственный политический орган, в котором представлены 12 стран Европы. Европарламентом было положено начало качественно новому европейскому государственному образованию, с собственным флагом и европейским гражданством, Верховным судом и другими институтами ЕС.         Европейская интеграция предполагает:

1.     быструю модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры

2.     форсирование фундаментальных научных исследований,

3.     выравнивание уровней развития разных европейских стран и регионов

4.     создание единой европейской валюты

5.     конвертируемость социальных гарантий, образования

6.     ликвидация внутренних и усиление внешних границ.

         Реализация этой грандиозной программы помимо всего прочего, приведет, скорее всего, к постепенному включению в Европейский Союз  соседних стран и регионов, этот процесс сегодня находится в развитии. Главные роли сегодня в Европейском Союзе играет Германия и Франция, которые выступили инициаторами объединения.

         Усиление экономической, политической интеграции, естественно, способствует и военной консолидации. Все большую роль начинает играть в рамках ЕС военно-политический альянс европейских стран ЗЕС.  

         Но в Европейском союзе существуют и серьезные проблемы, разрешить которые можно лишь при длительном и тщательном процессе переговоров и убеждения:

·        отсутствие единого законодательства

·        неравномерность экономического развития

·        неравномерность распределения трудовых ресурсов

         Сегодня страны, входящие в Европейский Союз, оказывают серьезное влияние на всю международную систему, имея серьезный экономический, политический, географический потенциал.

         Эти страны  имеют тесные взаимоотношения с Россией, так как противостояние США в отдельных вопросах легче удается при объединении этих крупных акторов международной политики.  Так же Европейский Союз пытается установить более тесные контакты со странами АТР, что выражается в ряде заключенных политических и экономических соглашений со странами этого региона.

         Особые отношения у Европейского Союза  складываются с США:  несмотря на то,  что и США и страны Евросоюза являются членами НАТО, но не все военные действия одобряются этими странами. Ярким примером служит война в Ираке. Объединенная Европа чувствует угрозу и давление  со стороны США и  поэтому вынуждена находить способы ответить Соединенным Штатам, что выражается в еще большем объединении стран Европы.

         Одним слово, Европа, стара, но окончательно не устарела и все же  играет серьезную геополитическую роль в современном мире, так как  Европа еще не исчерпала свой геополитический потенциал и сыграет важную роль в развитии человеческой цивилизации

Вопросы для самопроверки:
Перечислите этапы объединения европейских стран Какова историческая роль Европы в развитии международной политической системы Охарактеризуйте современное геополитическое положение Европы
Интересный факт:

Интересно, что если в конце XIX века главными противниками объединения Европы выступали немцы, то после второй мировой войны им суждено было стать главными инициаторами объединения Европы.

            «Единство Европы, — говорил в 1954 году канцлер ФРГ К.Аденауэр, — было мечтой немногих. Оно стало надеждой для многих. Сегодня оно — необходимость для нас всех. Оно необходимо для нашей безопасности, для нашей свободы, для нашего существования как нации и как духовно-творческого содружества народов».
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ В СИСТЕМЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Современное геополитическое положение России. Российская  стратегия «баланса интересов» и ее направления.

        

         Нельзя не видеть, что за последние годы влияние России на решение важнейших вопросов международной политики значительно снизилось.

         После распада СССР геополитическое положение Российской Федерации значительно изменилось:

         Россия потеряла большое количество портов на Черном море, на Балтике, поэтому под угрозой находится экспорт российской нефти на мировые рынки, лишая Россию монополии на транспортировку нефти и газа, которой обладал СССР. Россия потеряла возможность базирования своих судов в Средиземноморье. С ликвидацией организации Варшавского договора коренным образом изменилось соотношение сил на Европейском континенте.

         Российская Федерация стала  более северной страной и ее площадь значительно сократилась площадь, в связи с демографическим кризисом еще более остро стоит проблема неравномерности распределения населения. Не менее острой является проблема нарушения экономических связей после распада СССР.

          Все это обусловило изменение геополитической ситуации вокруг России. Усилилась  угроза для России с Юга, что стало следствием образования новых независимых государств в Закавказье и Центральной Азии, стремления США, стран Западной Европы, Ближнего Востока усилить свое влияние в этих регионах.

         Особую важность представляют российско-американские отношения, так как сегодня США по отношению к России перешли к теории С.Хантингтона,

а последствия войны в Ираке могут сильно повлиять на позиции России в мире.

         Кроме того, ситуацию обостряют этнополитические конфликты на Кавказе.        На Дальнем Востоке, хотя и произошло улучшение российско-китайских отношений, идет интенсивная китайская экономическая и демографическая экспансия. Открытым остается «территориальный вопрос» в российско-японских отношениях.

         Но наряду с объективными причинами ухудшения геополитического положения России имеются серьезные просчеты субъективного характера, что обусловлено непродуманностью, поспешностью многих решений, принятых политической элитой России. И, тем не менее, потенциал, созданный в стране предшествующими поколениями, позволяет оставаться важным игроком мировой политики.

         Полустихийно, полусознательно Россия вышла на наиболее приемлемый, и возможный вариант геополитических отношений — развивать сотрудничество с Западом (включая США), ведя самостоятельную игру на других полях: европейском, китайском, южно-азиатском, ближневосточном.

         Эту политику иногда называют политикой Примакова-Иванова по фамилиям министров иностранных дел. Ее суть: взаимодействовать с основными мировыми акторами, ни к кому жестко не примыкая.

         К конкретным направлениям такой геостратегии можно отнести:

·                   Укрепление сотрудничества в рамках Содружества 12 независимых государств,

·                   Улучшение отношений с Европейским Союзом,

Направление российской геополитики на укрепление связей с крупными соседними странами, такими как Китай, Япония, Индия, Иран.

          Существует два варианта развития будущего России и неприемлемость того и другого варианта не из области гипотез, она доказана жизнью.

         Первый вариант — в роли младшего брата США, согласного на все или почти все.

         Второй вариант — вновь превратиться в самостоятельный центр притяжения для всех тех, у кого не сложились отношения с Западом, как предлагают коммунисты и националисты, Россия тоже позволить себе не может.

         Поэтому полустихийно, полусознательно Россия выходит на третий, наиболее приемлемый, естественный и возможный вариант геополитического развития — развивать и продвигать отношения с Западом (включая США), ведя самостоятельную игру на других полях.

         Эта доктрина «баланса интересов» характеризуется тем, что в ее достаточно широких рамках возможны серьезные изменения в акцентах.



         Конкретные направления такой геостратегии:

         1. Развитие отношений с Союзом Независимых Государств, бывших советских республик,

         2. Взаимодействие с НАТО в рамках Постоянного Совета Россия — НАТО, созданного в 1997 году в результате жесткого несогласия нашей страны с расширением военного блока НАТО на Восток

         3. Третья возможность для России лежит в области укрепления отношений с Европейским Союзом. События в Югославии показали, что его еще недостаточно, но проблема терроризма может сблизить позиции сторон. В этом свою роль могут сыграть такие авторитетные европейские международные организации как ОБСЕ, а также Совет Европы, который вырабатывает общие позиции стран по многим вопросам.

         4. Четвертое направление российской геополитики — укрепление связей с крупными соседними странами.  

         5. Пятое и может быть самое главное направление российской геополитики — США.        

         Но, чтобы реализовать имеющийся потенциал нужно ясное понимание целей, политическая воля и продуманная внешняя информационная политика.      Исследования показывают, что сейчас и в первой половине ХХ1 века изменения в мире будут идти по пути формирования многополюсного мира.    Успех будет иметь только тот, кто впишется в них. По крайней мере, пять таких полюсов просматриваются очень четко:

1.     Северо-Американская группировка, включающая США и Канаду,

2.     Европейское сообщество с выделением лидирующей Германией,

3.     Япония с регионом Юго-Восточной Азии,

4.     Большой Китай,

         Наконец, Россия либо станет пятым центром притяжения и влияния, либо она выпадет из этой системы и превратится в черную дыру по Бжезинскому
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.