Реферат по предмету "Разное"


4 мышление как познавательный процесс вопросы

4.5. МЫШЛЕНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕССВопросы Понятие о мышлении Виды мышления, их особенности Операции и процессы мышления Понятие об интеллекте Индивидуальные особенности мышления Творческое мышление Мышление – процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком явлений и предметов объективной действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях. Результат – мысль, идея, понятие, знание Источник мышления – непосредственное чувственное познание действительности.Мышление осуществляется под влиянием жизненных потребностей человека, на основе его практической деятельности и с помощью тех средств, которые создаются в процессе этой деятельности.Мыслительные действия с объектами соответствуют самой объективной реальности, в которой нет изолированных предметов и явлений.Опыт дает возможность человеку различать правильные и ошибочные мысли, она является критерием их истинности.Мышление выходит за границы чувственного познания и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно.Мысли, если они правильные, отражают явления природы и общества шире, глубже, полнее и точнее, чем их непосредственное восприятие.В познавательной деятельности человека имеет место единство чувственного и рационального, их постоянные взаимопереходы.Знания, накопленные поколениями людей, могут быть успешно усвоены только тогда. когда будут осмыслены.Думая, человек использует при этом свой собственный опыт и опыт других людей, зафиксированной в речи.Мышление присутствует в высших формах других познавательных процессов; это определяет уровень их развития.Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания – психологией, нейрофизиологией, кибернетикой.Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного характера. ^ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ -------------- Теоретическое: понятийное и вербально-логическое; Практиеское: наглядно-образное и наглядно-действенное. -------------- Критическое ( выявление недостатков в суждениях других людей) Творческое (генерация собственных оригинальных идей) ------------ Дивергентное:порождение оригинальных творческих идей Конвергентное:решение задач, имеющих единственно правильный, заранее заданный ответ ^ ОПЕРАЦИИ И ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ Мыслительные операцииСравнение – установление сходства и различий Анализ – мысленное выделение в объекте отдельных его элементовСинтез – построение целостной структуры из элементовКлассификация – отнесение предметов к определенному классу Абстрагирование – выделение такого аспекта явления, который как самостоятельное в действит-сти не существуетОбобщение – выделение и объединение свойств класса предметов и явленийМыслительные процессыСуждение - высказывание, в котором при отображении свойств, связей и отношений объектов утверждается или отрицается что-либо.Истинное\ошибочноеУтвердительное \противоречивоеОбщее\одиночное\частичноеПростое\сложноеУмозаключение – высказывание, в котором на основе определенных суждений делается вывод.Индуктивное.Дедуктивное.По аналогииОпределение понятий - обобщенное отражение класса объектов в их наиболее общих и существенных особенностях; выражается словом или группой слов.Индукция – вывод суждения или умозаключения от частного к общемуДедукция – вывод общего суждения из частных.^ ПОНЯТИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ(Интеллект – совокупность самых общих мыслительных способностей, обеспечивающих человеку успех в познании окружающего мира и адаптации к нему)^ Теории интеллекта 1.Ч.Спирмен (нач. ХХ ст.): общий, или генеральный фактор G, который определяет успешность выполнения любого интеллектуального теста. Этот фактор лучше всего соотносится с двумя ведущими мыслительными операциями: способность устанавливать связи между предметами и явлениями (закономерности) и способность восстанавливать эти связи в других условиях. Роль фактора G максимальна в сложных математических и абстрактных вербальных тестах и минимальна в сенсомоторных. 2.Л.Терстоун (нач.ХХ ст.) – отрицание общей основы интеллекта и невозможность использования IQ; многофакторная модель интеллекта – профиль по первичным способностям: способность к счету, вербальная гибкость, вербальное восприятие, пространственная ориентировка, память, способность к умозаключениям, быстрое восприятие сходства и различий между объектами. 3.Р.Кеттелл (20-30-е гг. ХХ ст.) –самая распространенная модификация теории Спирмена. Фактор G состоит из двух компонентов: 1) «жидкий» интеллект - термин для описания способностей, обусловленных наследственными и врожденными факторами и относительно свободными от влияния социо-культурных факторов; 2) «кристаллизованный» интеллект – результат использования «жидкого» интеллекта для решения разнообразных проблем в течение жизни, в процессе обучения; соотносится с жизненным опытом человека.^ Соотношения «жидкого» и «кристаллизованного интеллекта в теории Р.Кеттелла «Жидкий интеллект» - способности и операции. «Кристаллизованный» интеллект – локальные способности.^ Среднестатистические значения IQ в зависимости от рода занятий Физики - 140,3Нобелевские лауреаты – 140 математики - 138,2 Инженеры - 134,8 Химики - 131,5 Люди, работающие над диссертациями - 130,8 Биологи - 126,1 Педагоги - 123,3 Средне-статистическая норма – 100^ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ СкоростьСамостоятельностьКритичностьГлубина мыслиГибкость\ригидностьЛюбознательностьПоследовательность Креативность (творческость) ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕХарактеристики творческого мышления (по Дж.Гилфорду):ОригинальностьСемантическая гибкость (способность обнаружвать новые качества объектов)Образная гибкость (способность изменять объект) Спонтанная гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.