ОГЛАВЛЕНИЕ. Введение. 1. Административно-правовой статус индивидуального субъекта 2 Административная правоспособность. 3.Административная дееспособность 4.Административная правоспособность и дее¬способность – составляющие административной правосубъектности Заключение. Список используемой литературы. ВВЕДЕНИЕ. Государственная администрация — самая большая, самая мощная часть госу¬дарственной машины.
Государственной администрации прямо подчинены по¬чти все существующие средства физического принуждения: войска, милиция, полиция, контрразведка, исправительно-трудовые учреждения, психиатрические больницы и т. д. Власть, которой она обладает, — административная власть — огромная соци¬альная сила. Ее правильное использование серьезно способствует тому, чтобы стра¬на стала процветающей. Субъективизм, некомпетентность, произвол, злоупотребле¬ния при осуществлении государственной власти
приносят обществу колоссальный вред. К сожалению, так было в России в 30-х и 90-х годах XX века. В демократически организованном обществе формирование и деятельность государственной администрации должны быть четко, полно урегулированы пра¬вом. И основную роль здесь играет фундаментальная отрасль права любого госу¬дарства — административное право. Особенно велико его значение в России, где такие факторы, как большая территория, значительные природные
ресурсы, мно¬гонациональный состав населения, исторические традиции обусловили особое значе¬ние государственной администрации (административной власти). Эффективность в деле осуществления безопасности граждан, общества, страны, реализация социальных и экономических программ, конституционных прав и сво¬бод граждан во многом зависит от деятельности государственной администрации. А на ее четкую, плодотворную работу серьезно влияет административно-правовое регулирование.
Нормы административного права должны закрепить оптимальные варианты создания системы исполнительных органов государственной власти, рас¬пределения компетенции между ними, комплектования их личного состава. 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУБЪЕКТА. Административно-правовой статус индивидуального субъекта — это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного
права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина. Права и обязанности личности, о которых говорится в админи¬стративно-правовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние. Прежде всего основы административно-правового статуса граждан Российской Федерации устанавливаются Конституцией, актами органов представительной власти. В форми¬ровании и особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна
также роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало норматив¬ных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила (охоты, дорожного движе¬ния, пожарной безопасности и т. д.). Разнообразными нормативными актами органов исполнитель¬ной власти: - конкретизируются конституционные права и обязанности граж¬дан; - первично предоставляются определенные права; - устанавливаются процедуры
реализации прав и обязанностей; - определяются органы, должностные лица, которые обязаны ока¬зывать гражданам содействие при осуществлении прав и обя¬занностей. Наряду с активной нормотворческой деятельностью государ¬ственная администрация непосредственно участвует в реализации гражданами их прав и обязанностей (планирует, финансирует, конт¬ролирует эту работу, обеспечивает ее кадрами, ресурсами, методически¬ми материалами и т. д.) и защищает права и свободы граждан.
Составными частями адмиинстративно-правового статуса инди¬видуального субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права. «Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); во-вторых, спо¬собность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называют праводееспособностью».
2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ. Административная правоспособность — это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного пра¬ва. Частично она возникает с момента рождения (право на постанов¬ку в очередь на получение жилой площади, на имя, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение лекарствами). Будучи в принци¬пе равной, административная правоспособность граждан не одинако¬ва.
Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, национальности и других демографических факто¬ров. В качестве примера можно назвать воинскую обязанность, способ¬ность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния здоро¬вья, гражданства и ряда иных факторов. О влиянии на административ¬ную правоспособность даже такого признака, как национальность лица, свидетельствуют нормы Федерального закона "О гарантиях прав малочисленных народов в
Российской Федерации", принятого в ап¬реле 1999 г. В частности, в нем закреплено право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернатив¬ной гражданской службой. Влияет на правоспособность также рост лица. Лица, рост которых менее 150 см, не призываются на военную службу, им не предоставляются права на управление автобусами и т. д. Сейчас, когда субъекты Федерации в соответствии со ст.
72 Кон¬ституции России активно осуществляют административное правотворче-ство, административная правоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия. Например, распоряжением мэра г. Москвы от 28 мая 1998 г. установлено, что с 1 июня 1998 г. ежемесячно производится доплата к пенсии в размере 100% минимальной пенсии по старости лилипу¬там, получающим пенсию (независимо от ее вида) в органах социаль¬ной защиты населения.
Таким образом, главные особенности административной право¬способности следующие: она регулируется нормами административ¬ного права, ее содержание состоит в регламентации правовых способ¬ностей индивидов в отношениях с субъектами государственной ис¬полнительной власти, у конкретных лиц она возникает с момента рождения, для разных лиц она неодинакова по объему. 3.АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ. Административная дееспособность — это способность "лица сво¬ими действиями осуществлять
права, выполнять обязанности, предус¬мотренные административно-правовыми нормами, и нести ответствен¬ность в соответствии с этими нормами. Административная дееспособность граждан России возникает позднее правоспособности, возраст ее наступления законом не уста¬новлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у гражда¬нина возникает именно административная дееспособность. Ее час¬тичное появление и последующее увеличение связано с физическим и интеллектуальным
взрослением лица. Даже дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, реализовать право на жалобу, с шести лет ребенок сам реализует право на образование. Комиссия по делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому ис¬полнилось 11 лет, в специальную школу. С 16 лет наступает админис¬тративная деликтоспособность — способность нести административ¬ную ответственность за свои действия. В течение последнего десятилетия административная правосубъектность
индивидуальных субъектов непрерывно расширяется. В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на свободный выбор места жительства, выезда из России, учреждение средств массовой информации и др. Значительно расширены права на судебную защиту, на объединение, на свободу совести. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным
законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституци¬онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства». Федеральными законами предусмотрены четыре группы обсто¬ятельств, при наличии которых правовой статус, прежде всего адми¬нистративно-правовой статус индивидуального субъекта, может быть ограничен: - чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.); - если это несовместимо с его общественно
полезной деятельно¬стью (запрещение совместной службы родственников, совмеще¬ния государственной службы с предпринимательской деятель¬ностью и т. д.); - если без этого невозможно обеспечить государственную
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |