Реферат по предмету "Политология"


Коммуникационная модель взаимодействия власти и общества на примере Указа Президента РФ о формировании резерва управленческих кадров от 25 августа 2008 года

Московский государственный университетимени М.В. Ломоносова
КУРСОВАЯ РАБОТА
Коммуникационная модельвзаимодействия власти и общества на примере Указа Президента РФ о формированиирезерва управленческих кадров от 25 августа 2008 года
Работу выполнила:
Студентка II года обучения ФГУ
Каслина А.В.
Научный руководитель:
Кандидат философских наук, доцент
Купряшин Г.Л.
Москва, 2008

Содержание
 
Введение
Глава 1. Роль и значение коммуникациидля государственного управления
Глава 2. Нормативно-правовая база
Глава 3. Анализ примера коммуникации
Вывод
Библиография
Приложение 1. Вступительное словоПрезидента РФ
на совещании по вопросам формированиярезерва управленческих кадров, 23 июля 2008 года
Приложение 2. Пресс-релиз,опубликованный на официальном сайте Президента РФ, 23 июля 2008 года, 13.30
Приложение 3. ОбращениеПрезидента РФ к Федеральному собранию, 5 ноября 2008 года

Введение
 
Задача работы – выявлениехарактерных коммуникативных установок нынешней государственной власти черезанализ примера коммуникации конкретного решения, касающегося внутреннейполитики государства.
О понятии коммуникации, иее месте в государственном управлении будет подробно изложено в первой главеработы. Во введении важно подчеркнуть, что цель коммуникации – влияние.Коммуникация власти с обществом – дополнительная возможность и инструмент длягосударства воздействовать на граждан. Критерий успешной коммуникации –наступление коммуникативного последствия – исполнение должного действия илипринятие предлагаемого тезиса (согласие).
Коммуникация проявляетотношение между ее субъектом и объектом, и пример позволяет выявить модельвзаимодействия власти и общества.
Предмет анализа –выступление Президента в связи с изданием его Указа о Комиссии при ПрезидентеРФ по формированию и подготовке резерва управленческих кадров, выбран в силуследующих причин:
1)  актуальность задачи для государства вцелом;
2)  объективная необходимость широкойкоммуникации данного решения для его реализации.
Период рассмотренияограничен тремя месяцами со дня ключевой коммуникации (выступление Президента).Данный период достаточен, чтобы оценить эффективность коммуникации: с 23 июля2008 года – дата проведение заседания (ключевая коммуникация) по 5 ноября 2008года – дата обращения Президента к Федеральному собранию, где фиксируется новаяредакция коммуникации после этапа ее распространения в предшествующие месяцы.
Для анализа выбраныпечатные СМИ, так как они являются базовым каналом коммуникации между властью иобществом, чьи материалы доступны для детального анализа. Интернет- издания несмотря на то, что законодательно не относятся к СМИ, будут рассматриваться, таккак по сути своей таковыми являются.
Настоящая работа состоитиз трех содержательных глав.
Глава первая посвященаопределению понятия коммуникация и её роли в государственном управлении. Втораясодержит описание нормативно-правовой базы по выбранной теме. Третья – анализконкретной коммуникации и ответ на поставленный в центр работы вопрос: каковыхарактерные коммуникативные установки нынешней власти, какова примененная модельвзаимодействия власти и общества.
В завершении введения,необходимо определить ряд терминов, которые будут использоваться в текстеработы. Понятие коммуникации, как указано выше, будет подробно раскрыто впервой главе и будет использоваться в двух значениях: широком, как явление иболее узком как синоним слов «речь», «публичное выступление». Коммуникатор –автор, субъект коммуникации. Его синонимы: оратор, выступающий. Адресат(коммуникации) – получатель информации, тот человек или люди, к которым обращенакоммуникация. Синоним – аудитория, слушатели.

Глава 1. Роль изначение коммуникации для государственного управления
Прежде чем углубляться ванализ конкретного примера, необходимо более подробно рассмотреть понятие«коммуникация», её роль в государственном управлении.
Термин «коммуникация»имеет латинское происхождение (лат. сcommunication «делаю общим, связываю») и получил широкое распространение вначале ХХ века.
На сегодняшний день онимеет, по крайней мере, три интерпретации: а) средство связи любых объектовматериального и духовного мира, б) общение – передача информации от человека кчеловеку, в) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия нанего[1].
Последняя изперечисленных интерпретаций уже в начале ХХ века приобрела свое специфичное,видовое название — «политическая коммуникация». Возникновение этого нового,более узкого понятия возможно отнести к высказыванию Ф. Ратцеля о том, что“передача информации в политическом отношении является самой важной из всехкоммуникационных услуг”[2]. Под коммуникацией понимается весьпроцесс создания, отправления, получения и обработки сообщений, оказывающихсущественное воздействие на успешность реализации государственных решений.«Термин “политическая коммуникация” должен описывать циркуляцию информации всфере политической деятельности, т.е. любые сообщения, тексты, оказывающиевоздействие на отношения между классами, нациями и государствами”[3].
Ключевым фактором,определяющим и отличающим политическую коммуникацию от любой иной, являетсякоммуникатор — политические институты или действующие от их имени лица. Другим“…главным фактором, определяющим сущность и особенность термина “политическаякоммуникация”, представляется функциональное назначение распространяемойинформации. Эта информация, обслуживающая политические структуры ивоздействующая на принятие политических решений”[4].
В “Политологическомсловаре” приводится определение, подчеркивающее именно функциональную сторонуявления: “Политическая коммуникация – процесс передачи политической информации,который структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение,формирует общественное мнение и политическую социализацию граждан с учетом ихпотребностей и интересов”[5]. Аналогичная трактовка дается и всловаре-справочнике “Зарубежная политология”[6].
Более развернутое определение,представлено в двухтомной “Политической энциклопедии”, где под политическойкоммуникацией понимается “обмен информацией между субъектами политическойжизни, а также между государством и гражданами”, который “может протекать наформальном (например, в средствах массовой информации) и неформальном(“закулисные” переговоры) уровнях”.
Значительное вниманиеразличными авторами, изучающими данный вопрос, уделяется массовой политическойкоммуникации, которая в современном мире “все больше превращается изподчиненного элемента политики в ее творца” и, “являясь важным источникомполитической социализации, …способствует овладению политическими знаниями,установками, ценностями и формами политического участия”[7].
Понятие “коммуникация”своим превращением из узкоспециального термина, употреблявшегосяпреимущественно в языке техников, связистов и военных, в термин общенаучный, вомногом обязано основоположнику кибернетики Н. Винеру. В 1948 году Н. Винеропределил данную область междисциплинарных исследований как “науку обуправлении и коммуникации”[8]. Ученый основывался на гипотезе, чтовсе явления окружающего мира могут быть объяснены с точки зренияинформационного обмена, циркулирования информации. Для определения коммуникациив её связи с социально-политическими проблемами принципиально важное значениеимеет другая работа Н. Винера “Человеческое использование человеческих существ”[9], где коммуникация трактуется, какключевая ценность информационного общества, в котором “действенно жить – этозначит жить, располагая правильной информацией”[10]. В обществе “человеккоммуникационный” (Homo communicants) ориентируется в большей мере на внешние события, а не на свои внутренниечувства, живет за счет поступающей из вне информации, сбор и анализ которойстановится для него жизненно необходимым. Закономерно, что в подобном обществесредства коммуникации приобретают особое значение как основной инструмент,позволяющий человеку реагировать на происходящие в окружающем мире изменения.
Роль и значимостькоммуникации в современном государственном управлении сложно переоценить.
«Информационно-коммуникативныесвязи являют собой ту соединительную ткань, которая интегрирует в единое целоевсе уровни и компоненты макросоциального управления, укрепляя антиэнтропийныесвойства государства, придавая ему способность к самоорганизации исаморазвитию. При этом степень интенсивности информационного обмена икоммуникативных связей самым существенным образом влияют на характердеятельности и организацию государственного управления, расширение или сужениеполномочий объектов, способность управленческой системы к преодолению своихкритических состояний, а так же и на другие его свойства и качества. Все этопозволяет толковать информационно-коммуникативные связи и как важнейшуюпредпосылку (ресурс) функционирования системы государственного управлении, иважнейшую функцию и одновременно – результат активности государства наинформационном рынке»[11].
«По сути, самоеуправление – это ни что иное, как осуществление целенаправленныхкоммуникационных контактов людей, обменивающихся и потребляющих определеннуюинформацию»[12].
К. Дойч назвалполитическую коммуникацию “нервной системой государственного управления”,считая политические сообщения фактором, обусловливающим политическое поведение[13]. По мнению Ж.-М. Коттрэ, роль коммуникациив политической жизни общества сопоставима со значением кровообращения дляорганизма человека[14].
Резюмируя, акцентируем,что цель коммуникации – влияние. Коммуникация власти с обществом –дополнительная возможность и инструмент для государства воздействовать награждан. Критерием успешной коммуникации является наступление коммуникативногопоследствия – исполнение должного, задуманного действия или принятие предлагаемоготезиса (согласие).
Насколько грамотно властькоммуницирует свои решения, «пытается оказывать то или иное влияние наобщественные отношения и сознание граждан»[15]. добиваясь их принятия, поддержки иреализации, во многом определяется выбором модели (способа) коммуникации.
Конкретные виды итипологии коммуникаций будут рассмотрены в третьей главе на примере анализаконкретного выступления представителя исполнительной власти.
Для анализа будетприменен наиболее распространенный метод изучения – системный подход, как методболее иных отражающий специфику политической коммуникации.
Глава 2. Нормативно-правоваябаза
Настоящая глава содержитхарактеристику законодательной трактовки роли и функции коммуникационной работыгосударственных служащих. Ключевыми нормативными документами являютсяКонституция страны, ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» от 27 июля 2004 г. N 79 иФЗ «О системегосударственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58.
Основной закон,Конституция, в нескольких местах фиксирует значимую роль коммуникации междувластью и обществом. Базовая необходимость подобной коммуникации заложена восновах конституционного строя России, где постулируется демократическийхарактер государственного устройства[16]. Эта норма детализирована в пункте 3статьи 15, указывающая наиболее важный предмет коммуникации – принимаемыезаконы. «Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовыеакты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, немогут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения»[17]. Это требование законодателябазируется на одном из основных прав граждан демократической страны – правеучаствовать в управлении делами государства[18].
Таким образом, процесскоммуникации власти и общества является основополагающим процессомвзаимодействия власти и граждан. Однако, сам процесс коммуникации по поводугосударственных решений в нормативных актах четко не регламентирован.Федеральный закон № 58 не содержит норм, касающихся процесса коммуникации.
В федеральном законе № 79в статье 17 «Запреты, связанные с гражданской службой» оговаривается важнейшийпринцип коммуникации для государственных служащих – не допускать «публичныевысказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, вотношении деятельности государственных органов, их руководителей, включаярешения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, вкотором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это невходит в его должностные обязанности».
Закон закрепляет черездолжностные инструкции предмет и область коммуникации для государственных служащихи фиксирует иерархию возможных высказываний. Важно отметить, что приведеннаявыше норма четко направлена против возможного искажения информации черезнесанкционированные трактовки.
В теории коммуникациинеоднозначность и многообразие трактовок или комментариев признается одним изсамых распространенных «шумов» коммуникации, т.е. видом коммуникативной ошибки.Фактически закон фиксирует один из вариантов борьбы с этой ошибкой – запрет намножественные источники коммуникации.
Отсутствие законодательнооформленных норм и процедур коммуникации государственных решений предоставляетдостаточную свободу действия представителям власти и позволяет импридерживаться той коммуникативной стратегии, которую они считают верной вкаждый отдельный момент времени.
Глава 3. Анализпримера коммуникации
Настоящая глава содержитанализ конкретного примера политической коммуникации — выступление Президента всвязи с изданием его Указа о Комиссии при Президенте РФ по формированию иподготовке резерва управленческих кадров. (См. Приложение 1. Вступительноеслово на совещании по вопросам формирования резерва управленческих кадров).Причины выбора данного случая описаны во введении.
Анализ текстакоммуникации будет проведен с точки зрения его ключевых характеристик: ктоговорит (коммуникатор), что говорит (тезис, ключевая мысль), кому говорит(заявляемая аудитория), как говорит (набор аргументов и мыслей, раскрывающихтезис). Ответы на перечисленные вопросы позволяют определить тип политическойкоммуникации и ее соответствие политической задаче.
Отвечая на первый вопрос(кто?), необходимо отметить высочайший статус коммуникатора, и, следовательно,важность содержания данной коммуникации. Исходя из функций Президента,зафиксированных в пункте 3 статьи 80 Конституции, в его компетенции находятсяопределение и, следовательно, высказывания основных направлений внутренней ивнешней политики государства. Отсутствие второстепенных коммуникаторов,которыми могли бы быть участники соответствующего совещания – должностные лицаи представители структур Минэкономразвития, Минобразования, подчеркиваетзначимость озвучиваемого тезиса. Выбор фигуры коммуникатора акцентирует и сутьречи – определение глобальных приоритетов и, как следствие, постановка цели илизадачи для общества и соответствующих государственных структур.
Именно эта задачаотражена в базовом тезисе речи: «Необходимость создания целостной системывоспроизводства и обновления профессиональной элиты в нашей стране. И какинструмент для этого – формирование общероссийского резерва эффективныхуправленческих кадров».
По своей структуре исодержанию речь носит прикладной характер и типична для текста техническогозадания, выдаваемого начальником своим подчиненным. Речь состоит из двухсмысловых частей. Первая содержит характеристику проблемы и ее происхождение.Вторая – формулировку задачи и ее детальное, прикладное описание: анализальтернатив и их оценка, определение ресурсов, перечень составляющих исопутствующих задач, требования к качеству решения, назначение ответственных.
Начинается речь указаниемна взаимосвязь озвучиваемой проблемы с уже выбранным внутриполитическим курсом(«Поставленные планы стратегического развития») тем самым дается отсылка кранее данным распоряжениям. Новая задача получает место в контексте текущейдеятельности.
Акцент речи, со всейочевидностью, смещен в прикладную сторону описания требований к действиям. Сточки зрения технического задания неоговоренными остаются лишь срокиреализации. Полностью отсутствует мотивация аудитории: зачем и почему имследует исполнять данную задачу. Сама задача и проблема вовсе необосновываются.
Описанная структура речипозволяет достаточно однозначно определить тип коммуникации и ее цель.
Для простоты атрибуцииречи из обилия классификаций речей необходимо использовать два: по типукоммуникативного последствия (что оратор хочет от аудитории) и по предметуобсуждения (что именно оратор обсуждает с аудиторией).
Классификация выступленийпо типу коммуникативного последствия позволяет определить степень давлениякоммуникатора на своего адресата. (Таблица 1)
Таблица 1
Тип речи
Коммуникативное последствие
Степень давления оратора на аудиторию Информационная речь От аудитории не требуется действий, только усвоение информации Низкая Убеждающая речь От аудитории ожидаются действия, но сценарий жестко не определен. Средняя Агитационная речь От аудитории ожидаются действия по предложенному оратором сценарию Высокая
Классификация по предметуобсуждения так же выявляет характер отношений между коммуникатором и адресатом,определяет статусное соотношение между ними. (Таблица 2)
Таблица 2
Типречи
Предмет речи
Пример Ценностная речь Ценности, критерии оценки, авторитеты, образцы, цели и т.п. «Что такое хорошо, что такое плохо» Судительная речь События и ситуации – их оценка и интерпретация
«Есть ли жизнь на Марсе»
«Кому на Руси жить хорошо»
«Кто виноват» Совещательная речь Планы действий
«Что делать»
«Как нам обустроить Россию»
Приведенный выше анализструктуры речи позволяет сделать вывод о том, что данная речь являетсяагитационной и совещательной. Агитационный характер речи подчеркивает высокийуровень давления оратора на свою аудиторию, когда он ожидает от нее исполнения,учитывая все озвученные им требования.
Характер и содержаниелюбой речи определяются взаимными правами, обязанностями и взаимозависимостьюоратора и аудитории. Когда оратор и аудитория не связаны административнойвластью, и исполнение решения зависит от доброй воли последней, оратор, как,правило, не имеет возможности перейти к совещательно речи, опустив элементы разъясненияи мотивации – ценностная и судительная речи. Отсутствие данных частей ввыступлении Президента подчеркивает связанность его аудитории с ним единойиерархией.
Очевидно, что речьадресована сотрудникам исполнительной власти, в то время как остальные гражданеи общество являются просто свидетелями факта постановки задачи.
Описанная двойственностьопределяет размытость целепологания решения с точки зрения социального блага:кто именно является ключевым бенефициаром. На этот вопрос нет прямого ответа вречи, но среди описания задачи проскальзывает деталь, которая позднеестановится ключевой в официальной интерпретации речи Президента в релизе егопресс-службы. (см. Приложение 2. Пресс-релиз, опубликованный на официальномсайте Президента РФ, 23 июля 2008 года). В резюме пресс-службы значится:«Президент предложил сформировать общероссийский резерв эффективныхуправленческих кадров – единую общедоступную базу данных о лучших специалистахна всех трёх уровнях: муниципальном, региональном и федеральном. Наиболееперспективные профессионалы войдут в, так называемую, президентскую квоту,подчеркнул глава государства».
Таким образом, главнымбенефициаром ожидаемого результата должен стать сам Президент. Встает вопрос,зачем информировать широкую общественность о постановке подобной задачи, еслисамо общество не является выгодополучателем. Однако, наличие управленческихкадров влияет прежде всего на возможности власти, ее реальную силу. Это важнодля легитимизации власти – способной управлять страной. Заявление Президента наширокую аудиторию о постановке данной задачи должно быть воспринято как то, чтовласть держит под контролем данное направление и не отпускает его на самотек.
Анализ последовавшихпосле выступления Президента публикаций аналитиков и комментаторов, оценкажурналистов подчеркивают равнодушие широкой общественности к произошедшейкоммуникации. Последовало два вида комментариев: большинство сфокусировались на«жареных фактах» (Президент признал, что должности продаются), иные досадовалина противоречие узкости постановки задачи (собрать президентскую 1000) и глобальностипроблемы – повсеместное отсутствие управленческих кадров. При этом словаПрезидента о привлечении к решению проблемы широкой общественности: «Не простодекларировать присутствие гражданского общества, а действовать совместно собщественными объединениями, экспертным сообществом, профессиональнымиассоциациями», – воспринимались как пустая риторика.
Подводя итоги анализатекста, необходимо подчеркнуть, что по типу коммуникаций выступление Президентаявляется агитационной, судительной речью. Ее цель – постановка задачи дляподчиненных; коммуникативное последствие – исполнение решения согласноозвученным требованиям.
Выступление адресованодвум различным аудиториям: государственным служащим и широкой общественности.Для первых – постановка технической задачи, для вторых – информирование о фактепостановки данной задачи. Последнее должно укрепить авторитет власти.
государственныйкоммуникативный взаимодействие общество

 
Вывод
В настоящей работе ееавтор исходит из того, что коммуникация для государственного управленияявляется одной из ключевых функций и инструментом воздействия на общество. «Посути, самое управление – это не что иное, как осуществление целенаправленныхкоммуникационных контактов людей, обменивающихся и потребляющих определеннуюинформацию»[19].
Анализ характеракоммуникации позволяет определить отношение между ее субъектом и объектомуправления. В данном случае: между властью и обществом. Задачей работы было посредствам анализа конкретного примера выявить характерные коммуникативныеустановки нынешней государственной власти.
В завершении необходимоконстатировать следующие выводы:
1)  Власть не имеет нормативнозакрепленных стандартов коммуникации с обществом, и располагает большойсвободой выбора коммуникативных моделей в каждый отдельный момент времени.
2)  Власть, обращаясь к широкойобщественности, по сути, адресует свое сообщение лишь иерархически подчиненнойей части общества – государственным служащим.
3)  Таким образом, власть избегаетдиалогичной коммуникации с обществом, не ожидая активной его реакции,использует пропагандистскую модель, цель которой укрепить авторитет власти.
4)  Власть не использует коммуникацию каквозможный источник обратной связи и ресурс для решения задач, тем самымизолирует себя от ответной информации.
Характеристикаинформационно-коммуникативного взаимодействия зависит от политического укладаобщества. Приведенный пример показывает, что современная власть используетпропагандистско-агитационную модель коммуникации, которая господствовала в СССРи, или не желает, или не способна, использовать диалогичную модель,свойственную демократическому складу общества. Автор всегда ограничен в выборемодели коммуникации не только своим желанием, но и необходимостью учитыватьготовность общества к определенному ее виду. Очевидно, что сегодняшней властиудобно ориентироваться на слабую политическую активность граждан, и правящаяэлита не стремится развить диалоговую составляющую общения.
Сам по себе вопрос о томне может или не желает власть развивать диалоговый характер любой коммуникацииинтересен. Но данная тема находится за рамками настоящей работы. И в заключенииследует подчеркнуть, что тема существующих и развивающихся коммуникационныхмоделей взаимодействия власти и общества содержит в себе множество интересныхуправленческих вопросов и обладает большим потенциалом для дальнейшихисследований в области гуманитарных наук.

Библиография
1.  Беме Г., Каледжян С. Межличностныекоммуникации при делигировании полномочий и ответственности. М., 2002.
2.  Вершинин М.С. Политическаякоммуникация в информационном обществе. СПб., Издательство Михайлова В.А.,2001.
3.  Винер Н. Кибернетика, или управление и связьв животном и машине. М., 1983.
4.  Винер Н. Человеческое использованиечеловеческих существ: кибернетика и общество. // Винер Н. Человек управляющий.СПб., 2001.
5.  Галиуллина Г.С. Русский бизнес ивласть: информационный аспект взаимодействия. //НТИ/ ВИНИТИ, Серия 1,Организация и методика информационной работы, 1993, №2.
6.  Гончаров М.Ю. Риторика политической коммуникации //Массовая коммуникация в современном мире. М., 1991.
7.  Грачев М.Н. Политическая коммуникация. // ВестникРоссийского университета дружбы народов. Серия: Политология, 1999, № 1.
8.  Грачев М.Н. К вопросу об определении понятий«политическая коммуникация». // Вестник Российского университета дружбынародов. – Серия: Политология. М., 2004, № 4.
9.  Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретико-методологическийанализ. // Дис … доктора политических наук, М., 2005
10.  Грачев М.Н. Политика, политическая система,политическая коммуникация. // М., НОУ МЭЛИ, 1999.
11.  Дойч К. Нервы управления. М., 1993.
12.  Зарубежная политология:Словарь-справочник. / Под ред. А.В. Миронова, П.А. Цыганкова. М., 1998.
13.  Кара-Мурза С.Г. Манипуляциясозданием. М., ЭКСМО, 2004.
14.  Кармак П.Н. Политическая коммуникациякак фактор легитимации политической власти. Автореферат диссертации … кандидатаполитических наук, СПб., 2007.
15.  Китайгородская М.В., Розанова Н.Н.Современная политическая коммуникация: тенденции развития //Фортунатовскийсборник: Материлалы научной конференции, посвященной 100-летию Московскойлингвистической школы 1897–1997, М., 2000.
16.  Конецкая В.П. Социологиякоммуникации. М., 1997.
17.  Кравченко В.И. Власть и коммуникации:проблемы взаимодействия в информационном обществе, СПб., Издательство СПбГУЭФ,2003.
18.  Кузнецов В.Ф. Интегрированныеполитические коммуникации в процессе формирования социального государства всовременной России. Диссертация … доктора политических наук, 2002.
19.  Купряшин Г.Л. Соловьев А.И.Государственное управление. М., 1997.
20.  Латынов В.В. Политическая коммуникация. //Политическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. / Науч.-ред. совет: Пред. совета Г.Ю.Семигин. М., 1999.
21.  Миронов Д.В. Социально-политическаякоммуникация: структура, проблемы, акторы. Диссертация … кандидатасоциологических наук, Н. Новгород, 2003.
22.  Наумов Е.Ю. Коварное обаяние диалога. // Правачеловека в диалоге культур: Материалы научной конференции 26–28 ноября 1998 г.,М., 1998.
23.  Николаева Е.А. Модели политическойкоммуникации // Актуальные проблемы современной политической науки. СПб., 2002,Выпуск 2.
24.  Нисневич Ю.А.Информационно-коммуникационная стабилизация политической системы //ВестникРоссийского университета дружбы народов, Серия: Политология, 2006, №1 (6).
25.  Основы политической науки: Учебное пособие: В 2 ч. / Подред. Пугачева В.П., М., 1993.
26.  Основы политологии: Краткий словарьтерминов и понятий. / Под ред. д.ф.н., проф. Белова Г.А. и д.ф.н., проф.Пугачева В.П., М., 1993. Политологический словарь. / Научн. ред., рук. авт.колл. А.А. Миголатьев, сост. В.А. Варывдин. В 2 ч., М., 1994.
27.  Политология: Энциклопедическийсловарь. / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов, М., 1993.
28.  Соловьев А.И. Коммуникация икультура: противоречия поля политики // Полис, 2002, № 6.
29.  Соловьев А.И. Политическая коммуникация: кпроблеме теоретической идентификации. // Полис, 2002, № 3.
30.  Соловьев А.И. Теория принятиягосударственного решения, М., 2004.
31.  Цыганков П.А. Международные процессы в условияхглобализации: проблема эффективной коммуникации // Вестник Москосковскогоуниверситета. Серия: 18. Социология и политология, 1999, № 4.
32.  Шабров О.Ф. Политическое управление: проблемастабильности и развития. М., 1997.
33.  Фатхутдинов Р.А. Управленческиерешения. Учебник, 4-ое издание переработанное и дополненное, М., ИНФРА, 2001.
34.  Хухрак М. Коммуникацтивные основыуправленческой деятельности. Диссертация … кандидата социалогических наук,Белград 2000.
35.  Burke K. Language as Symbolic Action.Berkeley, 1966.
36.  Cottеret J.-M. Gouvernants et gouvernes: La communication politique. Paris,1973.
37.  Held D. Political Theory and the ModernState: Essays on State, Power and Democracy. Standford (Cal.), 1989.
38.  Ratzel F. Politische Geographic. Oldenburg,1903.
39.  Wiener N. Cybernetics or Control andCommunication in the Animal and the Machine. New York; Paris, 1948.
40.  Wiener N. The Human Use of Human Beings:Cybernetics and Society. New York, 1950.

Приложение 1
 
Вступительное словоПрезидента РФ на совещании по вопросам формирования резерва управленческихкадров, 23 июля 2008 года
 
Структура сообщения:
1. Формулировкапотребности, характеристика проблемы:
«Поставленные планыстатегического развития требуют адекватных управленческих ресурсов. Стратегия,которую мы с вами приняли, до 2020 года, предусматривает фундаментальныеизменения экономической и социальной структуры нашего общества. … переход кэтим рубежам может быть сделан только при активном труде самой талантливой,предприимчивой и умной части нашего общества. То есть для этого нужны хорошоподготовленные управленцы».
2. Характеристика искомыхлюдей
«Люди, у которых дляэтого есть все способности, люди, которые хотят этим заниматься, обладают дляэтого достаточными знаниями, целеустремлённостью и волей».
3) Описание альтернатив иих оценка
3.1 «…но целостнойсистемы нет. Она была, была в советские времена, называлась она номенклатурнойсистемой подготовки кадров, имела и очевидные минусы всем известные, иопределённые достоинства».
3.2 «…очень часто решенияо назначении на ведущие должности принимаются по знакомству, по принципу личнойпреданности, к сожалению, бывает и такое, и – это наиболее отвратительнаяситуация – просто за деньги, то есть должности продаются».
4. Определение ресурсовдля решения проблемы
«У государства, не толькоу нашего, кстати сказать, таких возможностей нет. Государственная служба вездепо уровню оплаты всё-таки отстаёт от частного бизнеса, значит, нужны другиестимулы».
5) Дополнительнаяхарактеристика желательного решения
«…переход толковыхчиновников из регионов в центр, и наоборот, из центра в регионы, крайне редкоеявление. А такая мобильность нам очень нужна».
6) Дополнительнаяхарактеристика проблемы, постановка задачи
«Что самое печальное, унас до сих пор нет единой системы кадрового мониторинга и информации овакансиях. Существующие же кадровые службы, которые действуют в государственныхструктурах, просто архаичны, они абсолютно не соответствуют задачам дня».
7. Дополнительнаяпроблема
«Ещё одна причинадефицита квалифицированных управленческих кадров в неповоротливости самойсистемы образования. Несмотря на многочисленные поручения, она так и непереориентировалась на рынок труда, особенно в регионах. А заказчики кадров, втом числе и органы федеральной власти, не вовлечены ни в подготовку, ни впоследующее переобучение кадров».
8. Постановка задачи
«Всё, что я сейчассказал, подводит к мысли о необходимости создания полноценного резервауправленческих кадров в общенациональном масштабе».
9. Составляющие задачи
«во-первых, найти лучшихспециалистов,
во-вторых, подготовитьединую базу данных о них, причём, естественно, на всех трёх уровнях: намуниципальном, региональном и на федеральном.
При этом я считал быпринципиально важным, чтобы наиболее перспективные профессионалы вошли в такназываемую президентскую квоту».
10. Сужение цели
«При этом я считал быпринципиально важным, чтобы наиболее перспективные профессионалы вошли в такназываемую президентскую квоту. Мы эту тему обсуждали достаточно давно, я ещеруководителем Администрации работал тогда. Пора это сделать, и личныепрофессиональные достижения этих людей я буду оценивать сам».
11. Требования к качествурешения
«…мы должны заложитьправильные критерии, с тем чтобы можно было оценивать движение людей, чтобывозникли необходимые стимулы и, соответственно, чтобы присутствие в этой квотебыло для работодателей … реальным знаком качества, что человек из этой квоты достоинработать не только на государственной службе, но и в других местах».
12. Постановка задачи
«Задача государства –создать общие подходы к формированию резерва и процедуры конкурсного отбора.Нам потребуется и нормативное регулирование. В результате должны определяться илучшие студенты, и молодые специалисты, государственные и муниципальныеслужащие, и, хотел бы специально на это обратить внимание, работникинегосударственного сектора, которые рекомендуются к зачислению в резервуправленческих кадров. Это должны быть сообщающиеся сосуды…»
13. Дополнение задачи иназначение ответственных
«…это касается и резервадля последующего замещения руководителей регионов. У нас здесь нет «скамейкизапасных», мы каждый раз ломаем голову по поводу того, как найти подходящиекадры для замещения высших должностей в субъектах Федерации. И этим нам нужноозаботиться вместе, конечно, с нашими коллегами из регионов. Это прямая задачаполномочных представителей и Администрации».
14. Подведение итога
«Это должна быть общедоступная,открытая база данных о лучших специалистах страны, и её использовать смогутвсе».

Приложение 2
 
Пресс-релиз,опубликованный на официальном сайте Президента РФ, 23 июля 2008 года, 13.30
 
«Президентпредложил сформировать общероссийский резерв эффективных управленческих кадров– единую общедоступную базу данных о лучших специалистах на всех трёх уровнях:муниципальном, региональном и федеральном.
Наиболееперспективные профессионалы войдут в так называемую президентскую квоту,подчеркнул глава государства. При этом нужно заложить правильные критерииотбора специалистов в эту квоту, чтобы присутствие в ней было для работодателей«реальным знаком качества» профессионала, достойного работать не только нагосударственной службе, но и в других местах.
Крометого, Президент указал на необходимость создания единой системы кадровогомониторинга и информации о вакансиях, а также гибкой, ориентированной на рыноктруда, системы образования.
Задача государства –создать общие подходы к формированию резерва и процедуры конкурсного отбора,отметил Д. Медведев».

Приложение3
 
ОбращениеПрезидента РФ к Федеральному собранию, 5 ноября 2008 года
«Уважаемыедепутаты и члены Совета Федерации!…
Какиебы идеальные законы и стратегии ни принимались на основе Конституции, реализациязаложенного в них смысла зависит от конкретных людей. Их интеллектуальнаяэнергия, творческая сила – это главное богатство нации и основной ресурспрогрессивного развития.
Намнужно организовать масштабный и системный поиск талантов и в России, и зарубежом. Вести, я бы сказал, настоящую «охоту за головами». Содействоватьприходу молодых одарённых людей в фундаментальную и прикладную науку. Ускоритьформирование сильных государственных и частных центров разработки новыхтехнологий. Реально помочь малому и среднему бизнесу в создании инновационныхпредприятий. Подчеркну, что всё это задачи для всех нас, а не только длякаких-то новых государственных корпораций. Это задача всего общества и в то жевремя шанс для каждого применить свои способности.
СегодняшнейРоссии и её будущей инновационной экономике, государственной службе, системеуправления и социальных услуг нужна и новая система формирования кадровогорезерва, которая позволит привлечь в органы государственного, муниципальногоуправления, в бизнес наиболее талантливых, творчески мыслящих ипрофессиональных людей. Вы знаете: такое решение мной уже принято.
Поэтомупоручаю Правительству и Администрации Президента уже до конца этого года«запустить» Программу формирования и подготовки резерва управленческих кадров,разработанную совместными усилиями органов государственной власти, местногосамоуправления и общественных организаций.
Управленческийрезерв должен включать в себя три уровня: муниципальный, региональный ифедеральный. А наиболее успешные руководители должны составить так называемую«президентскую тысячу». Считаю, что лучших управленцев должна знать вся страна.Поэтому информацию о наиболее способных специалистах в различных сферахдеятельности надо включать и в общероссийский банк данных.
Решающуюроль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыгратьвозрождение российской образовательной системы. Её прежние успехи были признаныво всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел вобразовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позициймы уже «откатились». И это становится самой серьёзной угрозой нашейконкурентоспособности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.