Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Физическая культура в системе отечественного образования

Физическая культура в системе отечественного
образования

Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ В.И. Загвязинский, Тюменский государственный
университет, Тюмень

В
отличие от большинства школьных предметов и вузовских дисциплин, носящих
название определенной отрасли науки (математика, физика, химия, биология и др.)
или сферы деятельности (филология, труд, музыка и др.) в учебных планах
присутствуют только два предмета, в своем наименовании несущих
культурологическое содержание. Это физическая культура и мировая художественная
культура, причем последняя появилась сравнительно недавно и изучается на уровне
элективного компонента, а первая традиционно входит в базовое содержание
образования.

Физическая
культура, таким образом, не только название, но и традиционное направление
образования. Однако следует признать, что точное, несущее большую смысловую
нагрузку, актуальное в современной ситуации и, несомненно, перспективное
название предмета пока еще не отвечает по смысловому наполнению критериям и
требованиям культуры и в массовой практике содержание предмета "физическая
культура" , скорее, отвечает названию "физическая подготовка", а
внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию (её теперь включают
в дополнительное образование или дополнительные образовательные услуги) часто
идёт в русле спортивной подготовки.

Известно,
что смысловым ядром культуры являются ценности и идеалы, содержанием -
созидательная, прежде всего творческая деятельность и её результаты, способом
трансляции и передачи богатства культуры новым поколениям - традиции,
механизмом развития - инновации.

В
наполнении содержания физической культуры и спортивной подготовки есть много
общего, но есть и серьезные различия, отражающие специфику направленности
деятельности и ее результатов. Мы видим основное различие в том, что физическая
культура направлена на развитие человека, а её идеалом является физически,
нравственно и психически здоровая личность, способная реализовать свой
потенциал и приносить пользу людям, а спортивное совершенствование направлено
на достижение высоких спортивных результатов (конечно, тоже через развитие и
совершенствование человеческого потенциала, личности спортсмена).

Направленность
на развитие и самореализацию человека и определяет содержание физической
культуры, ее ценностные ориентации - человек и его физическое, психическое и
нравственное здоровье как первейшая и наиболее значимая ценность для самого
человека (ребенка, .., взрослого), семьи, общества и государства; её содержание
- деятельность, обеспечивающая достаточно высокую двигательную активность,
соматическое и психическое здоровье, нормальное физическое развитие и
одновременно развивающая самостоятельность, инициативу, волю, мыслительные
способности, нравственные качества; традиции - приверженность здоровому образу
жизни, двигательной активности, состязательности, физическому труду; инновации
- современные способы организации и психофизические средства тренировки,
диагностики, медицинского и педагогического контроля, но главное - возрождение
традиций здорового образа жизни и отказ от вредных привычек,
здоровьеразрушающего поведения.

По
направленности, содержанию и средствам деятельности физическая культура
сближается, тесно взаимодействует с физиологией, психологией, педагогикой и
медициной. Ведущими идеями и ключевыми направлениями этих дисциплин, на наш
взгляд, служат:

-
идея ценностного подхода к изучению, воспитанию и развитию человека (К.Д.
Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Б.Г. Ананьев, А.Г. Щедрина, Н.П. Дубинин и др.).

-
идея приоритета физического, психического и нравственного здоровья как
основополагающей ценности;

-
идея преодоления гиподинамии, развития физических кондиций, стрессоустойчивости,
мобильности, коммуникабельности, толерантности, приобщения детей и молодежи к
здоровому, физкультурно-спортивному стилю жизни и поведению;

-
идея воспитания индивидуальной культуры здоровья каждого ребёнка, подростка,
взрослого, её внедрения во все сферы жизни на уровне как государственной
политики, так и жизнедеятельности различных формальных и неформальных
сообществ, включая конкретную семью.

Все
эти идеи многофункционального содержания физической культуры должны быть
реализованы в процессе физического воспитания.

Указанные
положения делают целесообразным и необходимым комплексный культурно
-оздоровительный развивающий подход к физическому воспитанию в теории и
практике образовательной и оздоровительной работы. Он требует объединения усилий
исследователей : физиологов, медиков, валеологов, психологов, педагогов,
специалистов по физической культуре, а также единства устремлений и действий
ученых и практиков [3, 4].

В
Тюменском государственном университете, Тюменском научном центре Уральского
отделения Российской академии образования накоплен достаточный опыт разработки
и реализации комплексного культурно-оздоровительного подхода в
исследовательской работе и в физкультурно -оздоровительной практике.

Во
всех 20 программах областного, регионального, муниципального уровней (в
Тюменскую область фактически входят три субъекта федерации: сама область,
Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) выделены разделы или
целевые подпрограммы оздоровительно-физкультурной работы. Реализация этих
разделов подпрограмм, начиная с 1993 г., обеспечена научно-методическим
сопровождением, которое в значительной степени осуществляется
авторами-составителями (И.Е. Видт, С.А. Гильманов, Н.А. Голиков, А.Ф. Закирова,
И.В. Манжелей, О.В. Морева, Т.А. Строкова, И.Г. Фомичева, В.М. Чимаров и др.).
Проводятся семинары, практикумы, конференции, обеспечивается экспертиза
процесса и результатов  реализации. Такой
подход оправдал себя в Ямало-Ненецком АО, в городах Тюмени, Ноябрьске,
Муравленко.

В
принципе такой же подход реализуется при составлении и осуществлении проектов
развития инновационных образовательных учреждений. Ряд из них положили идеи
ценности здоровья и формирования культуры здоровья в основу своих поисков.
Таковы областной детский центр реабилитации детей "Крепыш",
оздоровительный центр "Успех", школы № 40, 57, 70 г. Тюмени, средние
школы № 2 и 7 г. Ханты-Мансийска и др.

Общая
черта концепций, программ и реальной деятельности этих учреждений - ценностный
подход к воспитанию и комплексный подход к сохранению, восстановлению и
созиданию здоровья, сочетание физических упражнений, хореографии,
художественного творчества, необходимой медицинской, психологической,
педагогической поддержки, предоставление ребенку всей необходимой помощи
"под одной крышей" в наиболее эффективных для каждого форме и объеме
[1 - 3).

В
школе № 57 пришли к мысли, что сформировать культуру здоровья можно только при
условии, что активными субъектами этого процесса станут не только медики,
учителя физкультуры и руководители учреждения, но и каждый ученик, педагог,
родитель. С этой целью подготовлены и осуществлены программы работы с
учителями, учащимися и родителями, включающие диагностику, освоение знаний и
методик здоровьесохраняющей и здоровьесозидающей деятельности, создание условий
для занятий физической культурой и спортом, стимулирование и поощрение
субъектной активности.

Были
четко сформулированы реально достижимые цели: за счет совершенствования
организации и увеличения объема часов занятий "физической культурой",
разнообразия спортивных секций, валеологического просвещения и медицинской
профилактики, а также нормирования общей учебной нагрузки добиться увеличения
адаптационных возможностей и неспецифической устойчивости детского организма,
свести заболеваемость до генетически детерминированного минимума, обеспечить
высокую умственную и физическую работоспособность и гармоничное
нервно-психическое, физическое и эстетическое развитие субъектов
учебно-воспитательного процесса. Выпускник школы, как предполагается, должен
быть физически, психически и нравственно здоровой личностью, способной
формировать своё здоровье, управлять им в будущем, привлекать к
здоровьесозидающей деятельности свое ближайшее окружение.

Положительные
результаты не заставили себя ждать. В течение 1998-2004 гг. среди учащихся не
наблюдалось ни одного случая токсикомании и наркомании, заметно снизилась
заболеваемость, повысился индекс здоровья. Очень важную роль в достижении этих
результатов сыграла физическая культура. В школе с полной нагрузкой работают два
игровых спортивных зала, несколько тренажерных залов и стадион, в которых
занимаются не только учащиеся, но и их родители, а также молодежь микрорайона.

Остановимся
на научно-теоретическом направлении работы. Обстоятельства сложились так, что в
нашем докторском диссертационном совете, функционирующем с 1998 г., объединены
две специальности : 13.00.01 - "Общая педагогика, история педагогики и
образования " и 13.00.04 - "Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки и адаптивной физической культуры" . Поначалу
явственно сказывались определенные различия в оценках, подходах,
исследовательском аппарате.

Однако
довольно быстро произошло сближение стратегических ориентиров, была принята
гуманистическая концепция культурологического подхода к образовательной сфере
"физическая культура" (М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, Л.И. Лубышева и
др.), основанная на интеграции естественно-культурных и социально-культурных
направлений в развитии человека. Постепенно происходил процесс согласования и взаимного
обогащения методологии и диагностического аппарата исследования.
"Педагоги" учились учитывать психофизиологические факторы, способы
влияния на них и методики измерений, "физкультурники" осваивали
личностно и индивидуально ориентированные подходы, учились формированию и
диагностике мотивации, ценностных ориентаций, коммуникативных качеств. И те, и
другие двигались по направлению ценностного охвата личности и комплексной
диагностики ее развития, т.е. приближались к гуманистической ориентации,
личностно -деятельностному подходу с учетом влияния социальных факторов. В этом
ключе выполнена докторская диссертация В.Н. Потапова (об индивидуальном стиле
саморегуляции спортсменов), готовится к защите докторская диссертация И.В.
Манжелей (о средо ориентированном физическом воспитании), кандидатские
диссертации О.В. Лимаренко и В.А. Богдановой (дифференцированное физкультурное
образование школьников), Л.Е. Матузова (формирование положительного отношения
студентов к самостоятельным занятиям физической культурой). С.В. Кузнецова
посвятила свою работу подготовке студентов факультета физической культуры к
личностно ориентированному педагогическому взаимодействию.

Недавно
защищена диссертация Т.А. Гусевой, представленная по двум специальностям
(13.00.01 и 13.00.04) и посвященная подготовке дошкольников к поступлению в
школу средствами спортивно -оздоровительной гимнастик и. Ряд работ были
специально посвящены оздоровительным возможностям физической культуры (Н.М.
Глухенькая, Е.В. Перепелюкова и др.). Были разработаны  рекомендации по содержанию и организации
физкультурных занятий в условиях Севера с учетом национально-регионального
компонента (А.Н. Кривуля), а докторская диссертация В.В. Пономарёва (г.
Красноярск) посвящена специфике физкультурного образования школьников, проживающих
в условиях Крайнего Севера.

Вопросы
физического воспитания и физической культуры, вписанные в контекст ценностного
развития личности, должны стать основополагающими в системе образования. Для
этого еще очень многое нужно сделать и в отношении совершенствования содержания
образования, насыщения его культурологическим содержанием, и в охвате
физкультурным просвещением и занятиями физической культурой широких слоев
населения, и в подготовке кадров, способных осуществить поставленные задачи.

Сегодня
необходимы признание идеи "человекотворческой сущности физической
культуры" (Ю.М. Николаев) на уровне массового сознания, изменение
отношения педагогического сообщества к "физической культуре" как к
"второстепенному" предмету и построение здоровьесберегающего
воспитательно -образовательного процесса.

Для
этого требуется объединить усилия органов власти и управления в центре и на
местах, ученых, работающих в сфере наук о человеке, работников медицины,
педагогов, психологов, тренеров, общественных организаций по развитию массового
физкультурного движения, по приобщению в первую очередь детей и молодежи к
культуре здоровья и здоровому физкультурно-спортивному стилю жизни.
Список литературы

1.
Волкова В.К. Лечебная педагогика в условиях детского реабилитационного центра.
-Тюмень: Вектор Бук, 2000.

2.
Голиков Н.А. Школа здоровья. - Тюмень: Вектор Бук, 2000.

3.
Образование и здоровье. Сб. науч. ст. / ред. В.И. Загвязинский, В.М. Чимаров.-
Тюмень: Изд. ТюмГУ, 2005. - Тюмень: Вектор Бук, 2005.

4.
Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты.
Новосибирская государственная медицинская академия, Новосибирск, 2003.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.