Московский региональный институт
высшего социально-экономического образования
Шапошников Юрий Анатольевич
6 пс-01
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Психолого-педагогические условия развития креативности
у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры
Специальность: Педагогика ипсихология
Специализация:Психологическое консультирование
Научный руководитель:
кандидат психологических наук
доцент Москалев В.А.
Видное-2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ
TOC o«1-3»
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………..….9
1.1.СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………...…......9
1.2. ОСОБЕННОСТИРАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙИГРЕ……………….....19
1.3. РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИКРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ВСЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ…………...………27
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙИГРЫ....................................................................37
2.1. СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПОРАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙИГРЫ...............................................................................................................37
2.2. ПРИЕМЫПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………….………45
2.3.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХДОШКОЛЬНИКОВ……………..……..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………71
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………75
Введение
Актуальность исследования объясняется тем, что формированиетворчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартнорешать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условиепоследующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности.В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важнаязадача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним изнаправлений психического развития ребенка является развитие различных сторонличности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.
Анализпсихолого-педагогической литературы позволяет сделать заключение, чтоизучению креативности детей дошкольного возраста посвящено значительноеколичество работ. Изучение креативности, роли сюжетно – ролевой игры в развитиикреативности у дошкольников, опираются работы Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца,А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина др.Исследования креативности в сюжетно – ролевой игре характеризуется наличиемсложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом,обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия,заложенные в фундаментальных основаниях этой теории (Т. А. Маркова, Д. Б.Эльконин).
В трудах отечественных психологов креативность выступает какнаиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его от другихпсихических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь еёс репродукцией. Идеи о творческом характере мышления разрабатывались в трудахБ. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. А.Менчинской и многих других. Среди работ, посвященных вопросам развитияпродуктивного (творческого) мышления следует отметить работы А.В. Брушлинского,Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, И.В.Серебровой,Л.Ф. Тихомировой, В.С. Шубинского, Л. М. Фридмана и др.
«Творчество» и«социализация» выступают здесь как взаимосвязанные понятия, посколькуу ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанногос развитием воображения (Л. С.Выготский, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и др.). Развитиекреативности рассматривается исследователями как основное направление развитияличности. Креативность в игре связывается с способностью к замыслу, егореализации; с созданием сюжета, его реализации в роли; комбинированием (Л. С.Выготский).
Исследователи подчеркивают возможностьпедагогического руководства игровой деятельностью в целях развития креативностиребенка (Р. И. Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, И. Я.Михайленко, Н. Н. Подьяков, Я. А. Пономарев и др.). Для этой цели впсихолого-педагогической литературе разработаны методики Р. И. Жуковской, Д. В.Менджерицкой, С. Л. Новоселовой и др.
Для педагогического руководства в сюжетно –ролевой игре в целях развития креативности ребенка старшего дошкольноговозраста исследователи предлагают использовать специальные методы, необходимыедля развития креативности как способности к творчеству. Среди этих методовисследователи выделяют: метод постановки игровой задачи, метод мозговогоштурма, метод гирлянд и ассоциаций.
В психолого-педагогической литературеотдается предпочтение организации демократического стиля обучения в целяхразвития креативности у старших дошкольников. И хотя проблема креативности в сюжетно – ролевой игре получила развитие впсихолого-педагогических исследованиях (Л. С. Выготский, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н.Подьяков, Д. Б. Эльконин и другие), вместе с тем, требует дальнейшего изучениявопрос об особенностях педагогического руководства сюжетно – ролевой игрой вцелях развития творчества. На практическую значимость этого вопроса указываютмногие авторы, констатируя, что в дошкольном учреждении игра либо пускается насамотек, либо недопустимо регламентируется (Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко идругие).
В практике дошкольных учреждений воспитателичасто не знают, как развивать творчество ребенка в игре. Они опираются на своюинтуицию, свой опыт и не застрахованы от ошибки.
Выше сказанное обозначило проблемуисследования: при каких психолого-педагогических условиях сюжетно – ролеваяигра обеспечит развитие креативности детей старшего дошкольного возраста?
Решение этой проблемы составило цельисследования.
Цельисследования:определить эффективныепсихолого-педагогические условия развития креативности у детей дошкольноговозраста в процессе сюжетно-ролевой игры.
Объектисследования:является деятельность детей старшегодошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре, направленная на развитиекреативности.
Предметисследования:составляет система методическихсредств, направленная на развитие креативности у детей дошкольного возраста впроцессе сюжетно-ролевой игры.
Рабочейгипотезойисследования являются следующиепредпосылки: развитие креативности в процессе сюжетно-ролевой игры будет успешным,если будут соблюдаться следующие психолого-педагогические условия:
1. Игровая деятельность детейдошкольного возраста будет организовываться с учетом дифференцированногоподхода к детям. Разработка средств индивидуализации важна для всех возрастов, ноособенно актуальна она для системы дошкольного обучения, где закладываетсяфундамент школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебнойдеятельности, воспитывается отношение к учебному труду;
2. Создание психологическикомфортной среды и атмосферы эмоционального принятия ребенка;
3. Обеспечениесамостоятельности и свободы выбора в игре у старших дошкольников;
4. Сопровождение сюжетно-ролевойигры со стороны воспитателя;
Всоответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующиезадачи исследования
1. Определить сущностькреативности в психолого-педагогической литературе;
2. Проанализировать опыт поэффективному развитию креативности у дошкольников;
3. Выявить значениесюжетно-ролевой игры в развитии креативности дошкольников;
4. Диагностировать уровень развитиятворческого мышления в процессе сюжетно-ролевой игры;
5. Провести психологическийэксперимент по выявлению эффективных психолого-педагогических условий,необходимых для развития креативности старших дошкольников в сюжетно-ролевойигре;
Методы исследования:
1. Теоретические методы – изучение и анализпсихологической, педагогической и специальной литературы;
2. Анализ и обобщение опыта и практики развитиякреативности у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре;
3. Наблюдение за старшими дошкольниками в процессесюжетно-ролевой игры;
4. Психодиагностические методы исследования уровняразвития креативности старших дошкольников;
5. Психологический эксперимент по развитию креативности устарших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры;
При выполнении дипломной работы выявлено основноепротиворечие, которое заключается в необходимости развития креативности, какодного из ведущих условий гармоничного развития личности, и недостаточной разработанностью вопросов,непосредственно связанных с проблемами формирования и развития креативности устарших дошкольников в возрастной и педагогической психологии, возможностьюсюжетно-ролевой игры в развитии креативности старших дошкольников. Исходя изданного противоречия определяется проблема исследования – определениепсихолого-педагогических условий развития креативности старших дошкольников всюжетно-ролевой игре. Данная проблема составляет основу формулирования темыисследования – «Психолого-педагогические условия развития креативности устарших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой деятельности ».
Новизна исследования состоит вособой организации сюжетно-ролевой игры, обеспечивающей развивающий эффект итворческий характер игровой деятельности у старших дошкольников, а также вобосновании методических рекомендаций по развитию креативности прииспользовании их в игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.Дляразвития креативности старшегодошкольника, необходима реализация егопотребностей, возникшими во время игры.Креативность в игре связывается с способностью к замыслу, его реализации; ссозданием сюжета, его реализации в роли; комбинированием.
Теоретическая значимость исследования состоит вобосновании содержания методов, форм и приемов развития креативности старшихдошкольников и их реализации в воспитательном процессе во время сюжетно-ролевойигры.
Практическая значимость исследования состоит вразработке рекомендаций для работы психолога:
1. Результаты исследования могут использоваться длясоздания оптимальных психолого-педагогических условий, стимулирующих развитиекреативности у старших дошкольников;
2. Разработаны и представлены психолого-педагогическиеприёмы, стимулирующие и развивающие креативность у старших дошкольников впроцессе сюжетно-ролевой игры.
3. Создан алгоритм по психологическому консультированиювоспитателей и родителей по успешному развитию креативности у старшихдошкольников. ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ1.1. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Понимание творчества,выяснение, чем определяется творчество ребенка в психолого-педагогическойлитературе, различные подходы к характеристике творчества, пониманиекреативности и связанных с этой категорией понятий представляет собой одну иззадач, стоящих перед данным исследованием.
Впсихолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связываетсяс понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Многиеисследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности[7; 19].
В характеристике понятиякреативность обращаются как психологи так и педагоги.
Под креативностьюпонимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создаватьоригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию авторобращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию,поскольку основным требованием сегодняявляется развитие творческой личности, способной выходить за пределыизвестного, принимать нестандартные решения, создавать продукты,характеризующиеся новизной. Психологи, при характеристике креативности,указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают какобщую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом ониутверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии,порождением гипотез (Выготский Л. С., Давыдов В. В., Пономарев Я. А, Шмелев А.Г.). Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления креативности,отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающиетворческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженностивнимания, огромной впечатлительности, восприимчивости. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию,могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Средихарактерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона,оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальнуюработоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, чтогениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении целитворчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творцахарактеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности[31; 27].
В отечественныхисследованиях креативность чаще всего заменяется творческостью. Но это неговорит о том, что отечественные исследователи не обращаются к данной проблеме,они рассматривают ее в связи с развитием творчества, творческой деятельности,творческого воображения, творческой личности.
Так Выготский Л. С.,обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развитияспособности к созданию нового, все равно будет ли это созданное какой-нибудьвещью внешнего мира или известным построением ума или чувства.
В работах Пономарева Я.А. отмечается, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек,обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет емуассимилировать нужным образом сумму специальных знаний той или иной областидеятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребоватьличностные качества, без которых не возможно подлинное творчество [31].Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, чтообеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение(Выготский Л. С., Кабалевский Д. и др). Хотя в психологии существует и другойвзгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества являетсяпознавательная активность человека (Матюшкин), важна точка зрения, в которойутверждается, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и,соответственно, креативность во многом зависит от воображения [6].
В философском словаре подвоображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся всоздании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий ипредставлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображениевоссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс созданияобраза предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображениемназывают самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов,необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.
Творческая деятельностьвоображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнегоопыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаютсяпостроения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которымрасполагает его воображение.
Различные аспектыпроблемы воображения отражены во многих педагогических и психологическихисследованиях (Л. С. Выготский, А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, Д. В.Менджерицкая, А. В.Петровский, Д. Б.Эльконин). Так, концепция Л. С. Выготскогостроится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейсяна «комбинирующей способности мозга» [6].Отсюда продукты творческойдеятельности выступают как «кристаллизованное воображение».
Л. С. Выготский выделилчетыре формы, связывающие воображение с действительностью:
1. Воображение опирается на опыт,новое создается из элементов действительности. «Чем богаче опыт человека,тем больше материал, которым располагает его воображения».
2. Воображение выступает как средстворасширения опыта. Это «высшая форма связи» воображения с реальностью,которая возможна «только благодаря чужому или социальному опыту».
3. Эмоциональная связь, котораяпроявляется двояко:
3.1. Воображение руководствуется эмоциональнымфактором — внутренней логикой чувств, «чувства влияют навоображение». Это «наиболее субъективный, наиболее внутренний видвоображения».
3.2. Воображение влияет на чувства,проявляется «закон эмоциональной реальности воображения».
4.«Воображение становится действительностью», когда оно кристаллизируется",«воплощается», начинает реально существовать в мире и воздействоватьна другие вещи. Это «полный круг» творческой деятельностивоображения, возможный также и для «субъективного воображения»,опирающегося на эмоции.
Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, каки способность к нему, выраженная понятием креативность, развивается. Развитиеосуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. В связи с этим рассмотрениекреативности в детстве представляет собой важнейшую задачу. Развитиекреативности тесно связано, как было показано выше, с развитием воображенияребенка.
Как показываютисследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека,что связано с недостаточным личным опытом [6; 8].Отсюда автор делает вывод онеобходимости" расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточнопрочные основы для его творческой деятельности…". Развитие воображения вдетском возрасте зависит не только опыта, но и от потребностей и интересов (вкоторых эти потребности выражаются); от комбинаторной способности и упражненияв этой деятельности; от воплощения продуктов воображения в материальную форму;от технического умения; от традиций (развитие тех образцов творчества, которыевлияют на человека), а также от окружающей среды («стремление к творчествувсегда бывает обратно пропорционально простоте среды»). Детскоевоображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типапереструктурирование образов, которое осуществляется через способностьотчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ[6]. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию,пополнению, переструктурированию опыта. Так происходит обобщение опытадеятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. Важнуюроль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ черезсинтез, т.к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойствобъекта через включение его в новые связи с другими предметами [36].
А. В. Петровский выделяеттакие приемы комбинирования в воображении: соединение частей разнородныхобъектов и изменения количества частей предмета и смещения. Подобные, присущиедетям приемы воображения, называет и Я. А.Дудецкий – включение объекта в новуюситуацию, изменение условий действия объекта, одушевление неживой природы,придание объекту несвойственных ему качеств.
В исследованиях О.М.Дьяченко установлено, что воображение у дошкольников имеет два компонента:порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. Автор отмечает,что при построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основномэлементы реальности, в отличии от них дети шести-семи лет строят образ уже впроцессе свободного оперирования представлениями [9].
Таким образом, обращаяськ характеристике креативности, исследователи характеризуют ее как творческуюспособность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения,фантазии. Психологи утверждают также, что развитие креативности качественноменяет личность человека. Поэтому логично обращение исследователей крассмотрению креативности как свойство личности. Личность – термин,обозначающий:
1. человеческого индивида как субъектаотношений и социальной деятельности или
2. устойчивую систему социальнозначимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного обществаили общности [34].
Согласно взглядам Л. С.Выготского, В. В. Давыдова и других авторов личность рассматривается какинтегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизничеловека и одним из важнейших критериев личности является творчество, посколькув процессе человеческой жизни развивается воображение как внутренний механизм,обеспечивающий проявление творчества. Креативность – характеристика личности,свидетельствующая о способности личности к творчеству.
Поэтому рядисследователей, как отечественных, так и зарубежных, определяют креативностькак способность или свойство личности (Л. С. Выготский, Гилфорд, Е.П. Торранс).Так, Е.П. Торранс под креативностью понимает способность к обостренномувосприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.д. Авторсчитает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения,возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию инахождение результата [1].
Э. Фромм понятиекреативности трактует, как способность удивляться и познавать, умение находитьрешения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового испособность к глубокому осознанию своего опыта [26].
В ряде исследованийкреативность связывают с интеллектом (Ж. Пиаже, В. Штерн). Интеллект –относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В некоторыхпсихологических концепциях интеллект отождествляют с системой умственныхопераций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностьюиндивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, скогнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболеераспространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации кналичным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже ). Попытка изученияпродуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителямигештальт-психологии (М. Вертхеймер, В. Келер), разработавшими понятие инсайта.
Существует как минимумтри основных подхода к, отношению интеллекта и креативности [27]. Представителипервого подхода утверждают, что как таковой креативности нет. Интеллектуальнаяодаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условиятворческой активности личности. Главную роль в детерминации творческогоповедения играют мотивация ценности, личностные черты (А. Дж. Танненбаум, А.Маслоу, О. Б. Богоявленская). К числу основных черт творческой личности относяткогнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений внеопределенных и сложных ситуациях. Другой подход предполагает характеристикукреативности как творческой способности, которая является самостоятельнымфактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев).В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнеминтеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция, т. е. связь.Третий подход строится на связи уровня развития интеллекта и уровня творческихспособностей. Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в областиинтеллекта (Г. Айзенк, Д. Векслер, А. Термен). В концепции Торранса, названной«теория интеллектуального порога», автор считает, что интеллект икреативность образуют единый фактор, поэтому, чем выше коэффициент интеллекта,тем выше творческая способность.
Многие отечественныеисследователи обращались к определению критериев креативности в связи сизучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности: вречевой, изобретательной, музыкальной. Для большинства авторов характерновыделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости и многихдругих, что объединяет исследователей (Н. А. Витлугина, Р. Г. Казакова, Т. Г.Комарова).
О. М. Дьяченко к основнымкритериям проявления творческого воображения у дошкольников относит:
1.Оригинальность выполнения детьмитворческих задач.
2. Использование такогореструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются вкачестве деталей для построения других [9].
Зарубежные исследователитакже пытались охарактеризовать критерии креативности (Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд идр.). Такие попытки были предприняты даже раньше, чем в отечественной психологии.Так Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:
1. оригинальность – способностьпродуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
2. семантическая гибкость –способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование;
3. образная адаптативная гибкость –способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новыепризнаки и возможности для использования;
4. семантическая спонтанная гибкость– способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.Общий интеллект не включается в структуру креативности.
Позже Дж. Гилфордупоминает шесть параметров креативности:
1. способностьк обнаружению и постановки проблем;
2. способностьк генерированию большого числа идей;
3. гибкость– способность к продуцированию различных идей;
4. оригинальность– способность отвечать на раздражители нестандартно;
5. способностьусовершенствовать объект, добавляя детали;
6. способностьрешать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу [27].
Примеры показателей Дж.Гилфорда свидетельствуют о том, что автор делает акцент на связи как синтеллектом, так и личностью.
Джон Гауэн рассматриваеткреативность в связи с проблемой одаренности детей. С этих позиций автор нетолько дает определение креативности, но и выделяет ее критерии, которые важныдля нашей исследовательской работы. Джон Гауэн считает, что одной из сферодаренности является креативность. Такой ребенок чрезвычайно пытлив илюбознателен, способен с головой уходить в интересующие его знания, работу;демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность илиинтерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим,некомфортен); изобретателен в изобразительно деятельности, в играх, виспользовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений поповоду конкретной ситуации; способен по разному подойти к проблеме или киспользованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеиили находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности вхудожественно-прикладных занятиях и играх [26].
Таким образом,проведенный анализ взглядов различных исследователей на проблему креативностипозволил нам выяснить, что креативность – это способность к творчеству. Вданном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода,который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся исоответственно с ним развивается креативность. Исследования психологов ипедагогов позволяют нам связать креативность с развитием личности и интеллекта,с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольноговозраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь наисследования Л. С. Выготского, можно утверждать, что центральным компонентомкреативности дошкольника является его способность к воображению.
Для проводимойпсихолого-педагогической экспериментальной работы важно выделить критериикреативности. Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогическойлитературы позволил выделить следующие основные критерии:
1. оригинальность,которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;
2. быстрота– способность быстро адаптироваться в сложной ситуации;
3. гибкость– способность предложить новое использование для известного объекта;
4. вариативность– умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.
Таким образом,проведенный анализ литературных источников показал сущность проблемы развитиякреативности у дошкольников. Вместе с тем, для проводимого исследования важноне только остановиться на характеристике самой креативности, но такжерассмотреть, как развивается креативность на этапе дошкольного детства и какуюроль имеет игровая деятельность в этом развитии.1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЕ.
Целью данной разделадипломной работы является выяснение влияния игры на развитие креативности удошкольников. Для этого необходимо дать характеристику игры; показать, чем играотличается от других видов деятельности; выяснить причины, позволяющие судитьоб игре как творческой деятельности, а также проследить взаимосвязь игры иразвития креативности у дошкольников. В отечественной и зарубежнойпсихолого-педагогической литературе игра рассматривается как деятельностьособого рода, которая характеризуется наличием всех компонентов деятельности:цель, мотив, средства и даже в ряде случаев говорят о результате, но при этомкаждый из элементов игровой деятельности специфичен [10; 24]. Игра, как виддеятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активногосоучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель игры,хотя ни ребенок, ни взрослый ее намеренно не ставит. Эта цель сливается смотивом игры, т.к. единственным побуждением, направляющим активность ребенка наигру, является неудержимое стремление его к познанию и деятельному участию вжизни и труде взрослых, с их практическими действиями и взаимоотношениями. Каки любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства. Средствами игрыявляются:
1. знанияо людях, их действия, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах,речи, переживаниях и действиях ребенка;
2. способыдействия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах;
3. тенравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохомпоступке, о полезных и вредных действиях людей
Впсихолого-педагогической литературе одни исследователи утверждают, что орезультате игры не может быть и речи, другие доказывают, что в сюжетно-ролевойигре возможен результат. Они считают, что результатом игры