Реферат по предмету "Педагогика"


Эффективность внедрения профильного обучения в сельских школах

Одним из наиболее актуальныхнаправлений деятельности органов управления образованием, методических служб навсех уровнях, общеобразовательных учебных заведений в последние годы является обеспечениеперехода старшей школы на профильное обучение.
Преимущественнаяпрофильность школы III ступени предусмотрена Законами Украины «Об образовании»,«Об общем среднем образовании», Национальной доктриной развития образования,Концепцией профильного обучения в старшей школе и является необходимым условиемобеспечения доступности к качественному образованию.
На сегодняшний день ужеможно делать определенные выводы о степени эффективности решения данноговопроса как в Автономной Республике Крым в целом, так и в ее сельских регионахв частности.
Проведено мониторинговоеисследование эффективности внедрения различных форм профильного обучения вобщеобразовательных учебных заведениях сельских регионов Автономной РеспубликиКрым как необходимого условия обеспечения доступности к качественномуобразованию.
В ходе мониторинговогоисследования:
проанализированыстатистические данные, предоставленные районными органами управленияобразованием;
проведено анкетированиепяти категорий респондентов, а именно:
13 руководителей отделовобразования районных государственных администраций в Автономной РеспубликеКрым;
103 руководителейобщеобразовательных учебных заведений, в которых организовано профильноеобучение;
141 учителя, работающегов системе профильного обучения;
455 родителей учащихся10-х – 11-х профильных классов;
455 учащихся 10-х – 11-х профильныхклассов.
Всего получено иобработано 1167 анкет, что составляет 90,1% от запланированного количества;
изучена работа органовуправления образованием, методических служб, общеобразовательных учебныхзаведений 5 сельских районов, а именно:
Результаты, полученные в ходепроведенной работы, позволяют сделать выводы, о том, что в деятельности органовуправления образованием, методических служб, общеобразовательных учебныхзаведений сельских районов Автономной Республики Крым имеется определеннаясистема, прослеживается ряд положительных тенденций в работе по анализируемомунаправлению:
утверждены вустановленном порядке и (с различной степенью успешности) реализуются планыперехода на профильное обучение учащихся старшей школы, соответствующиерайонные программы;
возросло количествообщеобразовательных учебных заведений, в которых организовано профильноеобучение. Если в 2007/2008 учебном году таких ОУЗ было 193 (64,98% от общегоколичества общеобразовательных учебных заведений I-III ступеней сельских регионовАРК), то в 2008/2009 учебном году – 246 (82,55%) (диаграмма 1). Из указанногоколичества общеобразовательных учебных заведений в 2008/2009 учебном году 121(49,2%) являются однопрофильными, а 124 (50,8%) – многопрофильными (диаграмма2);
охват учащихся классовIII ступени профильным обучением возрос с 44,7% в 2007/2008 учебном году до59,2% в 2008/2009 учебном году (диаграмма 3);
получила дальнейшееразвитие сеть общеобразовательных учебных заведений нового поколения (гимназий,лицеев, коллегиумов, соответствующих УВК). Согласно полученным данным, насегодняшний день таких ОУЗ в сельских районах автономии насчитывается 21 (7,05%от общего количества сельских ОУЗ);
проводится определеннаяработа по реализации идей межшкольного сетевого взаимодействия и созданияобразовательных округов. В 2008/2009 учебном году создан и функционируетобразовательный округ в Симферопольском районе, в который вошли 3общеобразовательных школы I-III ступеней – Донская, Мазанская, Трудовская;
в значительной степенивозросло внимание к организации допрофильной подготовки;
повысилась эффективностьпсихологического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения(диаграмма 5);
значительное место ворганизации учебно-воспитательного процесса заняли современные педагогические технологии.Наиболее применяемыми из них являются интерактивные технологии, методикиличностно-ориентированного, модульного обучения, информационные технологии(диаграмма 4);
серьезное вниманиеуделяется организации работы со способными и одаренными учащимися, повышениюрезультативности их участия во Всеукраинских ученических олимпиадах,конкурсах-защитах научно-исследовательских работ МАН;
возросло количествообщеобразовательных учебных заведений, осуществляющих взаимодействие с высшимиучебными заведениями, количество ВУЗов, вовлеченных в такое сотрудничество,более разнообразными стали формы взаимодействия;
в сельских регионахвозросло количество общеобразовательных учебных заведений, имеющих доступ ксети «Интернет» (с 44,4% в 2007/2008 учебном году, до 53,3% в 2008/2009), атакже имеющих собственный Интернет-сайт – с 26,5% до 29,9% соответственно(диаграмма 6).
В тоже время, проведенныеисследования свидетельствуют о наличии целого ряда нерешенных проблем,недостатков и недоработок в организации работы по данному направлению,реализации потребностей учащихся в профильном обучении:
не организованопрофильное обучение учащихся старшей школы в 54 из 298 общеобразовательныхучебных заведений сельских регионов Автономной Республики Крым, что составляет18,12% от их общего количества. Профильным обучением в 2008/2009 учебном годуне охвачено 40,8% учащихся 10-11 классов сельских общеобразовательных учебныхзаведений;
при общем ростеколичества общеобразовательных учебных заведений нового поколения в сельскихрегионах АРК, их контингент (без учета учащихся общеобразовательных классов УВК«Школа-гимназия», «Школа-лицей», «Школа-коллегиум») составляет всего 1277человек (1,79% от общего количества). До сих пор не созданы такие учебныезаведения в Первомайском (начальник отдела образования Крестьянинова Е.А.) иРаздольненском районах.
медленными темпамивнедряются в работу идеи организации образовательных округов и межшкольногосетевого взаимодействия, как форм профильного обучения, особенно эффективных всельской местности. Так, в Раздольненском районе, не смотря на принятиесоответствующей районной программы, образовательные округа в текущем учебномгоду не начали свою работу. Основная причина – в бюджете района не нашлосьнеобходимого финансирования в объеме 22,0тыс.грн. В Джанкойском районепроведена подготовительная работа по созданию образовательного округа в составеАзовского УВК «Школа-гимназия», Майского УВК, Майской и Октябрьской ОШ, Центрадетского и юношеского творчества, Азовского и Майского дошкольных учебныхзаведений. Однако, функционирование округа не начато, т.к. с головами сельскихи поселковых советов на решен вопрос организации подвоза учащихся к меступроведения занятий и домой. В тоже время, удельный вес многопрофильных классовв 2008/2009 учебном году составляет 37,4% от общего количества профильныхклассов, хотя данная форма организации профильного обучения, по нашему мнению,является наименее эффективной;
несмотря на то, что в2008/2009 учебном году, допрофильная подготовка организована в 219 ОУЗ (73,5%от общего количества ОУЗ сельских регионов АРК), углубленное изучение отдельныхпредметов осуществляется только в 94 (31,5% от общего количества ОУЗ сельскихрегионов АРК);
количество учебныхкабинетов в общеобразовательных учебных заведениях в соответствии с профилемобучения составляет в текущем учебном году только 34,18% от потребности, а ихоснащенность в соответствии с Типовыми перечнями – 20,41%. Рост этихпоказателей по сравнению с прошлым учебным годом крайне невелик и составляетсоответственно 6,11% и 0,83%;
вызывают тревогу иобеспеченность общеобразовательных учебных заведений учебниками и учебнымипособиями для профильных классов, которая в 2007/2008 учебном году составляла19,02% от потребности. А в 2008/2009 учебном году составляет 21,23% (ростобеспеченности составил 2,21%);
по-прежнему невеликоколичество региональных авторских программ спецкурсов и курсов по выбору дляорганизации профильного обучения, утвержденных в установленном порядке. Втекущем учебном году их количество составляет 17. В тоже время, в ходе выездовв регионы установлено, что в рабочих учебных планах значительной части ОУЗпрофильные предметы либо не «подкреплены» спецкурсами и курсами по выбору (ЦелинновскийУВК и Заветленинская ОШ Джанкойского района), либо введенные спецкурсы несоответствуют профилю обучения (большинство общеобразовательных учебныхзаведений Красноперекопского района);
качественный составучителей, обеспечивающих преподавание профильных предметов, не в полной мереотвечает решаемым задачам (диаграмма 7). В 2008/2009 учебном году из 549учителей, преподающих профильные предметы, 64 имеют II квалификационнуюкатегорию (11,66% от общего количества), а 57 (10,38%) – квалификационнуюкатегорию «специалист». Причем, отмечен рост количества учителей II категории иучителей-специалистов по сравнению с 2007/2008 учебным годом на 1,97% и 0,69%соответственно. При этом курсы повышения квалификации для работы в системепрофильного обучения в 2007 и 2008 годах прошли только:
33 директора ОУЗ;
28 заместителей директоров;
22 руководителяпредметных методобъединений (кафедр);
20 руководителей районныхметодобъединений;
9 методистов районныхметодических кабинетов (центров);
321 учитель-предметник (изкоторых не все задействованы в обеспечении профильного обучения);
к преподаванию впрофильных классах не привлекаются преподаватели ВУЗов, кандидаты и докторанаук. Так, в 2008/2009 учебном году, преподавание профильных предметовосуществляет только 1 кандидат наук в Кировском районе;
недостаточнорезультативна такая форма профильного обучения, как работа со способными иодаренными учащимися. В 2008 году из 350 призеров III этапа Всеукраинскихученических олимпиад, только 81 (23,1%) – из сельских районов АРК, а из 18призеров IV этапа – 2 (11,1%) (по одному учащемуся школ Белогорского (начальникотдела образования Стегачев Н.В.) и Красногвардейского (начальник отделаобразования Чертков В.А.) районов). При этом среди призеров III этапа олимпиадотсутствуют представители ОУЗ Первомайского района. В III этапе конкурса – защитынаучно-исследовательских работ МАН не принимали участие учащиеся 7 сельскихрегионов автономии (50%), а именно – Джанкойского, Красноперекопского,Ленинского (начальник отдела образования Бендо Н.Н.), Нижнегорского (начальникотдела образования Кульневич В.Н.), Раздольненского, Сакского (начальник отделаобразования Соболев В.Н.), Советского (начальник отдела образования АкуленкоВ.И.). Кроме того, только у 22,2% призеров III этапа Всеукраинских ученическихолимпиад из числа учащихся ОУЗ сельских регионов Автономной Республики Крым,предмет, по которому они стали призерами, совпадает с профилем обучения. Полноесоответствие этих показателей имеет место только в Сакском районе. Показательвыше среднего – в Белогорском (42,8%) и Красногвардейском (44,4%) районах.Полностью отсутствует соответствие среди учащихся-призеров Красноперекопского,Раздольненского, Советского и Черноморского районов (заместитель начальникаотдела образования Педорич Е.В.);
качество контроля заорганизацией профильного обучения со стороны органов управления образованиемтребует координального улучшения. Так, в Красноперекопском районе такойконтроль осуществляется исключительно при проведении аттестационной экспертизыучреждений, т.е. 1 раз в 10 лет.
Результаты проведенногоанкетирования свидетельствуют, что 23% родителей считают, что главной цельюпрофильной школы является подготовка к выбору профессии, а 22% — подготовка кобучению в ВУЗе. В то же время, результаты поступления выпускников 2008 года ввысшие учебные заведения говорят о том, что только у 37,65% из них будущаяспециальность соответствует профилю обучения. Данный факт, на наш взгляд, свидетельствуето:
недостаточной работеадминистраций общеобразовательных учебных заведений, психологических служб повыявлению склонностей учащихся, разъяснительной работе с ними и их родителямипри определении профиля обучения;
невозможности, исходя изматериально-технического, учебно-методического и кадрового обеспечения,удовлетворить в полной мере спрос на те или иные профильные направленияобучения. В этой связи является необоснованным, на что уже указывалось выше,отсутствие должного внимания к решению вопросов организации работы ифункционирования образовательных округов.
Кроме того, сравнениерезультатов анкетирования всех категорий респондентов по вопросувостребованности тех или иных профессий (в их регионе и в Автономной РеспубликеКрым в целом) с данными о распределении учащихся по отдельным профильнымнаправлениям (диаграммы 8, 16) свидетельствует о несовпадении потребностейрынка труда со структурой профильного обучения в разрезе его направлений ипрофилей.
По мнению 84% респондентов,школа лишь частично ориентируется на спрос, существующий на рынке труда приопределении профильных направлений обучения (диаграмма 14), а 64% директоровобщеобразовательных учебных заведений ответили, что лишь иногда взаимодействуютс районными центрами занятости.
Более подробно результатыанкетирования приведены в диаграммах 9-21.
Подводя итогвышесказанному, и давая общую оценку эффективности внедрения различных формпрофильного обучения в общеобразовательных учебных заведениях сельских регионовАвтономной Республики Крым, приведем следующие цифры и факты:
в 2008г. только 50,89%выпускников 11-х профильных классов поступили в высшие учебные заведения I-IVуровней аккредитации, из них, как уже упоминалось, только 37,65% — наспециальности, соответствующие профилю обучения;
только 23% руководителейорганов управления образованием (диаграмма 17), 11,7% руководителейобщеобразовательных учебных заведений, 8,5% учителей-предметников считают, чтоКонцепция профильного обучения в старшей школе реализуется успешно. Среди родителейучащихся 10-х–11-х профильных классов только 31% считает, что содержаниепрофильного обучения вполне соответствует их ожиданиям. Их мнение разделяет всего29,5% учащихся;
сохраняется серьезнаядиспропорция между предложениями рынков труда и образовательных услуг. Так, придостаточно высоком спросе на квалифицированные рабочие кадры (диаграмма 16), в2008/2009 учебном году только в 42 ОУЗ (17% от общего количества) реализуетсяинформационно-технологическое профильное направление, в то время какфилологическое – в 125 (50,8%), общественно-гуманитарное – в 69 (28%)(диаграмма 8). При дефиците педагогических кадров только 4 общеобразовательныхучебных заведения (1,6%) открыли в текущем учебном году психолого-педагогическиеклассы.
Исходя из изложенноговыше, предлагаем:
В 2009 и последующихгодах при проведении мониторингов качества образования в регионах включать врабочий план их проведения вопросы эффективности организации профильногообучения, в т.ч. создания и функционирования образовательных округов.
Руководителям органовуправления образованием:
Принять необходимые мерыи обеспечить завершение в 2010 году перехода старшей школы на профильноеобучение.
До 01.09.2009 г.проанализировать существующую сеть общеобразовательных учебных заведений (вт.ч. нового поколения), привести ее в соответствие с реальными потребностяминаселения в части организации профильного обучения.
В первом полугодии 2009года провести подготовительные мероприятия и обеспечить с 01.09.2009 г.открытие и функционирование образовательных округов. При невозможности созданияобразовательных округов – рассмотреть вопрос организации межшкольного сетевоговзаимодействия.
При формировании сетиклассов на 2009/2010 учебный год рассмотреть вопрос целесообразности открытиямногопрофильных классов.
При формировании рабочихучебных планов на 2009/2010 учебный год обеспечить полное использование часоввариативной части на организацию профильного обучения, соответствие курсов повыбору, спецкурсов выбранным профилям обучения.
До 01.03.2009г. создатьтворческие группы из учителей-предметников для разработки региональныхавторских программ спецкурсов, курсов по выбору.
До 01.06.2009 г.разработать (или пересмотреть существующие) планы совместной деятельности срайонными центрами занятости с целью приведения предложения рынкаобразовательных услуг в соответствие со спросом на рынке труда регионов.
В течение 2009-2010 годовпринять необходимые меры для создания в общеобразовательных учебных заведенияхпредметных учебных кабинетов для организации профильного обучения, укрепления ипополнения их учебно-материальной базы.
До 01.09.2009 г.проанализировать существующую методическую сеть регионов, работу районных ишкольных психологических служб и принять меры для их приведения в соответствиес задачами организации профильного обучения в старшей школе с учетом имеющегосякачественного состава педагогических кадров.
В первом полугодии 2009года рассмотреть на заседаниях коллегий отделов образования состояние работы соспособными и одаренными учащимися, наметить комплекс мероприятий по повышениюее результативности.
При разработке плановработы на 2009 и последующие годы предусматривать в них осуществление контроляза организацией профильного обучения в общеобразовательных учебных заведениях.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вестготы
Реферат Культура Казанского ханства
Реферат Учета расходов на продажу и пути его сосершенствования в ООО КМК
Реферат Концепция принятия управленческого решения в современной литературе
Реферат Аналітична довідка про роботу Держуправління охорони навколишнього природного середовища в Чернігівській області у ІV кварталі 2010 року Дозвільна діяльність
Реферат Обобщённая оценка предприятий и результатов их деятельности в Тюмени и Тюменской области
Реферат Діагностика та хірургічне лікування вродженої непрохідності шлунку у дітей
Реферат «Региональные социогуманитарные исследования. История и современность» Конференция состоится 25-26 января 2011 года. Форма проведения конференции заочная
Реферат Молодежь на рынке труда
Реферат Mark Twain Essay Research Paper If you
Реферат Инструментарий CorelDRAW. Возможности обработки текстов
Реферат Технология деятельности туристского предприятия в процессе создания нового тура Средневековая Чехия
Реферат Проектирование и реализация информационно-поисковой системы с помощью CASE-средства DBDesigner
Реферат Использование ЛЧМ сигналов при построении приемника радиолокационной станции сопровождения
Реферат Уголовное право и судебный процесс в Германии