Реферат по предмету "Педагогика"


Художественно-эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста на примере выполнения декоративного натюрморта

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ
Факультетизобразительного искусства
ВЫПУСКНАЯКВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
Тема: «Художественно-эстетическоевоспитание учащихся младшего школьного возраста на примере выполнениядекоративного натюрморта»
Специальность03. 08. 00. — Изобразительное искусство
Исполнитель:
студентка 5 курса
факультетаизобразительного искусства
Научный руководитель:
Рецензент:
2008

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I.Натюрморт
1.1 Из историинатюрморта
1.2 Натюрморт и егоособенности
Глава II.Декоративный натюрморт
2.1 Понятие о декоративности
2.2 Декоративная живопись
2.3 Колорит
2.4 Цветовая композиция
2.5 Декоративный натюрморт
Глава III.Технология выполнения декоративного натюрморта
3.1 Технология и техника живописи
3.2 Темперная живопись
3.3 Материалы, инструменты, оборудование
3.4 Технология выполнения декоративного натюрморта
Глава IV.Методика выполнения декоративного натюрморта
4.1 Обучение учащихся младшего школьного возраста
4.2 Обучение декоративному рисованию
4.3 Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства
4.4 Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи
4.5 Методические пояснения для проведения урока по теме декоративныйнатюрморт
Заключение
Литература
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
Мы прекрасно знаем, чтоосновные трудовые, профессиональные навыки закладываются в детстве. Именно сдетства мы должны воспитать интерес и любовь к изобразительному искусству.Основным фактором воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся,подготовки молодого человека к активному участию в развитии художественногопотенциала страны является улучшение работы по развитию детскогохудожественного творчества.
Философия, как сказалАристотель, началась с удивления. И чудо искусства рождается от удивления.Практически искусство существует в конкретных разновидностях. Декоративное идекоративно-прикладное искусство передает особенности воспринимаемого мира,используя предметно-вещественные образы. Художественные образы бывают разнымине только благодаря существованию разных видов искусства – особенностихудожественного образа определяются и его жизненным содержанием. В искусствесоздаются образы и людей, и животных, и природы (пейзаж), и предметного мира.
Натюрморт в творчестведетей лет до десяти – одиннадцати не принадлежит к любимым жанрам. Детям еще недостает внимания к жизни вещей, желания через неодушевленные предметырассказать о людях, их обладателях, нет у них представления о художественныхвозможностях и особенностях этого рода живописи. Самостоятельно задуматьнатюрморт, скомпоновать и поставить его без помощи руководителя они, за редкимисключением не могут. Но натюрморт, поставленный педагогом – художником, еслион будет красив и заденет чувства ребят, позволяет им создать интересные работы.В особенности удаются постановки декоративного характера, яркие по цвету,обогащенные узором. Неумение точно воспроизводить натуру компенсируется у детейинтуитивным композиционным чувством, дети легко переделывают отдельные частинатюрморта. Удачны бывают сочиненные постановки, особенно если перед глазамистоят предметы, которые дети свободно компонуют в своих рисунках.
В данной дипломной работерассматривается художественно – эстетическое воспитание детей младшегошкольного возраста на примере выполнения декоративного натюрморта.
Главным критерием привыборе темы дипломной работы явился научный интерес и стремление расширить своипознания в области декоративно — прикладного искусства и педагогики. Данныйвыбор стал результатом размышлений и идей, возникших на основе наблюдений напрактике, изучения теории и истории развития декоративного натюрморта и чтенияпсихолого-педагогической литературы.
Первым этапомдеятельности в процессе работы над дипломом стал поиск соответствующихисточников информации по выбранной теме. Основные источники: книги,учебно-методические пособия и разработки, статьи в сборниках инаучно-методических работах.
После сбора информации потеме диплома я приступила к ее изучению. Важнейшей задачей на этом этапе работыявилось изучение основных понятий, научных и практических проблем по даннойтеме, разных точек зрения на нее, а также анализ, сравнение, группировка,систематизация и обобщение собранных материалов. В результате изучениялитературы было сформировано представление о логике и этапах исследованияданной темы, об основных направлениях, аспектах ее изучения, что в дальнейшемопределило логическую последовательность содержания теоретической частидипломной работы.
Практическая актуальностьмоей работы определяется необходимостью поиска новых знаний для решения художественно-эстетическоговоспитания учащихся младшего школьного возраста.
Цель работы – разработатьметодику художественно – эстетического воспитания на примере выполнениядекоративного натюрморта.
Задачи, конкретизирующиецель работы, подразделяют ее достижение на следующие этапы:
— изучить историю иособенности натюрморта;
— изучить и описатьтехнологию и технику темперной живописи;
— выявить особенностихудожественно – эстетического воспитания детей;
— рассмотреть особенностиобучения детей младшего школьного возраста;
— обобщив ипроанализировав полученные данные, разработать методику художественно –эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста на примередекоративного натюрморта;
— применить на практикеразработанную методику.
Объектом исследования вданной работе является воспитание учащихся средствами изобразительногоискусства, предметом исследования – художественно-эстетическое воспитание напримере декоративного натюрморта.
Теоретическая часть дипломнойработы изложена в пояснительной записке, практическая представлена триптихом,выполненным в технике темперной живописи.
Пояснительная запискавключает в себя следующие разделы:
— титульный лист;
— оглавление;
— введение;
— основная часть (4главы);
— заключение;
— литература;
— приложения.
В первой главе освещаютсяисторические сведения о натюрморте, а также его суть и особенности.
Во второй – сведения одекоративном натюрморте.
В третьей приводитсяперечень необходимых материалов и инструментов, дается описание техникитемперной живописи, а также различные технологии выполнения декоративногонатюрморта применительно к этой технике. Описаны этапы выполнения практическойчасти дипломной работы.
В четвертой представленаметодика художественно – эстетического воспитания на примере выполнениядекоративного натюрморта.

ГЛАВА I. НАТЮРМОРТ
1.1 ИЗ ИСТОРИИ НАТЮРМОРТА
Изображение предметовизвестно в искусстве античности и средних веков (особенно богат жанр китайскойживописи «цветы-птицы»). Но первым собственно натюрмортом в станковой живописипризнается картина венецианца Якопо де Барбари (1504). В 17 веке жанр натюрмортпереживает расцвет: фламандские мастера – Франс Снейдерс с монументальнымразмахом и мощью, Ян Фейт с большей глубиной и тонкостью колорита – запечатлелипышное изобилие даров природы, их красочность и пластичность; испанскиенатюрмортисты Франсиско Сюрбаран, Хуан Санчес Котан предпочли простоту ивеличие композиции из немногих обобщенных предметов; особенно богат голландскийнатюрморт, то скромный по выбору вещей и по колориту (Питер Клаас, ВиллемХеда), то изысканный по тонкой игре цвета и света, по выразительной фактурепредметов (Виллем Калф, Абрам Бейерен), но всегда окутанный воздухом,атмосферой домашнего уюта. Во Франции 18 века Жан Батист Шарден в лаконичных,четко построенных натюрмортах утверждал ценность и достоинство, скрытые вобыденной жизни.
В 19 веке натюрмортприобрел новый смысл, явившись знаменателем для живописцев несколькихпоколений, не удовлетворявшихся ролью натюрморта как украшения интерьеров илиучебной студии. Во Франции Оноре Домье внес острый социальный смысл в жанрнатюрморта; Эдуар Мане придал натюрморту прозрачность, воздушность, ощущениеизменчивой красоты мира; натюрморты Поля Сезанна замечательны монументальностьюи философской значимостью, конструктивностью и синтетичностью художественногоязыка, выражением материальности мира, точной лепкой формы цветом; внатюрмортах Винсента Ван Гога экспрессия мазка, символичность ярких цветовыхпятен делают предельно красноречивыми говорящие, кричащие вещи. В 20 векеоткрылись новые неисчерпаемые возможности натюрморта. Кубисты Пабло Пикассо иЖорж Брак во Франции, В.Е.Татлин и Л.С.Попова в России сделали предмет главнымобъектом художественного эксперимента, рассекая его, раскрывая егомногоаспектность и геометрическую структуру. Художников русских объединений«Голубая роза» (П.В. Кузнецов, М.С.Сарьян) и «Бубновый валет»(П.П.Кончаловский, И.И.Машков, А.В.Куприн, Р.Р.Фальк), таких мастеров, какфранцуз Анри Матисс и итальянец Джорджо Моранди, натюрморт привлекал каквозможность выразить в окружающих предметах свое понимание мира и собственнойличности. В советском искусстве 1930-1950-х гг. натюрморт был отодвинут в тень,но с 1960-х гг. вновь привлек художников возможностью выразить глубоко личноепереживание мира и человеческой жизни (Е.А.Малеина, В.Ф. Стожаров, А.Ю.Никич,Н.И.Кормашов).
1.2 НАТЮРМОРТ И ЕГООСОБЕННОСТИ
Натюрморт (фр. Nature morte–мертвая натура; англ. still life, нем. Stilleben) — жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленныепредметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единуюгруппу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы иплоды, битая дичь, выловленная рыба, входящие в созданный художником контекст.Натюрморт дает разнообразные возможности — от «обманок», иллюзионистическиточно воссоздающих предметный мир, до свободного истолкования вещей и наделенияих сложным символистическим смыслом.
Натюрморт. Кто изхудожников и зрителей не любит этот жанр? Изображение самых обычных вещейспособно вызывать ассоциации, далекие от бытовой их предназначенности, выражатьсложные чувства и тончайшие эмоции.
Работу над натюрмортомК.С.Петров-Водкин определил как одну «из острых бесед живописца с натурой. В немсюжет и психологизм не загораживает определения предмета в пространстве. Каковесть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, — в этом основноетребование натюрморта. И в этом большая познавательная радость, воспринимаемаяот натюрморта зрителем».
Пристально вглядываясь внатуру, Поль Сезанн тщательно выстраивал свои натюрморты, формируя складки натканях, подкладывая мелкие монетки под фрукты и тарелочки, добиваясь нужного ихповорота и ракурса. Дочь выдающегося русского художника Петра Кончаловскоговспоминала, как ее отец несколько дней подбирал предметы, составляя натюрморты.Нередко художник тратил на их установку столько же времени, сколько затем наживопись. Мастер натюрмортного жанра Илья Машков отмечал, что «толковопоставить перед собой натуру – это почти сделать картину». Подготавливаянатюрморт «Снедь московская», он специально заказывал в пекарне необходимыеизделия. Владимир Стожаров, бродя с этюдником по северным краям, выискивал визбах предметы русской старины. То есть процесс создания натюрморта начинаетсяеще до его практического воплощения. Ведь уже в самой постановке предлагаетсяидея композиции – конструктивная схема, колорит, тональность, освещение,группировка предметов. Это отнюдь не исключает впоследствии разнообразных,подчас парадоксально неожиданных компоновочных решений. Причем лаконичностьпостановок зачастую открывает большой простор для творчества.
При организациинатюрморта и в процессе работы над этюдом художник должен, как отмечалВ.А.Фаворский, видеть и «слышать тихую жизнь» предметов постановки — как они«разговаривают» друг с другом, относятся друг к другу, оказывают влияние другна друга, строят глубину, ритмические отношения.
Через натюрморт познаетсяреальный мир во всем его многообразии. В соответствии с нравственно-эстетическимизапросами времени в натюрморте раскрывается представление о красоте мира идуховном богатстве современника, отражается широкий диапазон человеческихчувств, его взаимоотношений с окружающим миром. В жанре натюрморта особенно нагляднопросматриваются пластические и колористические стороны мастерства живописца.
Живопись натюрморта — этоважное средство настройки и проверки глаза художника, его рабочей «живописнойформы». Не случайно многие художники, перед тем как взяться за большие жанровыеили пейзажные картины, пишут натюрморты. «Натюрморт-это скрипичные этюды, — отмечал К.С.Петров-Водкин, — которые я должен делать раньше, чем приступлю кконцерту».
Натюрморт – это неслучайный набор предметов, которые оказались под рукой. Бездумно запечатлеть набумаге или на холсте первые попавшиеся предметы – еще не значит написатьсодержательный натюрморт. Активное авторское отношение к натуре, чувствокрасоты должны проявляться на каждом этапе работы.
Эстетическуювыразительность постановке придает разнообразие предметов по материалу,величине, цвету, тону, фактуре, контрастное сопоставление.
Натюрморт, как правило,имеет небольшие размеры. Он должен побуждать зрителя к внимательномурассматриванию, любованию красотой форм, цвета, материальных качеств предмета.

ГЛАВА II. ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ
2.1 ПОНЯТИЕ ОДЕКОРАТИВНОСТИ
Слова «декоративность»,«декорация» происходят от латинского слова «decoro», что значит «украшать». Сама природа как будтонаделяет свои создания не только полезными свойствами, но и красотой. «Фениксщеголяет красотой оперения, индюк надувает и делает ярким зоб, тигр и леопардпривлекают внимание своей окраской, фазан прихорашивается. В этом ключ колоритатаких существ», — пишет китайский художник Ван Гай.
Декоративность – особоекачество художественной формы, повышающее ее эмоциональную выразительность.Также декоративность можно рассматривать как форму выражения красоты, свойство,глубоко заложенное в эстетическом сознании народа.
Люди издавна стремилисьукрасить свои жилища и храмы, свои вещи, свою внешность – уже за 5 тыс. лет дон.э. в государствах древнего Востока были высоко развиты художественные ремесла.Разные стороны понимания декоративности постоянно проявляются в произведенияхприкладного и народного искусства: тканях, коврах, изразцах, росписи по дереву.В гробницах Месопотамии и Египта находят, например, ювелирные изделиянеобыкновенной красоты и сложности. «Примитивные» африканские племена превзошлидаже модниц 18 века в обилии способов украшения своей внешности.
Не только декоративно –прикладное искусство занимается украшением жизни. Живопись тоже берет на себятакую задачу. Проблема декоративности для живописца состоит в том, что емунельзя потерять содержательности, глубины и чувства связи с природой, но в тожевремя нельзя пренебречь эстетическими требованиями, или, проще говоря, красотойживописи. В системе европейской эстетики нового времени полноценной считаетсятакая живопись, которая синтезирует содержательное и декоративное начало. Еслиже художник слишком приближается к одному из полюсов, он встречает осуждениеколлег и зрителей.
2.2 ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ
Прикладное искусство втечение всей своей истории копило и вбирало, обобщало и шлифовалоорнаментальные законы и композицию. В лучших образцах иконописи мы наблюдаемумение художника пользоваться цветовыми контрастами, ограниченным количествомцвета, создавая подлинные шедевры. Изучение этого опыта не только расширяет иобогащает кругозор художника, но и развивает в нем собственный потенциал творчества.Потому что сила настоящего мастерства заключается в том, чтобы уметьорганически соединять приемы традиционного народного искусства с новымсодержанием, с новыми эстетическими требованиями, уметь расти и развиваться вногу со временем. Умение создать выразительный образ, тонкий вкус, чувстворитма, цветовой гармонии является важным в произведении декоративного плана.
Декоративная живопись,как и другие виды искусства, является формой отражения реального мира иобладает всеми качествами, характеризующими понятие декоративности. Это иповышенная цветовая гармония, тональное и контрастное решение, плоскостьизображения, орнаментальность, условность решения темы и ограниченность вподборе цветов, то есть все то, что неизменно присутствует в народном искусстве.
Живописный цветпринадлежит не только миру изображения, но и самой картине – вещи, находящиесявместе с ним, в нашем пространстве. Картина не только показывает ирассказывает, она украшает наши комнаты. Украшает, кроме всего прочего,нарядностью и богатством своего колорита. Декоративную – «украшательскую» — задачу вполне сознательно может ставить и решать живописец.
Для этого обычноподчеркивает в картине не ее сюжетную, повествовательную сторону, непространство с его глубиной, не материальную объемность вещей, а саму плоскостькартины: бегущие по ней узоры четко выделенных контуров, красивые контрастыкрасок. Цвет чаще всего ложится на такую поверхность ковром, ровным и плотнымслоем без светотени и без воздушных расплывов. Обычно он сохраняет определеннуюсвязь с цветом изображенных предметов и одежд, с красками природы. но все-такиэто уже не реальный предметный цвет, а декоративный – условный и плоскостный,усиленный и измененный для того, чтобы сделать наиболее нарядной, орнаментальнокрасивой саму живописную поверхность.
Развитие образногомышления, цветовая культура, смелость композиционных решений – все эти качестванеобходимы будущему художнику. Занятия декоративной живописью помогут емуглубже понять и тоньше почувствовать всю глубину и красоту русского народногоискусства.
2.3 КОЛОРИТ
Фундаментом в моей работеявляется цвет, не один, а несколько, их сочетания. Неотъемлемой частьюкомпозиции в декоративной работе является колорит.
Колорит в живописипредставляет собой определенное сочетание цветов, гармонизирующих между собой иобладающих единством. В более узком, профессиональном смысле под колоритомпонимают красоту цветовых сочетаний, а также богатство цветовых оттенков. Взависимости от преобладания в нем цветовой гаммы он может быть холодным,теплым, светлым, серебристым, голубоватым и т.п. Колорит воздействует начувства зрителя, создает настроение в картине и служит важным средствомобразной и психологической характеристики.
Выбирая цвета длядекоративного изделия, определяется настроение и характер передаваемойатмосферы. Нужно совершенно осознанно выбрать цвета и краски для работы идобиться с их помощью определенных результатов согласно поставленной цели.
Чтобы это получилосьименно так, как хочется, пригодятся несколько советов по поводу выбора цветовойпалитры деятелей науки и культуры разных времен, физиологов, психологов, атакже представления людей различных вероисповеданий об ассоциациях и символикецвета.
Зеленый – это свежесть.Для любителей природы совершенно очевидно, что свежая зелень привносит в дом,особенно в холодное время года. Поэтому зеленый цвет почти всегдаприветствуется, так как наряду с излучением свежести он обладает еще однимпрекрасным свойством – подчеркивает красоту других цветов, особеннодополнительного красного.
Одноцветная, но разная потону, зеленая композиция тоже может передать ощущение свежести. Работа будетказаться «зеленым чудом».
В средневековом христианствезеленый ассоциировался с триумфом жизни, надеждой на воскресение, духовнымпосвящением в тайну, знаком воды и крещения, а в сочетании с золотистым икрасным — с раем.
В древнерусской иконописизеленый цвет был символом юности и цветения.
Серый – цветблагородства. Для некоторых слово серый ассоциируется в первую очередь не сцветом, а с состоянием – тусклым, беспросветно-холодным, пасмурным. Однако всезависит от того, что мы можем выразить этим цветом. В средневековомхристианстве серый – это смирение, победа духа над телом. Серый – нейтральныйцвет, его можно комбинировать как с теплыми, так и холодными тонами.
Белый цвет, как и серый,может выражать самые различные настроения. По Кандинскому – это рождение, попредставлениям людей Древнего мира – это посвященность божеству, святость,чистота, невинность, божественный свет. Белый цвет смотрится совершеннопо-разному, в зависимости от того, с каким цветом его комбинируют. Он можетвыглядеть холодно и просто, но одновременно благородно и элегантно. Оченьнарядно будет смотреться работа, где белый цвет скомбинирован с пастельнымитонами и множеством серебра.
Желтый цвет – свет ирадость. С желтым цветом у нас ассоциируются солнечный свет, веселье, жизненнаясила и радостная суета. И это действительно так, ибо предвестниками летаявляются желтые весенние цветы: нарциссы, тюльпаны, примулы. Желтый цвет сопровождаетнас в течение всего года: поздним летом мы любуемся огромными цветамиподсолнечника, осенью листвой деревьев, а в конце зимы – букетами мимоз.
В Древнем Китае желтыйцвет был символом императора, счастья, в средневековой Европе – цветом отверженныхи изгоев, а в древнерусской иконописи золото передавало божественный свет.
Красный цвет – это теплоогня. Красный наиболее сильный излучающий свет и самый импульсивный из всехцветов. Светящийся красный одновременно передает тепло и наряженность. Не напраснокрасные розы являются символом романтики, страсти и красоты. Красный цветвсегда будет доминировать и бросаться в глаза. Именно поэтому он может статьслегка навязчивым. Рекомендуют быть осторожными с красным цветом. Чувственностьи тепло красный цвет будет излучать в сочетании с блеклыми розовыми оттенками,ощущение от тепла огня подчеркнут серый и зеленый цвета.
Синий передает ощущениесолидности. От самого светлого и нежного сизо-голубого до насыщенного цветастали – такова палитра синих тонов, которую вы можете выбрать. Синий цвет можетбыть холодным, напоминающим о темноте ночи и теней, а иногда очень живым ивдохновляюще-творческим. Синий прекрасно смотрится в комбинации с другимицветами. Гармония его оттенков будет создавать атмосферу солидности.
Контрастная комбинациясинего с белым подкупает чистотой своих красок и жизненностью. Более близкие поцвету варианты зеленого и синего цвета, напротив могут образовать болеестильное изделие.
Пастельные тона – нежнаяэлегантность. Нежные и приглушенные оттенки розового, сиреневого, кремового ицвета шампанского противоположны светящимся первичным цветам. Но, несмотря насвою нежность, они не являются блеклыми и неприметными. В сочетании с белымцветом они создают совершенно особенный налет элегантности. Эти мягкиеконтрасты излучают нежную и спокойную ауру.
Приняв во вниманиесоветы, можно решить – сделать ли работу тон в тон, либо создать контрастную,будоражащую композицию.
Приступая кколористическому решению произведения, необходимо также учитывать, что каждыйцвет в произведении существует не изолированно. Он действует на зрителяодновременно с цветами, его окружающими.
Явление изменениясветлоты цвета в зависимости от светлоты окружающего его фона носит названиесветлотного контраста.
Более сложные измененияпроисходят с цветами при хроматическом (цветовом) контрасте. Хроматическийконтраст – это кажущееся изменение цветового тона или насыщенности цвета взависимости от окружающих его других цветов. Хроматический контраст ярчевыражается при соприкосновении дополнительных или близких к ним цветов, причемон усиливается при уменьшении насыщенности этих цветов.
Иногда появляетсянеобходимость в выделении и подчеркивании какого-либо цвета в общей спокойной исдержанной гамме, включении в композицию цветового «огонька». В этом случаенеобходимо расположить его на фоне дополнительного цвета. Тогда по законуодновременного хроматического контраста он будет казаться ярким и насыщенным.
Выбор основной гаммы иподчинение общего колористического решения этой гамме позволяет осмысленноподходить к вопросу цветового решения произведения. Недостаточно распределитьцвета по плоскости. Нужно научиться управлять возможностями, которые даюткраски. Колористически гармонично решенная работа подобна музыкальному произведению,в котором явно слышится основная мелодия на фоне музыкального сопровождения, незаглушающего эту мелодию, а только подчеркивающего и обогащающего ее.
2.4 ЦВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Если отвлечься отсодержания произведения искусства (картины, скульптуры), то можно сказать, чтодля нашего зрения оно представляет собой некоторую совокупность (систему)цветовых пятен – на плоскости, объемном теле или в пространстве. Расположениеэтих пятен, их цветовые характеристики и размеры подчиняются определенной закономерностии логике, связанной с содержанием и назначением вещи. Вот это и называетсяцветовой композицией. Чтобы завершить определение цветовой композиции, нужнодобавить, что она непременно содержит то или иное эстетическое качество илипроизводит эстетическое впечатление, задуманное художником.
Теперь можносформулировать определение цветовой композиции кратко и достаточно близко ксути: цветовой композицией называют совокупность цветовых пятен (на плоскости,объемной фигуре или в пространстве), организованную по какой-либозакономерности и рассчитанную на эстетическое впечатление.
Понятие цветовойкомпозиции более формально и узкопрофессионально, чем понятие колорита. Историяи современная практика искусства показывают, что существует сравнительнонемного типов цветовой композиции, среди которых можно выделить четыре основныхтипа и две-три разновидности.
Первый тип – монохромия.
В композиции доминируетодин цветовой тон или несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенкиосновного. Монохромия встречается в искусстве всех времен и народов. При помощикомпозиции этого типа достигаются разнообразные и сильные эффекты:
1. Классическая простотаи ясность художественного языка. (Древнегреческая живопись, краснофигурные ичернофигурные вазы, живопись барокко и реализма XVII в.).
2. Сильно направленное копределенной цели воздействие (русские иконы «Владимирская Божья матерь», «Спас нерукотворный», «Архангел Михаил», картины Рембрандта и др. на библейскиесюжеты).
3. Сосредоточенность навнутреннем мире человека (средневековая живопись Китая и Японии,«метафизическая» живопись XXвека – Д. Моранди, А. Васнецов, И. Маркевич).
4. Старость, угасаниежизненных сил, трагизм (поздний Тициан, Тинторетто, Ф. Хальс).
5. Простота,доходчивость, броскость (геральдика – знамена, гербы, знаки отличия, изделиямассовой культуры, реклама).
Второй тип – полярнаяцветовая композиция.
Доминантой служит параконтрастирующих цветов, противоположных (полярных) в цветовом круге. Эти цветамогут быть дополнительными, контрастными или близкими к ним. Полярнуюкомпозицию могут составить только два цвета, например красный и зелено-голубой;желтый и синий; красный и синий и т.д. Эти цвета могут быть также взяты соттенками, т.е. каждый цвет может быть развернут в монохромный ряд или группу.Кроме того, в полярной композиции, как и во всякой другой, могут участвоватьахроматические цвета. У полярной композиции свои «функции» и задачи. Чаще всегоона применяется в следующих случаях:
1. Для выявленияантиномий (противопоставлений), например фигура и фон; большое и малое; верх иниз; добро и зло и т.д. Сама природа «выявляет» красные и фиолетовые цветы нафоне зеленых листьев и травы, черные глаза и брови на светлом лице, онаокрашивает небо в синий, а землю — в желтый цвет.
2. Для достижения эффектадекоративности, основанного на физиологической потребности глаза в«уравновешивании» впечатлений. Красота полярных сопоставлений была замечена ещев глубокой древности. В Египте фараоны носили украшения из золота и лазурита, вМесопотамии облицовывали стены глазурованным кирпичом с сине-желтыми росписями.В критских дворцах украшают стены пурпурно-зелеными и оранжево-голубымифресками. С тех пор контрастные сопоставления возводятся в непреложный законгармонии и декоративности.
3. С конца XIX в. и позже полярная цветоваякомпозиция используется для передачи световых эффектов. При этом свет и теньокрашиваются в контрастные или дополнительные цвета (А. Матисс, М. Вламинк, Л.Кирхнер, Р. Дюфи, М. Аветисян, М. Сарьян).
4. Сочетание желтого ссиним или оранжевого с голубым (малой насыщенности) может выражать состояниепокоя, неподвижности, умиротворенности и даже беспроблемности. Поэтому таклюбил эту гамму П. Кузнецов и так часто ею пользуются дети.
5. Если полярные цветанасыщены и приведены к гармонии, то такая композиция используется дляизображения конфликтности, напряженности, драматизма или трагизма (живописьэкспрессионистов, сюрреалистов).
Третий тип – трехцветнаякомпозиция.
Основу трехцветнойкомпозиции могут составлять: триада основных цветов (красный, зеленый, синий),триада основных красок (красный, желтый, синий), а также любые три цвета привершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг.
Трехцветие – самыйсложный тип цветовой композиции. Он занимает промежуточное положение междулаконичными первым и вторым типами и изобильным четвертым типом, его труднеегармонизировать, привести к равновесию и к единству гаммы. Если два цветатриады стоят в круге дальше, чем на 120 градусов, то они тяготеют к полярности;и третий цвет оказывается как бы «лишним», его хочется вообще убрать. Некоторыетриады, хотя и построены правильно, т.е. в оптической смеси дают серый, все жепроизводят впечатление чего-то грубого, неклассичного, например триадажелто-оранжевый – голубой – фиолетово-пурпурный. Для восприятия зрителемтрехцветие труднее, чем другие типы композиции. В нем как бы заключена сложнаямысль, которую не всегда можно выразить словами. Поэтому трехцветие мы видим вискусстве древности и средневековья, проникнутом религиозными идеями. Частороль желтых и оранжевых членов триады выполняло золото.
В живописи Возрождениятрехцветные сочетания встречаются очень часто, но они обычно сосредоточены наодной фигуре или на группе фигур и служат как бы акцентом в композиции.
Четвертый тип – многоцветие.
Многоцветием называюттакую цветовую композицию, в которой доминируют четыре и больше хроматическихцвета. Обычно в многоцветии используют две пары, или четыре основныххроматических цвета: красный, желтый, зеленый, синий, а также их оттенки.
Помимо этих основных четырехтипов цветовой композиции можно выделить еще два производных, поскольку оничасто встречаются в живописи, прикладной графике и других жанрах искусства.
А. Многоцветие со сдвигомк одному цветовому тону.
Такая цветовая композицияпредставляет собой как бы синтез монохромии и многоцветия. Она встречаетсяглавным образом в пейзажной живописи, когда художник стремиться передатьсолнечное или лунное освещение.
Б. Ахроматическаяцветовая композиция.
Такая композиция можетсостоять из белого и черного, а также всех промежуточных серых тонов. В неевключаться небольшие по площади акценты хроматических цветов. Природа создаламного образцов бело-черно-серых гамм: зимний пейзаж, заснеженные вершины гор,дождь и туман, мех животных, оперение птиц и т.д.

2.5 ДЕКОРАТИВНЫЙНАТЮРМОРТ
декоративностьнатюрморт обучение учащийся
Декоративный натюрморт,как и декоративная живопись в целом – это творческий переход от натуры крешению композиции и воплощению ее в различных материалах. В работе над декоративнымнатюрмортом можно научиться средствами цвета, ритма объединять разные предметы,видеть не только отдельную вещь на изолированном фоне, а предметы в ихвзаимосвязи.
Декоративный натюрморт –это путь к смелому решению колористических задач. Для создания наиболеевыразительного образа можно придумать своеобразную тему в натюрморте. Это можетбыть город, театр, спорт или что-то другое, волнующее художника.
Существует несколькоспособов решения декоративного натюрморта:
1. Плоскостное,когда происходит обобщение воздушной и линейной перспективы.
2. Локальное решениецвета, обобщение цвета и тона.
3. Конструктивное,когда в любой форме необходимо увидеть прежде всего структуру,формообразование.
4. Орнаментальное,когда предмет превращается в деталь орнамента, кружево.
5. Образное, когдапроисходит переработка реалистического изображения в образ.
При выполнениидекоративного натюрморта можно отталкиваться от натурного варианта постановки,стилизуя предметный мир, связывая его форму не с собственно локальнымпредметным цветом, а соподчиняя с правилами построения колорита. Не обязательноследовать академическим канонам живописи. В поле зрения остаются конструктивноеначало, расшифровка формы, а затем применяются законы цветоведения.

ГЛАВА III. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГОНАТЮРМОРТА
3.1 ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИКАЖИВОПИСИ
Технология художественныхматериалов изучает способы приготовления, а также свойства и качества красок,разбавителей, кистей, основ под живопись, грунтов, подрамников. К технологииможно отнести также покрытие живописного произведения лаком или другимисоставами.
Техника – этосовокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которыхвыполняется художественное произведение. Понятие техники охватывает такжевопросы наиболее рационального и планомерного использования художественныхвозможностей материалов в передаче вещественности предметов, в лепке имоделировке формы, пространственных отношений и т.д. Таким образом, техникаявляется одним из важнейших элементов системы выразительных средств живописи.
Знание техники иматериалов живописи, их специфических особенностей помогает художникам наиболееполно реализовывать свой творческий замысел, создавать произведения на высокомхудожественно-эстетическом уровне.
Недостаточное внимание, анередко пренебрежительное отношение к вопросам технологии, к профессиональнойкультуре владения живописными средствами снижает качество подготовки будущиххудожников-педагогов, приводит к нерациональному расходованию материалов ивремени. С первых шагов изучения живописи необходимо развить в себе чувствопрофессиональной ответственности за свой труд, быть требовательным к выборухудожественных материалов, соблюдению всего комплекса правил и приемовживописи.
Освоение технологии итехники живописи должно опираться на глубокое изучение и использованиетворческого опыта мастеров живописи, лучших произведений классического исовременного искусства. Следует возрождать испытанные временем старые методыживописи, использовать их в практике сегодняшнего дня и, если необходимо,совершенствовать их на основе достижений современных знаний и опыта в этойобласти.
Особое внимание следуетобращать на причины преждевременного старения и разрушения картин, на возможныепути и средства предупреждения этого.
3.2 ТЕМПЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ
Под словом tempera (от латинского temperare – соединять) издавна подразумеваливсякое связующее вещество, применяемое для приготовления красок. Темперныминазывают краски, приготовленные на эмульсионных связующих веществах. Каждый видэмульсии состоит из трех элементов: воды, эмульгирующего вещества (разные видыклея) и эмульгируемого вещества (масло).
К эмульгирующим веществамотносятся казеин, белок и желток яйца, гуммиарабик, декстрин, мыло. Растворклея, механически смешиваясь с частицами масла, образует эмульсию. При такоммеханическом смешении воды и масла последнее находится во взвешенном состояниии раздроблено на мельчайшие шарики, обволакиваемые раствором клея. Входя всостав связующего вещества, масло делает краски эластичными и неспособными крастрескиванию.
По сравнению с маслянымикрасками темперные быстро высыхают, так что по просохшему слою можно уже черезнесколько часов писать повторно. Темпера превосходит масляную живопись и попрочности, стойкости к различным внешним влияниям.
В живописи темпернымикрасками варианты общей композиции удобно искать в предварительных небольшихнабросках, добиваясь выразительности расположения объектов в том или иномформате листа, ясности тональной и цветовой задачи.
Живопись начинают стонкослойных прокладок крупных участков этюда. Если в акварели рекомендуетсяработу вести от светлых тонов к темным, то в темпере нужно одновременно вполную силу тона намечать и темные места изображения. Соблюдая принцип «отобщего к частному», от крупных форм переходят к выявлению нужных деталей, неупуская цельности больших цветовых масс.
Как и в маслянойживописи, в темпере следует меньше употреблять белил при написании теневыхучастков формы, добиваясь тем самым звучности и активности цвета.
Темперная живописьпозволяет применять разнообразные приемы, включая технику письма по сырому,многослойную живопись, живопись раздельными мазками, как пастозно, так итонкими, почти прозрачными слоями.
В краткосрочных этюдахтемперой цветовые отношения нужно брать сразу во всю силу, для чего используюттехнику alla prima, решая форму в один прием без расчета на дальнейшуюпрописку. Темпера позволяет путем больших покрытий решать в начальной стадиикрупные цветовые массы, организуя колорит всей картины.
Если перед художникомстоит задача передать тонкие тональные переходы, уместно применить письмо посырому, используя при этом мягкие соединения смежных тонов. Такой способрекомендуется также при передаче теневых участков натуры, которые отличаютсяобобщенностью, отсутствием резких границ формы. Работу лучше вести без белил.
Письмо с помощьюпастозного, разделенного мазка рекомендуется при передаче освещенных мест там,где имеются довольно контрастные тональные отношения, где требуется передатьчеткие границы формы, выявить материал предмета. При этом надо стараться незабивать фактуру холста.
Положенный на холст мазокдолжен убедительно передавать натуру, но не быть самоцелью. У начинающегоживописца иногда появляется соблазн работать «красивым» мазком, без учетахарактера изображаемых форм и требуемого решения этюда.
Натюрморты, выполняемыетемперой, обычно отличаются декоративностью как в цветовом решении, так и втехнике письма. Объясняется это тем, что темпера позволяет быстро и широкораскрывать в цвете большие участки холста, лаконично, хотя и несколько условнопередавать теневые и освещенные места предметов, крупные складки драпировки,обобщенно решать фон и т.д.
3.3 МАТЕРИАЛЫ,ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ
Успешность в работетемперой, как и в любой другой технике, будет во многом зависеть от наличиянеобходимых принадлежностей, используемых в профессиональной живописи.
Кисти для темпернойживописи нужно иметь колонковые, беличьи и щетинные. Очень хороши в работеплоские колонковые кисти. После работы темперой кисти нужно хорошо промыть втеплой воде с мылом.
 В качестве палитры втемперной живописи применяются стекло, плоские эмалированные или пластмассовыелотки. Центральная часть служит для смешивания красок. Растворителем втемперной живописи служит вода, ее можно налить в банку, которую укрепляют напалитре или располагают рядом.
Окончив работу,необходимо тщательно очистить палитру от оставшейся краски, смывая ее губкойили тряпкой.
В качестве основания подтемперу используют фанеру, картон, как обычный, так и покрытый холстом,плотную, натянутую на планшет бумагу, загрунтованный холст. Холст может бытьполотняный, хлопчатобумажный, пеньковый, его натягивают на деревянный подрамники затем грунтуют.
Работу, написаннуютемперой, можно покрыть лаком, тогда все изображение приобретет насыщенностьцвета и прозрачности, т.е. приблизится к масляной живописи, но тогда во многомтеряется своеобразие темперы, матовость и бархатистость ее красочного слоя.
3.4 ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА
Работу над дипломной работойя начала с композиционных поисков для будущего декоративного натюрморта.Делаются небольшие предварительные наброски реалистичных натюрмортов. Затемделим каждую крупную форму на мелкие, следующий шаг – определение темных исветлых участков. Необходимо сделать рисунок светлых, средних и темных тоновдля привлечения взгляда зрителя внутрь, наружу и вокруг композиции. Послевыбора наиболее удачного композиционного положения переходим к разработкам вцвете, здесь нужно организовать ритм, противопоставляя светлые тона темным исредним. При работе над набросками ставились следующие задачи: преобразитьреальность, постараться увидеть предметы с разных точек зрения, показать их «вовремени и пространстве». Выделить главное и соподчинить с ним второстепенное.Использовать цвет, прежде всего как средство эмоционального воздействия,способное передать «настроение» натюрморта при ограниченной цветовой палитре.Реализовать цветовое пространство.
Окончательноопределившись с эскизами, отобрав наиболее интересные из них, переходим квыполнению картона. Для этого переносим изображение на бумагу, увеличив его внесколько раз и выполняем в тоне, используя уголь. Затем делаем форэскиз.Следующим этапом в работе становится перевод изображения с картона, при помощикопировальной бумаги на предварительно натянутый на подрамник и загрунтованныйхолст. Переходим к выполнению работы, используя темперные краски. Живописьначинаем с тонкослойных прокладок крупных участков холста, одновременно вполную силу тона намечая темные и светлые места. Темперные краски быстровысыхают, поэтому уже через несколько часов приступаем к дальнейшей, болеедетальной прописке. После окончательной прописки, уточнения контуров работыоформляются в рамы одного цвета, чтобы триптих выглядел более цельно.

ГЛАВА IV. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГОНАТЮРМОРТА
4.1 ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯМЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Прошло дошкольноедетство. Как-то незаметно, будто внезапно, возник перед ребенком трудныйперевал, за которым – школа, новый распорядок всей жизни, новая ответственностьи обязанности, новые связи и взаимоотношения с людьми. На детском рисунке всеэто не может не сказаться.
Может возникнуть вопрос:нельзя ли помочь ребенку устранить все старые его представления о рисунке и темрасчистить дорогу новому пониманию задач и способов рисования?
Можно, но не так как этоделают руководители, которые учат детей рисовать, не считаясь с прошлым опытомдетей, с их представлениями.
Ссылаются на другиедисциплины обучения, например, на родной язык, где азбуку изучают раньше, чемучат писать сочинения. Такие педагоги не хотят считаться с тем, какую рольиграет рисование в изучении ребенком окружающего его мира, в эстетическомосвоении его, в развитии самого ребенка. Психологи считают, что всякаяспособность развивается только в процессе той деятельности, которая без нее неможет осуществляться. Поэтому нельзя сначала развить способность, а потомиспользовать ее. А что же такое рисование «от простого к сложному», как непопытка развить способности отдельно, раньше чем ребенку будет позволенорисовать то, что ему необходимо? Эти задания лишены эмоционального ипознавательного смысла. «с психологической стороны бессмысленно предполагать,что можно сначала развить музыкальный слух, а затем приступить к егоиспользованию для целей эмоционального насыщенного восприятия музыки. Этосуждение справедливо и для рисования.
Может быть можно сочетать«строгое» обучение с творческой свободой детей в работах по впечатлению, всочинении рисунков? Но нет. Засушивающие требования рисования «по правилам» неуживаются с творчеством по детскому разумению. Педагоги, придерживающиесятакого мнения, не хотят знать, что изобразительное творчество на каждом этапе –обширный и сложный комплекс. Он вмещает все, что привлекает внимание ребенка, чтовызывается потребностями его развития. Нельзя, не искажая нормального путиразвития ребенка, исключить из этого комплекса хоть какую-нибудь его часть. Аздесь исключается все творчество из детского рисования, каким оно естественновозникает в жизни ребенка.
Детей нужно учить. Безэтого развитие творческих сил невозможно. Но учить в той последовательности,которую подсказывают потребности ребенка. Нельзя лишать детей того, чтоявляется для них инструментом познания и эстетического освоения мира.
4.2 ОБУЧЕНИЕДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ
Произведениядекоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическимисвойствами и имею непосредственное практическое назначение в быту, труде илиспециально предназначены для украшения жилищ, архитектурных сооружений,площадей, парков и т.д.
Художественныепроизведения народных мастеров, оформлявших быт, отражают своеобразие,свойственное тому или иному народу. В произведениях народного искусства ярко инепосредственно выражались мысли и чувства народа, особенности его быта,природы, среди которой жил и трудился народ. Поэтому произведения народныхумельцев отличаются особенной непосредственностью и художественной цельностью.
В общеобразовательнойшколе с основами декоративно-прикладного искусства дети знакомятся на урокахдекоративного рисования. Декоративное рисование в I-III классахосновано на декоративной переработке (стилизации) форм и цвета объектоврастительного и животного мира и составления из них узоров, орнаментов. Какправило, декоративные работы представляют собой обобщение формы и цвета,изображаемых с натуры объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.п. кдекоративному рисованию относится и творческое составление праздничныхоткрыток, эскизов елочных игрушек, карнавальных костюмов.
В первом полугодиеучащиеся в I классе выполняют декоративныерисунки с образца. Со второй половины I класса все декоративные работы творчески составляются самими детьми.Особое внимание школьников обращается на умелое, выразительное использованиеритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесие форм и цвета вдекоративных работах. В IIIклассе учащиеся должны понимать тесную, неразрывную связь декоративногооформления предмета и его практического назначения, должны самостоятельноотличать удачное, выразительное решение декоративного украшения вещи отнеудачного.
Понимание ритма,гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета,полученного учащимися на занятиях изобразительным искусством и прежде всего науроках декоративного рисования, находит затем применение в различных работах науроках трудового обучения: в аппликациях, плетениях, лепке, изготовленииигрушек, вышивке и т.п. многие из этих изделий можно сделать по предварительнымэскизам, рисункам, выполненным на уроках декоративного и тематическогорисования, а некоторые из них, уже готовые, желательно украсить орнаментомтакже на уроках декоративного рисования.
Ознакомление детей спроизведениями декоративно-прикладного искусства осуществляется непосредственнона уроках декоративного рисования в тесной, органической связи с содержаниемконкретного учебного задания, а не выделяется в специальные уроки-беседы одекоративно-прикладном искусстве. Это позволяет ученикам более глубоко понятьсвязь декоративного украшения вещи с ее практическим назначением, глубжеосмыслить особенности декоративного узора, орнамента и в конечном итогеспособствует более яркому, выразительному выполнению собственного рисунка.
4.3 ЭСТЕТИЧЕСКОЕВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Важная роль изобразительногоискусства в эстетическом воспитании младших школьников объясняется самойспецификой изобразительного искусства, художественного творчества. Во – первых,художественное изображение (а таким изображением и является фактически любойрисунок и любая живописная работа) отражает эстетическое содержаниеизображаемого объекта, заключающееся в пропорциональности строения формы,соответствии всех частей объекта друг другу, изящности очертаний, гибкости ихконтуров, гармонии цветовых оттенков поверхности и т. п. Во – вторых,выразительные средства художественного языка – композиция, рисунок, живопись,светотень, колорит и т. д. – пронизаны по сути эстетическим содержанием иявляются изобразительно-выразительными средствами передачи действительности в художественномтворчестве ребенка. И, наконец, процесс изображения, как правило, вызывает уребенка восхищение красотой предмета, восторг перед своим рисунком, радостьвозможности посредством карандаша, кисти и красок передать свое отношение, своичувства другим людям.
Все это и определяетширокие возможности в развитии у детей практически на каждом урокеизобразительного искусства эстетического восприятия, эстетического вкуса,эстетических чувств и познавательно-творческой активности.
При этом учитель долженпостоянно помнить, что эстетическое воспитание школьников средствамиизобразительного искусства осуществляется в процессе самых разнообразныхзанятий на уроке, во внеклассной и во внешкольной работе. Это беседы обизобразительном искусстве, тематическое и декоративное рисование, рисование снатуры, занятия в кружке, посещение музеев, выставок, мастерских художников,доклады, вечера по изобразительному искусству, встречи с художниками и т. п.Однако ведущее положение занимают уроки, а основными видами занятий являютсябеседы об искусстве, декоративное и тематическое рисование, рисование с натуры.
Имея много общего ипрежде всего яркую выраженность эстетического содержания, данные виды работ поизобразительному искусству имеют и свои отличительные особенности. Так, если вовремя бесед об изобразительном искусстве младшие школьники усваиваютэлементарные теоретические знания по искусствознанию, учатся анализироватьидейное содержание и художественную форму произведений искусства, то привыполнении рисунка на тему, с натуры, декоративной работы учащиеся на практикедемонстрируют уровень понимания усвоенных основ знаний, уровень формированияумений и навыков, самостоятельность, инициативу, творческий подход к решениюпрактической изобразительной задачи. Вместе с тем рисование на темы существенноотличается от рисования с натуры и декоративного рисования. Эти отличияопределяются как психологическими механизмами, участвующими в процессеконкретного вида рисования ( например, в процессе тематического рисования доминирующаяроль принадлежит творческому воображению, зрительной памяти; в процессерисования с натуры – наблюдению, активному анализу и синтезу объектаизображения и рисунка), так и непосредственно педагогическими задачами в каждомконкретном случае. В зависимости от этого эстетическое воспитание, формированиемировоззрения у школьников в процессе бесед об искусстве, рисования с натуры,на темы, декоративного рисования будет иметь отличительные особенности.
Одним из приемов,способствующих эффективности эстетического воспитания младших школьниковсредствами изобразительного искусства, является наблюдение красоты природы ипоследующее воспроизведение детских впечатлений, наблюдений в рисунках.
О важности воспитания удетей любви к природе, к ее красоте говорил В. А. Сухомлинский. Обобщая свойопыт воспитания школьников в Павлышской средней школе, он писал: «Мы учимдетей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не толькопотому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увиделглубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари,багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю внебесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нитидождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчикподснежника – увидел и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись иты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота».
4.4 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ИХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗИ
Трактовка сущности ивзаимосвязей эстетического и художественного воспитания является принципиальнымвопросом, как для теории, так и для практики воспитания.
Эстетическое воспитание –целенаправленный процесс формирования способностей и потребностей человекаэстетически воспринимать, переживать и оценивать окружающую действительность ипреобразовывать ее по законам эстетического совершенства.
Эстетическое воспитаниеможно также рассматривать как совершенствование эстетической культуры личности.Обращение к понятию «эстетическая культура личности» дает возможность болееполно раскрыть и осмыслить содержание, задачи и цели этого процесса. Впонимании эстетической культуры личности мы исходим из системной модели. Еесодержание составляют такие элементы, как:
— эстетические знания,взгляды и убеждения
— эстетическая реакция наобъект
— эстетический вкус
— эстетический идеал
— эстетическая мотивация(потребности, интересы, установки)
— эстетическаядеятельность
Из всего вышеизложенного вытекает,что задачами эстетического воспитания являются:
· освоение основэстетической теории и приобретение знаний в смежных с эстетикой областях (вискусствознании, теории дизайна), овладение специальным понятийным аппаратом;выработка на основе знаний и практики общения с эстетическими ценностямиэстетических убеждений;
· формированиеэмоционально – чувственной сферы психики, развитие способности эстетическиреагировать на произведения искусства и окружающую действительность, понимать иэстетически переживать увиденное и услышанное;
· формированиеэстетического вкуса и идеала как способности оценивать эстетические ценности наоснове представлений об эстетическом совершенстве;
· выработкапринципов, установок, потребностей и интересов в общении с миром эстетическихценностей;
· воспитаниепотребности и развитие способности к эстетизации – вносить во все сферыдеятельности гармонию.
Выделенные компонентыпредставляют собой не совокупность определенных факторов, а системноеобразование, внутри которого существуют сложные взаимосвязи и взаимоотношения,что придает ему качественную определенность, целостность, которую именуютэстетической культурой личности.
Эстетическое воспитаниене представляет собой изолированную, отдельную от других область воспитательнойдеятельности. Оно не может существовать само по себе, как «чистое» эстетическоевоспитание, обособленное от других форм воспитания. Эстетическое воспитаниевыступает одним из аспектов, одной из сторон других направлений воспитания –воспитания нравственного, художественного и др. При этом оно обладаетуникальным свойством – потенциально способно составить синтез с любымвоспитательным процессом, придавая ему эмоциональную окрашенность.
Переходя к сущностихудожественного воспитания и его взаимосвязи с воспитанием эстетическим,следует отметить, что содержание художественного воспитания может трактоватьсяв узком и широком значении. В узком понимании художественное воспитание естьформирование способности понимать и ценить искусство, а также воспитание потребностиобщения с художественными ценностями. При расширительном толковании в сферухудожественного воспитания входит и обучение художественному творчеству.
Процесс художественноговоспитания включает в себя, прежде всего художественное образование. Сущностьпоследнего состоит в освоении художественного наследия. Художественноеобразование предполагает как усвоение искусствоведческих знаний, так и освоениеэстетической теории.
Каждый вид искусства«говорит» с воспринимающим на своем языке. Следовательно, обучение пониманиютого или иного вида искусства предполагает постижение его художественногоязыка, освоение той системы художественно-выразительных средств, которуюиспользует тот или иной вид искусства для воплощения художественной идеи иобщения с публикой. В искусстве цвет превращается в художественный цвет, линия– в художественную линию, т. е. получают особое художественно-смысловоезначение.
Важной и необходимойчастью художественного воспитания является практика общения с художественнымиценностями. В результате слияния теории и практики непосредственного общения спроизведениями искусства вырабатывается художественный вкус, формируетсяхудожественный идеал, художественные потребности и интересы в общении сискусством.
Что касается обученияхудожественному творчеству, которое включает в себя художественное воспитаниепри его расширительной трактовке, то следует заметить, что основнымисоставляющими художественного творчества являются специальные способности (какпредпосылка) и мастерство. Если последнее формируется в процессе обучения, тооснову способностей составляют врожденные задатки, которые развиваются вспособности в результате определенной деятельности.
Между художественным иэстетическим воспитанием существует диалектическая взаимосвязь: эти воспитательныепроцессы пересекаются в сфере искусства. Эстетическое воспитание в областиискусства преследует цель формирования способности эстетически переживатьизображенное в художественном произведении и давать ему эстетическую оценку.Эстетическое начало в общении с искусством крайне необходимо, посколькухудожественная информация, в отличие от информации научной, должна не толькопониматься, но и эстетически переживаться.
4.5 МЕТОДИЧЕСКИЕПОЯСНЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ТЕМЕ ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ
Для проведения урока, потеме соответствующей дипломной работе, я обратилась к программеизобразительного искусства Б.М. Неменского. Предлагаемая программа построенатак, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства сжизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей,живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений иизучения окружающей действительности является важным условием успешногоосвоения детьми программного материала. Стремление к отражениюдействительности, своего отношения к ней должно служить источникомсамостоятельных творческих поисков учащихся.
Художественнаядеятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:изображение на плоскости и в форме (рисование с натуры, по памяти, попредставлению), декоративная и конструктивная работа; восприятие явленийдействительности и произведений искусства (слайдов, репродукций); обсуждениеработ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работына уроках; изучение художественного наследия.
Программа подчеркиваетважность увлеченности учителей и школьников искусством для формирования уучащихся познавательного интереса к нему и стремления к его самостоятельномуизучению. Эстетические потребности детей должны сознательно развиватьсяпедагогом на каждом занятии.
Одна из ведущих задач –творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитиеего воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям даетсявозможность для простора фантазии, поощряется отход от шаблона, привнесение вкаждую работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить ихтворческую энергию.
План – конспект урока
Тема: декоративныйнатюрморт
Вид занятий: работа снатуры и по воображению
Цель урока: декоративноерешение натюрморта
Задачи
Учебные: научитьдекоративному решению натюрморта
Развивающие: развитиеабстрактного мышления, воображения, фантазии, самостоятельной творческойдеятельности
Воспитательные: художественно– эстетическое воспитание
Материалы: гуашь, кисти,бумага
Зрительный ряд:репродукции натюрмортов с ярко выраженным настроением ( К. Петров – Водкин,П.Кончаловский, М. Сарьян, А. Матисс).
Важно, чтобы припросмотре примеров живописных натюрмортов ребята увидели мир в изображениихудожника радостным и торжественным, нежным и певучем и даже мрачным итоскливым. Если дети поймут, что натюрморт говорит о жизни людей разных времени народов, поймут, что даже рисуя неодушевленные предметы, можно многоевыразить, то воспитательные задачи урока будут достигнуты.
Ход урока
Итак, рассмотримдекоративное решение натюрморта. Ставим натюрморт, драпировки и предметыкоторого без орнамента и декора, у каждого конкретный, локальный цвет.Благодаря этому мы сможем наиболее точно определить тональные и цветовыеотношения в работе. Основным является характер, силуэт предметов, их ритм,пропорции цветовых пятен, колорит.
Выполнять работу будемгуашью, можно также использовать темперу. Именно эти краски обладают хорошейкроющей способностью.
1 этап. Выбор наиболееинтересного положения. Для этого необходимо сделать несколько набросков в тонеи цвете. Тоновые наброски можно делать любым мягким материалом или гуашью,используя два цвета: черный и белый или коричневый и белый.
2 этап. Когда найденонаиболее выразительное положение, переходим к построению и композиции в листе.На этом этапе происходят поиски декоративного решения, композиции, ритма,силуэта.
Надо помнить, чтодекоративное изображение на плоскости не имеет третьего измерения. Пространствомнимо, условно. При построении натюрморта карандашом можно не использоватьзаконов перспективного изображения. Важно добиться равновесия в листе, принеобходимости можно «двигаться» предметы в поисках наиболее удачной композиции.
Изображение рисуется безперспективы, плоскостно. В построении каждого предмета необходимо увидетьсилуэт.
Главное – ритмическиорганизовать плоскость листа, следить за тем, чтобы правая и левая части былиравномерно заполнены.
3 этап. Определениеглавенствующего акцента, один — два насыщенных цвета. Для этого нужно решить,какой один цвет или два контрастных преобладают в постановке, являются наиболеевыразительными и привлекают к себе наибольшее внимание.
На этом этапе важнознать, что в соседстве с темным цветом максимально усиливается интенсивностьярких и светлых цветов, находящихся рядом. Подобранные художником цветовыесочетания в живописной работе должны составлять выразительный аккорд,вызывающий отклик в душе зрителя.
4 этап. Детальнаяпроработка предметов натюрморта и их силуэта. Здесь происходит основное решениев тоне и цвете. Главное – сохранить впечатление цельности, свежести и неувлечься излишней детализацией.
Основным на этом этапеявляется законченность, когда не хочется ничего убавить, ни прибавить. Убедительностьдекоративного решения темы, когда не возникает желания «подвинуть» тот или инойпредмет, усилить или приглушить какой-то цвет, когда все максимальногармонирует друг с другом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы надзаданием поставленные цели и задачи были достигнуты. Изучены история иособенности натюрморта; изучена и описана технология и техника темпернойживописи; выявлены особенности художественно – эстетического воспитанияучащихся младшего школьного возраста; рассмотрены особенности обучения учащихсямладшего школьного возраста.
 Обобщив и проанализировавполученные данные, была разработана методика художественно – эстетическоговоспитания учащихся младшего школьного возраста на примере выполнениядекоративного натюрморта, т.е. цель дипломной работы была достигнута.Разработанная методика была применена на практике. На планшетах представленыдетские работы, выполненные по этой методике.
Мне представиласьвозможность выполнить творческую работу в технике декоративного натюрморта,которая как нельзя лучше помогла выразить замысел и передать настроение. Тезнания, умения и навыки, которые были приобретены в процессе работы,несомненно, пригодятся в дальнейшем. Осознавая, что существует много других неменее интересных видов и способов решения декоративного натюрморта, полагаю,что их изучение позволит сделать дальнейшую работу еще более содержательной иинтересной.

ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Н.Н. Цветв живописи – М.: Искусство, 1984, 320с., ил.
2. Миронова Л.Н.Цвет в изобразительном искусстве: пособие для учителей, 3-е издание – Минск:Беларусь, 2005, 151с., ил.
3. Зайцев А.С. Наукао цвете и живопись – М.: Искусство, 1986, 158с., ил.
4. Кирцер Ю.М. Рисуноки живопись: учебное пособие, 4-е издание, стереотип. – М.: Высшая школа; Издательскийцентр «Академия», 2001, 272с.
5. Яшухин А.П.Живопись – Издательство «Агар», 1999, 232с.
6. Киплик Д.И.Техника живописи – М.: СВАРОГ и К, 2000, 503с.
7. Герчук Ю.Я. Языки смысл изобразительного искусства – М.: РИО Мособлупрполиграфиздат, 1994,175с.
8. Левин С. Ваш ребенокрисует – М.: Советский художник, 1979, 270с.
9. Унковский А.А.Живопись. Вопросы колорита – М.: Просвещение, 1980, 128с., ил.
10.  Хосе М.Паррамон. Как писать натюрморт – М.: Арт – Родник, 2000, 112с.
11.  Сарьян М.Живопись, акварели, рисунки, иллюстрации, театрально – декорационное искусство– Ленинград: Аврора, 1987.
12.  Кузин В.С.Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 кл.: пособие дляучителей, 2-е издание – М.: Просвещение, 1983, 191с.
13.  Неменский Б.М.Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями.Изобразительное искусство 1 – 7 кл. – М.: Просвещение, 1988, 138с.
14.  Искусство иобразование №2 (20) 02.
15.  Искусство иобразование №5 (43) 06.
16.  Искусство иобразование №3 (21) 02.
17.  Искусство иобразование №4 (22) 02.
18.  Искусство иобразование №1 (19) 02.
19.  Юный художник№9, 2007.
20.  Художественнаяшкола №5, 2007.
21.  Художественныйсовет №3, 2006.
22.  Художественныйсовет №4 (32), 2003.
23.  Художественныйсовет №2 (24), 2002.
24.  Художественныйсовет №2 (54), 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.