Реферат по предмету "Экономика"


Малый бизнес: характерные черты и проблемы становления в России

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«БАШКИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
НефтекамскийфилиалЭкономико-математическийфакультетКафедра экономической теории ианализа

курсовая работа
по экономике организаций (предприятий)
на тему «Малый бизнес: характерные черты и проблемы становления в России»

Нефтекамск 2009

Содержание
 
Введение
Глава 1. Малый бизнес
1.1 Сущность, роль и значение малогобизнеса
1.2 Критерии отнесения предприятий кмалому бизнесу
Глава 2. Развитие малогопредпринимательства в России
2.1 Этапы становления малогопредпринимательства
2.2 Проблемы развития малогопредпринимательства
Глава 3. Системный анализэкономического потенциала субъектов малого предпринимательства
Заключение
Список литературы

Введение
В настоящеевремя в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и мелкиепредприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном исемейном труде.
Размерыпредприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, отдействия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокойкапиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которыхне требуются предприятия больших масштабов; напротив, именно малые оказываютсядля них более предпочтительными.
Длясовременной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабампроизводств — крупных, средних и малых.
С однойстороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса являетсяконцентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большимиматериальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, наиболее квалифицированнымикадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки,которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другойстороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднегопредпринимательства, особенно в тех сферах, где не требуется значительныхкапиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников.Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, атакже в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказаниемуслуг.
Эффективноефункционирование малых предприятий определяется рядом их преимуществ посравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление кзапросам потребителей; производство продукции малыми партиями, что невыгоднокрупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и др. Развитие мелкого исреднего предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровленияэкономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительныерабочие места, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малогобизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортногопотенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Особоеместо в современной экономике России принадлежит малому предпринимательству иопределению его экономического потенциала. Развитие малого бизнеса способствуетпостепенному созданию значительного слоя мелких собственников, которыйстановится основой социально-экономических преобразований. Малоепредпринимательство является одной из форм организации экономической жизниобщества со своими характерными особенностями, преимуществами и недостатками,закономерностями развития. Одним из основных недостатков, способствующихторможению развития и сокращению числа малых предприятий, являетсяигнорирование роли, значения и оценки экономического потенциала.
Цельюданной работы является изучение экономического потенциала субъекта малогопредпринимательства как системы взаимосвязанных факторов, влияющих на егоустойчивость в условиях рыночной экономики.
Задачи:
— изучить теоретические основы малого бизнеса;
— изучить критерии отнесения предприятии к малому бизнесу;
— рассмотреть проблемы становления малого бизнеса в России.

Глава 1. Малый бизнес
1.1  Сущность, роль и значение малого бизнеса
Термин«бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело,деятельность, занятие.
Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественнуюответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получениеприбыли или экономической выгоды в иной форме.
В одномиз современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуетсяследующим образом: «Малое предприятие — небольшое предприятие любой формысобственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников изанимающее крайне небольшую долю, в общем, по стране, региону в объемедеятельности, являющейся профильной для предприятия».
Вбольшинстве определений подчеркивается, что бизнес — деятельность частных лиц иорганизаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной формесобственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственногомалого бизнеса.
К маломупредприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности,которая по своим критериям, установленным государством, относится к маломубизнесу.
Предпринимателибез образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.
Экономикалюбого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетаниякрупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономическогоразвития ведущих стран мира.
Роль изначение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взглядавторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической,научно-технической, социальной, политической.
Сэкономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощьютаких показателей, как:
— долявалового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
— долянационального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
— долямелких предприятий в общем количестве коммерческих, предприятий;
— долятрудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
— долямалого бизнеса в экспорте продукции;
— доляналогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
— доляосновного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
— доляотдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем, ихобъеме и др.
Сувеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малогобизнеса в экономике страны.
Развитиев России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силуследующих обстоятельств:
— мелкийбизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворятьпотребности населения в товарах и услугах;
— длясоздания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок ихсооружения;
— развитиемелкого бизнеса — это одно из действенных направлений антимонопольной политикии обеспечения конкурентной среды;
— мелкиепредприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложныеуправленческие структуры;
— мелкиефирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новуютехнологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства,достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
— развитиемелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблемубезработицы;
— сразвитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелкихсобственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведенииэлементарного порядка в стране;
— малыйбизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью ивосприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;
— всовременных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малогобизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественноми качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъеманациональной экономики.
Социальнаязначимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развитиямалого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
— сниженияуровня безработицы;
— болееполное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;
— улучшениекачества обслуживания;
— болеевысокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы,своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средствосамовыражения;
— формированиесреднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышенияжизненного уровня граждан;
— формированиемногочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степенизаинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
— снижениезабастовок и социальной напряженности в обществе. [3]

1.2 Критерииотнесения предприятий к малому бизнесу
Разработкаи применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большоенаучное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственностьгосударственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериевзависит, какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случаеизменяются соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величинагосударственной поддержки развития малого предпринимательства; величинаналоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.
Вэкономической литературе отсутствуют научные принципы разработки критериев дляотнесения предприятий к малому бизнесу. На наш взгляд, при их разработкенеобходимо придерживаться таких принципов, как:
— объективность;
— дифференциациявеличины критериев в зависимости от специфики и отраслевой принадлежностипредприятия;
— простотав понимании и использовании;
— минимизацияколичества критериев (их не должно быть больше трех);
— стабильностькритериев.
Напервоначальном этапе становления малого бизнеса в России основным критерием дляотнесения предприятий к малым являлась численность работающих, котораяпериодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлениемПравительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малогопредпринимательства» от 11.05.93 № 446 к малым предприятиям были отнесеныпредприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностьюработающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности истроительстве — до 200; в науке и научном обслуживании — до 100; в другихотраслях производственной сферы — до 50; в отраслях непроизводственной сферы,розничной торговле и общественном питании — до 15 человек. [8]
В Российской Федерации всоответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого исреднего предпринимательства в Российской Федерации» лимитируются доля участиядругих лиц, численность работников и выручка организации. К субъектам малогопредпринимательства относятся коммерческие организации (за исключениемгосударственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительскиекооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские)хозяйства, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
— доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований,иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительныхи иных фондов не должна превышать 25%;
— доля участия других юридических лиц, не являющихся субъектамималого и среднего предпринимательства, в капитале малого или среднегопредприятия не должна превышать 25 %;
— средняя численностьзанятых за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, адля «микропредприятий», выделенных в составе категории малых предприятий, недолжна превышать 15 человек;
— предельные выручки отреализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС длякаждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
— микропредприятия — 60 млн.руб.;
— малые предприятия — 400млн. руб.;
— средние предприятия — 1000 млн. руб.
Категория субъекта малогоили среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим позначению условием — численности работников либо размера выручки от реализациипроизведенных товаров либо оказанных услуг. Категория субъекта малого илисреднего предпринимательства изменяется только в случае, если численностьработников ил и размер выручки держатся выше или ниже пределы 1ых значений в течениедвух календарных лет, следующих один за другим.[9]

Глава 2. Развитиемалого предпринимательства в России
 
2.1 Этапы становлениямалого предпринимательства
 
Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельностьмалых предприятий в стране, в хронологической последовательно, можно выделитьследующие основные этапы развития малого предпринимательства.
Таблица 2.1 — Развитие малого предпринимательства в России
Нормативный
 акт
Дата
принятия Основное содержание
Последствия применения
в экономике 1. «Положение об организации деятельности малых предприятий» (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР)
6 июня
1988г. Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода. Началось создание в различных отраслях промышленности и регионах страны малых предприятий. 2. Закон СССР «О кооперации в СССР»
26августа
1988г. Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов) Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы 3.Закон СССР «О предприятии в СССР»
4 июня
1990г. Объявлено о равенстве организационно – правовых форм предприятий основанных на любой форме собственности Рост предприятий различных форм собственности 4. Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий»
8 июля
1990г. Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий. утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы по малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др. Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетании 5. Постановление Советов Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий»
18июня
1991г. Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России. Развитие малого бизнеса в стране 6. Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организацией»
27декабря
1991г. Определены дополнительные льготы для малых предприятий. Усилена государственная поддержка малого бизнеса. 7.Постановление Совета Министров – Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ»
11 мая
1993г. Указано, что государственная поддержка малого предпринимательства – одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого бизнеса. Эффективность работы малых предприятий. 8.Федеральные и региональные программы поддержки малого бизнеса.
1994г.-
настоящее
время Намечены всесторонние меры по развитию малого предпринимательства в стране Создание условий для дальнейшего развития малого бизнеса. 9.Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»
12 мая
1995г. Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки развития малого бизнеса Развитие и повышение эффективности деятельности малых предприятий 10.Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса.»
8декабря
1995г. Предусмотрена замена совокупности и установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций Дальнейшее развитие малого бизнеса в стране
11. Федеральные законы: «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
«О лицензировании отдельных видов деятельности»; «О государственной регистрации юридических лиц»
8августа
2001г. Пересмотрены подходы к контролю за деятельностью предприятий, сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена процедура лицензирования, упрощены условия регистрации юр. лиц. Устраняются административные барьеры, препятствующие предпринимательской деятельности и ли ограничивающие ее
Законодательство о малом предпринимательстве должно регулироватьобщие вопросы деятельности малых предприятии независимо от их организационно-правовойформы. Сюда входят критерии определения малых и средних предприятий, вопросыгосударственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие,соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательстваотнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участияРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных ирелигиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля,принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектамималого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численностьков за отчетный период не превышает следующих уровней:
Промышленность, строительство, транспорт -100
Сельское хозяйство, научно-техническая сфера -60
Оптовая торговля -50
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения -30
Остальные отрасли и другие виды деятельности -50
Под субъектами малого предпринимательства понимаются так жефизические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица.
Содержание учредительных документов малых предприятий рядособенностей. В 80-90 случаях из 100 создается малое предприятие, основанное начастной или смешанной (частной и государственной) форме собственности.
В начале 1990-х годов малые предприятия образовывались чащевсего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991г.малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченнойответственностью. За первую половину 1991г. многие коллективы реорганизовалисьв малые предприятия, основанные на частной долевой собственности. Режевстречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объясняется сложностьюи дороговизной аренды нежилых помещений.
В ряде случаевучредителями малых предприятий становятся местные власти (иногда совместно с другимипредприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлениинежилых помещений на условиях аренды.
В настоящее время вопросразвития сети малых предприятий как один из важнейших включен в программудемонополизации хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так иинициативное разукрупнение монопольных производств:
— выделениесамостоятельных производственно – хозяйственных блоков;
— выделение малых исредних коллективов из состава крупных предприятий;
— создание небольшихдочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
Таким образом, малыепредприятия можно образовать, во – первых, выделением структурных единиц изсостава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений и,во – вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условияхперехода к рынку и создание рыночной инфраструктуры оптимален.
Малые предприятия могутучреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативнымипредприятиями, частными лицами, а также организациями других формсобственности.
Развитие любой формыпредпринимательства зависит в основном от двух условий: внутреннейэкономической обстановки в стране в целом и в ее регионах и способностиконкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своиххозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитиемалой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиямхозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителяпредприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.[2]
2.2 Проблемы развитиямалого предпринимательства
 
Проблема дальнейшегоразвития малого предпринимательства в России остается в основном теми же, чтобыли отмечены еще в материалах первого Всероссийского съезда представителеймалых предприятий. Важнейшие из них:
— недостаточностьначального капитала и собственных оборотных средств;
— трудности с получениембанковских кредитов;
— усиление давлениякриминальных структур;
— нехваткаквалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
— сложности с получениемпомещений и крайне высокая арендная плата;
— ограниченныевозможности получения лизинговых услуг;
— отсутствие должнойсоциальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малыхпредприятий и др.
Малые предприятия вРоссии в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема– недостаточная ресурсная база – как материально – техническая, так ифинансовая. Практически речь идет о создании широкого сектора национальногохозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас всколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало иотсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, живущей«от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, достаточногодля начало собственного дела. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, чтопредельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может.Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны, к тому жекрайне трудно реализуемы при постоянной инфляции.
Положение едва ли можетсерьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов кделу в общественной поддержке малого бизнеса. На существенный рост имеющихсядля этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, вближайшее время, нет оснований рассчитывать.
Следующая проблема — законодательная база, на которую сейчас может опираться малоепредпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многихсущественных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовыхдокументов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданскийкодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных имуниципальных предприятий в РСФСР», « О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках» ряда указов Президента РФ),однако трудность заключается в том, что, во-первых, нет сводной единойзаконодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий;во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко неполностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счетебудет убедительно решена тогда, когда удастся избавится от правого нигилизма.Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных меррегулирования малого бизнеса.
В настоящее время малоепредпринимательство находится в условиях, которые весьма отделены от тех, чтодолжны быть присущи рыночным отношениям.
Отсутствуетсистема проведения глубокого анализадеятельности малых предприятий. Нетнадлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность потем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготамипо налогообложению.
Материально-техническоеобеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме инесвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малыхпредприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малыхпредприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительныходноразовых финансовых затрат.
Еще однаважная проблема — кадры. Часто говорят, что предпринимателем надородиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, стем, что прирожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужнообществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний.
Непростаяпроблема связана и с социальной защитойпредпринимательскойдеятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределенияобщественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения вусловиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной.Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, апо отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.
Общеизвестно,что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структурыпотребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первойнеобходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. Тоже касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагалоопределенное накопление, то после первого этапа реформ было вынуждено работатьв подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительнымпроизводственным циклом, разумеется, и наукоемкую стало даже не то чтонеэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурныеизменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и невстретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству,то само его существование окажется под вопросом. [7]

Глава3. Системный анализ экономического потенциала субъектов малогопредпринимательства
Всовременной научной литературе экономический потенциал предприятиярассматривается: в широком смысле — как способность достигать поставленныецели, используя имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы', а вузком смысле: экономический потенциал фирмы — это возможности фирмыосуществлять в будущем производство товаров и услуг, получать доходы и прибыль,т.е. экономический потенциал — это система элементов, усиливающих позициюпредприятия на рынке в будущем. В соответствии с этим большинствоисследователей выделяют такие составляющие экономического потенциала, какимущество и финансы. Однако в связи с увеличением числа предприятий и усилениемконкуренткой борьбы необходимо более подробно изучить элементы экономическоюпотенциала малого предприятия и способы их анализа. Проанализируем системусложившихся элементов экономического потенциала субъекта малого предпринимательстваи разработаем более детальную методику для его оценки. [1]
Дляформального описания экономического потенциала предпринимательской деятельностииспользуется бухгалтерская отчетность, представляющая собой финансовую модельфирмы и описывающая имущественный и финансовый потенциал конкретногоэкономического субъекта. В этом случае выделяются две стороны экономическогопотенциала: имущественная и финансовая.
Первымпоказателем экономического потенциала предприятия является имущественныйпотенциал фирмы, представленный как совокупность целесообразноструктурированных ресурсов, информационно представлен активом баланса.Количественно он характеризуется величиной, составом и состоянием активов,которыми владеет или распоряжается или которые контролирует фирма. Имущественныйпотенциал как характеристика генерирующих способностей фирмы изменяется стечением времени за счет различных факторов. В целом имущественный потенциалпредставляет собой совокупность средств, находящихся под контролем предприятияи предназначенных для достижения основных целей, поставленных перед ним егособственниками. [5]
Несомненно,имущественный потенциал является необходимым условием существования предприятиямалого предприятия, он также нуждается в системной оценке, выраженной следующимипоказателями (табл. 3.1).
Таблица3.1 — Система показателей, характеризующих имущественный потенциал предприятия

п/п Показатели имущественного потенциала Алгоритм расчета показателей имущественного потенциала 1 Рim1- доля стоимости чистых активов в общем объеме совокупных активов
/> 2 Рim2 – доля основных средств в общем объеме совокупных активов
/> 3 Рim3 – доля активной части основных средств
/> 4 Рim4 – коэффициент годности основных средств
/>
Интегрированиелокальных показателей оценки имущественного потенциала экономического субъектаобеспечивает индекс имущественного потенциала, расчет которого произведен сиспользованием следующего алгоритма:

/> (1)
где xi — компоненты, формирующие имущественный потенциал (Рim1, Рim2, Рim3, Рim4).
Финансовоесостояние малого предприятия в значительной степени зависит от целесообразностии правильности вложения финансовых ресурсов в активы. Таким образом, вторымпоказателем экономического потенциала субъекта малого предпринимательстваявляется финансовый потенциал.
Финансовыйпотенциал предприятия как характеристика состояния и возможностей фирмы вфинансовом обеспечении и поддержании целевого и имущественного потенциала игенерировании приемлемой доходности информационно представлен пассивом баланса,активными статьями расчетов и отчетом о прибылях и убытках. Количественногоэтот элемент экономического потенциала характеризуется: показателямиликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, внутрифирменнойэффективности, прибыльности, рентабельности и инвестиционной привлекательности.В соответствии с этим следующие показатели могут быть положены в основуинтегрированной оценки финансового потенциала предприятия (табл.3.2). [4]
Таблица3.2 — Система показателей, характеризующих финансовый потенциал предприятия

п/п Показатели финансового потенциала Алгоритм расчета показателей финансового потенциала 1 Рf1 – коэффициент абсолютной ликвидности
/> 2 Рf2 – коэффициент текущей ликвидности
/> 3 Рf3 – коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
/> 4 Рf4 – коэффициент автономии
/> 5 Рf5 – рентабельность собственного капитала
/>
Индексфинансового потенциала субъекта малого предпринимательства рассчитываетсяследующим образом:
/> (2)
где xi — компоненты, формирующие финансовый потенциал (Рf1, Рf2, Рf3,Рf4, Рf5).
Понятно,что описанные выше стороны экономического потенциала предприятия взаимосвязаны- нерациональная структура имущества, его некачественный состав могут привестик ухудшению финансового положения и наоборот. Так, изношенность оборудования,несвоевременная его замена могут повлечь за собой срывы в выполнениипроизводственной программы. Неоправданное омертвление средств впроизводственных запасах, дебиторской задолженности может сказаться насвоевременности текущих платежей, а неоправданный рост заемных средств привестик необходимости сократить имущество коммерческой организации для расчетов скредиторами.
Имущественныйи финансовый потенциал — это два основных элемента в структуре экономическогопотенциала. Как правило, большинство исследователей считают, что этогодостаточно для оценки экономического потенциала в целом. Однако не стоитзабывать о том, что в систему элементов экономического потенциала должнывходить такие, как (недостаточно полно раскрытые в большей части экономическойлитературы): инновационный потенциал, кадровый потенциал, а также коммерческийпотенциал экономического субъекта. Далее будет представлены характеристики иметодики оценки перечисленных показателей, входящих в структуру экономическогопотенциала. Кроме того, выведем интегральную величину экономического потенциаласубъекта малого предпринимательства.
Одной изважнейших функций малого предпринимательства является его склонность кинновациям и способность быстро апробировать новые идеи с минимальнымизатратами. Данное обстоятельство и предопределило выбор такого показателя вструктуре экономического потенциала, как инновационный потенциал.
Поданным Госкомстата, около 9% предприятий занимаются инновациями в течениекаждого года в период 1999-2001 гг. В 2005г. в России было 2708инновационно-активных организаций. Опрос, проведенный Госкомстатом Россиисовместно с Институтом экономики переходного периода6, показал, чтоболее чем 40% предприятий занимались инновационной деятельностью в этот период,и среди таких предприятий увеличивается число субъектов малогопредпринимательства.
Чашевсего инновационная деятельность сводится к простому приобретениютехнологического оборудования и технологий (62% предприятий — новаторов ввыборке Госкомстата7 приобретают новое оборудование — основной видинноваций; 33 % предприятий занимаются НИОКР, т.е. проводят исследования иразрабатывают новые продукты), а значит, не ведется работа по ихусовершенствованию и модернизации. В результате технический уровень предприятийконсервируется на более низком уровне по сравнению с техническим уровнемпредприятий развитых стран.
Теоретическиеосновы формирования инновационного потенциала взаимосвязаны с эффективностьюрыночных методов хозяйствования. При этом экономические категории, отражающиеинновационную деятельность, в отечественной научной литературе небыли четкосформулированы.
Предлагаетсяследующая система показателей, характеризующая инновационный потенциалпредприятия (табл. 3.3).
Таблица3.3 — Система показателей, характеризующих инновационную деятельностьпредприятия

п/п Показатели инновационного потенциала Характеристика показателей инновационного потенциала 1 Рin1 – коэффициент автоматизации производства
/>
(АЛ- автоматизированные линии) 2 Рin2 – коэффициент автоматизации труда
/>
(РО – ручные операции) 3 Рin3 – уровень автоматизации производства
/>
(АО – автоматизированное оборудование, НО – неавтоматизированное оборудование) 4 Рin4 – техническая вооруженность труда
/>
Индексинновационного потенциала субъекта малого предпринимательства рассчитываетсяследующим образом:
/> (3)
где хi — компоненты, формирующиеинновационный потенциал (Рin1, Рin2, Рin3, Рin4).
Инновациисамым существенным образом влияют на экономические и социальные процессы,происходящие внутри организации, однако механизм этого влияния в научнойлитературе исследован недостаточно.
Условномалые предприятия можно разделить на две группы: первая — активно используетдостижения НТП в своей деятельности, вторая — не уделяет должного вниманияинновациям, отсюда инновационный потенциал этих двух групп будет существенноотличаться.
Следующимэлементом в системе экономического потенциала является кадровый потенциал. Внастоящее время дополнительные преимущества получает тот субъект малогопредпринимательства, который в немногочисленной структуре персонала имеетбольшую долю квалифицированных кадров. При оценке эффективности кадровогопотенциала большое значение имеет показатель рентабельности
персонала,который определяется как отношение прибыли к среднегодовой численностиперсонала. В экономической литературе отражена взаимосвязь данного показателя суровнем производительности труда следующим образом:
/>
где Rp — рентабельность персонала;
П — прибыль от реализации продукции;
ППП — среднесписочная численность производственного персонала;
В — выручка от реализации продукции;
ВП — стоимость выпуска продукции в действующих ценах;
Rоб — рентабельность оборота;
Дрпреализованной продукции в общем объеме выпуска товарной продукции;
ГВ — среднегодовая выработка продукции одним работником в текущих ценах. [6]
Однакорентабельность персонала лишь частично раскрывает сущность кадровогопотенциала, поэтому нами предлагается более детальное исследование егоэлементов посредством выделения следующих показателей (табл. 3.4).
Таблица3.4 — Система показателей, характеризующих кадровый потенциал предприятия

п/п Показатели кадрового потенциала Характеристика показателей кадрового потенциала 1 Рk1 – доля затрат на обучение персонала и повышение квалификации
/>
(ПКП – повышение квалификации персонала) 2 Рk2 – доля новых сотрудников
/> 3 Рk3 – текучесть ведущих специалистов
/> 4 Рk4 – доля прибыли до налогообложения на одного сотрудника
/>
Интегрированиелокальных показателей опенки кадрового потенциала субъекта малогопредпринимательства обеспечивает индекс кадрового потенциала субъекта малогопредпринимательства, расчет которого произведен с использованием следующегоалгоритма:
/> (4)
где хi — компоненты, формирующие кадровыйпотенциал (Рk1, Рk2, Рk3, Рk4).
Заключительным элементом, предложенным нами дляхарактеристики экономического потенциала субъекта малого предпринимательства,будет являться коммерческий потенциал.
Сущность этого показателя заключается в характеристикестепени активности предприятия в условиях конкурентной борьбы, то есть«способность предприятия к выживанию». К показателям коммерческого потенциаласледует отнести (табл. 3.5).
Таблица 3.5 — Система показателей, характеризующих коммерческийпотенциал предприятия№ п/п Показатели коммерческого потенциала Характеристика показателей коммерческого потенциала 1 Рkom1 – рентабельность собственного капитала
/> 2 Рkom2 – реинвестирование
/> 3 Рkom3 – рост собственного капитала
/>
Показатели, характеризующие коммерческий потенциалпредприятия, могут рассматриваться как по отдельности, так и в совокупности.Так, например, коэффициент реинвестирования отражает политику предприятия пораспределению прибыли. Чем выше этот коэффициент, тем выше экономический росткомпании. Коэффициент роста собственного капитала показывает рост собственногокапитала относительно его значения на начало отчетного периода.
В целом индекс коммерческого потенциала субъекта малогопредпринимательства рассчитывается следующим образом:

/> (5)
где хi — компоненты, формирующие коммерческийпотенциал (Рkom1, Рkom2, Рkom3).
Итак, представленная системная характеристика экономическогопотенциала субъекта малого предпринимательства включает в себя следующиеподсистемы: имущественный потенциал, финансовый потенциал, инновационныйпотенциал, кадровый потенциал, информационный потенциал и коммерческийпотенциал. Данные показатели могут быть проанализированы по отдельности, но дляобобщенного представления субъекта в структуре региональной или национальнойэкономики необходимо агрегировать локальные показатели, используя следующийалгоритм:
/> (6)
Таким образом, используя данную методику, можно оценитьэкономический потенциал любого хозяйственного субъекта различных сфер деятельности,но относящихся к группе малых предпринимательских структур. Кроме того,представляется возможным сравнивать и анализировать величину экономическогопотенциала малого предприятия в различные периоды времени. [10]

Заключение
 
Темакурсовой работы является актуальной, так как в настоящее время развитию малогобизнеса уделяется значительное внимание на всех уровнях власти.
Подводяитог, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемойчастью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость ивысокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом сектореэкономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.
Эти и другие преимуществамалого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальнойэкономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитиюмалого бизнеса.
Вкурсовой работе предложено ввести в систему экономического потенциаладополнительные подсистемы: инновационный, кадровый и коммерческий потенциал.Представлены характеристики и методики оценки перечисленных показателей, атакже выведена интегральная величина экономического потенциала субъекта малогопредпринимательства. Представленная методика является основой для дальнейшейоценки эффективности использования капитала а малом бизнесе.
Итак, следует отметить,что огромное значение при определении величины экономического потенциала имеетучет множества подсистем, входящих в его состав. Сегодня экономическийпотенциал предприятия рассматривается преимущественно как общностьимущественного и финансового капитала, однако данную категорию необходиморассматривать как совокупность имущественных, финансовых, инновационных,кадровых, информационных и коммерческих возможностей экономического субъекта,способствующих достижению цели и обеспечивающих запас устойчивости в кризисныхситуациях.

Список литературы
 
1. Бердникова Т.Б Анализ идиагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М,20007.
2. Горфенкель В.Я., Поляк Г.Б.,Швандар В.А. Предпринимательство: учебник для вузов.- 4-е изд., перераб. и доп.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008,-735 с.
3. Горфенкель В.Я., Швандар В.А.Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 670 с.
4. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализфинансового состояния предприятия. М., 2000.
5. Ковалев В.В. Основы теориифинансового менеджмента. М.: Изд-во Проспект, 2008.
6. Савицкая Г.В. Экономическийанализ. М.: Новое знание, 2004.
7. Сергеев И.В. Экономика организации(предприятия): Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы истатистика, 2006. — 576 с.
8. Сергеев И.В., Веретенникова И.И.Экономика организаций (предприятий): учеб.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ТКВелби, 20007. — 560 с.
9. «Анализ особенностей развитиямалого предпринимательства на современном этапе». Экономический анализ: теорияи практика. Журнал. № 4(133) – 2009г. Стр. 66-71.
10. «Системный анализ экономическогопотенциала субъектов малого предпринимательства». Экономический анализ: теорияи практика. Журнал. № 18(147) -2009г. Стр. 64-69.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.