Реферат по предмету "Экономика"


Малое предпринимательство РБ

ВВЕДЕНИЕ
Белорусскоегосударство, провозгласив равноправие всех форм собственности, принялозаконодательные акты о предпринимательской деятельности, кооперации,приватизации, демонополизации, развитии малого бизнеса и т. д. Однакоэкономические перемены происходят непросто. Настоящий рынок еще не сложился, взаконодательстве, призванном регулировать предпринимательские отношения,выявляются пробелы, многие бизнесмены для работы в новых условиях не имеютдостаточных знаний и умений, пытаются руководствоваться ранее сложившимисяпривычками и экономическим мышлением. Но самое главное, на наш взгляд,– этоотсутствие достаточных условий и заинтересованности людей в хозяйственнойактивности, создании своего дела, так как, создавая свое дело, человекунеобходимо избавиться от иждивенческих настроений, выработанных на протяжениидлительного времени.
РеспубликаБеларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства,принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условийдля повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в т. ч.путем привлечения иностранных инвестиций.
Предпринимательствоиграет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуяформированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров,расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономикедополнительной стабильности[18, ст.207].
Предпринимательство– одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночнойэкономики предпринимательство получило широкое распространение и составляетподавляющую часть среди всех форм организаций. Основную часть белорусскогопредпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачейпредпринимателя является управление предприятием, которое включает в себярациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационнойоснове и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результатысвоей деятельности.
Малоепредпринимательство занимает особое место в структуре экономики РеспубликиБеларусь и играет существенную роль в социальной жизни населения, способствуяформированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров,развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию белорусскойэкономике стабильности и динамизма.

1.ПОНЯТИЕ,СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ МАЛОГО ПРЕПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Историяразвития цивилизованного бизнеса свидетельствует о том, что многие крупныекорпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам былпредпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма. Малыепредприятия являются наиболее гибкой и динамичной формой развитияпредпринимательства.
Всоответствии с Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991г. № 813-XII «Опредпринимательстве в Республике Беларусь»: Предпринимательство (предпринимательскаядеятельность) – самостоятельная, инициативная деятельность граждан,направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своегоимени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и подимущественную ответственность юридического лица (предприятия)[7].
Предпринимательскаядеятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности,а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридическихлиц).
Неявляется предпринимательством деятельность физических лиц по использованиюсобственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа илисохранения денежных приобретений.
Субъектамипредпринимательства являются:
физическиелица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актамиРеспублики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства впределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательствомРеспублики Беларусь;
группыграждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.
Недопускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам испециалистам, работающим в органах государственной власти и управления,прокуратуры и судах.
Ксубъектам малого предпринимательства относятся:
индивидуальныепредприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
микроорганизации– зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со среднейчисленностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
малыеорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организациисо средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человеквключительно.
Специальнойрегистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качествесубъектов малого предпринимательства или иного подтверждения указанного статусасо стороны государственных органов не требуется[7].
ВышеназванныйЗакон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» также определяет и формыпредпринимательства. В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательскойдеятельности:
частноепредпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основесвоей собственности или на основе имущества, полученного и используемого назаконном основании;
коллективноепредпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективнойсобственности или на основе имущества, полученного и используемого на законномосновании.
Предпринимательствоможет осуществляться без образования юридического лица и с образованиемюридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемноготруда. Особой формой предпринимательства является предпринимательскаядеятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основеконтракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом)наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную дляпредпринимателя.
Осуществлениепредпринимательской деятельности и отношения, связанные с предпринимательством,независимо от форм собственности, вида и сферы деятельности регулируютсяЗаконом Республики Беларусь от 28 мая 1991г. № 813-XII «О предпринимательстве вРеспублике Беларусь» и другими законодательными актами Республики Беларусь.
Особенностиправового положения субъектов малого предпринимательства регулируются ЗакономРеспублики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства вРеспублике Беларусь» и другим законодательством Республики Беларусь.
Особенностипредпринимательской деятельности иностранных граждан регулируются такжезаконодательством Республики Беларусь об иностранных инвестициях на территорииРеспублики Беларусь[16].
Подсубъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели,осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, июридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:
впромышленности и на транспорте – до 100 человек;
всельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и внаучно-технической сфере – до 60 человек;
встроительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
врозничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30 человек;
вдругих отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.
Малыепредприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образованияюридического лица, занимающиеся несколькими видами деятельности, относятся ксубъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, долякоторого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) заквартал[14].
Поинформации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состояниюна 1 октября 2010 г. в республике состоит на учете 84091 субъект малогопредпринимательства – юридическое лицо. По сравнению с аналогичным периодом2009 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилосьна 6863 (или на 8,9%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 5456(или на 6,9%).
Численностьиндивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 октября 2010 г. составила232479 человек. К уровню 1 октября 2009 г. численность индивидуальныхпредпринимателей увеличилась на 13278 человек (или 6,1%), по сравнению с ихчисленностью на начало года — выросла на 12874 человека (или на 5,9%).
Удельныйвес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 9месяцев 2010 года составил 21,9%, в том числе от юридических лиц – 17,4%, отиндивидуальных предпринимателей – 4,5%[5].
Напротяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамикаизменения доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых вэкономике. Удельный вес работников, занятых в сфере малого предпринимательства(с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам2008 года составил 19,7 процента от общего количества занятых в экономике (поитогам 2007 года – 17,1 процента).
Поинформации Национального статистического комитета, за 2008 год удельный весвалового внутреннего продукта, произведенного субъектами малогопредпринимательства, составил 9,3 процента от его общего объема и вырос посравнению с 2007 годом на 1 процентный пункт.
За2008 год субъектами малого предпринимательства произведено промышленнойпродукции 8,4 процента от общего объема промышленного производства (за 2007 год– 7,6 процента), 19,9 процента от общего объема розничного товарооборота (за 2007год – 11,2 процента), 16,7 процента от общего объема внешнеторгового оборота(за 2007 год – 15,2 процента).
На1 января 2009 г. количество малых предприятий всех форм собственности составило68 тысяч, что на 16,8 тысячи больше, чем за 2007 год, или на 32,7 процента.
Отраслеваяструктура малого предпринимательства неоднородна. Наибольшее количество малыхпредприятий занято в торговле и общественном питании – 42,5 процента,промышленности – 21 процент, строительстве – 9,6 процента, сельском хозяйстве –3,5 процента, на транспорте – 8,7 процента.
Анализраспределения малых предприятий в разрезе регионов республики показывает, чтобольшая их часть сконцентрирована в г. Минске и Минской области (38,3 и 15,1процента соответственно от общего количества малых предприятий).
Среднесписочнаячисленность работников, занятых на малых предприятиях, в 2008 году составила535,7 тысячи человек (за 2007 год – 429 тысяч человек). По отраслевой структурелидируют занятые на промышленных предприятиях (34,9 процента от общей численностизанятых на малых предприятиях), предприятиях торговли и общественного питания(29,3 процента), в строительстве (14,6 процента) и на транспорте (9,1процента).
За8 месяцев 2009 года в республике также наблюдается положительная динамикаизменения количества вновь зарегистрированных субъектов малогопредпринимательства (как юридических лиц, так и индивидуальныхпредпринимателей).
Поинформации Министерства по налогам и сборам, на 1 сентября 2009 г. в республикесостоит на учете 76 381 юридическое лицо – субъект малого предпринимательства.По сравнению с аналогичным периодом 2008 года количество юридических лиц –субъектов малого предпринимательства увеличилось на 13 323, или на 21,1процента (возросло по сравнению с началом года на 9961, или на 15 процентов).
Удельныйвес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 8месяцев 2009 года составил 17,4 процента, в том числе от юридических лиц – 14,9процента, индивидуальных предпринимателей – 2,5 процента.
Приведеннаястатистика развития малого предпринимательства является результатом проводимойГлавой государства и Правительством Республики Беларусь политики по улучшению встране бизнес-среды, повышению эффективности принимаемых мер по либерализацииусловий осуществления экономической деятельности [5].
Нареализацию мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы изреспубликанского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761 млн.рублей. В результате реализации мероприятий Государственной программы на 2010-2012годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ,услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131процента, в 2011 году – 133 процентов, в 2012 году – 135 процентов. Темп ростачисленности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальныхпредпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году- до 113 процентов, в 2012 году – до 115 процентов.
Сдерживающимифакторами в развитии малого предпринимательства, создании новых предприятий впериод экономического кризиса являются:
снижениесовокупного потребительского спроса на товары и услуги;
высокийразмер арендной платы за здания, сооружения и помещения, находящиеся вкоммунальной собственности;
значительныефинансовые затраты субъектов малого предпринимательства при подключенииобъектов к инфраструктуре[20, ст.182].
Поинформации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состояниюна 1 октября 2010 г. в республике состоит на учете 84091 субъект малогопредпринимательства – юридическое лицо. По сравнению с аналогичным периодом2009 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательстваувеличилось на 6863 (или на 8,9%), по сравнению с началом года – такжеувеличилось на 5456 (или на 6,9%).
Численностьиндивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 октября 2010 г. составила232479 человек. К уровню 1 октября 2009 г. численность индивидуальныхпредпринимателей увеличилась на 13278 человек (или 6,1%), по сравнению с ихчисленностью на начало года — выросла на 12874 человека (или на 5,9%).Удельныйвес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 9месяцев 2010 года составил 21,9%, в том числе от юридических лиц – 17,4%, отиндивидуальных предпринимателей – 4,5%.
Приведеннаястатистика является результатом проводимой в Республикие Беларусь политики поулучшению в стране бизнес-среды, повышению эффективности принимаемых мер полиберализации условий осуществления экономической деятельности.
2.КРИТЕРИИОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Всоответствии с Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991г. № 813-XII «Опредпринимательстве в Республике Беларусь»: Предпринимательство(предпринимательская деятельность) – самостоятельная, инициативная деятельностьграждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемаяот своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или отимени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).
Субъектамипредпринимательства являются:
физическиелица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актамиРеспублики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства впределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательствомРеспублики Беларусь;
группыграждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.
Предпринимательствоможет осуществляться без образования юридического лица и с образованиемюридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемноготруда.
Субъектамипредпринимательства в Республике Беларусь могут быть как физические, так июридические лица.
Физическиелица (граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица сдвойным гражданством) могут быть участниками малого предпринимательства какнепосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ,как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью безобразования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственныхтовариществ и обществ.
Критериемотнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства являетсячисленность работающих. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 16октября 1996 г. № 685-XІІІ « О государственной поддержке малогопредпринимательства в Республике Беларусь » установлено, под субъектами малогопредпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие своюдеятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующейсреднесписочной численностью работников:
впромышленности и на транспорте – до 100 человек;
всельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и внаучно-технической сфере – до 60 человек;
встроительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
врозничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30 человек;
вдругих отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.
Малыепредприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образованияюридического лица, занимающиеся несколькими видами деятельности, относятся ксубъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, долякоторого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) заквартал.
Среднесписочнаячисленность работников субъектов малого предпринимательства определяется заквартал в соответствии с порядком, утверждаемым органом, отвечающим зареализацию государственной политики в области статистики.
Вслучае превышения субъектом малого предпринимательства установленной настоящейстатьей среднесписочной численности работников он лишается льгот,предусмотренных настоящим Законом, на весь квартал, в котором допущеноуказанное превышение[14].
Вмалом бизнесе различают следующие виды предпринимательства:
понаправленности деятельности: производственный, коммерческий, финансовый,инновационный.
посодержанию функциональной ориентации предпринимателей: управлениепроизводством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность.
почислу видов деятельность: однопрофильная и многопрофильная.
посложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальныхзнаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях.
поотраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное,сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства [21,ст.214].
Малыепредприятия как субъекты малого предпринимательства не являются особойорганизационно-правовой формой, так как ведущим критерием отнесения предприятийк субъектам малого предпринимательства является средняя численность работниковза отчетный период.
Ксубъектам малого предпринимательства относятся:
индивидуальныепредприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
микроорганизации– зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со среднейчисленностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
малыеорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организациисо средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человеквключительно.
Специальнойрегистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качествесубъектов малого предпринимательства или иного подтверждения указанного статусасо стороны государственных органов не требуется[7].
Средняячисленность работников субъектов малого предпринимательства – юридических лицза календарный год определяется в установленном порядке как: списочнаячисленность работников в среднем за год (за исключением работников, находящихсяв отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением)ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения имвозраста трех лет); средняя численность работающих по совместительству с местомосновной работы у других нанимателей; средняя численность лиц, выполнявшихработы по гражданско-правовым договорам (в том числе заключенным с юридическимилицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению,найму работников).
Даннаячисленность работников определяется в целом по юридическому лицу, включаяфилиалы, представительства и иные его обособленные подразделения.
Специальнойрегистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качествесубъектов малого предпринимательства или иного подтверждения указанного статусасо стороны государственных органов не требуется[4].
Согласностатье 24 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическими лицамипризнаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут отсвоего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нестиобязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или третейском суде.Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство,которое подтверждается наличием устава и государственной регистрацииюридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличиемсамостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своегоимени, что обуславливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность идает возможность быть истцом и ответчиком в суде[3].
Изстатьи 1 Закона о предпринимательстве следует, что предпринимательскаядеятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности,а также в различных организационно-правовых формах предприятий. Различаютследующие формы предпринимательской деятельности:
-частную,осуществляемую физическим или юридическим лицом (предприятием) на основесобственного имущества и различных форм привлечения собственности другихфизических и юридических лиц;
-коллективную,осуществляемую на основе собственности группы граждан и различных форм привлеченияимущества других физических и юридических лиц;
-контрактную,осуществляемую руководителем предприятия, если он на основе контракта ссобственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами иобязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя [16].
Вразвитых экономиках малый и средний бизнес выполняет три основные функции:экономическую, социальную и инновационную. Малый бизнес занимает многие ниши вэкономике, которые крупным корпорациям занимать не выгодно, либо составляетпоследним серьезную конкуренцию, так как он более мобилен и оперативен,способствует увеличению занятости и смягчает экономические трудности. Именномалые предприятия в первую очередь являются основными потребителями результатовнаучно-технического прогресса.
3.ОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕБЕЛАРУСЬ
Предпринимательство,учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании иподдержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую средуфункционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятиязаконодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскуюдеятельность[21, ст.199].
Всоответствии с Законом Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XII «Опредпринимательстве в Республике Беларусь» в Республике Беларусь гарантируется:
правограждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью,создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельностиимущество;
защитаправ и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь и договорами;
научно-техническая,правовая поддержка предпринимательской деятельности;
страхованиепредпринимательского риска;
запретвмешательства собственника и любого третьего лица в деятельностьпредпринимателя после заключения с ним контракта (договора), кроме случаев,предусмотренных в контракте (договоре)[17].
Вреспублике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малогопредпринимательства, которая на 1 октября 2010 г. включает 50 центровподдержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства.
Всоответствии с Положением о центре поддержки предпринимательства в РеспубликеБеларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9июня 2008 г. № 825, основными задачами центра являются оказание содействиясубъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-техническихресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке иобеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также иноесодействие в осуществлении их деятельности.
Вцелях реализации основных задач центры оказывают информационные, консалтинговыеуслуги (предоставление справочной, правовой информации, консультирование повопросам создания и осуществления предпринимательской деятельности) субъектаммалого предпринимательства, безработным, студентам и др.; осуществляютподготовку бизнес-планов; маркетинговые исследования; содействуют в получениикредитов, подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства.
За9 месяцев 2010 года услугами центров воспользовались 49352 человека. Ворганизованных и проведенных центрами 1043 семинарах, курсах приняли участие24023 человека.
Изобщего количества клиентов центров в указанном периоде текущего года начинающиеи работающие свыше 1 года предприниматели составили 30586 человек или 61,9 % отобщего количества клиентов центров, безработные – 1443 человека или 2,9 %,студенты – 8064 человека или 16,3 %, другие категории граждан – 9259 человекили 18,8 %.
Деятельностьклиентов, обратившихся в центры за услугами, была связана с розничной торговлей– 14436 человек (29,3 %), осуществлением производственной деятельности – 7617человек (15,4 %), оказанием услуг – 5608 человек (11,4 %), строительством –5080 человек (10,3 %), оптовой торговлей – 3487 человек (7,1 %), оказаниемтранспортных услуг – 2065 человек (4,2 %), не имеющие отношения к предпринимательству– 11059 человек (22,3 %)[4].
Государственнаяподдержка малого предпринимательства осуществляется по следующим основнымнаправлениям:
формированиеинфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числесодействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства иинкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров иторгово-промышленных палат;
созданиельготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым,материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническимразработкам и технологиям;
введениеупрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности длясубъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности,сертификации выпускаемой ими продукции;
поддержкавнешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включаясодействие развитию их производственных, торговых, научно-технических иинформационных связей с зарубежными партнерами;
организацияподготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистови персонала для малого предпринимательства;
реализацияпрограмм, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопаснымитоварами, конкурентоспособными средствами их производства;
организациямногопрофильных исследований предпринимательских структур.
Центральныеорганы управления, местные исполнительные и распорядительные органы всоответствии со своей компетенцией в целях осуществления государственной поддержкималого предпринимательства:
разрабатываютпредложения по совершенствованию законодательства о государственной поддержкемалого предпринимательства, проводят анализ состояния финансово-хозяйственнойдеятельности субъектов малого предпринимательства и эффективности применениямер по их государственной поддержке, готовят прогнозы развития и предложения поприоритетным направлениям и формам государственной поддержки малогопредпринимательства и представляют их в установленном порядке в Кабинет МинистровРеспублики Беларусь;
организуютразработку и реализацию отраслевых и региональных программ поддержки малогопредпринимательства, предусмотрев в них меры по содействию занятости населения,проведению миграционной политики, решению экологических задач;
обеспечиваютучастие субъектов малого предпринимательства в реализации важнейшихнароднохозяйственных проектов и программ, а также в поставках продукции ивыполнении работ для государственных нужд;
создаютотраслевые и региональные системы государственной поддержки малогопредпринимательства, включающие соответствующие структурные подразделенияцентральных органов управления, местных исполнительных и распорядительныхорганов;
готовятпредложения об установлении для субъектов малого предпринимательства налоговыхи иных льгот, а также об использовании средств республиканского и местныхбюджетов и специализированных внебюджетных фондов для их поддержки.
Поддержкамалого предпринимательства осуществляется в соответствии с Государственнойпрограммой поддержки малого предпринимательства, а также отраслевыми ирегиональными программами поддержки малого предпринимательства,разрабатываемыми соответственно Кабинетом Министров Республики Беларусь,центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительнымиорганами.
Фондомфинансовой поддержки предпринимателей является некоммерческая организация,создаваемая с целью финансирования программ, проектов и мероприятий,направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства путемиспользования денежных средств в виде бюджетных ассигнований, кредитныхресурсов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц,доходов от выпуска и размещения ценных бумаг.
Государственнымтерриториальным фондом финансовой поддержки предпринимателей являетсяспециально учрежденный уполномоченными центральными органами управления,местными исполнительными и распорядительными органами фонд, в уставном капиталекоторого доля средств, принадлежащих государству, составляет более 50процентов.
Центромподдержки предпринимательства является организация, создаваемая на основе любыхформ собственности в целях обеспечения экономической и организационнойподдержки субъектов малого предпринимательства.
Центрыподдержки предпринимательства создаются в установленном Кабинетом МинистровРеспублики Беларусь порядке при содействии Белорусского фонда финансовойподдержки предпринимателей, центральных органов управления, местныхисполнительных и распорядительных органов.
Инкубатороммалого предпринимательства является организация, которая создается на основелюбых форм собственности и предоставляет на определенных условиях и наопределенное время специально оборудованные под офисы и производство помещениясубъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целяхоказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела иприобретения ими финансовой самостоятельности.
Инновационныйцентр представляет собой специализированный инкубатор малогопредпринимательства, в котором субъектам малого предпринимательства даетсявозможность использовать и разрабатывать новые технологии и другие новшества,которые позволили бы им в будущем развить собственное производство.
Инкубаторымалого предпринимательства и инновационные центры создаются в установленномКабинетом Министров Республики Беларусь порядке при содействии Белорусскогофонда финансовой поддержки предпринимателей, центров поддержкипредпринимательства, центральных органов управления, местных исполнительных ираспорядительных органов.
Субъектымалого предпринимательства имеют право создавать общества взаимногокредитования. Эти общества являются юридическими лицами и создаются дляаккумулирования временно свободных денежных средств участников с целью оказанияим временной финансовой помощи.
Дляоблегчения условий аренды и приобретения в собственность нежилых помещенийисключительно для нужд субъектов малого предпринимательства соответствующийорган государственного управления с участием центров поддержкипредпринимательства организует и проводит для них открытые целевые конкурсы пополучению прав на аренду нежилых помещений, объектов незавершенногостроительства и земельных участков, в том числе на безвозмездной основе.
Министерстваи другие центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительныеорганы осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставкупродукции субъектами малого предпринимательства для государственных нужд.
Центральныеорганы управления, местные исполнительные и распорядительные органыосуществляют меры по расширению участия субъектов малого предпринимательства вэкспортно-импортных операциях, международных выставках и ярмарках, реализациипрограмм и проектов внешнеэкономической деятельности.
Центральныеорганы управления, местные исполнительные и распорядительные органыосуществляют меры по созданию условий для развития сети учебных заведений поподготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малогопредпринимательства.
Центральныеорганы управления, местные исполнительные и распорядительные органыразрабатывают и осуществляют меры по созданию соответствующей информационнойинфраструктуры для получения и обмена между субъектами малогопредпринимательства, действующими в приоритетных направлениях, экономической,правовой, производственно-технологической и иной информацией, необходимой дляих эффективного развития.
Центральныеорганы управления, местные исполнительные и распорядительные органы оказываютподдержку в организации и обеспечении деятельности союзов (ассоциаций)субъектов малого предпринимательства, создаваемых в установленном порядке вкачестве общественных объединений в целях обеспечения наиболее благоприятныхусловий для развития малого предпринимательства, добросовестной конкуренции,повышения ответственности и компетентности субъектов малогопредпринимательства, коллективной защиты их интересов в органах государственнойвласти[14].
Государственнаяпрограмма поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 –2012 годы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28декабря 2009 г. № 1721.
ЗадачиГосударственной программы на 2010 – 2012 годы:
созданиеблагоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий,
преодолениеадминистративных барьеров на пути развития малого предпринимательства,
внедрениепрогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства,
созданиеновых рабочих мест,
обеспечениеимпортозамещения,
адреснаяметодическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная июридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малогопредпринимательства,
содействиесозданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малогопредпринимательства, повышение престижа предпринимателей.
Государственнаяпрограмма на 2010-2012 годы содержит 7 разделов, в которые включены 43мероприятия, основными из которых являются:
мероприятия,направленные на совершенствование законодательства, регулирующего деятельностьсубъектов малого предпринимательства; финансовую поддержку малогопредпринимательства;
повышениеэффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
расширениепроизводственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми икрупными предприятиями, международное сотрудничество и развитиевнешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства и др.
Нареализацию мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы изреспубликанского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761 млн.рублей.
Врезультате реализации мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы в2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг,полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131процента, в 2011 году – 133 процентов, в 2012 году – 135 процентов. Темп ростачисленности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальныхпредпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году- до 113 процентов, в 2012 году – до 115 процентов.
Приведеннаястатистика развития малого предпринимательства является результатом проводимойГлавой государства и Правительством Республики Беларусь политики по улучшению встране бизнес-среды, повышению эффективности принимаемых мер по либерализацииусловий осуществления экономической деятельности .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опытряда европейских государств свидетельствует, что динамично развивающийсячастный сектор позволяет обеспечить более быстрое внедрение в производствонаучно-технических достижений, эффективное использование финансовых иматериальных ресурсов и значительно повысить на этой основе производительностьтруда. Развитие предпринимательства благоприятно воздействует и на социальнуюобстановку в обществе, повышая деловую активность трудоспособного населения,снижая безработицу и насыщая рынок товарами и услугами.
Дляразвития малого предпринимательства, создания новых субъектов малогопредпринимательства необходимо обеспечить имущественную, финансовую иинформационную поддержку со стороны органов государственного управления. Должнабыть продолжена работа по дальнейшему совершенствованию законодательства,либерализации условий осуществления экономической деятельности в сферепредпринимательства.
Необходимовыполнение следующих задач :
созданиеблагоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий,
преодолениеадминистративных барьеров на пути развития малого предпринимательства,
внедрениепрогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства,
созданиеновых рабочих мест,
обеспечениеимпортозамещения,
адреснаяметодическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная июридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малогопредпринимательства,
содействиесозданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малогопредпринимательства, повышение престижа предпринимателей.
Достигнутыйпрогресс в области снижения административных барьеров на республиканском уровнетребует принятия аналогичных мер на местном уровне. Обязательные разрешительныепроцедуры, необходимые для старта и ведения бизнеса, находящиеся в веденииструктурных подразделений республиканских органов государственного управления ииных государственных организаций, подчиненных Правительству РеспубликиБеларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, по-прежнему остаютсясерьезным препятствием для развития предпринимательства[17, ст.92].
Наданном этапе развития малого бизнеса необходимо осуществление следующихмероприятий:
мероприятия,направленные на совершенствование законодательства, регулирующего деятельностьсубъектов малого предпринимательства; финансовую поддержку малогопредпринимательства;
повышениеэффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
расширениепроизводственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми икрупными предприятиями, международное сотрудничество и развитиевнешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства и др.
Анализфакторов, влияющих на развитие малого предпринимательства, а также опытреализации предыдущих программ государственной поддержки малогопредпринимательства показывают, что существующие проблемы можно решитьобъединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов малогопредпринимательства, их общественных объединений, структур его поддержки, органовгосударственного управления.
Внастоящее время в РБ малому бизнесу уделяется значительное внимание: принятысоответствующие законы, разрабатываются программы государственной поддержки наобщереспубликанском и областном уровнях, созданы центры и фонды поддержкипредпринимательства, ряд своеобразных экономических зон, научно-технологическихпарков и инновационных центров.
Вместес тем предпринимательский сектор республики демонстрирует способность квыживанию и ведению бизнеса в постоянно развивающейся среде. Причина этого,видимо, заключается, прежде всего, в особом экономическом потенциале и гибкостипредпринимателей, в их энергии и мощной внутренней мотивацииоснователей-владельцев фирм.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми нареспубликанских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // ЭТАЛОН: Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ.Республики Беларусь. – Минск, 2010.
2. Гражданскийкодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г.; с изменениями и дополнениями от08.07.2008 г. // ЭТАЛОН: Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовойинформ. Республики Беларусь. – Минск, 2010.
3. Ореспубликанском бюджете на 2011 год: Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 г.№ 176-З// ЭТАЛОН: Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ.Республики Беларусь. – Минск, 2010.
4. Оподдержке малого и среднего предпринимательства: Закон Республики Беларусь от01.07.2010 г. № 148-З// ЭТАЛОН: Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центрправовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2010.
5. Ореспубликанском бюджете на 2010 год: Закон Республики Беларусь от 29.12.2009 г.№ 73-З// ЭТАЛОН: Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ.Республики Беларусь. – Минск, 2010.
6. Онекоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом: УказПрезидента Республики Беларусь от 23.10.2009 г. № 518// ЭТАЛОН: Беларусь[Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск,2010.
7. Онекоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: УказПрезидента Республики Беларусь от 21.05.2009 г. № 255 // ЭТАЛОН: Беларусь[Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск,2010.
8. Огосударственных закупках в Республике Беларусь: Указ Президента РеспубликиБеларусь от 17.11.2008 г. № 618// ЭТАЛОН: Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац.центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2010.
9. Онекоторых вопросах органов государственной статистики: Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 26.08.2008 г. № 445// ЭТАЛОН: Беларусь [Электрон.ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2010.
10. Овнесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Отуризме»: Закон Республики Беларусь от 09.01.2007 г. № 206-З// ЭТАЛОН:Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь.– Минск, 2010.
11. Обупорядочении использования финансовых ресурсов государственных организаций ихозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах: Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 05.05.2006 г. № 296// ЭТАЛОН: Беларусь [Электрон.ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2010.
12. Осовершенствовании правового регулирования порядка оказания государственнойподдержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям: Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 28.03.2006 г. №182// ЭТАЛОН: Беларусь [Электрон. ресурс]/ Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2010.
13. Отуризме: Закон Республики Беларусь от 25.11.1999 г. № 326-З// ЭТАЛОН: Беларусь[Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск,2010.
14. Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь:Закон Республики Беларусь от 16.10.1996 г. № 685-XІІІ// ЭТАЛОН: Беларусь[Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск,2010.
15. Обухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 г. №3321-XII// ЭТАЛОН: Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ.Республики Беларусь. – Минск, 2010.
16. Опредпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XІІ// ЭТАЛОН: Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовойинформ. Республики Беларусь. – Минск, 2010.
17. Дадалко,С.В. Развитие предпринимательства и формирование системы его государственнойподдержки / С.В. Дадалко. – Минск: Армита, 2005. – 116 с.
18. Догиль,Л.Ф Предпринимательство и малый бизнес: Учебное пособие / Л.Ф. Догиль, Б.Д.Семенов. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 266 с.
19. Лапусто,М.Г. Малое предпринимательство / М.Г. Лапусто, Ю.Л.Старостин. – М.: ИНФРА – М,2005. –127 c.
20. Александров,А.К. Практический курс предпринимательства: Учебно-методическое пособие / А.К.Александров, М.З. Ачаповская, Л.А. Вайнштейн.; под общей ред. Г.И. Олехнович. –Минск: Экоперспектива, 2002.– 215с.
21. Грищенко,М.Ф. Предпринимательская деятельность: Учебное пособие. В двух частях. Частьпервая. Организационные основы / М.Ф.Грищенко, З.З. Дудич, Р.Б. Ивуть,И.Д.Прохоренко.– Минск: БГПА, 2002. – 249 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.