Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование графических понятий у старших дошкольников с помощью игровых заданий на интегрированных занятиях по ИЗО и информатике

Формированиеграфических понятий у старших дошкольников с помощью игровых заданий наинтегрированных занятиях по ИЗО и информатике
Педагог дополнительного
образования (по информатике)
Устинова Ю.И.
Детский сад № 971
ЮВОУО ДО г. Москвы
Москва
2003 г.

«В той или иной американской,реже –
российской, газете, время от времениможно
прочитать о том, что от компьютеров в
образовании нет никакой пользы — одинвред...
Вопрос, лучше или хуже учились быдети без
компьютера, подобен тому, как если бывы
спросили, лучше бы они учились, еслибы на
смену перьевым ручкам не пришлишариковые
(или лучше бы нам жилось без телефонаили
нет)...»
Профессор Л.А. Семёнов, ректор МИПКРО.
Введение
Использование компьютерав обучении и воспитании детей не только младшего школьного, но и дошкольноговозраста становится всё более распространённым явлением. В пресс-релизах фирм,занимающихся выпуском обучающих программ, появляются разработки, рассчитанныена детей от 3 до 6 лет. Производители компьютерного оборудования икомплектующих также заботятся о детях. Так, с недавних пор в широкой продажепоявились товары, адаптированные для данного возраста: манипуляторы («мышь»)под размер ладони ребёнка; системные блоки, мониторы, клавиатуры с детскимдизайнерским оформлением; специальная мебель и т.д.
Это свидетельствует обобщей тенденции к снижению возрастной планки в применении компьютеров вобучении и воспитании детей. В сегодняшних условиях информатизации обществапедагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школуребёнок скорей всего столкнётся с применением вычислительной техники. Поэтомумногие родители желают заниматься подготовкой ребёнка к предстоящемувзаимодействию с информационными технологиями образования ещё в дошкольномвозрасте.
Многие педагоги работаютсейчас в этом направлении. Это и разработчики компьютерных игр таких фирм, как «НИКИТА»,«Компьютер и детство»; это и методисты-педагоги, разрабатывающиетехнологии преподавания информатики в детском саду и начальной школе (такие,например, как творческая группа под руководством Горячева А.В., разработавшая методику«Информатика в играх и задачах»); это и педагоги и студенты кафедрыдошкольного образования Московского педагогического государственногоуниверситета; это и педагоги-новаторы, работающие в конкретных детских садах.Но перед ними неизбежно возникают одни и те же проблемы :
·  как организовать работу детей закомпьютером, не принося вреда здоровью;
·  чему учить ребёнка при работе накомпьютере;
·  какие методы и приёмы использовать всвоей работе;
·  в какой форме проводить занятия сдетьми;
·  какие программы и другие средстваиспользовать;
·  как подготовить ребёнка к занятиям поинформатике в школе и как совместить эту работу с подготовкой по другим, неменее, а то и более важным, видам деятельности (развитие моторики руки,развитие познавательных процессов, достаточный уровень физического,эстетического, умственного и психического развития).
Каждый из них даёт своёвидение этих проблем, но видимо в силу занятости научных работников проблемамиинформатизации школы, должной научной разработки до сих пор это направление таки не получило. Хотя сейчас, в связи с переходом на 12-летнее образование, онодолжно коснуться и школы, ведь фактически школа принимает детей с 6 лет, тоесть тех, кто раньше посещал детские сады.
Естьтолько несколько общих принципов, к которым пришли педагоги- практики, долгоевремя проработавшие со старшими дошкольниками :
Для маленького ребёнканужна другая образовательная среда, насыщенная предметами для организациидеятельности. Чтобы знание строилось в игре и взаимодействии.
Компьютер – один изважнейших инструментов этой среды, хотя она, безусловно, не сводится ккомпьютеру.
Одно из основныхнаправлений работы с дошкольниками – информационные технологии, интегрирующиедругие виды деятельности, работу разных специалистов и воспитателей, чтобы детимогли познавать мир и создавать интегрированные проекты, параллельно обучаясьчтению, письму, развивая речь, мышление, способности к коммуникации и т. д.
Однако проблема, какименно использовать компьютер в жизни дошкольников, пока ещё не решена.
Описание опыта работыпедагога дополнительного образования по информатике д/с № 971 Устиновой Ю.И. — это попытка практического применения новых информационных технологий вэстетическом воспитании старших дошкольников.
Компьютерно-игровойкомплекс детского сада № 971 ЮВОУО ДО г. Москвы функционирует с 1995 года.Комплекс имеет в своём составе :
·  компьютерную зону, состоящую из 7детских IBM-совместимых компьютеров (386 SX и DX), 1 компьютера для воспитателя (Pentium II), цветного (струйного) и черно-белого (матричного) принтеров;
·  игровую зону (совмещённую с зонойрелаксации), снабжённую необходимым игровым и релаксационным оборудованием.
Занятия ведутсяподгрупповым методом. Возраст детей, занимающихся в комплексе — 4-7 лет.Основное программное обеспечение: развивающие компьютерные игры ассоциации «Компьютери детство», Ltd. NIKITA, графический редактор DL-paint.
Детский сад № 971работает по программе «Истоки». В соответствии с этим передвоспитателем в Компьютерно-игровом комплексе (КИК) стоят следующие задачиразвития :
* Формироватьинтерес к компьютерам.
* Созданиепредпосылок теоретического уровня мышления.
* Знакомить детей спостановкой и решением задач.
* Знакомить детей сособенностями компьютера (компьютерная грамотность).
В соответствии с даннымизадачами выработаны основные направления в работе КИК и перспективный планзанятий, которые используются в работе детского сада № 971.
Основные направления работы:
I.  Ознакомление с компьютером и еговозможностями.
II. Знакомство с «мышью».
III.Рисование на компьютере.
IV.«Управляем компьютером сами».
V.Последовательность действий иалгоритмы, обратные действия.
VI.Множества.
VII.Комбинаторика.
При работе с детьми поданной методике используются компьютерные игры, специально разработанные длядетей дошкольного и младшего школьного возраста, а также занятия по тетрадям «Информатикав играх и задачах» (по системе 1 — 4) авторского коллектива подруководством Горячева А.В.
Дети занимаются в КИК с4-5 лет (средняя группа), по одному разу в неделю, и до 7 лет (старшийдошкольный возраст) по два раза в неделю.
С помощью компьютерныхпрограмм и тестов проводится также ДИАГНОСТИКА детей, которая позволяетопределить уровень познавательных процессов ребёнка и степень координации егодействий на компьютере, по следующим позициям:
Ориентация на плоскости ив пространстве.
Логика и алгоритмы.
Память.
Внимание.
Воображение.
Рисование на компьютере.
Экспериментирование вигре.
Степень самостоятельностив игре.

1. Рисование на компьютере
Как отмечалось выше, к 5годам у детей появляется способность к аналитическому мышлению иабстрагированию, обобщению и систематизации собственных знаний. Поэтому встаршем дошкольном возрасте вводится система понятий, образного мышления играфических навыков в изобразительной деятельности детей.
В базисной программеразвития ребёнка дошкольника «Истоки» большое внимание уделеноразвитию изобразительных способностей детей во всех возрастах ихудожественно-декоративной деятельности и детского дизайна в старшем возрасте.Так, к пяти годам ребёнок должен уметь:
n уметь экспериментировать и создаватьпростейшие изображения красками, карандашами, комком глины, пластилина,готовыми аппликативными формами;
n всматриваться в очертания линий,форм, силуэтов, мазков, пятен, находить сходство с предметами и явлениями;
n самостоятельно передавать простейшиеобразы предметов, используя доступные изобразительные средства (цвет, линию,форму, композицию) и различные материалы (краску, карандаши, бумагу разныхразмеров, пластилин, глину и пр.;
n самостоятельно выбирать способыизображения при создании выразительных образов, используя для этого различныенавыки и приёмы;
n выполнять коллективные работы врисовании, лепке, аппликации.
Отмечаются такиехарактеристики возрастных возможностей старшего дошкольного возраста, какпередача характерных признаков предмета (очертания формы, пропорции, цвет), их «движениярук приобретают уверенность, становятся более координированными» (что«даёт возможность свободно использовать технические приёмы рисования,лепки… Дети могут изображать предметы ближе — дальше… Они передают своёотношение к цветовому колориту, выражая цветом настроение, эмоции, находятсредства выразительности (линию, пятно, форму)...»
Таким образом создаютсяпредпосылки для формирования системы графических понятий в изобразительномискусстве и художественно-декоративной деятельности и дизайне. То есть дети к 5годам могут «самостоятельно открыть» основные термины художественнойдеятельности и использовать их для выполнения какого-либо практическогозадания.
Данный раздел являетсяодним из основных в данной методике. Он разработан для детей всех возрастов иуровня знаний и занимает очень важное место в развитии координации движенийдетей, моторики руки, умения планировать свою работу во время занятия.
ЦЕЛЬЮ работы педагогадополнительного образования по разделу «Рисование», как впрочем и подругим разделам — разработка системы интегрированных занятий «ИЗО-информатика»с детьми дошкольного возраста, способствующих формированию у них системыграфических понятий. Эта область знаний детей выбрана не случайно. Ведьосновные графические понятия — «азбука» эстетического воспитаниялюбого человека, помогающая восприятию формы и содержания любых графическихкомпозиций.
Была выдвинута ГИПОТЕЗА отом, что при использовании новых информационных технологий (в частностивозможностей компьютерной графики и дизайна) на интегрированных занятиях «ИЗО-информатика»у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию графических понятий,так как ребёнок вынужден мысленно оперировать ими при работе на компьютере, исоздаёт базу для развития образного мышления.
Были разработаныконспекты комплексных занятий и диагностика знаний детей, обеспечивающаяэкспериментальное исследование выдвинутой гипотезы. В каждой группе этот разделпредставлен отдельным блоком игр, и в каждом возрасте решаются свои задачи.

Средняя группа
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
1.  Познакомить детей с возможностямирисования на компьютере. (и далее для всех возрастов) :
·  создание картинки компьютером приправильном выполнении задания;
·  раскраска уже имеющихся рисунков;
·  создание собственных рисунков;
·  создание собственных мультфильмов.
2.  Научить детей основным приёмамрисования на компьютере :
·  рисование кривой и прямой линии,окружности;
·  изменение цвета;
·  штриховка;
·  заливка контура;
·  рисование на уже имеющемся фонерисунка;
3.  Научить детей планировать своюработу, правильно располагать элементы рисунка на экране.
Даже если ребёнок хорошорисует на бумаге, не всегда у него получается сразу рисование на компьютере.Это связано прежде всего с тем, что он первое время учится соотносить своидействия «мышью» на столе с тем, что он видит на экране, учитсярисовать ровные прямые, кривые и окружности. Поэтому основное внимание напервом году обучения следует уделять постепенному усложнению линий. Длязакрепления координации руки необходимо давать домашние задания на мелкоераскрашивание и проведение различных линий (ровные, дуги, кривые, окружности,параллельные, перпендикулярные и т.д.). Также рекомендуется создать каталогграфических файлов со специальными заданиями. Следует иметь в виду, чторисование на компьютере является основным продуктивным видом деятельностиребёнка на компьютере, поэтому желательно продумать темы для рисунков детей иих коллективных работ, распечатать которые позволяют возможности данногокомпьютерного класса.
УРОКИ ПО ТЕТРАДИ «ИНФОРМАТИКАВ ИГРАХ И ЗАДАЧАХ» (ч. 1) :
1.  Названия предметов (рисунки, которыенеобходимо выполнять по заданию в тетради, лучше выполнять на компьютере).
Старший возраст
Помимо развитиякоординации ребёнка необходимо сформировать представление о том, что многие иззаданий можно выполнять не в тетради карандашом, а рисовать на компьютере. Ирезультат будет тот же или даже лучше. Это закрепляет интерес ребёнка ккомпьютеру не только как к объекту игр и развлечений, но и как к рабочемуинструменту для учебной деятельности. Поэтому детям более старшего возрастаможно предложить выполнять задания сначала в тетрадях, а потом на компьютере(или только на компьютере).
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ (помиморешаемых со среднего возраста) :
1.  Научить детей основным приёмамрисования на компьютере :
·  создание фона рисунка;
·  распыление краски;
·  рисование в осях симметрии;
·  рисование в серых тонах;
·  рисование с использованиемгеометрических фигур;
·  изменение толщины линии и формы пера.
2.  Использовать рисование на компьютередля решения задач, которые можно выполнять на бумаге .
3.  Научить детей выполнять рисунок пословесной инструкции — графический диктант.
4.  Использовать рисование на компьютередля решения контрольных задач и занятий, как основной вид продуктивнойдеятельности ребёнка.
5.  Познакомить детей с работой принтера,сравнивать рисунки детей красками или карандашами с рисунками на компьютере и сизображением на экране компьютера.
Система графическихпонятий в дошкольном возрасте вводится поэтапно и совместно с формированием навыкови чувственных образов :
1-й этап. Знакомство сразнообразными живописными, графическими и пластическими материалами (работаначинается в младшем дошкольном возрасте). Системой заданий эти представлениядоводятся до уровня использования разных материалов, цвета, линии, пятна,объёма для выразительности изображаемых образов. На компьютере дети осваиваютнавыки проведения различных линий, заливки контура, рисования геометрическихфигур, выбора оттенков цвета, «разбрызгивателя краски» и прочиевозможности компьютерной графики.
2-й этап. В игровой формедети знакомятся с понятиями изображения, украшения и постройки, в результатечего они могут свободно ориентироваться в искусстве, определяя три его сферы вокружающей жизни. Во время практической работы дети знакомятся сизобразительными средствами и приёмами каждого вида художественнойдеятельности. На компьютере дети знакомятся с такими возможностями графическогоредактора, как копирование размножение, отражение рисунка или узора, а такжерисование с одновременным отражением в геометрических осях симметрии.
3-й этап. Учащиеся узнаюто том, что в каждом художественном произведении человек запечатлевает преждевсего свои чувства и мысли, своё отношение к различным явлениям жизни. Детиучатся использовать выразительные средства для изображения чувств и эмоций. Вкомпьютерной графике используется рисование в контрастных цветах или жеоттенками одного цвета. Если графический редактор позволяет, то можно добавлятьили убирать яркость или контрастность для наиболее точной передачи чувств иэмоций.
4-й этап. Разнообразныевыразительные средства — цвет, линия, объём, ритм — представляются детям каксредства художественной выразительности в искусстве. Дети обобщают полученные впрактической деятельности знания, которые закрепляются созданием творческихработ, где проявляются умения использовать средства выразительности длявыражения конкретного состояния отношения.
На основе поэтапногоразвития системы графических понятий в компьютерно-игровом комплексе быларазработана серия игровых заданий по их формированию и проведенаэкспериментальная работа по подтверждению её целесообразности.
2. Серия занятий поформированию графических представлений у дошкольников
Условные обозначения :
а) средняя группа;
б) старшая группа;
в) подготовительнаягруппа.
ЭТАП I .
1. Диагностика уровнязнаний детей. «Проба пера».
а) Проба цвета «Ковёриз осенних листьев»;
б) «Фотографиячетырёх времён года»;
в) Проба формы пера итолщины линии, формирование оттенков на основе смешивания красок(красный-жёлтый, красный-зелёный, красный-синий и пр.) «Осенний лес».
2. Линии. Шаблон — пустыеквадраты для рисования. Задание «Осенние дождики».
а) В любом порядке;
б) Каждый вид линий — вотдельном квадрате;
в) Каждый вид линий — вотдельном квадрате слева-направо и сверху-вниз по словесной инструкции.
3. Ритм. «Осеньзакончилась...».
а) Улетающие птицы.
б) Раскрасить шаблонузора из листьев.
в) Нарисовать узор излистьев.
ЭТАП II.
4. Человек. Задание «Конкурскрасоты».
а) Составить лицо изшаблонов.
б) Раскрасить лицо моделина шаблоне.
в) Создать эскиз будущейкрасавицы и воплотить его в жизнь.
5. Ритм в искусстве,симметрия. Шаблон — формы посуды. Коллективная работа.
а) Красивые тарелки.
б) Павлово-Посадскиеплатки.
в) Городец.
ЭТАП III.
6. Оттенки любого цвета.
а) Рисование в белым иголубым на синем фоне. «Зимний лес».
б) Оттенки синего. «Гжель,чайный сервиз».
в) Оттенки синего. «Гжель.Скульптурная композиция „На горке.“
7. Оттенки серого.Задание „Зимний город“. Коллективная работа.
а) Зимнее дерево.
б) Зимняя улица.
в) Фонарь, памятник,скамейка и т.д..
7а. Симметрия. Задание „Зимнийгород“. (Продолжение). Коллективная работа.
а) Зимнее дерево.
б) Снежинка.
в) Ограда.
8. Холодные и тёплыецвета. Шаблон — один или два домика (контур). Задание „Волшебный домик“.
а) Раскрасить волшебныйдомик для доброго гномика.
б) „Домики длягномиков“.
в) Раскрасить волшебныйдомик холодной и тёплой гаммами цветов, придумать какой герой может жить вкаждом домике.
ЭТАП IV.
9. Диагностика уровнязнаний. Задание „Волшебный город и его обитатели“. Творческая работадетей.
а), б), в) Нарисоватьволшебный замок и его обитателя.
3. Экспериментальноеисследование формирования графических понятий у дошкольников
Экспериментальноеисследование было проведено на базе Государственного образовательногоучреждения Детский сад № 971. Оно проводилось с октября 2001 по апрель 2002года в компьютерно-игровом комплексе детского сада.
В рамках исследованияпроведены эксперименты :
n констатирующий (для выявления знанийи навыков детей о графических понятиях);
nобучающий(несколько занятий со специально разработанными игровыми заданиями,формирующими систему графических понятий);
nконстатирующий(для выявления результатов работы).
Описание этихэкспериментов даны в этой части работы.

4. Констатирующий эксперимент. Диагностикауровня знаний о графических понятиях у детей старшей группы детского сада № 971 ЮВОУ МКО
НАЗВАНИЕ: „Фотографии“четырёх времён года.
ЦЕЛЬ: выявить знания ографических понятиях и графические навыки детей.
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ: детямв течении занятия предложено по образцу воспитателя сначала нарисовать на листеодно и то же место зимой, весной и летом, а потом на компьютере — осенью.Компьютерные рисунки детей распечатываются и анализируются вместе с рисункамина бумаге. Результаты анализа заносятся в таблицу по шкале уровней :
высокий — ребёнокправильно быстро и чётко воспроизводит линии по образцу воспитателя, хорошоориентируется в системе графических понятий, при самостоятельной работе на компьютерена рисунке возможны отступления из-за неразвитости моторики руки илинезнакомства с возможностями графического редактора;
средний — ребёнок хорошовоспроизводит линии по образцу воспитателя, но путается в графических понятиях,не полностью выполняет задание воспитателя на самостоятельную работу;
низкий — ребёнок не знаетбольшинства графических понятий, не правильно рисует линии по образцувоспитателя, не может самостоятельно выполнить задание воспитателя на самостоятельнуюработу.
КОНТИНГЕНТ ИСПЫТУЕМЫХ1: дети старшей группы (5-6 лет) детского сада № 971 ЮВОУ МКО были поделены на 2подгруппы — первая присутствовала на всех разработанных занятиях, вторая лишьна некоторых из них .
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ: КАЧЕСТВЕННЫЙанализ. Результаты анализа детских работ показывают, что большинство обследованныхдетей (61 %) имеют средний уровень развития графических навыков на бумаге,средний уровень представлений о системе графических понятий (что объясняетсянесистематизированной работой на занятиях по ИЗО по этому направлению) и низкийуровень развития графических навыков при рисовании в графическом редакторе, чтообъясняется низким уровнем развития моторики руки, необходимой для рисования „мышью“,и низким уровнем знаний детей о возможностях графического редактора. Дети (26%), имеющие низкий уровень развития системы графических представлений, несмогли справиться с заданием на самостоятельную работу на компьютере илисправлялись только с помощью воспитателя.
ВЫВОДЫ: в ходеисследования были выявлено, что 61 % детей имеют средний уровень знаний осистеме графических понятий и развития графических навыков и 26 % детей имеют низкийуровень знаний и навыков.
РЕКОМЕНДАЦИИ :
а) воспитателю ИЗО — проводить более систематизированную работу с детьми по формированию графическихпонятий;
б) воспитателю поинформатике — познакомить детей с возможностями графического редактора;
в) воспитателю группы — проводить специальный комплекс упражнений по развитию моторики руки детей;
г) всем воспитателям(ИЗО, информатики и группы) — разработать совместную систему занятий поформированию графических навыков детей и знаний о системе графических понятий.
Конспект занятия № 1.
»Фотография"четырёх времён года. (Диагностическое занятие).
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :
1.  Провести занятие в группе поознакомлению с окружающим миром по теме «Приметы осени» (итоговоезанятие).
2.  Провести занятие по ИЗО «Листопад».
3.  Провести занятие по информатике «Мультфильмпро осенний лес».
4.  Использовать на предыдущих занятияхигры, требующие точного движения «мышкой» (например, «Колобок»).
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
I.  По ознакомлению с окружающим :
1.  Закрепить знания детей о сезонах.
2.  Закрепить названия деревьев.
II. ИЗО :
1.  Выявить начальный уровеньинтеллектуально-художественного развития ребёнка
2.  Определить уровень знаний о понятияхизобразительной деятельности.
3.  Выявить графические навыки детей.
4.  Помочь найти выразительные средствадля выражения чувств к сезонам и их графического изображения.
5.  Познакомить с понятиями: плоскость,точка, линия, вертикальное и горизонтальное расположения листа, верх и низлиста.
6.  Показать приёмы складывания листа на4 части.
III.По информатике :
1.  Научить детей выделять основныеотличительные черты времён года, сравнивая вид одного и того же места в разноевремя года (АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ).
2.  Выявить уровень знаний, умений инавыков детей в компьютерной графике: линия, заливка контура.
3.  Закреплять навыки детей пользоваться «мышкой».
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :
I.  Вызвать интерес и эмоциональныйотклик к различным природным явлениям.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
1.  Подготовить фотографии, иллюстрацииили репродукции картин осеннего, зимнего, весеннего и летнего пейзажей Лучше,если это будет изображение одного и того же места).
2.  Подготовить листы белой бумаги,карандаши, фломастеры, восковые мелки по набору на каждого ребёнка в подгруппе.
3.  Проверить «мышки» и, вслучае необходимости, заменить на новые.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. В игровой зоне.
1.1. Беседа о временахгода.
В Ребята, сегодня мы свами совершим путешествие во времени — мы будем оказываться то в одном, то вдругом времени года, но для этого нам нужно вспомнить их названия.
Д Зима, весна лето иосень.
В Сейчас мы в какомвремени года находимся ?
Д Сейчас у нас осень.
В Тогда наше путешествиемы начнём с зимы. А чтобы никто не сомневался, что такое путешествие мысовершили, мы будет делать «фотографии». Давайте подготовим «плёнку».Перед вами лежит лист бумаги. Сколько у нас времён года ?
Д Четыре.
В Значит нам нужно листбумаги разделить на 4 равные части. Сложим лист пополам (взяли за 2 кончика исложили с двумя противоположными). Теперь сложим лист ещё раз пополам, следите,чтобы уголочки не разбежались. Теперь развернём лист пополам и по сгибампроведем линии. Перед вами стоят карандаши, фломастеры и мелки — вы можетевыбрать любой из них для рисования. Теперь нужно пронумеровать кадры,посмотрите: 1, 2, 3, 4. (Дети должны повторить нумерацию кадров за воспитателем).Сделаем заготовку для наших «фотографий»: горизонтальная прямаялиния — это горизонт; в небе поставим точку и проведём две вертикальные прямыелинии, чтобы получить ствол; веточки на дереве тянутся вверх (наклонные линии);солнышко — окружность. (Дети повторяют за воспитателем, рисующим на доске назаготовках 1-3). Вот теперь мы готовы к путешествию (см. образец на рис. 1)Итак, закрываем глаза и оказываемся на опушке леса зимой (воспитательвыставляет зимний пейзаж). Открываем глаза и делаем первую «фотографию».Как вы думаете, холодно сейчас или тепло ?
Д Холодно.
В Конечно, поэтомусолнышко мы раскрашивать не будем. На земле лежат сугробы (прерывистые дуги),по небу плывут облака (горизонтальные волнистые линии), из них идёт снег(точки), на дереве нет ни листочка, а на земле — ни травинки. Первая «фотография»готова. Снова закрываем глаза и на машине времени переносимся в весну(воспитатель выставляет весенний пейзаж). Мы снова на опушке леса. Потеплело.Что изменилось на опушке ?
Д Появились лужи, травка,листья на деревьях, цветы.
В Правильно. Давайтенарисуем солнышку лучики (волнистые линии в разные стороны), травку(прерывистые вертикальные линии), листочки и цветочки на дереве (мелкиеокружности), ручеёк или лужу (вертикальные волнистые линии). У нас получиласьвторая «фотография». Закрываем глаза, а машина времени переносит насв лето (воспитатель выставляет летний пейзаж). Что изменилось на этот раз ?
Д Стало жарко, многолистьев на дереве и плодов. Цветы растут на земле.
В Приступаем к «фотографированию».Жаркое солнышко надо раскрасить (спираль из центра солнца), нарисовать ему лучи(прямые в разные стороны), дерево можно закрасить всё полностью (соединённыекривые), на земле много травы (горизонтальные прямые линии), на небе вдруг появилисьтучи (соединённые дуги), сверкнула молния (ломаная линия на конце со стрелкой),и пошёл сильный ливень (наклонные прямые в объёме всей части рисунка). Воткакая «фотография» у нас получилась, даже короткий ливень успелиснять!!! Итак, снова закрываем глаза (воспитатель выставляет осенний пейзаж),возвращаемся опять в наше время. Что мы видим ?
Д Снова стало прохладно,падают разноцветные листья. Наступила осень.
1.2. Физкультминутка.
В Давайте поиграем в игру«Листопад». Под музыку листочки летают на ветру, а как музыкакончилась, все листья упали на землю (присели на корточки). Лесник подходит клюбому листочку и спрашивает, с какого он дерева. Листочек должен тут жеответить, не повторяясь. Кто не ответит или назовёт дерево неправильно, тотостаётся листочком, кто правильно ответит, тот становится лесником. Игра повторяется2-3 раза.
2. В компьютерной зоне.
В А следующую «фотографию»мы будем делать на более современном фотоаппарате — на компьютере. Рисуем наэкране линию горизонта (функция «карандаш»), ставим в небе точку и отнеё рисуем две линии до земли, солнце — круг. На небе ходят хмурые тучи(горизонтальные волнистые линии с большой амплитудой), на земле — грязь(вертикальные волнистые кривые с большой амплитудой) дует сильныё ветер(прерывистые параллельные дуги), летят разноцветные листья (точки или маленькиеокружности), веточки у дерева склонились в одну сторону (параллельные кривые).Давайте раскрасим солнце и облака (функция «заливка») — найдитекартинку с баночкой краски, которая выливается, нажмите клавишу «выбор»,и поставьте баночку внутрь контура. Следите, чтобы перед раскрашиванием контурполучился замкнутым, а то краска выльется на весь экран. Вот и четвёртая «фотография»готова. К следующему занятию я проявлю ваши компьютерные «фотографии»и мы их приклеим на плёнку. А теперь посмотрите в окно. Похожая погода на улице?
Д Да.
В Посмотрите на всекомпьютерные фотографии. У кого на ваш взгляд осень получилась самая настоящая? (Дети выбирают лучший рисунок и объясняют, почему именно — должно быть соответствиетребованиям воспитателя или соответствие погоде на улице. Воспитатель провожаетдетей в группу).
3. После занятия.
Распечатать рисунки детейна 1/4 листа.
Провести диагностикууровня графических понятий и навыков (критерии выделены в тексте) по шкале :
* высокий уровень — ребёнок выполнил все указания воспитателя, применял необходимые цвета,правильно проводил линии как на компьютере, так и на бумаге;
* средний уровень — ребёнок выполнял не все указания воспитателя, не использовал правильные цвета,но правильно проводил линии как на компьютере, так и на бумаге;
* низкий уровень — ребёнок не выполнял указания воспитателя, не правильно проводил линии (иливообще их не проводил) ни на компьютере, ни на бумаге.
/>
Рисунок 1. Образецрисунка воспитателя на занятии «Фотография» четырёх времён года".

Обучающий эксперимент. Проведениесистемы занятий с детьми старшей группы детского сада № 971 ЮВОУ МКО.
НАЗВАНИЕ: Системаинтегрированных занятий ИЗО-информатика.
ЦЕЛЬ: сформироватьсистему графических понятий у детей;
сформировать графическиенавыки детей при работе в графическом редакторе.
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ: детямв течение 6 месяцев предлагались интегрированные занятия, разработанныесовместно воспитателем ИЗО, воспитателем информатики и воспитателем группы поформированию системы графических понятий, навыков и умений при рисовании набумаге и в графическом редакторе. Занятия проводились совместно с другойработой по формированию системы графических понятий (занятия по ИЗО иконструированию, специальные компьютерные игры на занятиях вкомпьютерно-игровом комплексе, специальный комплекс упражнений для развитиямелкой моторики руки). Во время проведения эксперимента велся дневникнаблюдений за детьми, после каждого занятия анализировались рисунки и в дневникзаносились положительные и отрицательные моменты, на которые обращалосьвнимание педагога при индивидуальной работе с ребёнком на следующем занятии.
КОНТИНГЕНТ ИСПЫТУЕМЫХ:см. предыдущий эксперимент.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:КАЧЕСТВЕННЫЙ анализ. Результаты анализа детских работ показывают постепенныйпроцесс формирования системы графических понятий у детей, формированиеграфических навыков при рисовании (или выполнении заданий) на бумаге иформирование навыков работы в графическом редакторе. Можно отметить, что степеньвыполнения самостоятельных заданий на компьютере, особенно у детей, показавшихнизкий уровень развития системы графических понятий, постепенно увеличивалась впроцессе занятий
ВЫВОДЫ: в ходеэксперимента была сформирована система графических понятий у детей, показавшихнизкий уровень её сформированности, и закреплены навыки у детей со среднемуровнем её сформированности; в ходе эксперимента также были сформированы навыкиработы детей с графическим редактором.
РЕКОМЕНДАЦИИ :
а) воспитателю поинформатике — провести констатирующий эксперимент для выявления количественныхи качественных изменений у испытуемых детей.
Конспект занятия № 2.
Осенние дождики.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :
1.  Провести занятия в группе поознакомлению с окружающим миром по темам «Приметы осени» (итоговоезанятие), «Грибы».
2.  Провести занятие по информатике "«Фотография»четырёх времён года (тестирующее)".
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
I.  По ознакомлению с окружающим :
1.  Закрепить знания детей об осени.
2.  Закрепить знания детей о съедобных инесъедобных грибах.
3.  Активизировать словарный запас натему «Дожди» (сильный, проливной, мелкий, ливень, грибной, моросящий,гроза, буря и пр.), «Грибы» (белый, лисичка, подберёзовик,подосиновик, рыжик, сыроежка и пр.)
II. ИЗО :
1.  Познакомить детей с понятиями:прямая, кривая, вертикальная, горизонтальная, наклонная линии.
2.  Закрепить знания о понятиях:плоскость, линия, вертикальное и горизонтальное расположения листа, верх и низлиста.
III.По информатике :
1.  Научить выполнять различные видылиний в графическом редакторе.
2.  Познакомить с функцией «прямаялиния».
3.  Научить сравнивать линии и выявлятьотличительные черты (АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ).
4.  Закреплять навыки детей пользоваться «мышкой».
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :
I.  Вызвать интерес и эмоциональныйотклик к различным природным явлениям.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
1.  Подготовить фотографии, иллюстрацииили репродукции картин, изображающих разные дожди.
2.  Подготовить шаблон рисунка (экранразделён на 8 равных частей: 4х2).
3.  Проверить «мышки» и, вслучае необходимости, заменить на новые.
4.  Подготовить домашнее задание:раскраска двух совершенно одинаковых гномиков в зеркальном отражении (на лице угномика нет рта).
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. На выставке. Беседа порисункам детей.
В Ребята, мы с вами впрошлый раз совершили путешествие во времени. И сделали фотографии разных времёнгода. Теперь все эти фотографии вывешены на нашу выставку. Давайте посмотрим, вкаких временах года мы были.
Д Зима, весна лето иосень.
В А кто вспомнит, в какомвремени года мы остались после путешествия ?
Д Сейчас у нас осень.
В Тогда давайте вспомним,чем же отличается осень от других времён года ?
Д Осенью прохладно, дуютветры, падают разноцветные листья с деревьев, улетают перелётные птицы, людисобирают урожай, осень — самое дождливое время года.
В А теперь пройдёмте вигровую зону.
2. В игровой зоне.
2.1. Беседа по картинам.
В Скажите, а как выдумаете: все дождики между собой одинаковые или они как-то отличаются.
Д Нет, дожди бываютразные: сильный, проливной, мелкий, ливень, грибной, моросящий, гроза, буря ипр. (Если дети затрудняются, можно использовать подсказывающие («Какназывается дождик, после которого растут грибы ?») или наводящие («Какназывается дождь, когда гремит гром и сверкает молния») вопросы).
В Посмотрите на картины.Давайте вместе придумаем им названия. (Если дети затрудняются, можно сказать имназвание и попросить объяснить, почему художник так назвал картину).
2.2. Физкультминутка.
В Итак, дождики бываютразные, и мы сейчас поиграем в грибной. (Игра «Грибочки»).
Встало солнышко с утра,
Вышли детки со двора :
Дождь вчера прошёлгрибной,
Не гроза и не косой, -
Выросли грибочки
Разные в лесочке.
Детки встали в хоровод,
Кто их больше соберёт ?
Дети под словавоспитателя «собирают» грибы. После вопроса воспитатель подходит клюбому ребёнку и дотрагивается до него. Ребёнок должен произнести названиесъедобного гриба. Кто не называет, повторяет ответ другого ребёнка илиошибается, тот вылетает, оставшийся ребёнок становится водящим. Играповторяется 2-3 раза.
3. В компьютерной зоне.
В Теперь мы нарисуемдождики, которые можно увидеть окошках. Перед вами на экране 8 окошек (см.образец на рис. 2). В каждом из них идёт свой дождик. Давайте мы их нарисуем.Сначала мы посмотрим, какие дождики идут в верхних окошках. Первый дождик у насбудет грибной. Посмотрите, все линии идут сверху вниз, почти не отклоняясь ни вправо, ни влево. Такие линии называются вертикальные. В следующем окошкенарисуем косой дождик — начиная с левого верхнего угла наискосок рисуемнаклонные линии. В следующем окошке ветерок стал дуть в другую сторону, поэтомуи наклонные линии теперь в другую сторону, мы их нарисуем с левого нижнегоугла. А потом ветер так усилился, что дождь в окошке пролетал мимо, почти непадая, чтобы нарисовать такой дождик, надо провести горизонтальные линии слеванаправо. Теперь поглядите на свои рисунки, как вы думаете, кривые или прямыелинии у вас получились ?
Д Кривые.
В А вы знаете, чтокомпьютер может нам помочь нарисовать прямые линии? Для этого надо тольковыбрать картинку с прямой линией (пиктограмма «Прямая линия»).Давайте теперь в каждом нижем окошке нарисуйте сами такой же дождик, что и вверхнем, и посмотрим, что получится. (Дети самостоятельно рисуют линии). Теперьпосмотрите, получились у нас прямые линии ?
Д Да.
В Давайте теперь выберембаночку с краской и раскрасим наши окошки разными цветами. (Функция «Заливкаконтура»). Теперь все могут стать и посмотреть, какие волшебные дождики унас получились. Красиво ?
Д Очень красиво.
4. После занятия.
4.1 Раздать детямдомашнее задание — раскрасить двух гномиков: доброго и злого.

/>
Рисунок 2. Образецрисунка воспитателя для занятия «Осенние дождики».
Конспект занятия № 6.
Домики для гномиков.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :
1.  На занятии по ознакомлению схудожественной литературой особое внимание уделить литературному, образномуописанию добрых и злых героев.
2.  Провести занятие по информатике «Осенниедождики».
3.  Раздать на дом задание — раскраситьодинаковых гномиков так, чтобы один получился добрым, а другой — злым.
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
I.  По ИЗО :
1.  Научить находить выразительныесредства для изображения характерных образов.
Закрепить понятия:плоскость, линии, правая и левая части листа,
2.  контур рисунка.
3.  Познакомить с понятиями: тёмные исветлые цвета и их значением при изображении характерных образов.
II. По информатике :
1.  Научить детей выделять основныеотличительные черты доброго и злого гномика (АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ) и на их основесделать вывод о характере героя.
2.  Закрепить навыки детей в компьютернойграфике: кривые и прямые линии, заливка контура.
3.  Закреплять навыки детей пользоваться «мышкой».
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :
I.  Научить правильно выражать своиэмоции и оценивать эмоции других людей :
1.  Уметь выражать мимикой своёэмоциональное состояние.
2.  Правильно читать мимику на лицедругого человека.
3.  Воспитывать эмоциональный отклик квнутреннему состоянию другого человека.
II. Воспитывать опрятность и аккуратность, вкус в одежде ивнешнем виде.
III.Воспитывать трудолюбие и желаниеподдерживать порядок в группе, у себя дома и пр.
IV.Воспитывать творческое отношение квыполняемой задаче.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
1.  Подготовить схематичное изображениеразличных эмоциональных состояний (радость, грусть, злость, доброта,серьёзность, веселье и пр.) на человеческом лице.
2.  Подготовить иллюстрации с изображениемдобрых и злых волшебников (например, волшебницы из сказки «ВолшебникИзумрудного города»).
3.  Проверить «мышки» и, вслучае необходимости, заменить на новые.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. В игровой зоне.
1.1. Беседа о добрых излых.
В Ребята, вы любитесказки ?
Д Конечно.
В А какие бывают всказках герои ?
Д Добрые (Феи, рыцари,принцессы, Дед Мороз и пр.) и злые (колдуньи, ведьмы, Баба Яга, КащейБессмертный и пр.)
В Хорошо вы знаетесказки. А теперь ответьте мне на такой вопрос: какие волшебницы на картинке вкниге «Волшебник изумрудного города» добрые, а какие — злые ?
Д Фиолетовая (Бастинда) иСиняя (Гингема) — злые, а Розовая (Стелла) и Жёлтая — добрые.
В А как это вы догадались?
Д У злых особое выражениелица (злое, сердитое), а у добрых — ласковое, весёлое.
В Правильно. Посмотрите,у меня на листочке нарисованы разные личики, отгадайте, какое настроение укаждого лица. (Дети по очереди или хором называют эмоциональные состояния:добрый, злой, весёлый, сердитый, грустный, серьёзный и пр.) А вот художник ещё зналспособ показать, какие это волшебницы: он нарисовал им разную одежду добрым — светлую, а злым — тёмную.
Д Точно, мы так же нашихгномиков по-разному раскрасили.
1.2. Беседа о выполнениидомашнего задания. (В начале занятия детям раздаются их выполненные домашниезадания).
В Да, вам дома нужно былораскрасить двух гномиков. Скажите, пожалуйста, разные или одинаковые гномикибыли на рисунке до того, как вы их раскрасили ?
Д Одинаковые (толькосмотрят в разные стороны).
В Вы взяли карандаши ираскрасили гномиков. Давайте посмотрим, что же у вас получилось. Поглядите — нет ни одного одинакового гномика. Конечно, они похожи, как и положено братьям,но очень многим отличаются. Давайте разберёмся, что же произошло. Во-первых,каких гномиков вы рисовали ?
Д Доброго и злого.
В А как мы можем узнать,получились ли у нас добрые и злые гномики ?
Д Мы дорисовали разныерты, по разному раскрасили их: доброго — в красивые, яркие одежды, а злого — втёмные, грязные.
В Тогда давайте проверим,у всех ли получилось правильно. (Воспитатель анализирует вместе с детьми каждыйрисунок в подгруппе детей).
1.3. Вместофизкультминутки. Игра «Добрые и злые».
В А теперь, покажите мне,добрых и злых героев сказок. На мою команду вы должны изобразить какого-либоперсонажа, чтобы было понятно, какой он. (Воспитатель называет героев: гномик,волшебник, волк, то есть таких, какие могут быть и добрыми и злыми. Самыйвыразительный актёр становится ведущим).
2. В компьютерной зоне.
2.1. Объяснение задания.
В Как вы ребята думаете,а в одинаковых или в разных домиках живут злые и добрые гномики ?
Д Они должны жить вразных домах: у доброго он красивый, ровный, в нём порядок, а у злого — всёнаоборот.
В Вот сегодня я вам ипредлагаю нарисовать на компьютере домики для ваших гномов. Возьмите с собойсвои рисунки и нарисуйте домик для каждого гномика именно с той стороны, как увас они нарисованы.
2.2. Работа закомпьютерами. (Воспитатель напоминает детям о возможности использования функцийпрямой линии, заливки контура, рисовании кривых линий, после завершениярисования все дети выбирают работу, которая наиболее правильно отражаетзадание).
3. После занятия.
3.1. Гимнастика для глаз.
В А теперь представьтесебе, кто живёт в таком домике (воспитатель показывает любой замок из книги «ВолшебникИзумрудного города»)? Закройте глазки, подумайте, а теперь отвечайте.
3.2. Воспитатель КИКподготавливает работы к выставке. Перед следующим занятием она обращаетвнимание на все работы детей, просит найти самые выразительные.
/>
Рисунок 3. Домашнеезадание перед занятием «Домики для гномиков».
Конспект занятия № 3.
Павлово-посадские платки.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :
1.  Провести занятие по знакомству снародным художественным промыслом Павлово-Посада.
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
I.  По ИЗО :
1.  Научить составлять симметричные узорыв квадрате.
2.  Закрепить понятия: плоскость, линии,контур рисунка.
3.  Познакомить с понятиями: ритм,симметрия, растительный и геометрический узоры.
4.  Закрепить знания детей о народномхудожественном промысле Павлово-Посада.
II. По информатике :
1.  Познакомить и научить пользоватьсяфункцией графического редактора «Симметричное рисование».
2.  Закрепить навыки детей в компьютернойграфике: кривые и прямые линии, заливка контура.
3.  Закреплять навыки детей пользоваться «мышкой».
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :
I.  Воспитывать опрятность иаккуратность, вкус в одежде и внешнем виде.
II. Воспитывать положительное эмоциональное отношение кпроизведениям народных промыслов (Павлово-Посад) и уважение к труду другихлюдей.
III.Воспитывать творческое отношение квыполняемой задаче.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
1.  Подготовить геометрические ирастительные элементы для составления узора на фланелеграфе.
2.  Подготовить иллюстрации или настоящиеПавлово-Посадские платки.
3.  Подготовить 3 куклы в русскихнародных костюмах (без головных уборов) и платки для них.
4.  Проверить «мышки» и, вслучае необходимости, заменить на новые.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. В игровой зоне.
1.1. Беседа народномпромысле Павлово-Посада.
В Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком...
Ребята, сегодня к нам вгости пришли русские красавицы. Они очень красиво одеты, но на головы им нечегонадеть. Скажите, а какие головные уборы вы знаете ?
Д Шапки, кепки,бейсболки, береты и пр.
В А в русском народномкостюме ?
Д Шапки, картузы,кокошники, платки.
В Вот сегодня мы длянаших девушек-красавиц нарисуем платочки. Но для начала давайте вспомним, какделаются платки ?
Д Сначала из шерстяныхниток ткётся платок, потом мастерами разрабатывается рисунок на бумаге. Онпереносится на специальные печатные станки — каждый цвет на свой. Потомпостепенно за узором узор наносится на ткань.
В А где делают такиеплатки, вы помните ?
Д В городе Павлово-Посад.
В Вот и мы сегодня будемразрабатывать рисунки для платочком нашим красавицам. Посмотрите, у меня нафланелеграфе разбросаны разные элементы. Могу я сказать, что этот платок изПавлово-Посада ?
Д Конечно, нет. Рисунокна платке должен повторяться.
1.2. Беседа осимметричности узоров.
В Правильно. Расположитеэлементы узора так, чтобы получился настоящий Павлово-Посадский платок. (Детилибо вместе, либо по вызову находят одинаковые элементы и симметричнораскладывают их на фланелеграфе). Вот мы и разработали рисунок, а теперьпосмотрите, если бы мы могли сложить его пополам, то у нас получились 2совершенно одинаковые половинки. Такие узоры называются симметричными.Посмотрите на настоящие Павлово-Посадские платки и покажите, какие из нихсимметричные, а какие — нет. (Дети выполняют задание, складывая платки в разныхнаправлениях на 2, 4, 8 частей).
1.3. Физкультминутка.Игра «Повтори фигуру».
В Сейчас мы поиграем вкрасавицу у зеркала. Я буду красавицей, а вы — зеркалами. Какую фигуру япокажу, такую вы должны отразить. Кто лучше и быстрее справится с заданием, тоти будет красавицей. (Воспитатель следит, чтобы дети именно отражали фигуру:правая рука у красавицы — левая у отражения и т.д.)
2. В компьютерной зоне.
2.1. Проба симметричногорисования.
В А теперь мы научимсясоставлять симметричные узоры. И поможет нам в этом сам компьютер. Раньше,когда мы с вами рисовали, сколько пятнышек было на экране ?
Д Только одно.
В А сколько сейчас вывидите перед собой ?
Д Двенадцать.
В Давайте выберем любойцвет и попробуем порисовать. Что получается ?
Д «Мышка»управляет только цветным пятнышком, а компьютер другими повторяет нашу линию.
2.1. РисованиеПавлово-Посадского платка.
В Тогда попробуйте самисоздать платочки для наших красавиц. Только помните, что платки должны быть изПавлово-Посада. (Дети выполняют работы).
3. После занятия. Детирассматривают работы друг друга и выбирают наиболее интересные платки.
3.1. Вместо гимнастикидля глаз.
В Закройте глазки ипредставьте себе, как наши красавицы будут выглядеть в этих платочках. А теперьглазками последите, как одна из них станцует для вас в новом платочке.
Конспект занятия № 4.
Узоры гжели.
(Коллективная работа «Чайныйсервиз»).
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :
1.  Провести занятие в группе поознакомлению с окружающим миром по теме «Ознакомление с глиной и её свойствами».
2.  Провести с детьми занятие по ИЗО «РисуемГжель»
3.  Использовать на предыдущих занятияхигры, требующие точного движения «мышкой» (например, «Колобок»).
4.  Дать домашнее задание на штриховкуили проведение линий.
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
I.  ИЗО :
1.  Закреплять знания детей охудожественном промысле Гжели.
2.  Закреплять знания детей о колоритегжельской посуды.
3.  Связать колорит гжельской посуды сзимним пейзажем.
4.  Формировать и активизироватьсловарный запас детей об оттенках синего цвета (бледно-голубой, светло-голубой,небесно-голубой, лазурный, голубой, ярко-голубой, светло-синий, кобальт, синий,тёмно-синий, ультрамарин).
II. По ознакомлению с окружающим :
1.  Закрепить обобщающие понятия «Посуда»,«Чайный сервиз».
2.  Активизировать словарный запас детейна тему «Как делают посуду».
III.По информатике :
1.  Научить детей сравнивать предметы ирисунки по используемым цветам, находить общие черты.
2.  Закреплять знания, умения и навыкидетей в компьютерной графике: пятно, линия, заливка контура.
3.  Закреплять навыки детей пользоваться «мышкой».
4.  Научить детей использовать вкомпьютерной графике оттенки только одного цвета.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :
1.  Воспитывать эмоциональноположительное отношение к народным промыслам России.
2.  Воспитывать уважительное отношение ктруду других людей.
3.  Развивать творческие способностидетей.
4.  Воспитывать коллективизм, учить детейпомогать друг другу.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
1.  Подготовить файлы с шаблонами форм (иконтуром рисунка, если навыки у детей сформированы плохо) предметов чайногосервиза: самовар, статуэтка для заварки, заварник, сахарница, сухарница,конфетница, бочонок для мёда, бокалы, блюдца и пр.
2.  Проверить «мышки» и, вслучае необходимости, заменить на новые.
3.  Подготовить несколько иллюстраций илинастоящих предметов гжельской росписи.
4.  Подготовить фотографии, иллюстрацииили репродукции картин осеннего, зимнего, весеннего и летнего пейзажей,развесить их по кабинету так, чтобы дети ходили по классу, рассматривая их.
5.  Принести из группы дидактическуюкуклу, знакомую детям.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. В игровой комнате.
1.1. Беседа о посуде. Настоле стоит игрушечный стол, стулья и дидактическая кукла из группы.
В Ребята, сегодня у куклыДень Рождения. Она хотела отпраздновать его и угостить вас чаем. Но вот беда — вся посуда у неё разбилась. Она так расстроилась, что даже не может вспомнитьназвание нужных ей предметов для чайного сервиза, чтобы сходить в магазин икупить их. Поможем ей ?
Д Конечно !
В Тогда давайте сначалавспомним, какие предметы нам понадобятся, чтобы пить чай ?
Д Чашки, блюдца, бокалы,самовар… (При затруднении детей воспитатель задаёт косвенные вопросы опорядке приготовления чая и накрывания на стол либо подсказывает, называяназначение предмета. При правильном ответе воспитатель выкладывает на столиллюстрацию или настоящий предмет сервиза гжельской росписи. Если названпредмет посуды не из чайного сервиза, то воспитатель просит объяснить, для чегонужен этот предмет, ничего не выкладывая.)
1.2. Беседа о народномпромысле Гжели.
В Ой, ребята! Посмотрите- у нас получился целый чайный сервиз! А кто вспомнит, в каком городе Россиитак расписывают посуду ?
Д В городе Гжель.
В А что вы знаете о том,как такая посуда появляется на нашем столе ?
Д Эта посуда сделана изспециальной глины, обожжена в печи, расписана художником вручную только синейкраской — кобальтом. (Если дети не называют правильное название краски,воспитатель напоминает им и просит повторить детей).
1.3. Беседа о колоритегжельской росписи.
В Так какие же цвета мыможем увидеть на посуде, сделанной в городе Гжель ?
Д Белый и синий.
В А разве голубого здесьнет? Светло-голубого нет? Темно-синего нет? Присмотритесь повнимательней!Вот лежит густой слой краски его даже на ощупь можно потрогать — получился цветультрамарин, а вот здесь синяя краска плавно переходит в светло голубую, почтибелую — получился бледно-голубой. (Детям можно дать несколько предметов изсервиза потрогать и внимательно рассмотреть).
Д Да, действительно. Какмного оттенков у одной синей краски !
1.4. Сравнение колоритагжельской росписи с пейзажами. (Вместо физкультминутки).
В Скажите, ребята, а каквы думаете, на какое время года похож наш чайный сервиз? Пройдитесь по классу: вот здесь у нас весенний пейзаж, здесь — летний, там висит картина об осени,а вот тут — о зиме. (Дети рассматривают картины и ходят по классу).
Д Похоже на лето — туттоже нарисованы цветы и птицы.
В Да, но на летнемпейзаже цветы яркие, разноцветные, а у нас только оттенки синей краски и белая,приглядитесь повнимательнее.
Д Похоже на зимний пейзаж- те же краски, только ещё чёрная есть.
В Правильно, это потому,что посуду раньше расписывали только долгими зимними вечерами — сидели мастера,глядели на замёрзшие окна и рисовали узоры. Вот и мы сегодня станем мастерамииз города Гжель и нарисуем на компьютерах чайный сервиз для нашей куклы, а вследующий раз она нас угостит из него чаем.
2. В компьютерной зоне.Дети рассаживаются за компьютеры.
2.1. Повторение приёмоврисования.
В Дети, у каждого из васна экране вместо обычных красок только оттенки синего цвета. Давайте назовёмих.
Д Бледно-голубой,светло-голубой, небесно-голубой, лазурный, голубой, ярко-голубой, светло-синий,кобальт, синий, тёмно-синий, ультрамарин.
В (Спрашивает любогоребёнка) Напомни нам, пожалуйста, что нужно, чтобы выбрать один из этихоттенков ?
Д Подвестистрелку-указатель к нужному цвету и нажать клавишу «Выбор».
В А что нам нужно, чтобыполучалась линия ?
Д Держать клавишу «Выбор»и вести мышкой по коврику.
В Постарайтесьиспользовать все оттенки в своих рисунках и приступайте к работе.
2.2. Рисование детей. Вовремя работы воспитатель и дети, которые лучше успевают, помогают другим. Можноребёнку поставить иллюстрацию или тот же предмет гжельской росписи, что и нашаблоне. Воспитатель делает замечания по качеству рисунков: выходит за контурпредмета, не использует оттенки цвета и пр.
2.3. Подведение итогаработы. Пока воспитатель заносит в память компьютера рисунки детей, он могутпройтись по компьютерному залу и посмотреть работы других детей. Воспитательможет дать задание выбрать рисунок более всего похожий на морозный узор.
В Ребята, посмотрите,какая красивая посуда у нас получилась! В следующий раз мы вырежем нашипредметы и соберём их на кукольный стол. А на сегодня наше занятие закончено.
3. Работа в группе идома.
3.1. Работа с детьми.Воспитатели группы начинают подготовку к Новогоднему празднику, украшаютгрупповую комнату вместе с детьми.
3.2. Работа воспитателяКИК.
3.2.1. Распечататьрисунки детей.
3.2.2. Подготовить стенд дляколлективной работы.
3.3. Подготовить вместе своспитателями группы чаепитие. На следующем занятии дети вырезают свои предметыпосуды и наклеивают их на стенд, оформленный, как большой стол. Потом наряжают «КомпьютернуюНовогоднюю ёлку» (игра «Зимние чудеса») и после занятияустраивается чаепитие, где торжественно вносится вся работа целиком. Длясервировки стола лучше использовать несколько настоящих предметов гжельскойпосуды (заварник, сахарница, конфетница и пр.)
Конспект занятия № 5.
Зимний город. Улица.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :
1.  Провести экскурсию на улицу, обратитьвнимание детей на прогулке на преобладающие цвета на улицах зимнего города.
2.  Провести занятие по рисованию воттенках одного цвета.
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
I.  По ИЗО :
1.  Научить составлять композицию,составляя из отдельных зданий пространственную композицию.
2.  Закрепить названия оттенков серогоцвета: светло-серый, тёмно-серый, мышиный, грязно-белый, маренго, антрацит,асфальтовый и пр.
3.  Закрепить понятия: плоскость, линии,контур рисунка.
II. По информатике :
1.  Познакомить детей с работойматричного принтера и способом переноски информации с одного компьютера надругой при помощи дискеты.
2.  Закрепить навыки детей в компьютернойграфике: кривые и прямые линии, заливка контура, пятно, заливка контура.
3.  Закреплять навыки детей пользоваться «мышкой».
4.  Закрепить умение использовать вкомпьютерной графике оттенки только одного цвета.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :
I.  Воспитывать внимательное отношение кпорядку на улицах города.
II. Воспитывать творческое отношение к выполняемой задаче.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
1.  Подготовить дискету и принтер дляраспечатки рисунка на компьютере воспитателя.
2.  Проверить «мышки» и, вслучае необходимости, заменить на новые.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. В игровой зоне. Беседао зиме в городе.
В Ребята, скажите мне,пожалуйста, какое сейчас время года ?
Д Зима.
В Давайте мы попробуемнарисовать наш город зимой. Как вы думаете, какие краски нам понадобятся, чтобыточно передать настроение зимнего города ?
Д Белый, серый и чёрный.
В А почему именно этицвета нам понадобятся, а не оттенки синего, как при рисовании зимнего пейзажа ?
Д Потому что в городетеплее, тает снег на асфальте, грязь от машин, машины становятся практическиодного цвета — грязно-серого.
В Вы знаете, чтобы намбыло легче рисовать, давайте нарисуем каждый только по одному дому — своему, апотом наклеим их на белый лист бумаги, и у нас получится один большой город.Только скажите мне сначала, много ли в ваших домах этажей и подъездов ?
Д Много.
В А какими линиями нужнорисовать городские дома — кривыми или ровными, вертикальными, горизонтальнымиили наклонными ?
Д Ровными вертикальными игоризонтальными.
2. В компьютерной зоне.
В Давайте пройдём ккомпьютерам и посмотрим, что я вам сегодня приготовила. (Воспитатель объясняетдетям какие пиктограммы отвечают за проведение ровных линий и геометрическихфигур, как называются цвета на чёрно-белой палитре. Работу можно построить ввиде вопросов и ответов, если подгруппа детей сильная.) У меня для вас сюрприз- первую готовую работу я распечатаю на специальном устройстве — принтере.Хотите посмотреть, как получаются ваши рисунки? (Вместо физкультминуткивоспитатель подзывает всех детей, когда кто-нибудь создаст первый дом, для того,чтобы все посмотрели, как рисунок с компьютера оказывается на бумагекомпьютер-дискета-компьютер-принтер, просит их сравнить рисунок на бумаге срисунком на экране компьютера).
3. После занятия. Наследующем занятии дети вырезают и приклеивают свои дома на ватман, гдевоспитатель только приклеил «асфальтированную проезжую часть улицы»(в перспективе). Следует обратить внимание детей, что чем дом ближе, тем онкажется больше и проследить, чтобы в процессе коллективной работы на нарушалсяэтот закон перспективы.

5. Констатирующийэксперимент. Диагностика уровня знаний о графических понятиях у детей старшейгруппы детского сада № 971 ЮВОУ МКО.
НАЗВАНИЕ: Сказочный доми его обитатель.
ЦЕЛЬ: выявить знания ографических понятиях и графические навыки детей; выяснить, насколько система занятийспособствует формированию знаний, умений и навыков детей.
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ: детямв течении занятия предложена коллективная творческая работа «Сказочныйгород» (см. приложение 4). Каждый ребенок должен был нарисовать дом длясказочного героя и самого его обитателя, используя все знания и умения,полученные на занятиях по компьютерной графике. Результаты анализа заносятся втаблицу по шкале уровней :
высокий — ребёнок хорошоориентируется в системе графических понятий (правильно даёт образ доброго илизлого героя, использует цвет, форму, линию, точку, пятно для придания образностии выразительности рисунку), при самостоятельной работе на компьютере показываетхороший уровень знакомства с возможностями графического редактора;
средний — ребёнок путаетсяв графических понятиях, не полностью использует средства выразительности, неполностью выполняет задание воспитателя на самостоятельную работу, нопоказывает хороший уровень знакомства с возможностями графического редактора;
низкий — ребёнок не знаетбольшинства графических понятий, не использует средства выразительности привыполнении задания воспитателя, не может самостоятельно выполнить заданиевоспитателя на самостоятельную работу.
Далее результатыэксперимента сравнивались с результатами констатирующего эксперимента «Фотографии»четырёх времён года".
КОНТИНГЕНТ ИСПЫТУЕМЫХ:см. предыдущий эксперимент.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ: а)КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ анализ рисунков детей представлен в виде таблицы (см. приложение6б).
б) КАЧЕСТВЕННЫЙ анализ.Результаты анализа детских работ, приведённые в приложении 6б, показывают, чтобольшинство обследованных детей (52 %) имеют средний уровень развитияграфических навыков на бумаге, высокий уровень представлений о системе графическихпонятий и средний уровень развития графических навыков при рисовании вграфическом редакторе. Дети (11 %), имеющие низкий уровень развития системыграфических представлений, не смогли справиться с заданием на самостоятельнуюработу на компьютере или справлялись только с помощью воспитателя.При сравнениирезультатов двух констатирующих экспериментов (см. Диаграмму 1) выявлено, чтона 26 % повысился высокий уровень сформированности системы графических понятий,на 15 % уменьшился низкий, что объясняется систематизированной работой с детьмипо её формированию.
ВЫВОДЫ: в ходеисследования были выявлено, что 52 % детей имеют средний уровень знаний осистеме графических понятий и развития графических навыков и 39 % детей имеютвысокий уровень знаний и навыков;
в связи со значительнымулучшением показателей группы детей, принимающих участие в эксперименте, посравнению с другими детьми можно сделать вывод, что данная система занятийспособствует формированию системы графических понятий, формирует навыки работыдетей 5-6 лет при работе в графическом редакторе (см. Приложения 6в, 7).
Конспект занятия № 7.
Дом для сказочного героя.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :
1.  Провести серю интегрированных занятийпо формированию системы графических понятий.
2.  Прочитать сказки «Царевна-лягушка»,«Кот в сапогах».
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
I.  По математике :
1.  Закрепить названия геометрическихфигур (квадрат, треугольник, ромб, круг, овал, полукруг).
2.  Закрепить умение детей составлять изгеометрических фигур другие геометрические фигуры.
II. По конструированию :
1.  Закрепить умение детей составлять изгеометрических фигур различные здания.
III.По ИЗО :
1.  Выявить уровеньинтеллектуально-художественного развития ребёнка
2.  Определить уровень знаний о понятияхизобразительной деятельности.
3.  Выявить графические навыки детей и ихумение пользоваться выразительными средствами для выражения образов, эмоций ичувств.
IV.По информатике :
1.  Познакомить и научить пользоватьсяфункцией графического редактора «Рисование геометрических фигур».
2.  Выявить уровень знаний, умений инавыков детей в компьютерной графике: прямая и кривая линии, заливка контура, «распылениекраски».
3.  Закреплять навыки детей пользоваться «мышкой».
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :
I.  Воспитывать эмоциональнуюотзывчивость на положительный и отрицательный образ в сказках.
II. Воспитывать творческое отношение к выполняемой задаче.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
1.  Подготовить рисунки с изображениемгероев сказок на карточках и на компьютерах (контур).
2.  Подготовить плоскостныегеометрические фигуры разного цвета и размера.
3.  Проверить «мышки» и, вслучае необходимости, заменить на новые.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. В игровой зоне.
1.1.Дворец изгеометрических фигур. (На столе лежат различные геометрические фигуры).
В Ребята, посмотрите, чтолежит у меня на столе? Как называются эти предметы ?
Д Геометрические фигуры.
В А вы их хорошо знаете?Давайте проверим: пусть каждый из вас выберет по моему заданию все фигуры изэтой кучи-малы. (Воспитатель поимённо просит детей выбрать фигуры одного вида,а потом совместно с детьми проверяет правильность выполнения задания). Скажитемне, пожалуйста, а какие фигуры можно объединить под одним названием.
Д Четырёхугольники инечетырёхугольники.
В Помните, мы с ваминедавно играли в игру с весёлыми человечками-фигурками и раскрашивали картинки?
Д Да, мы искали, в какойкартинке какая геометрическая фигура спряталась.
В А сегодня у нас будетзадание наоборот — из всех этих геометрических фигур мы должны собрать одинбольшой сказочный дворец. (Дети собирают из всех фигур, лежащих на столе,дворец. Воспитатель напоминает при необходимости, что из частей можно сложитьдругие геометрические фигуры).
1.2. Физкультминутка.Игра «Море волнуется раз...»
В Мы оказались с вами вволшебном замке. Давайте вспомним, кто в этом замке может жить. (Воспитательназывает героев сказок, а дети должны изобразить их. Лучшая фигура становитсяводящим.)
1.3. Анализ по карточкам.
В А теперь посмотрите. Яиз геометрических фигур нарисовала героев сказки. Попробуйте угадать, что этоза герои и из какой они сказки. (Воспитатель обратной стороной раздаёт карточкидетям по из выбору. В разных подгруппах выбираются разные сказки: «Царевна-лягушка»,«Кот в сапогах» и пр.) Какой герой здесь лишний ?
2. В компьютерной зоне.
В По своим карточкамнайдите своего героя на компьютере. Задание первое — нужно раскрасить его,используя «Баночку с краской» (заливку контура). Задание второе — рядом с героем при помощи геометрических фигур изобразите его сказочный дом, вкотом он живёт по сказке или мог бы по-вашему жить. (Дети выполняют работы, авоспитатель индивидуально показывает, как надо «растягивать» овал иличетырёхугольник).
3. После занятия. Детирассматривают работы друг друга и выбирают наиболее правильно выполненные — герои должны быть добрыми или злыми по сказке.
3.1. Вместо гимнастикидля глаз.
В А теперь закройтеглазки, представьте себе, как мы выходим из волшебного дворца и оказываемсяснова в нашем детском саду.
3.2. На следующемзанятии. Дети выполняют коллективную работу «Сказочный город».(Воспитатель должен подготовить фон для работы, а также распечатать рисункидетей и вырезать героев. Дома и замки детям можно предложить вырезать самимлибо как домашнее или групповое задание, либо на следующем занятии. Распечаткимогут быть разными по размеру для более перспективного вида).

Диаграмма 1. Анализрезультатов констатирующих экспериментов.
/>

Выводы
В ходе проведённой работы были решеныследующие задачи :
Разработана система комплексныхзанятий «ИЗО-информатика», диагностирующих уровень развитияграфических понятий и формирующих их в систему у детей старшего дошкольноговозраста.
Проведён констатирующий экспериментдля определения уровня знаний детей, данные которого показали в основномсредний уровень (61% — средний и 13% — высокий) сформированности системыграфических понятий у детей старшей группы.
Проведён обучающий эксперимент дляподтверждения выдвинутой гипотезы.
Проведён ещё один констатирующийэксперимент, свидетельствующий о повышении уровня сформированности системыграфических понятий (высокий уровень в группе детей, принимающих участие в эксперименте,поднялся с 10 % до 50 %), повышении навыка детей при рисовании на компьютере.
Таким образом можно заключить, чтоГИПОТЕЗА о том, что при использовании новых информационных технологий (вчастности возможностей компьютерной графики и дизайна) на интегрированныхзанятиях «ИЗО-информатика» у детей старшего дошкольного возрастаспособствует формированию графических понятий, так как ребёнок вынужденмысленно оперировать ими при работе на компьютере, и создаёт базу для развитияобразного мышления, доказана.
В ходе проведённых экспериментов быливыработаны следующие рекомендации по проведению занятий в данной системе :
Воспитателям компьютерных комплексов,которые захотят воспользоваться данными конспектами необходимо учесть следующее:
* занятия должныпроводиться в общей системе формирования графических понятий (то есть работадолжна проводиться не только в компьютерно-игровом комплексе, но и в группе назанятиях по конструированию, рисованию, аппликации, математике и ознакомлению схудожественной литературой, а также на занятиях психологов (если такие имеютсяв детском саду));
* помимо занятий сиспользованием графического редактора, необходимо проводить занятия с использованиемкомпьютерных игр, способствующих закреплению графических понятий (такие, какигры ассоциации «КиД»: «Весёлые фигурки», «Сложи узор»,«Конструктор», «Построй дом», «Калейдоскоп», "«Лес»,«Море»; игры компании Nikita Ltd.: «Азбука-раскраска»,«Малыш-3» и пр.);
* необходимо впериод занятий по формированию системы графических понятий давать детям заданияна штриховку, проведению всевозможных линий и пр. для укрепления моторики руки.
Воспитателям по изобразительнойдеятельности, руководителям изостудий и кружков для старших дошкольниковследует обратить внимание на возможности применения новых информационныхтехнологий в занятиях по детскому дизайну, конструированию, моделированию,художественному творчеству.
Разработчику системы игровых заданийследует продолжить работу по созданию такой же серии для детей подготовительнойк школе группе, как завершающего этапа формирования системы графических понятийи для средней группы, как подготовительного этапа.

Приложение
Дневник наблюдений
«Фотография»четырёх времен года.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ:очень напряжённое занятие, дети устают, поэтому лучше его проводить в первойполовине дня.
ТВОРЧЕСКИЕ УДАЧИ ДЕТЕЙ:очень понравилась работа Обориной Маши (точно выполняет задания, проводит линииуверенно и чётко, но только на бумаге; работа на компьютере не получилась из-заплохого владения «мышью»);
Гоша Черных, напротив,очень хорошо владеет компьютерным графическим редактором, но путается вназваниях линий, не успевает за заданиями воспитателя, очень отвлекается вовремя занятия.
РАЗОЧАРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ:Оля Кулешова фактически «боится» даже дотронуться до компьютера,очень неуверенная, выполняет задания воспитателя что на бумаге, что накомпьютере только, если он стоит рядом (даже если уверенна в правильном ответе);
многие дети выбралинеестественные цвета для своих рисунков, слишком контрастные или тёмные,поэтому стоит обратить внимание на следующих занятиях на колорит, как средствовыразительности;
очень плохо развита умногих моторика руки (это видно по штриховке рисунка), поэтому стоит обратитьвнимание воспитателя группы на работу по развитию мелкой моторики руки.
Осенние дождики.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ:больше всего детям нравится раскрашивать «волшебные окошки»,необыкновенно ярко переживают «открытие» возможности рисовать накомпьютере совершенно прямую линию.
ТВОРЧЕСКИЕ УДАЧИ ДЕТЕЙ:многие дети быстро освоили понятия прямая и наклонная линии (стоит чутьактивизировать в их речи понятия вертикальная и горизонтальная линии).
РАЗОЧАРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ:Оля Кулешова фактически «боится» даже дотронуться до компьютера,очень неуверенная, выполняет задания воспитателя что на бумаге, что накомпьютере только, если он стоит рядом (даже если уверенна в правильномответе);
очень плохо развита умногих моторика руки (это видно по проведению линий дождика «от руки»),поэтому стоит обратить внимание воспитателя группы на работу по развитию мелкоймоторики руки.
Павлово-Посадские платки.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ:дети с большим удовольствием складывали настоящие платки. Даже мальчикипытались их примерить.
Очень эмоционально детиотнеслись к тому, что компьютер за них рисует. Количество платков увеличивалосьсо скоростью печатных станков. Поэтому пришлось вводить ограничения на рисунки- изображение должно было заполнить весь экран, но не быть излишнезамалёванным. Дети очень хорошо познакомились с функцией очистки экрана.
В целом детям оченьзанятие понравилось.
ТВОРЧЕСКИЕ УДАЧИ ДЕТЕЙ:у Оли Кулешовой наконец-то проснулся интерес к рисованию без участиявоспитателя;
удачны работы ПашиЮхарина и Маши Серовой — они раскрасили именно квадратный, а не круглый платок.
РАЗОЧАРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ:Надя Иванова так много рисовала разных платков и стирала их, что так ничегодостаточно хорошего в память записано не было.
Чайный сервиз. Гжель.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ:дети были удивлены, что оказывается существует столько названий голубого цвета.Они их знали, но никогда не употребляли и даже не задумывались над этим. Легчевсего дети работали с тарелками и самоварами. Чашки дались значительно труднее- воспитателю необходимо периодически подтирать лишние фрагменты в рисунке.
На следующем занятиикогда составляли коллективную работу, дети несколько были в замешательстве оттого, что предметы разные по размеру (на экране они были одинаковы), но быстросообразил, почему я их так распечатала — грамотно объяснили тем, кто не был назанятии «Улицы города», что чем предмет дальше, тем кажется меньше.
ТВОРЧЕСКИЕ УДАЧИ ДЕТЕЙ:Маша Оборина раскрасила помимо своего задания ещё 4. Особенно ценно то, что онаничего лишнего в рисунок не добавляет (заметно, что она хорошо знакома с даннымпромыслом).
Особенно много знанийпоказали: о народном промысле и глиняной посуде — Маша Серова и СветаМалафеева; о перспективе — Юхарин Павел и Боря Оболенский.
РАЗОЧАРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ:Гоша Черных сразу с рисунком в круге не справился (хотя быстро сообразил, чтоэто он «Блюдо нарисовал»).
Улица города.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ:занятие лучше идёт во второй половине дня, если в первой на прогулкевоспитатель обращает внимание детей на улицу города, состояние природы,преобладающие краски этого времени года.
Состояние природы(растаявший и почерневший снег, проглядывающая грязь, лужи на асфальте хоть ине характерны для зимней погоды, но очень удачно были воплощены детьми нарисунках.
На следующем занятии детисамостоятельно пытались разобраться Куда ставить большие дома, а куда — маленькие, понадобилась помощь воспитателя. Но вот то, что один дом можетзакрывать другой, разобрались сами.
ТВОРЧЕСКИЕ УДАЧИ ДЕТЕЙ:любопытны работы Юли Якимовой и Маши Обориной, достаточно детальнопрорисовавших все объекты;
можно отметить работуТанвира Ниджара, единственного ребёнка, который изобразил многоподъездный дом(свой)
у Гоши Черных былапопытка изобразить ворону, но получился летающий ящер (он слишком увлечёнсейчас динозаврами).
РАЗОЧАРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ:Маша Серова, несмотря на то, что по возрасту старше, совершенно не обладаетчувством перспективы — её рисунки даже более схематичны, чем у Оли Кулешовой.
Домики для гномиков.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ:очень важна и показательна подготовительная работа — если родители или необращают на выполнение домашнего задания детьми или сами не очень хорошопредставляют способы выразительности рисунка, то и работы детей соответственноне выражают ярко образ гномиков;
любопытное замечание — чем больше дети наделали дома ошибок с раскраской, тем более точно онипостарались выполнить правильно задание с домиками (хоть использовали и не всесразу средства выразительности, но одно-два наиболее близких им эмоционально).
ТВОРЧЕСКИЕ УДАЧИ ДЕТЕЙ:первый успех Оли Кулешовой — второй домик раскрасила самостоятельно, безприсутствия воспитателя;
по рисунку БориОболенского можно сразу понять, что в деревне ему значительно больше нравится(дом для злого — городской, а для доброго — деревенский);
очень эмоциональнырисунки у Гоши Черных (даже солнышко и тучка).
РАЗОЧАРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ:Миша Цветков принёс прекрасно раскрашенных мамой гномиков, в результате вообщепрактически не справился с заданием;
Маша Оборина такувлеклась внутренней планировкой домика, что забыла о задании воспитателя.
Сказочный город.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ:Занятие с подгруппой детей, принимающих участие в эксперименте, проводилось,как открытое для методистов и педагогов дополнительного образования округа. Нодети настолько были раскрепощены и уверены в своих знаниях, что даже необращали внимание на присутствующих взрослых.
Необыкновенная «сказочнаясторона» карточек с героями (обклеены клеящейся бумагой с цветнымирадужными разводами) была детьми воспринята, как преддверие чего-то необычногоили волшебного, что настроило детей на необходимый эмоциональный лад.
ТВОРЧЕСКИЕ УДАЧИ ДЕТЕЙ:Очень активное участие принимали Вова Зеленский, Юхарин Павел и БоряОболенский. Наиболее удачно справились с заданием Аня Оболенская и МашаОборина. Несмотря на недостатки работы Оля Кулешова (самостоятельно бояласьпринять решения) и Надя Иванова (больно весёлый и добрый Змей Горыныч) из всехдетей наиболее точно в цветовом решении изобразили дома для своих героев.
РАЗОЧАРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ:Данишевский Саша так и не справился с раскраской Кота в сапогах (краска всёвремя «выливалась» на фон, что практически на нет свело творческуюнаправленность его работы).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.