Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной 2

--PAGE_BREAK--
2.2. Методики диагностики творческих способностей у детей

дошкольного возраста

1. Методика«Солнце в комнате»   

 Основание. Реализация воображения. 

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

Задачи. Обогащение представлений детей о солнце. Активизация вербальных реакций (высказываний) детей на музыку и детской фантазии. Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников. 

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится че­ловечек и солнце; карандаш, качественная аудиозапись музыки С.Прокофьева «Дождь и радуга»  

Инструкция к проведению. 

Воспитатель, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. По­смотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей из­ображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) воспитатель дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари­совано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она была правиль­ной» . 

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ­яснить,  что нужно сделать для «исправления» картинки. 

Обработка данных.

В ходе обследовании воспитатель оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 

1.     Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно»  )

2.     «Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить сол­нышко) Содержательное устранение несоответствия: 

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте — «Солнышко на улице»)

б) сложный ответ (переделать рисунок — «Сделать из солнышка лампу»).

4.     Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от дру­гих,  сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нари­совать окно», «Посадить солнышко в рамку»   и т.д.). 
2. Методика «Птенцы и невылупившие птенцы»   

 Основание. Реализация воображения и фантазии. 

Цель. Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений. 

Задачи. Обогащение представлений детей о птенцах и невылупившихся птенцах. Активизация вербальных реакций (высказываний)детей на музыку и детской фантазии. Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Материал. Качественная аудиозапись музыки «Балет невылупившихся птенцов» из фортепианной сюиты М.П.Мусоргского «Картинки с выставки» (например, в исполнении С.Рихтера), магнитофон, яйцо, картинки с изображением птенцов, крупная мягкая игрушка-птенец, необходимые предметы для рисования красками или восковыми мелками на каждого ребенка.

Инструкция к проведению. 

Воспитатель, предъявляя ребенку картинку: «Сейчас я тебе дам эту кар­тинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?» Выслу­шав ответ, воспитатель складывает картинку и спрашивает: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?» После ответа ребенка картинка рас­правля­ется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего при­меняется пять вариантов складывания — «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка». 

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка воспитатель фиксирует об­щий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществля­ется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание — 3 балла.  Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов: 

1.            Отсутст­вие ответа, не­принятие задания («Не знаю», " Ничего не станет",  «Так не бы­вает») — Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находя­щихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения («У утки нет головы»,  «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» и т. д.)

2. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при  сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию («Утка нырнула», «Утка заплыла за лодку»), построение новых компози­ций («Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т. д. Некото­рые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения «привязано» не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме,  кото­рую прини­мает картинка при складывании («Утка стала домиком», «Стала по­хожа на мос­тик» и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу
3. Методика «Как спасти зайку»

Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. 

Цель. Оценка способности ипревращение задачи на выбор в задачу на прео­бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. 

Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый ша­рик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: «Познакомься с этим зайчи­ком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут на­чался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем толькомы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень.Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Второй уровень.  Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование предметного наличного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка.

4. Методика «Дощечка»

Основание. Детское экспериментирование.

Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

Инструкция к проведению.

Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: «Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать». 

Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: «Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?»

Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: «Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз». И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

Обработка данных.

При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски («гараж», «лодочка» и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.
2.3. Развивающие игры для детей дошкольного возраста


Игры на развитие ассоциативности мышления

Игра «Что на что похоже „


3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры догова­риваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят, веду­щий на­чинает: “То, что я загадал похоже на ...» и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8», которая лежит на боку. Отгадав­ший выбирает новых отгадчиков и предлагает следующий пред­мет для ассоциации.

«Сюрреалистическая игра „(рисунок в несколько рук)

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

“Волшебные кляксы „


Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа вылива­ется не­много чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разво­рачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие пред­метные изо­бражения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто на­зовёт больше всего предметов.

Игра “Словоассоциации»

Взять любое слово, например, батон. Оно ассо­цииру­ется:

1. с хлебобулочными изделиями.

2.                              с созвучными словами: барон, бекон.

3. с рифмующимися словами: кулон, салон.

Создать как можно больше ас­социа­ций по предложенной схеме. Ассоциативность мышления можно развивать что называется «на ходу». Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на ас­фальте, ка­мешки на берегу.
Игры на развитие диалектичности мышления.

Игра «Хорошо — Плохо»


Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вы­зы­вающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положи­тельные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

— Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

— Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен — можно уко­лоться.

— Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане — ломается.

Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. На­пример, хорошо, что карандаш длинный — может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

Вариант 2.Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к субъективной однозначной оценке (конфеты — хорошо, лекарство — плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

Вариант 3.После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению «положитель­ных» и «отрицательных» качеств в зависимости от конкретных условий, в кото­рые ста­вятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.

— Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью — мешает уснуть.

Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно («драка», «дружба», «мама»). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Вариант 4.Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому   варианту   игры, при кото­ром для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство,    при этом объ­ект игры постоянно меняется, получается своеобразная «цепочка». Например:

— Есть шоколад хорошо — вкусно, но может заболеть живот;

— Живот болит — это хорошо, можно в детский сад не ходить;

— Сидеть дома — плохо, скучно;

— Можно пригласить гостей — и т.д.

Одним из возможных вариантов игры «Хорошо — плохо» стала, может быть, ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количест­венных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну кон­фету — вкусно и приято, а если много — заболят зубы, придётся их лечить.

Желательно, чтобы игра «Хорошо — плохо» стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.

Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет вы­работка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ре­бёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий — (?) тол­стый, ленивый — (?) трудолюбивый, острый — (?) тупой. Затем можно взять лю­бую пару слов, например, острый — тупой, и попросить детей найти та­кой объ­ект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае «острый — тупой » — это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На по­следнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать про­тиворе­чия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).

Игры на развитие системности мышления

Игра «Теремок»

Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, ка­стрюли и т.д. Кто-то сидит в «теремке» (например, ребенок с рисунком гитары). Сле­дующий ребёнок просится втеремок, но может попасть туда, только если ска­жет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ре­бёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инстру­мент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

«Собери фигурки»

Ребёнку дается набор  вырезанных из плотного  картона небольших фи­гурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав­лива­ются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сло­жить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают кар­тинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред­меты на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

«Нелепицы»

Рисуется картинка по любому сюжету — лес, двор, квартира. На этой кар­тинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.



2.4. Методика развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Весьма продуктивными будут занятия с детьми драматизацией, одним из видов театра. Основной целью является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.

Итак, чем можно заниматься в кружках по театральной постановке и драматизации с детьми

В наше время — время стрессов, резких взлетов и более резких падений в судьбах людей — все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенные головы и психику ребенка. Как уберечь их от этой страшной и разрушительной силы? Именно поэтому необходимо через театр прививать детям любовь к музыке, к литературе и театру, к русскому слову и развить творческие способности у детей. Так же, занятия в литературно-драматическом кружке помогут ребенку легче воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать в тех или иных ситуациях и войти в окружающую нас действительность развитой и полноценной личностью.

Задачами литературно-театрального кружка можно определить:

— Развитие личности ребенка, формирование мировоззрения на лучших традициях русской национальной культуры.

— Привитие устойчивого интереса к литературному слову, театру, и русскому фольклору.

— Совершенствование навыков воплощения в игре и определенных переживаний.

— Развитие патриотического, нравственного воспитания (воспитание любви и уважения к своей Родине, ее истории, культуре своего народа).

— Развитие способности у детей воспринимать художественный образ.

— Развитие творческих способностей ребенка.

Занятия в кружке развивают у ребенка правильную речь, память и мышление. На занятиях не раз видела, как бывает трудно даже способным детям выразить свои мысли. Когда я стала заниматься с детьми то, поняла, что каждый из детей по-своему талантлив, что каждый может проиграть одну и ту же роль, но по разному и поэтому каждому ребенку просто необходимо дать слово (возможность выступить), чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя этот груз “зажатости”. А затем у каждого ребенка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше, — и это победа.

И так, как и творческие способности, театрализованные способности лучше всего развивать в раннем возрасте.



2.5. Сценарий сказки «Кто сказал “ Мяу”?»

(Для детей старшей группы).

Цель: познакомить со сказкой В.Сутеева «Kто сказал «мяу»?»; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; сформировать представления детей о животном мире и местах обитания животных; развивать воображение при работе с символами; формировать умения имитировать движения, характерные для различных животных, под музыкальное сопроваждение; развивать мыслительные операции анализа (установление различий, исключение лишнего и т.п.).

Музыкальный репертуар: В.Шаинского.

Действующие лица: Ведущая, Щенок, Кошка, Собака (Мама), Петух, Лягушка, Пчела.

(В центре зала стоит домик с окном. На полу возле дома лежит коврик.)

Ведущий:

Жил в домике Щенок

Веселый, озорной.

Он поиграть бы мог

С тобою и со мной.

Он лаял очень звонко,

Нисколько не скучал

И мамочку родную

Совсем не огорчал.

(Появляется Щенок с мамой Песенка Щенка Муз.В.Шаинского)

Щенок:

Гав, гав, гав! Давайте же будем

Вместе весело играть.

Вместе бегать, вместе прыгать.

Кто же будет начинать?

(Танец Щенка с мамой Муз.В.Шаинского ).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.